Взаимодействие президента и государственной думы кратко
Обновлено: 30.06.2024
от 13 апреля 1996 г. N 549
О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ С ПАЛАТАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В ЗАКОНОТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Список изменяющих документов
(в ред. Указов Президента РФ от 07.11.2005 N 1277,
от 15.07.2008 N 1095, от 25.07.2014 N 529, от 12.02.2015 N 62,
1. Разработка проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов (далее - законопроекты, законопроект), которые предполагается внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) в порядке законодательной инициативы Президента Российской Федерации, осуществляется по поручению Президента Российской Федерации или Руководителя Администрации Президента Российской Федерации подразделениями Администрации Президента Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти.
2. Предложения подразделений Администрации Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и граждан о разработке законопроектов, которые предполагается внести в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы Президента Российской Федерации, направляются Руководителю Администрации Президента Российской Федерации.
3. Руководитель Администрации Президента Российской Федерации направляет указанные в пункте 2 настоящего Положения предложения с поручением в 7-дневный срок рассмотреть их и подготовить по ним замечания и предложения:
первому заместителю Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, на которого возложена организация работы полномочного представителя Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее - полномочные представители Президента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания);
(в ред. Указа Президента РФ от 12.02.2015 N 62)
(см. текст в предыдущей редакции)
заместителям Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;
(в ред. Указа Президента РФ от 15.07.2008 N 1095)
(см. текст в предыдущей редакции)
помощникам и советникам Президента Российской Федерации, если законопроект затрагивает вопросы, относящиеся к их компетенции;
полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации);
полномочному представителю Президента Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе);
полномочному представителю Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации;
в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации;
в иные подразделения Администрации Президента Российской Федерации, если законопроект затрагивает вопросы, относящиеся к их компетенции.
4. Замечания и предложения, предусмотренные пунктом 3 настоящего Положения, направляются в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации для обобщения.
Обобщенные замечания и предложения, а также при необходимости проект поручения Президента Российской Федерации или Руководителя Администрации Президента Российской Федерации о разработке соответствующего законопроекта направляются Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации Руководителю Администрации Президента Российской Федерации.
5. Подразделения Администрации Президента Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, ответственные за разработку законопроекта, в установленный Президентом Российской Федерации или Руководителем Администрации Президента Российской Федерации срок направляют Руководителю Администрации Президента Российской Федерации законопроект и пояснительную записку к нему, а также при необходимости - финансово-экономическое обоснование к законопроекту.
6. Руководитель Администрации Президента Российской Федерации направляет законопроект на заключение в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, а также дает поручение в 7-дневный срок подготовить замечания и предложения по данному законопроекту:
первому заместителю Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, на которого возложена организация работы полномочных представителей Президента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания;
(в ред. Указа Президента РФ от 12.02.2015 N 62)
(см. текст в предыдущей редакции)
заместителям Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;
(в ред. Указа Президента РФ от 15.07.2008 N 1095)
(см. текст в предыдущей редакции)
помощникам и советникам Президента Российской Федерации, если законопроект затрагивает вопросы, относящиеся к их компетенции;
полномочным представителям Президента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания и полномочному представителю Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации.
(в ред. Указа Президента РФ от 12.02.2015 N 62)
(см. текст в предыдущей редакции)
Указанные лица направляют замечания и предложения по законопроекту в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации.
Полномочные представители Президента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания по согласованию с руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти направляют в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации замечания и предложения по законопроекту, а также при необходимости - предложения о назначении официального представителя Президента Российской Федерации при рассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания Российской Федерации (далее - официальный представитель).
7. Окончательный текст законопроекта, который предполагается внести в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы Президента Российской Федерации, подготавливается в Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации и направляется Руководителю Администрации Президента Российской Федерации вместе с проектом письма Президента Российской Федерации в Государственную Думу и другими сопроводительными материалами.
8. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе:
представляет позицию Президента Российской Федерации по рассматриваемым Государственной Думой законопроектам;
при необходимости обеспечивает по согласованию с руководством Государственной Думы первоочередное рассмотрение на заседаниях Совета Государственной Думы, комитетов Государственной Думы, а также на заседаниях Государственной Думы законопроектов, внесенных Президентом Российской Федерации;
представляет на заседаниях Совета Государственной Думы, комитетов Государственной Думы, а также на заседаниях Государственной Думы законопроекты, внесенные Президентом Российской Федерации, за исключением случаев, когда Президентом Российской Федерации назначен официальный представитель;
обеспечивает рассмотрение Государственной Думой в первом чтении текстов законопроектов, внесенных Президентом Российской Федерации, в неизмененном виде, за исключением случаев, когда Президент Российской Федерации согласен изменить текст внесенного им законопроекта до рассмотрения его Государственной Думой в первом чтении в порядке, предусмотренном ее Регламентом.
8.1. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе вправе исполнять обязанности официального представителя в случае отсутствия его на заседании Совета Государственной Думы, комитета Государственной Думы либо на заседании Государственной Думы.
(п. 8.1 введен Указом Президента РФ от 12.02.2015 N 62)
9. Для обоснования законопроектов, внесенных Президентом Российской Федерации, а также замечаний и предложений Президента Российской Федерации по иным законопроектам, рассматриваемым на заседаниях комитетов Государственной Думы и заседаниях Государственной Думы, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе вправе привлекать работников федеральных органов исполнительной власти, работников подразделений Администрации Президента Российской Федерации и ученых. Привлечение работников федеральных органов исполнительной власти и работников подразделений Администрации Президента Российской Федерации осуществляется по согласованию соответственно с руководителями федеральных органов исполнительной власти или подразделений Администрации Президента Российской Федерации.
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе согласовывает позиции официальных представителей, привлеченных им работников федеральных органов исполнительной власти, работников Администрации Президента Российской Федерации и ученых, определяет порядок их выступлений при рассмотрении на заседаниях комитетов Государственной Думы и на заседаниях Государственной Думы законопроектов, внесенных Президентом Российской Федерации, а также при рассмотрении на заседаниях Государственной Думы замечаний и предложений Президента Российской Федерации по иным законопроектам.
Официальный представитель согласовывает свою позицию по законопроекту с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Государственной Думе.
10. При рассмотрении на заседаниях комитетов Государственной Думы поправок и предложений по законопроектам, внесенным Президентом Российской Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе совместно с официальным представителем (в случае его назначения) и при участии Государственно-правового управления Президента Российской Федерации осуществляют предварительное согласование поправок и предложений.
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе совместно с Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации направляют Президенту Российской Федерации поправки и предложения по указанным законопроектам с соответствующим обоснованием.
В случае получения согласия Президента Российской Федерации на внесение в законопроект представленных ему поправок и предложений полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе оглашает эти поправки и предложения на заседании комитета Государственной Думы, назначенного ответственным по законопроекту, и на заседании Государственной Думы.
11. Законопроекты, направленные Президенту Российской Федерации Советом Государственной Думы, передаются в установленном порядке в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации для подготовки по ним замечаний и предложений, которые направляются полномочному представителю Президента Российской Федерации в Государственной Думе.
Указанные законопроекты при необходимости могут быть направлены Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации в подразделения Администрации Президента Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, если законопроекты затрагивают вопросы, относящиеся к их компетенции.
12. Законопроекты, внесенные Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации), сенаторами Российской Федерации, депутатами Государственной Думы, Правительством Российской Федерации, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, принятые Государственной Думой в первом чтении и направленные Президенту Российской Федерации в соответствии с постановлениями Государственной Думы, передаются в установленном порядке в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации для подготовки проектов заключений Президента Российской Федерации на указанные законопроекты.
(в ред. Указов Президента РФ от 25.07.2014 N 529, от 17.09.2020 N 562)
(см. текст в предыдущей редакции)
Копии поступивших из Государственной Думы законопроектов направляются в установленном порядке:
первому заместителю Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, на которого возложена организация работы полномочных представителей Президента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания;
1. Федеральное собрание взаимодействует с Президентом Российской Федерации.
2. Обязанности по организации взаимодействия палат Федерального Собрания с Президентом Российской Федерации осуществляют по должности Председатель Совета Федерации и Председатель Государственной Думы.
3. Для координации работы по взаимодействию с палатами Федерального Собрания Президент Российской Федерации назначает соответственно полномочного представителя Президента Российской Федерации в Совете Федерации и полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Для заслушивания послания Президента созывается совместное заседание Совета Федерации и Государственной Думы (ч. 3 ст. 100 Конституции). Текст послания или основные его положения (с раздачей полного объема текста участникам) оглашаются в выступлении Президента РФ. При этом Президенту не задаются вопросы, не проводятся дискуссии. Потом может проводиться обсуждение послания палатами Федерального Собрания на своих заседаниях и выработка как своего отношения к посланию, так и мер палаты по участию в достижении задач, поставленных в послании.
Как уже говорилось, Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Это предполагает, помимо прочего, что Президент заботится о создании необходимых условий для деятельности палат Федерального Собрания. Речь идет и об организационных предпосылках, и материальных факторах (достаточно сказать, что Администрация Президента, его Управление делами принимают меры к созданию палатам условий для работы). Президент обеспечивает нормальные взаимоотношения своего аппарата, Правительства и иных федеральных органов исполнительной власти с палатами, заботится о создании конструктивных контактов палат, в особенности в законотворческом и законодательном процессах.
Постоянное взаимодействие с парламентом - существенный участок работы Президента. Осуществляя политику государства, Президент вправе реализовать право законодательной инициативы, подготавливает и вносит в Государственную Думу законопроекты по всем вопросам жизни страны, если считает, что их основой должны быть федеральные законы. Внося проекты законов, Президент может некоторые из них определить как первоочередные, и это предполагает их оперативное, внеочередное рассмотрение Государственной Думой. Президент вправе участвовать в заседаниях Государственной Думы и Совета Федерации, в том числе и закрытых, а также выступать на заседаниях. В зале заседаний каждой палаты оборудуется специальное место для Президента. Как уже было показано выше, у Президента возникают разнообразные взаимоотношения с Советом Федерации и Государственной Думой в связи с решением кадровых вопросов. Наконец, Президент подписывает и обнародует законы РФ о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, может наложить вето, т.е. отклонить федеральный закон, что потребует его повторного рассмотрения в парламенте РФ.
Более существенным является право Президента распустить Государственную Думу. В Конституции РФ предусмотрены случаи возможного роспуска:
- если Председатель Правительства поставил перед Государственной Думой вопрос о доверии, и она в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Думы и назначении новых выборов (ч. 4 ст. 117);
- если Государственная Дума трехкратно отклонила кандидатуры Председателя Правительства, представленные Президентом, он назначает Председателя Правительства, распускает Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст. 111).
В определенных ситуациях Дума не может быть распущена Президентом (ст. 109 Конституции РФ): в течение года после ее избрания; с момента выдвижения обвинения против Президента и до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в период действия на территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения; в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента.
Конституция не предусматривает возможности роспуска Президентом Совета Федерации, да и вообще какого-либо прекращения полномочий этой палаты. К тому же Совет Федерации является постоянно действующим и не имеет определенного срока полномочий.
Надо сказать, что налаживанием нормальных, деловых, конструктивных взаимоотношений с парламентом Президенту приходится заниматься постоянно.
В каждой палате есть полномочный представитель Президента. Указом Президента РФ от 22 июня 2004 г. утверждено Положение о полномочном представителе Президента РФ в Совете Федерации и полномочном представителе Президента РФ в Государственной Думе. Они представляют интересы Президента и способствуют реализации его конституционных полномочий соответственно в палатах. Представители участвуют в заседаниях соответствующей палаты Федерального Собрания без специального решения Президента и представляют его позицию Президента по рассматриваемым палатами законопроектам и законам, обоснования отклонения Президентом принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации федеральных законов, указы Президента о введении военного положения и чрезвычайного положения, внесенные на утверждение Совета Федерации, кандидатуры для назначения на должности, внесенные Президентом на рассмотрение Совета Федерации или Государственной Думы.
Для заслушивания послания Президента созывается совместное заседание Совета Федерации и Государственной Думы (ч. 3 ст. 100 Конституции). Текст послания или основные его положения (с раздачей полного объема текста участникам) оглашаются в выступлении Президента РФ. При этом Президенту не задаются вопросы, не проводятся дискуссии. Потом может проводиться обсуждение послания палатами Федерального Собрания на своих заседаниях и выработка как своего отношения к посланию, так и мер палаты по участию в достижении задач, поставленных в послании.
Как уже говорилось, Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Это предполагает, помимо прочего, что Президент заботится о создании необходимых условий для деятельности палат Федерального Собрания. Речь идет и об организационных предпосылках, и материальных факторах (достаточно сказать, что Администрация Президента, его Управление делами принимают меры к созданию палатам условий для работы). Президент обеспечивает нормальные взаимоотношения своего аппарата, Правительства и иных федеральных органов исполнительной власти с палатами, заботится о создании конструктивных контактов палат, в особенности в законотворческом и законодательном процессах.
Постоянное взаимодействие с парламентом - существенный участок работы Президента. Осуществляя политику государства, Президент вправе реализовать право законодательной инициативы, подготавливает и вносит в Государственную Думу законопроекты по всем вопросам жизни страны, если считает, что их основой должны быть федеральные законы. Внося проекты законов, Президент может некоторые из них определить как первоочередные, и это предполагает их оперативное, внеочередное рассмотрение Государственной Думой. Президент вправе участвовать в заседаниях Государственной Думы и Совета Федерации, в том числе и закрытых, а также выступать на заседаниях. В зале заседаний каждой палаты оборудуется специальное место для Президента. Как уже было показано выше, у Президента возникают разнообразные взаимоотношения с Советом Федерации и Государственной Думой в связи с решением кадровых вопросов. Наконец, Президент подписывает и обнародует законы РФ о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, может наложить вето, т.е. отклонить федеральный закон, что потребует его повторного рассмотрения в парламенте РФ.
Более существенным является право Президента распустить Государственную Думу. В Конституции РФ предусмотрены случаи возможного роспуска:
- если Председатель Правительства поставил перед Государственной Думой вопрос о доверии, и она в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Думы и назначении новых выборов (ч. 4 ст. 117);
- если Государственная Дума трехкратно отклонила кандидатуры Председателя Правительства, представленные Президентом, он назначает Председателя Правительства, распускает Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст. 111).
В определенных ситуациях Дума не может быть распущена Президентом (ст. 109 Конституции РФ): в течение года после ее избрания; с момента выдвижения обвинения против Президента и до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в период действия на территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения; в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента.
Конституция не предусматривает возможности роспуска Президентом Совета Федерации, да и вообще какого-либо прекращения полномочий этой палаты. К тому же Совет Федерации является постоянно действующим и не имеет определенного срока полномочий.
Надо сказать, что налаживанием нормальных, деловых, конструктивных взаимоотношений с парламентом Президенту приходится заниматься постоянно.
В каждой палате есть полномочный представитель Президента. Указом Президента РФ от 22 июня 2004 г. утверждено Положение о полномочном представителе Президента РФ в Совете Федерации и полномочном представителе Президента РФ в Государственной Думе. Они представляют интересы Президента и способствуют реализации его конституционных полномочий соответственно в палатах. Представители участвуют в заседаниях соответствующей палаты Федерального Собрания без специального решения Президента и представляют его позицию Президента по рассматриваемым палатами законопроектам и законам, обоснования отклонения Президентом принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации федеральных законов, указы Президента о введении военного положения и чрезвычайного положения, внесенные на утверждение Совета Федерации, кандидатуры для назначения на должности, внесенные Президентом на рассмотрение Совета Федерации или Государственной Думы.
Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды.
К основам конституционного строя относится принцип разделения властей. В соответствии с ним власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует строгого разграничения их компетенции, наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которых каждая ветвь власти может ограничивать другие.
Главенствующую роль в государственной системе играет Президент. Конституционно-правовой статус главы государства предопределяет объём его полномочий по обеспечению единства и устойчивости системы государственной власти, её эффективного функционирования в условиях разделения на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Президент должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции.
Активная координирующая роль Президента находит воплощение как в системе сдержек и противовесов, обеспечивающих баланс полномочий органов государственной власти федерального уровня, так и в отношениях между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президент участвует в нормотворчестве, управляет, разрешает споры, осуществляет функции конституционного контроля. Порядок и механизм реализации этих полномочий Президента конкретизированы в федеральных конституционных законах и федеральных законах.
Каждый из органов (институтов) государственной власти лишь частично обеспечивает действие Конституции. Только перед Президентом ставится задача охранять государственные устои в целом, суверенитет и государственную целостность. Только при этих условиях все иные органы власти и должностные лица могут осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.
В порядке, предусмотренном Конституцией, Президент реализует своё право законодательной инициативы, а также право на подписание либо отклонение федеральных законов. Этим обеспечивается эффективность участия Президента в законотворческом процессе. Указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории страны. Президент обеспечивает единство системы исполнительной власти в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения. Если Правительство принимает постановления и распоряжения, противоречащие Конституции, то Президент вправе отменять эти решения Правительства.
Конституционные полномочия Президента по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти связаны с выдвижением кандидатур на замещение государственных должностей, назначение на которые производится парламентом. Президент представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов, а также кандидатуру Генерального прокурора. Он также вносит в Совет Федерации предложение об освобождении Генерального прокурора от должности. Президент представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального Банка, а также ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении его от должности.
Являясь гарантом Конституции, всей системы конституционной законности, Президент обязан добиваться того, чтобы Конституция и нормативные акты субъектов федерации полностью соответствовали Конституции страны, федеральному законодательству.
Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации. Это происходит в первую очередь, если эти акты противоречат Конституции страны, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Для разрешения разногласий между органами государственной власти федерального уровня и органами власти субъектов федерации, а также между органами государственной власти субъектов федерации Президент вправе использовать согласительные процедуры. Если согласованное решение не найдено, Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
Читайте также: