Джотто ди бондоне кратко

Обновлено: 07.07.2024

Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, июль 1266, Веспиньяно – 8 января 1337, Флоренция ) – итальянский художник и архитектор, основатель итальянской школы живописи, один из крупнейших реформаторов в истории европейского искусства.

Творчество итальянского живописца и архитектора XIII – XIV веков Джотто ди Бондоне – водораздел между средневековой готикой и искусством Возрождения, тот рубикон, перейдя который европейская живопись кардинально и навсегда изменит свой облик.

Миссия Джотто – преодоление византийской иконописной традиции.

Начиная с работ Джотто ди Бондоне, европейская живопись изберёт своим ориентиром не умозрение, а реальность.

Биография Джотто: годы детства и учения

Он родился около 1267 года (дата предположительна) в деревне Веспиньяно, расположившейся в 14 милях на восток от Флоренции, в небогатой крестьянской семье. С детства Джотто отличала непоседливость, живой ум и задорный нрав. Его отец рано начнёт приобщать сына к семейному делу: доверит ему пасти овец.

Согласно распространённой легенде, за этим занятием подростка застал проезжавший мимо флорентийский художник Чимабуэ. Весёлый пастушок рисовал углём на камне барашка, благо натура всегда была под рукой. Чимабуэ убедил родителей Джотто, что нужно учиться, а для этого – поступить в его мастерскую. Так юный провинциал впервые попал в столицу Тосканы.

Флоренция рубежа XIII-XIV веков – великолепный и политически независимый город с населением в немыслимые для этого времени 100 тысяч. Она процветает благодаря торговле шерстью и банковскому делу. А следовательно, здесь всегда есть запрос на масштабное строительство и заказы для художников мастерской Чимабуэ.

Работы Джотто в Ассизи: летопись жизни святого Франциска

Данте – родоначальник итальянской литературы, впервые начавший писать не на латыни, а на родном тосканском диалекте. Джотто – реформатор живописи. Примерно за столетие до них жил в Италии и еще один человек, в корне преобразовавший свою сферу деятельности, – Франциск Ассизский.

Будущий святой Франциск бросил богатую и разгульную жизнь, выбрав путь нищенствования и покаяния. Он обличал развращенную церковь, излечивал прокажённых, обретал стигматы и проповедовал птицам, обозначив новую эпоху в истории католицизма.

Город Ассизи в Умбрии – родина Франциска. В конце XIV века в память о нём здесь был построен грандиозный храм. Джованни ди Муро делла Марка, возглавлявший в то время францисканский орден, пригласил для росписи церкви признанного мастера Чимабуэ, а несколько лет спустя – его талантливого ученика Джотто.

Биография Джотто: дела семейные

В конце 1280-х годов, еще будучи учеником Чимабуэ, Джотто женился на Чивутте ди Лаппо дель Пьелла, которая родит художнику восьмерых детей. Им не придётся бедствовать, так как Джотто обладал не только талантом, но и прекрасной деловой хваткой. Современники считали его успешным дельцом. Сохранились документы, что он мог позволить себе жить на широкую ногу. Со временем Джотто настолько разбогатеет, что решит скупить земли в Веспиньяно и его окрестностях, чтобы любимые с детства места стали собственностью его многочисленного семейства.

Джотто в Падуе: капелла Скровеньи

В самом начале XIV века Джотто получает интересный заказ – расписать небольшую часовню в Падуе. Сейчас она известна под двумя названиями. Первое – капелла Санта Мария дель Арена, потому что сооружалась на месте, где когда-то шумел и неистовствовал античный амфитеатр. А второе – капелла Скровеньи, по фамилии богатого семейства, на средства которого она возводилась.

Заказчика звали Энрико Скровеньи. Его покойный отец, которому принадлежала земля, где предполагалось возвести капеллу, вёл богатую и далеко не праведную жизнь. Так что часовня, которую приедет оформлять Джотто, была для семейства Скровеньи своего рода откупом, попыткой искупить перед Всевышним земные грехи: на неё не жалели средств.

Другое открытие Джотто, без преувеличения революционное, состоит в следующем: он начал подавать всем известные события не так, как это предписывал византийский иконописный канон, неизменный на протяжении столетий, но так, будто это он, Джотто, сам являлся свидетелем этих событий и теперь готов рассказать о них зрителю.

Фрески Джотто для капеллы Скровеньи

Посетитель капеллы видит у Джотто не лики, не условные фигуры – живых персонажей из плоти и крови: Дева Мария торжественно шествует к алтарю в сопровождении весёлого свадебного кортежа; Христос и Иуда напряжённо всматриватся друг в друга; Мария с выражением глубочайшей скорби склонилась к лицу мертвого Сына… Это уже не иконописные образы, а это полноценные живописные герои, переживающие настоящие человеческие эмоции и драмы. И именно поэтому принято считать: с Джотто начинается великая ренессансная живопись.

Новаторство художника касалось и чисто технической стороны дела. Если Чимабуэ брался за работу, когда все стены были не только оштукатурены, но и окончательно просохли, то Джотто стал работать по сырой штукатурке, наносившейся фрагментами строго перед началом росписи. Высыхала она быстро – это заставляло художника, во-первых, работать динамичнее, а во-вторых, использовать более насыщенные цветовые пигменты. Но зато и по сей день падуанские работы Джотто сохраняют свою праздничную яркость.

Творчество Джотто: Ареццо, Неаполь, Рим, Милан

Побывав во Франции, Джотто приобрёл и международную репутацию.

Поздние годы в биографии Джотто: Флоренция

Флоренция, куда Джотто неизменно возвращался, воздала ему должное. Бывший пастушок получил дворянство и был избран почетным гражданином города, да и само отношение к труду художника изменил именно Джотто: живопись больше не уравнивалась с простым ремесленничеством, её статус стал неизмеримо выше.

Джотто ди Бондоне

Точная дата рождения Джотто ди Бондоне не известна. Считается, что он родился в 1266 или 1267 г. в небольшом городе Веспиньяно (ныне Виккио) рядом с Флоренцией. Возможно, полное имя мальчика было Амброджотто.

Отца будущего художника звали Бондоне, и он был простым крестьянином (по другим данным – кузнецом).

Сегодня искусствоведы считают эту историю просто красивой легендой, а имя истинного учителя Джотто остаётся тайной. Известно, что к 20 годам Джотто стал самостоятельным мастером.

Краткая биография

Портрет Джотто ди Бондоне, сделанный между 1490 и 1550 годами

Портрет Джотто ди Бондоне, сделанный между 1490 и 1550 годами

Личная жизнь

Примерно в 1290 г. живописец женился. Его избранницей стала Чивутта ди Лапо дель Пьелла. У супругов родилось 8 детей: 4 мальчика и 4 девочки. Двое сыновей пары продолжили дело отца и тоже стали художниками, но особой славы не обрели.

Вывод

Джотто ди Бондоне был великим итальянским художником эпохи Проторенессанса и крупнейшим реформатором в истории европейского искусства. Он преодолел древние византийские иконописные традиции и средневековые художественные каноны, став родоначальником реалистического направления в живописи. Живописец создал уникальные шедевры мировой культуры, часть из которых сохранилась до наших дней.

Памятник Джотто ди Бондоне во Флоренции

Памятник Джотто ди Бондоне во Флоренции

После Джотто европейская живопись изменилась навсегда, и наступила эпоха Возрождения.

Джотто ди Бондоне или просто Джотто (итал. Giotto di Bondone) (ок. 1267—1337) — итальянский художник и архитектор эпохи Проторенессанса. Одна из ключевых фигур в истории западного искусства. Преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства. Работами Джотто вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.

Содержание

Биография Джотто ди Бондоне

Родился в 1267 году предположительно недалеко от городка Виккьо, расположенного к востоку от Флоренции, в деревне Колле ди Веспиньяно. Есть и иные предположения о дате рождения Джотто вплоть до 1275 года. Вазари утверждал, что Джотто родился в 1276 году. Но наиболее вероятно, что художник умер в 1337 году (согласно Антонио Пуччи) в возрасте семидесяти лет. Отец будущего художника носил имя Бондоне (ум. 1311/1313) и был крестьянином. Позднее Джотто приобрёл в Веспиньяно земли и дома. По другой версии Джотто родился во Флоренции, в приходе церкви Санта Мария Новелла, в квартале Святого Панкратия. Неоднократно во флорентийских документах художник упоминается как del popolo di Santa Maria Novella. Его же отец, по этой версии, был кузнецом. Имя Джотто, возможно, сокращение от Анджиолотто либо Амброджотто.

По словам же Вазари, Чимабуэ и Джотто вместе работали над фресковыми росписями в церкви Сан Франческо, в Ассизи, и второй превзошёл первого.

В одном из документов 1301 года Джотто назван владельцем дома во Флоренции. К этому времени Джотто уже вступил в брак. Имя супруги — Чиута ди Лапо дель Пела. У них было восемь детей, один из сыновей стал живописцем.

Творчество Джотто

Реформатор итальянской живописи, Джотто открыл новый этап в истории живописи всей Европы и явился предтечей искусства Возрождения. Его историческое место определяется преодолением средневековых итало-византийских традиций.

Джотто создал облик мира, адекватный реальному по своим основным свойствам — материальности и пространственной протяженности.

Использовав ряд известных в его время приемов — угловые ракурсы, упрощенную, т. н. античную, перспективу, он сообщил сценическому пространству иллюзию глубины, ясность и четкость структуры. Одновременно он разработал приемы тональной светотеневой моделировки форм при помощи постепенного высветления основного, насыщенного красочного тона, что позволило придать формам почти скульптурную объемность и в то же время сохранить сияющую чистоту цвета, его декоративные функции.

Lamentation (The Mourning of Christ) Joachim among the Shepherds Madonna in Maest (Ognissanti Madonna)

К выдающимся произведениям проторенессансной живописи относятся росписи Капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304-06). Посвящённые жизни Марии и Христа, расположенные на стенах тремя горизонтальными рядами росписи отличаются драматизмом, жизненной убедительностью образов, смелым построением пространства и лепкой пластического объёма, простотой и выразительностью жестов и ракурсов, соблюдением в каждой композиции цикла единства времени и места, светлым, праздничным колоритом.

В росписях капелл Перуцци (около 1320) и Барди (1320-25) во флорентийской церкви Санта-Кроче Джотто достиг убедительности пространственного построения, органической связи с архитектурой, спокойной торжественности и архитектонической стройности композиции, сдержанности колорита, монументальности образов. Джотто приписывают проект кампанилы флорентийского собора (строительство начато в 1334, продолжено в 1337-43 Андреа Пизано, завершено около 1359 Ф. Таленти).

Творчество Джотто оказало огромное влияние на развитие итальянского искусства Раннего и Высокого Возрождения.

Интересные факты из жизни художника

Джотто был учеником в мастерской флорентийского художника Чимабуе Джованни. Однажды, когда его учитель во время работы на некоторое время отлучился, Джотто нарисовал на носу одной из фигур, написанных Чимабуе, муху, настолько реалистично, что когда его учитель вернулся, чтобы продолжить работу, он несколько раз безуспешно пытался согнать эту муху, приняв ее за настоящую, пока не заметил своей ошибки.

Прошло несколько лет, Папа Римский Бонифаций VIII решил поискать мастеров превосходных в живописи для того, чтобы произвести некоторые работы в соборе Святого Петра. Для этого он отправил во Флоренцию и Сиену своего придворного, которые должен был познакомиться с местными живописцами и взять у них образцы рисунков. И по этим образцам Папа должен был выбрать наиболее искусного.

Когда образцы рисунков дошли до Папы, его посланник рассказал, как Джотто нарисовал этот круг, не используя циркуль и не двигая локтем.

Папа Бонифаций VIII знавший толк в живописи, признал, что Джотто своим мастерством превосходит всех остальных живописцев своего времени.

В результате Джотто был приглашен в Рим с большими почестями. Ему было поручено написать в соборе Святого Петра пять историй из жизни Христа. И Джотто сделал это с большим мастерством и тщательностью.

Когда Папа увидел эти работы, они настолько ему понравились, что он заказал художнику написать истории из Ветхого и Нового Завета по всему собору Святого Петра.

Итальянский живописец и архитектор Джотто ди Бондоне был первым представителем эпохи Проторенессанса, зародившейся в позднем средневековье во Флоренции. Работы мастера заложили основы западного искусства и продемонстрировали новую технику изображения перспективы и пространства, подхваченную и развитую знаменитыми представителями Возрождения Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэлем.

Детство и юность

Неизвестной остается дата его рождения, пришедшаяся на 1266 или 1267 годы. Летописец Джорджо Вазари, изучавший жизнь и произведения Джотто, утверждал, что отец художника был крестьянином из Веспиньяно, но, согласно большинству свидетельств, он занимался кузнечным ремеслом.

Портрет Джотто ди Бондоне

Портрет Джотто ди Бондоне / Википедия

О детских годах ди Бондоне сложены литературные легенды, согласно которым он, будучи беззаботным пастушком, нарисовал на камне овцу и привлек внимание тосканского мастера Ченни ди Пепо, прославившегося мозаиками Пизанского собора, подписанными творческим псевдонимом Чимабуэ. Потом, оказавшись в учениках у знаменитого художника, Джотто превзошел наставника, дополнив его картину насекомым, от которого хотелось по-настоящему отмахнуться.

Творчество

Сведения о творчестве Джотто ди Бондоне не менее противоречивы, чем истории, связанные с обучением и становлением художественного вкуса. Наряду с десятками противоречивых фактов биографы распространили легенду о том, что однажды папа Бонифаций VIII через посланника попросил молодого художника нарисовать картину, чтобы оценить талант и способности для выполнения крупных и серьезных работ.

Около 1282 года мастер с учителем Чимабуэ и многочисленными помощниками приступил к созданию изображений, иллюстрировавших сцены из жизни святых Исаака и Иакова, и поразил всех реалистичностью фигур и игрой равномерно распределенного естественного света.

Из-за того что документы францисканских монахов, относившиеся к периоду написания фресок, были уничтожены войсками Наполеона, неизвестно, какие персонажи принадлежат кисти Чимабуэ, а какие — ди Бондоне. Анализ, проведенный экспертами в 2002 году, подтверждает, что кисти Джотто принадлежат фрески, расположенные на нижнем ярусе храма.

В начале 1330-х годов индивидуальный и неповторимый стиль живописи настолько прославил итальянского художника, что он получил место при дворе короля Неаполя, а затем стал главным архитектором в самом запоминающемся городе Тосканы. На этом посту ди Бондоне увековечил собственное имя в нижнем ярусе колокольни, находившейся на территории кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре, и после смерти мастера это здание стали называть кампанилой Джотто.

Последней работой Джотто, выполненной параллельно с возведением колокольни, стало украшение часовни главы администрации Флоренции, находившейся невдалеке от общественного здания Барджелло.

Личная жизнь

Единственной информацией о личной жизни Джотто является то, что приблизительно в 1290 году он сыграл свадьбу с женщиной по имени Чиута, бывшей дочерью жителя Флоренции по фамилии ди Лапо дель Пела.

В этом браке родились 4 дочери и 4 сына, средний из которых последовал по стопам отца и тоже стал художником, звавшимся Франческо. В начале 1300-х годов семья ди Бондоне приобрела собственный дом во Флоренции, и после путешествий, связанных с выполнением заказов, мастер коротал там время с женой и детьми.

Смерть

Кроме фактов, относящихся к художественным произведениям ди Бондоне, о последних годах жизни мужчины информации почти нет.

Статуя Джотто ди Бондоне во Флоренции

Статуя Джотто ди Бондоне во Флоренции / Википедия

Читайте также: