Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления кратко

Обновлено: 06.07.2024

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением города, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с действующим законодательством.

Статья 63. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Устава Липецкой области, законов Липецкой области, Устава города, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

Статья 64. Ответственность городского Совета перед государством

(в ред. решения Липецкого городского Совета депутатов от 30.06.2015 N 1070)

1. В случае, если судом установлено, что городским Советом принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Уставу Липецкой области, законам Липецкой области, Уставу города, а городской Совет в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт, высшее должностное лицо Липецкой области (далее - глава администрации Липецкой области) в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в Липецкий областной Совет депутатов проект закона Липецкой области о роспуске городского Совета.
2. Полномочия городского Совета прекращаются со дня вступления в силу закона Липецкой области о его роспуске.
3. В случае если судом установлено, что избранный в правомочном составе городской Совет в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания, глава администрации Липецкой области в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, установившего данный факт, вносит в Липецкий областной Совет депутатов проект закона Липецкой области о роспуске городского Совета.
4. Депутаты городского Совета, распущенного на основании пункта 3 настоящей статьи, вправе в течение 10 дней со дня вступления в силу закона Липецкой области о роспуске городского Совета обратиться в суд с заявлением для установления факта отсутствия их вины за непроведение городским Советом правомочного заседания в течение трех месяцев подряд.

Статья 65. Ответственность Главы города перед государством

(в ред. решения Липецкого городского Совета депутатов от 26.04.2016 N 116)

1. Глава администрации Липецкой области издает правовой акт об отрешении от должности Главы города в случае:
1) издания Главой города нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Уставу, законам Липецкой области, Уставу города, если такие противоречия установлены судом, а Глава города в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;
2) совершения Главой города действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое использование межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если это установлено соответствующим судом, а Глава города не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.
2. Глава города, в отношении которого главой администрации Липецкой области был издан правовой акт об отрешении от должности, вправе обжаловать данный правовой акт в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования.

Статья 66. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами.

Статья 67. Удаление Главы города в отставку

(в ред. решения Липецкого городского Совета депутатов от 03.03.2020 №1056)

2. Основаниями для удаления Главы города в отставку являются:

1) решения, действия (бездействие) Главы города, повлекшие (повлекшее) наступление последствий:

- если вследствие решений, действий (бездействия) Главы города возникает просроченная задолженность муниципального образования город Липецк по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, превышающая 30 процентов собственных доходов бюджета города в отчетном финансовом году, и (или) просроченная задолженность муниципального образования город Липецк по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40 процентов бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджета области в отношении бюджета города;

- если при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций бюджету города Главой города было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленные соответствующим судом;

3) неудовлетворительная оценка деятельности Главы города городским Советом по результатам его ежегодного отчета перед городским Советом, данная два раза подряд;

5) допущение Главой города, администрацией города, иными органами и должностными лицами местного самоуправления города и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов.

3. Решение городского Совета об удалении Главы города в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов городского Совета.

Решение городского Совета об удалении Главы города в отставку подписывается председателем городского Совета.

4. Решение городского Совета об удалении Главы города в отставку подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем через пять дней со дня его принятия. В случае если Глава города в письменном виде изложил свое особое мнение по вопросу удаления его в отставку, оно подлежит опубликованию (обнародованию) одновременно с указанным решением городского Совета.

5. В случае если инициатива депутатов городского Совета или главы администрации Липецкой области об удалении Главы города в отставку отклонена городским Советом, вопрос об удалении Главы города в отставку может быть вынесен на повторное рассмотрение городского Совета не ранее чем через два месяца со дня проведения заседания городского Совета, на котором рассматривался указанный вопрос.

6. Глава города, в отношении которого городским Советом принято решение об удалении его в отставку, вправе обратиться с заявлением об обжаловании указанного решения в суд в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) такого решения.

Ответственность в муниципальном праве представляет собой наступление неблагопри­ятных последствий, которые применяются к субъектам муниципальных правоотношений, не исполняющим или ненадлежащим образом исполняющим свои обязанности по отноше­нию к другом участникам правоотношений.

1. Ответственность перед населением. Пе­ред населением органы местного самоуправле­ния несут ответственность в результате утраты доверия.

В случае, если представительный орган ме­стного самоуправления утратил доверие, его депутаты могут быть отозваны в соответствии с законами субъектов Российской Федерации об отзыве депутатов. Согласно действующим законам субъектов Российской Федерации об отзыве депутатов инициативой отзыва облада­ют граждане, проживающие в границах соот­ветствующего избирательного округа.

Мерой ответственности перед населением выборных должностных лиц местного самоуправления является также отзыв. В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы об отзыве выборных должност­ных лиц местного самоуправления. Как уже ранее отмечалось, в ряде му­ниципальных образований по инициативе граждан был проведен отзыв выборных должностных лиц.

Порядок и условия ответственности органов местного самоуправле­ния и должностных лиц перед населением определены также уставами муниципальных образований. В основном, ответственность за утрату до­верия измеряется отзывом депутатов и выборных должностных лиц. Других мер ответственности перед населением законодательство не пре­дусматривает.

Для органа местного самоуправления существует в данном случае один вид ответственности - прекращение его деятельности.

Должностное лицо местного самоуправления может быть привлечено к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности в зависимости от совершенного деяния. Отраслевые законы предусматри­вают составы должностных преступлений и меру их пресечения.

Федеральный закон, во избежание необоснованных претензий в адрес органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, устанавливает, что для определения вины органа местно­го самоуправления или должностного выборного лица законодательный орган субъекта Российской Федерации может обратиться в соответствующий суд.

3. Ответственность перед физическими и юридическими лицами. на­ступает в результате их неправомерных действий или бездействия, причиняющих имущественный или иной ущерб другим субъектам пра­воотношений.

При этом следует заметить, что должностное лицо местного самоуправ­ления несет лишь уголовную, административную или дисциплинарную от­ветственность. Гражданско-правовую ответственность должностное лицо не несет, поскольку оно не является субъектом гражданского права. В слу­чае незаконных действий должностного лица местного самоуправления в сфере гражданского законодательства за причиненные им убытки несет ответственность орган местного самоуправления. Должно­стное лицо может быть привлечено к матери­альной ответственности.

Органы местного самоуправления являются юридическими лицами. Это оз­начает, что они самостоятельно выступают в гражданском обороте и несут ответственность за совершаемые ими действия. На них в полном объеме распространяются нормы гражданского и арбитражного законо­дательства.

Ущерб, нанесенный органами местного самоуправления юридичес­ким и физическим лицам, возмещается за счет местного бюджета или иного имущества, входящего в состав муниципальной собственности.

Возмещение ущерба может быть осуществлено как добровольно, так и по решению суда.




29. Полномочия местного самоуправления по планированию градостроительства и застройки иных видов поселении.

Глава 3, ст. 23 Градостроительного кодекса РФ.

1. В ведении муниципальных образований в области градостроительства находятся:

- принятие и изменение правил застройки, иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства; -утверждение и реализация градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и об их застройке, за исключением утверждения градостроительной документации, предусмотренной абзацем четвертым настоящего пункта, схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и благоустройства указанных территорий; -разработка проектов черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований и внесение в соответствующий орган государственной власти предложений об их утверждении; -организация и проведение инвентаризации земель, других объектов недвижимости городских и сельских поселений, других муниципальных образований; -принятие решений об обеспечении потребностей населения в земельных участках из земель, находящихся в муниципальной собственности или переданных в ведение органов местного самоуправления, для осуществления градостроительной деятельности; -организация ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в случае наделения органов местного самоуправления соответствующими полномочиями;

-выдача в установленном порядке разрешений на строительство объектов недвижимости; -разрешение споров в области градостроительной деятельности в пределах своей компетенции; -финансирование разработки и реализации градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и об их застройке, программ, проведения научно - исследовательских работ, а также разработки проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства; -осуществление контроля за соблюдением нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства; -осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о градостроительстве; -утверждение положений об органах архитектуры и градостроительства городских и сельских поселений, других муниципальных образований; -информирование населения о принимаемых и принятых решениях в области градостроительства, организация и проведение референдумов по вопросам в области градостроительства; -выполнение функций заказчиков разработки градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и об их застройке.

2. Полномочия выборных и других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в области градостроительства устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении.

3. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт - Петербурге - в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований в области градостроительства определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга.

4. Полномочия выборных и других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления городских поселений, входящих в состав субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга, определяются в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи на основе законов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга.

Ответственность в муниципальном праве представляет собой наступление неблагопри­ятных последствий, которые применяются к субъектам муниципальных правоотношений, не исполняющим или ненадлежащим образом исполняющим свои обязанности по отноше­нию к другом участникам правоотношений.

1. Ответственность перед населением. Пе­ред населением органы местного самоуправле­ния несут ответственность в результате утраты доверия.

В случае, если представительный орган ме­стного самоуправления утратил доверие, его депутаты могут быть отозваны в соответствии с законами субъектов Российской Федерации об отзыве депутатов. Согласно действующим законам субъектов Российской Федерации об отзыве депутатов инициативой отзыва облада­ют граждане, проживающие в границах соот­ветствующего избирательного округа.

Мерой ответственности перед населением выборных должностных лиц местного самоуправления является также отзыв. В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы об отзыве выборных должност­ных лиц местного самоуправления. Как уже ранее отмечалось, в ряде му­ниципальных образований по инициативе граждан был проведен отзыв выборных должностных лиц.

Порядок и условия ответственности органов местного самоуправле­ния и должностных лиц перед населением определены также уставами муниципальных образований. В основном, ответственность за утрату до­верия измеряется отзывом депутатов и выборных должностных лиц. Других мер ответственности перед населением законодательство не пре­дусматривает.

Для органа местного самоуправления существует в данном случае один вид ответственности - прекращение его деятельности.

Должностное лицо местного самоуправления может быть привлечено к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности в зависимости от совершенного деяния. Отраслевые законы предусматри­вают составы должностных преступлений и меру их пресечения.

Федеральный закон, во избежание необоснованных претензий в адрес органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, устанавливает, что для определения вины органа местно­го самоуправления или должностного выборного лица законодательный орган субъекта Российской Федерации может обратиться в соответствующий суд.

3. Ответственность перед физическими и юридическими лицами. на­ступает в результате их неправомерных действий или бездействия, причиняющих имущественный или иной ущерб другим субъектам пра­воотношений.

При этом следует заметить, что должностное лицо местного самоуправ­ления несет лишь уголовную, административную или дисциплинарную от­ветственность. Гражданско-правовую ответственность должностное лицо не несет, поскольку оно не является субъектом гражданского права. В слу­чае незаконных действий должностного лица местного самоуправления в сфере гражданского законодательства за причиненные им убытки несет ответственность орган местного самоуправления. Должно­стное лицо может быть привлечено к матери­альной ответственности.

Органы местного самоуправления являются юридическими лицами. Это оз­начает, что они самостоятельно выступают в гражданском обороте и несут ответственность за совершаемые ими действия. На них в полном объеме распространяются нормы гражданского и арбитражного законо­дательства.

Ущерб, нанесенный органами местного самоуправления юридичес­ким и физическим лицам, возмещается за счет местного бюджета или иного имущества, входящего в состав муниципальной собственности.

Возмещение ущерба может быть осуществлено как добровольно, так и по решению суда.

29. Полномочия местного самоуправления по планированию градостроительства и застройки иных видов поселении.

Глава 3, ст. 23 Градостроительного кодекса РФ.

1. В ведении муниципальных образований в области градостроительства находятся:

- принятие и изменение правил застройки, иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства; -утверждение и реализация градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и об их застройке, за исключением утверждения градостроительной документации, предусмотренной абзацем четвертым настоящего пункта, схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и благоустройства указанных территорий; -разработка проектов черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований и внесение в соответствующий орган государственной власти предложений об их утверждении; -организация и проведение инвентаризации земель, других объектов недвижимости городских и сельских поселений, других муниципальных образований; -принятие решений об обеспечении потребностей населения в земельных участках из земель, находящихся в муниципальной собственности или переданных в ведение органов местного самоуправления, для осуществления градостроительной деятельности; -организация ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в случае наделения органов местного самоуправления соответствующими полномочиями;

-выдача в установленном порядке разрешений на строительство объектов недвижимости; -разрешение споров в области градостроительной деятельности в пределах своей компетенции; -финансирование разработки и реализации градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и об их застройке, программ, проведения научно - исследовательских работ, а также разработки проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства; -осуществление контроля за соблюдением нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства; -осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о градостроительстве; -утверждение положений об органах архитектуры и градостроительства городских и сельских поселений, других муниципальных образований; -информирование населения о принимаемых и принятых решениях в области градостроительства, организация и проведение референдумов по вопросам в области градостроительства; -выполнение функций заказчиков разработки градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и об их застройке.

2. Полномочия выборных и других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в области градостроительства устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении.

3. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт - Петербурге - в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований в области градостроительства определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга.

4. Полномочия выборных и других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления городских поселений, входящих в состав субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга, определяются в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи на основе законов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления Города Томска несут ответственность перед:

- населением Города Томска;

- физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

Статья 64. Ответственность депутатов Думы и Мэра перед населением

1. Основания наступления ответственности депутатов Думы, Мэра перед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяются настоящим Уставом в соответствии с действующим законодательством.

2. Население Города Томска вправе отозвать депутатов Думы, Мэра в порядке, предусмотренном в статье 15 настоящего Устава, в соответствии с действующим законодательством.

Статья 65. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом.

Статья 66. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает по основаниям и в порядке, установленном федеральными законами.

Понятие и виды ответственности органов местного самоуправления

Ответственность органов местного самоуправления – это применение в отношении органа или должностного лица системы публичного управления местного уровня мер государственного принуждения за нарушение законодательства.

Федеральным законодательством предусмотрены несколько видов юридической ответственности, к которой могут быть привлечены органы публичного управления местного уровня, если исполнение ими своих функций не соответствует требованиям закона или напрямую противоречит ему.

При этом необходимо отметить, что сам статус органов публичного управления и местного уровня определяют специфику института юридической ответственности в их отношении. Так, федеральным законодательством, устанавливающим общие принципы организации местных органов публичного управления, предусматривается, что органы местного самоуправления могут нести юридическую ответственность разных видов. В зависимости от пострадавшей от деятельности органов местного самоуправления стороны органы публичного управления местного уровня могут нести ответственность:

  • перед всем населением, проживающим на территории муниципалитета;
  • перед государством;
  • перед отдельными гражданами и их объединениями в форме юридического лица.

Ответственность органов местного самоуправления перед населением

Ответственность органов публичного управления местного уровня опосредует применение юридической ответственности выборного должностного системы местного самоуправления, которая носит характер политических санкций, следующих за прямое нарушение законодательства. Так, примером рассматриваемого вида ответственности органов местного самоуправления может быть применение к виновному института отзыва со службы в соответствии с процедурой, которая регламентируется уставом муниципалитета на основе положений федерального законодательства.

Процедура отзыва выборного должностного лица системы публичного управления местного уровня базируется на порядке, предусмотренном в федеральном законодательстве и принятых на его основе законах регионов, для организации и проведения референдума с некоторыми специфическими правилами. Так, отзыв должностного лица системы публичного управления местного уровня инициируется населением муниципалитета. Голосование по вопросу отзыва должностного лица системы публичного управления местного уровня проводится с учетом следующих основных норм и процедур:

Готовые работы на аналогичную тему

Ответственность органов местного самоуправления перед государством

Должностное лицо или орган системы публичного управления местного уровня могут быть привлечены к юридической ответственности перед государством в том случае, если суд установит, что орган или должностное лиц приняли нормативно-правовой акт, который противоречит положениям конституции, нормам федерального конституционного законодательства, региональным конституциям или региональному законодательству, а также основным правовым документам муниципалитета, и если в срок, установленный законом для исполнения решения суда, орган не предпринимал попыток в рамках предоставленной компетенции отменить незаконный нормативно-правовой акт или иным образом восстановить нарушенные актом права.

Для привлечения к ответственности высшее должностное лицо региона (либо руководитель высшего исполнительного регионального органа) при обнаружении факта неисполнения соответствующего судебного решения обращается в региональный парламент с предложением законопроекта, предусматривающего роспуск парламента местного уровня. С момента вступления в силу нового закона прекращается компетенция органа местного управления, допустившего рассматриваемое нарушение. Закон, предусматривающий роспуск парламента местного уровня, может быть обжалован в суд.

Ответственность органов местного самоуправления перед гражданами и их объединениями

Юридическая ответственность должностного лица или органа системы публичного управления местного уровня регламентируется гражданским законодательством и другими актами федерального законодательства. Противоправная деятельность органа или должностного лица системы публичного управления местного уровня, которая может предполагать, в частности, издание незаконного акта нормотворчества, может повлечь убытки для граждан и юридических лиц. Гражданское законодательство специально предусматривает институт возмещения органами публичного управления вреда, который причинен физическому или юридическому лицу.

Гражданским законодательством органы публичного управления трактуются как обычные субъекты гражданского оборота, что предполагает и привлечение их к имущественной ответственности на общих основаниях: вред причиненный деятельностью органов и должностных лиц системы управления местного уровня подлежит возмещению в полном объеме.

Читайте также: