Проблемы научного комплекса кратко

Обновлено: 06.07.2024

Научный комплекс могут позволить себе исключительно развитые страны. Научный комплекс-это взаимосвязанная совокупность учреждении, организаций, видов деятельности, результатом которых является создание неосязаемого блага –научного знания, позволяющего активно решать существующие и перспективные задачи, развития социальной политики.

Это специальная деятельность по созданию интеллектуальной продукции, которая прямо человеческие потребности не удовлетворяет(наука). Соответственно, продукция научного комплекса отличается от продукции, создаваемой в других научных комплексах.

- она строго индивидуальна по принципу получения и по полученной конечной форме.

-результат имеет вероятностный характер, причем степень неопределенности результата различна в зависимости от вида исследовательской работы

- она может быть использована в качественно-различных отраслях национальной экономики в различных видах деятельности.

Структура научного комплекса определяется 2 факторами:

1. уровень развития масштаба научной деятельности в стране

2. выделения в науке 3 основных ветвей: естественных, технических и общественных наук

Кроме того, качественно неоднороден и уровень научных исследований, это либо фундаментальные, либо прикладные исследования.

В институциональном отношении научная деятельность может быть 4 основных видов:

1. академическая наука- фундаментальные теоретические исследования

2. Вузовскя наука- теоретика- методологические и отдельные прикладные исследования

3. Отраслевая наука- исследования прикладного характера; преследует цель получения наивысшего эффекта

4. Корпоративная наука- результаты не распространяются на всю отрасль, а используются внутри своих подразделений или продает сторонним организмам, если таким образом достигается большая прибль.

Назначения научного комплекса: обеспечение условий оптимального решения всех основных научных проблем текущего и перспективного характера.

Научный комплекс могут позволить себе исключительно развитые страны. Научный комплекс-это взаимосвязанная совокупность учреждении, организаций, видов деятельности, результатом которых является создание неосязаемого блага –научного знания, позволяющего активно решать существующие и перспективные задачи, развития социальной политики.

Это специальная деятельность по созданию интеллектуальной продукции, которая прямо человеческие потребности не удовлетворяет(наука). Соответственно, продукция научного комплекса отличается от продукции, создаваемой в других научных комплексах.

- она строго индивидуальна по принципу получения и по полученной конечной форме.

-результат имеет вероятностный характер, причем степень неопределенности результата различна в зависимости от вида исследовательской работы

- она может быть использована в качественно-различных отраслях национальной экономики в различных видах деятельности.

Структура научного комплекса определяется 2 факторами:

1. уровень развития масштаба научной деятельности в стране

2. выделения в науке 3 основных ветвей: естественных, технических и общественных наук

Кроме того, качественно неоднороден и уровень научных исследований, это либо фундаментальные, либо прикладные исследования.

В институциональном отношении научная деятельность может быть 4 основных видов:

1. академическая наука- фундаментальные теоретические исследования

2. Вузовскя наука- теоретика- методологические и отдельные прикладные исследования

3. Отраслевая наука- исследования прикладного характера; преследует цель получения наивысшего эффекта

4. Корпоративная наука- результаты не распространяются на всю отрасль, а используются внутри своих подразделений или продает сторонним организмам, если таким образом достигается большая прибль.

Назначения научного комплекса: обеспечение условий оптимального решения всех основных научных проблем текущего и перспективного характера.

Научный комплекс России сейчас переживает непростой период. Начиная с эпохи перестройки, его структуры непрерывно реорганизуются, упраздняются, реформируются, оптимизируются – в зависимости от актуальных проблем в стране и обществе и компетенции тех руководителей, которые призваны эти проблемы решать.

Российская наука и специфика ее развития

Современная научная сфера, как и любая социально ориентированная система, полна коллизий и структурных противоречий. При этом значительное влияние на развитие научного потенциала государства оказывает экономическая политика, реализуемая Правительством. По мнению отдельных аналитиков, системный кризис, выбивший из колеи многие, в том числе и высокоразвитые страны, рикошетом задевает научный комплекс России. Но есть повод для оптимизма – благодаря мощному внутреннему потенциалу наша страна всегда преодолевала кризисные периоды, в том числе и в прогрессивных направлениях.

российская академия наук

Научный комплекс страны: структура и функции

Ключевые функции науки – это прогнозирование прогрессивных направлений, экспертиза результатов работ и разработка фундаментальных и прикладных исследований как основной курс в деятельности научного сообщества.

развитие науки в россии

Нормальное и результативное функционирование научных отраслей невозможно без постоянного наращивания научно-технического потенциала, прогресс которого зависит от объемов финансирования из бюджетов всех уровней, – об этом свидетельствует мировая практика. Проблемы науки тесно связаны с проблемами экономики. По мнению директора Института экономических стратегий Б. Н. Кузыка, экономика знаний на сегодняшний момент становится стержневой в стратегиях развития ведущих государств мира, а для нашей страны это вызов времени.

Научный потенциал современной России: развитие новых исследовательских направлений

Благодаря долгосрочным научно-техническим прогнозам, а также результатам комплексного мониторинга научно-технического потенциала страны (оценка возможностей отдельных научных организаций решать поставленные проблемы) был разработан специальный перечень приоритетных направлений научно-инновационного развития и детально прописаны механизмы их реализации.

К новейшим научным областям относятся прорывные технологические направления: нано- и биотехнологии, информационно-коммуникационные технологии, производство новых материалов, а также сферы научно-промышленного комплекса, позволяющие синтезировать базовые технологии и достижения по названным направлениям. Благодаря освоению новых технологических укладов наша страна может существенно преуспеть при переходе на новый уровень развития, ведь мировые радикальные перемены в экономической и социальной сферах планируются уже к 2020–2025 гг.

Научно-технический комплекс: приоритетные направления деятельности

Научно технический комплекс опирается на прогнозы, касающиеся перспективного развития науки и техники в интересах обороны, безопасности и эффективного развития промышленных технологий в России. В своей деятельности этот комплекс осуществляет рациональное планирование работы и обоснованное управление накопленными научно-техническим и производственно-технологическим потенциалами всех видов промышленности.

научно промышленный комплекс

Прикладными задачами научно-технической сферы деятельности, которые сейчас – в сложный период становления многополярного мира – стоят во главе угла, являются:

  • формирование концепции военно-технической политики, научное и социально-экономическое обоснование перспектив глобального развития современного вооружения (на 10-25 лет);
  • анализ базовых и критических военных технологий иностранных государств и формирование перечня задач по повышению возможностей собственной военной техники;
  • проведение системного проектирования систем вооружения в интересах обеспечения их сбалансированного развития;
  • создание проектов государственной программы вооружения и формирование государственного оборонного заказа, соответствующего новым экономическим условиям, на перспективный период;
  • планомерное осуществление в период до 2020 года качественного перевооружения Вооруженных Сил РФ, других родов войск, воинских формирований и органов (с опорой на потенциал ядерного сдерживания и сил общего назначения).

Научно технологический комплекс и проблемы его работы

Научно-технологический комплекс опирается на наукоемкие технологии и тесно взаимосвязан с экономической отраслью. В связи с тем, что в XXI веке возрастает спрос на генерацию знаний, эффективность инноваций и высокоточных разработок, окупающихся со стороны экономики, усилия ученых и инженеров направлены на преодоление фрагментарности и обособленности уже созданной инновационной инфраструктуры:

  • практическое осуществление планов государственной политики в области научной и прикладной (научно-технической и инновационной) деятельности; решение проблем технологической модернизации сектора экономики;
  • достижение опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки;
  • развитие инфраструктуры инновационной деятельности (создание и поддержка работы инновационно-технологических парков, технопарков, центров трансфера технологий и лабораторных комплексов);
  • создание интегрированных структур двойного назначения, которые способны адаптироваться к нуждам рынка как военной, так и гражданской продукции; эффективное использование ранее разработанных технологий двойного назначения и создание новых.

проблемы науки

Научно образовательный комплекс: реформы и коллизии

научный комплекс россии

Научно промышленный комплекс: приоритеты и перспективы

Научно промышленный комплекс страны как совокупность видов экономической деятельности народного хозяйства тесно связан с деятельностью отдельных производственных комплексов, разделенных в соответствии с критериями отраслевой принадлежности:

  • аграрно-промышленным;
  • оборонно-промышленным;
  • аэрокосмическим;
  • атомным, топливно-энергетическим;
  • высокотехническими производствами химико-фармацевтической, микробиологической и химической отраслей; научным приборостроением, производством сложного медицинского оборудования;
  • строительно-производственным, машиностроительным комплексами и т. д.

Распространение современных информационно-коммуникационных технологий позволит расширить сферу высокотехнологичных услуг на гуманитарные области – здравоохранение, образование, финансовый сектор.

Научно исследовательский комплекс: высокие материи и земные недра

Научно-исследовательский комплекс объединяет организации, которые ведут экспериментальную работу по получению новых знаний, их применению и практическому использованию при создании нового продукта – изделия или технологии.

Научная работа, апробация, испытания в данных организациях проходят на специальном оборудовании. Так, например, научно-исследовательский флот России как важнейшая составная часть системы обеспечения национальной безопасности государства в сфере изучения, освоения и использования минеральных ресурсов Мирового океана применяет для своей работы соответствующие суда, оснащенные необходимым оборудованием и приборами.

проблемы научного комплекса россии

Реформирование Российской Академии Наук

Создание Академии наук – прямое свидетельство реформаторской деятельности Петра I и Екатерины I (1725 г.), направленной на укрепление экономической и политической независимости России. Император высоко оценивал потенциал научной мысли, значимость качественного образования и культуры для процветания государства. Создаваемая Академия первоначально объединяла функции научно-исследовательского и учебного заведения (университет и гимназия). В дальнейшем – на протяжении почти трех веков – научная работа Академии служила делу преумножения потенциала страны. Достаточно упомянуть имена таких известных ученых, трудившихся в ее стенах, как Л. Эйлер, М. В. Ломоносов, С. П. Паллас, К. Г. Разумовский.

После Революции Академия наук СССР сосредоточила свои усилия на инженерных и прикладных исследованиях – все достижения народного хозяйства создавались под ее руководством. Однако в период с 90-х гг. прошлого века и по настоящее время Российская Академия Наук переживает состояние перманентного кризиса. Ее структуры то расширяются и начинают работать, то вдруг упраздняются.

научно исследовательский комплекс

Проблемные области в жизни современной российской науки и образования

Основная задача научного сообщества – оказание полноценной экспертной поддержки государству по приоритетным направлениям. Явными проблемами, которые выделяются на фоне современного развития научного комплекса России, стали:

- деструктивные механизмы реформирования науки и образования, в частности предложенной реформы РАН, перспективы разрушения научного потенциала институтов РАН и страны в целом;

- корпоративно-административное лоббирование научных разработок и поголовная коммерционализация;

- наряду с нецелевым использованием средств есть недостаток финансирования высокотехнологичных исследований.

Таким образом, решать проблемы науки – это дело не одних лишь ученых, но и аналитиков, экономистов, государственных служащих.

Решением основных проблем Российского научного комплекса являются: повышение доли расходования денежных средств в структуре бюджета и их эффективное использование, увеличение кадрового потенциала, усиление инновационной системы.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Научный прогресс движется гигантскими скачками. РАН разработала предложения по улучшению состояния российской науки, перечислив основные проблемы по мнению Академии.

Причины отставания науки в России:

  • низкое финансирование;
  • неверное распределение между фундаментальными исследованиями и прикладными;
  • отсутствие целеполагания со стороны государства;
  • отсутствие заказчиков со стороны бизнеса;
  • изношенность научного оборудования;
  • плохая организация работы ЦКП (центров коллективного пользования);
  • отсутствие благоприятной среды для научной деятельности.

Низкое финансирование

Говоря простым языком, денег выделяется мало. Недостаток финансирования способствует оттоку перспективных кадров в более развитые страны, замораживанию многих разработок в начальной и даже финальной стадии. В современных условиях для многих российская наука стала прежде всего неудобным бременем, которое нужно сохранить на плаву с видимостью деятельности, чтобы совсем не потерять лицо.

Фундаментальная наука

Мировой финансовый кризис последних лет ощутили на себе экономики всех стран. В таких нелегких условиях разумно заключить, что для научных исследований наступили времена упадка или стагнации. Однако ведущие экономики мира наоборот увеличили вливания в науку, что помогло им не только удержаться на плаву, но и вырваться заметно вперед на многие годы.

Распределение государственных вливаний

Прикладные научные исследования

По мнению ученых, если обескровить фундаментальную науку, то скоро это скажется и на прикладных исследованиях. С этим согласны далеко не все. Бизнесмены наоборот считают, что львиной доли вливаний в фундаментальные исследования можно избежать, потому что со временем все открытия становятся достоянием всех, нужно лишь немного подождать.

В развитом мире фундаментальные исследования в основном финансируются государствами, тогда как прикладная наука в большей степени существует на деньги бизнеса.

Отсутствие целеполагания со стороны государства

Российские научные организации после распада СССР стали вести обособленную жизнь, подрабатывая то тут, то там. Новое государство отпустило на самотек всю научную жизнь. Теперь вектор научной деятельности получил демократическое направление и зависел от желания самих ученых. По мнению РАН, это разбросало усилия по всем возможным направлениям, что также способствовало снижению общей эффективности науки.

Ученые просят определить на госуровне приоритетные направления, которые получали бы первоочередную помощь как в финансовых, так и в интеллектуальных ресурсах.

Незаинтересованность бизнеса в науке

В нашей стране бизнес только начинает отходить от модели “купил-добыл-продал”, где головокружение от возможности быстро заработать не позволяет увидеть подводные камни и выстроить конкурентоспособное предприятие на мировом уровне.

С большим трудом бизнес постигает новые возможности инвестирования, сотрудничества с научными организациями, заказов и приобретений научных продуктов и исследований.

Изношенность научного оборудования

Как и любое другое, научное оборудование стареет и изнашивается, ограничивая возможности проведения исследований, снижая их качество и достоверность. Эта проблема решается не только финансовыми вливаниями, но и разумным руководством.

Плохая организация работы ЦКП (центров коллективного пользования)

Отсутствие благоприятной среды для научной деятельности

Основной проблемой ученые считают раздутую бюрократию, состоящую из различных контролирующих органов и ведомств. Вместо того, чтобы заниматься научной деятельностью, ученые пишут отчеты во все инстанции, которые оценивают качество работы по количеству заполненных отчетов и приписок. И как следствие – отсутствует мотивация, что приводит к низкой производительности труда в научной среде.

P.S. Хотя РАН сетует на виток бюрократии, среди предложенных способов решения проблем в российской науке значится просьба создать новое ведомство, которое бы заведовало распределением госсредств между научными организациями. Хоть стой, хоть падай.

Остальные предложения не лучше, отсутствует конкретика, только реплики “улучшить” и “популяризировать”. Все в том же советском бюрократическом стиле отписок и создания видимости работы.


В ходе данного урока мы поговорим о развитии и географии российской науки. А также разберёмся, что собой представляют технополисы. Урок способствует формированию у учащихся умения работать с картой.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Научный комплекс. География российской науки. Технополисы"

Научный комплекс – это совокупность отраслей экономики, создающих новые технологии и знания. Он осуществляет все виды работ по получению, хранению и распространению научных знаний.

Наука занимает особое место в человеческой деятельности в отличие от сферы материального производства и других сфер интеллектуальной деятельности (искусство, литература), с которыми она тесным образом взаимосвязана. Сама наука представляет собой специфическую область человеческой деятельности, в которой создаётся интеллектуальная продукция в форме получения новых знаний об объектах материального мира, познаний объективных законов развития общества с целью их использования в практической деятельности людей.

Наука занимает исключительно важное место в обеспечении экономической и технологической безопасности страны. Для выполнения этой роли ещё в бывшем Советском Союзе были созданы крупнейшие государственные научно-исследовательские институты в сфере фундаментальных и прикладных наук. С целью разработки проектов в приоритетных направлениях. Особенно это касалось области генной инженерии, управляемого термоядерного синтеза, создания новых средств транспорта и связи. Также развития аэрокосмонавтики и всё более широкого использования космоса в интересах производства и охраны окружающей среды.

Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты соответствующей деятельности. А это:

· Разделение и кооперацию научного труда.

· Научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование.

· Методы научно-исследовательской работы.

· Систему научной информации.

· Всю сумму накопленных ранее научных знаний.

Система представлений о свойствах и закономерностях реальной действительности, построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов, есть научная картина (модель) мира. Следует отметить, что в процессе развития науки происходит постоянное обновление знаний, идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий.

Научные представления об окружающем мире основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей. Это позволяет с определённой степенью уверенности делать способствующие развитию человеческой цивилизации заключения и прогнозы о свойствах нашего мира. Несоответствие результатов проверки теории, гипотезы, концепции, выявление новых фактов — всё это заставляет пересматривать имеющиеся представления и создавать новые, более соответствующие реальности. В таком развитии заключается суть научного метода.

Современная наука начала формироваться под влиянием потребностей развивающегося производства. В развитии современной науки всё более ощутимую роль начинает играть эксперимент, который становится одним из ведущих методов научных исследований.

В общественном сознании наука становится важнейшей ценностью, областью интеллектуальной деятельности, развитие которой определяет перспективы всего общественного развития, эволюцию общественного сознания. В современных условиях все страны мира считают развитие науки важнейшей стратегической задачей общегосударственного значения.

В связи с этим стратегические задачи государственной политики в области науки должны быть нацелены на:

- Укрепление и развитие научно-технического потенциала государства.

- Создание условий для возникновения и эффективного функционирования рыночной среды. Это касается тех рыночных регуляторов, которые определяли бы спрос и предложение на рынке научно-технической продукции.

- Интеграцию отечественной науки в мировое сообщество, увеличение объёма и улучшение обмена информацией и технологиями.

- Согласованное развитие науки и образования, создание целостной системы подготовки высококвалифицированных научных кадров всех уровней и по всем направлениям научной деятельности.

Реализация указанных задач в долгосрочной перспективе будет способствовать эффективному развитию научной деятельности в академическом, вузовском и отраслевом секторах науки.

Российская наука начала активно развиваться с начала восемнадцатого века. Россия подарила миру ряд учёных, которые совершили важнейшие научные открытия, изменившие во многом жизнь человечества. В двадцатом веке были особенно велики их заслуги в освоении космоса, в разных направлениях физики, геологии, хирургии.

Общее число занятых в научном комплексе России в тысяча девятьсот девяностом году составляло около трёх миллионов пятисот тысяч человек. Из них непосредственно научными исследованиями занималось около одного миллиона учёных-исследователей. В связи с сокращением числа научных организаций и недостаточным финансированием численность работающих в данной области значительно сократилась. На две тысячи шестнадцатый год в нашей стране в научных исследованиях занято только около трёхсот семидесяти тысяч человек.

В России насчитывается около трёх тысяч пятисот организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками. Около семидесяти процентов этих организаций принадлежит государству.

Основная часть научных учреждений и учёных сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях.

Это объясняется множеством причин. Во-первых, исторической. Учреждения науки и образования в России первоначально создавались в столичных городах. Во-вторых, в крупнейших городах сосредоточены главные потребители научных разработок — предприятия наукоёмких отраслей промышленности и оборонного комплекса. В-третьих, для организации исследований научные учреждения устанавливают тесные связи, кооперируются. Поэтому они взаимопритягивают друг друга, способствуя территориальной концентрации науки.

Крупнейший центр науки и образования России — город Москва. Здесь ведутся исследования практически по всем важнейшим научным направлениям. На территории города расположено более тысячи двухсот организаций науки и научного обслуживания. Среди них Российская академия наук. Это государственная академия наук нашей страны, крупнейший в России центр фундаментальных исследований.

Российская академия наук

Основной целью деятельности Российской академии наук (сокращённо РАН) является организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по проблемам естественных, технических, гуманитарных и общественных наук. Данные исследования направлены на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих технологическому, экономическому, социальному и культурному развитию России.

РАН призвана выполнять важную миссию обеспечения свободы научного творчества на благо и процветание страны.

Следует отметить, что в Москве осуществляется более сорока процентов всех научных исследований России. Здесь работает почти тридцать процентов докторов наук, двадцать процентов кандидатов наук страны, готовятся кадры научных работников для всей России и для ряда Содружества Независимых Государств (СНГ).

Значительное число научных центров окружает Москву.

Дубна – наукоград на севере Московской области, крупнейший в России центр по исследованиям в области ядерной физики.

Пущино, известно ещё как Пушинский биологический научный центр. Обнинск –первый наукоград России, город областного подчинения на севере Калужской области. Зеленоград – один из основных научно-производственных центров советской и российской электроники и микроэлектроники.

Второй по значимости научный центр России — Санкт-Петербург — сосредотачивает двенадцать процентов научных кадров России. Учёные исследуют проблемы энергетики, ядерной физики, медицины, геологии и горного дела, Арктики и Антарктики. Большое место занимает наука, связанная с оборонным комплексом. Здесь действует несколько сотен научных учреждений, в том числе академические и отраслевые институты.

Всего же в Москве и Санкт-Петербурге, а также в городах Московской и Санкт-Петербургской агломераций концентрируется две третьих научных кадров России. Таким образом, налицо огромные диспропорции в географии науки России. Правда, сейчас положение несколько меняется, поскольку научные, в том числе академические, центры созданы на Урале (город Екатеринбург), в Сибири (города Новосибирск, Красноярск и Иркутск), на Дальнем Востоке (города Владивосток и Хабаровск). Крупными научными центрами России стали Самара, Саратов, Казань, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону.

Научные центры России

География науки, особенно технической, может существенно измениться в связи с созданием так называемых технополисов. Это крупные промышленные и научные центры. Они объединяют учреждения науки с наукоёмкими предприятиями промышленности. В технополисе объединяются наука, техника и предпринимательство, осуществляется тесное сотрудничество между академической наукой, предпринимателями, местными и центральными органами власти.

Наиболее известный технополис в нашей стране – это Новосибирский Академгородок. Он является одним из важнейших научных и образовательных центров России. На территории Академгородка расположены десятки научно-исследовательских институтов, Президиум Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирский государственный университет.

Читайте также: