С л франк биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Франк Семён Людвигович (16 (28).01.1877, Москва – 10.12.1950, Лондон) – крупнейший философ, религиозный мыслитель, критик, магистр философии, профессор Саратовского университета (1917–1921).

  • Философия и жизнь: Этюды и наброски по философии культуры. СПб., 1910.
  • Предмет знания. Пг., 1915.
  • Душа человека. М., 1917.
  • Живое знание: Сб. ст. Берлин, 1923.
  • Крушение кумиров. Париж, 1924.
  • Смысл жизни. Париж, 1926.
  • Духовные основы общества. Париж, 1930.
  • Непостижимое. Париж, 1939.
  • Свет во тьме. Париж, 1949.
  • Реальность и человек. Париж, 1956.
  • Биография П.Б. Струве. Нью-Йорк, 1956.
  • Этюды о Пушкине. Мюнхен, 1957.
  • С нами Бог. Париж, 1964.
  • По ту сторону правого и левого: Сб. ст. / под ред. В.С. Франка. Париж, 1972.
  • Сочинения / вступ. ст., сост. и примеч. Ю.П. Сенокосова. М.,1990.
  • Русское мировоззрение/ сост. и отв. ред. А.А. Ермичев. СПб.,1996.
  • Непрочитанное…: статьи, письма, воспоминания / сост. А.А. Гапоненков, Ю.П. Сенокосов. М., 2001.
  • С.Л. Франк. Саратовский текст / сост. А.А. Гапоненков, Е.П. Никитина; отв. ред. В.В. Прозоров. Саратов, 2006.

Лит.: Simon Frank. Bibliographie des Ouevres / V. Frank. Paris, 1980; Сборник памяти Семена Людвиговича Франка / под ред. В.В. Зеньковского. Мюнхен, 1954; Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. С. 339-372; Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. Т. 2. Ч. 2. С. 157-179; Воспоминания Т.С. Франк / публ. и примеч. К.Е. Павловской // С.Л. Франк. Саратовский текст. Саратов, 2006. С. 182-272; Буббайер Ф. С.Л. Франк: Жизнь и творчество русского философа, 1877-1950: Пер. с англ. М., 2001.

Франк Семен Людвигович

Детство и юность

Семен Людвигович Франк, еврей по национальности, родился 16 (28 по новому стилю) января 1887 г. в Москве. Отец Семена, Людвиг Семенович, врач по образованию, служащий Департамента здравоохранения Министерства внутренних дел, скончался, когда мальчику было 5 лет.

Отец — Людвиг Семенович Франк

Отец — Людвиг Семенович Франк

Мать Розалия Моисеевна была дочерью известного купца, одного из основателей московской еврейской общины Моисея Россиянского.

Семен Франк с мамой (1887)

Семен Франк с мамой (1887)

Семен Франк в молодости

Семен Франк в молодости

Краткая биография

Семен Людвигович Франк

Семен Людвигович Франк

Семья и личная жизнь

Со своей будущей женой Татьяной Сергеевной, урожденной Барцевой, Франк познакомился во время работы преподавателем петербургской гимназии, брак между ними был заключен в 1908 г. По законам того времени для бракосочетания с евреем православной Татьяне пришлось перейти в лютеранство. Дальнейший жизненный путь супруги прошли вместе до конца, Татьяна Сергеевна пережила мужа на 34 года и умерла в 1984 г.

С женой Татьяной Сергеевной (1908)

С женой Татьяной Сергеевной (1908)

У Франков родилось четверо детей — Виктор (1909 г.), Алексей (1910 г.), Наталья (1912 г.), Василий (1920 г.).

С женой Татьяной и детьми

С женой Татьяной и детьми

Заключение

В российской науке имя Семена Людвиговича Франка стоит в одном ряду с фигурами таких философов, как Владимир Соловьев, Павел Флоренский, Николай Бердяев, Владимир Вернадский. По мнению многих исследователей, именно он достоин звания самого великого российского философа, не менее значим и его международный авторитет.

Семен Людвигович Франк

Семен Людвигович Франк

Семён Людвигович Франк

Крупный русский философ, религиозный мыслитель и психолог.

Биография

Ещё будучи гимназистом в Нижнем Новгороде, С. Л. Франк принимал участие в марксистских кружках, под влиянием чего поступил на юридический факультет Московского Университета (где был учеником знаменитого проф. А. И. Чупрова). В 1899 арестован и выслан из университетских городов. Вскоре после этого уехал за границу, где работал в Берлине и Мюнхене.

Вместе с тем Франк негативно относился к коллективизму, который давит личность. Всякий диктат противоречит свободе, а божественное единство не может существовать без свободы, оно свободно.


О философе Франке известно в большей степени как о последователе русского мыслителя Владимира Соловьева. Вклад этого религиозного человека в отечественную философию сложно переоценить. Литературные деятели, жившие и творившие в одну эпоху с Семеном Людвиговичем, говорили, что даже в молодости он был не по годам мудр и рассудителен.

Роль в отечественной философии

О Франке говорили как о человека неторопливом и немного медлительном в словах, требующем основательного подхода в суждениях и мнениях, спокойном и совершенно невозмутимом с удивительными лучистыми глазами, из которых лился свет и доброта. Глаза философа Семена Людвиговича вспоминают все, кто знал его при жизни.

Биография: детство

Семен Людвигович Франк (1877-1950) появился на свет в еврейской семье. Отец философа был врачом, окончившим в 1872 году Московский университет (1872). Всю свою молодость Людвиг Семенович провел в Польше, но во время Польского восстания 1863 года принял решение переселиться в Москву, где и познакомился со своей будущей супругой – матерью философа Франка Розалией Моисеевной Россиянской.

Когда мальчик родился, отец участвовал в русско-турецкой войне, а через пять лет умер. Спустя почти девять лет после смерти мужа Розалия Моисеевна вышла замуж во второй раз. Отца С. Л. Франку заменил отчим В. И. Зак, работавший аптекарем. Незадолго до бракосочетания Зак вернулся из сибирской ссылки.

Образование Франк получал на дому. К вопросу домашнего обучения со всей серьезностью подошел его дед по материнской линии Моисей Миронович Россиянский. Этот человек в 60-х годах позапрошлого века возглавлял еврейскую общину в Москве. От него Франк перенял интерес к философским проблемам религии. Россиянский обучал внука древнееврейскому языку, вместе они читали Библию, историю еврейского народа.

Вторым человеком, который оказал заметное влияние на мировоззрение Семена Франка, был его отчим В. И. Зак. Мужчина провел все свои молодые годы в революционно-народнической среде. Под руководством Зака Франк узнал о работах демократов того времени Н. К. Михайловского, Д. И. Писарева, П. Л. Лаврова и стремился разобраться в противоречивых политических течениях и взглядах, которые отражались на общественной жизни.

франк семен людвигович

Учеба в университете

В 1892 году семья уехала из Москвы в Нижний Новгород, где будущий философ С. Л. Франк получил образование в гимназии. Во время учебы он примкнул к марксистскому движению и сблизился с группой революционеров.

В 1894 году мыслитель поступил на правовой факультет Московского университета. Франк часто пропускал лекции, увлекшись посещением политэкономических кружков. Семнадцатилетний юноша был одержим вопросами социализма и пропагандистских взглядов. В агитации рабочих к революции принимал личное участие.

Так продолжалось на протяжении некоторого времени, пока Семен Людвигович не сделал вывод о научной несостоятельности марксизма. В 19 лет Франк отказался от революционной деятельности, но для восполнения пробела в знаниях ему требовалось время. В 1898 году, получив свидетельство о завершении восьми семестров университета, принял решение о переносе экзаменов на следующий год.

франк семен людвигович философия

Личная жизнь, семья, дети

Декан саратовского вуза

франк российский философ

Покидая Родину…

На момент высылки ему было 45 лет. На первый взгляд кажется, что продолжение его творчества невозможно. Однако, как пишет сын Семена Людвиговича Франка, Василий Семенович Франк, свои лучшие работы отец создал в вынужденной эмиграции. На написание новых трактатов его толкала боль, которую он переживал на чужбине, и полное духовное одиночество.

. Что делать мне и другим - чтобы спасти мир и тем впервые оправдать свою жизнь? До катастрофы 1917 года ответ был один - улучшить социальные и политические условия жизни народа. Теперь - свержение большевиков, восстановление прошлых форм жизни народа. Наряду с этим типом ответа есть на Руси другой, ему родственный - толстовство, проповедующее "нравственное совершенствование", воспитательную работу над самим собой.

Вместе с семьей философ прибыл в Германию. Поселилась чета Франков в Берлине. Свободное владение немецким языком давало массу преимуществ, но все же зарабатывать на жизнь на чужбине было нелегко. Первое время философ работал в Религиозно-философской академии, которая впоследствии, став одним из центров русских мигрантов, была переведена из Берлина в Париж. Помимо этого, Франк читал лекции в Русском научном институте, где приезжие из России проходили обучение по университетской программе.

Затворническая жизнь еврея

С приходом к власти Гитлера многие евреи остались без работы. В бедственном положении находилась и семья российского философа Франка. Кроме того, незадолго до начала Второй мировой войны его неоднократно вызывали на беседы в гестапо. Предвидя опасность, он спешно уехал из нацистской Германии во Францию, а спустя некоторое время к нему приехала жена с детьми.

В целом автор открыто демонстрирует свое скептическое отношение ко всем изменениям, происходящим в России того периода. План спасения, намеченный большевиками, он называет утопическим, ошибочным и совершенно непригодным. Неудачи общественного переворота наводят его на мысль о необходимости спасать свою жизнь.

франк семен людвигович сын василий семенович франк

Философ Франк в этом произведении пытается аргументировать свое мнение о бессмысленности жизни как таковой. Минимальным условием для достижения смысла в жизни является наличие свободы. Только будучи свободным, человек имеет возможность жить так, как он желает, действовать осмысленно, стремиться к конкретной цели. Но каждый член современного общества окутан долгом, необходимостью, традициями, обычаями, ответственностью.

В своей философии Семен Людвигович Франк воспринимает историю как попытку представления гуманистических идеалов. Технический прогресс – это иллюзия успеха, которым вдохновились целые поколения. Он не привел к счастливой жизни людей, а обернулся изобретением убийственного оружия и страшными войнами. По мнению автора, человечество не эволюционирует. Напротив, оно уходит назад в своем развитии и в данный момент стоит еще дальше от цели, чем тысячелетия назад. Таким образом, жизнь каждого человека лишь иллюзорно кажется счастливой на фоне существования и развития всего человечества.

Далее Семен Людвигович пишет о том, что смысл жизни как совершенный предмет невозможно найти раз и навсегда. Он не дается человеку извне, а находится внутри него самого, заложен в самой жизни. Но даже если бы возможно было отыскать готовый и понятный смысл жизни, человек не принял бы его как дар свыше или остался бы неудовлетворенным им. Смысл жизни должен быть выработан усилиями каждого из нас, что является своего рода оправданием своего собственного существования.

Философствуя на данную тему, Франк затрагивает вопрос религии. По определению мыслителя, человек – это существо, которое принадлежит божественному и земному мирам, а его сердце находится на пересечении этих двух миров. Каждый человек должен стремиться к Богу, но постоянно и неизбежно грешит в силу своей духовной слабости и ограниченности. В этом контексте смысл жизни – это поиск пути для преодоления своей личной греховности.

Позиция философа Франка в этом вопросе однозначна: человек устроен таким образом, что априори не может быть безгрешным, но ему под силу прожить менее греховную жизнь. Самый короткий путь по преодолению греховности выбирают отшельники и монахи, которые отрекаются от внешнего мира и посвящают себя Богу. Однако это не единственный доступный путь.

франк с л духовные основы

Русский философ С. Л. Франк поддерживает идеи Фридриха Ницше, который допускал участие в делах греховного мира, но в такой степени, чтобы действия были направлены на преодоление или хотя бы уменьшение не только личной, но и мировой греховности.

В качестве примера Франк приводит ситуацию с войной, ведь это, бесспорно, дело греховное. Верующий человек, отреченный от внешнего мира и воздерживающийся от участия в войне, делает все правильно: он не пользуется плодами войны и ничего не принимает от государства, ведущего войну. Если же рассматривать людей обычных, то менее греховной будет позиция того, кто, принимая участие в войне, разделяет ответственность за содеянное вместе с государством. В свою очередь человек, который не принимает прямого участия в сражениях, но при этом пользуется плодами войны, является более грешным.

Добро создается только добром. Философия Семена Людвиговича Франка говорит о том, что настоящее благо незаметно, оно всегда тихо таится в душах людей, скрыто от шума и суеты. Таким образом, смысл жизни человек должен искать в том, чтобы ограничивать зло в мире и проявлять добро.

Во время войны

Кстати, с 1938 года русский философ жил во Франции. Сюда из Германии мигрировала и его жена. Дети Франка пребывали в Англии. Сначала Франки поселились на юге Франции в курортном городке Лавьер, но вскоре переехали в столицу, обосновавшись в районе, где проживали преимущественно русские мигранты. Когда Вторая мировая война была в самом разгаре, семье мыслителя пришлось снова перебраться в южную часть Франции, в маленькую деревню Сен-Пьер-д'Аллевар, неподалеку от Гренобля. Но даже там, казалось бы, в тихом и отдаленном месте, часто случались облавы гестапо на евреев. Тогда Франку и его жене приходилось укрываться в лесу по несколько дней.

франк с л смысл жизни

Последние годы жизни

Стоит отметить, что Семен Людвигович никогда не отличался крепким здоровьем. К тому же в середине 30-х годов перенес сердечный приступ. Тяготы войны и преследования евреев не могли не отразиться на его здоровье. А в августе 1950 году врачи обнаружили у него злокачественную опухоль легкого. Спустя четыре месяца, 10 декабря 1950 года, Франк скончался.

Во время болезни, сопровождающейся невыносимыми физическими муками, философ испытывал глубокие религиозные переживания. Семен Людвигович воспринимал свои страдания как чувство единения с Богом. Франк делился мыслями со сводным братом Львом Заком. В частности, говорил о том, что сопоставив свои мучения и страдания Христа, он легче переносил боль.

Идеология, которой следовал философ

Франка считают последователем русского философа Владимира Соловьева. Основной идеей философии Семена Людвиговича также является идея всеединства. Но в отличие от Соловьева, Франк рассматривает ее внешний окружающий мир и внутренний опыт личности. В его творчестве просматривается критика материалистических идей и философское обоснование альтернативных взглядов на мир, общественный уклад. Российский философ считал это создание такого обоснования делом всей своей жизни.

Семен Людвигович сумел доказать, что не только индивидуумы, но и целые нации имеют душу. Причем этот довод использовался для дальнейшей интерпретации большевистского движения. Философ считал, что его причиной стал духовный распад самосознания россиян, потеря национального единства. О том, как Семен Людвигович Франк разумеет нигилизм, можно понять по его высказываниям:

. Русский интеллигент не знает никаких абсолютных ценностей, никаких критериев, никакой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения людей, поступков, состояний на хорошие и дурные, добрые и злые. Морализм русской интеллигенции есть лишь выражение и отражение ее нигилизма. Под нигилизмом я разумею отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей.

Франк критиковал либерализм того времени. Данное понятие было вложено в трактовку большевистской революции, которая возникла, как считал мыслитель, по причине духовной ограниченности консервативных и либеральных оппозиционеров. И консерваторы, и либералы должны были объединиться в борьбе с большевиками, но вместо этого все они отказались от религиозных истоков. И даже наличие технических знаний и опыта не позволило противостоять социал-демократам российской народной партии.

семен людвигович франк биография

Пассивность русской религиозной культуры также негативным образом отражалась на состоянии государственно-политического строя, по мнению Франка. В своих работах он сетовал на упадок гуманистических традиций в Европе и России, что привело к разложению национального настроения и патриотизма.

Революционный опыт и эмиграция вынуждали Франка искать ответы на волнующие его вопросы в религии. Все чаще и чаще он обращался к Библии. Этим можно объяснить, почему творчество зрелого периода приобрело исповедальные черты. Франк доказывал, что Иисус непостижим, если не поддерживать связь с религией. Философ был уверен, что сострадание – это прямая возможность приблизиться к Богу.

Характеризуя собственную философию, Франк пишет о своих религиозно-общественных воззрениях, определенных ими как проявления христианского реализма. Философ признавал божественную основу и положительную религиозную ценность всего, что существует и сочетается с эмпирическим опытом.

Завершение

Подводя итоги, попробуем определить основные направления философской мысли Франка. Работы философа основаны на стремлении постигнуть неизведанное, соединить личное и общественное, религиозное и государственное. Основная теоретическая проблема, которую мыслитель пытается решить в своих трудах, заключается в познании самого себя, смысла жизни и греховности, минимизировав которую человек имеет возможность стать счастливым.

Он говорил о том, что в мире нужно вовремя ориентироваться на происходящие изменения в общественном укладе, даже если эти изменения носят парадоксальный характер. В этом смысле обоснование объективности предмета познания является важным результатом теории Франка.

Читайте также: