Эффект реальности барт кратко

Обновлено: 30.06.2024

Статья Р. Барта "Эффект реальности" как одна из основополагающих работ для понимания реализма. Концептуальная роль "лишних" элементов в повествовательной структуре. Неопределенность границ косвенной значимости деталей, характеризующих обстановку действия.

Рубрика Философия
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 01.06.2018
Размер файла 19,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

According to these rules realism is a kind of narration where the structural superfluous elements (they do not have even an indirect significance) are not discarded but “thepoint to reality as a general category.” But does Barthes prove this thesis?

To answer this question the basic idea for Barthes about “barometer's” indirect significance is reviewed in the article (it is the part of the room interior in Flaubert's story).

The “barometer” for Barthes is an example of unnecessary element. But indirect meaning of “barometer” can be identified. For the room's mistress “thepractical and inexpensive” barometer is the sign of her involvement in the cultural use of middle-class bourgeois (or the inability to go beyond this use).

More so Barthes believes that “indirect sense” has details that characterize the “climate action.” But what are the sense boundaries of semantic concept “setting action”?

In principle the “situation of action” for any event is the whole world. But even one part can characterizes “the situation of action” if in this culture it is enough for the case circumstances' sufficient conception.

Practically it means that any action situation's description may be supplemented by at least one part and it can not be dismissed as “unnecessary” because of the simple reason that it was taken from the “world.”

These examples show that structuralistic installation in this case does not lead to the truth.

Key words: realism, structure, “The effect of reality”, Roland Barthes.

Список использованной литературы

1. Аверинцев С.С. Софія - Логос / С.С.Аверинцев. - Словник. - К.: Дух і Літера, 1999. - 464 с.

2. Анкерсмит Ф.Р. История и тропология: взлет и падение метафоры / Ф.Р.Анкерсмит./ пер. с англ. М. Кукарцева, Е. Коломоец, В. Катаева - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 496 с.

3. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов / Р.Барт // Зарубежная эстетика и теория литературы. XIX-XX вв. Трактаты. Статьи. Эссе. М.: Издательство МГУ, 1987. - С. 387 - 422. - (Университетская библиотека).

4. Барт Р. Избранные работы: Семиотика.Поэтика. / Р.Барт / Пер. с фр. / Сост. , общ. ред. и вступит ст. Г.К.Косикова. - М.: Прогресс, 1989. - 616 с.

5. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М.Бахтин. - М.: Художественная литература, 1975. - 504 с.

8. Хализев В.Е. Теория литературы / В.Е.Хализев. / Учеб. 2-е изд. - М.: Высшая школа, 2008. - 398 с.

Подобные документы

Реконструкция основных аспектов религиозно-философских взглядов К. Барта, О. Кульмана, Р. Бультмана, П. Тиллиха, проведение их сравнительного анализа. Содержание концепции Абсолюта в творчестве Барта и Бультмана с позиций гносеологии и онтологии.

курсовая работа [82,3 K], добавлен 01.03.2013

Особенности и сущность объективной и субъективной реальности. История понятия виртуальной реальности, ее типологизация. Проблема онтологического сосуществования реальностей разного иерархического уровня. Характеристика похода к понятию виртуалистика.

курсовая работа [34,1 K], добавлен 11.12.2008

Влияние духовно-исторической ситуации времени на отношение Мартина Лютера и Карла Барта к проблеме взаимодействия Бога и человека. Методологический подход философов к реконструкции текста "Послания к римлянам". Оценка религии, этики, социальной сферы.

дипломная работа [87,4 K], добавлен 21.07.2013

Методологические идеи Поппера как основа критического реализма. Принцип научного критического мышления в неопозитивистской философии науки. Принцип фаллибилизма. Проблема демаркации. Теория "трех миров". Дедуктивный метод проверки эмпирических теорий.

реферат [30,0 K], добавлен 12.06.2017

Эволюция развития информационных технологий. Сущность и особенности виртуализации современного мира: раздвоение реальности. Понятие термина "киберпространство", его виды и особенности. Принцип и анализ онтологического статуса виртуальной реальности.

ЭФФЕКТ РЕАЛЬНОСТИ - понятие постмодернистской философии, в содержании которого фиксируется феномен фундаментального сомнения постмодернизма в онтологической репрезентации (наличии денотата) понятия, с десигнатом которого (см. Трансцендентальное означаемое) субъект сталкивается в семиотическом пространстве. Термин введен Р.Бартом в одноименной работе (1968), посвященной анализу литературных приемов создания эффекта достоверности или "Э.Р.". Р.Барт выделяет феномен литературного описания (начиная от экфрасиса - античного жанра дескриптивного отрывка, обособленного внутри целостного произведения), посвященного "описанию места, времени, тех или иных лиц или произведений искусства", и показывает, что практически описание как таковое выполняет сугубо "эстетическую функцию", то есть: "описание не подчиняется никакому реалистическому заданию; мало существенна его правдивость, даже правдоподобие; львов и оливы можно с легкостью помещать в страны Севера - существенны одни лишь нормы описательного жанра". Таким образом, литературное описание, по оценке Р.Барта, выступает явлением сугубо дискурсивного (не референциального) плана, поскольку применительно к нему даже сам феномен правдоподобия как таковой "имеет… не референциальный, а открыто дискурсивный характер", ибо всецело "определяется правилами данного типа речи". Иными словами, "эстетические правила вбирают в себя правила референциальные". Р.Барт в этом контексте приводит в качестве примера описание Г.Флобером Руана ("Госпожа Бовари"), в рамках которого реальный (в классическом смысле этого слова) Руан (Руан как онтологический объект) отнюдь не оказывается предметом этого описания: "ткань описания, где, казалось бы, первостепенное значение… уделяется Руану как объекту, - в действительности лишь основа, на которую нашиваются жемчужины редких метафор, нейтрально-прозаический наполнитель, которым разбавлено драгоценное вещество символики; словно во всем Руане писателю важны только риторические фигуры, которыми он описывается, словно Руан достоин упоминания только в виде замещающих его образов /подчеркнуто мною - М.М./ Все описание Руана выстроено таким образом, чтобы уподобить Руан живописному полотну, - средствами языка воссоздается картина, словно уже написанная на холсте" (Р.Барт - ср. у Г.Флобера: "отсюда, сверху, весь ландшафт представлялся неподвижным, как на картине"). В процедуре описания, таким образом, писатель реализует "платоновское определение художника как подражателя третьей степени, так как он подражает тому, что уже само есть имитация некой сущности" (см. Симулякр - ср. Платон. Государство, X, 599). Собственно, сама возможность описания, т.е. фактически "наименования референта" обеспечена отнюдь не онтологическим наличием этого референта (объекта описания), но задается наличными правилами описания, не только самодостаточными в своей процессуальности, но и достаточными для создания Э.Р. Таким образом, "определяющей для литературы является ее техника смыслообразования", в пространстве которой "означающие могут неограниченно играть", и игра эта фактически обретает креационный характер по отношению к "реальности" как таковой, которая, однако, в обрисованном парадигмальном контексте может быть оценена с точки зрения своего онтологического статуса не более, как "эффект", достигнутый сугубо семиотическими средствами. По выражению Р.Барта, "в зачине всякого классического текста (то есть подчиненного правдоподобию в его древнем смысле) подразумевается слово Esto (пусть, например…, предположим…)". В контексте постмодернистского отказа от презумпции референции вообще (см. Пустой знак) речевую деятельность "более не окутывает благостное облако иллюзий реалистического свойства" (Р.Барт). Особую остроту приобретает проблема Э.Р. в сравнении текстов литературной традиции и текстов исторического характера (как отмечает Р.Барт, далеко не случайно в европейской культуре "реализм в литературе сложился примерно в те же десятилетия, когда воцарилась "объективная" историография"). Это связано с тем, что если для романиста как создателя "вымышленного повествования" воплощенная в письме (см. Письмо) реальность "оказывает весьма незначительное сопротивление структуре", то применительно к историку "реальность никоим образом не может смешиваться с правдоподобием", поскольку, по оценке Р.Барта, "правдоподобие - это общее, а не частное, которым занимается История" (а в европейской культуре "еще со времен античности "реальность" относилась к сфере Истории"). Именно стремление классической литературы максимально приблизиться к реальности (имея в распоряжении лишь средства для создания Э.Р.) и обусловливает ее любовь к отточенности в описании деталей: детали ("барометр" у Флобера, "маленькая дверца" у Мишле и т.п.) "говорят в конечном счете только одно: мы - реальность" (Р.Барт), т.е., в итоге, служат средством для создания своего рода "референциальной иллюзии". Сущность этой иллюзии заключается в том, что "реальность", будучи изгнана из реалистического высказывания как денотативное означаемое, входит в него уже как означаемое коннотативное /см. Коннотация - M.M./; стоит только признать, что известного рода детали непосредственно отсылают к реальности, как они тут же начинают неявным образом означать ее" (Р.Барт). В этом отношении литература, по сравнению Р.Барта, подобна Орфею, выводящему Эвридику из Аида: "пока она твердо идет вперед, зная при этом, что за ней следуют, - тогда за спиной у нее реальность, и литература понемногу вытягивает ее из тьмы неназванного, заставляет ее дышать, двигаться, жить, направляясь к ясности смысла; но стоит ей оглянуться на предмет своей любви, как в руках у нее остается лишь названный, то есть мертвый смысл". Фактически литература приходит к тому, что "само отсутствие означаемого, поглощенного референтом, становится означающим понятия "реализм", - именно в этой ситуации и возникает Э.Р. как "основа того скрытого правдоподобия, которое и формирует эстетику… новой литературы", в контексте конституируется важная в контексте эволюции постмодернистской парадигмы дефиниция: "правдоподобие… есть не что иное, как сам реализм (будем называть так всякий дискурс, включающий высказывания, гарантированные одним лишь референтом)" (Р.Барт). Несмотря на исходно очень конкретный (а именно - сугубо литературоведческий) контекст введения данного понятия в философский оборот, статус данного концепта в философии постмодернизма может быть оценен как существенно значимый, ибо в его содержании заложена фундаментальная для постмодернистской парадигмы презумпция трактовки онтологического статуса означаемого как лишь семиотически артикулированного (обеспеченного лишь уверенностью говорящего субъекта в наличии не только десигнатов, но и денотатов используемых им понятий). Р.Барт эксплицитно формулирует в работе "Э.Р." программу деонтологизации десигната как такового: "сегодня задача состоит в том, чтобы… опустошить знак, бесконечно оттесняя все дальше его предмет, - вплоть до радикального пересмотра всей многовековой эстетики "изображения". Реализация этой программы в ходе эволюции постмодернистской парадигмы привела к фундаментальным широким обобщениям постмодернизма относительно онтологии вообще, заключающимся в радикальном отказе от построения философских "онтологии" и ориентации на трактовку реальности в качестве "гиперреальности", объекта - в качестве симулякра и т.п., что в итоге приведет к конституированию постмодернизмом концепции "украденного объекта", основанной на сугубо семиотической трактовке объективности вообще. На этой основе в современной аналитике дискурсивных процессов конституируется идея своего рода "дискурсивной материальности" (Серио), которая мыслится как конституируемая посредством проявления имен существительных в предикативных отношениях (см. Дискурс, Номинализация, Преконструкт). (См. также Эффект значения, Эффект-субъект, Онтология, Симуляция, Гиперреальность, Виртуальная реальность, Украденный объект, Метафизика, Постметафизическое мышление.)

Разрушительный эффект ненависти

4.4. Мегаполисы как эффект кооперативности

4.4. Мегаполисы как эффект кооперативности Еще раз надо признать истину: постепенное укрупнение городов и рождение мегаполисов - такой же естественный эволюционный процесс, как развитие промышленности, появление ТНК, как развитие средств связи и т.д. В крупных городах

ЭФФЕКТ СРЕДЫ: ИСТОРИЧНОСТЬ

ЭФФЕКТ СРЕДЫ: ИСТОРИЧНОСТЬ Фактически они даже не занимают в системе особого места: просто функциональность современных вещей становится историчностью в вещах старинных (или маргинальностью – в вещи-диковинке, экзотичностью – в вещи первобытной), отнюдь не переставая

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ: МИФ О ПЕРВОНАЧАЛЕ

Эффект Иа

Эффект Иа — В чём дело, Пятачок? — спросил я.— Я только что шёл через полянку — там, где цветы, — ответил он, — напевая песенку. И тут появился Иа.— Иа? И что дальше?— Он сказал: «Будь осторожен, маленький Пятачок — вдруг кто-нибудь спутает тебя с этими анютиными

ЭФФЕКТ ЗНАЧЕНИЯ

ЭФФЕКТ ЗНАЧЕНИЯ ЭФФЕКТ ЗНАЧЕНИЯ - понятие, введенное Гийомом для дистанцирования содержаний понятий "значение" и "обозначение референта". Особую актуальность термин "Э.З." обретает в контексте постмодернистской парадигмы философии языка, фундированной отказом от

Эффект фокуса

Эффект фокуса Несколько других необыкновенных проявлений прогресса преобразили способы изготовления вещей.Некоторые производства движутся от массовой продукции к изготовлению небольших партий изделий, другие — к полному производству продукции на заказ на базе

Эффект бумеранга

Эффект бумеранга Глобализация содержит в себе образец распределения рисков, не совпадающего с ней самой, распределения, в котором таится значительная взрывная политическая сила. Риски раньше или позже настигают и тех, кто их производит или извлекает из них выгоду. Риски,

4.1.4. Сетевой эффект

4.1.4. Сетевой эффект При анализе индивида и его ситуации можно выдвинуть три гипотезы действия семантического поля: 1) однонаправленное семантическое поле, 2) семантическое поле ответственного действия, 3) действие семантического поля по принципу сетевого

Эффект наблюдателя

Эффект наблюдателя Давайте на минуту задумаемся о макро-физике. Вы, как наблюдатель, изменяете мир, просто прикасаясь к нему. Подумайте о своем теле. Как пациент, вы регулярно ходите на медосмотр, чтобы проверить свое здоровье. Врач или медсестра использует термометр и


При интересе к означающим часто стоит неумение увидеть, что за ними стоит одно всеобъемлющее означаемое - тоталитаризм


Этот флоберовский барометр – противоположность чеховского ружья — никакой роли в рассказе не играет. Зачем же тогда Флобер вообще упоминает о нем? — спрашивает Барт.

Исключение означаемого – это и есть исключение смысла, так как означаемое это всегда – понятие, идея.

Чем менее очевидной оказывается связь между языком и реальностью в широком смысле слова, тем большей оказывается потребность эту связь представить в тексте. Реализм в принципе возникает именно тогда, когда связь литературы с реальностью становится хрупкой. Реализм – это знак утраты реальности, которая должна теперь искусственно воссоздаваться с помощью референтной иллюзии.

Мне представляется, что такие массивные означаемые, на которые указывают самые разнообразные означающие, возникает тогда, когда какой-то фундаментальный слой нашего существования по той или иной причине начинает вытесняться.

Именно в такой ситуации и барометр, и дверца начинают кричать об одном и том же. Когда реальность становится проблематичной, реализм превращает ее во всеобъемлющее означаемое.

Рост таких всеобщих означаемых может пониматься как признак нарастающей патологии культуры, патологии, которая, как болезнь, обнаруживает себя во множестве как будто не связанных между собой симптомов.

Эти соображения беспокоят меня в контексте современной российской культуры. Еще лет семь-восемь назад многообразие российских барометров как будто говорило о разных вещах, но недавно они вдруг стали говорить об одном и том же.

Последнее время меня не оставляет ощущение, что в России растет это массивное означаемое, о котором не принято говорить, которое трудно назвать и о котором не хочется думать. Все чаще самые разнообразные вещи оказываются указателем на это гигантское означаемое.

Психологи против капитализма и за социализм

Психологи против капитализма и за социализм

Психологи против капитализма и за социализм запись закреплена

Применительно к массмедиа, имеет смысл смысл обращать внимание на стремление к самой тщательной и подробной детализации "реальных событий", что создает эффект правдоподобия и иллюзию понимания "реальности" и знания "фактов".
Видеокамера на крылатой ракете, поражающей цель; жертвы теракта или преступления крупным планом, подробности разрушений, свидетельства очевидцев, детализация найденного у коррупционеров и т.д.

Далее разрабатывалась идея о гиперреальности, которая выглядит более реальной, чем сама реальность.

Читайте также: