Учение о боге мире и человеке б телезио кратко

Обновлено: 02.07.2024

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

Горфункель А. X., Философия эпохи Возрождения, М., 1980 ; Fiorentino F., В. Telesio. v. l—2, Fj-renze, 1872—74; Gentile G., B. Telesio, Bari, 1911 ; Troilo E., B. Telesio, Roma, 19242; Van Deusen N. C., Telesio: the first of the moderns, N. . 1932 ; Abbagnano . В. Telesio, Mil., 1941.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

(Telesio), Бернардино (1509 – 2 окт. 1588) – итал. философ-материалист. Организовал в Неаполе академию, поставившую задачей опытное исследование природы, – первое из об-в такого рода. Эта программа была слабо реализована вследствие неразвитости естеств. наук в ту эпоху. Т. фактически возвращался к натурфилос. идеям Анаксимена и Парменида, а также стоицизма. Материя, согласно Т., неуничтожима, качественно однородна, количественно неизменна; она сплошь заполняет пространство и исключает пустоту. Отвергая по существу аристотелевско-схоластич. дуализм земного (состоящего из традиц. элементов – земли, воды, воздуха и огня) и небесного (состоящего из особой, "пятой сущности", или эфира), Т. не преодолел традиционных представлений о материи как только о пассивном, страдат. начале. Активным, движущим началом природы Т. считал (подобно Стратону) противоположно действующие стихии холода и тепла, к-рые он мыслил одушевленными. Этот гилозоизм, как и диалектика противо-положностей, – характерные особенности натурфилософии эпохи Возрождения. Тепло, по Т., сконцентрировано в Солнце, а холод – в Земле. Борьба солнечного и земного миров составляет основное содержание космической жизни. Жизненный дух (spiritus), присущий животным и человеческим организмам, соединяет их с мировым теплом. Это – тонкое и подвижное вещество, представляющее собой смесь легко проницаемого воздуха и деятельного огня. У человека оно сконцентрировано прежде всего в мозге, откуда по нервам распространяется по всему телу. Гл. назначение духа – служить эластичной средой, посредством к-рой человеческие чувства воспринимают внешние предметы, воздействующие на нас в соответствии со степенью смешения в них тепла и холода.

Теория познания Т. – материалистич. сенсуализм. "Мышление значительно менее совершенно, чем чувство", к-рое и является основой познания ("О природе вещей согласно их собственным началам" – "De rerum natura iuxta propria principia", liber 1–2, Romae, 1565; расшир. изд., liber 1–9, Neapoli, 1586; совр. изд., v. 1, Modena, 1910; v. 2, Gen., 1913, v. 3, Roma, 1923). Все выводы рассудка – выводы по аналогии, в соответствии с некогда воспринятым, и догадки по воспоминаниям. Критерий истины – опыт. Этич. доктрина Т. носит натуралистич. характер. Стремление к самосохранению, присущее всей природе, определяет, по Т., и поведение любого человека. Сенсуалистич. гедонизм Т. направлен против аскетич. морали.

Наряду с природным духом человека Т. признавал существование бестелесной и бессмертной души, вложенной в человека непосредственно богом. Предвосхищая идеи деизма, Т. говорил о том, что материя и мир некогда были созданы богом, но с тех пор существуют по собств. законам.

Последователями Т. в Италии были Ф. Мартелли, С. Куатромани, А.Персио, Кампанелла. Влияние Т.испытал Бруно. Высокую оценку его попыткам создать метод опытного исследования природы дал Ф. Бекон.

Лит.: История философии, т. 2, M., 1941, с. 47–52; Корелин М. С., Ранний итальянский гуманизм и его историография, вып. 1–2, М., 1892; Соколов В. В., Очерки философии эпохи Возрождения, М., 1962; Зубов В. П., Развитие атомистических представлений до начала 19 в., М., 1965; Горфункель А. X., Материализм и богословие в философии Б. Т., в сб.: Итал. Возрождение, [Л.], 1966; Fiоrеntino F., В. Telesio, v. 1–2, Firenze, 1872–74; Gentile G., В. Telesio, Bari, 1911; его же, В. Telesio, в его кн.: Il pensiero italiano del Rinascimento, 3 ed., Firenze, 1940; Abbagnano Ν., Telesio, Mil., 1941; Τrоilo Ε., В. Telesio, 2 ed., Roma, 1924; Zavattari Ε., La visione della vita nel Rinascimento e B. Telesio, Torino, 1923; Soleri G., Telesio, Brescia, 1944; Firpo L., Filosofia italiana e controriforma, Torino, 1951, p. 38–55; Saitta G., Il pensiero italiano nell' Umanesimo e nel Rinascimento, v. 3, Bologna, 1951, p. 1–77.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

ТЕЛЕЗИО (Telesio) Бернардино (1509, Козенца — 2 октября 1588, там же) — итальянский философ эпохи Возрождения. Окончил Падуанский университет, в 1535 получил степень доктора философии. В Неаполе организовал академию, общество ученых, стремившихся к опытному изучению природы (Academia Telesiana, илиConsentina). По распоряжению церковных властей академия была закрыта. Тслезио вернулся в Козенцу, где оставался до конца своих дней. Главный его труд — “О природе вещей согласно ее собственным началам” (De renim naturajuxta propria principia) (первый вариант— 1565, окончательный — 1586, в 9 книгах). Телезио отстаивал опытный метод познания природы, заключающийся в постижении подлинных свойств вещей, исходя из чувственных восприятий и ощущений. Источник движения в природе — две великие стихии — тепло и холод, ведущие непрестанную борьбу за обладание материей, которая характеризуется им как вечная, качественно однородная пассивная масса; она неподвижна, невидима, темна и “как бы мертва”. Материя придает вещам телесную массу, тепло и холод — свойства и форму Тепло сконцентрировано в Солнце, господствует в небе, земля пребывает во власти холода. Признавая, что мир создан Богом, Телезио ограничивал его деятельность актом творения, во время которого природа получила все необходимое для самостоятельного существования. Сознание и психическую деятельность живых существ Телезио связывал с наличием в самой природе “жизненного духа” (у человека он отличается лишь большей теплотой и благородством) — особого, тонкого вещества, сосредоточенного в мозгу и по нервной системе распространяющегося по всему организму. Благодаря ощущениям дух воспринимает внешние воздействия, способен их запоминать, передавать и обобщать, на этом основывается опыт — критерий истины и фундамент всех наук. Убежденный сенсуалист, Телезио считал чувственное восприятие более совершенным, нежели мышление. Основой этики считал стремление всего сущего к самосохранению. Телезио признавал существование у человека бессмертной души, “вдунутой” непосредственно Богом, но считал, что божественная душа не может стать предметом научного исследования. Учение Телезио получило широкое распространение в его время, оказав большое влияние на развитие натурфилософии и опытного естествознания (особенно на Кампанеллу, а также Дж. Бруно, Ф. Бэкона, Декарта). Вместе с тем воззрения Телезио вызвали негативную реакцию защитников схоластики; его философский труд был включен в индекс запрещенных книг.

Соч.: De rerum naturajuxta propria principia. Testo, traduzione e note a cura di L. De Franco. 3 vol. Cosenza—Firenze, 1965—76; àrii di naturalibus rébus libelli. Prima edizione intégrale. Testo critico di L. De Franco. rirenze, 1981.

Лит.: ГорфункельА. X. Материализм и богословие в философии Бернардино Телезио.— В кн.: Итальянское Возрождение. Л., 1966; Он же. Философия эпохи Возрождения. М., 1980, с. 233—248; Firpo L. Filosofia italiana e controriforma. Torino, 1951, p. 38—55; SaitaG. Il pensiero italiano nel' Umanesimo e nel Rinascimento. Bologna, vol. 3, 1951, p. 1-77.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Смотреть что такое ТЕЛЕЗИО в других словарях:

ТЕЛЕЗИО

ТЕЛЕЗИО (Telesio) Бернардино (1509-88), итальянский натурфилософ эпохи Возрождения. Основал в Неаполе академию для опытного изучения природы. В сочинении "О природе вещей согласно ее собственным законам" возрожда? традиции ранней греческой натурфилософии. Оказал влияние на Т. Кампанеллу.

ТЕЛЕЗИО

ТЕЛЕЗИО (Telesio) Бернардино (1509-88), итальянский натурфилософ эпохи Возрождения. Основал в Неаполе академию для опытного изучения природы. В сочинении "О природе вещей согласно ее собственным законам" возрождал традиции ранней греческой натурфилософии. Оказал влияние на Т. Кампанеллу.

ТЕЛЕЗИО

- (Telesio) Бернардино (1509-88) - итальянский натурфилософ эпохиВозрождения. Основал в Неаполе академию для опытного изучения природы. Всочинении ""О природе вещей согласно ее собственным законам"" возрождалтрадиции ранней греческой натурфилософии. Оказал влияние на Т. Кампанеллу. смотреть

ТЕЛЕЗИО

ТЕЛЕЗИО (Telesio) Бернардино (1509 - 88), итальянский натурфилософ эпохи Возрождения. Основал в Неаполе академию для опытного изучения природы. В сочинении "О природе вещей согласно ее собственным законам" возрождал традиции ранней греческой натурфилософии.
. смотреть

ТЕЛЕЗИО (TELESIO) БЕРНАРДИНО

(род. 1508, Козенц, близ Неаполя ум. 2 окт. 1588, там же) итал. философ. Основал в Неаполе Academia Telesiana, или Consentina (Академию для опытного изучения природы). Один из главных представителей естественнонаучного эмпиризма эпохи Возрождения, правда еще не преодолевший некоторой склонности к спекулятивным рассуждениям. Движущей силой всего бытия считал самосохранение, целью самосовершенствование. Написал *De natura rerum juxta propria principia* (*О природе вещей согласно ее собственным законам*), 1565. смотреть

ТЕЛЕЗИО (TELESIO) БЕРНАРДИНО

ТЕЛЕЗИО (Telesio) Бернардино (1509-88) - итальянский натурфилософ эпохи Возрождения. Основал в Неаполе академию для опытного изучения природы. В сочинении "О природе вещей согласно ее собственным законам" возрожда? традиции ранней греческой натурфилософии. Оказал влияние на Т. Кампанеллу.
. смотреть

ТЕЛЕЗИО (TELESIO) БЕРНАРДИНО

ТЕЛЕЗИО (Telesio) Бернардино (1509-88) - итальянский натурфилософ эпохи Возрождения. Основал в Неаполе академию для опытного изучения природы. В сочинении "О природе вещей согласно ее собственным законам" возрождал традиции ранней греческой натурфилософии. Оказал влияние на Т. Кампанеллу.
. смотреть

ТЕЛЕЗИО (TELESIO) БЕРНАРДИНО

ТЕЛЕЗИО (Telesio) Бернардино (1509-88) - итальянский натурфилософ эпохи Возрождения. Основал в Неаполе академию для опытного изучения природы. В сочинении "О природе вещей согласно ее собственным законам" возрождал традиции ранней греческой натурфилософии. Оказал влияние на Т. Кампанеллу.
. смотреть

ТЕЛЕЗИО (TELESIO) БЕРНАРДИНО (150988)

ТЕЛЕЗИО (Telesio) Бернардино (1509-88), итальянский натурфилософ эпохи Возрождения. Основал в Неаполе академию для опытного изучения природы. В сочинении "О природе вещей согласно ее собственным законам" возрождал традиции ранней греческой натурфилософии. Оказал влияние на Т. Кампанеллу. смотреть

ТЕЛЕЗИО (TELESIO) БЕРНАРДИНО (150988)

ТЕЛЕЗИО (Telesio) Бернардино (1509-88), итальянский натурфилософ эпохи Возрождения. Основал в Неаполе академию для опытного изучения природы. В сочинении "О природе вещей согласно ее собственным законам" возрожда? традиции ранней греческой натурфилософии. Оказал влияние на Т. Кампанеллу. смотреть

ТЕЛЕЗИО (TELESIO) БЕРНАРДИНО (150988)

ТЕЛЕЗИО (Telesio) Бернардино (1509-88), итальянский натурфилософ эпохи Возрождения. Основал в Неаполе академию для опытного изучения природы. В сочинении "О природе вещей согласно ее собственным законам" возрождал традиции ранней греческой натурфилософии. Оказал влияние на Т. Кампанеллу. смотреть

ТЕЛЕЗИО (TELESIO) БЕРНАРДИНО (150988)

ТЕЛЕЗИО (Telesio) Бернардино (1509-88) , итальянский натурфилософ эпохи Возрождения. Основал в Неаполе академию для опытного изучения природы. В сочинении "О природе вещей согласно ее собственным законам" возрождал традиции ранней греческой натурфилософии. Оказал влияние на Т. Кампанеллу. смотреть

ТЕЛЕЗИО (TELESIO) БЕРНАРДИНО (150988)

ТЕЛЕЗИО (Telesio) Бернардино (1509-88) , итальянский натурфилософ эпохи Возрождения. Основал в Неаполе академию для опытного изучения природы. В сочинении "О природе вещей согласно ее собственным законам" возрожда? традиции ранней греческой натурфилософии. Оказал влияние на Т. Кампанеллу. смотреть

ТЕЛЕЗИО (TELESIO) БЕРНАРДИНО (150988)

ТЕЛЕЗИО (Telesio) Бернардино (1509-88) , итальянский натурфилософ эпохи Возрождения. Основал в Неаполе академию для опытного изучения природы. В сочинении "О природе вещей согласно ее собственным законам" возрождал традиции ранней греческой натурфилософии. Оказал влияние на Т. Кампанеллу. смотреть

ТЕЛЕЗИО БЕРНАРДИНО

род. 1508, Козенц, близ Неаполя - ум. 2 окт. 1588, там же) - итал. философ. Основал в Неаполе Academia Telesiana, или Consentina (Академию для опытного изучения природы). Один из главных представителей естественнонаучного эмпиризма эпохи Возрождения, правда еще не преодолевший некоторой склонности к спекулятивным рассуждениям. Движущей силой всего бытия считал самосохранение, целью - самосовершенствование. Написал "De natura rerum juxta propria principia" ("О природе вещей согласно ее собственным законам"), 1565. . смотреть

ТЕЛЕЗИО БЕРНАРДИНО

(1509 – 2 окт. 1588) – итал. философ-материалист. Организовал в Неаполе академию, поставившую задачей опытное исследование природы, – первое из об-в такого рода. Эта программа была слабо реализована вследствие неразвитости естеств. наук в ту эпоху. Т. фактически возвращался к натурфилос. идеям Анаксимена и Парменида, а также стоицизма. Материя, согласно Т., неуничтожима, качественно однородна, количественно неизменна; она сплошь заполняет пространство и исключает пустоту. Отвергая по существу аристотелевско-схоластич. дуализм земного (состоящего из традиц. элементов – земли, воды, воздуха и огня) и небесного (состоящего из особой, "пятой сущности", или эфира), Т. не преодолел традиционных представлений о материи как только о пассивном, страдат. начале. Активным, движущим началом природы Т. считал (подобно Стратону) противоположно действующие стихии холода и тепла, к-рые он мыслил одушевленными. Этот гилозоизм, как и диалектика противо-положностей, – характерные особенности натурфилософии эпохи Возрождения. Тепло, по Т., сконцентрировано в Солнце, а холод – в Земле. Борьба солнечного и земного миров составляет основное содержание космической жизни. Жизненный дух (spiritus), присущий животным и человеческим организмам, соединяет их с мировым теплом. Это – тонкое и подвижное вещество, представляющее собой смесь легко проницаемого воздуха и деятельного огня. У человека оно сконцентрировано прежде всего в мозге, откуда по нервам распространяется по всему телу. Гл. назначение духа – служить эластичной средой, посредством к-рой человеческие чувства воспринимают внешние предметы, воздействующие на нас в соответствии со степенью смешения в них тепла и холода. Теория познания Т. – материалистич. сенсуализм. "Мышление значительно менее совершенно, чем чувство", к-рое и является основой познания ("О природе вещей согласно их собственным началам" – "De rerum natura iuxta propria principia", liber 1–2, Romae, 1565; расшир. изд., liber 1–9, Neapoli, 1586; совр. изд., v. 1, Modena, 1910; v. 2, Gen., 1913, v. 3, Roma, 1923). Все выводы рассудка – выводы по аналогии, в соответствии с некогда воспринятым, и догадки по воспоминаниям. Критерий истины – опыт. Этич. доктрина Т. носит натуралистич. характер. Стремление к самосохранению, присущее всей природе, определяет, по Т., и поведение любого человека. Сенсуалистич. гедонизм Т. направлен против аскетич. морали. Наряду с природным духом человека Т. признавал существование бестелесной и бессмертной души, вложенной в человека непосредственно богом. Предвосхищая идеи деизма, Т. говорил о том, что материя и мир некогда были созданы богом, но с тех пор существуют по собств. законам. Последователями Т. в Италии были Ф. Мартелли, С. Куатромани, А.Персио, Кампанелла. Влияние Т.испытал Бруно. Высокую оценку его попыткам создать метод опытного исследования природы дал Ф. Бекон. Соч.: Varii de naturalibus rebus libelli. Ab A. Persio editi, pt 1–8, Venetiis, 1590. Лит.: История философии, т. 2, M., 1941, с. 47–52; Корелин М. С., Ранний итальянский гуманизм и его историография, вып. 1–2, М., 1892; Соколов В. В., Очерки философии эпохи Возрождения, М., 1962; Зубов В. П., Развитие атомистических представлений до начала 19 в., М., 1965; Горфункель А. X., Материализм и богословие в философии Б. Т., в сб.: Итал. Возрождение, [Л.], 1966; Fiоrеntino F., В. Telesio, v. 1–2, Firenze, 1872–74; Gentile G., В. Telesio, Bari, 1911; его же, В. Telesio, в его кн.: Il pensiero italiano del Rinascimento, 3 ed., Firenze, 1940; Abbagnano . Telesio, Mil., 1941; ?rоilo . В. Telesio, 2 ed., Roma, 1924; Zavattari . La visione della vita nel Rinascimento e B. Telesio, Torino, 1923; Soleri G., Telesio, Brescia, 1944; Firpo L., Filosofia italiana e controriforma, Torino, 1951, p. 38–55; Saitta G., Il pensiero italiano nell´ Umanesimo e nel Rinascimento, v. 3, Bologna, 1951, p. 1–77. В. Соколов. Москва. . смотреть

ТЕЛЕЗИО БЕРНАРДИНО

ТЕЛЕЗИО БЕРНАРДИНО

ТЕЛЕЗИО БЕРНАРДИНО

ТЕЛЕЗИО БЕРНАРДИНО

Телезио (Telesio) Бернардино (1509, Козенца, — 2.10.1588, там же), итальянский натурфилософ эпохи Возрождения. Окончил Падуанский университет (1535). О. смотреть

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 450-451.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература: Горфункель А. X., Философия эпохи Возрождения, М., 1980; Fiorentino F., В. Telesio. v. l—2, Fj-renze, 1872—74; Gentile G., B. Telesio, Bari, 1911; Troilo E., B. Telesio, Roma, 19242; Van Deusen N. C., Telesio: the first of the moderns, N. Υ., 1932; Abbagnano Ν., В. Telesio, Mil., 1941.

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 24.

Но почему же материя движется? Телезио стремится понять источник движения и находит его в противоречии двух начал — тепла и холода. Теплота аккумулируется в солнце и сама исходит из него. Холод заключён в земле. Под влиянием тепла всё телесное расширяется, под влиянием холода — сжимается. Изменение материи под влиянием тепла рождает жизнь, изменение её под влиянием холода влечёт за собой окоченелость и покой. Из борьбы и различного взаимоотношения тепла и холода, из расширения и сжатия материи в связи с изменением температуры возникает кругооборот веществ в природе, возникает всё многообразие вещей — неорганический мир, растения, животное, человек. Несмотря на то, что это объяснение слишком наивно, в нём заключается важная мысль — принцип единства и сохранения материи во всех её превращениях.

Диалектическая идея борьбы противоположностей является общим достоянием натурфилософии эпохи Возрождения. Однако в лице Телезио передовая мысль этой эпохи ещё не может преодолеть до конца метафизический взгляд Аристотеля на природу вещественной субстанции. У Телезио материя остаётся бескачественной и пассивной. Тепло и холод выступают как внешние силы, борющиеся за судьбы мира.

Отсюда неизбежно проистекает фантастическое преувеличение роли активного начала, каким является, в глазах Телезио, сила тепла. Отсюда также не менее фантастическое представление о незримом жизненном духе, который как бы связывает мировое тепло с человеческим существом. Дух этот, собственно, представляет собой тончайшую и очень подвижную материю, особый нервный эфир, чьё присутствие в нашем теле является основой его чувствительности и даёт возможность познания окружающих вещей. Но не только в человеческом организме работает жизненный дух. Вся материя обладает способностью чувствовать, она населена незримыми существами. В человеке нервный эфир не только ощущает, он судит, сравнивает, делает логические заключения.

Таким образом, учение Телезио содержит в себе много противоречий и слабостей. Относительная, но важная грань между объективным и субъективным, физическим и психическим ещё не понята им с достаточной ясностью. Вместе с тем, как человек эпохи Возрождения, он ничего не желает знать о дуализме духа и материи — той отрицательной черте, которая входит в новую философию вместе с Декартом. К числу неизбежных слабостей учения Бернардино Телезио принадлежит и внешний компромисс с религией, признание особой, бессмертной души, вложенной в человека самим божеством. Но это признание носит формальный характер; Телезио объявляет его делом веры, не имеющим отношения к научной картине мира.

В области теории познания Телезио также сделал важный шаг вперёд, выступая против засилья умозрительного метода, основанного на преувеличенной оценке логики Аристотеля. Телезио — убеждённый сенсуалист. Деятельность души зависит от тела, а знание о внешнем мире дают нам органы чувств и только они. При помощи чувств человек воспринимает видовые и родовые признаки вещей, обозначая их различными именами. Общее в суждениях берётся из частного, разум обобщает то, что дают ему ощущения. На этом построены все науки, не исключая и геометрии.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том IV. М., 1958, с. 141-142.

Далее читайте:

Сочинения:

De rerum natura juxta propria principia. Testo, traduzione e note a cura di L. De Franco. 3 vol. Cosenza—Firenze, 1965—76;

Varii di naturalibus rebus libelli. Prima edizione integrale. Testo critico di L. De Franco. Firenze, 1981.

Литература:

Горфункель A. X. Материализм и богословие в философии Бернардино Телезио.— В кн.: Итальянское Возрождение. Л., 1966;

Он же. Философия эпохи Возрождения. М., 1980, с. 233—248;

Firpo L. Filosofia italiana е controriforma. Torino, 1951, p. 38—55;

SaitaG. II pensiero italiano nel' Umanesimo e nel Rinascimento. Bologna, vol. 3, 1951, p. 1-77.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

Горфункель А. X., Философия эпохи Возрождения, М., 1980 ; Fiorentino F., В. Telesio. v. l—2, Fj-renze, 1872—74; Gentile G., B. Telesio, Bari, 1911 ; Troilo E., B. Telesio, Roma, 19242; Van Deusen N. C., Telesio: the first of the moderns, N. . 1932 ; Abbagnano . В. Telesio, Mil., 1941.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

(Telesio), Бернардино (1509 – 2 окт. 1588) – итал. философ-материалист. Организовал в Неаполе академию, поставившую задачей опытное исследование природы, – первое из об-в такого рода. Эта программа была слабо реализована вследствие неразвитости естеств. наук в ту эпоху. Т. фактически возвращался к натурфилос. идеям Анаксимена и Парменида, а также стоицизма. Материя, согласно Т., неуничтожима, качественно однородна, количественно неизменна; она сплошь заполняет пространство и исключает пустоту. Отвергая по существу аристотелевско-схоластич. дуализм земного (состоящего из традиц. элементов – земли, воды, воздуха и огня) и небесного (состоящего из особой, "пятой сущности", или эфира), Т. не преодолел традиционных представлений о материи как только о пассивном, страдат. начале. Активным, движущим началом природы Т. считал (подобно Стратону) противоположно действующие стихии холода и тепла, к-рые он мыслил одушевленными. Этот гилозоизм, как и диалектика противо-положностей, – характерные особенности натурфилософии эпохи Возрождения. Тепло, по Т., сконцентрировано в Солнце, а холод – в Земле. Борьба солнечного и земного миров составляет основное содержание космической жизни. Жизненный дух (spiritus), присущий животным и человеческим организмам, соединяет их с мировым теплом. Это – тонкое и подвижное вещество, представляющее собой смесь легко проницаемого воздуха и деятельного огня. У человека оно сконцентрировано прежде всего в мозге, откуда по нервам распространяется по всему телу. Гл. назначение духа – служить эластичной средой, посредством к-рой человеческие чувства воспринимают внешние предметы, воздействующие на нас в соответствии со степенью смешения в них тепла и холода.

Теория познания Т. – материалистич. сенсуализм. "Мышление значительно менее совершенно, чем чувство", к-рое и является основой познания ("О природе вещей согласно их собственным началам" – "De rerum natura iuxta propria principia", liber 1–2, Romae, 1565; расшир. изд., liber 1–9, Neapoli, 1586; совр. изд., v. 1, Modena, 1910; v. 2, Gen., 1913, v. 3, Roma, 1923). Все выводы рассудка – выводы по аналогии, в соответствии с некогда воспринятым, и догадки по воспоминаниям. Критерий истины – опыт. Этич. доктрина Т. носит натуралистич. характер. Стремление к самосохранению, присущее всей природе, определяет, по Т., и поведение любого человека. Сенсуалистич. гедонизм Т. направлен против аскетич. морали.

Наряду с природным духом человека Т. признавал существование бестелесной и бессмертной души, вложенной в человека непосредственно богом. Предвосхищая идеи деизма, Т. говорил о том, что материя и мир некогда были созданы богом, но с тех пор существуют по собств. законам.

Последователями Т. в Италии были Ф. Мартелли, С. Куатромани, А.Персио, Кампанелла. Влияние Т.испытал Бруно. Высокую оценку его попыткам создать метод опытного исследования природы дал Ф. Бекон.

Лит.: История философии, т. 2, M., 1941, с. 47–52; Корелин М. С., Ранний итальянский гуманизм и его историография, вып. 1–2, М., 1892; Соколов В. В., Очерки философии эпохи Возрождения, М., 1962; Зубов В. П., Развитие атомистических представлений до начала 19 в., М., 1965; Горфункель А. X., Материализм и богословие в философии Б. Т., в сб.: Итал. Возрождение, [Л.], 1966; Fiоrеntino F., В. Telesio, v. 1–2, Firenze, 1872–74; Gentile G., В. Telesio, Bari, 1911; его же, В. Telesio, в его кн.: Il pensiero italiano del Rinascimento, 3 ed., Firenze, 1940; Abbagnano Ν., Telesio, Mil., 1941; Τrоilo Ε., В. Telesio, 2 ed., Roma, 1924; Zavattari Ε., La visione della vita nel Rinascimento e B. Telesio, Torino, 1923; Soleri G., Telesio, Brescia, 1944; Firpo L., Filosofia italiana e controriforma, Torino, 1951, p. 38–55; Saitta G., Il pensiero italiano nell' Umanesimo e nel Rinascimento, v. 3, Bologna, 1951, p. 1–77.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

ТЕЛЕЗИО (Telesio) Бернардино (1509, Козенца — 2 октября 1588, там же) — итальянский философ эпохи Возрождения. Окончил Падуанский университет, в 1535 получил степень доктора философии. В Неаполе организовал академию, общество ученых, стремившихся к опытному изучению природы (Academia Telesiana, илиConsentina). По распоряжению церковных властей академия была закрыта. Тслезио вернулся в Козенцу, где оставался до конца своих дней. Главный его труд — “О природе вещей согласно ее собственным началам” (De renim naturajuxta propria principia) (первый вариант— 1565, окончательный — 1586, в 9 книгах). Телезио отстаивал опытный метод познания природы, заключающийся в постижении подлинных свойств вещей, исходя из чувственных восприятий и ощущений. Источник движения в природе — две великие стихии — тепло и холод, ведущие непрестанную борьбу за обладание материей, которая характеризуется им как вечная, качественно однородная пассивная масса; она неподвижна, невидима, темна и “как бы мертва”. Материя придает вещам телесную массу, тепло и холод — свойства и форму Тепло сконцентрировано в Солнце, господствует в небе, земля пребывает во власти холода. Признавая, что мир создан Богом, Телезио ограничивал его деятельность актом творения, во время которого природа получила все необходимое для самостоятельного существования. Сознание и психическую деятельность живых существ Телезио связывал с наличием в самой природе “жизненного духа” (у человека он отличается лишь большей теплотой и благородством) — особого, тонкого вещества, сосредоточенного в мозгу и по нервной системе распространяющегося по всему организму. Благодаря ощущениям дух воспринимает внешние воздействия, способен их запоминать, передавать и обобщать, на этом основывается опыт — критерий истины и фундамент всех наук. Убежденный сенсуалист, Телезио считал чувственное восприятие более совершенным, нежели мышление. Основой этики считал стремление всего сущего к самосохранению. Телезио признавал существование у человека бессмертной души, “вдунутой” непосредственно Богом, но считал, что божественная душа не может стать предметом научного исследования. Учение Телезио получило широкое распространение в его время, оказав большое влияние на развитие натурфилософии и опытного естествознания (особенно на Кампанеллу, а также Дж. Бруно, Ф. Бэкона, Декарта). Вместе с тем воззрения Телезио вызвали негативную реакцию защитников схоластики; его философский труд был включен в индекс запрещенных книг.

Соч.: De rerum naturajuxta propria principia. Testo, traduzione e note a cura di L. De Franco. 3 vol. Cosenza—Firenze, 1965—76; àrii di naturalibus rébus libelli. Prima edizione intégrale. Testo critico di L. De Franco. rirenze, 1981.

Лит.: ГорфункельА. X. Материализм и богословие в философии Бернардино Телезио.— В кн.: Итальянское Возрождение. Л., 1966; Он же. Философия эпохи Возрождения. М., 1980, с. 233—248; Firpo L. Filosofia italiana e controriforma. Torino, 1951, p. 38—55; SaitaG. Il pensiero italiano nel' Umanesimo e nel Rinascimento. Bologna, vol. 3, 1951, p. 1-77.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Содержание

биография

Телезио родился в дворянской семье в Козенца, город в Калабрия, Южная Италия. Он получил образование в Милан его дядей Антонио, самим ученым и выдающимся поэтом, а затем в Риме и Падуя. Его исследования включали в себя весь широкий круг предметов, классика, наука и философия, которые составляли учебную программу эпоха Возрождения саванты. Оборудованный таким образом, он начал атаку на средневековый аристотелизм который тогда процветал в Падуе и Болонья. В 1553 году он женился и поселился в Козенце, став основателем Козентианская академия. С 1544 по 1550 год и после 1565 года он жил в доме Альфонсо III. Карафа, Герцог Ночера. [1]

В 1565 году появилось его большое произведение De Rerum Natura Iuxta Propria Principia (О природе вещей согласно их собственным принципам), а полное издание из девяти книг было опубликовано в 1586 году. За этим последовало большое количество научных и философских работ второстепенного значения, добавленных в поддержку его основной работы.

Он умер в Козенце в 1588 году, был известен среди ученых и учеников, но противник церкви за неортодоксальные взгляды, которые он поддерживал против устоявшегося аристотелизма, и вскоре после его смерти папа Климент VIII поместил свои книги в Указатель запрещенных книг. 1596 г. [2]

Теория материи, тепла и холода

Вместо постулирования материи и формы он основывает существование на материи и силе. У этой силы есть два противоположных элемента: тепло, которое расширяется, и холод, которое сжимается. Эти два процесса объясняют все разнообразные формы и типы существования, в то время как масса, на которую действует сила, остается неизменной. Гармония целого состоит в том, что каждая отдельная вещь развивается сама по себе и для себя в соответствии со своей собственной природой, и в то же время ее движение приносит пользу остальным. Очевидные недостатки этой теории, (1) что только чувства не могут постичь саму материю, (2) что неясно, как множественность явлений может быть результатом этих двух сил, хотя она не менее убедительна, чем Аристотель горячее / холодное , сухое / влажное объяснение и (3) то, что он не представил никаких доказательств, подтверждающих существование этих двух сил, были отмечены в то время его учеником, Патрицци.

В конце его схемы, вероятно, из уважения к богословский предрассудков, он добавил элемент, который был совершенно чужд, а именно, высший импульс, душа, наложенная Богом, в силу которой мы стремимся за пределы чувственного мира. Эта божественная душа вряд ли является полностью новой концепцией, если рассматривать ее в контексте Аверростик или же Томасиан теория восприятия.

Вся система Телезио показывает пробелы в его аргументации и незнание существенных фактов, но в то же время она является предвестником всех последующих эмпиризм, научный и философский, и четко отмечает период перехода от авторитета и разума к эксперименту и индивидуальной ответственности. [2]

Опора на сенсорные данные


Телезио был главой великого южно-итальянского движения, протестовавшего против признанного авторитета абстрактная причина, и посеял семена, из которых возникли научные методы Томмазо Кампанелла и Джордано Бруно, из Френсис Бэкон и Рене Декарт, с их сильно расходящимися результатами. Поэтому он отказался от чисто интеллектуальной сферы и предложил исследование данных, предоставляемых органами чувств, из которых он считал, что все истинное знание действительно исходит (его теория чувственного восприятия была, по сути, переработкой теории Аристотеля от Де Анима).

Телезио пишет в начале Proem первой книги третьего издания De Rerum Natura Iuxta Propria Principia Libri Ix. "Что конструкция мира и величина содержащихся в нем тел, а также природа мира должны исследоваться не разумом, как это делали древние, а должны быть поняты посредством наблюдение ". (Mundi constructionem, corporumque in eo contentorum magnitudinem, naturamque non-ratione, quod antiquioribus factum est, inquirendam, sed sensu percipiendam.Это утверждение, найденное на самой первой странице, резюмирует то, что многие современные ученые обычно считают телезианской философией, и часто кажется, что многие не читали дальше, потому что на следующей странице он излагает свою горячую / холодную теорию информированная материя, теория, которая явно не связана с нашим современным представлением о наблюдении. Для Телезио наблюдение (Sensu percipiendam) представляет собой гораздо больший умственный процесс, чем просто запись данных, наблюдение также включает аналогичные мысли.

Что, пожалуй, самое поразительное в De rerum natura это попытка Telesio максимально механизировать. Телезио явно стремится объяснять все с точки зрения материи, связанной с горячим и холодным, и максимально упрощать свои аргументы. Когда его обсуждения обращаются к людям, он привносит инстинкт самосохранения, чтобы учесть их мотивы. И когда он обсуждает человеческий разум и его способность абстрактно рассуждать на нематериальные и божественные темы, он добавляет душу. Ведь без души всякая мысль, по его рассуждениям, была бы ограничена материальными вещами. Это сделало бы Бога немыслимым, и очевидно, что это не так, поскольку наблюдения доказывают, что люди думают о Боге.

Читайте также: