Реформа местного самоуправления 16 век кратко

Обновлено: 02.07.2024

Основу самоуправления создали губная (1530-е гг.) и земская (1555-1556 гг.) реформы, в результате которых городское население включилось в процесс формирования выборных органов местного самоуправления (губные и земские избы).

Губные избы не были полностью самостоятельными органами местного самоуправления, контроль за ними осуществлял Разбойный приказ.

Постепенно формируемые губные власти возглавлял губной староста, избиравшийся на традиционной основе единогласия из дворян. Если из-за разногласия выбор не состоялся, то губного старосту назначало правительство. Списки губных старост направлялись в Москву на утверждение. Избрание губного старосты подтверждалось царем. Царь мог назначить или не назначить старосту.

Состоявшие первоначально при губном старосте (голове) старосты, десятские и наиболее авторитетные местные люди (добрые люди) со временем заменились на целовальников в количестве не более 4-х человек. При них состоял губной дьяк, ведавший делопроизводством. Губного старосту и губного дьяка избирали на принципе единогласия, на сходах местных жителей. При разногласии в Москву направляли запрос, и губные власти назначались лично государем.

Примерно со второй половины XVI в. царь начинает передавать губным старостам некоторые полномочия, связанные с земельными отношениями, различными промыслами, рыбной ловлей и т.д.

Земская реформа, задуманная как общегосударственная, была осуществлена в полной мере лишь на черносошных территориях Русского Севера, где земские власти восприняли даже функции губных учреждений. На большей же территории Московского государства земская реформа осталась неосуществленной.

Лит.: Носов Н. Е., Становление сословно-представительных учреждений в России. Изыскания о земской реформе Ивана Грозного, Л., 1969; Зимин А. А., Реформы Ивана Грозного, М., 1960.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое "Земская реформа Ивана IV" в других словарях:

ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА ИВАНА IV — сер. 16 в., заменила наместничье управление (на основе кормлений) в городах, черных и дворцовых волостях местным выборным самоуправлением. Завершила перестройку местных органов по принципу сословного представительства … Большой Энциклопедический словарь

ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА ИВАНА IV — ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА ИВАНА IV, середина 16 в., заменила наместничье управление (на основе кормлений) в городах, чёрных и дворцовых волостях местным выборным самоуправлением. Завершила перестройку местных органов по принципу сословного… … Русская история

Земская реформа Ивана IV — сер. 16 в. заменила наместничье управление (на основе кормлений) в городах, черных и дворцовых волостях местным выборным самоуправлением. Завершила перестройку местных органов по принципу сословного представительства. Политическая наука: Словарь… … Политология. Словарь.

Земская реформа Ивана IV — середины XVI в., заменила наместничье управление (на основе кормлений) в городах, чёрных и дворцовых волостях местным выборным самоуправлением. Завершила перестройку местных органов по принципу сословного представительства. * * * ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА… … Энциклопедический словарь

Земская реформа Ивана IV — О земской реформе Александра II другая статья Земская реформа ряд мер, разработанных правительством Ивана IV. По мнению В. О. Ключевского, эти меры были попыткой полностью «отменить кормления, заменив наместников и волостелей выборными… … Википедия

ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА ИВАНА IV — реформа местного управления в Рус. гос ве в сер. 16 в., проведена для ликвидации кормлений и введения земского самоуправления. Была вызвана необходимостью укрепить местный аппарат управления в интересах дворянства, а также верхов посада… … Советская историческая энциклопедия

земская реформа ивана iv — грозного проведенная в середине XVi в. совокупность мероприятий по отмене наместничьего управления на основе кормлений и по передаче управления выборным земским органам (в городах, черных и дворцовых волостях). завершила перестройку местных… … Большой юридический словарь

ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА ИВАНА IV ГРОЗНОГО — проведенная в середине XVI в. совокупность мероприятий по отмене наместничьего управления на основе кормлений и по передаче управления выборным земским органам (в городах, черных и дворцовых волостях). Завершила перестройку местных органов по… … Юридический словарь

земская реформа Ивана IV Грозного — проведенная в середине XVI в. совокупность мероприятий по отмене наместничьего управления на основе кормлений и по передаче управления выборным земским органам (в городах, черных и дворцовых волостях). Завершила перестройку местных органов по… … Большой юридический словарь

ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА ИВАНА ГРОЗНОГО — была проведена в середине XVI в., состояла в замене системы кормлений выборным самоуправлением. В 1551–1556 гг. в районах, где отсутствовало помещичье землевладение, власть переходила в руки земских старост и их помощников (земских целовальников … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

Постеп. ликвидирован институт кормлений. В ходе губной реф. 1539-41 важнейшие угол. дела изъяты из ведения наместников и волостелей и переданы в руки выборных дворян из губных старост. В 1555-56 широкое осущ. губной реформы. Земская реф. – власть наместников заменялась земскими старостами, выборными их зажиточных посадских людей и черносошных крестьян. В городах вводилось выборное самоуправление (не распр. на Москву, Новг., окраины). В каждом губном округе из дворян или детей боярских выбирался губной староста (плату не получали). При каждом старосте со 2пол. 16в. появилась губная изба, делопроизводство в кот. вёл губной дьяк. 1нач. губные старосты выбирались бессрочно, затем погодно. В волостях или городах – земский староста. В центр. уездах земские органы часто отсутствовали и управление осущ. городовыми приказчиками и губными старостами. Др. местные органы управления – таможенные и кабацкие головы, целовальники (осущ. сбор косвенных налогов). Кормленческий откуп – деньги выдаваемые служилым людям из средств прошлых кормлений на покрытие расходов по содержанию своих воинов.

Преобразования в рус. армии

Порядок несения воинской службы определялся Уложением о службе 1556. Согласно уложению с каждых 100 четвертей земли д.б. выходить 1 конник. С 1ых 100 четвертей – сам землевладелец, с ост. его воен. холопы. Служили бояре с 15 лет (новик, до 15 – недоросль). Ден. помогу давали тем, кто вывел больше людей, чем полагалось, или имел владение меньше 100 четвертей. Вместо войска из старшей и млад. дружины. Обязательные смотры. Полное жалование стрельцы во время воен, походов. Привилегии д/стрельцов – вести хоз-во, торговля беспошлинная. Стрелецкое войско (из организованных при Иване3 отрядов пищальников). Появл. артиллерия – пушки. Служба по отечеству – боярские дети, дворяне. По прибору – казаки, стрельцы, город. люди (мелкие служивые, воротники, пушкари). На воен. службу привлекали иностранцев – давали хорошее жалованье. Армия приобрела вид, кот. имела в 17 веке. Основа – дворянское ополчение.

Постеп. ликвидирован институт кормлений. В ходе губной реф. 1539-41 важнейшие угол. дела изъяты из ведения наместников и волостелей и переданы в руки выборных дворян из губных старост. В 1555-56 широкое осущ. губной реформы. Земская реф. – власть наместников заменялась земскими старостами, выборными их зажиточных посадских людей и черносошных крестьян. В городах вводилось выборное самоуправление (не распр. на Москву, Новг., окраины). В каждом губном округе из дворян или детей боярских выбирался губной староста (плату не получали). При каждом старосте со 2пол. 16в. появилась губная изба, делопроизводство в кот. вёл губной дьяк. 1нач. губные старосты выбирались бессрочно, затем погодно. В волостях или городах – земский староста. В центр. уездах земские органы часто отсутствовали и управление осущ. городовыми приказчиками и губными старостами. Др. местные органы управления – таможенные и кабацкие головы, целовальники (осущ. сбор косвенных налогов). Кормленческий откуп – деньги выдаваемые служилым людям из средств прошлых кормлений на покрытие расходов по содержанию своих воинов.

Преобразования в рус. армии

Порядок несения воинской службы определялся Уложением о службе 1556. Согласно уложению с каждых 100 четвертей земли д.б. выходить 1 конник. С 1ых 100 четвертей – сам землевладелец, с ост. его воен. холопы. Служили бояре с 15 лет (новик, до 15 – недоросль). Ден. помогу давали тем, кто вывел больше людей, чем полагалось, или имел владение меньше 100 четвертей. Вместо войска из старшей и млад. дружины. Обязательные смотры. Полное жалование стрельцы во время воен, походов. Привилегии д/стрельцов – вести хоз-во, торговля беспошлинная. Стрелецкое войско (из организованных при Иване3 отрядов пищальников). Появл. артиллерия – пушки. Служба по отечеству – боярские дети, дворяне. По прибору – казаки, стрельцы, город. люди (мелкие служивые, воротники, пушкари). На воен. службу привлекали иностранцев – давали хорошее жалованье. Армия приобрела вид, кот. имела в 17 веке. Основа – дворянское ополчение.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА 1555-1556 годов - од­на из ре­форм ме­ст­но­го управ­ле­ния в Pycском государствеве, в со­от­вет­ствии с ко­то­рой в по­са­дах и чер­но­сош­ных во­ло­стях вво­ди­лось со­слов­но-вы­бор­ное са­мо­управ­ле­ние, соз­да­ва­лись ин­сти­ту­ты зем­ско­го уп­рав­ле­ния.

В хо­де про­ве­де­ния Земской реформы в 1555-1556 годах бы­ли от­ме­не­ны корм­ле­ния, ор­га­ни­зо­ва­на мас­со­вая рас­сыл­ка по го­ро­дам и во­ло­стям уч­ре­ди­тель­ных гра­мот о про­из­вод­ст­ве вы­бо­ров но­вых зем­ских вла­стей, вы­ра­бо­тан фор­му­ляр вы­да­вае­мых ус­тав­ных гра­мот и уни­фи­ци­ро­ва­но их со­дер­жа­ние, сфор­ми­ро­ва­ны зем­ские ор­га­ны на ме­стах. В за­ви­си­мо­сти от ре­гио­на со­ци­аль­ный со­став зем­ских ор­га­нов ме­нял­ся. В уез­дах с силь­ны­ми и бо­га­ты­ми по­са­да­ми, например на Русском Се­ве­ре, зем­ские пред­ста­ви­те­ли из­би­ра­лись из куп­цов, про­мыш­лен­ни­ков, кресть­ян; здесь они сое­ди­ня­ли в се­бе и функ­ции губ­ных вла­стей. В бо­лее южных райо­нах с раз­ви­тым слу­жи­лым зем­ле­вла­де­ни­ем зем­ски­ми пред­ста­ви­те­ля­ми из­би­ра­лись чле­ны мест­ных дво­рян­ских кор­по­ра­ций.

Земская реформа по­вы­си­ла государственные до­хо­ды, уси­ли­ла роль дво­рян­ских го­ро­до­вых кор­по­ра­ций и по­са­дов, под­чи­нив их фор­ми­ро­вав­шим­ся в то же вре­мя при­ка­зам и умень­шив влия­ние ре­гио­наль­ной вла­сти.

По мне­нию Н. Е. Но­со­ва, Земскую реформу сле­ду­ет да­ти­ро­вать нес­коль­ко ина­че: он оп­ре­де­лял 1550-1553 годы как 1-й этап, а 1555-1556 годы как 2-й этап ре­фор­мы.

Переход к сословно - представительной монархии привел к существенному изменению местного управления. Система кормления была заменена новой, основанной на принципе самоуправления. В середине 16 века вместо наместников -кормленщиков были введены губные органы. Они выбирались из среды определенных слоев населения. Дворяне и дети боярские выбирали главу губного органа – губного старосту, которого утверждал в должности разбойный приказ. Аппарат губного старосты состоял из целовальников избиравшихся посадскими верхушкой чернотяглого крестьянства. Губные органы могли успешно функционировать при условии коренной реорганизации системы феодальных иммунитетов. Стоглавый собор принял решение о прекращении выдачи тарханов – грамот, которые предоставляли феодалам особые права и привилегии. Феод иммунитеты приводили к тому, что светский или церковный феодал мог устанавливать на определенной территории порядки по своему усмотрению. Теперь это исключилось. Наряду с губными - создавались земские органы самоуправления. Первым шагом было принятие земской уставной грамоты , в которой предусматривалась замена суда кормленщиков, судом выборных старост. К ведению земских органов относились прежде всего сбор податей и суд по гражданским и мелким уголовным делам. Более крупные рассматривались губными органами. Земские старосты и другие должностные лица свои обязанности по рассмотрению гражданских и уголовных дел выполняли без взимания пошлин с населения. Были учреждены воеводы, которые назначались разрядным приказом из числа бояр и дворян и утверждались царем и боярской думой. В больших городах назначалось несколько. Осуществляли набор на военную службу служилых людей из дворян и детей боярских. Проводили осмотры, готовность к службе и т.д. По требованиям разрядного приказа воевода направлял военнослужащих на места службы.

18. Развитие права в России в период сословно-представительной монархии – 16-17 вв.

Важным источником права в этот период являлся судебник 1550 г- в нем отразились изменения в законодательстве с 1497 по 1550 г.

К источникам, содержавшим главным образом нормы церковного права а так же некоторые нормы гр. Права, семейного, уголовного и др Стоглав 1551 г.

Крупнейший зкнд акт того времени – соборное уложение 1649 года. Непосредственным поводом для его принятия – 1648 год – восстание посадских людей. Главная причина принятия соборного уложения – обострение классовой борьбы. В соборном уложении регулировались не отдельные группы общественных отношений, а все стороны общественно-политической жизни того времени.

Происходит эволюция в плане закрепощения крестьян. Так в 1550 подтвержден юрьев день, позже введено ограничение на переход – заповедные лета, урочные лета, и как апогей – 1649 года – запрет переходить от одного феодала к другому окончательное закрепощение крестьян.

В этот период получают юр закрепление три основных вида феод землевладения – гос. Собственность, вотчинное землевладение и поместья. постепенно стирались различия между поместьями и вотчинами. Под преступлениями понималось лихое дело, в соборном уложени 1649 отразилась классовая сущность преступления.

В плане процесса – развитие инквизиционного процесса, роли государства в процессе. Узаконение пыток в качестве средства сбора доказательств, уголовные дела начинались по усмотрениям гос органов, жалобам потерпевших и т.п. По наиболее важным делам – по указанию царя. Применялся повальный обыск – опрос окольных людей о личности подозреваемого или обвиняемого. Особое значение признание подозреваемого известным лихим человеком.

Переход к сословно - представительной монархии привел к существенному изменению местного управления. Система кормления была заменена новой, основанной на принципе самоуправления. В середине 16 века вместо наместников -кормленщиков были введены губные органы. Они выбирались из среды определенных слоев населения. Дворяне и дети боярские выбирали главу губного органа – губного старосту, которого утверждал в должности разбойный приказ. Аппарат губного старосты состоял из целовальников избиравшихся посадскими верхушкой чернотяглого крестьянства. Губные органы могли успешно функционировать при условии коренной реорганизации системы феодальных иммунитетов. Стоглавый собор принял решение о прекращении выдачи тарханов – грамот, которые предоставляли феодалам особые права и привилегии. Феод иммунитеты приводили к тому, что светский или церковный феодал мог устанавливать на определенной территории порядки по своему усмотрению. Теперь это исключилось. Наряду с губными - создавались земские органы самоуправления. Первым шагом было принятие земской уставной грамоты , в которой предусматривалась замена суда кормленщиков, судом выборных старост. К ведению земских органов относились прежде всего сбор податей и суд по гражданским и мелким уголовным делам. Более крупные рассматривались губными органами. Земские старосты и другие должностные лица свои обязанности по рассмотрению гражданских и уголовных дел выполняли без взимания пошлин с населения. Были учреждены воеводы, которые назначались разрядным приказом из числа бояр и дворян и утверждались царем и боярской думой. В больших городах назначалось несколько. Осуществляли набор на военную службу служилых людей из дворян и детей боярских. Проводили осмотры, готовность к службе и т.д. По требованиям разрядного приказа воевода направлял военнослужащих на места службы.




18. Развитие права в России в период сословно-представительной монархии – 16-17 вв.

Важным источником права в этот период являлся судебник 1550 г- в нем отразились изменения в законодательстве с 1497 по 1550 г.

К источникам, содержавшим главным образом нормы церковного права а так же некоторые нормы гр. Права, семейного, уголовного и др Стоглав 1551 г.

Крупнейший зкнд акт того времени – соборное уложение 1649 года. Непосредственным поводом для его принятия – 1648 год – восстание посадских людей. Главная причина принятия соборного уложения – обострение классовой борьбы. В соборном уложении регулировались не отдельные группы общественных отношений, а все стороны общественно-политической жизни того времени.

Происходит эволюция в плане закрепощения крестьян. Так в 1550 подтвержден юрьев день, позже введено ограничение на переход – заповедные лета, урочные лета, и как апогей – 1649 года – запрет переходить от одного феодала к другому окончательное закрепощение крестьян.

В этот период получают юр закрепление три основных вида феод землевладения – гос. Собственность, вотчинное землевладение и поместья. постепенно стирались различия между поместьями и вотчинами. Под преступлениями понималось лихое дело, в соборном уложени 1649 отразилась классовая сущность преступления.

В плане процесса – развитие инквизиционного процесса, роли государства в процессе. Узаконение пыток в качестве средства сбора доказательств, уголовные дела начинались по усмотрениям гос органов, жалобам потерпевших и т.п. По наиболее важным делам – по указанию царя. Применялся повальный обыск – опрос окольных людей о личности подозреваемого или обвиняемого. Особое значение признание подозреваемого известным лихим человеком.

Читайте также: