Адаптивная двигательная рекреация кратко
Обновлено: 02.07.2024
Адаптивная двигательная рекреация Обеспечение оздоровления, улучшение кондиций, повышение уровня жизнестойкости инвалидов с помощью движений. А. д. р. направлена на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом в процессе какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и др.), на интересное проведение досуга, развлечение, профилактику переутомления через ощущение удовольствия, доставляемое занятиями физической культурой.
Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь. — М.: Флинта . Э. Н. Вайнер, С. А. Кастюнин . 2012 .
Смотреть что такое "Адаптивная двигательная рекреация" в других словарях:
Физическая культура — … Википедия
Физическая культура и спорт — Физическая культура сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. физическая культура часть культуры,… … Википедия
Физическое воспитание — Физическая культура сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. физическая культура часть культуры,… … Википедия
Физкультура — Физическая культура сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. физическая культура часть культуры,… … Википедия
Адаптивная двигательная реакция – компонент АФК, позволяющий удовлетворить потребности человека с отклонением в состоянии здоровья в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия в общении.
Цель АДР – направлена на оптимизацию состояния и восстановление физических и духовных сил занимающегося, которые он затратил в процессе выполнения основных видов деятельности, за счет смены переключения на занятия развлекательного характера и получения от них удовольствия.
Основные задачи АДР:
1. переключение с одного вида деятельности на другой, связанный с двигательной деятельностью;
2. получение удовольствия от движений, повышение настроения от занятий;
3. оптимизация своего состояния, восстановление физических и духовных сил;
4. активный отдых, приобщение к ЗОЖ;
5. вовлечение занимающихся в общение со здоровыми людьми,
6.приодоление психологических комплексов;
7. повышение уровня качества жизни.
Принципы АДР:
1.социальный – гуманистическая направленность, социализация, интеграция, непрерывность образования в области ФК и С и приоритетная роль микросоциума.
2.педагогический – обучение двиг.действиям, развитие физических качеств и способностей (общеметодические принципы, наглядности, доступности, систематичности).
Глава 24. Организация адаптивной двигательной рекреации
Адаптивная двигательная рекреация, направленная на удовлетворение потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия, общении в процессе занятий физическими упражнениями, реализуется самыми различными учреждениями и организациями.
Все они могут быть условно разделены на две крупные группы:
1) учреждения и организации, в которых адаптивная двигательная рекреация является центральным (основным) направлением работы;
2) учреждения и организации, в которых адаптивная двигательная рекреация выступает в качестве дополнительного направления деятельности, а основным является адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, физическая реабилитация и др.
К первой группе учреждений и организаций относятся физкультурно-спортивные клубы инвалидов, концентрирующие свою деятельность на проведении занятий физическими упражнениями с целью отдыха, развлечения, интересного проведения досуга и т. п. Это общественные организации, не имеющие бюджетного финансирования, а получающие периодические денежные дотации.
К этой же группе относятся аквапарки, боулинг-клубы (центры), бильярдные залы, аттракционы, рекреационные парки и др. Как правило, это коммерческие организации. В некоторых из них предусмотрены группы для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов. С такими группами должны работать специалисты по адаптивной физической культуре (инструкторы, преподаватели, тренеры, инструкторы-методисты и др.). Оплата услуг в таких группах должна проводиться на льготных условиях.
К первой группе относятся и немногочисленные центры, клубы, занимающиеся подготовкой и проведением спортивных праздников, всевозможных игр, эстафет, "веселых стартов" и др.
Например, в гг. Москве и Санкт-Петербурге уже несколько лет работает физкультурно-спортивный центр Роналда Макдоналдса, который целенаправленно занимается организацией спортивно-развлекательных праздников для детей-инвалидов, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I–VIII видов.
Этот центр по согласованию с комитетами образования и социального развития, в ведении которых находятся специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии, проводит выездные мероприятия на спортивных базах спецшкол, детских домов-интернатов, психоневрологических интернатов и др. Сотрудники центра, имеющие высшее профессиональное образование по адаптивной физической культуре, организуют и проводят спортивно-развлекательные мероприятия с использованием специального красочно оформленного оборудования и инвентаря, принадлежащих центру.
Эти мероприятия проводятся по специально разработанному сценарию, предусматривающему торжественные акты (построения, приветствия почетных гостей), проведение эстафет и других состязаний, показательные выступления спортсменов, награждения участников и другие аспекты. К проведению таких праздников привлекаются спонсоры.
Помимо основной цели (дать детям с отклонениями в развитии радость участия, общения, возможность получить удовольствие от игр, эстафет и т. п.), предусматривается еще одна цель – провести с педагогами образовательных учреждений мастер-классы по осуществлению таких мероприятий собственными силами. Кроме того, педагогам даются консультации по приобретению или изготовлению специального оборудования и инвентаря.
Ко второй группе учреждений и организаций, проводящих мероприятия адаптивно-рекреационного характера, относятся:
– специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей, воспитанников с отклонениями в развитии, в которых, помимо уроков адаптивного физического воспитания по утвержденным в установленном порядке программам, предусмотрены физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня: гимнастика до учебных занятий, физкультурные минутки или паузы, дополнительные занятия (в том числе рекреационного характера) во второй половине дня; спортивные праздники и др.;
– образовательные учреждения дополнительного образования детей в области адаптивной физической культуры, где, помимо учебно-тренировочных занятий адаптивным спортом, проводятся и занятия по адаптивной двигательной рекреации;
– реабилитационные центры, лечебно-профилактические учреждения здравоохранения и социального обеспечения, в которых реализуются занятия по физической реабилитации, ЛФК, а также по адаптивной двигательной рекреации.
Такие рекреационные занятия должны проводить специалисты ЛФК после прохождения курсов повышения квалификации по адаптивной двигательной рекреации.
Помимо организаций и учреждений, работающих постоянно, адаптивная двигательная рекреация реализуется в структурах, работающих временно. К таким структурам относятся летние и зимние оздоровительные лагеря для детей-инвалидов и их здоровых сверстников (братьев, сестер, близких друзей и др.).
В летних и зимних лагерях большое внимание уделяется рекреационным мероприятиям в режиме дня. Свежий воздух, водоем (летом), природа создают особую атмосферу для отдыха, получения удовольствия от движений, игр, эстафет, "веселых стартов", различных театрализованных представлений и т. п.
В штатное расписание персонала летних и зимних оздоровительных лагерей должна обязательно включаться ставка для специалиста по адаптивной физической культуре, в обязанности которого входит и организация рекреационных занятий (включая организацию самостоятельных занятий) с детьми-инвалидами.
Объединение в одну группу детей-инвалидов и их здоровых сверстников создает хорошие предпосылки для социализации детей с отклонениями в развитии, их интеграции в общество, способствует преодолению психологических комплексов.
? Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите основные учреждения и организации, в которых адаптивная двигательная рекреация является основным направлением работы.
2. Каковы, по-вашему, перспективы учреждений и организаций, целенаправленно занимающихся реализацией адаптивной двигательной рекреации?
3. В каких учреждениях и организациях должны проводиться занятия по адаптивной двигательной рекреации, помимо основной их деятельности?
4. Какие формы адаптивной двигательной рекреации, используемые в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, вам известны?
5. Составьте сценарий спортивного праздника для детей-инвалидов.
6. Раскройте возможности организации адаптивной двигательной рекреации в летних и зимних оздоровительных лагерях.
Глава 25. Конкретизация цели и задач адаптивной двигательной рекреации, ее ведущих функций и принципов
25.1. Отличительные черты адаптивной двигательной рекреации
Адаптивная двигательная рекреация является видом адаптивной физической культуры, который только начинает развиваться в нашей стране и поэтому требует к себе повышенного внимания со стороны всех юридических и физических лиц, занимающихся проблемами людей с отклонениями в состоянии здоровья.
Адаптивная двигательная рекреация ориентирована на удовлетворение потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья в получении удовольствия от двигательной активности, отдыха, смены вида деятельности и т. п., что и определяет ее отличительные черты.
1. Адаптивная двигательная рекреация – это такой вид двигательной активности, участие в котором зависит от желания занимающегося и не является для него обязательным.
2. В адаптивной двигательной рекреации реализуется полная свобода выбора средств, методов и форм организации коллективных или самостоятельных занятий, где сами занимающиеся решают, чем им заниматься, стремятся к достижению психологического комфорта.
3. Ключевым ориентиром в адаптивной двигательной рекреации является получение удовольствия от занятий. Именно поэтому наиболее предпочтительны в данном случае занятия на открытом воздухе, общение с природой (в национальных рекреационных парках и землях, заповедниках и др.), включая общение с животными (например, верховая езда); взаимодействие с водной средой (например, посещение аквапарка, занятия гидроаэробикой); использование средств искусства (музыки, танцев), соревновательных и игровых методов, стимулирующих мотивационную сферу занимающихся, и др.
4. Занятия по адаптивной двигательной рекреации могут проводить и участвовать в них родственники лиц с отклонениями в состоянии здоровья, волонтеры, другие заинтересованные люди. Однако наибольший эффект от рекреационных мероприятий будет в том случае, если в их организации и проведении участвуют специалисты по адаптивной физической культуре, освоившие специализацию (профиль подготовки) "адаптивная двигательная рекреация".
5. Помимо целенаправленно организуемых занятий по адаптивной двигательной рекреации, мероприятия рекреационного характера могут и должны проводиться в качестве дополнения к основной деятельности в учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты, ведомственных санаториях, домах отдыха и др.
МСЭ – это медицинская социальная экспертиза, которая определяет нужна ли пациенту социальная защита со стороны государства.
Сроки проведения медико-социальной экспертизы
Срок проведения МСЭ – не больше одного месяца с даты подачи заявления со всеми необходимыми документами.
Структура МСЭ
Медико-социальная экспертиза имеет вертикальную структуру в три уровня
Результат проведения медико-социальной экспертизы
Краткий перечень документов, которые выдаются после прохождения МСЭ
Здравствуйте!
Мне 18 или более лет, или я являюсь законным представителем (опекуном) инвалида, в т.ч. ребенка-инвалида.
Читайте также: