Духовная сфера германии в 19 веке кратко

Обновлено: 02.07.2024

Германия – живописная страна с богатыми культурными традициями. Известные на весь мир немецкие деятели культуры и науки играли важную роль в формировании не только немецкой, но и европейской культуры в целом. Из этой страны родом такие великие люди, как Ричард Вагнер, Эрих Мария Ремарк, Зигмунд Фрейд, Иоганн Вольфганг Гете и многие другие.

Влияние Германии на развитие философии является исторически значимым; многие немецкие философы и мыслители способствовали формированию западной философии. Центральную роль в философии 17 века играли Лейбниц и Кант, работы которых впоследствии вдохновляли Шопенгауэра, Фихте, Гегеля. Философия второй половины 19 века отмечена развитием коммунистических теорий Маркса и Энгельса, а Ницше, Хайдеггер и Гадамер продолжали отстаивать традиционную немецкую философию.

В области музыкальной культуры Германия стала родиной таких известных классических композиторов, как Бах и Бетховен, ознаменовавших собой переход от эпохи классической музыки к эпохе романтизма. Среди других всемирно известных немецких композиторов и музыкантов Гендель, Мендельсон, Брамс, Шуман, Вагнер, Штраус, Орфф. В 2006 году Германия заняла пятое место по значимости и влиятельности на музыкальном мировом рынке. Международной известностью пользуются группы Modern Talking (Дитер Болен родился в Германии) и Rammstein.

Не осталась Германия вдалеке и от изобразительного искусства. Во всем мире хорошо известны немецкие художники эпохи Возрождения – Лукас Кранах, Маттиас Грюневальд, Альбрехт Дюрер. Эпоха барокко подарила Германии Дамиана и Рубенса.

Целью данной работы является рассмотрение и изучение основных элементов культуры Германии в 19 веке.

Ура-патриотизм, наигранный оптимизм и сказочный характер целого ряда литературных произведений конца 19 в. образуют фон, на котором мы рассматриваем современную немецкоязычную литературу. Бунт против этих тенденций начался с возникновением натурализма и не прекращался до тех пор, пока нацисты не надели на литературу смирительную рубашку. Для всего этого периода характерно широчайшее экспериментаторство, когда многие писатели становились добычей того или иного литературного увлечения.

Немецкий натурализм имел предшественников во Франции и Скандинавии. Согласно тогдашним философским и естественно-научным теориям, личность определяли наследственность и среда. Писателя-гуманиста интересовала теперь прежде всего уродливая реальность индустриального общества, с его нерешенными социальными проблемами. Пристальное внимание к окружению выработало тонкую стратификацию речевых моделей.

В поэзии натурализм только расширил круг тем, наиболее типичным поэтом-натуралистом был А.Хольц (1863-1929); в области романа также не было сколько-нибудь ярких открытий. Однако столкновения разнородных персонажей, чья несвобода усугублялась детерминизмом, способствовали появлению ряда драматических произведений, не утративших своего значения. Венский драматург Л.Анценгрубер (1839-1889) первым выступил против социальных пороков своего времени. Впрочем, основной вклад в теорию и практику натурализма внесли северяне. А.Хольц и И.Шлаф (1862-1941) в пьесе "Семейство Зелике" (1890) своими добросовестными и в конечном счете скучными описаниями будничной жизни обозначили границы натурализма. Г. Зудерман (1857-1928) в "Родине" (1893) и других пьесах перенес на сцену социальную проблематику.

Непреходящую литературную ценность обеспечил своим произведениям Г. Гауптман (1862-1946), начавший как натуралист и неуклонно расширявший рамки своего творчества, вплоть до классицизма (пьесы на античные сюжеты), в чем он вполне сравним с Гёте. Ранние пьесы Гауптмана, вызывающие в памяти социальные драмы Х.Ибсена, - памятник человеческому страданию, которое он находил и в среде буржуа ("Одинокие", 1891), и среди рабочих ("Ткачи", 1892). В пьесе "Вознесение Ганнеле" (1893) наряду с натуралистическим планом наличествует символическая тенденция, представленная религиозными видениями умирающего ребенка. Историческая пьеса "Флориан Гейер" (1895) выявила ограниченность, поверхностность натурализма. Возчик "Геншель" (1898) и "Роза Бернд" (1903) - вершины драматургического мастерства писателя. Многообразие, присущее драмам Гауптмана, обнаруживается и в его повествовательной прозе ("Юродивый Эмануэль Квинт", 1910; "Приключение моей юности", 1937).

С появлением новаторских работ З.Фрейда центр тяжести в литературе сместился от социальных конфликтов к более субъективному исследованию реакций индивида на окружение и самого себя. В 1901 А.Шницлер (1862-1931) опубликовал повесть "Лейтенант Густль", написанную целиком в форме внутреннего монолога, и ряд импрессионистических театральных зарисовок, где сплавлены тонкие психологические наблюдения и картины деградации столичного общества ("Анатоль", 1893; "Хоровод", 1900). Вершиной поэтических достижений было творчество Д.Лилиенкрона (1844-1909) и Р.Демеля (1863-1920), создавших новый поэтический язык, способный ярко выразить лирический опыт. Г.фон Гофмансталь (1874-1929), соединив стилистику импрессионизма с австрийской и общеевропейской литературной традицией, создал необычайно глубокие стихи и несколько поэтических пьес ("Глупец и смерть", 1893). Огромную популярность снискал воссоздавший средневековую мистерию ("Имярек", 1911; "Зальцбургский большой мировой театр", 1922) и писавший для Р.Штрауса оперные либретто ("Кавалер Роз", 1911) Гофмансталь.

Тогда же вспыхнул интерес к творчеству Ф.Ницше (1844-1900), чей деструктивный анализ традиционной морали опирается на его знаменитый тезис "Бог умер". Ницше подчеркивал, что все ценности соотнесены с человеком, а такой подход поддерживал притязания поэтов на индивидуальную интерпретацию места человека в мире и на индивидуальную мифологию. Свои идеи Ницше изложил в работах, имеющих весьма примечательные названия, - "По ту сторону добра и зла" (1886), "О происхождении морали" (1887).

Не менее значительные достижения имели место и в прозе. Т.Манн (1875-1955) - самый выдающийся представитель многочисленной плеяды писателей, среди которых был и его старший брат Г.Манн (1871-1950), известный своими сатирическими и политическими романами. Новеллы Томаса Манна, такие шедевры, как "Тристан" (1902), "Тонио Крёгер" (1903) и "Смерть в Венеции" (1911), отличаются блестящей формой и характерным для всего его творчества ироническим подтекстом. Широк идейно-тематический диапазон его романов: упадок патрицианского купеческого рода ("Будденброки", 1901), воспитание молодого человека ("Волшебная гора", 1924), старость Гёте ("Лотта в Веймаре", 1939), ветхозаветная история ("Иосиф и его братья", 1933-1943), трагедия великого музыканта на фоне Второй мировой войны ("Доктор Фаустус", 1947). Высокую репутацию Манна достойно поддержали сатирический роман "Признания авантюриста Феликса Круля" (1954) и множество эссе.

Если у Томаса Манна центральной темой была дихотомия жизни и искусства (частный случай - антитеза "бюргер - художник"), то Ф.Кафка (1883-1924) в посмертно опубликованных романах "Процесс", "Замок" и "Америка" поставил проблему существования как такового. В своей визионерской объективации прихотливых процессов человеческого мышления, в конечном счете направленных к разгадке вечной тайны бытия, Кафка создал собственный мифологический мир, и его творчество оказало большое влияние на европейскую литературу. Ни "Человек без свойств" (1930-1943) Р.Музиля (1880-1942) с его психологизмом, ни эффектные романы Я.Вассермана (1873-1934) с их утверждением человеческих ценностей, ни интеллектуальная проза Г.Броха (1885-1951), в частности "Лунатики" (1931-1932) и "Смерть Вергилия" (1945), не идут в сравнение с глубоко оригинальным вкладом Кафки в литературу.

Германия в начале XIX в. переживала общественно-политический подъём, Сопротивление завоеваниям Наполеона и освободительная война 1813 г. сделали немецкий патриотизм всеобщим, а подданные трёхсот немецких карликовых государств осознали себя единым народом.

В раздробленной стране почти каждый город был столицей или университетским центром. Немецкие государи нередко стремились восполнить свою политическую слабость покровительством наукам и искусству.

Самым увлечённым и щедрым из этих меценатов на троне оказался баварский король Людвиг I.

В те годы в Германии сильным было увлечение Средневековьем, возрос интерес к национальной истории и культуре. В Нюрнберге периодически проходили празднества памяти немецкого мастера эпохи Возрождения Альбрехта Дюрера. Братья Буассере — Сульпиций (1783—1854) и Мельхиор (1783— 1859) — собирали памятники старинного искусства. Их галерея в Штутгарте насчитывала свыше двухсот произведений XIV—XVI вв., большинство из которых в 1826 г. влилось в коллекцию мюнхенской Пинакотеки (ныне этот музей называется Старой пинакотекой, в отличие от Новой, где хранятся произведения живописи XIX—XX вв.).

Немецкое искусство во второй половине 19 века развивалось в одном направлении с другими европейскими школами: обогатившись в середине столетия новыми изобразительными средствами, художники, испытавшие разочарование как в реализме, так и в подражании старым мастерам, вели поиск новых тем и путей их воплощения.

Искусству фон Менцеля созвучны работы Вильгельма Лейбля (1844— 1900), жившего в Баварии и посвятившего большинство картин быту местных крестьян. Лейбль не поверхностный художник, изображающий жанровые сценки, — его скромные герои всегда наделены яркими личностными характеристиками. Эти особенности и развитое чувство формы, ясная, хотя и грубоватая манера письма сближают работы Лейбля с творениями немецких мастеров XVI в.; их, а также французского живописца Гюстава Курбе художник считал своими учителями.

Взгляды Фидлера воплотил один из руководителей кружка — живописец Ханс фон Маре (1837—1887), автор фресок, украшающих стены библиотечного зала Зоологической станции в Неаполе (1873—1874 гг.): Фон Маре изобразил само здание станции на морском берегу, учёных, отдыхающих под навесом, рыбаков, развесивших сети, лодочников. В будничной тематике художник не видит ничего случайного, его персонажи держатся со спокойным достоинством.

Крупнейшим центром зодчества в Германии в первой половине XIX в. был Берлин. Развитие немецкой архитектурной школы этого периода во многом определило творчество двух мастеров — К. Ф. Шинкеля и Ф. К. Л. фон Кленце.

Карл Фридрих Шинкель (1781— 1841) — виднейший немецкий архитектор первой половины XIX в. — в 1800 г. закончил Берлинскую академию архитектуры, а в 1803—1805 гг, посетил Италию и Париж.

Уже в ранних работах Шинкеля классические формы построек соответствуют их современным функциям. Новая караульня в Берлине, возведённая по его проекту в 1816— 1818 гг., — суровое приземистое здание с глухими стенами. Угловые выступы усиливают впечатление мощности сооружения, портик же вносит в композицию оттенок официальной торжественности. Совсем по-другому выполнен фасад берлинского Драматического театра (1819—1821 гг.): его стены, прорезанные радами больших окон, обрели лёгкость, созвучную стройным колоннам портика.

Самая известная постройка Шинкеля — Старый музей в Берлине (1824—1828 гг.), прямоугольное здание с величественным портиком во всю ширину фасада. Внутренняя планировка полностью приспособлена к музейной экспозиции: светлые галереи с четырёх сторон окружают центральный зал, предназначенный для античной скульптуры.

В конце жизни Шинкель разрабатывал проекты фабрик, контор, библиотек, магазинов-пассажей и многоквартирных домов. Многое из этих проектов нашло отражение в постройках XX столетия.

Младший современник Шинкеля Франц Карл Лео фон Кленце (1784—1864) также учился в Берлине, затем стажировался в Париже и посетил Италию. В 1815 г. он был назначен придворным архитектором баварского короля Людвига I (1825—1848 гг.).

В отличие от работ Шинкеля — зодчего, опередившего своё время, — творчество фон Кленце обращено в прошлое. Каждая его постройка — достаточно свободная вариация на тему того или иного исторического стиля. Возведённое в Мюнхене здание Глиптотеки (1816— 1830 гг.) — коллекции произведений скульптуры — выдержано в стиле древнегреческого зодчества, а фасад Старой пинакотеки (1826—1836 гг.) — картинной галереи, в которой были собраны работы старых мастеров, — повторяет формы итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Впрочем, постройки фон Кленце тоже предвосхищают будущее зодчества: через несколько десятилетий подобное заимствование форм и орнаментов из прошлого, причём ещё более механическое, станет настоящим бедствием европейской архитектуры.

В 1830—1842 гг. по проекту фон Кленце был сооружён памятник Валгалла (по названию загробной обители павших воинов в древнегерманской мифологии) близ Регенсбурга. Он был задуман как пантеон немецкого народа. Центральный элемент мемориала — здание из серого мрамора в виде античного храма, внутри которого помещены бюсты ста шестидесяти трёх знаменитых немцев. Постройка удачно сочетается с живописным ландшафтом — она венчает высокий лесистый холм на берегу Дуная, от подножия холма к мемориалу ведёт величественная лестница.

Будучи европейской знаменитостью, Лео фон Кленце неоднократно выполнял заказы иностранных государей. Для российского императора Николая I он исполнил в 1839 г. проект здания Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге (оно строилось с 1839 по 1852 г.).

Атмосфера культурной жизни Германии и Австрии в начале 20 в. была наполнена трагическими предчувствиями грядущих мировых войн. Здесь осуществлялось сознательное разрушение тонального мышления предшествующих эпох – основы музыкального языка классиков и романтиков.

В первой половине 20 в. в Европе зарождаются явления, которые создают предпосылки для авангардизма. Композиторы обращаются к необычным тембрам, ритмам, интонациям (фольклору, джазу, экзотическим восточным инструментам, шумам), расширяя сферу самого материала музыки и увеличивая арсенал используемых средств. Особое обновление наблюдается в области ритмики, которая становится жестче, агрессивнее, разнообразнее по характеру и насыщается элементами экзотики и архаики. Интерес к танцевальным, пластическим, сценически-ораториальным жанрам увеличивается. Миф, сказка и аутентичный (или стилизованный) музыкальный фольклор становится материалом для создания новых произведений, основанных на современной технике письма. Ново-фольклорному направлению (неофольклор) отдали предпочтение Игорь Стравинский, Бела Барток, Карл Орф.

Мода на лишенную тональности (атональную) музыку преобладала, хотя не все композиторы следовали ей. Некоторые, напротив, отстаивали художественную значимость тональных основ мелодии и проявляли интерес к неклассицизму. Многие опусы немецкого композитора Пауля Хиндемита, в том числе и его учение о композиции, подчеркивали важность если не лада, то хотя бы тонального центра в качестве выразительного средства музыки. Неважно, в мажоре или миноре написано произведение, называется оно по тому главному тону, которым заканчивается (Симфония in B для духовых, 1951; цикл пьес для фортепиано Ludus tonalis, 1942). Опора на мажоро-минорное мышление характеризует также творчество Онеггера, Пуленка, итальянского композитора Альфредо Казеллы (1883–1947) и др.

Германия – страна великой культуры с мощными корнями. Имена Г. Шютца, И.С. Баха, Р. Вагнера, И. Брамса, Ф. Мендельсона-Бартольди и др. – в музыке, А-Дюрера, Л. Кранаха, Т. Рименшнайдера, Э.Л. Кирхнера и др. – в изобразительном искусстве, И.В. Гёте, Ф. Шиллера, Г. Гейне, Э.Т.А. Гофмана, Т.Манна и др. – в литературе имеют мировую известность и представляют собой явления не только немецкой, но и мировой культуры.

Германия имеет богатые музыкальные традиции. Это родина Баха и Генделя, Бетховена и Шуберта, Брамса и Вагнера. Государственную поддержку получают композиторы и музыкальные фестивали. Всему миру известен Вагнеровский фестиваль, который проводится каждое лето в Байройте, также ежегодно организуются фестивали, посвященные Бетховену (в Бонне), Моцарту (в Вюрцбурге). Мировой известностью пользуются симфонии и оперы таких композиторов 20 в., как Карлхайнц Штокхаузен, Курт Вайль, Рихард Штраус, Пауль Хиндемит, Карл Орф, Удо и Бернд Циммерманы, Ханс-Вернер Хенце.

Среди лучших оркестров мира почетное место занимает Берлинский филармонический оркестр. Известностью пользуются и другие симфонические коллективы: Дрезденский филармонический, Бамбергский симфонический, Мюнхенский филармонический оркестры, оркестр Гевандхауса в Лейпциге.

Великолепными оперными театрами славятся Берлин и Дрезден, Мюнхен и Гамбург, Лейпциг и Штутгарт, Франкфурт и Байройт. Следует отметить превосходную подготовку вокалистов в Германии и великолепные сценические постановки опер даже в театрах небольших городов. Мировой известностью пользуются такие балетные труппы, как Штутгартский балет, основанный Джоном Кранко, Франкфуртский балет, руководимый Уильямом Форсайтом, Гамбургский балет и Баварский национальный балет.

В 1997 г. в Германии насчитывалось 976 специальных музыкальных учебных заведений (866 тыс. учащихся и 35 тыс. преподавателей), 21 083 хоровых общества, объединявших 1,8 млн. певцов. Более 300 тыс. немцев являются профессиональными музыкантами.

Почти в каждом немецком городе есть публичные библиотеки. В Германии нет главной библиотеки, как в США (Библиотека Конгресса) или Великобритании (Библиотека Британского музея). Но Федеральный библиографический центр Немецкой библиотеки во Франкфурте-на-Майне получает экземпляр каждой книги, напечатанной в Германии после 1945 г. (общий фонд библиотеки 14 млн. томов). Среди других крупнейших в Германии книгохранилищ – Библиотека земли Бавария в Мюнхене, располагающая почти 4 млн. книг; Немецкая библиотека в Лейпциге, где хранится более 6 млн. книг, опубликованных на немецком языке в 20 в.; Государственная библиотека прусского культурного наследия в Берлине, в которой хранится около 4 млн. книг. Также великолепные собрания литературы самых разных жанров имеют и университетские библиотеки. Огромную ценность представляют также специальные собрания печатных книг и манускриптов из библиотек университетов Гёттингена, Кёльна, Фрайбурга, Гейдельберга, Мюнхена, Гамбурга и библиотеки Технического университета в Ганновере.

Что касается архивных коллекций, то к наиболее важным архивным собраниям относятся Федеральный архив в Кобленце и Федеральный архив в Берлине. Ведущим среди литературных архивов является Архив Гёте и Шиллера в Веймаре, содержащий рукописи обоих выдающихся немецких поэтов, а также других немецких писателей.

1. Лампрехт К. История германского народа, тт. 1–3. М., 1894–1896

2. Бецольд Ф. История Реформации в Германии, тт. 1–2. СПб, 1900

3. Эпштейн А.Д. История Германии от позднего средневековья до революции 1848 года. М., 1961

4. Германская история в новое и новейшее время, тт. 1–2. М., 1970

5. Майер В.Е. Деревня и город в Германии в XIV–XVI вв. Л., 1979

6. Демин А.А., Лавров С.Б. ФРГ: География, население, экономика. М., 1982

7. Федеративная республика Германия: Конституция и законодательные акты. М., 1991

8. Брандт В. Демократический социализм: Статьи и речи. М., 1992

9. Тацит К. Сочинения, тт. 1–2. М., 1993

10. Майн Х. Средства массовой информации в Федеративной Республике Германии. М., 1995

11. Максимычев И.Ф. Объединенная Германия как фактор европейской безопасности. М., 1997

12. Мальцева Д.Г. Германия: страна и язык. Лингвострановедческий словарь. М., 1998

13. Объединение Германии и его последствия. М., 1998

Раздел: Культура и искусство
Количество знаков с пробелами: 32405
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Представители высших и средних слоев получали среднее образование в платной 9-классной гимназии, которая в Германии находилась в компетенции земель. Классическая гимназия давала гуманитарное образование. Потребности развивающегося промышленного производства, сельского хозяйства, транспорта и горного дела способствовали созданию системы реальных, а с 1890 г. — высших реальных школ.

Импульс в развитии получили университеты, которые готовили управленческие кадры, политическую элиту, научную интеллигенцию. В 1872 г. в Германии действовало 20 университетов, к 1914 г. число их выросло до 24. Появились высшие технические, аграрные, зоотехнические школы, горные академии, которые стремились повысить качество образования и добиться университетского статуса. Система высшего образования в Германии была обеспечена высококвалифицированными кадрами: в 1890 г. 52 % преподавателей являлись профессорами. Быстрыми темпами росло число студентов: в 1869 г. в университетах и высших школах Германии обучалось 32 тыс. студентов, в 1914 г. — 139 тыс.

На протяжении 19 века одно из передовых мест в Европе занимает немецкая культура, которая достигает высокого расцвета. В Германии сложилась философская система Гегеля. Здесь выросла научная теория коммунистической революции – бессмертное учение Маркса и Энгельса. Имена Гете и Гейне, Бетховена и Вагнера стоят в ряду с именами величайших деятелей мировой культуры.

Фридрих Гора Вацман


Фридрих
Гора Вацман, 1825
Старая галерея, Берлин

Менцель Патруль задерживает польское семейство


Менцель
Патруль задерживает польское семейство
1850–1852, Собрание Шефера, Швайнфурт

Исторический вклад немецкого народа был громадным и в области поэзии и музыки. Изобразительное искусство и архитектура не поднялись здесь до такого же уровня. Их достижения связаны с распространением в первой трети 19 века противостоящих друг другу направлений – классицизма и романтизма, имевших своеобразную национальную окраску. Начиная с 1830-х годов возникает реалистическое течение, которое достигает вершины во второй половине века в искусстве Адольфа Менцеля.

Подъем творческой мысли в Германии был тем более необычайным, что он произошел в стране, которая на протяжении почти всего 19 века продолжала оставаться раздробленной на ряд самостоятельных королевств, курфюрств, княжеств. Лишь к концу века, объединившись в единое государство, усиленно набирая темпы развития промышленности, Германия выдвинулась в ряды мощных капиталистических держав мира с передовым рабочим классом, вооруженным основами теории научного коммунизма. И все же прогрессивные тенденции встречали на пути своего развития порой непреодолимые препятствия; в Германии сохранили свое влияние реакционные милитаристические элементы с прусским юнкерством во главе, которые вели страну к грядущим катастрофам.

Противоречивость и сложность политической обстановки в Германии в начале 19 века обусловили характер ее культурного развития. Завоевательные войны Наполеона способствовали разрушению феодальных порядков, но народное движение против иноземных захватчиков было использовано феодальной реакцией. После изгнания наполеоновских армий в немецких государствах распространяется движение против влияния французского просвещения, возрастает интерес к национальному, в частности средневековому культурному наследию, что является одной из отличительных черт романтизма.

Читайте также: