Джон локк о пользовании разумом кратко

Обновлено: 02.07.2024

Локк дал схему процесса обобщения, которое включает следующие операции. Сначала эмпирически выделяются по возможности все единичные объекты, о которых мы хотим получить общее понятие. Эти объекты расчленяются на составляющие их свойства, затем сравниваются по этим свойствам. После этого идеи, которые не повторяются в объектах, выделяются и отбрасываются (это называется абстрагированием). Затем абстрагируются, т. е. выделяются, те идеи, которые повторяются во всех объектах. Эти идеи суммируют, что дает совокупность идей, составляющую искомую нами сложную общую идею, которая обозначается словом.

Настоящим отцом эмпиризма считается Джон Локк. Целью его научной деятельности было исследование способности к познанию. Он изучал вопросы происхождения, достоверности и объема человеческого знания. Он критиковал теорию врожденных идей. В каких учениях она развивалась? Она развивалась в идеалистический учениях: Платон, Схоластика. В учении Декарта: он говорил о врожденных общих принципах и понятиях, таких как идея Бога, идея матери, нравственные ценности. Как и Гоббс, Локк исповедовал опытное происхождение всех знаний. Постулат Локка гласил, что "нет ничего в разуме, чего бы ни было в чувстве". Исходя из этого, он доказывал, что психика ребенка формируется только в процессе его жизни. Выступая против Декарта, который обосновывал свою теорию познания наличием у человека врожденных идей, Локк доказывал ошибочность этого положения. Если бы идеи были врожденными, писал Локк, они были бы известны и взрослому, и ребенку, и нормальному человеку, и глупцу.




Локк дал схему процесса обобщения, которое включает следующие операции. Сначала эмпирически выделяются по возможности все единичные объекты, о которых мы хотим получить общее понятие. Эти объекты расчленяются на составляющие их свойства, затем сравниваются по этим свойствам. После этого идеи, которые не повторяются в объектах, выделяются и отбрасываются (это называется абстрагированием). Затем абстрагируются, т. е. выделяются, те идеи, которые повторяются во всех объектах. Эти идеи суммируют, что дает совокупность идей, составляющую искомую нами сложную общую идею, которая обозначается словом.

Настоящим отцом эмпиризма считается Джон Локк. Целью его научной деятельности было исследование способности к познанию. Он изучал вопросы происхождения, достоверности и объема человеческого знания. Он критиковал теорию врожденных идей. В каких учениях она развивалась? Она развивалась в идеалистический учениях: Платон, Схоластика. В учении Декарта: он говорил о врожденных общих принципах и понятиях, таких как идея Бога, идея матери, нравственные ценности. Как и Гоббс, Локк исповедовал опытное происхождение всех знаний. Постулат Локка гласил, что "нет ничего в разуме, чего бы ни было в чувстве". Исходя из этого, он доказывал, что психика ребенка формируется только в процессе его жизни. Выступая против Декарта, который обосновывал свою теорию познания наличием у человека врожденных идей, Локк доказывал ошибочность этого положения. Если бы идеи были врожденными, писал Локк, они были бы известны и взрослому, и ребенку, и нормальному человеку, и глупцу.

"Опыт о человеческом разумении" Джона Локка посвящен эмпирической теории познания. По мнению Локка, разум – самая возвышенная способность души, а пользование им приносит наслаждение более сильное, чем пользование другой способностью.
Целью работы является исследование происхождения достоверности и объема человеческого познания. В основе метода Локка лежат 3 составляющих:

  1. Исследовать происхождение идеи и путей их получения разумом
  2. Выяснить, к какому познанию приходит разум через эти идеи
  3. Понять природу мнения

Джон Локк – выдающийся английский философ и педагог.

Философское учение Локка воплотило в себе основные черты философии Нового времени: противостояние схоластике, ориентированность знания на связь с практикой. Целью его философии является человек и его практическая жизнь, что нашло своё выражение в локковских концепциях воспитания и социального устройства общества. Назначение философии он видел в выработке средств для достижения человеком счастья. Локк разработал основанный на чувственных восприятиях метод познания и систематизировал эмпиризм Нового времени.

Основные философские труды Джона Локка

Философия познания

Задача заключается в установлении основы достоверности познания. С этой целью Локк анализирует основные источники человеческих представлений, к которым относит чувственные восприятия и мышление. Для него важно установить, как разумные начала познания соотносятся с чувственными началами.

Практически вся долокковская философия считала для себя очевидным то, что общие идеи и понятия (такие как: Бог, человек, материальное тело, движение и пр.), равно как и общие теоретические суждения (напр., закон причинности) и практические принципы (напр., заповедь любви к Богу) суть первоначальные сочетания представлений, которые являются непосредственной принадлежностью души, на том основании, по которому общее никогда не может быть предметом опыта. Локк отвергает эту точку зрения, считая общее знание не первичным, а, напротив, производным, логически выводимым из частных утверждений путём размышления.

Фундаментальная для всей эмпирической философии мысль о том, что опыт суть неотделимый предел всякого возможного познания, закрепляется Локком в следующих положениях:

Итак, наше познание может простираться так далеко, насколько это позволяет нам опыт.

От способности человека воспринимать внешние объекты посредством органов чувств происходят ощущения – первый источник большинства наших идей (протяжённости, плотности, движения, цвета, вкуса, звука и пр.). Восприятие деятельности нашего разума порождает второй источник наших идей – внутренне чувство, или рефлексию. Рефлексией Локк называет то наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы её проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности. Внутренний опыт разума над самим собой возможен лишь в том случае, если разум извне побуждается к ряду действий, которые сами собой образуют первое содержание его знания. Признавая факт разнородности физического и психического опыта, Локк утверждает первичность функции способности ощущений, дающей толчок ко всякой разумной деятельности.

Таким образом, все идеи происходят от ощущения или рефлексии. Внешние вещи доставляют уму идеи чувственных качеств, которые все суть вызываемые в нас вещами различные восприятия, а ум снабжает нас идеями своей собственной деятельности, связанной с мышлением, рассуждениями, желаниями и т.п.

Всякая простая идея содержит в себе только одно единообразное представление или восприятие в уме, не распадающееся на различные другие идеи. Простые идеи служат материалом всего нашего знания; они образуются посредством ощущений и размышлений. От соединения ощущения с рефлексией возникают простые идеи чувственной рефлексии, например, удовольствия, боли, силы и др.

Чувства сначала дают толчок к рождению единичных идей, и, по мере того, как разум осваивается с ними, они помещаются в памяти. Всякая находящаяся в разуме идея является или наличным восприятием, или вызываемая памятью она может вновь им стать. Идея, которая никогда не была воспринята разумом посредством ощущений и размышлений, не может быть обнаружена в нём.

Соответственно, сложные идеи возникают, когда простые идеи обретают более высокий уровень за счёт действий человеческого разума. Действия, в которых ум проявляет свои способности, это: 1) соединение нескольких простых идей в одну сложную; 2) сведение вместе двух идей (простых или сложных) и сопоставление их друг с другом так, чтобы обозревать их сразу, но не соединять в одну; 3) абстрагирование, т.е. обособление идей от всех других идей, сопутствующих им в реальной действительности и получать общие идеи.

Локк обращает внимание на то, что в языке, по причине особой его сущности, лежит не только источник понятий и представлений, но и источник наших заблуждений. Поэтому Локк считает главной задачей философской науки о языке отделение логического элемента языка, речи от психологического и исторического. Он рекомендует прежде всего освободить содержание каждого понятия от побочных мыслей, прикрепившихся к нему в силу общих и личных обстоятельств. Это по его мысли должно в конечном итоге привести к созданию нового философского языка.

Локк задаётся вопросом: в каких отношениях чувственные восприятия адекватно представляют характер вещей? Отвечая на него, он разрабатывает теорию первичных и вторичных качеств вещей.

Первичные качества – это свойства самих вещей и их пространственно-временные характеристики: плотность, протяжённость, форма, движение, покой и др. Эти качества объективны в том смысле, что соответствующие им идеи разума, по мнению Локка, отображают реальность предметов, существующих вне нас.

Вторичные качества, представляющие собой комбинации первичных качеств, например, вкус, цвет, запах и пр., имеют субъективный характер. Они не отражают объективных свойств самих вещей, они лишь возникают на их основе.

Локк показывает, как субъективное с неизбежностью привносится в познание и в сам человеческий разум через чувственные восприятия (ощущения).

Наше познание, говорит Локк, реально лишь постольку, поскольку наши идеи сообразны с действительностью вещей. Получая простые идеи, душа пассивна. Однако, имея их, она получает возможность совершать над ними различные действия: комбинировать их друг с другом, отделять некоторые идеи от остальных, образовывать сложные идеи и прочее, т.е. всё то, что представляет собой существо человеческого познания. Соответственно, познание понимается Локком как восприятие связи и соответствия либо, напротив, несоответствия и несовместимости любых наших идей. Где есть это восприятие, там есть и познание.

Локк выделяет различные виды познания – интуитивное, демонстративное и чувственное (сенситивное). Интуиция открывает нас истину в актах, когда ум воспринимает отношения двух идей непосредственно через них самих без вмешательства других идей. В случае с демонстративным познанием ум воспринимает соответствие или несоответствие идей при посредстве других идей, которые сами являются очевидными, т.е. интуитивными, в рассуждении. Демонстративное познание зависит от доказательств. Чувственное познание даёт познание существования единичных вещей. Так как чувственное познание не простирается дальше существования вещей, данных нашим чувствам в каждый момент, то оно намного ограниченнее предыдущих. Для каждой ступени познания (интуитивное, демонстративное и чувственное) существуют особые степени и критерии очевидности и достоверности знания. Интуитивное познание выступает как главный вид познания.

Все свои идеи и положения, к которым разум приходит в процессе познания, он выражает в словах и высказываниях. У Локка находим представление об истине, которое можно определить как имманентное: для человека истина заключается в согласии представлений не с вещами, но друг с другом. Истина не что иное, как правильное сочетание представлений. В этом смысле она не связана напрямую с каким-либо единичным представлением, но возникает лишь там, где человек подводит под определённые законы содержания первичных представлений и ставит их в связь друг с другом.

К числу основных воззрений Локка принадлежит его убеждение, что наше мышление даже в самых неоспоримых своих выводах не обладает никаким ручательством за их тождественность с действительностью. Всеобъемлющая полнота познания – эта цель, всегда вожделенная для человека, является для него изначально недостижимой в силу его собственной сущности. Скептицизм Локка выражается в следующем виде: мы, вследствие психологической законосообразности, должны представлять себе мир так, как мы это делаем, даже в том случае, если бы он был совершенно иным. Поэтому для него является очевидным, что истиной трудно обладать, и что разумный человек будет придерживаться своих взглядов, сохраняя некоторую долю сомнения.

Социальная философия Джона Локка

Этическая философия Джона Локка

Благовоспитанность подразумевает неукоснительное соблюдение человеком правила любви и доброго отношения к другим людям и к самому себе как представителю человеческого рода.

Таким образом, нравственные качества и моральные не врожденны человеку. Они вырабатываются людьми в результате общения и совместной жизни и прививаются детям в процессе воспитания. Подводя кратки итог, можно сказать, что одним из главных моментов философии Локка является непринятие им одностороннего рационализма. Основу достоверного знания он ищет не во врождённых идеях, а в опытных началах познания. В своих рассуждениях, касающихся не только вопросов познания, но также и вопросов человеческого поведения, воспитания и развития культуры, Локк становится на позиции достаточно жёсткого эмпиризма. С этим он входит в педагогику и культурологию. И хотя сама его сенсуалистская концепция была во многих отношениях противоречива, однако она дала толчок для дальнейшего развития философского знания.

Cемь способов управлять своим разумом от Джона Локка

2016-02-03 Дмитрий Столяренко Версия для печати

Cемь способов управлять своим разумом от Джона Локка

Впервые текст Джона Локка "Об управлении разумом" был напечатан в 1706 году. И несмотря на то, что современному джентельмену скорее приличествует заботиться о том, как правильно подкатывать джинсы, даже он сможет найти для себя нечто полезное.

Мы внимательно изучили работу английского философа и сформулировали 7 рекомендаций, которые позволят современным интернет-паладинам избегать ошибок в рассуждениях.

1. Учитесь мыслить, а не набивайте голову фактами

Механическое накопление отдельных фактов вряд ли приведет вас к успеху. Нагромождение кирпичей - еще не здание, а набор слов - еще не книга. Если вы только и заняты тем, что развиваете свою эрудицию, то в лучшем случае вы заполните свой ум занятными рассказами, чтобы развлекать ими друзей в зимние вечера.

Есть люди, которые очень усердно занимаются чтением, но это мало способствует их успехам в знании. Они находят удовольствие в читаемых рассказах и, возможно, способны их пересказывать, но во всем, что читают, они не видят ничего, кроме занятных рассказов. Если их память хорошо удерживает воспринятое, можно сказать, что они обладают материалом для знания; но последний, подобно строительному материалу, не приносит никакой пользы, если ему не находят применения, а оставляют лежать в виде беспорядочной груды.

2. Проверяйте принципы

Мы даже не замечаем, как часто наши умозаключения базируются на предпосылках, которые мы считаем само собой разумеющимися. Мы по привычке используем принципы, которые на самом деле не являются ни самоочевидными, ни верными. От такого подхода стоит отказаться.

. встречаются нередко люди, которые в своих мнениях опираются на основания не более достоверные и не более прочные, чем те выводы, которые на них построены и приняты ради [оправдания] самих посылок. Вот примеры подобных оснований: основатели и руководители моей партии - хорошие люди, следовательно, доктрина их правильна; это мнение секты, которая заблуждается, следовательно, оно ложно; это давно принято людьми, следовательно, это правильно; или - это ново и, следовательно, ложно.

3. Избегайте ложных ассоциаций

. в качестве руководства во всей последующей жизни и занятиях науками то же самое правило - никогда не допускать, чтобы какие-либо идеи соединялись в уме в каком-нибудь ином или более прочном сочетании, чем то, которое определяется природой самих идей и их взаимным отношением; а также почаще подвергать те идеи, которые находятся соединенными в уме, следующей проверке: создана ли эта ассоциация идей очевидным соответствием, которое есть в самих идеях, или обычной и господствующей привычкой ума соединять их таким образом в мышлении

4. Соблюдайте аргументацию

Джон Локк выделяет две основные проблемы, с которыми сталкивается человек, аргументирующий ту или иную точку зрения. Во-первых, это погоня за аргументами в пользу одной стороны и полное пренебрежение аргументами в пользу другой. Ее Локк называет добровольным введением разума в заблуждение. Во-вторых, бездумное коллекционирование аргументов "за" и "против", которое позволяет бесконечно и обстоятельно говорить о любой стороне вопроса, так и не приблизившись к его решению. Это означает отказ от истины в пользу ее видимости.

Надежный и единственный способ приобрести истинное знание заключается в том, чтобы образовать в нашем уме ясные и определенные понятия о вещах, присоединяя к этим определенным идеям и их обозначения. Мы должны рассматривать эти идеи в их различных отношениях и обычных связях, а не забавляться расплывчатыми названиями и словами неопределенного значения, которые можно употреблять в различных смыслах в зависимости от надобности.

5. Проверяйте аргументы

Проверяйте и разбирайте каждый аргумент, шаг за шагом прослеживайте его до исходной точки. Это позволит вам проверить, на чем он основывается и насколько он вообще относится к сути дела. Поначалу это будет сложно, но при должной сноровке это не будет мешать изучению предмета, а вовсе наоборот.

. я исследую управление разумом в его движении к знанию; и тем, которые ставят себе эту задачу, я могу сказать, что тот, кто прямо и постепенно, но неуклонно идет вперед по правильному пути, скорее придет к цели своего путешествия, чем тот, который следует за любым встречным, пусть даже он мчится целый день во весь опор.

6. Знайте границы аналогии

Аналогия - очень соблазнительный прием для аргументации. Ведь нет ничего проще, чем просто перенести уже готовый результат из одной сферы в другую, заменив отдельные слова. Однако вряд ли это будет иметь нечто общее с истиной.

То же самое касается использования науки не по назначению. Часто положения одной науки применяются к другим отраслям знания, к которым они вовсе не принадлежат. Так получается с биологией, инструментарием которой пытаются объяснить общество или с механикой, с помощью которой пытались объяснить функционирование человеческого тела.

. необходимо тщательно держаться тех границ, в которые заключено содержание данной аналогии. мы допускаем, чтобы наш разум впал в заблуждение вследствие неправильного предположения об аналогии там, где ее нет.

. чтобы получить правильное представление о [вещах], мы должны подвести наш разум к . устойчивым отношениям вещей, а не пытаться подгонять вещи к каким-либо нашим предвзятым понятиям.

7. Изучайте математику

Джон Локк утверждает (и, признаем, небезосновательно), что наши душевные способности совершенствуются так же, как и наши тела, - то есть, упражнениями. Лучшим путем для развития способности изучать связь идей философ считал математику.

. математику должны, по моему мнению, изучать все, кто имеет время и возможность, - не столько для того, чтобы сделаться математиками, сколько для того, чтобы стать разумными существами .

Разумное, последовательное, аргументированное мышление - точно такой же результат упорного труда, как и филигранные движения пальцев пианиста или ловкость акробата. В полном тексте работы Джона Локка весьма обстоятельно рассматриваются и другие вопросы, помимо вышеизложенных, а значит вам явно стоит выделить вечер на усовершенствование разума. Помните:

Истина - независимо от того, общепризнана она или нет, - вот что является мерилом знания и делом разума; а все помимо нее, будь оно освящено общим признанием или рекомендовано из-за своей редкости, есть только невежество или нечто еще худшее.

Джон Локк

Джон Локк – английский философ, которого современные авторы называют одним из наиболее выдающихся мыслителей эпохи Просвещения. Его работы и идеи существенным образом повлияли на развитие сенсуализма, эмпиризма и либерализма. Кроме того, он считается основоположником экономического либерализма – идеологии, согласно которой государство должно по возможности избегать вмешательства в экономику страны.

Родился философ в небольшой деревне Рингтон (Wrington) в графстве Сомерсетшир 29 августа 1632 года. За свою жизнь он опубликовал немало выдающихся трудов о проблемах из разных сфер жизни, рассматривая такие темы как взаимоотношения внутри семьи, воспитание детей, отношения между религиями, социальное устройство общества, экономика и многое другое.

Сперва кратко пробежимся по его основным идеям и взглядам, после чего рассмотрим каждую теорию более подробно.

Краткий обзор ключевых идей Джона Локка

Учение Локка строится вокруг человека и его практической жизни. Разделяя основные идеи философии Нового времени, он отказывается от схоластики и делает акцент на связь с практикой. Это отразилось в его работах по воспитанию детей и социальному устройству общества. Философию, как научную дисциплину, Локк считал важным практическим инструментом, позволяющим обеспечить счастье для людей.

Одним из важнейших достижений Локка считается разработанная им теория познания, которая строится на следующих постулатах:

  • У человека нет врождённых идей. Все идеи происходят из знаний, полученных посредством чувственного познания в течение жизни. Единственным источником идей является опыт, который можно дополнительно разделить на внешний и внутренний.
  • Знание основывается на простых (примитивных) идеях. При этом Локк разделяет идеи первичных и вторичных качеств. Под первичными качествами он подразумевает собственные свойства предметов: форма, размер, количество, движение. Вторичные качества – это воспринимаемые свойства: запах, вкус, звук, цвет. Каждое из этих свойств является простой идеей, которая сама по себе знанием не является, но может служить материалом для знания. Объединение простых идей приводит к появлению сложных и общих идей.
  • В зависимости от степени достоверности, можно выделить два типа знания: достоверное и вероятное. Вероятное знание является всего лишь мнением или предположением. Достоверное знание Локк разделил на три вида: созерцательное (интуитивное), демонстративное (доказательное) и чувственное.

Одной из важнейших идей философа стало разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную (осуществляющую внешнюю политику). Он был первым, кто предложил такое устройство государственной власти, и сегодня эта идея в несколько ином виде воплощена в большинстве стран мира.

Политические взгляды

Локк разделял взгляды Томаса Гоббса и, в частности, был сторонником договорной теории происхождения государства. Всякое государство он считал продуктом негласного соглашения между гражданами и властью, в рамках которого население страны делегирует государству определённые права, получая взамен безопасность и другие блага.

В этом плане он был идеалистом, поскольку считал, что весь состав государственной власти должен быть избран народом (или, по крайней мере, согласован с ним). Если же власть плохо справляется со своими обязанностями, народ имеет право потребовать перевыборы.

Джон Локк был противником абсолютной власти, сосредоточенной в одних руках, независимо от её природы. Такую форму государственного устройства он называл одной из худших угроз для свободы личности. Он считал, что власть должна делиться на 3 ветви:

  • законодательную (принятие законов, определение меры ответственности за различные преступления);
  • исполнительную (исполнение законов, применение наказания к преступникам);
  • федеративную (вопросы внешней политики, дипломатии, войны и мира).

В этой системе монарх (верховный правитель) должен быть главой исполнительной и федеративной власти, однако не может руководить ими напрямую. Он должен вмешиваться в случае возникновения противоречий, не предусмотренных действующим законодательством. По сути, Локк выделил для монарха роль гаранта соблюдения законов.

Благодаря идее о разделении ветвей власти, а также о наделении монарха обязанностями гаранта, современные авторы называют Джона Локка основателем теории конституционализма.

По мнению Локка, истинная цель существования государства заключается в том, чтобы обеспечивать всем гражданам условия жизни, которые их устраивают. При этом правовое государство обязано следить за соблюдением трёх неотъемлемых прав личности:

  • на жизнь;
  • на свободу;
  • на частную собственность.

Это три фундаментальных права, присутствующих у каждого человека, независимо от его происхождения, достатка и заслуг перед обществом. В любом правовом государстве конституция должна создаваться на основе этих трёх прав, а одной из её ключевых целей должна быть их защита. Государство должно пресекать любые попытки насилия, порабощения, принуждения к труду и присвоения чужой собственности.

Педагогические идеи

Педагогика была одной из излюбленных тем Джона Локка. Он много писал о воспитании детей, но уделял внимание и воспитанию взрослых людей. В основе его педагогической системы лежит прагматизм и рационализм. В частности, он рекомендует родителям обучать детей уделять значительное внимание таким аспектам как постоянная работа над собой, анализ собственных успехов и неудач. При этом главным воспитательным методом должен служить личный пример родителей, а также помещение детей в правильное окружение.

Основные педагогические постулаты Локка:

  • не существует врожденных идей и убеждений;
  • все наши знания являются продуктом чувственного познания;
  • воспитание определяет, как сложится жизнь человека;
  • задача воспитателя – обеспечить ученику счастливое будущее;
  • принуждение – недопустимый метод в воспитании детей;
  • наглядный пример – самый эффективный метод воспитания.

Локка не устраивала действующая система образования, в рамках которой детей, в частности, заставляли заучивать наизусть огромные тексты на латинском языке, считая, что это закладывает фундамент грамотности. По мнению Локка, такие методы были губительными и не позволяли раскрываться творческому потенциалу детей.

Теория познания

Он выделял два типа чувственного опыта:

  • внешний – наблюдения и ощущения, полученные в результате воздействия объектов на органы чувств;
  • внутренний – рефлексия и логический анализ ранее полученных эмпирических знаний.

Локк разделил все идеи на два вида: простые и сложные. Простые представляют собой проекцию отдельно взятых свойств внешнего мира. Это пассивные знания, полученные извне в готовом виде, часто против воли человека (мы не выбираем, запоминать ли полученную информацию, и, как правило, не можем предотвратить её получение). Сложные идеи представляют собой комбинацию простых идей, полученную в результате целенаправленной мозговой деятельности.

Основные качества вещей

Знания о любом объекте или явлении Локк сводил к оценке имеющихся у него качеств, среди которых он выделял первичные и вторичные. К первичным он относил такие качества как:

  • размер;
  • форма;
  • количество;
  • плотность;
  • способность к движению.

Это качества, присущие объектам внешнего мира, но не воспринимаемые напрямую органами чувств. Вторичные качества, наоборот, воспринимаются органами чувств и позволяют сделать выводы о первичных. В эту группу входят такие качества как:

  • цвет и свет;
  • вкус и запах;
  • звуки;
  • температура.

Вторичные качества познаются в рамках получения внешнего опыта (эмпирического познания), а первичные – внутреннего (рациональное познание).

Отношение к религии

Будучи сторонником материалистического эмпиризма, Джон Локк всё же придерживался христианских ценностей. Сложно судить, насколько верующим человеком он был, и всё же он одобрительно высказывался о многих постулатах из христианства (при этом подчёркивал, что эти идеи свойственны всем ветвям данной религии). Также он был сторонником толерантности к другим религиям и писал в своих работах, что нельзя считать любую из церквей более правильной, чем другие.

С точки зрения Локка, нравственное и моральное воспитание человека имеет большее значение, чем приверженность к той или иной религии. Он считал, что мусульманин, иудей или язычник может иметь хорошее воспитание и придерживаться строгих моральных норм. Но в то же время он говорил, что христианство, в отличие от других религий, уделяет больше внимания морали и нравственности, следовательно, эти черты наиболее естественны именно для христианина.

Отдельно стоит отметить и то, что Локк последовательно отстаивал необходимость полного разделения церкви и государства. При этом он считал, что судить о совести и вере людей может только церковь, государство же не должно судить людей за отсутствие этих качеств. В деятельность церкви государство может вмешиваться лишь тогда, когда её служители совершают преступления. При этом сам философ не был слишком наивным и не особо верил, что отношения государства и церкви когда-нибудь действительно будут соответствовать представленному им идеалу.

Заключение

Джон Локк – один из самых влиятельных философов эпохи Просвещения, навсегда вписавший своё имя в историю и оказавший влияние на развитие всего мира. В частности, его идеи присутствуют в Конституции США. Также он первым предложил разделить власть на три ветви, а правителя наделить правами и обязанностями гаранта исполнения законов. В дальнейшем его идеи оказали влияние на таких известных мыслителей как Иммануил Кант, Артур Шопенгауэр и Вольтер.

Читайте также: