Симфо рок это кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

Симфония и рок: могут ли сочетаться традиции симфонической музыки и рока? История показала, что нет ничего невозможного. Результатом такого синтеза стал симфонический рок. ProstoSound изучал особенности этого жанра и выяснял, кто же стал наиболее яркими его представителями, и кому понравится слушать симфонический рок.

Характерные черты симфорока

Симфорок сочетает в себе прогрессивный рок и классические музыкальные традиции, обращаясь к классическим произведениям, иногда просто цитируя некоторые их фрагменты. Также, в симфороке можно заметить привлечение к исполнению академических исполнителей и симфонических оркестров. Многие произведения сопровождаются классическими инструментами (струнными, духовыми, перкуссией и прочими), а также клавишными и синтезаторами. При этом, нельзя называть симфороком ни рок-обработки произведений классической музыки, ни исполнение рок-композиций академическими коллективами.

Характерными особенностями симфорока можно считать:

  • сложность композиций, нетривиальность гармоний, многократные смены ритма;
  • большинство альбомов исполнителей симфорока концептуальны и носят эпический характер;
  • сочность, богатство и яркая окрашенность звука;
  • использование живых музыкальных инструментов от клавишных и духовых до струнных и ударных, таких как фортепиано, флейта, саксофон, ксилофон;
  • роль вокалиста отходит на второй план, порой симфороковые команды исполняли исключительно инструментальную музыку;
  • вокал довольно высокий и чистый, нередко многоголосие;
  • цитирование классических симфонических произведений европейских композиторов, а часто и джазовых и фольклорных мотивов.

Рождение и развитие симфорока

Упадок симфорока

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 25 ноября 2012.

Симфонический рок (англ. Symphonic rock, Symphonic Prog ) — стиль рок-музыки, поджанр прогрессивного рока. Термин был предложен для обозначения прогрессивных групп, более всего сориентированных на академический подход к музыке, в отличие от экспериментальных и психоделических коллективов.

Симфонический рок характеризуется сочетанием прогрессивного рока и классической музыкальной традиции. Это может проявляться либо в обращении к произведениям мировой классики (от простого цитирования некоторых фрагментов до интерпретации целых произведений), либо в использовании традиций классической симфонической музыки в композиции и аранжировке оригинальных произведений. Кроме того, в симфоническом роке часто к исполнению привлекаются академические составы (от малых ансамблей до симфонических оркестров), классические инструменты (струнные, деревянные духовые, перкуссия, ксилофон и так далее), а также различные клавишные инструменты и синтезаторы. При этом к симфоническому року не стоит причислять записи, представляющие собой так называемую рок-обработку классики, а также исполнение знаменитых композиций рок-музыки симфоническими оркестрами или любыми другими составами.

Содержание

Характерные особенности

  • Структурно сложные композиции, нетривиальные гармонии, обилие ритмических переходов.
  • Эпичность, концептуальность.
  • Богатый, плотный звук.
  • Использование аналоговых клавишных и прочих живых инструментов (флейта, саксофон, струнные, ксилофон и т. д.).
  • Виртуозное исполнение.
  • Второстепенная роль вокала, иногда — только инструментальная музыка.
  • Преимущественно высокий чистый вокал, многоголосие.
  • Цитирование европейской симфонической классики, нередко — джазовые вставки и фольклорные мотивы.
  • Эмоциональность соседствующая с отстраненностью.

Зарождение симфонического рока

1964—1967 гг.

Первые попытки сочетания рока и академической музыки были предприняты ещё в середине 1960-х, прежде всего, в форме так называемого барокко-рока. Наиболее яркими образцами можно назвать Yesterday и Eleanor Rigby группы The Beatles и As Tears Go By группы The Rolling Stones. Эти песни отличало использование струнных в барочной аранжировке. Чуть позже была записана песня A Whiter Shade of Pale группы Procol Harum, которую теперь принято считать первым случаем цитирования классических произведений в рок-музыке.

В 1967 году был записан альбом The Thoughts of Emerlist Davjack группы The Nice, который принято считать первым (или одним из первых) прогрессивных альбомов в истории.

1968 г.

Идеи барокко-рока получили свое развитие в США в творчестве более тяжелых групп, таких как Vanilla Fudge, Iron Butterfly и обитавших в то время за океаном британских Deep Purple времен первого состава. Deep Purple, в частности, записали один из первых рок концертов с участием сифонического оркестра. Однако, большинство групп этого направления в конечном итоге пришли к более прямолинейной музыке, оказавшись в числе ведущих исполнителей хард-рока.

1969 г.

В итоге, первыми образцами окончательно сформировавшегося симфонического рока принято считать дебютные альбомы групп King Crimson, Emerson, Lake & Palmer, Yes и некоторых других.

Расцвет и упадок симфонического рока

В начале 1970-х симфонический рок стал одним из самых востребованных жанров рок-музыки, что привело к появлению многочисленных групп-последователей пионеров симфо-рока. Дань этому направлению отдали даже некоторые коммерческие музыканты, например, Элтон Джон, записавший свой самый лучший по признанию критиков альбом Goodbye Yellow Brick Road.

Однако к середине 1970-х интерес публики к прогрессивному року стал ощутимо снижаться. Этому способствовали две негативные тенденции в развитии симфонического рока, набравших силу к тому времени. С одной стороны, признанные корифеи жанра проявляли склонность к все большему усложнению музыкального материала, теряя чувство меры и, как следствие, значительную часть слушателей. С другой стороны, большинство новых групп предпочитало следовать уже обкатанным моделям, подражая одному из трех китов симфо-рока — Yes, Genesis или ELP, что явно свидетельствовало о том, что все свежие идеи уже исчерпаны.

К началу 1980-х симфонический рок практически перестал существовать, не выдержав конкуренции с утрированно примитивными направлениями поп и рок музыки (диско и панк-рок). Ведущие представители жанра либо прекратили деятельность, либо перешли к выпуску более коммерческой музыки.

Локальные сцены

Неанглоязычный симфо-прог развивался по своим законам, в большинстве случаев отставая по времени от мэйнстрима жанра. Тем не менее, локальные сцены симфонического рока подарили миру не одну жемчужину, демонстрируя самобытность и оригинальность подхода. К сожалению, долгое время эти шедевры симфо-рока оставались достоянием только локальной публики.

На общем фоне выделяются следующие национальные сцены симфо-рока:

  • Итальянская.
  • Франкоязычная (Франция/Канада).
  • Германская.
  • Голландская.
  • Японская.

Первый ренессанс — рождение Нео-прогрессива

К середине 1980-х в Британии возникает движение, названное Нео-прогрессивом и представленное прежде всего такими группами, как IQ и Marillion. Это были коллективы, которые пытались продолжить путь симфо-прогрессива с того момента, на котором остановились титаны жанра в середине 1970-х. Основным ориентиром для них была группа Genesis периода расцвета. Волна пошла на убыль к концу 1980-х.

Второй ренессанс

После почти десятилетия относительного затишья, симфонический рок снова оказался в моде к концу тысячелетия. Это было связано с появлением прог-ориентированных лейблов (например, Muse), развитием Интернета, а также с активизацией локальных прог-сцен (Швеция, Финляндия, Германия и др.). Несмотря на осовремененность и утяжеление саунда, новая волна Нео-прогрессива оказалась намного ближе к классическому симфо-прогу за счет некоммерческого звучания.

Исполнители

Добавьте ссылки на источники, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи в целом, и содержащие данные элементы списка как примеры. В противном случае раздел может быть удалён.

Это название часто упоминают вскользь и мимоходом. еще чаще его включают в весьма неопределенный термин - прог рессивный- рок . как на пример - Википедия, в которой об этом направлении вообще, написана полная белиберда.

. а, между тем СИМФО-РОК (Sympho-rock) - самостоятельное и весьма значимое направление Рок-музыки, которое имеет огромное влияние на развитие Музыки - вообще!

Его истоки ясны - это соединение классического "симфонизированного" звучания и нового направления 60-х годов - Рок-музыки.

. до 1967 года новые рок-группы робко экспериментировали в этом направлении. Битлы, Роллинги и многие другие использовали академические инструменты и даже целые оркестровые секции, но.

. в 1967 году выходит поистине - эпохальный альбом группы Moody Blues - " Days Of Future Passed ".

. интересно, что первый состав этой группы (в который входил и "верный оруженосец" Пола МакКартни - гитарист Дэнни Лейн) выпустил альбом с хорошо принятым тогда, хитом - "Go Now".

. но приход в коллектив сразу двух новых членов - Джастина Хэйворда и Джона Лоджа , изменил все радикально.

. засев в студии, для работы над вторым альбомом, группа создает непревзойденный шедевр, совместно с полным симфоническим оркестром.

До этого момента, в формате "Стерео" записывали только большое количество инструментов (как в оркестре), а 4-5 инструмента рок-группы писались в моно-режиме. соединение группы и оркестра - чисто механически, привело к первому "Стерео" рок-альбому.

. в последующих работах, для возможности воспроизводить свою музыку на "живых" выступлениях, группа стала широко применять передовой, на тот момент времени, аналоговый инструмент - Меллотрон .

Вплоть до 1972-года группа Moody Blues выпускала ежегодно по шедевральному альбому и взяла творческую паузу до конца 70-ых.

. дальнейшая их музыка выглядит значительно слабее, не без наличия единичных "всплесков". группа существует и по сей день, оставаясь еще и одной из самых - "долгожителей" в истории рок-музыки.

"Свято место - пусто не бывает!".

Аккурат, к 1972 году на горизонте взошла звезда другого выдающегося коллектива - Renaissance .

. забавно, но и тут первый альбом был создан одними людьми, а великолепно подхватили и развили "их дело" - совсем другие.

. новые лидеры Симфо-рока едва ли уступали его основателям в мелодизме, но добавили - роковой мощи ритм-секции и присутствие (на записях) полноценного оркестра.

. четырех-октавный голос великолепной Анни Хаслам стал вишенкой на этом восхитительном торте.

. до конца 70-ых группа выпускала мощные альбомы, но к смене эпох "выдохлась" и припопсованные альбомы начала 80-ых ни какого интереса не представляют.

Спустя несколько лет, музыканты первого состава, создали свой недолгосрочный, но весьма достойный коллектив - " Illusion ".

Далее, необходимо отметить яркие работы многих коллективов начала 70-ых, которые.

. либо ушли от этого направления, в последствии.

. либо - предложили различные варианты коллаборации стилей "молодой" тогда рок-музыки и симфо.

. нельзя не упомянуть о культовом произведении Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса .

В начале 70-ых симфо-направление коснулось не только участников "Британского вторжения", но и рок-групп всего мира.

. Греческих арт-рокеров во главе с Демисом Руссосом и Вангелисом .

. по своему, серьезных и "суровых" скандинавов - Earth & Fire .

. культовых американцев - Doors .

. "сладкоголосых" итальянцев - Pooh .

Симфоро́к [1] , также симфо-ро́к [2] [3] [4] (англ. Symphonic rock, Symphonic Prog ) — стиль рок-музыки, разновидность прогрессивного рока. Термин был предложен для обозначения прогрессивных групп, более всего сориентированных на академический подход к музыке, в отличие от экспериментальных и психоделических коллективов.

Симфо-рок характеризуется сочетанием прогрессивного рока и классической музыкальной традиции. Это может проявляться либо в обращении к произведениям мировой классики (от простого цитирования некоторых фрагментов до интерпретации целых произведений), либо в использовании традиций классической симфонической музыки в композиции и аранжировке оригинальных произведений, в тяготении к инструментальным жанрам (сюита) Кроме того, в симфо-роке часто к исполнению привлекаются академические составы (от малых ансамблей до симфонических оркестров), классические инструменты (струнные, деревянные духовые, перкуссия, ксилофон и так далее), а также различные клавишные инструменты и синтезаторы. При этом к симфо-року не стоит причислять записи, представляющие собой так называемую рок-обработку классики, а также исполнение знаменитых композиций рок-музыки симфоническими оркестрами или любыми другими составами.

Музыкальный синтез прошлого и будущего - Симфонический рок

Симфония и рок: могут ли сочетаться традиции симфонической музыки и рока? История показала, что нет ничего невозможного. Результатом такого синтеза стал симфонический рок.

Характерные черты симфорока

Симфорок сочетает в себе прогрессивный рок и классические музыкальные традиции, обращаясь к классическим произведениям, иногда просто цитируя некоторые их фрагменты. Также, в симфороке можно заметить привлечение к исполнению академических исполнителей и симфонических оркестров. Многие произведения сопровождаются классическими инструментами (струнными, духовыми, перкуссией и прочими), а также клавишными и синтезаторами. При этом, нельзя называть симфороком ни рок-обработки произведений классической музыки, ни исполнение рок-композиций академическими коллективами.

Характерными особенностями симфорока можно считать:

  • сложность композиций, нетривиальность гармоний, многократные смены ритма;
  • большинство альбомов исполнителей симфорока концептуальны и носят эпический характер;
  • сочность, богатство и яркая окрашенность звука;
  • использование живых музыкальных инструментов от клавишных и духовых до струнных и ударных, таких как фортепиано, флейта, саксофон, ксилофон;
  • роль вокалиста отходит на второй план, порой симфороковые команды исполняли исключительно инструментальную музыку;
  • вокал довольно высокий и чистый, нередко многоголосие;
  • цитирование классических симфонических произведений европейских композиторов, а часто и джазовых и фольклорных мотивов.

Рождение и развитие симфорока

Музыкальный синтез прошлого и будущего - Симфонический рок

Упадок симфорока

Локальные сцены

Неанглоязычный симфо-прог развивался по своим законам, в большинстве случаев отставая по времени от мейнстрима. Тем не менее, локальные сцены симфонического рока подарили миру не одну жемчужину, демонстрируя самобытность и оригинальность подхода. К сожалению, долгое время эти шедевры симфо-рока оставались достоянием только локальной публики.

На общем фоне выделяются следующие национальные сцены симфо-рока:

  • Итальянская
  • Франкоязычная (Франция/Канада)
  • Германская
  • Голландская
  • Японская
  • Российская (основоположник этого направления в России —Николай Носков)

Первый ренессанс — рождение неопрогрессива

К середине 1980-х в Британии возникает движение, названное неопрогрессивом и представленное прежде всего такими группами, как IQ и Marillion. Это были коллективы, которые пытались продолжить путь симфо-прогрессива с того момента, на котором остановились лидеры направления в середине 1970-х. Основным ориентиром для них была группа Genesis периода расцвета. Волна пошла на убыль к концу 1980-х.

Второй ренессанс

После почти десятилетия относительного затишья, симфонический рок снова начал возрождаться к концу тысячелетия. Это было связано с появлением прог-ориентированных лейблов, развитием Интернета, а также с активизацией локальных прог-сцен (Швеция, Финляндия, Германия и др.). Несмотря на современность и утяжеление звучания, новая волна Нео-прогрессива оказалась намного ближе к классическому симфо-прогу за счет некоммерческого подхода к музыке. Симфо-рок в XXI веке исполняют, к примеру,Trans-Siberian Orchestra,он встречается на некоторых альбомах группы Muse,но все они сочетают этот стиль с другими.

Симфоник-метал

Жанр активно набирал популярность с конца девяностых, достиг пика в середине нулевых, но и сейчас остается в форме.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: