Духовная жизнь в советском обществе кратко

Обновлено: 04.07.2024

Власть и церковь в годы перестройки регулярно конфликтовали. Периодические гонения вызывали недовольство в православном мире. Основная причина недопонимания заключалась в радикальном экономическом, политическом реформировании. Они старались изменить консервативные взгляды жителей СССР, прервать застой, изменить мировоззрение людей.

Духовная жизнь в годы перестройки практически не изменилась, однако культурный, экономический, социальный сектора потерпели колоссальные перемены. Одной из главных задач стала адаптация фундаментальных, социалистических принципов к ценностным ориентирам человека. Однако власти действовали непоследовательно, неуверенно. Это положило начало распаду КПСС. Советский Союз как крупнейший государственный синдикат прекратил свое существование в августе 1991 года.

Культура в годы перестройки – кратко

Молодой политический активист, деятель – Горбачев – первым заложил идею обновить социализм. Культура во время перестройки сильно изменилась. Люди настолько привыкли к ограничениям, цензуре и запретам, что исчезновение жестких рамок стало для них шагом в новое будущее. Советское общество стало активно развивать разнообразные формы культурного самовыражения – искусство, литературу, музыку, танцы и другое. Россия – страна талантов, для которой гласность стала еще одним значимым аспектом.

Государственные учреждения стали открытыми для народа, система из работы – прозрачная и понятная для каждого гражданина. Информация появилась в открытом доступе, люди смогли делиться мнениями, дискутировать, не опасаясь наказания. В СССР на протяжении долгих лет была запрещена критика власти, при Горбачеве жители страны могли высказывать свой взгляд на государство. Ключевые моменты культурных изменений:

  • Значительное сокращение материальной поддержки культурного направления со стороны государства. Переход к самостоятельному финансированию;
  • Смягчение идеологической диктатуры. Это сопровождалось печатью множества произведений, запрещенных при Союзе за осуждение социализма или руководства. Первые годы перестройки большое внимание уделялось публицистике, шестидесятники выпускали статьи, опусы, остро критиковавшие сталинский режим. Со временем они стали выказывать свое отношение к коммунизму;
  • Прикладная и фундаментальная наука столкнулась с кризисом. Государство сократило финансирование отраслей, практически перестало давать заказы. Особенно сократился военный сектор, направление конструкторских разработок. Научные учреждения СССР не имели современных технологий, поэтому не могли соответствовать уровню западной науки;
  • Писатели активно занялись развитием темы личности, духовного мира. Они изучали, как человеческая душа меняется под давлением социальных сложностей;
  • В театре появилось множество новых пьес, некоторые из них можно отнести к резонансным произведениям;
  • Появился первый русский рок, талантливые музыканты смогли выйти из тени, открыто выступать, собирать концертные залы. В 1980 году им не приходилось бояться осуждения, гонений или тюрьмы за свои выступления.

Духовная жизнь общества в период перестройки – перемены

В духовной сфере произошли разительные перемены. Что касается религии и веры, война с церковью более не велась столь ожесточенно, как это было еще десять лет назад. Люди вольны были выбирать самостоятельно свои религиозные предпочтения, читать Библию, посещать храмы и церкви. Другие важные перемены:

d3ac40ed3d2c338e large min

Общество

В конце 60-х гг. отечественная художественная культура стала освобождаться от иллюзий построения коммунизма. Ее творцы, как и большая часть советского общества, все отчетливей осознавали лживость официальных лозунгов.

60-90-е годы 20 столетия – это время молодости наших бабушек и дедушек, детства наших родителей. Чем они жили, почему они жили именно так — в каждой семье найдутся свои ответы, свои истории и рассказы, проясняющие жизнь советского общества того времени. Попробуем взглянуть на эту проблему объективно и обратимся к страницам истории.

В 70 – 80-е годы была значительно укреплена материальная база культуры. Выросло число общеобразовательных школ и ПТУ, библиотек. В стране насчитывалось около 50 тыс. новых кинотеатров, более 1,5 тыс. различных музеев. Вступила в строй первая очередь Останкинского телевизионного центра. К олимпийским играм были построены новые спортивные сооружения во многих городах страны. Но следует отметить, что культура финансировалась по остаточному принципу, а само открытие школ, вузов, музеев, театров еще не означало автоматического роста культурности народа.

Духовная жизнь советского общества в 1960—1980-е годы

В 60 – 80-е годы обозначилось противостояние двух культур: культуры официальной и раскрепощенной. С конца 60-х годов поддерживаются те произведения, которые трактуют события предвоенных лет и военную историю в духе неосталинизма. Вместе с тем официально приветствуются произведения на производственную тему. С середины 70-х годов была введена система государственных заказов, прежде всего, в кинематографе.

Духовная жизнь советского общества в 1960—1980-е годы

Заранее определялось, сколько должно быть поставлено фильмов на историко-революционную, военно-патриотическую, морально-бытовую темы. В художественной жизни возросло влияние цензурного пресса. Ограничивалось знакомство советских людей с новинками зарубежной художественной культуры. Но, несмотря на эти трудности, художественная культура советского народа была представлена именами многих талантливых писателей.

Многие деятели культуры, которые выражали свои сомнения и протесты, оказывались в заключении или за пределами СССР. В 1965 г. были осуждены режиссер Любимов, писатель Некрасов, поэт Бродский, виолончелист Растропович.

Мощный пласт отечественной художественной культуры — молодёжные массовые музыкальные жанры. Происходит становление рок-музыки несмотря на противостояние партийно-комсомольской бюрократии, официальной прессы, деятелей культуры старшего поколения.

Духовная жизнь советского общества в 1960—1980-е годы

В 1970-80е годы многие литераторы искали такие способы выражения своих мыслей, которые не выглядели прямым вызовом правящей элите. Отношения между властями и правящей элитой находились на грани конфликта, но редко перерастали в открытые противостояния — существовала атмосфера ограниченного компромисса. Духовная жизнь советского общества развивалась очень активно. А духовная оппозиция деятелей искусства сыграла большую роль в размывании идеологических основ советского строя.

Несмотря на общую партийную цензуру, национальная литература сохранила и отразила специфику мировосприятия народов СССР, в том числе и реалий советской власти. Духовная жизнь общества в 1960-1980-е годы стала более насыщенной, чем когда-либо в советской истории.

2.Наука в тисках идеологии.

3.Успехи советской науки.

4.Социалистический реализм. Советский кинематограф.

6.Изобразительное искусство. Архитектура.

7.Литература. Театр.

8.Приметы времени.

30-е гг. пошли в историю пашей страны как период осуществления культурной революции. Под этим понятием подразумевалось значительное повышение по сравнению с дореволюционным временем образовательного уровня народа и степени его приобщения к достижениям культуры. Еще одной составляющей культурной революции явилось насаждение безраздельного господства марксистско-ленинского учения в науке, образовании и всех областях творческой деятельности.

В начале 30-х п. ЦК ВКП(б) и СНК. СССР приняли ряд постановлений о школе. В 1930/31 учебном году в стране начался переход ко всеобщему обязательному начальному обучению в объеме 4 классов. Наряду с этим в городах и рабочих поселках для всех детей, окончивших четырехлетку, устанавливалось обязательное обучение в объеме семилетней школы. В школу были возвращены старые, осужденные после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, твердое расписание, оценки, строгая дисциплина и целый ряд наказаний вплоть до исключения. Были переработаны школьные программы, созданы новые, стабильные учебники. В 1934 г. было восстановлено преподавание истории и географии на основе марксистско-ленинских оценок происходивших событий и явлений.

К 1933 г. переход к обязательному четырехлетнему образованию был завершен, а к 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение. Было развернуто широкое школьное строительство. Только в течение 1933 — 1937 гг. в СССР открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет. К концу 30-х гг. за школьными партами в республиках страны обучалось свыше 35 млн. учащихся. По переписи 1939 г., грамотность в СССР составила 87,4%.

Быстрыми темпами развивалась система среднего специального и высшего образования. К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. Десятки средних и высших учебных заведений возникли на Украине, в Белоруссии, Армении, Азербайджане, Грузии, в республиках Средней Азии, центрах автономных республик и областей. При этом некоторые национальные республики не имели до революции ни одного вуза.

Рост грамотности в стране вызвал большой спрос на литературу. Тираж книг в 1937 г. достиг 677,8 млн. экземпляров, книги выходили на 110 языках народов Союза. Широкое развитие получили массовые библиотеки: к концу 30-х гг. их число превысило 90 тыс. Вместе с тем уровень полученного образования принципиально отличался от дореволюционного. Оно было не только сокращено до минимально необходимого, но и крайне идеологизировано.


Наука в тисках идеологии.

Успехи советской науки.

Идеологические догмы и строгий партийный контроль сильно отразились па состоянии гуманитарных наук. Естественные науки, хотя и испытывали на себе последствия вмешательства партийных и карательных органов, достигли заметных успехов, продолжив славные традиции русской науки.

Получила мировое признание советская физическая школа, представленная именами С. И. Вавилова (проблемы оптики), А. Ф. Иоффе (изучение физики кристаллов и полупроводников), П. Л. Капицы (исследования в области микрофизики), Л. И. Мандельштама (труды в области радиофизики и оптики) и др. Советские физики начали интенсивное исследование атомного ядра (Л. Д. Мысовский, Д. Д. Иваненко, Д. В. Скобельцын, Б. В. и И. В. Курчатовы и др.).

Весомый вклад в прикладную науку внесли работы ученых-химиков Н. Д. Зелинского, Н. С. Курнакова, А. Е. Фаворского, А. Н. Баха, С. В. Лебедева. Был открыт способ получения синтетического каучука, началось производство искусственных волокон, пластических масс, ценных органических продуктов и т. д.

Крупных достижений добились советские биологи Н. И. Вавилов, Д. Н. Прянишников, В. Р. Вильяме, В. С. Пустовойт. Значительных успехов достигли математическая наука, астрономия, механика, физиология.

Социалистический реализм. Советский кинематограф.

Особенно большой вклад в создание подобного социально-психологического настроя внес кинематограф, ставший самым массовым видом искусства. И этому было свое объяснение. Советский кинематограф рождался вместе с революцией, впитывал в себя весь ее пафос. События 20-х, а затем 30-х гг. отражались в сознании людей не только через собственный опыт, но и через интерпретацию их кинематографом. Документальную хронику смотрела вся страна. Ее видел зритель, подчас не умевший читать, неспособный глубоко анализировать события, и он воспринимал окружающую жизнь не только как жестокую зримую действительность, но и как радостную эйфорию, льющуюся с экрана. Огромное воздействие кинодокументалистики на массовое сознание объясняется еще и тем, что на этом поприще трудились блистательные мастера (Д. Вертов, Э. Тиссэ, Э. Шуб, П. Новицкий, А. Згуриди).

Яркие образы в фильмах 30-х гг. создали артисты II. Алейников, Б. Андреев, Б. Бабочкин, М. Бернес, М. Жаров, II. Крючков, М. Ладынина, Т. Макарова, Л. Орлова и др.

Наибольшего расцвета в 30-е гг. достигла самая демократическая ветвь музыкального творчества — песенная. На этом поприще творили талантливые композиторы — И. Дунаевский, Б. Мокроусов, М. Блантер, братья Покрасс и др. Простые, легко запоминающиеся мелодии песен этих авторов были у всех на слуху, они звучали дома и па улице, лились с киноэкранов и из репродукторов. И вместе с мажорной, бодрой музыкой звучали незамысловатые стихи, прославляющие Родину, труд, Сталина. Пафос этих песен не соответствовал реалиям жизни, но их ромаптико-революционпая приподнятость оказывала сильнейшее воздействие на человека.


Изобразительное искусство. Архитектура.

В 30-е г г значительное внимание уделялось развитию всех видов монументального искусства. Монументы Ленину, Сталину, руководителям партии и государства, революционерам и героям Гражданской войны, ученым и литераторам стали непременным атрибутом юродской жизни.

Грандиозные сталинские планы нашли свое воплощение не только в гигантских индустриальных стройках, но и в грандиозных культурных проектах и смыслах' Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, канал имени Москвы, строительство метрополитена в Москве, клубов, дворцов культуры, театров, санаториев. При этом недавние модернистские и конструктивистские поиски были прекращены.

Архитектура 30-х гг. отличается пышностью и великолепием, монументальностью, тяготением к традициям неоклассицизма Для осуществления новых архитектурных планов нередко сносились и уничтожались здания, имеющие историческую ценность. Особенно безжалостно разрушались церкви. Одним из примеров деятельности подобного рода стал взрыв в 1931 г. в Москве храма Христа Спасителя, на месте которого планировалось возвести Дворец Советов, увенчанный огромной скульптурой Ленина. Чудом подобной участи избежал храм Василия Блаженного на Красной площади.

Литература. Театр.

огласно канонам соцреализма образцом в театральном искусстве стал МХАТ. В нем собрались лучшие актерские силы страны: О. Л. Книппер-Чехова, В. И. Качалов, И. М. Москвин. Рядом с ними выросло новое, не менее блестящее поколение — О. Андровская, А. Грибов, Б. Добронравов, К. Еланская, Б. Ливанов, А. Степанова, А. Тарасова, М. Яншин и др.

Важнейшей чертой культурной революции стало активное приобщение советских людей к искусству. Это достигалось за счет не только увеличения числа театров, кинотеатров, филармоний, концертных залов, но и широкого распространения художественной самодеятельности. По всей стране создавались клубы, дворцы культуры, дома детского творчества; устраивались грандиозные смотры народных талантов, выставки самодеятельных работ. Широкое распространение получило физкультурное движение.

Приметы времени.

Советский народ в 30-е гг. жил как бы в нескольких измерениях. Не-многочисленные гости из-за рубежа единодушно отмечали атмосферу удивительной приподнятости, веры людей в то, что они вершат великие дела. Вся страна жила в едином ритме: пела жизнеутверждающие марши; смотрела оптимистические фильмы; восторженно приветствовала легендарных летчиков, совершивших в 1937 г. беспосадочный перелет в Америку: В. Чкалова, Г. Байдукова, А. Белякова; тревожилась за судьбу полярников; принимала детей испанских республиканцев. Подростки мечтали сражаться с фашистами в Испании, очень высок был престиж Красной армии, народными кумирами стали пограничники, сражавшиеся у озера Хасан. И со всех сторон — с плакатов, фотографий, картин, с газетных страниц и с киноэкрана — смотрел великий вождь, мудрый Сталин.

Таким образом, развитие советской культуры в 30-е гг. имело противоречивый характер. Образование, паука, литература, художественная культура были взяты под строгий партийный контроль, испытывали идеологическое давление. Тем не менее советская культура имела большие достижения.

О социалистическом реализме. Из письма А. В. Луначарского в оргкомитет Союза Советских писателей Февраль 1933 г.

Говоря о государственной деятельности Ивана Грозного, т. Сталин заметил, что Иван IV (Грозный) был великим и мудрым правителем, который ограждал страну от проникновения иностранного влияния и стремился объединить Россию. В частности, говоря о прогрессив-ной деятельности Грозного, т. И. В. Сталин подчеркнул, что Иван IV впервые в России ввел монополию внешней торговли, добавив, что после него это сделал только Ленин. И. В. Ста-лин также отметил прогрессивную роль опричнины, сказав, что Малюта Скуратов был круп-ным русским военачальником.

Вопросы и задания:

2. Какие изменения происходили в системе образования в 30-е гг.? Чем они были обусловлены?

3. Расскажите о достижениях советской науки этого периода.

4. В чем заключалась суть принципа социалистического реализма? Каково было воздействие этого принципа на развитие coветского искусства? (При ответе используйте документ.)

5. Какова была, социальная функция кинематографа в 30-е гг.? Каковы были его достижения?

Расширяем словарный запас:

Концепция — система взглядов на что-нибудь.
Педология — наука о детях, изучающая ребенка в совокупности его психологических, анатомо-физиологических, биологических и социологических качеств.


История России, XX — начало XXI века : Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2003

Школьная библиотека онлайн, учебники и книги по всему предметам, История 9 класс скачать

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

После кончины Сталина к власти пришел Н. С. Хрущев. После жестокого правления жизнь народа круто переменилась. Некоторые поблажки стали своеобразным бальзамом на душу. Культура и духовная жизнь общества в период оттепели поднялась на несколько ступеней выше, страх быть сосланными постепенно стал уходить.

К власти пришел Н. С. Хрущев

Свобода слова и мышления

Многие историки, давая характеристику деятельности Хрущева, считают эти годы лучшими в истории России. С1953-го по 1964-й годы изменились многие стороны жизни советских людей. Это было удивительное время относительной свободы в стране. Начался плодотворный период, и происходил подъем не только благосостояния населения, но и улучшение в духовной сфере. К этому времени Советский Союз уже победил разруху, которую принесла Вторая мировая война. Преобразования в стране вышли на новый уровень.

Период оттепели

Политическая сторона вопроса

После смерти Сталина в советской стране началась борьба за власть. В течение непродолжительного времени страной руководил Георгий Маленков (1953−1955 годы). Какое-то время Сталин еще считался великим лидером. Но в 1955 году на пост первого секретаря ЦК КПСС был назначен Никита Сергеевич Хрущёв. Был введён термин десталинизация. Это нужно было для формирования личной власти Н. Хрущева. Итогом стало формирование системы взглядов, дававших гарантию элите на сохранение своих должностей. Многие политические деятели встали на сторону Хрущева.

Некоторые особенности и недостатки преобразований в политической жизни страны кратко описаны в таблице:

Термин десталинизация

Изменения в искусстве и культуре

В 1957 году в Москве состоялся 6 Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Международные конкурсы, фестивали и другие крупные события стали доступны для проведения в СССР.

В музыкальном конкурсе имени Чайковского (1958 год) победил американский пианист Ван Клиберн. Ведущие режиссеры мечтали, чтобы их пригласили на Московский международный кинофестиваль, который состоялся в 1959 году.

Оттепель в литературном поприще

В СССР роман считался запрещённым, в газетах публиковались критические статьи в адрес Пастернака, а его самого исключили из Союза писателей. Это привело к тому, что из-за подобной травли писатель отказался от Нобелевской премии и вынужден был признать: подобные произведения не допускается публиковать в заграничных изданиях. Результатом стала смерть писателя в 1960 году.

Однако были и позитивные факты для советской литературы. Появилось много новых имен:

  • Евгений Евтушенко;
  • Андрей Вознесенский;
  • Роберт Рождественский;
  • Булат Окуджава;
  • Белла Ахмадуллина.

Реформы в просвещении и науке

Основным изменения в образовании стала отмена трудовых резервов, которые были созданы во время Великой Отечественной войны. Такая мера была направлена на то, чтобы дети могли начинать свою трудовую деятельность сразу же после окончания школы и приносить пользу для страны. По указанию Хрущева открылись профессионально-технические училища. В них подрастающее поколение овладевало азами профессии.

Одной из приоритетных областей была наука. Начиная с послевоенного времени за 20 лет расходы на развитие научной деятельности увеличилось в 12 раз, что дало потрясающие результаты:

  • была разработана атомная и водородная бомбы под руководством Курчатова и Сахарова
  • в апреле 1957 года на орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли
  • 1961 год знаменателен тем, что в космическое пространство впервые полетел русский человек, и звали его Юрий Алексеевич Гагарин.

Читайте также: