Дж хоманс биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Джордж Каспар Хоманс (род. 1910 - ум. 1989) — американский социолог, один из авторов концепции социального обмена. Профессор Гарвардского и Кембриджского университетов, 54-й президент Американской социологической ассоциации (в 1963-64 годах), член Американской Академии Наук.

Дж. Хоманс был одним из создателей теории малой группы, основывающейся на идеях структурно-функционального анализа. В начале 60-х годов он отошел от функционализма, подвергая в своих трудах критике неприменимость структурно-функционального анализа в конкретных социальных исследованиях.

Концепция социального обмена

Структуры обмена

Хоманс признает наличие социальных структур, называемые им структурами обмена – однако, по его утверждению, существующая экономическая теория и функционализм, довольно хорошо описывая данные структуры, тем не менее оказываются не в состоянии дать им подробное и непротиворечивое объяснение. Поскольку адекватно объяснить эти механизмы возможно только используя методы, выработанные психологией и призванные раскрывать глубинные факторы человеческой деятельности.

По мнению Хоманса, социальные системы состоят из людей, между которыми происходит постоянный материальный и нематериальный взаимообмен.

Готовые работы на аналогичную тему

Психологическая обусловленность социального обмена

Теория социального обмена Хоманса основана на психологических теориях человеческого поведения.

Многоуровневость социального обмена:

Хоманс делает акцент на микроуровне социального поведения:

  • рациональные решения, принимаемые отдельным лицом в группе,
  • выборы и ценности малой группы,
  • постоянный процесс взаимодействия между отдельным индивидом и группой.

Таким образом, теория социального обмена Хоманса является "порождением" психологии и психологической теории оперантного поведения, которую он связывает с экономической моделью теории рационального выбора.

Хоманс Джордж Каспар Хоманс (Homans) Джордж Каспар (р. 11.8.1910, Бостон), американский социолог и социальный психолог-необихевиорист. Профессор Гарвардского (с 1953) и Кембриджского (1955‒56) университетов, президент Американской социологической ассоциации (1963‒64), член Национальной АН США (1972).

Соч.: Fatigue of workers, N. Y., 1941; Marriage, authority and final causes, Chi., 1955 (совместно с D. М. Schneider); Social behavior: its elementary forms, N. Y., 1961; The nature of social science, N. Y., 1967; An introduction to Pareto, N. Y., 1970 (совместно с Ch. P. Curtis).

Лит.: Loomis C. P., Loomis Z. K., Modern social theories, [N. Y.], 1963; The institutions and social exchange. The sociologies of T. Parsons and G. C. Homans, ed. by H. Turk and R. L. Simpson, Indianapolis ‒ N. Y., 1971.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое "Хоманс Джордж Каспар" в других словарях:

Хоманс, Джордж Каспар — (Homans) (р. 1910) американский социолог, сторонник необихевиоризма, создатель теории малых групп; анализируя социальное поведение, придает важное значение психологическим факторам. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук… … Политология. Словарь.

Хоманс Джордж Каспар — (Homans) (р. 1910), американский социолог, сторонник необихевиоризма, создатель теории малых групп. * * * ХОМАНС Джордж Каспар ХОМАНС (Homans) Джордж Каспар (р. 1910), американский социолог, сторонник необихевиоризма, представитель теории… … Энциклопедический словарь

Хоманс Джордж Каспар — Хоманс (Homans) Джордж Каспар (род. 11.08.1910) американский социолог, социальный психолог, представитель необихевиоризма . Рассматривал функционирование социальных систем на основе анализа элементарного социального поведения индивидов, которое… … Психологический словарь

ХОМАНС (Homans) Джордж Каспар — (р. 1910) американский социолог, сторонник необихевиоризма, создатель теории малых групп; анализируя социальное поведение, придает важное значение психологическим факторам … Большой Энциклопедический словарь

Хоманс (Homans) Джордж Каспар — (род. 11.08.1910) американский социолог, социальный психолог, представитель необихевиоризма. Исследования. Рассматривал функционирование социальных систем на основе анализа элементарного социального поведения индивидов, которое представляет собой … Большая психологическая энциклопедия

ХОМАНС (HOMANS) Джордж Каспар — (1910) амер. социолог и соц. психолог, один из авторов теории соц. обмена. Исходной единицей анализа X считает элементарное соц. поведение , т. е. непосредственные контакты между индивидами, и на этой основе стремится осмыслить функционирование… … Российская социологическая энциклопедия

ХОМАНС (HOMANS) Джордж Каспар — (1910 1989) американский социолог, профессор Гарвардского университета. Основные работы: Человеческая группа (1950); Социальное поведение: его элементарные формы (1961); Природа социальной науки (1967) и др. В первый период творчества находился… … Социология: Энциклопедия

ХОМАНС — (Homans) Джордж Каспар (11.08.1910, Бостон) амер. социолог, проф. Гарвардского университета, один из авторов обмена социального концепции. В своих ранних работах испытал влияние идей Парето, выступая как сторонник структурно функционального… … Энциклопедия социологии

Биография Джорда Хоманса - американского социолога и социального психолога. Проведение им наиболее серьезных атак против структурного функционализма Парсонса. Поавила построения социологической теории по Хомансу, положения его дедуктивной теории обмена.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 14.01.2016
Размер файла 23,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Тверской государственный университет

Выполнила: Мигачёва Екатерина, 38 группа, ФУС

Преподаватель: Силаева Галина Михайловна

Биография Джорда Хоманса

Джордж Каспар Хоманс родился 11 августа 1910 г. в Бостоне (США). Он потомок переселенцев из Англии. Его прадед Джон Хоманс, окончивший Гарвард в 1772 г., положил начало фамильной врачебной традиции. Некоторые представители семьи Хомансов достигли звания профессора медицины в Гарварде. По линии матери существуют выдающиеся личности в области политики и литературы. С ранних лет под влиянием среды, в которой Джордж Хоманс проявляет интерес к вопросам этнических и классовых различий. Согласно семейной традиции, начавшейся в 1768 г., он в 1928 г. поступает в Гарвардский колледж. Хотя в 1931 г. Питирим Сорокин создает в Гарварде факультет (департамент) социологии, Хоманс, как он отмечает в своей автобиографии не испытывал влечения к теоретической социологии, а изучал практическую социологию и интересовался прежде всего микросоциологией.

Завершая свое обучение в университете, он колебался, какой себя посвятить карьере, и некоторое время оставался безработным - на содержании своих родителей. В 1932--1933 гг. Лоуренс Гендерсон решил организовать неформальный семинар по социологии Парето и привлек в качестве помощника Хоманса. Гендерсон дает Хомансу совет, раз он хочет стать социологом, учиться у Мейо. Хоманс работает под руководством Мейо и очень высоко ценит уроки по исследованию поведения индивидуальных человеческих существ, стимулы, которые он получает в направлении изучения психологии и социальной антропологии.

Теория социального обмена

Джордж Каспар Хоманс является одной из наиболее ярких фигур в американской социологии 50-х и 60-х гг. XX в. Его имя связывается с методически стройным построением так называемой теории социального обмена, бросившей вызов установившимся социологическим традициям, основным моделям социологической теоретизации и подходам социологического исследования. Хоманс проводит одну из наиболее серьезных атак против структурного функционализма Парсонса в то время, когда функционалистская парадигма считается доминирующей в американской академической социологии. Он по-новому ставит, ряд взаимно связанных фундаментальных проблем, в результате чего, по его замыслу, освобождает социологию от предубеждений, переводя eё на солидные научно контролируемые принципы.

С точки зрения Хоманса, центральной проблемой социологии является социальный обмен, являющийся главной осью социальной жизни вообще. В рамках такой исследовательской перспективы считается, что на основе обмена можно объяснить все социальные явления. Для выявления внутренних механизмов и объяснения самого социального обмена нет необходимости искать какие-либо другие факторы, причины, структуры и т.д., а необходимо сам обмен рассматривать на основе элементарного человеческого поведения. Иными словами, фундамент социологии находится за пределами ее собственного поля зрения. Перспективой, в рамках которой Хоманс определяет и рассматривает предмет социологии, является перспектива бихевиоризма. Теория социального обмена является в определенной степени аттестацией социологической релевантности бихевиоризма.

В обширном поле общественной жизни существуют самые разнообразные социальные явления с различными степенью сложности и масштабами. Существуют небольшие человеческие группы, более или менее крупные предприятия, поселки, города, районы, национальные общества и др. О более крупных и сложных по составу образованиях мы знаем косвенно. Но социология не может принимать без строгой научной проверки подобного рода знания, понятия, утверждения и пренебрегать источником и способом получения этих знаний. Согласно Хомансу, социологическая традиция в большей или меньшей степени пренебрегала действительными элементами социальной жизни и соответственно элементарным составом теоретизации, нетерпеливо ориентируясь на решение производных познавательных проблем. Все это связано с неясным представлением о научной теории.

исследовать очевидное, близкое, обыкновенное, поскольку, если фундамент данной науки не определен, эти вещи являются наилучшим вознаграждением для исследования;

взять очевидное в его исчерпывающей общей действительности, поскольку наука является экономией мысли, когда ее гипотезы в простой форме суммируют большое число фактов;

определенные термины использовать однозначно, т. е. их смысл должен относиться к определенному классу фактов; ограничивать число вещей, о которых идет речь; описывать систематически отношения между фактами, обозначенными терминами, вступающими в обращение; начав исследование, работу доводить до конца;

необходимо осознавать, что анализ является неизбежно абстрактным, поскольку учитывается ограниченное число элементов конкретной ситуации; без этого соображения абстракция может иметь опасные последствия.

Группа характеризуется как внутренняя система, поскольку то, что происходит в ней, отношения ее элементов не определяются непосредственно внешними условиями. Три главных элемента социального поведения Хоманс рассматривает в трех двухэлементных отношениях: взаимодействие-чувство, чувство-деятельность, деятельность-взаимодействие. Фиксирование эмпирически установленных отношений имеет целью выявление на основе наблюдений и индуктивных обобщений эмпирических закономерностей как способа построения социологической теории. Такого рода закономерности объясняют связь изменений в данном элементе с изменениями в другом главном элементе группы и т. д.

Хоманс считает, что любое социальное явление, в том числе коллективные формы социальной жизни, социальных действий и взаимодействий, следует расчленять до элементарных актов человеческого поведения.

С точки зрения Хоманса строго научное описание и объяснение основ социальной жизни входит в прерогативы единственно бихевиористской психологии. В таком смысле научная социология имеет в качестве непосредственной предпосылки выводы бихевиористской психологии и является фактически расширением и ветвью этой психологии.

Он настаивает на том, что малая группа и все остальные, более крупные социальные образования можно объяснить единственно на основе элементарного человеческого поведения, успешно изучаемого бихевиористской психологией. Именно бихевиористская психология, в лице Б. Ф. Скиянера, раскрывает, согласно Хомансу, механизмы элементарного поведения и формулирует на основе наблюдений и экспериментов общие положения, имеющие аксиоматическую силу. Поэтому следует учитывать аксиоматические положения, раскрытые бихевиоризмом, и с учетом задач по построению дедуктивной социологической теории выискивать новые такие положения. Задачей является уточнение, где это необходимо, и дополнение аксиоматических положений Скиннера с учетом элементарного человеческого поведения.

Таким образом, Хоманс, связывая проблематику социального обмена и бихевиоризм, тем самым выстраивает свою концепцию. Традиционную же проблематику, все понятия, относящиеся к социальному обмену, он рассматривает в бихевиористском смысле; понятия бихевиоризма приводятся им в соответствие с социальными обменными отношениями. Между прочим, не случайно Хоманс полностью пренебрегает проблемой социальных субстратов за счет ориентации на отношения. Вот почему редукционистское расчленение и объяснение социальных явлений, о которых уже шла речь, являются фактически расчленением именно комплексных социальных отношений, а социальные действия рассматриваются прежде всего в качестве отношений. хоманс социальный обмен

Дедуктивная теория обмена Хоманса основывается на пяти аксиоматических положениях.

Первое общее аксиоматическое положение относится к случаям, когда центральную роль играет успех. Чем чаще данное действие человеческих индивидов получает вознаграждение, тем вероятнее, что данный индивид будет осуществлять это действие". С точки зрения Хоманса, раз есть случай эмпирического человеческого действия, в результате которого получается вознаграждение, социологу нет необходимости, - и можно сказать, что это бесперспективно, - пытаться найти объяснение этому с помощью понятий типа социальной структуры, институтов и т. д.; социолог должен тщательно изучить биографию данного индивида и установить, в какой степени в прошлом при осуществлении такого действия он получал вознаграждение. На основе аксиоматического положения, о котором шла речь, объясняется и предусматривается определенный класс человеческих поступков, связанных с соответствующими вознаграждениями.

При втором основном аксиоматическом положении внимание акцентируется на следующем: если в прошлом наличие данного стимула или же нескольких взаимно связанных стимулов вызвало определенное действие со стороны данного индивида, которое привело к получению вознаграждения, то при следующем появлении подобных стимулов представляется более вероятным, что этот индивид осуществит предыдущее или подобное ему действие. Эта аксиома дает возможность, согласно Хомансу, объяснять реальные человеческие действия и взаимодействия, а также соответствующие социальные структуры, организации и др. Нет никаких оснований отвергать единственную связь между стимулом - действием - вознаграждением. В данном случае не имеет особого значения то, каков характер поведения и соответственно вознаграждения. Важно, чтобы стимулы повторялись или были подобны уже закрепленным. То, что, например, различные индивиды могут интересоваться разнообразными вознаграждениями и испытывать в них потребность, не изменяет, с точки зрения Хоманса сущности проблемы.

Четвертое аксиоматическое положение относится к тем случаям, когда ключевое значение имеет потребность в чем-то или пресыщенность чем-то: чем чаще в близком прошлом человеческий индивид получал данное вознаграждение, тем менее ценным оно является для него, поскольку у него появляется насыщение или пресыщение указанным благом. Это положение красноречиво выражает приверженность Хоманса утилитаристской модели мышления в социологии.

Пятое аксиоматическое положение фактически обладает двумя модусами: когда действие данной личности не приводит к вознаграждению, которого она ожидает, или к наказанию, не ожидаемому ею, тогда более вероятно, что эта личность будет вести себя агрессивно, причем результаты подобного поведения имеют большее оправдание для той же самой личности. Это аксиоматическое положение имеет для Хоманса значение при объяснении конфликтных ситуаций в социальной жизни людей, хотя при определенном применении предыдущих аксиоматических положений не исключается решение подобных объяснительных задач. При некоторых преобразованиях указанное положение можно свести к некоторым из предыдущих.

Хоманс ставит перед собой задачу построения общей социологической теории на основе микроанализа и синтеза бихевиористского толка. Но его модель сталкивается с серьезными препятствиями, когда возникает задача перехода на макроуровень и переброски моста между микро- и макросоциологией. Не случайно непосредственный последователь Хоманса Питер Блау производит, в сущности, в большой степени смену парадигмы и пытается достичь синтеза теории социального обмена и структурного функционализма. Есть смысл и в продолжении диалога между социологией Хоманса и современной социологией.

Американская социологическая мысль. Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994

Вы можете поделиться своими знаниями, улучшив их ( как? ) Согласно рекомендациям соответствующих проектов .

Гарвардский
университет Кембриджского
Гарвардского колледжа
Buckingham Browne & Nichols ( in )

Эбигейл Адамс ( г )

Джон Куинси Адамс II ( в ) (дедушка)

Джордж Каспар Хоманс (родился 11 августа 1910 г. в Бостоне - умерла 29 мая 1989 г. в Кембридже ) - американский социолог, профессор Гарвардского университета . Он работал над социальными отношениями в небольших группах и разработал теорию обмена.

Резюме

Семья и образование

Джордж К. Хоманс родился в Бостоне 11 августа 1910 г. , сын Роберта и Эбигейл (Адамс) Хоманс, праправнук Джона Куинси Адамса , шестого президента Соединенных Штатов и прапраправнук Джона Адамса , второго президента Соединенных Штатов.

В 1928 году он поступил в Гарвардский университет, чтобы изучать американскую и английскую литературу. Впоследствии он присоединился к дискуссионной группе социологического сообщества Парето, которая позже повлияла на его научный вклад.

Научный вклад

Его поле экспериментов ограничено небольшой группой в соответствии с социологическим подходом (наблюдение за взаимодействиями лицом к лицу, продолжительность, частота их порядка, а также положительный и отрицательный характер). Он анализирует несколько аспектов поведения, включая справедливость, удовлетворенность, влияние и соблюдение. Точно так же он испытал психологические и экономические механизмы людей в ситуациях вознаграждения и наказания / санкций. Его работа проложила путь исследованиям, связанным с чувством справедливости в социальных отношениях и теорией рационального выбора .

Читайте также: