Бюджеты субъектов рф кратко

Обновлено: 05.07.2024

Бюджеты субъектов РФ представляют собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Роль бюджетов субъектов РФ заключается:

в сосредоточении финансовых ресурсов в бюджетах регионов РФ, позволяющем органам представительной и исполнительной власти субъектов РФ иметь финансовую базу для осуществления своих задач и функций;

обеспечении возможности субъектам РФ проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на их социально-экономическое развитие;

осуществлении выравнивания уровней экономического и социального развития субъектов РФ;

возможности регулирования финансовых затрат на оказание услуг в учреждениях непроизводственной сферы;

возможности решения стратегических задач по развитию в регионе приоритетных отраслей экономики, промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы;

осуществлении воздействия на пропорции текущих и капитальных затрат, а также стимулировании эффективного использования трудовых и материальных ресурсов региона.

Доходы бюджетов субъектов РФ представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ.

Собственные доходы бюджета субъекта РФ формируются за счет:

от региональных налогов и сборов;

части федеральных налогов и сборов (так как только часть их поступает в федеральный бюджет);

от использования имущества субъектов РФ;

безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней, в том числе за счет дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, иных средств финансовой помощи из федерального бюджета и других безвозмездных перечислений;

части прибыли государственных унитарных предприятий, имущество которых находится в собственности субъекта РФ, остающейся после уплаты налогов и сборов и иных обязательных платежей, в размере, устанавливаемом законами субъекта РФ, и доходов от оказания государственными учреждениями субъекта РФ платных услуг;

штрафов и иных поступлений.

Выравнивание бюджетной обеспеченности субъекта РФ осуществляется путем предоставления дотаций из образуемого в составе федерального бюджета Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

Дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ распределяются между субъектами РФ, расчетная бюджетная обеспеченность консолидированных бюджетов которых не превышает уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, определенного в качестве критерия предоставления указанных дотаций бюджетам субъектов РФ по методике, утверждаемой в соответствии с федеральным законом. В настоящее время дотационными субъектами РФ являются:

большинство республик Северного Кавказа;

края, области Дальнего Востока;

ряд областей, расположенных севернее Москвы (Вологодская, Ивановская и др.);

некоторые автономные округа.

Среди них лидируют республика Ингушетия; Чеченская республика; республика Северная Осетия − Алания; Республика Тыва.

Среди регионов−доноров федерального бюджета особое место занимают Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, которые в среднем “отдают” в федеральный бюджет более чем в 60 и 40 раз соответственно больше, чем федеральный бюджет расходует на территории данных округов.

Другие регионы-доноры: г. Москва; Оренбургская область; Республика Коми.

Расходы регионального бюджета — это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций субъекта РФ.

Из бюджетов субъектов РФ финансируются следующие функциональные виды расходов:

функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;

реализации региональных целевых программ;

деятельности средств массовой информации субъектов РФ;

осуществления отдельных государственных полномочий, пepeдаваемых на муниципальный уровень;

обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

проведение выборов и референдумов субъектов РФ;




формирование государственной собственности субъектов РФ;

осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;

содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;

оказание финансовой помощи местным бюджетам;

компенсация дополнительных расходов, возникших в результате, решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;

прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов РФ.

В состав источников внутреннего финансирования дефицита бюджета субъекта РФ включаются:

разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг субъекта РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение;

разница между полученными и погашенными субъектом РФ в валюте РФ:

кредитами кредитных организаций;

бюджетными кредитами, предоставленными бюджету субъекта РФ другими бюджетами бюджетной системы РФ;

кредитами международных финансовых организаций;

разница между полученными и погашенными субъектом РФ в иностранной валюте бюджетными кредитами, предоставленными РФ в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ в течение соответствующего финансового года;

иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета субъекта РФ.

Бюджеты субъектов РФ представляют собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Роль бюджетов субъектов РФ заключается:

в сосредоточении финансовых ресурсов в бюджетах регионов РФ, позволяющем органам представительной и исполнительной власти субъектов РФ иметь финансовую базу для осуществления своих задач и функций;

обеспечении возможности субъектам РФ проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на их социально-экономическое развитие;

осуществлении выравнивания уровней экономического и социального развития субъектов РФ;

возможности регулирования финансовых затрат на оказание услуг в учреждениях непроизводственной сферы;

возможности решения стратегических задач по развитию в регионе приоритетных отраслей экономики, промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы;

осуществлении воздействия на пропорции текущих и капитальных затрат, а также стимулировании эффективного использования трудовых и материальных ресурсов региона.

Доходы бюджетов субъектов РФ представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ.

Собственные доходы бюджета субъекта РФ формируются за счет:

от региональных налогов и сборов;

части федеральных налогов и сборов (так как только часть их поступает в федеральный бюджет);

от использования имущества субъектов РФ;

безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней, в том числе за счет дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, иных средств финансовой помощи из федерального бюджета и других безвозмездных перечислений;

части прибыли государственных унитарных предприятий, имущество которых находится в собственности субъекта РФ, остающейся после уплаты налогов и сборов и иных обязательных платежей, в размере, устанавливаемом законами субъекта РФ, и доходов от оказания государственными учреждениями субъекта РФ платных услуг;

штрафов и иных поступлений.

Выравнивание бюджетной обеспеченности субъекта РФ осуществляется путем предоставления дотаций из образуемого в составе федерального бюджета Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

Дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ распределяются между субъектами РФ, расчетная бюджетная обеспеченность консолидированных бюджетов которых не превышает уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, определенного в качестве критерия предоставления указанных дотаций бюджетам субъектов РФ по методике, утверждаемой в соответствии с федеральным законом. В настоящее время дотационными субъектами РФ являются:

большинство республик Северного Кавказа;

края, области Дальнего Востока;

ряд областей, расположенных севернее Москвы (Вологодская, Ивановская и др.);

некоторые автономные округа.

Среди них лидируют республика Ингушетия; Чеченская республика; республика Северная Осетия − Алания; Республика Тыва.

Среди регионов−доноров федерального бюджета особое место занимают Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, которые в среднем “отдают” в федеральный бюджет более чем в 60 и 40 раз соответственно больше, чем федеральный бюджет расходует на территории данных округов.

Другие регионы-доноры: г. Москва; Оренбургская область; Республика Коми.

Расходы регионального бюджета — это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций субъекта РФ.

Из бюджетов субъектов РФ финансируются следующие функциональные виды расходов:

функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;

реализации региональных целевых программ;

деятельности средств массовой информации субъектов РФ;

осуществления отдельных государственных полномочий, пepeдаваемых на муниципальный уровень;

обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

проведение выборов и референдумов субъектов РФ;

формирование государственной собственности субъектов РФ;

осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;

содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;

оказание финансовой помощи местным бюджетам;

компенсация дополнительных расходов, возникших в результате, решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;

прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов РФ.

В состав источников внутреннего финансирования дефицита бюджета субъекта РФ включаются:

разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг субъекта РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение;

разница между полученными и погашенными субъектом РФ в валюте РФ:

кредитами кредитных организаций;

бюджетными кредитами, предоставленными бюджету субъекта РФ другими бюджетами бюджетной системы РФ;

кредитами международных финансовых организаций;

разница между полученными и погашенными субъектом РФ в иностранной валюте бюджетными кредитами, предоставленными РФ в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ в течение соответствующего финансового года;

Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается.

В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Комментарий к ст. 14 БК РФ

Комментируемая статья закрепляет понятие консолидированного бюджета субъекта РФ, а также принцип, по которому средства регионального бюджета и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда не могут использоваться иначе, кроме как для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

При применении статьи 14 БК РФ необходимо учитывать положения статьи 26.13 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают сбалансированность бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и соблюдение установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита бюджета, размеру и составу государственного долга субъекта Российской Федерации, исполнению бюджетных и долговых обязательств субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, представляют федеральным органам государственной власти годовые отчеты об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.

Данный порядок регламентируется статьями 264.2 и 264.3 БК РФ.

В бюджете субъекта Российской Федерации раздельно предусматриваются доходы, направляемые на финансовое обеспечение осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), и субвенции на обеспечение осуществления полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы.

Проект бюджета субъекта Российской Федерации, закон о бюджете субъекта Российской Федерации, годовой отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, ежеквартальные сведения о ходе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, а также о численности государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. По проекту бюджета субъекта Российской Федерации и годовому отчету об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации проводятся публичные слушания.

Бюджет субъекта Российской Федерации или региональный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, которые служат для решения поставленных задач и обеспечения функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации.

Другими словами, субъект Российской Федерации является собственником определенного денежного фонда, который входит в казну данного субъекта. Другие формы образования и расходования денежных средств для обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации не предусмотрены.

Формирование и функционирование бюджетной системы Российской Федерации, а также бюджетов субъектов Российской Федерации, как неотъемлемой части системы, регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Каждый субъект Российской Федерации владеет своим собственным бюджетом. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации должны сформировать, утвердить и контролировать исполнение своего бюджета. По итогам исполнения бюджета они предоставляют годовые отчеты федеральным органам государственной власти.

Субъект Российской Федерации имеет право привлекать заемные денежные средства, осуществляя выпуск государственных ценных бумаг.

Доходы бюджета Российской Федерации

Доходы бюджета Российской Федерации представляют денежные поступления, полученные на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии с законодательными требованиями Российской Федерации, в собственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Доходами бюджета субъекта Российской Федерации являются:

  • Доходы целевых бюджетных фондов;
  • Денежные средства от региональных сборов и налогов;
  • Денежные средства от федеральных сборов и налогов и т.д.;

Неналоговые перечисления, такие как:

Прибыль от использования собственности субъекта Российской Федерации;

Готовые работы на аналогичную тему

Расходы бюджета Российской Федерации

Расходы бюджета субъекта Российской Федерации – это денежные средства, которые используются для выполнения различных функций и решения финансовых задач субъекта Российской Федерации. Расходы бюджета субъектов Российской Федерации можно разделить на текущие и капитальные.

Текущие расходы обеспечивают текущее функционирование структур, которые финансируются за счет регионального бюджета. Они обеспечивают:

  • Поддержку государства в определенных экономических сферах;
  • Работу органов государственной власти;
  • Некоторые капитальные расходы.

Капитальные расходы представляют собой денежные средства, направленные на инновационные и инвестиционные цели. Инвестиционные проекты субъекта Российской Федерации могут поддерживаться предоставлением различных субсидий из федерального бюджета. Для этого может быть образован фонд регионального развития. Капитальные расходы всегда преобладают над текущими. Они должны обеспечивать:

  • Материальную поддержку другим бюджетным организациям;
  • Функционирование правоохранительных органов;
  • Национальную оборону;
  • Международную деятельность;
  • Погашение госдолга.

При положении дел, когда расходы превышают доходы, возникает дефицит бюджета. При небольшой разнице между расходами и доходами дефицит считается хорошей мотивацией для развития экономики. При большой разнице – ведет к росту инфляции, госдолга и экономической нестабильности, в итоге может грозить дефолтом.

Положение дел, когда доходы превышают расходы, называется профицитом.

В идеале бюджет должен стремиться к сбалансированности, т.е. равенству доходов и расходов, однако, данная ситуация является довольно редкой.

Роль бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджетной системе государства

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят в состав консолидированного бюджета. Консолидированный бюджет – это совокупность бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на определенной территории, при этом бюджеты государственных внебюджетных фондов и межбюджетные трансферты в данный денежный фонд не входят.

Региональные бюджеты являются важнейшим показателем текущего состояния дел в регионах. Они позволяют провести оценку качества распределения финансов в системе, обнаружить недостатки и несоответствия в системе, внести корректировки и повысить эффективность текущего уровня состояния системы. Их применяют при:

  • Планировании распределения финансов;
  • Формировании, утверждении и расходовании денежных средств государства;
  • Прогнозировании социального и экономического развития субъектов Российской Федерации и всего государства;
  • Вычислении степени обеспеченности граждан государства на определенной территории.

Консолидированный бюджет является объединенной характеристикой показателей на определенной территории, он отражает фактические расходы и доходы бюджета, результаты планирования и распределения денежного фонда. Анализ предложенных параметров позволяет дать объективную оценку финансового состояния для каждого уровня бюджета.

Для рационального регулирования отдельных сфер бюджетную систему Российской Федерации подразделяют на четыре взаимосвязанных уровня:

  • Первый уровень включает в себя государственный бюджет, содержащий финансовые средства внебюджетных фондов;
  • Второй уровень содержит региональные бюджеты и и средства внебюджетных государственных фондов;
  • Третий уровень составляют муниципальные бюджеты;
  • Четвертый уровень представляют мелкие муниципальные образования.

Таким образом можно сделать вывод, что бюджеты субъектов Российской Федерации являются неотъемлемой частью сложной бюджетной системы Российской Федерации. Они обеспечивают стабильное функционирование и баланс бюджетной системы.

Читайте также: