Охрана защита и воспроизводство лесов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам) и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, – на их локализацию и ликвидацию.

Болезни леса – это патологические процессы, возникающие и развивающиеся под влиянием патогенов – возбудителей инфекционных болезней (грибов, бактерий, вирусов, нематод, высших цветковых растений и др.) и неблагоприятных факторов среды природного (засуха, наводнение, заморозки и т. д.) и антропогенного (загрязнение, рекреация и т. д.) характера а также возбудителей неинфекционных болезней. Вредители леса – это виды растительноядных животных (насекомые, клещи, копытные, грызуны и другие), популяции которых могут наносить ущерб целевым функциям леса и лесной продукции.

«На протяжении всей жизни растение тесно связано с окружающей средой и постоянно взаимодействует с ней. Его рост, развитие, продуктивность зависят от температуры и влажности, химического состава воздуха, разнообразия живых организмов и множества других факторов. Когда условия окружающей среды соответствуют требованиям растения и во взаимоотношениях растения с населяющими среду живыми организмами наблюдается равновесие, его обмен веществ протекает нормально, оно растет и развивается, не обнаруживая функциональных и морфологических нарушений. Если же какой-либо фактор среды резко отклоняется от оптимума или на растение нападают другие организмы, то происходит нарушение обмена веществ и физиологических функций, часто ведущее к изменениям анатомического строения и внешнего вида растения, т. е. возникает патологический процесс, или болезнь.

Различают инфекционные и неинфекционные болезни растений. Неинфекционные болезни возникают без участия фитопатогенных организмов, под влиянием неблагоприятных для нормального развития растений факторов окружающей среды. Таковы болезни, вызываемые недостатком влаги или избытком воды, нарушениями режима питания, недостатком кислорода, воздействием слишком высокой или низкой температуры, недостатком света, наличием в воздухе или почве токсичных для растений веществ и т. д.

Важнейшая особенность неинфекционных болезней – их неспособность передаваться от больного растения к здоровому…

Инфекционные болезни растений вызываются микроорганизмами (преимущественно грибами, бактериями, вирусами), паразитическими нематодами или цветковыми растениями-паразитами…

В целях своевременного выявления карантинных объектов, определения границ их очагов подкарантинные объекты подлежат систематическому карантинному фитосанитарному обследованию. При выявлении очагов карантинных объектов на соответствующих территориях устанавливается карантинный фитосанитарный режим. Карантинный фитосанитарный режим – карантинные фитосанитарные меры, установленные в карантинной фитосанитарной зоне. Карантинная фитосанитарная зона – территория, на которой установлен карантинный фитосанитарный режим вследствие выявления карантинных объектов. Карантинные фитосанитарные меры – меры по предотвращению проникновения на территорию Российской Федерации и (или) распространения на ней вредных организмов.

Зерно, продукты переработки зерна, ввозимые на территорию Российской Федерации, в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений, подлежат переработке в соответствии с технологиями, обеспечивающими лишение семян жизнеспособности. Вывоз зерна, продуктов переработки зерна с мест переработки с жизнеспособными семенами не допускается.

При выявлении заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами федеральный орган исполнительной власти по обеспечению карантина растений устанавливает карантинную фитосанитарную зону и карантинный фитосанитарный режим, делает представление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, налагающий карантин.

В карантинной фитосанитарной зоне проводятся мероприятия по борьбе с карантинными объектами, локализации, ликвидации их очагов, вводятся запреты на использование определенной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), запреты на вывоз с территории карантинной фитосанитарной зоны определенной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ограничения такого использования и вывоза и иные запреты и ограничения.

При ликвидации очагов карантинных объектов федеральный орган исполнительной власти по обеспечению карантина растений упраздняет карантинную фитосанитарную зону и отменяет карантинный фитосанитарный режим, соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации снимает карантин.

Кроме того, следует подчеркнуть, что наше государство наступает на одни и те же грабли в вопросе государственного управления лесным хозяйством. За последние пять лет орган лесного хозяйства как второстепенный элемент в системе государственного управления переподчиняли то Минприроде России, то Минсельхозу России, лишив его прежней самостоятельности. И только события лета 2010 г. подтолкнули Правительство РФ предоставить Федеральному агентству лесного хозяйства России самостоятельность и подчинить его напрямую Правительству РФ.

Государственный лесной контроль и надзор осуществляется в соответствии с Положением, утв. постановлением Правительства РФ от 22 июня 2007 г. № 394.

Положение устанавливает порядок осуществления контроля и надзора за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов. Целью государственного лесного контроля и надзора является обеспечение соблюдения лесного законодательства.

Государственный лесной контроль и надзор осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственный лесной контроль и надзор могут осуществлять государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Государственные лесные инспектора при осуществлении государственного лесного контроля и надзора имеют право:

а) пресекать и предотвращать нарушения лесного законодательства в установленном порядке;

б) осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства;

в) составлять по результатам проверок акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям (далее – граждане), а также юридическим лицам, осуществляющим использование лесных участков;

г) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки;

д) осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание;

е) уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и выявленных нарушениях;

ж) предъявлять гражданам и юридическим лицам требования об устранении выявленных в результате проверок нарушений;

з) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами права.

Положение об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 418. Заметим, что воспроизводство лесов осуществляется путем лесовосстановления и ухода за лесами (ст. 61 Лесного кодекса РФ).

Заказчиками на размещение заказа выступают:

а) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления – в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или в собственности муниципальных образований;

б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации – в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по организации и обеспечению охраны, защиты и воспроизводства которых передано в соответствии с

ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) Федеральное агентство лесного хозяйства – в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по организации и обеспечению охраны, защиты и воспроизводства которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации;

г) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования – в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;

д) федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области обороны, безопасности, – в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.

За нарушение лесного законодательства предусмотрена уголовная, административная и имущественная ответственность.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава XIII Охрана и рациональное использование лесов

Глава XIII Охрана и рациональное использование лесов Леса покрывают свыше 30 % суши Земли. В Российской Федерации земли, покрытые лесной растительностью, занимают около 800 млн га. Вопросами охраны растительного мира занимается не только внутригосударственное

Классификация лесов

Классификация лесов В соответствии с Лесным кодексом РФ 1997 г. все леса в лесном фонде делились на группы. В основу деления были положены экономические, экологические и социальные функции лесов. При разделении лесов на группы учитывались их местоположение,

Использование лесов

Использование лесов Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с

Охрана лесов

Охрана лесов Леса нуждаются в особой охране. «В связи с антропогенным воздействием за последние 10 тыс. лет планета лишилась 2/3 лесов. Леса занимают 3,9 млрд га (около 30 % суши без Антарктиды) с запасом древесины 386 млрд м3. В лесах сосредоточено около 80 % всей растительной

Статья 8.27. Нарушение правил в области воспроизводства, улучшения состояния и породного состава лесов, повышения их продуктивности, семеноводства лесных растений

Статья 8.27. Нарушение правил в области воспроизводства, улучшения состояния и породного состава лесов, повышения их продуктивности, семеноводства лесных растений Нарушение правил в области воспроизводства, улучшения состояния и породного состава лесов, повышения их

Статья 8.31. Нарушение требований к охране лесов

Статья 8.31. Нарушение требований к охране лесов 1. Нарушение требований санитарных правил в лесах –влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от пяти до десяти минимальных

34. Лес и растительный мир вне лесов как объекты правовой охраны

34. Лес и растительный мир вне лесов как объекты правовой охраны В соответствии с ЛК РФ объектами лесных отношений являются: лесной фонд РФ; участки лесного фонда; права пользования ими; леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими;

Статья 261. Уничтожение или повреждение лесов

Статья 261. Уничтожение или повреждение лесов 1. Уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности –наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч

Статья 8. 27. Нарушение правил в области воспроизводства, улучшения состояния и породного состава лесов, повышения их продуктивности, семеноводства лесных растений

Статья 8. 27. Нарушение правил в области воспроизводства, улучшения состояния и породного состава лесов, повышения их продуктивности, семеноводства лесных растений Нарушение правил в области воспроизводства, улучшения состояния и породного состава лесов, повышения их

Статья 8. 31. Нарушение требований к охране лесов

Статья 8. 31. Нарушение требований к охране лесов 1. Нарушение требований санитарных правил в лесах –влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от пяти до десяти минимальных

Статья 8.12. Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования

Статья 8.12. Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования 1. Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, а равно порядка предоставления лесов

Статья 8.24. Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования

Статья 8.24. Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования как с предоставлением, так и без предоставления лесных участков -влечет

Статья 8.25. Нарушение правил использования лесов

Статья 8.25. Нарушение правил использования лесов 1. Нарушение правил заготовки древесины -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от

Статья 8.26. Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов

Статья 8.26. Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов 1. Сенокошение и выпас сельскохозяйственных животных на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено, а

Статья 23.24. Органы, уполномоченные в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов

Статья 23.24. Органы, уполномоченные в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов 1. Органы, уполномоченные в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.1

Тема X. Охрана и рациональное использование лесов

Тема X. Охрана и рациональное использование лесов Лесное законодательство России. — Лесной фонд. — Организация лесного хозяйства. — Управление лесным фондом. — Древесно-кустарниковая

Использование охраны защиты воспроизводства лесов

Лес – это…

На первый взгляд, вопрос достаточно простой. Ведь вот он, лес, совсем рядом. В основной массе российских городов лес находится рядом с границами населенного пункта. Но если расспросить людей в отдельности, то станет ясно, что понятие леса у всех разное. Для одного - это множество близко стоящих деревьев, для другого - тень от крон деревьев и особый воздух, напитанный множеством запахов: прелая листва, цветы, медоносы и запах смолы, для третьего лес – это грибы и ягоды, или место обитания охотничьих трофеев. Опять же, каждый понимает, что ветрозащитные лесопосадки вокруг полей или вдоль загородной трассы не являются лесом, но вряд ли кто сможет внятно объяснить, почему так.

В силу такой сложности достаточно тривиального вопроса есть даже специальное Постановление Конституционного суда РФ № 12-П от 2 июня 2015 года, в котором уточняется, что лес может рассматриваться как природный ресурс, т.е. как совокупность неких материальных ценностей (древесина, животный мир, ягоды сгрибами и другие извлекаемые продукты), а может как комплексная экологическая система, в которую входят все, что произрастает и обитает в лесу, а также почва, воздух, ручьи, овраги и даже удаленность от ближайшего крупного населенного пункта. А ведь есть еще леса, обладающие культурной либо исторической ценностью.

Таким образом, когда мы исследуем тот или иной вопрос, нужно понимать, с какой точки зрения мы рассматриваем лес. Обычно вопросы использования и восполнения лесных массивов подразумевают под лесом природный объект, а вопросы лесоохраны и защиты объединяют всевозможные стороны рассмотрения лесов, включая культурную, и разнообразные нематериальные составляющие.

Использование леса

Лесной кодекс выделяет 16 основных видов использования лесов. Если их рассмотреть по признаку ресурса, можно выделить несколько основных групп:

  • Извлечение всего, что растет и живет в лесу в естественных условиях, куда можно отнести: непосредственно лесозаготовку, извлечение различных составляющих древесного происхождения и добыча растительных и животных пищевых лесных ресурсов, охоту и сбор лекарственных растений;
  • Использование леса, как объекта ведения сельскохозяйственной деятельности, а именно: само сельскохозяйственное производство на территории леса и с использованием его ресурсов, выращивание лесных окультуренных плодовых деревьев и растений, ягод, лекарственных растений и материала для ландшафтных работ, лесопосадочной продукции лесных растений, выращивание лесных плантаций и их использование в хозяйственной деятельности;
  • Ведение в лесу хозяйственной деятельности, как связанной, так и не связанной с лесом, как с объектом хозяйствования: осуществление научно-исследовательской, преподавательской, религиозной, рекреационной деятельности, различные виды строительной и природоохранной деятельности, проведение геологоразведки и добыча полезных ископаемых в рамках границ леса, переработка древесины и иных лесных ресурсов (имеется в виду в рамках комплексных лесозаготовительных бригад), и любая иная деятельность, не связанная напрямую с лесом как с объектом деятельности, вроде поиска тунгусского метеорита или снежного человека.

Основная задача регулирования использования леса – это регламентирование и соблюдение таких условий, когда использование будет наносить экосистеме леса минимальный вред. В идеальном случае деятельность по использованию лесов может даже приносить лесу пользу. Например, в зависимости от условий, не всегда, но можно так организовать лесозаготовительную деятельность, чтобы совместить ее с санитарной вырубкой леса. Сбор лесных ягод или грибов даже в промышленных масштабах вряд ли может как-то нарушить экосистему леса, а вот охота - уже такой вид деятельности, который нуждается в регулировании путем квот и лицензий.

В то же время, добыча полезных ископаемых в любом случае нанесет лесу определенный ущерб.Здесь задача сводится как к минимизации ущерба, так и к реализации мер по восстановлению леса после прекращения ведения деятельности, рекультивация почв и иные природоохранные действия.

Охрана леса

Но все же основной задачей охраны лесов остается деятельность по предотвращению, обнаружению и тушению пожаров. Для выполнения этих задач определены основные правила действия при возникновении пожара, взаимодействие с органами власти, меры по обеспечению безопасности населения.

Охрана леса от возникновения пожаров состоит из трех направлений:

  1. мероприятия по предупреждению пожаров;
  2. отслеживание лесных пожаров и оценка потенциально пожароопасных ситуаций;
  3. формирование планов тушения лесных пожаров.

Предупреждение пожаров главным образом состоит в специальных мерах по снижению вероятности возникновения большого лесного пожара. В основном, это различные варианты противопожарных просек. Также в лесах с высокой пожарной опасностью специально проводятся контролируемые выжигания подстилки, сухостоя и проводится гидромелиорация. И, наконец, на случай возникновения пожаров отслеживается возможность быстрого прибытия различной пожарной техники, доступность воды. Для местных властей, в связи с этим, существует требование по наличию и содержанию в готовности нужной для тушения техники и достаточного количества людей.

Понятно, что леса совсем без пожаров не бывает. Всегда где-то бушует гроза, а где-то не затушили костер. И тушить все пожары на Земле невозможно. Большинство пожаров затухают по естественным причинам либо по достижению противопожарных просек. Именно для рационального распределения пожарной техники лесные пожары отслеживаются, а техника на них направляется только в случае необходимости.

Планы тушения формируются для наиболее эффективного действия всех служб в случае возникновения пожара. В идеале они должны предусматривать все возможные ситуации на пожаре.

Защита леса

В понятие защиты леса входит предотвращения ущерба лесам от всех факторов биологического характера. Здесь имеется ввиду широкое понятие леса, как экосистемы, и защищаются как флора и фауна, составляющая лес, так и среда обитания, т.е. почва, водные объекты и т.п. Мероприятия по защите лесов сродни охране от пожаров. Ведь и правда, возникновение, распространение и ликвидация заболеваний леса так же имеют очаг лесной патологии, распространение заражения и его естественное затухание. Отсюда и схожесть мер обеспечения защиты леса: лесозащитное районирование, лесопатологический мониторинг, проведение обследований, предупреждение распространения вредных организмов и ликвидация их очагов. Обязанности по защите леса также лежат на соответствующих муниципальных службах.

Нужно заметить, что многие лесозащитные мероприятия тесно пересекаются с такими же мерами по защите сельскохозяйственных земель. Например, карантинные мероприятия по какому-либо растению или заболеванию естественно не проходят отдельно по лесу, и отдельно по прилегающим к нему полям. Обычно карантин объявляется на определенной площади независимо от характера растительности на ней.

Воспроизводство лесов

Включает в себя три главных направления:

  • развитие лесного семеноводства;
  • работы по лесовосстановлению;
  • содержание лесов в здоровом состоянии.

Причем второй и третий пункты тесно связаны с первым. Лесное семеноводство является основой всего направления работ по воспроизводству лесов. Нужно сказать, что в 90-е годы российское лесное семеноводство практически прекратило существование. Отсутствие средств у муниципалитетов привело к тому, что семеноводческие хозяйства, если не закрылись, то практически не вели работ по основной деятельности. Возрождение отечественного лесного семеноводства началось примерно с 2005 года, когда у государства появились средства на наведение порядка в лесных фондах, и продукция семеноводческих хозяйств получила спрос. Эта работа требует достаточно большого исследовательского потенциала, поскольку при районировании сортов нужно учитывать множество факторов, как почвенно-климатических, так и экономических. Бывает, что один и тот же вид очень хорошо себя чувствует на одном склоне и абсолютно не приживается на противоположном.

Поэтому в обеспечение лесного семеноводства оказывается вовлечен достаточно большой исследовательский потенциал. Таким образом эффект от деятельности разнообразных научных школ и направлений при развитии лесной семеноводческой системы в России положительно сказывается на других, особенно сельскохозяйственных направлениях функционирования экономики.

Основные задачи семеноводства - это сохранение видовой популяции деревьев и селекция новых, более устойчивых к болезням и более продуктивных. Именно результаты трудов по семеноводству лежат в основе мероприятий по лесовосстановлению и уходом за лесами. Лесовосстановление является обязательным условием при коммерческой вырубке лесов. Уход за лесами представляет собой комплекс мер по поддержанию лесов в здоровом состоянии, направленном на повышение продуктивности.

Выводы

Лес – это сложная экосистема, включающая в себя деревья, растительность, землю и недра, на которых лес произрастает, всю совокупность занимаемого лесом пространства и его обитателей. В России все мероприятия по использованию леса и уходу за лесом регулируются Лесным кодексом РФ.

Лесные угодья требуют постоянного мониторинга своего состояния и помощи со стороны человека для сопротивления болезням, нормального воспроизводства, постоянной высокой продуктивности.

Похожие сюжеты

Руководитель Минприроды России Сергей Донской возглавил в Иркутске заседание по вопросам охраны и защиты лесных насаждений. Во время открытия совещания, он поздравил собравшихся с Международным днем леса, празднуемым во всем мире 21 марта. Кроме этого, он подчеркнул, что Иркутский регион состоит в числе самых богатых лесом субъектов страны (лесные массивы находятся на 83% площади государства), по этой причине проблемы их сохранения и рационального применения в регионе контролируются государством.

Охрана и защита лесов осуществляются с учетом их биологических и иных особенностей и включают в себя комплекс мер по рациональ­ному использованию и сохранению лесов от уничтожения, загрязне­ния и иных негативных воздействий.

Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осущест­вляются органами государственной власти, органами местного само­управления в пределах их полномочий или лицами, использующими леса. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осущест­вляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Лесные пожары продолжают оставаться одним из наиболее не­гативных факторов, влияющих на состояние лесов. С 2004 гола лесные площади, пройденные пожарами, постоянно возрастали. Чрезвычайной пожарной обстановкой в лесах во многих субъектах Российской Федерации характеризовался 2010 год. Количество возго­раний составило 34,8 тыс., огнем было пройдено 2,5 млн га. Основная причина возникновения лесных пожаров, особенно в европейской части страны, — неосторожное обращение граждан с огнем в лесу. По вине населения и от неконтролируемых сельскохозяйственных палов произошло более 70^ всех возгораний.

Согласно ст. 53 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются следующие меры пожарной без­опасности: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработка и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и ту­шения лесных пожаров. К мерам противопожарного обустройства лесов законодатель относит: строительство, реконструкцию и эксплу­атацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиаци­онных работ по охране и защите лесов; прокладку просек, противопо­жарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных на­блюдательных пунктов и пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; проведение работ по гидроме­лиорации; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; проведение профилакти­ческого контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов: иные определенные Правительством Российской Федерации меры.

Органы государственной власти, органы местного самоуправ­ления в пределах своих полномочий, ограничивают пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной без­опасности или санитарной безопасности в лесах в порядке, установ­ленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 53.5 ЛК РФ).

При проведении мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуа­ции в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, на лесных участках, расположенных в границах территории, признанной зоной чрезвычай­ной ситуации, допускается осуществление выборочных рубок и сплош­ных рубок лесных насаждений без предоставления лесных участков, в том числе в целях создания противопожарных разрывов. Решение об осуществлении таких рубок принимают органы государственной вла­сти или органы местного самоуправления в пределах их полномочий.

При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результа­там аукциона изменение условий аукциона на основании соглаше­ния сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается. Исключение из этого правила возможно в случае, если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной си­туации, возникшей вследствие лесных пожаров или последствий эгой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора, он может быть изменен или расторгнут (ч. 7 ст. 53.7 JTK РФ).

Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов

Гибель насаждений в последнее десятилетие увеличилась почти в 1,5 раза по сравнению с предыдущим периодом; если в период с 1990 по 1999 г. от различных причин погибло 3017,6 тыс. га насаждении, то с 2000 по 2009 г. — около 4347,8 тыс. га.

Согласно ст. 55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитар­ной безопасности в лесах осуществляются:

1) лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесипатологической угрозы);

2) лесопатологические обследования и лесопатологический мони­торинг;

3) авиационные работы и наземные работы по локализации и лик­видации очагов вредных организмов;

4) санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов сп мхламления. загрязнения и иною негативного воздействия);

5) установление санитарных требований к использованию лесов.

Меры санитарной безопасности на лесных участках, предостав­ленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов. Правила санитарной безопас­ности в лесах устанавливаются Правительством РФ. Правила сани­тарной безопасности в лесах для каждого лесного района устанавли­ваю гея Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Лесозащитные мероприятия подразделяются: на профилактиче­ские (предупредительные); меры по локализации и ликвидации оча­гов вредных организмов; санитарно-оздоровительные мероприятия; лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг.

Профилактические мероприятия направлены на привлечение насекомоядных птиц, муравьев, которые на определенном этапе развития популяций насекомых — вредителей леса могут предотвра­тить их массовое размножение. Они включают следующие виды работ: развешивание искусственных гнездовий, огораживание и расселение муравейников и т. п.

Меры по локализации и ликвидации очагов проводят в местах мас­сового размножения вредителей с целью снижения их численности до порогового уровня и предотвращения ущерба от повреждения на­саждений. Меры подразделяются как по способам проведения борьбы (наземные и авиационные), так и по используемым препаратам (хими­ческие и биологические).

К санитарно-оздоровительным мероприятиям относятся выбо­рочные и сплошные санитарные рубки, а также выборка погибших и поврежденных деревьев; очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия; уборка захламленности. Их главной целью нвляе1ся улучшение санитарного состояние лесов и сокраще­ние экономического ущерба от потери древесины.

Для сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесен­ных в Красную книгу РФ или Красные книги субъектов РФ, может запрещаться осуществление деятельности, негативное воздействие которой может привести к сокращению численности таких растений и ухудшению среды их обитания, либо могут устанавливаться ограниче­ния осуществления этой деятельности.

85.Понятие, содержание, объекты и субъекты пользования объектами животного мира.

Традиционно выделяются различные признаки животного мира.

1) нахождение диких животных в состоянии естественной свобо­ды, под которой понимается непосредственная естественная связь животного с окружающей средой;

2) объект животного мира должен находиться в живом состоянии;

Объектом права пользования животным миром является только жи­вой организм. Умершие вследствие естественных причин (или умерщ­вленные) дикие животные не могут быть объектами охоты, рыболов­ства и других видов пользования животным миром 3 .

Вместе с тем в целях индивидуализации понятия животный мир законодатель вводит понятие объекта животного мира — под которым понимается организм животного происхождения (дикое животное).

Пользователями животным миром могут быть граждане, индиви­дуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться жи­вотным миром.

В отличие от иных сфер природоресурсного законодательства (зе­мельного, водного, лесного), фаунистическое законодательство пред­ставлено тремя базовыми головными законами, включающими как рамочные основы регулирования охраны и использования объектов животного мира, так и законы, стратифицированные в соответствии с основными экономическими направлениями деятельности в данной сфере: охота и рыболовство.

Таким образом, система законодательства об охране и использова­нии животного мира (фаунистического законодательства) базируется на следующих основополагающих федеральных законах:

Целый ряд норм фаунистического законодательства корреспон­дируются с нормами базового кодифицированного законодательства иных сфер природоресурсного законодательства: Земельный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ.

Охрана и защита лесов осуществляются с учетом их биологических и иных особенностей и включают в себя комплекс мер по рациональ­ному использованию и сохранению лесов от уничтожения, загрязне­ния и иных негативных воздействий.

Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осущест­вляются органами государственной власти, органами местного само­управления в пределах их полномочий или лицами, использующими леса. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осущест­вляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Лесные пожары продолжают оставаться одним из наиболее не­гативных факторов, влияющих на состояние лесов. С 2004 гола лесные площади, пройденные пожарами, постоянно возрастали. Чрезвычайной пожарной обстановкой в лесах во многих субъектах Российской Федерации характеризовался 2010 год. Количество возго­раний составило 34,8 тыс., огнем было пройдено 2,5 млн га. Основная причина возникновения лесных пожаров, особенно в европейской части страны, — неосторожное обращение граждан с огнем в лесу. По вине населения и от неконтролируемых сельскохозяйственных палов произошло более 70^ всех возгораний.

Согласно ст. 53 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются следующие меры пожарной без­опасности: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработка и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и ту­шения лесных пожаров. К мерам противопожарного обустройства лесов законодатель относит: строительство, реконструкцию и эксплу­атацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиаци­онных работ по охране и защите лесов; прокладку просек, противопо­жарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных на­блюдательных пунктов и пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; проведение работ по гидроме­лиорации; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; проведение профилакти­ческого контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов: иные определенные Правительством Российской Федерации меры.

Органы государственной власти, органы местного самоуправ­ления в пределах своих полномочий, ограничивают пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной без­опасности или санитарной безопасности в лесах в порядке, установ­ленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 53.5 ЛК РФ).

При проведении мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуа­ции в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, на лесных участках, расположенных в границах территории, признанной зоной чрезвычай­ной ситуации, допускается осуществление выборочных рубок и сплош­ных рубок лесных насаждений без предоставления лесных участков, в том числе в целях создания противопожарных разрывов. Решение об осуществлении таких рубок принимают органы государственной вла­сти или органы местного самоуправления в пределах их полномочий.

При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результа­там аукциона изменение условий аукциона на основании соглаше­ния сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается. Исключение из этого правила возможно в случае, если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной си­туации, возникшей вследствие лесных пожаров или последствий эгой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора, он может быть изменен или расторгнут (ч. 7 ст. 53.7 JTK РФ).

Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов

Гибель насаждений в последнее десятилетие увеличилась почти в 1,5 раза по сравнению с предыдущим периодом; если в период с 1990 по 1999 г. от различных причин погибло 3017,6 тыс. га насаждении, то с 2000 по 2009 г. — около 4347,8 тыс. га.

Согласно ст. 55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитар­ной безопасности в лесах осуществляются:

1) лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесипатологической угрозы);

2) лесопатологические обследования и лесопатологический мони­торинг;

3) авиационные работы и наземные работы по локализации и лик­видации очагов вредных организмов;

4) санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов сп мхламления. загрязнения и иною негативного воздействия);

5) установление санитарных требований к использованию лесов.

Меры санитарной безопасности на лесных участках, предостав­ленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов. Правила санитарной безопас­ности в лесах устанавливаются Правительством РФ. Правила сани­тарной безопасности в лесах для каждого лесного района устанавли­ваю гея Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Лесозащитные мероприятия подразделяются: на профилактиче­ские (предупредительные); меры по локализации и ликвидации оча­гов вредных организмов; санитарно-оздоровительные мероприятия; лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг.

Профилактические мероприятия направлены на привлечение насекомоядных птиц, муравьев, которые на определенном этапе развития популяций насекомых — вредителей леса могут предотвра­тить их массовое размножение. Они включают следующие виды работ: развешивание искусственных гнездовий, огораживание и расселение муравейников и т. п.

Меры по локализации и ликвидации очагов проводят в местах мас­сового размножения вредителей с целью снижения их численности до порогового уровня и предотвращения ущерба от повреждения на­саждений. Меры подразделяются как по способам проведения борьбы (наземные и авиационные), так и по используемым препаратам (хими­ческие и биологические).

К санитарно-оздоровительным мероприятиям относятся выбо­рочные и сплошные санитарные рубки, а также выборка погибших и поврежденных деревьев; очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия; уборка захламленности. Их главной целью нвляе1ся улучшение санитарного состояние лесов и сокраще­ние экономического ущерба от потери древесины.

Для сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесен­ных в Красную книгу РФ или Красные книги субъектов РФ, может запрещаться осуществление деятельности, негативное воздействие которой может привести к сокращению численности таких растений и ухудшению среды их обитания, либо могут устанавливаться ограниче­ния осуществления этой деятельности.

85.Понятие, содержание, объекты и субъекты пользования объектами животного мира.

Традиционно выделяются различные признаки животного мира.

1) нахождение диких животных в состоянии естественной свобо­ды, под которой понимается непосредственная естественная связь животного с окружающей средой;

2) объект животного мира должен находиться в живом состоянии;

Объектом права пользования животным миром является только жи­вой организм. Умершие вследствие естественных причин (или умерщ­вленные) дикие животные не могут быть объектами охоты, рыболов­ства и других видов пользования животным миром 3 .

Вместе с тем в целях индивидуализации понятия животный мир законодатель вводит понятие объекта животного мира — под которым понимается организм животного происхождения (дикое животное).

Пользователями животным миром могут быть граждане, индиви­дуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться жи­вотным миром.

В отличие от иных сфер природоресурсного законодательства (зе­мельного, водного, лесного), фаунистическое законодательство пред­ставлено тремя базовыми головными законами, включающими как рамочные основы регулирования охраны и использования объектов животного мира, так и законы, стратифицированные в соответствии с основными экономическими направлениями деятельности в данной сфере: охота и рыболовство.

Таким образом, система законодательства об охране и использова­нии животного мира (фаунистического законодательства) базируется на следующих основополагающих федеральных законах:

Целый ряд норм фаунистического законодательства корреспон­дируются с нормами базового кодифицированного законодательства иных сфер природоресурсного законодательства: Земельный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ.

Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.


Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:

предупреждение лесных пожаров;
мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
иные меры пожарной безопасности в лесах.

Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.

Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя:

строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;
строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;
прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;
строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;
устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;
проведение работ по гидромелиорации;
снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;
проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;
иные определенные Правительством Российской Федерации меры.

Указанные меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий ограничивают пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Защита лесов

Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам) и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, - на их локализацию и ликвидацию.

Защита лесов от вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 2000 года N 99-ФЗ "О карантине растений".

Санитарная безопасность в лесах

В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются:

лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы);
лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг;
авиационные работы и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов;
санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия);
установление санитарных требований к использованию лесов.

Лесопатологический мониторинг

В целях охраны и защиты лесов проводятся сбор, анализ и использование информации о лесопатологическом состоянии лесов, в том числе об очагах вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам (государственный лесопатологический мониторинг).

Государственный лесопатологический мониторинг является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

Порядок организации и осуществления лесопатологического мониторинга устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Авиационные работы по охране и защите лесов

Авиационные работы по охране и защите лесов включают в себя:

авиационное патрулирование;
тушение лесных пожаров;
доставку воздушными судами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно;
осуществление авиационного лесопатологического мониторинга и проведение иных работ по защите лесов от вредных организмов.

Охрана лесов от загрязнения радиоактивными веществами

В целях охраны лесов от загрязнения радиоактивными веществами осуществляется радиационное обследование лесов и устанавливаются зоны их радиоактивного загрязнения.

Особенности охраны лесов, разработки и осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений

В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или красные книги субъектов Российской Федерации, может запрещаться осуществление деятельности, негативное воздействие которой приведет или может привести к сокращению численности таких растений и (или) ухудшению среды их обитания, либо могут устанавливаться ограничения осуществления этой деятельности.

Читайте также: