Эксперимент с куклой бобо кратко

Обновлено: 03.07.2024

Социальное обучение — это познавательный процесс, который происходит в социальном контексте. Это объясняет поведенческое обучение, которое происходит в людях, исключительно благодаря их чувству наблюдения и удержания даже в отсутствие какого-либо посредника или педагога. Он выходит за рамки традиционных методов обучения, где для обучения людей используются учебные пособия. Социальное обучение также происходит у людей через их интерпретацию вознаграждений и наказаний за действия.

Эксперимент Бобо Куклы

Альберт Бандура — психолог, заслуженный профессор социальных наук в психологии Дэвида Старра Джордана в Стэнфордском университете. Уже почти шесть десятилетий он вносит значительный вклад в область образования и во многие области психологии. Ему часто приписывают, что он является создателем теории социального обучения , а также отвечает за влиятельный эксперимент с куклой Бобо 1961 года.

Кукла Бобо — это надувная пластиковая игрушка с тяжелым дном. Это помогает стабилизировать куклу, когда кто-то пытается опрокинуть ее. Можно сказать, что куклу Бобо нельзя заставить лежать на боку. Эта кукла часто окрашена, чтобы напомнить клоуна. Это стало большим успехом у детей, когда впервые было представлено в 60-х годах.

Эксперимент Бобо Куклы

Альберт Бандура провел социальный эксперимент, взяв 72 детей и заставив их принять участие в очень интересном эксперименте, который позже станет переломным моментом в мире детской психологии .

Участниками были 36 мальчиков и 36 девочек в возрасте от 3 до 7 лет. Из этих 72 детей 24 ребенка были включены в контрольную группу , что означает, что на них не будет проводиться никаких экспериментов.

Остальные 48 были организованы в две группы —

Агрессивный — 24 ребенка, которые будут подвергаться агрессивной модели.

Неагрессивный — 24 ребенка, которые будут подвергаться воздействию неагрессивной модели.

Агрессивный — 24 ребенка, которые будут подвергаться агрессивной модели.

Неагрессивный — 24 ребенка, которые будут подвергаться воздействию неагрессивной модели.

Первая стадия эксперимента

Чтобы предотвратить влияние сверстников или отвлечение от других детей, каждый ребенок подвергался эксперименту индивидуально. Каждого ребенка вместе со взрослой моделью отправили в игрушечную комнату Toy Room-1, которая имела две секции. В одном из разделов ребенок остался играть с множеством интересных игрушек. В другом разделе взрослую модель оставили с игрушечным набором, куклой Бобо и молотком. Взрослая модель играет с игрушечным набором и игнорирует куклу Бобо. Перед выходом из комнаты ребенку сказали, что ему не разрешат играть с игрушками, с которыми играла модель. Этот процесс сопровождался всеми 48 детьми с целью создания разочарования в уме ребенка.

Теперь один за другим дети в Группе Агрессивных были снова отправлены в комнату со взрослой моделью, и на этот раз взрослая модель будет проявлять агрессивное отношение к кукле, ударяя ее молотком, пиная ее, хлопая ее, крича на это, и издавая звуки ударов. Это продолжается около десяти минут, и после этого взрослая модель покидает комнату, а ребенка переводят в новую игрушечную комнату, Toy Room-2 .

Вторая стадия эксперимента

На втором этапе этого эксперимента детей из обеих групп один за другим отправляют в Игрушечную комнату-2, которая была заполнена гораздо более привлекательными игрушками, чем в Игрушечной комнате-1. Ребенку было разрешено играть с игрушками в течение нескольких минут, и когда выяснилось, что ребенку действительно стало нравится играть с игрушками, ему сказали, что он не может больше проводить время в Игрушечной комнате-2, поскольку другие дети в ожидании, но он может вернуться и поиграть в Toy Room-1. Это было сделано для того, чтобы еще больше расстроить каждого ребенка.

Вторая стадия эксперимента

Reward Group — модель была вознаграждена за агрессивное поведение.

Группа наказаний — модель была наказана за агрессивное поведение.

Контрольная группа — модель ничего не сказала за его агрессивное поведение.

Reward Group — модель была вознаграждена за агрессивное поведение.

Группа наказаний — модель была наказана за агрессивное поведение.

Контрольная группа — модель ничего не сказала за его агрессивное поведение.

Участникам группы наказания показали видео, на котором взрослая модель будет издеваться, бить и кричать на куклу Бобо. После этого модель получит выговор, будет наказан и предупрежден о том, что никогда не будет делать это снова.

Участникам контрольной группы будет показано то же видео, однако модель не будет ни вознаграждена, ни сделана выговор за его / ее действия. Видео было снято после того, как жестокое обращение с куклой Бобо было закончено.

После показа этого видео участники остались индивидуально в игрушечной комнате с куклой Бобо. Было отмечено, что дети из группы наказания проявляют менее агрессивное поведение по отношению к кукле Бобо по сравнению с детьми из контрольной группы и детьми из группы вознаграждений.

Хотели бы вы угадать, какая группа имела наибольшее количество участников, демонстрирующих агрессивное поведение? Ну, нет смысла гадать там — да, это была Reward Group . Результаты эксперимента показывают, что поощряющие или наказывающие действия определенно влияют на то, имитируется ли соответствующее поведение или нет. Этот способ обучения был назван моделированием .

Что говорит нам моделирование?

Моделирование показывает, что дети учатся моделировать свое поведение, подражая действиям окружающих их людей, и на их изучение действия в значительной степени влияет вознаграждение или наказание за это конкретное действие. Их понимание хороших или плохих действий основано на том, что сначала они наблюдают за этим действием, а затем подражают ему, если действие вознаграждено, и избегают его, если оно наказано.

В течение многих лет велись горячие споры о том, какое влияние насилие, изображаемое в СМИ, оказывает на психику молодых людей. Эксперимент Бандуры с куклой Бобо был первым, который предоставил убедительные доказательства того, что существует значительная связь между тем, что дети наблюдают, и тем, что они практикуют.

Из трех групп детей одна группа была создана для просмотра фильма, где человеческая модель агрессивно относилась к кукле Бобо . Во второй группе детям был показан фильм с похожей темой, однако в данном случае это был анимационный фильм, и вместо человека существовала мультипликационная кошка, надругавшаяся над куклой Бобо. Всем детям в обеих этих группах показывали фильм по отдельности, чтобы на их поведение не влияли наблюдения и анализ сверстников. Третья группа была контрольной группой.

Детей из второй группы индивидуально отводили в комнату для игрушек, где им рассказывали вещи, которые повышали уровень их раздражения, а затем оставляли с куклой-бобо. Было замечено, что дети из первой и второй группы были заметно более агрессивными по отношению к кукле Бобо по сравнению с детьми в контрольной комнате. У них даже был тот же выбор оружия, который использовались их моделями в соответствующих видео на кукле Бобо.

Результат эксперимента

Этот эксперимент предоставил неопровержимые доказательства того, что дети, подвергшиеся насилию, будь то в реальной жизни, в фильмах или мультфильмах, демонстрируют более агрессивное поведение, чем дети, которые не подвергались таким актам насилия. Продолжающиеся дебаты о том, как СМИ влияют на умы людей, происходят из этого очень реального и практического эксперимента.

Это доказало, что дети узнали о действиях посредством наблюдения и подражали им, основываясь на анализе результатов. Например, ребенок, выросший в обидном домохозяйстве, может увидеть, что его отец заставляет свою мать замолчать, нанося ей неоднократные удары, поэтому в следующий раз, когда он захочет, чтобы его мать замолчала, он мог бы подражать или поддерживать то же самое оскорбительное действие (моделирование) по отношению к своей матери. заставить ее замолчать (награда) .

Рейтинги насилия, рейтинги MPAA и многие другие подобные рейтинги были инициированы, чтобы ограничить подверженность детей и молодых людей потенциальному искажению изображений и достопримечательностей из фильмов, игр, мультфильмов, мультфильмов и других подобных видов развлечений. Медиа-цензура получила огромное значение.

Эксперимент с куклой Бобо - громкое исследование канадского психолога Альберта Бандуры, которое показало, что агрессия и жестокость у детей формируется в результате их наблюдения за поведением взрослых, а вовсе не от воспитания, "кнута и пряника". Испытуемые дети продемонстрировали, что способны воспроизводить модель поведения взрослых в будущем и вести себя агрессивно даже в ситуации отсутствия триггеров к жестокости.

Ещё в 1951 году Альберт Бандура провёл исследование, которое касалось поведения детей в присутствии взрослых. Было обнаружено, что ребенок копирует всё, что делают окружающие и незамедлительно повторяет за ними. Так поговорка "не воспитывайте детей, всё равно они будут похожи на вас, воспитывайте себя", приобрела новый смысл и была подтверждена научными данными.

Кукла Бобо

Спустя 10 лет, в 1961 году, Альберт Бандура решился на новый эксперимент. Его коллегами стали Доротея и Шейла Росс, но в центре внимания оказалась кукла Бобо. Было отобрано 72 ребёнка в возрасте от 3 до 4 лет. Ровно половина из них были девочки, вторая половина мальчики.

Стоит отметить, что проведение исследования оказалось довольно сложным, так как психологи попытались учесть абсолютно все факторы влияющие на поведение. Так детей сначала протестировали на склонность к агрессии, разделили по половому признаку, взрослые, которые демонстрировали разные модели взаимодействия с куклой Бобо, так же были и мужчины и женщины.

Сама кукла представляла из себя огромную надувную неваляшку с изображением человека на ней. Она располагалась в дальнем углу от детей и каждый раз с ней взаимодействовал человек, который появлялся через несколько минут после ухода воспитателя.

Целью эксперимента с Бобо было доказательство или опровержение 4 гипотез. Первая - дети, которые видели агрессивное поведение в отношении куклы, также будут проявлять агрессию и этим сильно отличатся от сверстников. Вторая - дети, которые увидят доброжелательное отношение к кукле со стороны экспериментатора, в будущем покажут спокойствие и мирный настрой.

Третья - дети будут в большей степени копировать поведение взрослого того же пола, что и они. Четвертая - мальчики в любом случае будут агрессивнее девочек и демонстрация жестокости окажет на них намного более сильное влияние.

Ход эксперимента

Всех детей разделили на 9 групп. Одна контрольная, которая состояла из 24 человек, им не демонстрировали никакого поведения. А 8 групп по 6 детей в каждой помещались в экспериментальные комнаты, где им демонстрировалось разное поведение разных взрослых. Кому-то агрессивное представителем того же пола, кому то доброжелательное взрослым противоположного пола, или агрессивное со стороны взрослого противоположного пола. И так далее.

Каждого ребёнка по одному заводили в комнату и сажали в угол, где находились интересные и разнообразные игрушки. После этого заводили взрослого и провожали в другой угол, где находилась кукла Бобо. Ребёнку говорили, что эта игрушка для дяди или тёти.

В одном случае взрослый просто играл в конструктор рядом с Бобо и не проявлял никакой агрессии. В других группах после нескольких минут человек начинал избивать куклу, пинать, прыгать на ней и ругаться. Таким образом 48 детей разделились поровну на тех кто видел издевательства и на тех, кто наблюдал спокойную игру взрослого с конструктором.

При этом часть из них смотрели как куклу избивает представитель их пола, а остальные видели агрессивное поведение взрослого другого пола. Так и сформировалось 8 групп по 6 человек с абсолютно разным опытом.

После этого каждый ребенок поочередно отправлялся в промежуточную комнату, где было очень много интересных и ярких игрушек, в том числе Бобо, однако трогать их запрещали. Цель заключалась в том, чтобы побудить ребенка к агрессии. Как только он проявлял интерес к чему-либо, брал игрушку в руки и пытался с ней поиграть, тут же заходила воспитательница и сообщала, что этого делать нельзя. Но в следующей комнате можно будет делать всё, что захочешь.

В этой промежуточной комнате под наблюдением экспериментаторов ребенок находился 20 минут. После чего воспитатель его забирал и отводил в контрольную комнату, где как и было обещано дети получили полную свободу. Каждый из 72 детей по одному оказался в главной комнате всего эксперимента.

Результаты исследования Альберта Бандуры

Дети, которые видели агрессивное поведение взрослого по отношению к Бобо проявляли значительно больше агрессивных реакций и также избивали куклу, полностью повторяя действия экспериментаторов. Те, кто наблюдал неагрессивное поведение взрослого, в третьей комнате посвятили время спокойным и тихим играм, в том числе и по отношению к Бобо.

Корреляция по половому признаку действительно оказалась впечатляющая. Девочки,которые находились в одной комнате с женщиной, всегда повторяли её поведение в будущем. А вот когда экспериментатором был мужчина, наблюдались противоречия. Такая же ситуация с мальчиками. То есть выбирая между родителями, ребенок с большей долей вероятности будет делать так, как поступает представитель его пола.

Четвертая гипотеза также как и все предыдущие, подтвердилась. Мальчики действительно значительно чаще проявляли физическую силу при агрессивном поведении в отношении куклы Бобо. Любопытно то, что при словесной агрессии разницы по полу не наблюдалось. То есть девочки, наблюдавшие жестокость ранее, не всегда били Бобо, но также как и мальчики начинали ругаться и оскорблять куклу.

Почему воспитывать детей так сложно?

Глобально весь процесс воспитания детей можно разделить на безопасную зависимость и передачу опыта. В первом случае мы позволяем ребенку самореализовываться и быть самим собой, а также проживать эмоции и справляться с ними, обеспечивая присутствие, заботу, понимание, поддержку, внимание и отсутствие эмоционального насилия.

Это сложно, потому что взрослые сами не умеют этого делать. Издевательства над партнером в отношениях в России и большей части мира давно приняты за норму, а люди старшего поколения часто одобряют строгость и равнодушие, наивно полагая, что так ребенок вырастет самостоятельным и не станет нытиком.

Но все исследования показывают только одно - если родители не смогли дать безусловную любовь и не научились поддерживать эмоционально, то это заканчивается неврозом и ничем другим. Внешне такой человек конечно самостоятельный и приспособленный к любым суровым условия, но это внешне.

Всё его поведение деструктивно от и до. Оно выгодно и удобно тем самым взрослым, которые понятия не имеют, что такое взаимоуважение и любовь в широком смысле слова. Таких людей легко вычислить по готовности к жестоким мерам, например они одобряют насилие в колониях, поддерживают смертную казнь и военные действия.

А вот передача опыта заключается в повседневной демонстрации поведения. Ребёнок проводит много времени с родителями и постоянно анализирует их действия в той или иной ситуации. И жестокости и доброжелательности можно научить только собственным примером.

Не получится пинать жену и при этом говорить сыну, что нужно быть спокойным, адекватным и добрым. Нельзя быть невротиком и воспитать здорового человека. Бессмысленно требовать от детей уважительного отношения, если сами вы этому так и не научились.

Как-то давно мне попадалась публикация практикующего психолога, которая заявила - абсолютное большинство детей, которых родители приводят с жалобами на их поведение, изначально были здоровы. Взрослые "сломали" собственного ребенка, да так, что теперь он им самим не нравится. Но лечить нужно не мальчика или девочку, лечить нужно взрослых! Детишки схватывают на лету, они очень быстро научатся всему доброму и светлому, что умеем мы. Но мы не умеем..

Если публикация показалась вам полезной и интересной, прошу поставить лайк и поделиться ей в соцсетях. Не забывайте подписываться на канал. Спасибо!

Эксперимент с куклой Бобо – один из наиболее известных в истории социальных экспериментов. Его провел Альберт Бандура для того, чтобы доказать, что дети перенимают агрессивное поведение у взрослых.

Суть эксперимента с куклой Бобо

Альберт Бандура

Суть эксперимента А.Бандуры с куклой Бобо, если кратко, заключается в проверке гипотезы о том, что агрессивному поведению малыши учатся на примере взрослых людей. Он доказывает, что дети не становятся агрессивными к кому-либо самостоятельно, они усваивают подобные стереотипы поведения при наблюдении за окружающими.

Подготовка к эксперименту Бандуры

Для проведения эксперимента с куклой Бобо было организовано помещение с двумя комнатами. В первой комнате было две секции, в каждой из которых было видно, что делают в другой. В первой секции – игрушки для ребенка, во второй – кукла Бобо и игрушки для взрослого, который должен демонстрировать необходимое поведение. Эта комната была оснащена зеркалом Гезелла, которое позволяло экспериментатору видеть снаружи, что происходит внутри, а с противоположной стороны кажется простым зеркалом.

Кукла Бобо – это придумка Альберта Бандуры для проведения данного социального эксперимента. Она представляла собой высокую надувную куклу с ярким окрасом и утяжелением на дне. Кукла могла только стоять и наклоняться, но не лежать на боку.

Вторая комната – с еще более интересными игрушками для малышей.

Количество испытуемых

Эксперимент проводился с участием 72 детей от 3 до 6 лет. 24 из них представляли собой контрольную группу: с ними не проводили никаких действий, чтобы проверить, действительно ли на формирование определенного поведения повлияли действия экспериментаторов. Остальные дети были разделены на две группы также по 24 человека: первой группе предполагалось демонстрировать агрессивное поведение, второй – не агрессивное.

Команда проведения эксперимента

Экспериментом занимался Альберт Бандура и еще трое взрослых: женщина-организатор и женщина с мужчиной, которые являлись взрослыми моделями поведения.

Гипотезы

гипотезы эксперимента Бандуры

А.Бандура выдвигал 4 гипотезы, которые пытался проверить в своем эксперименте:

Ход эксперимента

Эксперимент Альберта Бандуры с куклой Бобо был проведен в две стадии. Каждый ребенок проходил их индивидуально.

Первая стадия эксперимента

Первая стадия эксперимента

На первом этапе малыша запускали в первую комнату с двумя отсеками. В одном испытуемый играл с игрушками, а в другом – тем же самым занималась взрослая модель, игнорируя куклу Бобо. Перед тем, как малыш выходил из комнаты, ему сообщали, что поиграть с теми игрушками, с которыми играл взрослый, ему не разрешат. Этим у ребенка пытались вызвать чувство обиды и разочарования. После того, как все дети прошли через эту комнату, их также по одному отправляли туда снова.

Вторая стадия эксперимента

На втором этапе детей запускали во вторую комнату, в которой были намного более привлекательные и интересные игрушки, и разрешали ими поиграть. Но как только экспериментаторы видели, что ребенок сильно заинтересовался и включился в игру, они ее прерывали. Ему говорили, что играть здесь он больше не сможет, зато может пойти в первую комнату, где был вначале. Когда малыш соглашался, его запускали, разрешали играть с игрушками взрослого, в том числе – с молотком и куклой. За ребенком здесь наблюдали через зеркало Гезелла.

Результаты эксперимента

Результаты эксперимента с куклой Бобо

В результате эксперимента Альберту Бандуре удалось доказать все свои гипотезы.

Концепция вознаграждения и наказания за поступки

Концепция вознаграждения

После этого каждый участник эксперимента индивидуально оказывался в комнате с куклой Бобо. Анализ результатов эксперимента показал, что наиболее агрессивными были дети, которым показали модель с поощрением, наименее злыми – те, кто видел видеозапись с наказанием за агрессию.

Выводы

Эксперимент Бобо Куклы

Заставляет ли насилие, которое дети наблюдают в телевизионных программах, фильмах и видеоиграх, вести себя агрессивно? Это горячий вопрос сегодня, но он также был очень интересен 50 лет назад, когда психолог провел эксперимент, известный как эксперимент с куклой Бобо, чтобы определить, как дети учатся агрессии посредством наблюдения.

Что такое эксперимент с куклой Бобо?

Являются ли агрессия и насилие изученным поведением? В знаменитом и влиятельном эксперименте, известном как эксперимент с куклой Бобо, Альберт Бандура и его коллеги продемонстрировали, как дети учатся агрессии. Согласно теории социального обучения Бандуры, обучение происходит посредством наблюдений и взаимодействия с другими людьми. По сути, люди учатся, наблюдая за другими, а затем подражая этим действиям.

Агрессия лежит в основе многих социальных проблем - от межличностного насилия до войны. Неудивительно, что этот предмет является одной из наиболее изученных тем в психологии. Социальная психология является подполем, посвященным изучению человеческого взаимодействия и группового поведения, и ученые, работающие в этой области, предоставили большую часть исследований по человеческой агрессии.

Предсказания Бандуры

Эксперимент включал воздействие на детей двух разных моделей взрослых; агрессивная модель и неагрессивная. После того, как дети стали свидетелями поведения взрослых, их поместили бы в комнату без модели и наблюдали, будут ли они имитировать поведение, свидетелем которого они были ранее.

Бандура сделал несколько предсказаний о том, что произойдет:

  1. Он предсказал, что дети, которые наблюдали агрессивное поведение взрослого, вероятно, будут вести себя агрессивно, даже если взрослой модели не будет.
  2. Дети, которые наблюдали неагрессивную взрослую модель, были бы менее агрессивными, чем дети, которые наблюдали агрессивную модель; неагрессивная группа воздействия также будет менее агрессивной, чем контрольная группа.
  3. Дети с большей вероятностью будут подражать моделям одного пола, а не моделям противоположного пола.
  4. Мальчики будут вести себя более агрессивно, чем девочки.

Метод, использованный в эксперименте с куклой Бобо

Участниками эксперимента были 36 мальчиков и 36 девочек, зачисленных в детский сад Стэнфордского университета. Возраст детей варьировался от 3 до почти 6 лет, а средний возраст участников составил 4 года 4 месяца.

Всего было восемь экспериментальных групп. Из этих участников 24 были отнесены к контрольной группе, которая не получала лечения. Остальные дети были затем разделены на две группы по 24 участника в каждой. Одна из экспериментальных групп была затем подвергнута воздействию агрессивных моделей, в то время как другие 24 ребенка подвергались воздействию неагрессивных моделей.

Наконец, эти группы снова были разделены на группы мальчиков и девочек. Затем каждая из этих групп была разделена таким образом, что половина участников была подвержена воздействию модели одного пола для взрослых, а другая половина - модели противоположного пола для взрослых.

Перед проведением эксперимента Бандура также оценил уровень агрессии у детей. Затем группы были подобраны одинаково, чтобы они имели средний уровень агрессии.

Процедуры, использованные в эксперименте с куклой Бобо

Каждый ребенок был проверен индивидуально, чтобы убедиться, что на поведение не будут влиять другие дети. Сначала ребенка привели в игровую комнату, где нужно было исследовать различные виды деятельности.

Затем экспериментатор пригласил взрослую модель в игровую комнату и предложил модели сесть за стол и принять участие в мероприятиях. В течение десяти минут взрослые модели начали играть с игрушками-повозками. В неагрессивном состоянии взрослая модель просто играла с игрушкой и игнорировала куклу Бобо в течение всего периода. Однако в агрессивных модельных условиях взрослые модели жестоко нападают на куклу Бобо.

После десятиминутного воздействия модели для взрослых каждый ребенок был доставлен в другую комнату, в которой находилось множество привлекательных игрушек, включая набор для кукол, пожарную машину и игрушечный самолетик. Тем не менее, детям сказали, что им нельзя играть ни с одной из этих соблазнительных игрушек. Целью этого было повышение уровня разочарования среди молодых участников.

Каковы были результаты эксперимента с куклой Бобо?

Результаты эксперимента подтвердили три из четырех первоначальных прогнозов.

  1. Дети, выставленные фиолетовой модели, имели тенденцию подражать точному поведению, которое они наблюдали, когда взрослого больше не было.
  2. Бандура и его коллеги также предсказывали, что дети в неагрессивной группе будут вести себя менее агрессивно, чем дети в контрольной группе. Результаты показали, что, хотя дети обоих полов в неагрессивной группе демонстрировали меньшую агрессивность, чем контрольная группа, мальчики, которые наблюдали за моделью противоположного пола, ведут себя неагрессивно, с большей вероятностью, чем в контрольной группе, участвовали в насилии,
  3. Существовали важные гендерные различия, когда речь шла о том, наблюдалась ли модель одного пола или противоположного пола. Мальчики, которые наблюдали агрессивное поведение взрослых мужчин, находились под большим влиянием, чем те, кто наблюдал агрессивное поведение моделей женского пола. Интересно, что экспериментаторы обнаружили в однополых агрессивных группах, что мальчики чаще имитировали физические акты насилия, в то время как девочки чаще имитировали словесную агрессию.
  4. Исследователи также были правы в своих предположениях, что мальчики будут вести себя более агрессивно, чем девочки. Мальчики совершали более чем в два раза больше актов агрессии, чем девочки.

Так что же предлагают результаты Бандуры?

По словам Бандуры, агрессивное поведение взрослых моделей по отношению к куклам заставило детей поверить, что такие действия были приемлемы. Он также предположил, что в результате дети могут быть более склонны реагировать на разочарование агрессией в будущем.

В последующем исследовании, проведенном в 1965 году, Бандура обнаружил, что, хотя дети с большей вероятностью имитируют агрессивное поведение, если взрослую модель вознаграждают за его или ее действия, они гораздо реже подражают, если видят, что взрослую модель наказывают или выговор за их враждебное поведение.

Критика эксперимента с куклой Бобо

Как и в любом эксперименте, исследование куклы Бобо не без критики:

  • Поскольку эксперимент проводился в лабораторных условиях, некоторые критики предполагают, что результаты, наблюдаемые в этом типе местоположения, могут не свидетельствовать о том, что происходит в реальном мире.
  • Исследование может пострадать от смещения выбора. Все участники были взяты из узкого круга студентов, которые имеют одинаковый расовый и социально-экономический фон. Это затрудняет обобщение результатов для более широкой и разнообразной популяции.
  • Поскольку данные были собраны немедленно, также трудно понять, каким могло быть долгосрочное воздействие.
  • Насильственное отношение к кукле сильно отличается от проявления агрессии или насилия по отношению к другому человеку в реальном мире.
  • Также было высказано предположение, что у детей не было мотивации проявлять агрессию, когда они ударяли куклу Бобо; вместо этого они, возможно, просто пытались угодить взрослым.
  • Некоторые критики утверждают, что само исследование неэтично. Они утверждают, что, манипулируя детьми, чтобы они вели себя агрессивно, экспериментаторы по сути учили детей быть агрессивными.

Слово от Verywell

Эксперимент Бандуры остается одним из самых известных исследований в психологии. Сегодня социальные психологи продолжают изучать влияние наблюдаемого насилия на поведение детей. За полвека, прошедшие после эксперимента с куклой Бобо, были проведены сотни исследований о том, как наблюдение за насилием влияет на поведение детей. Сегодня исследователи продолжают размышлять над вопросом о том, означает ли насилие, которое дети наблюдают по телевидению в фильмах, в агрессивном или насильственном поведении в реальном мире.

Читайте также: