Идея блага платона кратко

Обновлено: 04.07.2024

Актуальность работы. Данная контрольная работа посвящена изучению учения Платона об идеальном устройстве государства. С Платоном связано возникновение политической философии. Он стоит у истоков философии государства и права. Именно он впервые поставил на теоретическую основу и проанализировал многие фундаментальные вопросы политико-правового профиля, которые не утратили своего значения для современных исследователей. Учение Платона о государстве — первый крупный вклад в политическую теорию. Это учение можно рассматривать как синтез сократовской этики и платоновского учения об идеях.

С именем Платона связано становление политической философии. Именно Платон стоит у истоков философии государства и права. Он впервые заложил и проанализировал на теоретической основе многие фундаментальные вопросы политико-правового профиля, которые не потеряли своей актуальности и для современных исследователей.

Некоторые философы, такие как Б. Рассел и К. Поппер, резко критиковали Платона, считая его сторонником тоталитарной системы. Другие, такие как В.Ф. Асмус, считают этого великого философа сторонником тоталитарной свободы государства в его тотальности, целостности, неделимости. А третьи, как Р. Пельман, видели в Платоне антикоммунистические призывы к борьбе против народных масс.

Многие исследователи согласны с тем, что, согласно взглядам Платона, человек должен служить государству, а не государство служить человеку.

В данной статье рассматриваются основы идеального государства Платона на основе сохранившихся трудов великого древнегреческого ученого.

Теория государства в философии Платона - Идея блага, или принцип справедливости

Идея блага, или принцип справедливости

Используя в качестве аргумента разделение людей на классы, Платон указывает на преимущества реализации принципа разделения труда.

Разделение труда создает многочисленные, четко дифференцированные отрасли, которые производят продукцию для государства или вносят тот или иной вклад в производство и потребление.

В основу идеального государства Платон положил идею блага, или принцип справедливости, который определяет профессию и место для каждого гражданина, тем самым объединяя все части государства в гармоничное целое.

Государственная система должна обладать моральными, политическими и экономическими организационными характеристиками, которые в совокупности обеспечивают выполнение основных задач, таких как:

  • Обеспечение всех членов общества необходимыми материальными благами;
  • защищая государство и направляя свою интеллектуальную и творческую деятельность.

Согласно Платону, в идеальном государстве за детьми наблюдают чиновники, чтобы определить, кто из них годится на роль воина и защитника государства, ремесленника и крестьянина, а кто способен постичь высшее благо и стать правителем.

Образование должно развивать в детях, прежде всего, такие качества, как серьезность, порядочность и мужество. Должна была быть введена строгая цензура на литературу, которую молодые люди могли читать с раннего возраста, и на музыку, которую им разрешалось слушать. Матери и няни должны были рассказывать детям только разрешенные истории.

Таким образом, в идеальном обществе формируются три класса: Купцы (ремесленники и крестьяне), Хранители и Правители. Чтобы родители сами не могли отнести ребенка к тому или иному классу, Платон считал, что дети всех классов должны воспитываться вместе, чтобы взрослые не знали, кем именно является их ребенок. И поскольку ребенок не знал, кто его родители, он должен был назвать каждого человека, который мог быть его отцом, в соответствии с его возрастом; это также относилось к матери, брату, сестре.

Платон подчеркивал как важную отличительную черту высших классов отсутствие частной собственности. Именно незыблемость классового деления является основой справедливого государства. Классы даже разграничиваются по сферам деятельности.

Деление общества на классы

Такое разделение было необходимым условием для торжества справедливости. Платон говорил, что собственность порождает алчные инстинкты и ведет к вражде. Платон хотел достичь высшей формы единства в государстве. Более высокие состояния обязательно будут справедливыми из-за отсутствия материальных интересов. Хотя у низшего класса есть собственность, они используют деньги и даже могут позволить себе элементы роскоши.

В политической сфере идеалом Платона была стабильность государства. Для того чтобы она была стабильной, нужна стабильность в обществе, и каждый должен заниматься своим делом, вот что было справедливо. Счастье отдельного человека для счастья полиса ничего не значит, поэтому неравенство сословий тоже нормально. Если нет истинной справедливости, государство перестает быть государством.

В идеальном обществе ничего нельзя делать без приказа — у каждого есть начальник, которому он должен беспрекословно подчиняться. Если человек, занимающий должность, лучше всего подходит для этого, то и его распоряжения будут наилучшими.

Платон часто критически относился ко всем существующим типам государственного устройства. Он считал, что власть большинства — тирана, военных, богатых — противоестественна. Более того, социальное неравенство, существующее в любом государстве, должно основываться на естественном неравенстве людей, которое зависит от того, какой состав души преобладает в конкретном человеке: рациональный, аффективный (эмоциональный) или удовольствия (чувственный). Ему также соответствуют различные виды добродетелей.

Каждый из последовательно возникавших платоновских диалогов: сократический, платоновский, среднеплатоновский и поздний — глубоко проработан, и в своей совокупности они образуют нечто единое с учением об идеях. В целом, однако, мысль Платона скорее филологическая, чем философская или научная.

Этика Платона строится на его понимании души, то есть на осознании врожденных добродетелей, характерных для определенных социальных состояний. Если они соблюдаются, то в государстве преобладает добро, которое понимается не как достижение личного счастья, а как достижение общественного блага.

Этика Платона не индивидуальна, а социальна, она тесно связана с политической организацией общества — люди могут быть нравственно совершенными только в правильно организованном государстве.

Философия Платона не является законченной системой, потому что он постоянно подвергал все сомнению. В некоторых диалогах он задавал вопросы, которые вызывали сомнения у его читателей, в других — не приходил к какому-либо выводу.

Платон говорил о существовании двух миров: мира вещей и мира идей. Абсолютно каждая вещь является отражением своей идеи, она может стремиться к ней, но никогда не достигнет ее. Философ должен изучать не сами вещи, а их идеи. Это относится и к государству. Платон описывает цикл форм государства, но все они несовершенны, поскольку существуют в мире вещей, в то время как им противостоит идеальная форма полиса.

Идеальное общество Платона можно описать как колыбель для души, в которой все физическое отходит на второй план или вообще игнорируется.

Платон был убежден в осуществимости своей идеи, хотя и признавал трудности практической реализации проекта идеального государства. Для него, однако, гораздо важнее философски осветить идеальную реальность государства и тем самым показать, что в идеальной реальности есть пример совершенного государства, доступного на небесах каждому, кто этого хочет. И есть ли такое государство на земле, и будет ли оно, совершенно не важно.

Как считал Платон, нет необходимости в чрезмерно подробных правовых положениях, когда установлено идеальное правило. В этих условиях законодатель будет издавать законы, которые носят общий характер и адресованы большинству, всем только в более грубой форме.

Платон ставит общественный принцип выше личного. Поэтому этика Платона органически связана с его учением об идеальном государстве. Чтобы сформировать новое государство и нового человека, Платон подчеркивает важность благочестия и почитания богов.

Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее важными условиями для существования идеального государства являются:

  • Устранение из жизни источника морального разложения — антитезы богатства и бедности;
  • строжайшее разделение сословий и сфер труда..;
  • строжайшее повиновение, вытекающее непосредственно из фундаментальной добродетели всех членов государства — сдерживания.

Концепция Платона представляет собой довольно жесткую схему — изменения, перемены в сконструированном состоянии не предусмотрены. Он утверждает, что «…переход из одного класса в другой — это самый большой вред для государства и может по праву считаться высшим преступлением. Формой правления в идеальном государстве является аристократия — власть самых достойных, самых мудрых.

В идеальном государстве Платона все должно быть четко регламентировано, все построено по определенному плану, который не может быть нарушен ни одним из граждан. Это отличает его от известных полисных государств, для которых характерны нестабильность, хаос, отсутствие строгого порядка и, как следствие, господство несправедливости.

В борьбе против древнегреческого демократического правления возникла античная демократия. Во главе аристократической формы правления стоял привилегированный класс греческого полиса — рабовладельческая аристократия. Выдающиеся философы, такие как Платон, были сторонниками этой аристократической формы правления. Поппер проанализировал взгляды этого философа на общество и государство.

Аристотельская критика Платоновского коммунизма

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, ученик Платона. Он критикует утопию Платона с разных сторон.

Коммунизм Платона раздражает Аристотеля. По словам Аристотеля, было бы лучше, если бы каждый занимался своим делом. В отличие от идей Платона, Аристотель считал, что собственность должна быть частной, что люди должны развивать чувство благотворительности, чтобы использование этой собственности было в основном совместным. Согласно Аристотелю, благотворительность и щедрость являются добродетелями, и без частной собственности они невозможны.

Платон разделял и противопоставлял искусство и знание, и в этом отношении Аристотель расходился с ним, поскольку, по его мнению, искусство имело познавательную ценность, а трагедия была высшей формой искусства, очищающей человека посредством катарсиса и облагораживающей его чувства.

Таким образом, можно сказать, что Платон оставил нам замечательную степень проработанности и последовательности суждений о проекте государства, которое должно освободить души своих граждан от всего телесного и чувственного. Для этого все жители должны довольствоваться чем-то средним и умеренным во всем, избегать чрезмерных удовольствий и страданий. А поскольку сильные желания неизбежно порождают либо одно, либо другое, то в государстве, где граждане не испытывают этих желаний, души, по словам Платона, становятся чище и ближе к божественному. Идеальное государство Платона, таким образом, — это религиозная община, целью которой является достижение духовного совершенства всеми ее членами.

В идеальном государстве не нужны ни искусство, ни свободная наука. Они только отвлекают от истины и способствуют моральному разложению. Все религии и мифологии также запрещены и отвергнуты, кроме одной-единственной, обязательной для всех, которая основана на учении Платона об идеях. Это также единственная наука и философия. Интересно также отметить, что Платон демонстрирует четкое понимание неадекватности как полицейских мер, так и мер морального воздействия: рассматриваются методы манипулирования общественным мнением. К ним относятся обман, дезинформация, отвлечение внимания на побочные вопросы, редактирование сознания населения, выдвижение на первый план государственных событий, организация псевдосенсаций, сокрытие авторства законов, кампании против мнимых врагов государства и народа как средство подавления инакомыслия.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Ни для кого не секрет, что платонизм так же глубоко проник в корни нашей цивилизации, как напр., само христианство. Разница лишь в том, что если последнее располагается к нам, скажем, - "городским фасадом", то платонизм являет собой скорее некий "ландшафт".

Например, мы никогда не строили и не строим хаотически: мы говорим: этот дом современный магнат возвёл для себя в стиле "Модерн", или "Необарокко". В сакральной готике хорошо известна прежде всего её французская разновидность: так наз. "Пламенеющая готика", в Бельгии - "Брабантская", в Испании: смесь "Мудехара" с мавританской архитектурой и т.д. Все эти сооружения могут сильно отличаться друг от друга, но основные элементы ( крестообразный трансепт, абсида, башня ) так или иначе предваряют, лежат в основании всякого зодчества, пребывают "в идее" всего сооружения в целом.

В науке нам , так или иначе (далеко не по "Шерлок-Холмсу") известен, скажем, "метод дедукции" - как метод рассуждения от общего к частному. Даже родители говорят своим детям ( сами не сознавая явного платонизма своих высказываний ): "Смотри, Дима, будь хорошим мальчиком!" И самое интересное, что малыш Дима - таки понимает, чего от него хотят, т.е. где-то, в глубине души, представляет себе того самого "хорошего мальчика", которого никогда не было и никогда не будет в природе.

Начну с того, что "Фюзис" Досократиков означал вовсе не творение из "ничто", а, выступающее из тьмы ( именуемой - "Лета" ) * - раскрытие, как проясняющееся в лучах некоего Солнца, развёртывание, ** вхождение в подлинность: "А-летейя" ( где "А" - отрицающая частица, знаменующая собой исчезновение сокрытия ). Бытие, в связи с этим, у них = понятию "Видимости" - как "просветлённости", "прояснённости", "просвету". Но "Видимость", может быть таковой и в превратном смысле: мы говорим напр.: эти политические лозунги - всего-лишь видимость. Т.е. глобальный парадокс бытия в том, что В САМОЙ ЕГО СУЩНОСТИ заложена изначально также и ложность, искажение, превратный взгляд. И эта ложность пред-вносится сюда именно пред-лежащей и неизгладимой тьмой Абсолютной Бездны Ничто, под названием: "Лета".

У нас, в нашем миромышлении, "сокрытость" ассоциируется с утаиванием того, что уже пребывает в бытии; но здесь, в греческом понимании, она представляет собой как раз - нечто более изначальное, а именно - само скрывающееся бытие, ещё не проявившее вместо себя ( из себя ) сущее.

Платон развивает эту традицию.*** В какой-то момент, он сознаёт, что обычные представления о вещах нашего мира вовсе не являются источниками самих, что ни на есть, законченных понятий о них ( понятия, на самом деле, невыводимы из восприятий, как это нам кажется поначалу, обычным индуктивным путём ). Т.е восприятия, в этом смысле, - не "изначальны", а всего-лишь поводы находить в разуме то, что там уже пребывает, хотя и удалено до некоторых пор от внутреннего взора. Когда мы говорим, напр. о вполне конкретных красивых женщинах, и желаем от этих представлений перейти к понятию КРАСОТЫ, САМОЙ ПО СЕБЕ, то последнее не заключено - как ни в одном из частных примеров, так и ни в некотором целом этих примеров ( т.е. в их "общем" ). А, совершенно непостижимым образом, каждый из отдельных "образов" инициирует в разуме то самое, глубоко таящееся там ИЗНАЧАЛЬНОЕ, процесс раскрытия которого Платон и называет в "Федре": "Воспоминаниями души о былых встречах с Богом".****

Процесс этот предельно глубоко описан у него в его диалоге: "Государство", под названием "Мифа о Пещере". Описан настолько сильно, что не хватило бы, пожалуй, и томов комментариев. Но мы ограничимся в данный момент весьма кратким изложением сути.


* Ср., например с известным высказыванием: "Кануть в лету".

** Именно развёртывание, т.к. здесь важно сосредоточиться на том, что отнюдь не из небытия, а из самого же себя в потенции, как цветок розы; т.е. из чего-то, уже пребывавшего в "свёрнутом" виде. Напр. из материи.

*** Хотя и следует здесь обратить внимание на тот момент, что у него ( пускай ещё не так отчётливо, как у Аристотеля, и всё же уже всё явнее ) прослеживается основополагающая в последующем христианстве тенденция - исключительной авторитарной активности "творящего начала" по отношению к "творимому".

**** Иными словами, мы только потому видим то или иное, что мир уже заведомо раскрыт изнутри той или иной ИДЕИ, т.е.эйдоса=топоса (напр. изнутри идеи "Красоты").


2. ВОСХОЖДЕНИЕ К "БЛАГУ".

Глубоко в пещере, в полутьме, спрятаны узники, прикованные цепями к некой скале, спиной к слабому источнику света, пробивающемуся откуда-то из глубин, ведущих наружу. Повернуться лицом к этому источнику из-за своих цепей они не могут, но тени, отбрасываемые на противоположную от них стену, им видны. Где-то, за их спинами, движутся люди, что-то показывают друг другу, передвигают, либо проносят в руках какие-то предметы. Узники не видят их лиц, а лишь слабые тёмные контуры теней, движущиеся взад и вперёд, видят некие перемещения и действия, значение которых для них остаётся плохо поддающимся осмыслению.

Этими тенями на стене Платон символизирует наш видимый реальный мир, совершенно справедливо называя его "несуществующим". Т.е. для него вполне очевидно, что эта химерическая псевдо-действительность вовсе не является истинно-сущим, хотя и обладает некоторым совершенно неадекватным ( относительным ) бытием. "Абсолютным Ничто" Парменида она быть, конечно же, не может: так же примерно, как слово "абракадабра" вовсе не является лишённым значения: его значение состоит, как раз, именно в хаотическом наборе букв, не имеющих значения.

Ну так вот, Платон говорит, что у этих узников две задачи. Первая: освободившись от цепей, повернуться в сторону света и выйти наружу. Тогда в солнечных лучах они впервые увидят реальные вещи - как они есть, познают их суть, узреют их цель, станут одними из них. ( В платоновской терминологии - это "эйдосы" - собственно, истинно сущее. О них я более подробно уже рассказывал в других местах ).

Интересен здесь ещё и такой момент: ведь собственно понятие "эйдоса" ("идеи"), в некотором роде, - также представляет собой "Эйдос"-же - только более высокий по рангу (в чистом виде - саму по себе схему целеполагания, алгоритм стремления от низшего к высшему, только впервые и конструирующий собой нечто такое, как "идея"). Так оно и есть. И эту высшую Сущность, это "Бытие", это Солнце Платон и называет в своём диалоге: "Филеб" - Идеей Блага.

Теперь, в связи с этим, как бы, вторая задача: постепенно отводя свой взгляд от "подлинно пребывающего", перевести его в сторону самого по себе источника Света, т.е - Бытия. При этом реальность исчезнет. ( Ведь и в обычной действительности, глядя на освещённые предметы, мы как бы абстрагируемся от самой освещённости, в коей они проступили на наше обозрение. Переводя же теперь глаза на Солнце, мы уже не видим всего того, что оно высветляет для нас из тьмы ).

Значит: либо то, либо другое. То, что я сейчас попытался объяснить, носит в философии название "онтологического различия": Бытие - не одна из вещей, рядоположенных вещам окружающего нас мира, о нём нельзя сказать, что оно "есть" - просто потому, что на самом деле ОНО И ЯВЛЯЕТСЯ этим самым "ЕСТЬ" - самим по себе. "Существование, как таковое" - не существует, если существует мир вокруг нас; когда же мир исчезает, обнажается его ( мира ) Бытие. Это - как гештальт в произведениях художников: либо мы видим вазу, либо человеческий профиль. ***** Дальнейшее развитие идеи Платона, запечатлённой в "Мифе о пещере", разбирать сейчас, к сожалению, нет возможности.

Итак, узники пещеры выходят из неё - в свет некоего Солнца, дабы в его лучах встретиться с истинно-сущим.

И вот, Платон, как бы предлагает нам - в какой-то момент отвести свой взгляд также и от этого "подлинно-пребывающего", плавно переводя его на само "Первозданное", открывающее собой вообще нечто такое, как "видимость" ( здесь - в смысле: мировое сущее ). Т.е. не так, чтобы во "Благе" встретиться человеку с миром, а так, чтобы обратить свой взор именно на само "Благо". ******


***** Здесь небезынтересно сопоставить этот момент с идеей Бога, трактуемой в христианстве. Как известно, о проблеме Бога, как проблеме бытия впервые заговорил Иоанн Скот Эриугена (810-877). Но христиане видят божественное (бытие) - попросту венцом цепочки бытия тварных вещей, - как, стоящую в одном с ними ряду (в ряду существующих вещей) их высшую причину; даже тогда, когда говорят вроде бы о непознаваемости Всевышнего. Но у бытия иная земля и иное небо.

****** Также и в "Федре" (как уже упоминалось) говорится о "воспоминаниях души о былых встречах с Богом" - в двойном смысле: сквозь смутные контуры телесных вещей просвечивают лучи идеи божественной красоты , оставляя на них её отблеск, но с другой стороны мы также словно на мгновение вспоминаем=видим и само то, что светит.


3. ВЫВОДЫ И ПАРАЛЛЕЛИ.

Итак, согласно ёмкой метафоре, Благо у Платона есть некое Солнце, которое светит миру, находящемуся в состоянии возможности своего рождения. Ведь и в случае вполне реального, астрономического Солнца, мы давно уже знаем, что в его лучах происходит фотосинтез, и многие другие процессы, преображающие мёртвое на планете - в живое.

Однако, для Христианской Апологетики всегда оставалось великим соблазном трактовать платоновскую "Идею Блага" именно в традиционно-нравственном пространстве понимания - как высшую справедливость, любовь, предвечную нравственную "константу", сам по себе образ Божий. Это не совсем так. Можно было бы, пожалуй, сказать, что термин этот знаменует собой наделение мира СМЫСЛОМ, но и это трактование будет по меньшей мере недостаточным. Этимология самогО составного слова ("сила" и "воодушевление на") означает для нас, по видимому, следующее: "Делать готовым к чему-либо, наделять готовностью к использованию". Или, в более развёрнутом виде: ЗАВЕДОМОЕ СОЗДАНИЕ ДЛЯ ВЫЯВЛЯЕМОГО СУЩЕГО НЕКИХ ОСОБЫХ УСЛОВИЙ, В СИЛУ КОТОРЫХ ТЕПЕРЬ ТОЛЬКО ВПЕРВЫЕ И БУДЕТ ИМЕТЬ МЕСТО ДЛЯ НЕГО НЕЧТО ТАКОЕ, КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗВЛЕЧЕНИЯ СМЫСЛА, что, судя по всему, и станет равнозначным его выявлению. *

Благо у Платона есть высшая причина почему вообще бытийствует некое присутствие пребывающей данности, а не наоборот - Ничто. Подходя к этому вопросу как бы из иного ракурса, можно сказать, что "Бытие-Благо" - есть причина и условие некоего чуда, состоящего в том, что "сущее-как-таковое" выходит навстречу человеку, а человек - навстречу сущему, словно некий грандиозный двусторонний процесс. Этим-то и отлично его понимание от понимания в духе авторитарного христианского Бога-демиурга. Здесь человек - не столько "венец творения", сколько полновесный соделыватель ( и таковое его именование как раз и содержится в греческом трактовании наличного бытия - как "видимости" ). В связи с вышесказанным у греков снимался ( а вернее - и вовсе не ставился ) основной вопрос всей последующей, после-античной философии: а существует ли данное нечто НА САМОМ ДЕЛЕ? Ибо для них само наличное бытие и обнаружение его непосредственно в мышлении - составляли собой, если не единое целое, то во всяком случае - некую абсолютно-коррелятивную пару.

"Благо" никоим образом не является ни силой, ни благодатью, ни энергией ( логосом ) божественного Абсолюта - вообще ничем позитивным. Оно есть - МЕСТО ВСТРЕЧИ, способ хоть как-то, вооружившись ratio, прикоснуться к непостижимой тайне. И именно так и только так всё это и можно попытаться понять.

Попробуем провести здесь параллели в плоскости платоновского учения. Платон, в отличии от Аристотеля, не был в полной мере последователен. Если в аристотелевских произведениях мы наблюдаем, от начала до конца, более или менее стройную систему, то у Платона эта система пребывает в постоянном развитии, становлении, переосмыслении, в неком критическом подходе с разных концов - внутри, казалось бы, того же самого.

Первое, к чему приковывается здесь взгляд, как к явной аналогии с темой, исследуемой ныне, - так это, так называемое, "Сверхсущее-Одно" из его предыдущего диалога: "Парменид". Но, если в упомянутом "Пармениде" данный образ запечатлён - как Абсолютное Начало Всего, которое как-бы, истекая наружу и последовательно проходя через все стадии в своём миротворении, обращается в конечном итоге в Ничто, то здесь мы наблюдаем, словно обратный процесс, - когда Небытие теней на стене "пещеры" преобразуется сначала в истинно сущее, а после - и вовсе сливается с Началом Всех Начал, Источником Благодати: словно два противонаправленных витка одного и того-же.

Пожалуй в этом и состоит нынешний отрицательный ответ на вопрос, поставленный нами в последней части "парменидовских" комментариев: а не окончательная-ли безысходность всё это?


* И, если в одном из предыдущих размышлении (в отношении "эйдоса") говорилось о возможности для мира быть раскрытым изнутри той либо иной "идеи", то здесь (при обсуждении "идеи идей") речь идёт, по видимому, с самОй возможности такой возможности.

Платон родился в Афинах, его настоящее имя – Аристокл. Платон ("широкоплечий") – прозвище, которому он обязан своим мощным торсом. Философ происходил из знатного рода, получил хорошее образование, в возрасте около 20 лет стал учеником Сократа. Сначала Платон готовил себя к политической деятельности, после смерти своего учителя, он покинул Афины и много путешествовал, главным образом, по Италии. Разочаровавшись в политике и чуть не попав в рабство, Платон возвращается в Афины, где и создает свою знаменитую школу – Академию (она располагается в роще, посаженной в честь греческого героя Академа), которая просуществовала более 900 лет. Обучали здесь не только философии и политике, но и геометрии, астрономии, географии, ботанике, каждый день проводились гимнастические занятия. Обучение основывалось на лекциях, дискуссиях и совместных беседах. Почти все произведения, дошедшие до нас, написаны в форме диалога, главным персонажем которого является Сократ, выражающий взгляды самого Платона.

Основные философские труды Платона

Философия Платона

Заслуга Платона заключается в том, что он вносит новый исключительно рациональный взгляд на объяснение и познание мира, приходит к открытию другой реальности – сверхчувственного, надфизического, умопостигаемого пространства. Это приводит к пониманию двух планов бытия: феноменального, видимого, и невидимого, метафизического, улавливаемого исключительно интеллектом; тем самым Платон впервые подчеркивает самоценность идеального.

С этих пор происходит размежевание философов на материалистов, для которых истинным бытием является материальный, чувственно воспринимаемый мир (линия Демокрита), и идеалистов, для которых истинное бытие – нематериальный, сверхчувственный, надфизический, умопостигаемый мир (линия Платона).

Философия Платона носит характер объективного идеализма, когда за первооснову сущего принимается безличный универсальный дух, надиндивидуальное сознание.

Теория идей

Мир идей Платона

Таким образом, можно выделить основные признаки идей:

  • вечность
  • неизменность
  • объективность
  • безотносительность
  • независимость от чувств
  • независимость от условий пространства и времени

Структура идеального мира.

Мир идей и мир вещей

Мир идей, по Платону, – мир истинносущего бытия. Ему противопоставляется мир небытия – это материя, беспредельное начало и условие пространственного обособления множественности вещей. Оба эти начала одинаково необходимы для существования мира вещей, но первенство отдается миру идей: не будь идей, не было бы и материи. Мир же вещей, чувственный мир, есть порождение мира идей и мира материи, то есть бытия и небытия. Таким разделением Платон подчеркивает, что сфера идеального, духовного имеет самостоятельную ценность.

Идея как понятие. Помимо онтологического смысла, идея Платона рассматривается и в плане познания: идея есть и бытие, и мысль о нем, а значит соответствующее бытию понятие о нем. В этом гносеологическом смысле идея Платона есть общее, или родовое, понятие о сущности мыслимого предмета. Таким образом, он затрагивает важную философскую проблему формирования общих понятий, которые выражают сущность вещей.

Диалектика Платона.

В своих трудах Платон диалектику называет наукой о сущем. Развивая диалектические идеи Сократа, он понимает диалектику как соединение противоположностей, и превращает её в универсальный философский метод.

Теория познания Платона

Платон продолжает начатые его предшественниками размышления о природе знания и разрабатывает собственную теорию познания. Он определяет место философии в познании, которая находится между полным знанием и незнанием. По его мнению, философия как любовь к мудрости невозможна ни для того, кто уже обладает истинным знанием (боги), ни для того, кто ничего не знает. Согласно Платону, философ – тот, кто стремится восходить от менее совершенного знания к более совершенному.

Интеллектуальное знание доступно лишь тому, кто любит созерцать истину, и делится на мышление и рассудок. Под мышлением Платон понимает деятельность ума, непосредственно созерцающую интеллектуальные предметы. В сфере рассудка познающий тоже пользуется умом, но для того, чтобы понимать чувственные вещи как образы. Интеллектуальный вид знания – это познавательная деятельность людей, которые рассудком созерцают сущее. Таким образом, чувственные вещи постигаются посредством мнения, и по отношению к ним знание невозможно. Посредством знания постигаются лишь идеи, и только в отношении них возможно знание.

Учение Платона об идеальном государстве

Платон уделяет большое внимание развитию взглядов на общество и государство. Он создает теорию идеального государства, принципы которого подтверждены историей, но остаются неосуществимыми до конца как любой идеал.

В таком принципе разделения труда Платон видит фундамент всего современного ему общественного и государственного устройства. Являясь основным принципом построения государства, разделение труда также лежит в основе разделения общества на различные сословия:

  • 1. крестьяне, ремесленники, купцы
  • 2. стражи
  • 3. правители

Но для Платона важным является не только разделение, основанное на профессиональных особенностях, но и нравственные качества, присущие соответствующим разрядам граждан государства. В этой связи он выделяет добродетели, или доблести совершенного государства:

1. Первый класс образован из людей, у которых преобладает вожделеющая часть души, то есть наиболее элементарная, поэтому они должны поддерживать дисциплину желаний и наслаждений, обладать добродетелью умеренности.

2. У людей второго сословия преобладает волевая часть души, их профессия требует особого воспитания и специальных знаний, поэтому главная доблесть воинов-стражей – мужество.

3. Правителями могут быть те, у кого преобладает рациональная часть души, кто способен исполнить свой долг с наибольшим усердием, кто умеет познавать и созерцать Благо, и наделен высшей добродетелью – мудростью. Платон выделяет также четвертую доблесть – справедливость – это гармония, которая воцаряется между тремя другими добродетелями, и реализует её каждый гражданин любого сословия, понимая свое место в обществе и исполняя свое дело наилучшим образом.

Учение Платона об идеях

Краткая биография

Смерть Сократа

  • Платон родился в богатой аристократической семье, с детства получил полное и всестороннее образование.
  • Среди учителей философа — Кратил (последователь Гераклита, учил о всеобщей перетекаемости вещей и постоянной изменчивости мира) и Сократ, вдохновивший Аристокла на серьёзное изучение философии и нравственных проблем мира.
  • Во время суда над Сократом Платон был одним из учеников, предлагавших внести за него денежный залог. Интересно, что его учитель присутствует практически во всех диалогах и произведениях в качестве рассказчика или оппонента.
  • После смерти учителя он со своими последователями перебирается в Мегару, где жил Евклид. Философ впервые создаёт работы, посвящённые особенностям человеческого познания. К этому же периоду относится возникновение учения Платона об идеях (кратко — у каждой вещи имеется свой эйдос или идея, которая является аналогом души у человека).
  • Есть сведения, что философ в 389 году до нашей эры отправился в Италию с целью основать там своё идеальное государство. Поначалу его хорошо приняли, однако позже его с бесчестием прогнали (по некоторым данным — он даже ненадолго попал в рабство).
  • В 386 году до нашей эры Платон в Афинах основывает свою Академию — возможно, одно из первых серьёзных учебных заведений в истории человечества. В ней преподавались такие науки, как философия, естествознание, астрономия и особенно, математика, на которую делался главный упор.

Последние годы жизни философа были связаны с гонениями на него со стороны Дионисия Младшего и правителя Сиракуз Диона. Согласно преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году до нашей эры, в период правления македонского царя Филиппа. Тело философа было захоронено в его Академии.

Теория идей

Идеи Платона

  • Отображения или тени (соответствует косвенному познанию при недостатке чувственных данных).
  • Чувственно воспринимаемые материальные объекты (познание при помощи 5 органов чувств, непосредственное наблюдение).
  • Математические объекты (познание посредством разума и операций интеллекта).
  • Высший эйдос или идеи (непосредственное познание разумом или интуицией).

Признаками идеи являются такие качества, как объективность (идеи присутствуют в реальности, а значит, любой человек имеет возможность прочувствовать их лично), безотносительность, вечность и независимость от всех существующих ограничений. Платон резко противопоставлял идею любому из наблюдаемых человеческим глазом объекту.

Эту теорию можно объяснить достаточно понятно и просто. К примеру, наблюдать кувшин — это обычный акт чувственного познания материального объекта. Размышление о структуре кувшина при помощи абстрактного мышления — познание при помощи разума. Если же человек пойдёт ещё дальше и попробует представить себе прообраз всех кувшинов, сумеет не просто вообразить, но прочувствовать качество, делающее кувшин кувшином — то тогда он приблизится к пониманию идеи с точки зрения Платона.

Философ считал, что создать идею невозможно — они уже все созданы до появления любого из людей. Человеку же остаётся только воспринимать их своим разумом и воплощать в реальности, а на это способны только те, у кого разум максимально чист и восприимчив (гении). При этом повысить свою восприимчивость к эйдосу можно через интеллектуальное или эстетическое наслаждение, доставляемое наукой или искусствами.

Учение о душе

Разум человека

Учение о душе Платона

С точки зрения античного философа, после смерти человеческая душа отправляется в царство идей или эйдоса (если она достаточно чиста, чтобы находиться в том пространстве) либо же её мятежная часть (страстное начало) влечёт обратно на Землю. При этом Платон упоминает о возможности награды души за её добродетельную жизнь и наказания в случае совершения пагубных поступков.

Познание и восприятие

Античный философ считается основателем объективного идеализма, а среди его последователей можно назвать великие умы человечества Джон Локк, Рене Декарт, Иммануил Кант и Артур Шопенгауэр. Платоновское учение об идеях и в современное время является темой для изучения и подготовки докладов, рефератов и научных трудов. Однако оно было бы неполным без описания его взглядов касаемо человеческого восприятия. К интересным особенностям его теории познания относятся следующие моменты:

Душа пребывает в мире идей

Философия Платона

Вся философия Платона практически пронизана этическими проблемами; от его ранних сочинений до поздних диалогов прослеживается тенденция развития идеи об абсолютной (врождённой) морали, осознание которой и является одной из важных жизненных задач человека. Главнейшим же смыслом жизни каждого является попытка возвыситься над несовершенным чувственным миром с целью уподобиться миру эйдоса. Освобождение души от всего телесного способствует трансформации человека, его уподоблению божеству.

Читайте также: