Эксперимент вселенная 25 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Предпосылки к проведению и цель исследования

Название исследования говорит само за себя: 25 – это порядковый номер эксперимента. Прежде чем организовать столь масштабное исследование, Кэлхун наблюдал за крысами в их естественной среде, соорудив при этом ограду. Большие размеры огороженного пространства (930 квадратных метров) позволяли разместить в нём пять тысяч крыс; однако до такого количества крысы почему-то размножаться не стали: максимальное число особей не превышало 200, а среднее их количество за всё время наблюдения находилось на уровне 150. При этом крысы расселялись по территории не равномерно, а образовали несколько колоний, которые насчитывали по 12 особей и находились на некотором расстоянии друг от друга. Кэлхун заключил, что такое количество особей является наилучшим для крыс, и большее количество привело бы к распаду группы.

Помещение неограниченно снабжалось пищей и водой и был изолирован от внешнего мира. Его площадь была 12 квадратных метров, он был разделён на четыре отсека, идущих подряд друг за другом; центральные отсеки сообщались с соседними. Чтобы избежать перенаселения, Кэлхун удалял лишних молодых крыс, как только численность особей достигала некоторого количества.

В этом полигоне крысы распределились любопытным образом. Крайние отсеки захватили самые сильные самцы, имевшие по несколько самок в гаремах. Более молодых и слабых самцов они изгоняли в центральные отсеки. Особи, сбившиеся в центральных отсеках, демонстрировали девиантное поведение: проявляли повышенную агрессивность, пытались нападать друг на друга, спаривались со всеми подряд, независимо от пола, либо отказывались спариваться вообще, поедали новорождённых крысят.

Условия проведения и ход эксперимента

Причина такого разделения была в том, что в идеальных условиях загона мыши жили долго. Старики уступать дорогу молодым не хотели и изгоняли их со своей территории. Отвергнутая молодёжь показывала явные признаки психических отклонений: они были слишком пассивными или, наоборот, чрезмерно агрессивными, нападали на всех окружающих мышей подряд. Беременные самки становились более уязвимыми; поэтому они сами начали проявлять повышенную агрессию, активно защищали свою территорию от конкурентов, но агрессию они проявляли и по отношению к своим детям. В результате значительно упала рождаемость и резко увеличилась смертность молодняка.

Полученные результаты

Эксперимент продемонстрировал любопытный парадокс. Улучшение условий существования крыс привело не к максимальному заполнению территории, а к уничтожению популяции. Ключевым моментом в этой ситуации Кэлхун считал снижение смертности и увеличение продолжительности жизни: старые самцы, наслаждавшиеся жизнью и вытеснившие из социального пространства более молодых, в том числе собственных детей, сами запустили механизм гибели своего сообщества.

Точно такой же исход, по мнению Кэлхуна, ожидает и человечество, которое встало на путь цивилизации. Получается, что повышение уровня жизни, развитие медицины и образования, отказ от войн и насилия вообще, ограничение рождаемости – это путь к уничтожению человечества. Свидетельством угасания человечества, по его теории, служит появление в обществе большого количества чайлдфри и гомосексуалов. А попытки ликвидировать насилие приводят к обратному результату – росту агрессивного поведения, в том числе и по отношению к детям.

Критика и предположения

Критика

Сравним с человеческим обществом. Если в родном городе молодёжь не может найти работу, поскольку все места заняты людьми более старшими, то она уезжает в другие города и даже в другие страны, где с успехом устраивается. Если бы выезд из города был запрещён, события в нём развивались бы аналогично эксперименту, несмотря на то, что физическая плотность населения в городе небольшая.

Кроме того, человек, в отличие от мышей и даже голых землекопов, обладает разумом. Поэтому мы можем вовремя предотвращать пагубные последствия наших ошибок, модернизировать общество. Нам известно множество способов разграничить жизнь стариков и молодого поколения, давая возможность всем развиваться; и каждый раз возникают новые возможности, например – освоение космического пространства, колонизация других планет. Интеллектуальная и исследовательская деятельность, освоение новых пространств являются для нас не вынужденными мерами, как для многих высокоинтеллектуальных видов животных, а главным смыслом существования, но это же обеспечивает условия для полноценного существования всё новых поколений людей.

Помимо этого, важное значение для человека имеет виртуальное пространство; животным оно недоступно, и они могут реализовывать себя лишь в пространстве физическом. Это делает возможным полноценное размножение при сильно ограниченной физической территории.

Чайлдфри и гомосексуализм – явления, которые в человеческом обществе были всегда; тем не менее, их существование никакого воздействия на демографию не оказывало. Религиозные организации вводили даже системы организованного чайлдфри: монастыри, целибат для духовенства и др.

Выводы

Во все времена людей волновала идея рая — идеального мира, где все были бы счастливы. Библейская легенда о Райском саде, древнегреческий миф о Золотом Веке — все эти образы, созданные людьми, свидетельствуют об их тоске по абсолютно счастливому миру. Это мир, где люди жили когда-то, но из которого были изгнаны, или он был разрушен. Что же случится, если дать человеку рай на Земле? На этот вопрос попытался ответить американский ученый Джон Кэлхоун в 60-70е годы XX века.

Предпосылки к исследованию

В 60-70е годы прошлого века западные страны переживали бэби-бум, и многие стали задумываться о перенаселении Земли и нехватке ресурсов. Это была эпоха кризиса, и вопросы быстрого роста численности людей волновали биологов, социологов и антропологов.

В обществе были замечены различные новые и быстро ускоряющиеся процессы, например, урбанизация. Причем в городах концентрировались в основном обеспеченные люди, а бедные жили за городом. Плотность населения увеличивалась, а вместе с ней нарастала и социальная напряженность. В связи с этим, на программы изучения последствий перенаселения выделялись большие деньги.

Кэлхоун начал свою деятельность как зоолог, а продолжил как психолог и этолог. Он работал в Университете Джона Хопкинса. Его основной деятельностью было наблюдение за крысами, сначала в естественной среде (1947 — 1949 гг.), а затем в искусственно созданной (1958 — 1962 гг.) с целью исследования экологии грызунов.

Еще в своих первых экспериментах он заметил, что в условиях перенаселения крысы склонны были вести себя агрессивно, наиболее сильные самцы забирали себе всех самок и нападали на более слабых, а те, в свою очередь, демонстрировали девиантное поведение, отказ от размножения или беспорядочную половую активность, даже каннибализм (поедание крысят), причем в условиях обилия пищи.

Кэлхоун очень интересовался будущим человеческого общества, которое с развитием цивилизации и перенаселением земли, несмотря на повышение уровня жизни, становилось все более непредсказуемым. Его беспокоило, не ожидает ли людей ужасное будущее: борьба за ресурсы, анархия, насилие и тому подобные вещи. Он решил провести свой опыт на лабораторных мышах — животных социальных и достаточно сообразительных, а также доступных и весьма плодовитых. Для них было нетрудно создать идеальные условия.

Искусственный рай для мышей: условия и стадии

В загоне было достаточно воды и еды, причем запасы постоянно пополнялись. Внутри проводилась регулярная уборка, поддерживалась комфортная температура, мыши были привиты от возможных инфекций, их состояние здоровья контролировалось ветеринарами. Отсутствовала также любая опасность — как и возможность выбраться из загона. В июле 1968 года в загон поместили первые 4 пары мышей.

Популяция мышей прошла в своем развитии несколько фаз:

По предварительным подсчетам ученых, места в загоне должно было хватить на 3840 мышей, еды — на 9500 и воды — на 6144 особей, потребляющих одновременно. Однако, размер популяции мышей не достиг этого числа. Максимальная численность составила 2200 особей, после чего началось уменьшение популяции — вымирание. Эксперимент был завершен в 1972 году, когда в загоне осталось всего 122 мыши, уже вышедших из репродуктивного возраста, так что исход был предельно ясен.

Появление социального неравенства

На стадии С эксперимента в загоне начала ощущаться некоторая нехватка пространства. Мышей стало много, и они принялись делиться на отдельные социальные группы, каждая из которых получила свое название.

В середине 70-х Кэлхоун собрал международную конференцию по проблемам перенаселения, где были зачитаны несколько докладов весьма мрачного, апокалиптического содержания. Однако конференция не произвела большого общественного резонанса, так как мир уже был захвачен другой проблемой — грядущим энергетическим кризисом из-за нехватки нефти. Постепенно проблема потеряла свою остроту и актуальность. Но сейчас, спустя 50 лет, она вновь начинает интересовать людей. Кое-кто даже утверждает, будто и мы сами уже являемся подопытными Вселенной-25.

Критика эксперимента

Однако недостатки выводов самого Кэлхоуна лежат на поверхности. Можно сказать, что они очевидны любому наблюдателю с критическим мышлением.

Но кроме того, есть и критика самого эксперимента, его условий как явно неестественных для жизни мышей и потому приводящих к столь плачевным последствиям.

Последствия эксперимента

Опыт Кэлхоуна и его выводы были очень тепло приняты консервативными католиками. В 1974 году он даже лично познакомился с Папой Римским. Однако сам ученый, как ни странно, не разделял этих консервативных взглядов. Он не соглашался с тем, что единственным выходом является ограничение воспроизводства человеческой популяции. Также он был очень огорчен тем, что его исследование стало материалом для спекуляций пессимистов, а не стимулом для развития и поисков выхода.

Описание эксперимента Вселенная-25

Джон Кэлхун

Фазы A, B и C

фаза а

С 315 дня опыта темпы размножения стали снижаться: теперь численность особей удваивалась каждые 145 дней.

бак эксперимента вселенная 25

В отличие от первых пар, вторая партия вела себя совсем по-другому. Воссоздать первоначальный образ вселенной в эксперименте с этими крысами не получилось. Особи, взятые из экспериментальной колонии, не предпринимали попыток к спариванию, были пассивны. Наблюдения экспериментатора за ними позволили установить, что они только удовлетворяли свои потребности в еде и во сне. С течением времени изменений в их поведении не происходило. Достигнув старости, все 8 мышей умерли, так и не расплодившись.

Распределение социальных ролей

вид бака эксперимента мышиный рай

Начало фазы D

Выводы Джона Кэлхуна

Кэлхун

  1. Рост популяции может происходить только до определенного предела, затем он сменяется закономерным спадом. Итогом развития популяции будет ее вымирание. На это не влияет размер ареала обитания.
  2. В условиях скученности и тесноты у человека активизируется девиантное деструктивное поведение.
  3. Построить рай на Земле невозможно. История России насчитывает многочисленные попытки создания идеальной политической системы, однако все они закончились крахом.
  4. Признаком деградации человека является его стремление к излишествам и чрезмерному комфорту. Выводя себя из зоны комфорта, человек развивается как личность.
  5. Духовная смерть является первичной. Она характеризуется отказом человека от сложных моделей поведения. После умирания души человек теряет интерес к любой деятельности. Его существование сводится к удовлетворению биологических потребностей. После этого через некоторое время наступает физическая смерть.

Сравнение Вселенной-25 с людьми

Заключение

М ногие люди пребывают в иллюзии несовершенства мира — войны, болезни, экономическая нестабильность, уровень преступности, неблагоприятные погодные условия и так далее. Попробуем себе представить, что было бы, если бы на земле наступил настоящий рай, описанный в писаниях различных религий — все жили бы в достатке, мирно сосуществовали, на улице всегда была бы хорошая погода, и повсюду было бы только изобилие и процветание. Впрочем, к чему беспочвенные размышления, уже был проведён подобный эксперимент, правда, не с людьми, а с мышами. И результат эксперимента был довольно неожиданный.

подопытная мышь, ученая

Мыши начали вымирать. Рождаемость стабильно была на нуле, а смертность повышалась с каждым днём. Мыши становились всё более агрессивными в условиях полного достатка ресурсов и жизненного пространства. Вскоре были отмечены случаи гомосексуализма и каннибализма. Конец эксперимента наступил на 1780-й день, когда умерла последняя мышь.

подопытная мышь, ученая

Ещё на третьей стадии эксперимента учёные изъяли несколько мышей и поместили их в такой же бак, в такие же идеальные условия. По сути, эти мыши оказались в такой же ситуации, как и четыре пары мышей в начале эксперимента. Однако их поведение уже отличалось от тех четырёх пар мышей, с которых начался эксперимент. Мыши, изъятые из общего бака, отказались спариваться, вели себя пассивно, посвящая всё время еде и сну. Это продолжалось до тех пор, пока мыши не умерли от старости.

Таким образом, на примере мышей мы можем видеть, что идеальные условия существования ведут к духовной гибели как отдельных особей, так и всего общества. Наступает духовная и физическая деградация, а затем и вымирание. Идеальные условия существования не способствуют развитию. Можно привести пример с физическим телом человека. Во времена, когда машина была роскошью и доступна была далеко не каждому, а про интернет и вовсе ещё не слышали, люди гораздо больше двигались, повышенная физическая активность была нормальным жизненным ритмом. Сегодня же, когда для совершения многих действий можно даже не выходить из дома, а если всё-таки и нужно, то есть личный автомобиль или, на худой конец, общественный транспорт, физическая, да и умственная активность сводится к минимуму. Речь, разумеется, не идёт о том, что все достижения науки и техники — это зло. Вовсе нет. Всё, что проявлено в мире, является инструментом, и всё можно использовать как для развития, так и для деградации.

толпа, народ, люди

Достижения науки и техники, в самом деле, во многом упростили человеческую жизнь, но другой вопрос — для чего нужно это упрощение? Если для того, чтобы освободившееся время тратить на развлечения и праздное времяпрепровождение, то ни к чему хорошему это не приведёт. А если упрощение совершения многих повседневных действий позволяет потратить свободное время на духовное и физическое развитие, то это будет благом.

Духовный учитель Прабхат Ранджан Саркар ещё в прошлом веке предсказывал, что уже в ближайшие десятилетия уровень развития человечества достигнет таких высот, что для обеспечения себя всем необходимым человеку нужно будет работать не более 20 минут в неделю. Можно себе представить, сколько свободного времени появится у каждого из нас. И вопрос лишь в том, как мы сумеем распорядиться этим свободным временем. На примере с мышами мы можем видеть, что полное отсутствие проблем и трудностей приводит к деградации и полному вымиранию общества. Разумеется, никто не призывает возвращаться в каменный век, жить в пещерах и изнурять себя бессмысленным тяжёлым физическим трудом. Но эволюция и технологический прогресс всегда должны идти на благо. И если физические проблемы человека решены, то его эволюция должна выйти на духовно-психический уровень, а не оставаться на уровне удовлетворения четырёх базовых потребностей (еда, сон, секс и безопасность).

Как показал опыт с мышами, удовлетворение базовых потребностей без стремления к духовному развитию обрекает общество на медленную и страшную смерть. И если для животных это неизбежно, так как духовное развитие для них является едва ли возможным, то для разумных существ — это единственный способ выйти на новый уровень существования и совершить следующий виток эволюции, чтобы все достижения науки и техники пошли на благо, а не стали бомбой замедленного действия уже в ближайшие тысячелетия.

Читайте также: