Культура россии после распада ссср кратко

Обновлено: 03.07.2024

ProhibitOnions
Массовая культура — культура, приспособленная
ко вкусам широких масс людей, технически тиражируется
в виде множества копий и распространяется при помощи
современных коммуникативных технологий.

Несмотря на сложности
с финансированием, стала
действовать государственная
программа по сохранению
и реставрации культурного
наследия прошлого — памятников,
музеев, исторических зданий.

В первое послеперестроечное
десятилетие возможность
приобщения к достижениям
мировой и отечественной культуры
была ограниченной: недоступные
цены на билеты, непринятие новых
тенденций в современном
искусстве.

Писатели-постмодернисты
Dmitry Rozhkov
Verhoeff, Bert
А.И. Солженицын
С.Д. Довлатов
В.Н. Войнович
Л.С. Петрушевская

Черты постмодернизма
в литературе
понимание искусства как способа организации текста по
особым правилам;
попытка передать видение мира через организованный хаос
на страницах литературного произведения;
тяготение к пародии и отрицание авторитетов.

A.Savin
Kamsster
Дарья Донцова
Александра Маринина
Конец 1990-х гг. характеризовался развитием массовой литературы.
Современные издательства ежемесячно начали выпускать книги
10-15 новых авторов.

Свобода от цензуры и идеологического
заказа заменяется в массовой
литературе заказом не только
коммерческим, но и социальным.

Переход на коммерческие
принципы деятельности,
уменьшение государственной
поддержки сократили аудиторию
театра и кинематографа.

Проблемы кинематографа
небольшое финансирование;
потеря обратной связи со зрителем из-за развала системы кинопроката;
трудности взаимодействия кинематографа и телевидения;
медленные темпы внедрения новых технологий в кинопроизводство.

В 1990-е годы государство фактически устранилось от руководства сферой культуры. В этой связи учреждения культуры были вынуждены искать способы выживания, внедрять новые формы работы. Появились частные музеи, кинотеатры, выставочные залы. Изменились формы экскурсионной работы.


1 фото


Культурно-просветительские учреждения

Ухудшение финансовой ситуации отразилось на деятельности многих уч­реждении культуры. Но многие библио­теки области в этот период получали гранты, по­зволявшие им осуществлять различные программы, рассчитанные на внедрение новых информационных тех­нологий и на пополнение фондов новой литературой. В этом отношении лидирующее положение занимала об­ластная универсальная научная библиотека им. Н. А. Не­красова.

Но государственное финансирование на протяжении всех 1990-х годов оставалось недостаточным. Через областной библиотечный коллектор могли получать книги только 9 из 20 центральных библиотечных систем. К концу 90-х го­дов даже областная библиотека не могла получать обяза­тельный платный экземпляр книг. Библиотеки даже вынужде­ны были вводить платные услуги для читателей.

Важным направлением работы большинства библио­тек стало активное сотрудничество с администрациями муниципальных образований. В Некоузском, Мышкинском, Брейтовском, Большесельском, Угличском муници­пальных округах, а также в Ярославле и Рыбинске цен­тральные библиотеки создавали информационные центры по вопросам местного самоуправления.

Важным направлением работы библиотек в 90-е годы стало краеведение. Возрастание спроса на крае­ведческую литературу привело к созданию во многих библиотеках отделов или секторов краеведения. Библио­теки стали вести самостоятельную краеведческую работу.

В целом библиотеки не утратили своей просветительско-образовательной функции. Изменения обществен­но-политической жизни привносили в работу библиотек свои особенности, но влияние их на культурную ситуа­цию в крае оставалось не менее важным, чем в предыду­щие десятилетия.

Литературная жизнь края

Процесс организационных преобразований затронул в 90-е годы Ярослав­скую писательскую организацию. В 1993 г. из нее выделилась группа литераторов во главе с В. Пономаренко.

С 1999 г. эта группа стала называться писательской организацией Союза российских писателей. Она включа­ла 15 членов во главе с Е. Ермолиным. В группу входили не только ярославцы, но и представители из районов об­ласти: А. Калинин из Рыбинска, В. Перцев из Гаврилов-Яма, Н. Смирнов из Мышкина и другие. К 2003 г. эта группа состояла из 21 человека, воз­главлял ее О. Гонозов.

27 литераторов состояли в областной организации Союза писателей России, возглавляемой Ю. Бородкиным. При этой группе работал литактив. В их творчестве отражались традиционные для отечественной литературы темы. Детская литература была представлена творчеством Н. Михайловой. В. Коконин в своих произве­дениях много внимания уделял проблемам взаимоотноше­ний человека с природой. Военная тема отражалась в творчестве А. Коноплина.

Довольно активно в конце 90-х годов проявляли себя близкие к этой группе литераторы Переславля-Залеского. Администрация района оказывала им помощь, поэтому здесь выходили сборники стихов, издавался литературный альманах.

Театральная и музыкальная жизнь

Открытость границ в 90-е годы позволила театру им. Ф. Г. Волкова организовать большие за­рубежные гастроли. В 1998 г. актеры театра выступали в Праге, Будапеште, Париже, Берлине. В 2000 г. состоялось празднование 250-летнего юбилея театра.

С конца 90-х годов в Ярославском театральном инсти­туте стала осуществляться подготовка театральных худож­ников, режиссеров, технологов сцены. Студенты института активно участвовали в различных театральных фестива­лях как российских, так и международных в Польше, Франции, Югославии.

Актеры стали готовиться целенаправленно для различ­ных театров. Так, в последние годы по очно-заочной фор­ме обучения проходили подготовку актеры Рыбинского те­атра, Тульского театра драмы, Донского театра драмы и комедии имени , театра для де­тей и молодежи г. Старый Оскол и других. С 2000 г. ин­ститут стал проводить фестиваль дипломных спектаклей театральных школ России.

В 1993 г. была орга­низована Детская филармония, в работе которой участво­вали как профессиональные, так и любительские коллек­тивы. Детская филармония организовывала концерты во всех районах области.

В 1994 г. оркестр возглавил М. Аннамамедов, которо­му за разработку новых программ была присуждена обла­стная премия имени Л. В. Собинова. В 1999 г. оркестру было присвоено звание академического.

В 1997 г. в Ярославле проходил первый фестиваль ор­ганной музыки, посвященный памяти .

Музейная работа

В начале 1990-х годов начался новый этап в развитии музейного дела. Му­зеям пришлось столкнуться с объективными трудностями, переживаемыми в это время страной. В начале периода обозначилось падение интереса к музеям как учреждениям культуры, но со второй половины десятилетия их востребованность снова стала очевидной. Музеи начали актив­но включаться в культурную жизнь города или региона, поскольку большая часть его постоянных посетите­лей — местные жители, подрастающее поколение. Более заметной стала их коммуникативная функция, измени­лись формы их культурно-образовательной и экспозицион­но-выставочной деятельности.

Появление муниципальной формы собственности приве­ло к возникновению такого типа музея как муниципаль­ный. В 1999 г. в Ярославле на базе филиала Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника был создан музей истории города. Он стал музеем, который в полной мере ориентировался на нового посетителя: использовались мультимедийные технологии, внедрялись активные формы работы с посетителями, разрабатывались досуговые программы для разных категорий населения города.

На волне интереса к личности стало возможным со­здание новых музеев, связанных с деятельностью выдаю­щихся земляков, оставивших заметный след в истории и культуре страны. В 1994 г. в селе Ермаково Рыбинско­го района был открыт музей флотоводца , а в Ярославле — Дом-музей Л. В. Собинова.

Уникальность отдельных территорий края также ста­ла поводом для создания специальных краеведческих му­зеев, отражавших их историю. В 1995 г. в Рыбинске был создан музей Мологского края. В 1998 г. по инициативе был создан музей Учемского края в селе Учма, а в 2001 г. по инициативе учителя в деревне Мартыново был создан Музей кацкарей — жителей Кацкой волости Мышкинского уезда.

Экскурсионно-туристическая деятельность

В 90-е годы начался новый этап в туристско-экскурсионной работе, чему способствовал бурный рост туристических фирм в Ярослав­ской области. К 2002 г. их насчитывалось 97. За этот же год в области было принято 476 тыс. туристов, 180 тыс. из которых составили иностранцы. Принципиально новая ситуация в туризме во многом определяется внима­нием к этой сфере органов местной власти. При её под­держке область была представлена на нескольких междуна­родных туристических биржах — в Лондоне, Риге, Мадриде.

Ведущая роль в развитии туризма, безусловно, принадлежит Ярославлю. В городе с 1994 г. туризм разви­вается в рамках специальной постоянно обновляемой про­граммы. Ее целью является, с одной стороны, организа­ция разумного досуга как для жителей области, так и для приезжающих сюда туристов, а с другой стороны, — это реальная возможность за счет турресурсов развивать эко­номику области.

На сегодняшний день культурный туризм занимает ведущее положение, чему способствует культурно-истори­ческое наследие города Ярославля, в котором насчитыва­ется 785 памятников истории и культуры, 5 крупных музеев. Их посещаемость неуклонно растёт. Если в 2001 г. их посетило 553,5 тыс. человек, то в 2003 г. — более 800 тыс. человек.

Новое отношение к туризму как сфере культурного до­суга проявилось практически во всех муниципальных ок­ругах области. Весьма показателен в этом отношении Уг­лич. Если в 2001 г. здесь было оказано туристических ус­луг на 757 тыс. рублей, то в 2002 г. уже на 1408 тыс. рублей. Такие темпы роста объясняются прежде всего под­держкой этой сферы со стороны главы округа.

Подобные примеры говорят не только о развитии ту­ризма как самостоятельной отрасли экономики, но и о расширении культурных объектов, что в свою очередь да­ет мощный толчок культурным процессам.

Включение центра г. Ярославля в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в июне 2005 г. также должно способ­ствовать развитию туризма в Ярославском крае.

Художественная жизнь

В состав группы вошли В. Затучный, Ю. Жарков, В. Клапша, М. Кораблев, Б. Лейфер, Г. и Д. Новиковы, В. Соколов. Председателем объединения стал Ю. Жарков.

Получили известность работы Н. Мухина, который был одним из авторов росписей возрождённого храма Христа Спасителя в Москве. Он стал первым ярославским художником, получившим звание члена-корреспондента Академии художеств России.

К концу 90-х годов Ярославское отделение Союза ху­дожников России насчитывало 178 членов. Регу­лярно проводились как областные, так и персональные вы­ставки. Так, в 1993 г. с успехом прошла выставка к 70-летнему юбилею Г. Дарьина и Г. Огаревой-Дарьиной, к 60-летию Н. Флоринского в 1994 г., мемориальная выставка к 70-летию со дня рождения С. Глушкова в 1996 г., к 75-летию народного художника России Ю. Семенюка в 1997 году и целый ряд других.

Последнее десятилетие XX в. характерно не только интенсивной выставочной деятельностью, раскрывавшей художественный потенциал края, но и знакомством с творчеством столичных и зарубежных художников, ко­торые неоднократно представлялись на многочисленных выставках ярославских музеев.

Градостроительство

1990-е годы принесли в градостроительство много новых идей. Так, в Рыбинске архитектор Н. Лосев создал архи­тектурный образ нового жилого дома в реконструирован­ной среде исторического центра. Искусствовед С. Андрее­ва, возглавлявшая авторский коллектив, совместно со спе­циалистами выполнила научно-исследовательские работы по схеме охраны памятников истории и культуры облас­ти.

Начались научно-проектные работы по воссозданию ан­самбля Петропавловского парка. Это стало продолжени­ем линии, начатой еще в конце 80-х годов, когда был соз­дан на озере Плещеево Переславский государственный природно-исторический парк.

Но активное строительство новых зданий по индивидуальным проектам началось уже в 2000-е годы.

Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.

Рязанцев Н.П., Салова Ю.Г. История Ярославского края. 1930-2005 гг. — Ярославль – Рыбинск: Рыбинский Дом печати, 2005. — 280 с.

Федюк Г.П., Герасимова А.А. "На поприще ума…": сто лет истории Ярославской областной универсальной научной библиотеки им. Н.А.Некрасова. – Ярославль, 2002.

Ярославский Союз художников. Альбом. – Ярославль, 2003.

Ярославский художественный музей. – Ярославль, 2007.

Союз архитекторов Ярославии. – Ярославль, 2008.

В конце 1991 года, а точнее 26 декабря распался Советский Союз. Это огромные территории, которые отделились друг от друга, братские народы, которые оказались по разные стороны границ, их культура, которая хоть и казалась похожей, но была разной. Именно с 91 года начинается история 15 отдельных стран, 15 знакомых, но уже других культур. Но здесь есть один большой плюс. Культурные особенности различных народов трансформируются намного медленней, чем государственные границы, в которых они находятся. Происходит некое размытие таких зон. Именно поэтому приграничные городки бывают сходи по менталитету, обычаям, архитектуре и общих интересах. В этот момент было разорвано огромное количество человеческих связей. Если раньше родственникам достаточно было приехать друг к другу, то теперь необходимо проходить через границу, таможню. Возникла проблема национальных меньшинств, которые проживают вне своих национальных центров. Гонения по национальному признаку. Стоит обозначить несколько признаков культуры на постсоветском пространстве. Первый — коммерциализация, которой — ослабление государственного контроля, третий — потеря идеалов, кризис системы нравственных ценностей, четвертый — огромное влияние западной массовой культуры, и последний — сокращение бюджетов в социально-культурной сфере. Разберем некоторые их аспекты. С запада к нам приходит мода на индивидуализм. В тоже время в стране поднимается уровень религиозности населения, всвязи с кризисными ситуациями. Начинают вещание новые теле- и радио- каналы, в том числе федеральные. А большинство эфирного времени — развлекательные программы. Начало развиваться образование, точнее его модели. И, что очень важно для культуры, ушла цензура. Но вследствие разрушенной экономики, она начала зависеть от политических элит и олигархов. Россиянам стала доступна культура запада — концерты, фильмы, газировка, жвачка. И всем это нравилось, но это медаль о двух сторонах. Писатели, спортсмены, ученые и многие творческие люди начали уезжать на запад, там они видели больше перспектив. Культура трансформировалась и изменялась семимильными шагами. В повседневный быт россиян вошли импортные автомобили, компьютеры, новейшая видео-, аудио- и фотоаппаратура на цифровой основе. Часть из них получила возможность отдыхать не только на отечественных курортах, но и в зарубежных странах, посещать их в качестве работников по найму и туристов. Переход от социализма к капитализму способствовал социальной дифференциации в обществе, появлению острых социальных противоречий, агрессивности у некоторой части населения. Широкий размах приобрели такие негативные явления, как преступность, коррупция, наркомания, алкоголизм, проституция и т.д. Строились и восстанавливались архитектурные памятники, именно после распада СССР архитекторы обрели второе дыхание, свободу, которой они никогда не видели.

Новые измерения культуры. Процесс глобализации, обусловленный бурным развитием современных информационных технологий и коммуникаций, всё глубже проникал в общественную жизнь, включая сферу культуры. Многие философы и культурологи характеризуют культуру информационного общества как постмодернизм, который несёт на себе печать разочарования в идеалах и ценностях эпохи Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс и торжество разума.

Главным инструментом культуры современного общества, по мнению многих учёных, становится мировая информационная сеть Интернет. Культура всё больше приобретает интернациональный характер.

Распад советского государства сопровождался отказом общества от советской официальной идеологии (марксизма-ленинизма). Общественные науки оказались в кризисе; перед их представителями стояла сложнейшая задача – заполнить образовавшийся идеологический вакуум и органически вписаться в мировую научную среду.

Дополнительный стимул к изучению многовековой истории России получили последователи славянофильской, либеральной и консервативной традиций русской общественной мысли.

Ухудшение материальных условий жизни многих людей сократило возможности получения образования их детьми, особенно в условиях постоянного увеличения доли платного образования в высших учебных заведениях.

Менялся повседневный уклад жизни людей. Демократизация общества способствовала повышению интереса россиян к культуре и быту других народов. У граждан нашей страны появилась возможность свободного выезда за границу, стал доступен международный туризм. Общедоступность любых культурных новинок стала обыденным явлением. При этом большинство населения почти всё свободное время проводило дома у телевизора, не имея средств посещать театры, путешествовать и т. д. Массовым стало чтение низкопробной литературы.


Служба во вновь открытом храме. Фото П. Кривцова


Знак ордена Святого апостола Андрея Первозванного – высшая государственная награда РФ.

В 1990-е гг. большие трудности переживала отечественная наука. Ассигнования государства на фундаментальные исследования были резко сокращены. Упала заработная плата учёных. Численность работающих в научно-технической сфере сократилась с 2,1 млн человек в 1990 г. до 800 тыс. в 2000 г. Резко снизился приток в науку молодых специалистов. Десятки тысяч учёных (прежде всего математиков, физиков, химиков, биологов) покинули Россию и нашли высокооплачиваемую работу в институтах и лабораториях зарубежных стран.


Звезда ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Восстановлены в 1998 г.

В поисках новых идеалов. В области литературы большую популярность приобрели писатели, работающие в постмодернистской манере, – В. Н. Войнович, Т. Н. Толстая, А. Г. Битов, В. О. Пелевин.

В конце 1980-х – начале 1990-х гг. в искусстве возрождалась религиозная тема (памятники протопопу Аввакуму, Серафиму Саровскому скульптора В. М. Клыкова); собственное видение исторических судеб России воплотил в своих композициях художник И. С. Глазунов.

С 1989 г. по инициативе выдающегося композитора Г. В. Свиридова стали проводиться ежегодные фестивали церковной православной хоровой музыки; возродилась традиция церковных звонов.

В отечественном кинематографе был подвергнут переосмыслению прошлый, советский опыт. Появились новые герои. Симпатией зрителей пользовались фильмы С. В. Бодрова, П. С. Лунгина, В. П. Тодоровского, П. Г. Чухрая, В. И. Хотиненко.

В конце XX столетия изменился облик Москвы. Многие районы исторического центра столицы (Патриаршие пруды, Остоженка, Сретенка, Ордынка) с застройкой XIX – начала XX в. реконструировались. Были воссозданы разрушенные в 1930-е гг. храмы и архитектурные памятники: Казанский собор, Воскресенские ворота Китай-города с часовней Иверской Богоматери, храм Христа Спасителя, церковь Бориса и Глеба на Арбатской площади и др.


Вопросы и задания

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 37. РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА

§ 37. РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА Новые измерения культуры. Процесс глобализации, обусловленный бурным развитием современных информационных технологий и коммуникаций, всё глубже проникал в общественную жизнь, включая сферу культуры. Многие философы и культурологи

§ 8. РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX в

§ 8. РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX в Образование и просвещение. Согласно Первой Всероссийской переписи 1897 г., доля грамотных людей в России составила 21,2 %. Однако это средние цифры. По отдельным регионам и слоям населения они колебались. Среди мужчин грамотных

§ 8. РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX в

§ 8. РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX в Образование и просвещение. Согласно Первой Всероссийской переписи 1897 г., грамотных людей в России было 21,2 %. Отмечалось, что грамотных мужчин в два раза больше, чем женщин. Среди горожан грамотных было 45 %, среди сельских

§ 5. Российская культура в 1990-е годы

§ 5. Российская культура в 1990-е годы Новые условия развития культуры. На развитие российской культуры в 90-е гг. большое влияние оказывали сложные процессы, происходившие в экономической, социальной и политической сферах. Государственное регулирование культурной жизни

Российская специфика

Культурная роль римской армии. Культура обыденная и культура сакральная

Культурная роль римской армии. Культура обыденная и культура сакральная Мы убедились, что солдаты играли важную экономическую роль, но делали это косвенным образом, поскольку подобная деятельность не составляла главного смысла их существования. Аналогичным было их

Ямная культура и культура шнуровой керамики

Ямная культура и культура шнуровой керамики К крупным историческим событиям конца IV — начала III тысячелетий относится возникновение огромной Ямной культурно-исторической общности, простиравшейся от южного Приуралья до Прутско-Днестровского междуречья. На севере ее

1.4. КУЛЬТУРА ВООБЩЕ, ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЦЕЛОМ

Тема 54 Российская культура в начале XX в.

Тема 54 Российская культура в начале XX в. ПЛАН1. Социально-исторические условия.1.1. Новый этап в развитии цивилизации: Экономика. – Социальное развитие. – Политические процессы. – Национальное самосознание.1.2. Новый этап в развитии культуры.1.3. Особенности художественной

61. Культура господствующая и культура угнетенных

61. Культура господствующая и культура угнетенных Мы уже не раз наталкивались на поразительные аналогии между фундаментальными особенностями крестьянской культуры, которую мы пытались реконструировать, и некоторыми передовыми тенденциями высокой культуры того

Культура айнов — охотничья культура

Культура айнов — охотничья культура Они не занимались земледелием.Основными отраслями их хозяйства были собирательство, рыболовство и охота, поэтому для айнов было жизненно важно сохранять равновесие в природной среде.Айны не допускали демографических

Читайте также: