Джордж баланчин биография и творчество кратко

Обновлено: 05.07.2024

В 1904 г. у грузинского композитора Мелитона Баланчивадзе и его жены родился мальчик с именем Георгий. Мальчик с детства был пластичный, подвижный и родители отдали его в Петроградское театральное училище, где он впервые появился на сцене – сыграл амурчика.

По окончанию юноша был успешно принят в труппу петроградского театра оперы. Он быстро стал лидером и собственные номера ставил уже в 21-летнем возрасте.

В 1924 советское правительство разрешило театру выехать за рубеж на гастроли, назад Георгий уже не вернулся.

Несмотря на классическое образование хореограф любил экспериментировать. Он начал ставить спектакли под музыку Чайковского и Айвза. Мистер Баланчин считал, что хореограф музыку должен чувствовать, как танец. Все движения в постановке идут под аккомпанемент, соединяются с ним или нет.

Классический американский балет, это балет Баланчина, почти на грани, одинаковый сплав техники, мелодии и танца, который сейчас в 21 веке задает тон всему миру, диктует правила.

Смерть настигла его на 79 году жизни 30 апреля 1983 г. в Нью-Йорке. После его кончины труппа оставалась 14 лет без хореографа, замены не находилось. Балеты Баланчина считаются шедеврами, а его гению и сейчас не видно приемника.

Среди историй о русских эмигрантах у Сергея Довлатова есть и анекдот о том, как Баланчин не хотел писать завещание, а когда все-таки написал, то оставил брату в Грузии пару золотых часов, а все свои балеты раздарил восемнадцати любимым женщинам. Все балеты — это 425 сочинений.

Джордж Баланчин / George Balanchine

В 1924 году при содействии певца В.П. Дмитриева группа танцовщиков получила разрешение для выезда в европейское турне. Баланчивадзе твердо решил, что назад не вернется. Их было четверо – Тамара Джива, Александра Данилова, Георгий Баланчин и Николай Ефимов, им безумно хотелось увидеть мир, они покатили по всей Европе. Дягилев их увидел в Лондоне.

Во время одного спектакля Баланчин травмировал колено. Это обстоятельство ограничило его возможности танцовщика, но зато дало ему свободное время для занятий хореографией. Он почувствовал вкус к преподаванию и понял, что это его настоящее призвание. Вернувшись в Париж в 1933 году, он основал свою собственную компанию. Художественными руководителями этой компании были Бертольд Брехт и Курт Вейль. В сотрудничестве с ними Баланчин создавал балет двадцатого века.

Бостонский мультимиллионер Кирстайн был одержим балетом. У него была мечта – создать американскую балетную школу, и на ее базе – американскую балетную компанию. В лице молодого, ищущего, талантливого, амбициозного Баланчина Кирстайн увидел человека, способного воплотить его мечту в жизнь.

В 1940 году Баланчин стал гражданином США.

Джордж Баланчин / George Balanchine

Лучшим композициям хореографа нельзя отказать в истинной музыкальности, своеобразной пластической полифоничности в воздействии на зрителя.

Сочинения: Баланчивадзе Г. Унтер-офицерская вдова, или Как А. Л. Волынский сам себя сечет.— Театр, 1923, № 13; Рассказывает Баланчин,— Сов. музыка, 1963, № 1.

Биография Джорджа Баланчина. Период работы Дж. Баланчина в труппе С. Дягилева, переезд в США. Парижские сезоны Баланчина, балеты "Блудный сын" и "Хрустальный дворец". Вклад балетмейстера в развитие искусства хореографии, новаторские идеи в балете.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 31.10.2014
Размер файла 42,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Раздел 1. Творчество великого мастера и его вклад в искусство хореографии

1.1 Биография Джорджа Баланчина, семья, учеба и его жизненный путь

1.2 Джордж Баланчин в труппе С. Дягилева. Переезд в Соединенные Штаты Америки. Самый длительный и блестящий период его деятельности

1.3 Чайковский в жизни Баланчина. (Его воспоминания)

1.4 Новаторство Джорджа Баланчина

Раздел 2. Парижские сезоны Баланчина

Балет бывает разным - романтическим, фееричным, воздушным, классическим или современным, он может быть каким угодно, но чтобы в одной постановке слилось всё - все стили и разнообразие - это редкость. Такая редкость удалась хореографу Джорджу Баланчину. Балет - искусство довольно молодое. Ему немногим более четырехсот лет, хотя танец украшает жизнь человека с древнейших времен. Родился балет в Северной Италии в эпоху Возрождения. Итальянские князья любили пышные дворцовые празднества, в которых танец занимал важное место. В России балет появился лишь в XVII веке.

Балет - сложное искусство. Это совместное творчество композиторов, танцоров, декораторов, режиссеров, художников. Интерес к балетному искусству существовал в России всегда. И в настоящее время он не утихает. Даже наоборот, можно наблюдать возрастание интереса к искусству в целом, и к балетному в частности. Не многие люди оставили такой след в истории балетного танца и памяти современников, какой оставил Георгий Мелитонович Баланчивадзе.

Этим обуславливается актуальность данной темы. Изучение истории балета позволяет прикоснуться к именам великих деятелей искусства, проследить тенденции развития балета в мировом истории. Балет за долгие годы своего существования выработал замечательные национальные традиции, связанные с народным пониманием совершенства танцевального искусства.

Величайшим хореографом, каких только знал балетный театр, был Джордж Баланчин. Балет для него - смысл всей жизни. Он находил в порядке вещей, что балет существовал до него и будет существовать после его ухода. Репертуар Баланчина-хореографа включает постановки разных жанров. Однако наибольшее развитие в его творчестве получили бессюжетные балеты, в которых использовалась музыка, часто не предназначенная для танца. Содержание созданного Баланчиным нового типа балета составляет не изложение событий, не переживания героев и не сценическое зрелище (декорации и костюмы играют подчиненную хореографии роль), а танцевальный образ, стилистически соответствующий музыке, вырастающий из музыкального образа и взаимодействующий с ним. Неизменно опираясь на классическую школу, Д. Баланчин обнаружил новые возможности, заключенные в этой системе, развил и обогатил ее.

При написании данной работы я поставила такие задачи:

Ш рассмотреть творчество великого мастера;

Ш определить вклад Дж. Баланчина в искусство хореографии;

Ш раскрыть новаторства великого мастера в хореографию;

Ш изучить творческий союз балетмейстера с выдающимися композиторами и проследить за результатами их творческой работы.

Объектом работы является - изучение истории балетного искусства России, США связанного с творчеством Джорджа Баланчина.

Предметом - творчество великого мастера балета Джорджа Баланчина и его вклад в развитие балета.

Цель работы - изучить историю балета и проследить изменения, происходившие в балетном искусстве на протяжении истории его существования в России, США. Помочь студентам представить исторический путь развития его балета, его борьбу за прогрессивную направленность, самобытность и реализм, его связь с хореографическими культурами других стран.

баланчин балет новаторский хореография

Раздел 1. Творчество великого мастера и его вклад в искусство хореографии

1.1 Биография Джорджа Баланчина, семья, учеба и его жизненный путь

Георгий Баланчивадзе родился в семье грузинского композитора Мелитона Баланчивадзе (1862--1937), одного из основоположников современной грузинской музыкальной культуры. Младший брат Георгия, Андриа, также стал впоследствии известным композитором. Мать Георгия привила ему любовь к искусству, и в частности, к балету. Время жизни Баланчина: 1904-1983, то есть 79 лет и еще четверть года. Время творчества не намного меньше: первый опус датируется 1920 годом, последний-1982; всего 62 года. Баланчину удалось совместить время творчества и время жизни, потому что ему был дан необыкновенный дар, потому что его отличала подлинная религиозность. Воспринимая дар как долг, он должен был исполнить свой долг до конца, без скидок на болезнь, преследования на не благоприятные обстоятельства, не раз ставившие на грань катастрофы. Никаких оправданий для него не существовало. Он и не ждал их - ни от друзей, ни от врагов. Неумолимый дар его требовал множество жертв, жертв немыслимых, немилосердных: он покинул родину, от него уходили любимые жены, его бросали, но по утрам он шел в ученический класс, а в полдень репетировал новую постановку. При этом он был, весёлым, радостным и общительным человеком.

В 1924 году группа танцовщиков получила разрешение для выезда в европейское турне. Во время поездки на гастроли в Германию в 1924году, Баланчивадзе вместе с несколькими другими советскими танцовщиками (их было четверо - Тамара Джива, Александра Данилова, Георгий Баланчин и Николай Ефимов) решил остаться в Европе. Вскоре оказался в Париже, где получил приглашение от Сергея Дягилева на место хореографа в Русском балете. По совету Дягилева танцор адаптировал своё имя на западный манер -- Джордж Баланчин.

1.2 В труппе С. Дягилева. Переезд в Соединенные Штаты Америки. Самый длительный и блестящий период его деятельности

1.3 Чайковский в жизни Баланчина. (Его воспоминания)

Людям трудно сделать нужное усилие, чтобы понять Чайковского. Некоторые скрипачи его понимают. Пианистам нравится Первый фортепианный концерт Чайковского. Но отношение такое: сыграли -- ну, и хорошо, и достаточно. Никто не держится за эту музыку. Правда, некоторые балетные держатся. Они любят Чайковского, и не только балеты, а любят слушать его симфоническую музыку. [11.]

1.4 Новаторство Джорджа Баланчина

Подобно современным композиторам, Баланчин предпочитает малые, но сплоченные группы, малый, но подвижный ансамбль. Балет Баланчина - замкнутый в себе спектакль. Его герметизм - горькое условие его совершенства. В этой системе присутствие декораций нежелательно, а часто и не возможно. Они лишь разрушили бы картину тотального одиночества, окружающего мастерскую танца, созданную Баланчиным. [6.стр.164-168, 9. стр.42-44. ]

Начать с того, что смысл балетмейстерской деятельности Баланчина, как и его человеческих поступков - отъезда из Петрограда в 1924 году, приезда в Нью-Йорк в 1933-м, можно трактовать как побег из времени, уже остановившегося, туда, где время еще живет и еще существует. Отсюда особая темперация балетов.

Петроградская юность этого хореографа стоит в нашем сознании совершенно отдельно от всей его остальной - западной - жизни и от всего его творчества. 1924 год, год отъезда из России, разделяет его образ на две неравные части. После - великий Джордж Баланчин, а до - мальчик Георгий Баланчивадзе, три сезона танцевавший в кордебалете Мариинского театра и поставивший несколько хореографических номеров, которые до нашего времени дошли. Другая страна, другая эпоха, другой масштаб, другое имя, наконец. Однако изучение материалов убеждает, что подлинный Баланчин начался уже тогда, в Петрограде потому, что именно тогда начала формироваться баланчинская Тема.

В начале 20-х годов в разоренном императорском театре не только появляется многократно описанный историками новый зритель, получивший доступ к господским забавам, но неожиданно возникает и новый тип балетомана. [3.стр. 40-41, 10.стр. 142-144. ]

Раздел 2. Парижские сезоны Баланчина

Но этот странный, варварский пир имеет ослепительную предводительницу - Сирену. Вот образ, который, одним словом не определишь. Баланчин монтирует сразу многие популярные мифы. Женщина - вамп, авантюристка- звезда, восточный идол, механическая кукла, Мата -Харри. Все объединяет неожиданный мотив- блоковский мотив романтической блудницы. Сирена Баланчина - Незнакомка 20-х годов, являющаяся среди новых скифов. Эта женщина необычайно тонка и длинна. Эффект достигается хореографией и костюмом: маленькими шажками на высоких пуантах, еще более высоким тюрбаном на голове и длинным, как шлейф, плащом, окрашенным в нежный фиолетовый цвет. Балетмейстер поставил для нее два немыслимо смелых ( по понятиям 20-х годов) танца: вариацию с фиолетовым плащом и дуэт с Блудным сыном. С плащом Сирена танцует точно с живым существом, сладострастно кутаясь в нем, обвивая его вокруг своего худощавого тела. А с Блудным сыном она обращается точно с тряпкой, вещью, куклой или машиной. Ее танцы- бесстрастные сеансы любви. Помимо того, она воровка. Сирена крадет с груди Блудного сына крошечный медальон на серебряной цепочке. Она делает это жадно, с живым и очень женским азартом. Единственный человеческий миг бесстрастной и сверхчеловеческой души, единственная женская слабость женщины - вамп, не привыкшей щадить слабых.

Музыковеды отметили особенность единственной симфонии Бизе: следуя образцам венской классики, моцартовскому симфонизму прежде всего, Бизе свободно интерпретирует главную структурную величину - сонатное аллегро. В первой части симфонии Бизе нет подлинной борьбы двух тем, возникающие коллизии снимаются в общем стремительном звуковом потоке. Такую именно композицию выстроил Баланчин. Конфликты его первой части иллюзорны, театральны. Отсутствует дух враждебности, господствует дух игры. Действием дирижирует невидимый распорядитель танцев - танцевальный поток. Он завязывает и развязывает интригу, затевает и обрывает спор, разрушает ансамблевую целостность, хореографический унисон- с тем, чтобы привести к финальной гармонии, заключительному аккорду. Композиция построена по красивому дуэльному принципу. Баланчин создает идеальный образ некоторых традиционных форм французского публичного быта и французской культуры. При этом он ни на миг не теряет из вида музыкального текста. Слияние танца и музыки почти абсолютно. И именно потому, что уловлена форма симфонии, уловлена ее идея, ее гармонический дух.

Нами было раскрыто весь творческий путь Георгия Баланчивадзе. Ему повезло: сам Дягилев, обратил на него внимание. Он поменял ему имя на европейский лад - так появился балетмейстер Баланчин. За время творчества Баланчина сменилось, по крайней мере, три поколения его сотрудников и учеников, и решительно менялся весь ландшафт современного искусства. Прирожденный профессионал, профессия которого заключалась в том, чтобы давать форму движению, Баланчин никогда не стоял на месте.

Время трезвого отношения к Баланчину еще не наступило - оно придет, когда его балеты войдут в "ноги" и репертуар хотя бы десятка российских театров, а публика выучит еще пять-шесть названий. Тогда, возможно, священный трепет перед термином "неоклассика Баланчина" сменится спокойным отношением к величайшему из ремесленников XX века, который, по меткому выражению Бежара, "перенес в эру межпланетных путешествий аромат куртуазных танцев, украшавших своими гирляндами дворы Людовика ХIV и Николая II".

И бессюжетные, и бескостюмные балеты Баланчина есть апология новой этики, и потому именно они олицетворяли XX век и так органичны для XX века.

balanchin

Джордж Баланчи́н (англ. George Balanchine ; при рождении Гео́ргий Мелито́нович Баланчива́дзе, 10 [23] января 1904, Санкт-Петербург — 30 апреля 1983 года, Нью-Йорк) — хореограф грузинского происхождения, положивший начало американскому балету и современному неоклассическому балетному искусству в целом.

Георгий Баланчивадзе родился в семье грузинского композитора Мелитона Баланчивадзе (1862—1937), одного из основоположников современной грузинской музыкальной культуры. Мать Георгия Баланчивадзе — русская. Младший брат Георгия, Андриа, также стал впоследствии известным композитором. Мать Георгия привила ему любовь к искусству и, в частности, к балету.

В 1913 году Баланчивадзе был зачислен в балетную школу при Мариинском театре, где учился у Павла Гердта и Самуила Андрианова. После Октябрьской революции школа была распущена, и ему пришлось зарабатывать на жизнь тапёрством. Вскоре школу вновь открыли, и Георгий вернулся к занятиям балетом. Выпустившись в 1921 году в числе восьми юношей и четырёх девушек, был принят в кордебалет Государственного театра оперы и балета. Одновременно поступил в Петроградскую консерваторию, где изучал игру на фортепиано, теорию музыки, контрапункт, гармонию и композицию (закончил обучение в 1923 году).

С конца 1970-х у хореографа начали проявляться признаки болезни Крейтцфельдта — Якоба. Он умер в 1983 году, похоронен на кладбище Окленд в Нью-Йорке. Баланчин оставил огромное балетное наследие — 425 сочинений, которые исполняются на сценах всего мира.

Творческая деятельность и вклад в развитие хореографии

Во время поездки на гастроли в Германию в 1924 году Баланчивадзе вместе с несколькими другими советскими танцовщиками решил остаться в Европе и вскоре оказался в Париже, где получил приглашение от Сергея Дягилева на место хореографа в Русском балете. По совету Дягилева танцор адаптировал своё имя на западный манер — Джордж Баланчин.

Вскоре Баланчин стал балетмейстером Русского балета, и в течение 1924—1929 годов поставил девять крупных балетов и ряд небольших отдельных номеров. Серьёзная травма колена не позволила ему продолжать карьеру танцовщика, и он полностью переключился на постановочную хореографию.

Новый стиль

Признание и награды

Постановки, ученики и партии

Балеты, поставленные для Балета Нью-Йорка:

Для Русского Балета Монте-Карло

1946 The Night Shadow
1946 Раймонда / Raymonda
1946 Ночная тень / La Sonnambula
1945 Pas de deux (Grand Adagio)
1944 Song of Norway
1944 Le Bourgeois gentilhomme
1944 и 1972 Danses concertantes
1941 Balustrade
1932 Cotillon
1932 Concurrence

Для Русского Балета Дягилева, Париж

1929 Блудный сын (С.Прокофьев) / Le Fils prodigue
1929 Бал (В.Риетти) / Le Bal
1928 Боги-нищие (Гендель) / Les Dieux mendiants
1928 Аполлон Мусагет (И.Стравинский) / Apollon musagète
1927 Триумф Нептуна ( Лорд Бернес) / Le Triomphe de Neptune
1927 Кощека (А.Соге) / La Chatte
1926 Пастораль (Ж.Орик) / Pastorale
1926 Чёртик из табакерки (Э.Сати) / Jack in the Box
1926 Барабо (В.Риетти) / Barabau
1925 Песнь соловья (И.Стравинский)/ Le Chant du rossignol

Читайте также: