Эдвард де боно и всесторонний подход кратко

Обновлено: 02.07.2024

Биография

Эдвард Чарльз Фрэнсис Публий де Боно родился на Мальте 19 мая 1933. Получил степень по медицине в Мальтийском университете. Получил степень магистра в области психологии и физиологии в колледже Крайст Черч в Оксфорде в Англии. Он также имеет степень доктора философии и степень доктора философии в области медицины Тринити-колледжа в Кембридже, степень доктора дизайна Королевского Мельбурнского технологического института, степень доктора юридических наук университета Данди.

Занимал должности на факультетах в университетах Оксфорда, Кембриджа, Лондона и в Гарвардском университете. Он является профессором Мальтийского университета, университета Претории, Бирмингемского городского университета и Дублинского городского университета. Был одним из 27 послов Европейского года креативности и инноваций (2009 года).

Школы из более чем двадцати стран включили инструменты мышления де Боно в образовательных программ.

Номинант на Нобелевскую премию по экономике 2005 года.

Отдельные идеи

В 1999 году де Боно сообщил МИД Великобритании, арабо-израильский конфликт может быть связан, в частности, с низким уровнем цинка, который встречается у людей, едят пресный хлеб (например, лаваши). Известным побочным эффектом дефицита цинка является агрессия. Он предложил поставлять в регион пасту Мармит для компенсации дефицита цинка.

Критика идей де Боно

Взгляды де Боно на язык критиковались отдельными филологами (Марк Ферри, 1994), которые утверждали, что точка зрения де Боно на язык как самый барьер на пути человеческого прогресса является поверхностной. Ферри утверждает, что причиной передачи устаревших идей является отсутствие у людей способности к критическому мышлению.

Де Боно также критиковался за его предложение экспорта пасты Мармит на Ближний Восток с целью ослабления конфликтов в этой области. У людей на Ближнем Востоке наблюдается низкий уровень цинка, что, по мнению де Боно, приводит к повышенной агрессии, а Мармит содержит много цинка.

Публикации

Список отдельных книг де Боно:

Де Боно также является автором многочисленных статей в журналах, среди которых The Lancet и Clinical Science.

Метод шести шляп

Эдвард де Боно – британский психолог, консультант в области творческого мышления, писатель. Будучи студентом, изучал медицину, физиологию и психологию. Этим определён его широкий подход к интересующим проблемам, желание разобраться в предмете на стыке дисциплин. Так, по сути, и родилась теория шести шляп мышления, которая сегодня является одной из самых популярных разновидностей метода мозгового штурма.

Предпосылкой появления метода стало убеждение, что человеческое мышление в процессе жизнедеятельности постепенно становится однобоким, приобретает стереотипы. Это обусловлено многими факторами: культурной и социальной средой, религией, образованием, привитыми представлениями о логике, морали и т.д. Кроме того, мыслительные процессы связаны ещё и с настроением самого человека, его эмоциями, интуицией.

Метод 6 шляп – это психологическая ролевая игра. Шляпа определённого цвета означает отдельный режим мышления, и, надевая её, человек включает этот режим. Это нужно для составления целостного мнения о проблеме, поскольку, как говорилось выше, мы чаще всего думаем о ней рационально, что не способствует полноте картины. Также техника де Боно позволяет руководителям решать рабочие конфронтации и споры. Умение под разными углами посмотреть на предмет обсуждения – залог успешного оратора. Сама методика требует фокусировки на различных аспектах, а, значит, развивает внимательность. В качестве вывода, подчеркнём, что в глобальном плане шесть шляп можно применить в любой области, связанной с умственным трудом.

Как использовать инструмент

Э. де Боно, говоря о практике применения своего метода, отмечает следующее. Решения рождаются из полемики, а в ней зачастую побеждает то мнение, которое успешнее отстаивается, а не то, которое максимально учитывает интересы всего коллектива или возможные плюсы. Опираясь на это наблюдение, автор техники предложил существенно другой подход – параллельное мышление, где шесть шляп являются инструментом его достижения. Суть в том, что проблему нужно рассматривать не в борьбе доводов и идей, а в их единстве. Другими словами, приём подразумевает выбор лучшего не путем столкновения идей с целью выбора наиболее сильной и жизнеспособной, а их параллельное мирное сосуществование, при котором они оцениваются последовательно, независимо друг от друга.

Образно применение техники шести шляп можно представить как рисунок разноцветными карандашами. Красочная картина получается лишь когда используешь всю гамму цветов. Так и в случае с методом де Боно – полное видение ситуации наступает после того, как были поочерёдно надеты все шесть шляп:

Белая шляпа. Примеряя этот головной убор, мы сосредотачиваемся на имеющихся в распоряжении данных. Пытаемся понять, какой информации недостаёт, где её найти, как использовать уже известные факты и выводы для решения проблемы.

Белая шляпа – это, фактически, ретроспективный метод познания, который используют, чтобы выявить причинно-следственные связи и закономерности в развитии явлений.

Красная шляпа. Надевая её, мы включаем интуицию и чувства. Что подсказывает вам внутренний голос? Интуитивные догадки и ощущения на этом этапе очень важны, поскольку позволяют судить об эмоциональном фоне и отношении к проблеме через призму человеческих чувств. Если обсуждение коллективное – важно постараться понять ответы других людей, движущие силы и подоплёку предложенных ими решений. Для этого каждому нужно быть правдивым и искренним, не скрывать своих настоящих чувств и переживаний.

Чёрная шляпа. В ней вы должны быть пессимистом, но со здоровой долей критицизма. Предложенные решения проблемы оцениваются на предмет возможных рисков в будущем, дальнейшего развития трудных и непредвиденных ситуаций. Старайтесь в каждой идее найти слабые места и обратить на них внимание. Чёрную шляпу нужно использовать в первую очередь тем, кто уже добился успеха и привык мыслить позитивно, ведь зачастую именно такие люди склонны недооценивать предполагаемые трудности.

Жёлтая шляпа. Она является противоположностью чёрной и подразумевает оптимистический, позитивный взгляд на проблему. Выделяйте сильные стороны и преимущества каждого решения. Особенно это важно, если все варианты кажутся довольно мрачными.

Зелёная шляпа отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов. Никаких оценок предложенных ранее решений, только их дальнейшее развитие любыми доступными способами (ментальные карты, фокальные объекты, ассоциации и другие инструменты активизации творческого мышления).

Синяя шляпа не связана непосредственно с выработкой решения. Её надевает руководитель – тот, кто ставит цели в начале и подводит итог работы в конце. Он управляет всем процессом – даёт слово каждому, следит за соблюдением тематики.

Детальнее о каждой шляпе и связанных с нею действиях и правилах читайте в книге.

Примеры использования метода шести шляп

Как работает методика? Посмотрим на примере со смоделированной ситуацией, взятой из одного англоязычного форума.

Некая строительная компания запланировала построить новое офисное здание, но не была уверена в конечном успехе. Совещание по этому поводу решили провести, прибегнув к методу шести шляп мышления. Во время примерки белой шляпы участники проанализировали состояние рынка, изучили отчёты и экономические прогнозы, в результате чего установили тенденцию снижения количества вакантных офисных помещений и рост числа компаний заинтересованных в аренде.

В то же время некоторые из участников, надев красную шляпу, выказали опасения по поводу предложенного дизайна здания, посчитав его некрасивым и подвергнув сомнению смелые прогнозы об актуальности спроса. При работе с чёрной шляпой, представители компании рассмотрели вероятные риски на случай, если прогнозы об экономическом росте не оправдаются, и наступит циклический спад. Были подсчитаны возможные убытки от ситуации, если часть помещений останется не арендованной.

Однако, надев жёлтую шляпу, участники пришли к выводу, что возможность негативных последствий минимальна, поскольку прогнозы подтверждаются реальными макроэкономическими показателями, а дизайн здания можно изменить, сделав его более привлекательным для потенциальных клиентов. При работе с зелёной шляпой были собраны предложения и идеи по поводу архитектурных деталей, решено сделать несколько этажей с повышенным комфортом и сервисом для VIP-компаний. Во время всего обсуждения председатель с синей шляпой следил за недопущением критики идей и переключением между шляпами.

Отзывы и комментарии

Дополните статью – поделитесь собственным опытом или знаниями и впечатлениями от книги.

Система мышления Эдварда Де Боно создана во второй половине двадцатого века и содержит революционные взгляды на структуру мышления, а также на возможности по повышению его эффективности, развитию творческого потенциала человека. Система включает научный, образовательный и прикладной аспекты.

Эдвард Де Боно — известный психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления. Де Боно родился в 1933 году на Мальте. Создатель системы творческого мышления изучал медицину, психологию, физиологию в процессе своего обучения и работы в Оксфордском, Кембриджском, Гарвардском университетах и др.

Среди наиболее известных произведений Де Боно — "Водная логика", "Латеральное мышление", "Научите себя думать", "Рождение новой идеи", "Серьёзное творческое мышление", "Шесть шляп мышления", "Я прав — вы заблуждаетесь".

В 1969 году была издана ключевая книга Эдварда де Боно, "Механизм разума", в которой он предложил новый подход к оценке восприятия, основанный на модели самоорганизующейся информационной структуры. Один из ведущих физиков мира, нобелевский лауреат Мюррэй Гелл-Манн, сказал, что эта книга на десятилетие опередила работы по теории хаоса, нелинейных и самоорганизующихся систем.

На основе этого подхода Эдвард де Боно создал концепцию латерального мышления и практические методики его применения. Традиционное мышление связано с анализом, суждениями и дискуссией как ведущим оценочным механизмом. В стабильном мире этого было достаточно, поскольку, выявив типичные ситуации, можно было разработать для них стандартные решения. Однако в современном быстро меняющемся мире ощущается огромная потребность в новом мышлении — творческом, конструктивном, позволяющем создавать новые идеи и пути развития. Методики, предложенные Эдвардом де Боно, как раз и являются инструментами такого нового мышления.

Эти методики активно используются в бизнесе и были внедрены в крупнейших международных корпорациях — IBM, Du Pont, Prudential, AT&T, British Airways, British Coal, NTT, Ericsson, Total, Siemens. Тысячи школ по всему миру используют программы обучения по методикам де Боно (в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Ирландии, Великобритании, Китае, Индии, Южной Корее и других странах).

Де Боно констатирует, что образование до сих пор ориентировано на то, чтобы загрузить учащегося максимальным количеством знаний и фактов, но не учит его мыслить. Точнее учит мыслить однобоко, уделяя внимание в основном критическому мышлению. Критическое мышление нужно, но, не владея другими инструментами, человек попадает в ловушку, он не способен объективно рассматривать все стороны проблемы, генерировать новые идеи, ориентироваться на практический результат мышления.

Де Боно отметил важность процесса восприятия в мышлении. В школе люди привыкли абстрагироваться от восприятия — они получают задачи с готовой входной информацией. Но в жизни всё не так. Здесь решение задачи целиком зависит от начального восприятия проблемы. Особенно ценно это наблюдение при межличностных взаимоотношениях. В большинстве случаев каждый из участников дискуссии прав, но исходя именно из своего восприятия, которое основано на его принципах, ценностях, воспитании, знаниях и т.д. Учитывая это, нужно сосредоточиться не на том, чтобы переубедить оппонента, а на эффективном взаимодействии, позволяющем выработать креативныепредложения, удовлетворяющие истинныминтересам сторон.

Де Боно отмечает, что до сих пор распространённая ориентация исключительнона логические принципы, предложенные ещё древнегреческими философами, не способна эффективно решать современные проблемы. В противовес он предлагает свою — водную логику (вместо традиционной каменной). Например, согласно принятой логике, утверждение может быть либо истинно — либо ложно. А водная логика гибче — стакан может быть наполнен водой не полностью — "он наполовину полон, и он — наполовину пуст". Важно, что водная логика имеет серьёзное практическое применение. Де Боно считает, что за ней — будущее. Он справедливо замечает, что господство каменной логики привело к расцветунауки и техники, но совершенно не продвинуло вперёд человеческие взаимоотношения — до сих пор конфликты решаются посредством силы из-за неумения договориться, взглянуть на проблему шире.

Рассмотрим один из самых простых и эффективных методов мышлений, предложенный Де Боно — Шесть шляп. Достоинство данного метода в том, что он может применяться как при групповом, так и при индивидуальном мышлении, а научиться ему можно всего за полчаса. Не секрет, что человек, размышляя над какой-либо проблемой, старается "объять необъятное" — одновременно ищет новые идеи, анализирует их логичность, старается абстрагироваться от эмоций, делает выводы и т.д. Получается хаос, из которого очень трудно извлечь что-то по настоящему ценное. Де Боно выделил шесть основных типов мышления, каждый из которых он обозначил шляпой определённого цвета. Он предложил использовать эти типы последовательно в процессе размышления — по аналогии со сниманием и надеванием шляп. Описание каждой шляпы иллюстрирует её функциональность:

Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Жёлтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

Чёрная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Зелёная Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

В групповой работе самая распространённая модель — определение последовательности шляп в начале сессии. Последовательность определяется исходя из решаемой задачи. Затем начинается сессия, во время которой все участники одновременно "надевают шляпы" одного цвета, согласно определённой последовательности, и работают в соответствующем режиме. Модератор остаётся под синей шляпой и следит за процессом. Результаты сессии суммируются под синей шляпой.

Преимущества метода Шести шляп (чтобы их найти нужно воспользоваться Жёлтой шляпой):

Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать её красочным и увлекательным способом управления своим мышлением;

Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять;

Метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от детских садов до советов директоров;

Благодаря структурированию работы и исключению бесплодных дискуссий мышление становится более сфокусированным, конструктивным и продуктивным;

Метафора шляп является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая;

Метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определённый промежуток времени;

Метод признает значимость всех компонентов работы над проектом — эмоций, фактов, критики, новых идей, и включает их в работу в нужный момент, избегая деструктивных факторов.

Безусловно, как и любая методика, система мышления Эдварда Де Боно требует времении терпениядля своего усвоения: необходимо сформировать привычку мыслить по правилам. Но взамен практикующий получит:

Подумайте о том, как вы обычно принимаете решения. В зависимости от того, на чем именно акцентируется ваше внимание, можно выделить некоторые особенности, касаемо принятия решений. Если вы часто настроены оптимистично, то вероятно, можете не всегда обращать внимание на существующие минусы и недостатки. А если вам свойственна мнительность, некоторая тревожность и настороженность по отношению к происходящему вокруг вас, то скорее всего, вы не склонны к риску и вполне вероятно можете упускать открывающиеся перед вами возможности и перспективы.

Нередко можно найти верное решение и добиться желаемого результата, сделав акцент на рациональной или позитивной точке зрения, но все же, более продуктивно будет, если сначала человек рассмотрит каждую из имеющихся сторон, а только потом будет принимать какое-либо решение. Также полезно проанализировать сложившуюся ситуацию через призму эмоций, подумать и осознать, что вы чувствуете в связи с данной проблемой, затем обратиться к своей интуиции и постараться к ней прислушаться. Кроме того, автор предложенной техники рекомендует взглянуть на вопрос с нестандартной, креативной точки зрения, а также попробовать активировать в себе строгого критика.

Если человек упускает из виду ту или иную сторону вопроса, позднее могут возникнуть неблагоприятные последствия. Например, можно встретить сопротивление со стороны окружающих, нарушив чужие границы, если не учесть интересы других людей. Или принятое решение может впоследствии оказаться не совсем удачным, из-за того, что человек не обдумал альтернативные варианты. Также, всегда стоит подстраховаться и продумать свои действия на случай непредвиденных обстоятельств.

  • Что я знаю о сложившейся ситуации?
  • Какая мне известна информация, какие цифры и данные?
  • Есть ли статистика, которая может быть полезна в данном вопросе?
  • Какую информацию необходимо узнать для получения полного представления о проблеме или интересующем вас вопросе?
  • Что я переживаю по этому поводу?
  • Какие у меня есть догадки?
  • Какие ощущения и эмоции у меня возникают?
  • Что я понимаю о чувствах других людей в контексте данного вопроса?
  • Что мне подсказывает моя интуиция?
  • Какое у меня предчувствие?
  • Что может пойти не так?
  • Какие могут возникнуть проблемы и трудности?
  • Чего я боюсь или опасаюсь?
  • Какие возможны негативные последствия?
  • Почему не стоит ввязываться в это дело?
  • Какие подводные камни могут появиться?
  • Какие имеются положительные стороны?
  • Какие можно выделить преимущества и достоинства?
  • Какие возможны благоприятные перспективы?
  • Почему этим непременно следует заняться?
  • Какие альтернативные варианты можно предложить?
  • Какие новые идеи появляются по этому вопросу?
  • Каким образом это еще никогда не воплощали в реальность?
  • Какие стереотипы по этому вопросу я могу разрушить, чтобы расширить свои рамки мышления?
  • Какое нетрадиционное или провокационное решение я могу предложить?
  • Какие обобщения и выводы я могу сделать?
  • Какой стиль мышления нужно задействовать в большей степени, чтобы эффективно разрешить сложившуюся ситуацию?
  • Подводя итоги, что именно теперь мне необходимо сделать?
  • Какой будет план действий и какая их последовательность?

Методика Эдварда Де Боно позволяет привнести эмоции и здоровый скептицизм в то, что привычным образом представляется чисто рациональным процессом, а также открывает интересную возможность для творчества. Решения, принятые с помощью описанной техники, имеют весомые преимущества, поскольку они всегда более продуманные и взвешенные, чем те, что возникают стихийным образом.

Список использованных источников: Боно Э. Шесть шляп мышления. – М.: Попурри, – 2006. – 208 c.

Метод 6 шляп, разработанный психологом Эдвардом де Боно, помогает принимать решения. А как вы это делаете? Кто-то полагается на факты, кто-то задействует интуицию, а кому-то по нраву прислушиваться к сердцу и чувствам. Но иногда бывает так, что вы видите ситуацию с одной стороны, принимая при этом однобокое решение. Метод шести шляп исправит эту ситуацию. Каким образом?

Эдвард де Боно

Если сказать простыми словами, метод 6 шляп — это техника мышления, помогающая рассмотреть ситуацию с разных сторон и после принять необычное, но эффективное решение.

В основе методики лежит утверждение о том, что с течением времени мышление каждого человека обрастает стереотипами и шаблонами, становится однобоким. На этот процесс влияют многие факторы, в частности, культура, социальная среда, религия, уровень образования, моральные принципы. Сюда же можно отнести настроение, эмоции и прочие характеристики самого индивида.

Метод шести шляп Эдварда де Боно называют ролевой игрой. Как только человек берет шляпу какого-либо цвета, он включает соответствующий тип мышления. Благодаря этому он не только видит задачу под разными углами. Получается найти новые возможности и выгоды, задействовать предчувствие, критически проанализировать проблему, сгенерировать креативные идеи.

книга шесть шляп мышления Эдварда де Боно

Применять метод 6 шляп можно как в группе, так и индивидуально. В первом случае участники берут шляпы по очереди. Ведущий контролирует этот процесс. Во втором случае человек один за одним включает разные виды мышления для того, чтобы увидеть всю картину и принять нужное решение.

Как использовать

Для начала нужно понять простую истину: решения появляются в процессе полемики, рассуждений. Но чаще всего остается то мнение, которое смогли отстоять. Те же решения, которые основаны на интересах всей группы, остаются в тени.

Метод шести шляп Эдварда де Боно предлагает параллельный подход. Во время принятия решения не происходит выбор сильного варианта. Все предложенные идеи по поводу того или иного вопроса оцениваются отдельно друг от друга, а иногда объединяются в единое целое.

Применение метода 6 шляп можно сравнить с рисованием. Представьте, что вы рисуете пейзаж. Вряд ли он будет полным, если разукрасить ее одним цветом. Если вы используете все цветные карандаши, картина получится яркой и живой. Точно так же по методу де Боно оцениваются и проблемы. Увидеть полную картину можно только после того, как будут по очереди надеты все шляпы.

Белая

белая шляпа

На этом этапе рассматриваются и анализируются уже имеющиеся данные. Важно понять, чего не хватает и где взять эту информацию, а также как ее потом использовать для решения задачи. По сути, это метод выявления и закономерностей в развитии тех или иных явлений.

Белая шляпа предполагает использование точных, объективных фактов, дат, цифр. Они нужны для подтверждения информации.

Ключевые моменты этой части обсуждения:

  • зафиксировать точки зрения, которые конфликтуют между собой или противоречат друг другу;
  • оценить, насколько точная и уместная информация;
  • разделить факты и предположения;
  • выяснить, как можно заполнить пробелы.

Также нужно обратить внимание на эмоциональную составляющую.

Красная

красная шляпа

Эмоции и чувства анализирует и красная шляпа. К ним добавляются интуиция и предчувствия. В этом случае мышление не должно быть объективным. Иначе чувства, отойдя на второй план, будут воздействовать на мышление, заставляя его искажать информацию, видеть ее только с одной стороны.

Надев красную шляпу, нужно задать себе такие вопросы:

  1. Что я ощущаю в данный момент?
  2. Что говорит интуиция и мой внутренний голос?

Здесь важно обратить внимание на соответствие принятого решения и эмоций. Если кажется, что решение правильное, но в это время в душе вы испытываете тоску, задумайтесь. Вряд ли оно на 100% удовлетворяет все ваши потребности.

  1. Рассуждения ограничены временем — 30 секунд.
  2. Можно говорить о чувствах, а также о том, что подсказывает интуиция.
  3. Не стоит оправдываться.
  4. Следует помнить, что изучение эмоций — такая же часть мыслительного процесса, как и другие.
  5. После того, как решение принято, эмоции нужно проанализировать еще раз.

Образ мышления в белой и красной шляпе противоположны друг другу. В первом случае используются абсолютные факты, а во втором — относительные. Абсолютные правдивы на 100% в данный момент времени. Взять, к примеру, утверждение о том, что наша планета вращается вокруг солнца. Сейчас это общеизвестная истина. Несколько столетий назад Джордано Бруно казнили за то, что он посмел высказать такое предположение. Тогда считали, что все происходит наоборот и солнце вращается вокруг земли.

Относительные факты правдивы на определенном уровне вашего восприятия реальности и в определенный момент времени. Так, например, вы уверены, что небо голубое. Но ведь в году 365 дней, а значит, оно иногда меняет цвет.

Черная

черная шляпа

Отвечает за логическое и критическое мышление. Речь не идет о жесткой критике идей по поводу решения того или иного вопроса. Нужно проводить критическое исследование. Оно включает в себя выяснение последствий, влияния принятого решения на ценности и приоритеты, недостатков.

Человек в черной шляпе должен задать себе такие вопросы:

  1. Какие проблемы возникнут?
  2. На что обратить внимание в первую очередь?
  3. В чем заключается главная опасность.

Итак, черная шляпа из метода Эдварда де Боно помогает вовремя увидеть возможные сложности, найти слабые стороны, принять верное решение. Ее часто сравнивают с использованием белой шляпы.

Желтая

желтая шляпа

Предполагает сознательные усилия, направленные на поиск положительных моментов. Почему это сложно? Потому что для негативного отношения к объекту или явлению причин всегда больше, чем для позитивного.

Надевая желтую шляпу, спросите себя:

  1. Какие преимущества у этой идеи или решения?
  2. В чем заключаются положительные стороны?
  3. В чем состоит ценность?
  4. Привлекательно ли предложение?
  5. Можно ли реализовать эту идею?

С одной стороны, желтая шляпа противоположна черной, а с другой — дополняет ее. С их помощью можно анализировать и проблемы, и поведение окружающих людей. Но как быть, если кажется, что у них только положительные или только отрицательные стороны? Для начала стоит понять, что так не бывает. Это крайне редкие случаи. Другой вариант — сознательно заставить себя найти в событии позитивные черты.

Зеленая

зеленая шляпа

Человеку в зеленой шляпе нужно позаботиться о создании креативных способов решения проблемы. Здесь имеется в виду выход за рамки привычного, использование творческого подхода.

Вопросы для зеленой шляпы:

  1. Какие творческие идеи я могу предложить?
  2. Есть ли альтернативные варианты?
  3. Как преодолеть проблемы и трудности, о которых узнали от черной шляпы?

Творческий подход к поиску решения важен в тех случаях, когда остальные не принесли результата. Здесь можно не ограничивать фантазию и предлагать необычные, а, возможно, и странные идеи. После их нужно проанализировать, используя желтую и черную шляпы.

Синяя

синяя шляпа

На этом этапе принимается решение. Синюю шляпу надевает человек, который руководит процессом. Он задает его направление и подводит итоги в конце.

Синюю шляпу по праву считают особенной. Она отвечает за рефлексивное мышление, предполагает восприятие и переработку полученной информации.

Тому, кто наденет синюю шляпу, нужно уметь правильно задавать вопросы, формулировать проблему, грамотно ставить задачи перед участниками. Руководитель не только принимает окончательное решение. От него зависит, как пройдет обсуждение в целом. Он определяет порядок использования шляп, следит за ходом разговора, делает выводы.

Для синей шляпы характерны такие вопросы:

  1. С чего лучше начать обсуждение?
  2. Какая тема стоит на повестке дня?
  3. Какие цели мы преследуем?
  4. Какие и в каком порядке использовать шляпы?
  5. Как правильно подвести итог?
  6. Каков план действий?

Ключевые моменты синей шляпы — концентрация внимания, фиксация требований к мышлению, принятие решений.

Правила

Использование метода 6 шляп подчиняется ряду правил:

  1. Каждый участник использует шляпы по очереди.
  2. Не стоит устраивать беспорядок. Шляпы использовать крайне избирательно, тщательно выбирая момент для каждой из них.
  3. До того, как участник наденет какую-то шляпу, и по окончании процесса он обсуждает проблемы в обычном режиме.
  4. Помните, что красная шляпа помогает разрядить обстановку.
  5. Результат обсуждений зависит от того, как участники умеют пользоваться тем или иным видом мышления.
  6. Работа заканчивается в тот момент, когда участники наденут на себя все шляпы.

Как сказано выше, руководителю отводится главная роль. Он контролирует процесс использования шляп, напоминает участникам о роли, не дает задействовать сразу несколько стилей мышления.

Существуют и другие рекомендации:

После того, как руководитель обработает результаты, он должен представить их всем участникам.

В каком порядке надевать шляпы

очередность надевания шляп

Поиск решений с помощью метода 6 шляп выглядит примерно так:

  1. Процесс начинается с белой шляпы. Участники собирают цифры и проверенные факты, касающиеся обсуждаемой темы.
  2. Следом идет черная шляпа. Здесь ту же информацию обсуждают в негативном ключе, цель — найти недостатки.
  3. Теперь желтая шляпа. Это определение положительных сторон.
  4. Зеленую шляпу надевают только тогда, когда проблема рассмотрена со всех сторон, собрано максимально возможное количество данных. На этом этапе важно усилить позитивные свойства и ослабить негативные.
  5. Красная шляпа, как сказано выше, предназначена для разрядки. Не стоит часто ее использовать.
  6. Последний этап — использование синей шляпы. Руководитель подводит итоги.

Выдвинутые идеи и найденные решения можно дополнительно рассмотреть с помощью желтой и черной шляпы.

Преимущества и ограничения

преимущества метода шести шляп

Метод 6 шляп Эдварда де Боно — возможность решить задачу необычным, но эффективным способом. По сравнению с другими техниками мозгового штурма, он обладает рядом преимуществ:

  1. Благодаря использованию разных цветов, запомнить особенности мышления в каждой шляпе проще простого.
  2. Метод 6 шляп применяют в любой сфере.
  3. Процесс исключает пространные рассуждения и бесплодные разговоры, благодаря чему дискуссия становится плодотворной и конструктивной.
  4. Переключение между ролями помогает отключить личные предпочтения.
  5. В этой технике учитываются абсолютно все нюансы, включая критику новых идей.
  6. В каждый отдельный момент времени используется определенный тип мышления. Это помогает избежать путаницы, сконцентрироваться на решении поставленной задачи, не отвлекаться.

И, наверное, самое главное преимущество — идеи не сталкиваются между собой. Они рассматриваются параллельно. А это — прямой путь к рождению чего-то нового.

Ограничений у метода 6 шляп 3. Во-первых, процесс требует подготовки. Во-вторых, участники должны верить, что это серьезный и эффективный метод поиска решений. И, в-третьих, успешность зависит от профессионализма участников и ведущего.

Заключение

Метод 6 шляп — техника мозгового штурма. Она помогает генерировать необычные идеи и решения. При этом в процессе работы задействовано сразу несколько видов мышления. Используя ее не только в профессиональной деятельности, но и в жизни, вы научитесь смотреть на возникшие проблемы с разных сторон, видеть общую картину. А это — прямой путь к принятию эффективных решений.

Читайте также: