Где казнили яна гуса ответ кратко

Обновлено: 08.07.2024

6 июля 1415 года на костре в городе Констант был сожжён Ян Гус. Он был ректором Пражского университета, одним из самых умных и талантливых людей эпохи. Он был предан императором, но не народом. Его смерть положила начало целой череде войн, которые устроил возмущённый народ.

Пара слов о Яне Гусе

Родился в 1369 году в бедной крестьянской семье. Отдан в монастырь в возрасте 10 лет. Он был очень любознательным и успевающим. Позже продолжает образование в Пражском университете, где получает степень бакалавра теологии, а потом и магистра свободных искусств. В 1400 году становится священнослужителем и начинает читать проповеди. Они становятся очень популярными, так как Гус говорит честно, открыто и без обиняков. Кроме того, Ян читает проповеди не на латыни, а на чешском для того, чтобы простые люди могли понимать, о чём там говорится. Его проповеди собирали до 3000 человек.

Гус делает головокружительную карьеру, становясь сначала деканом свободных искусств, а затем и ректором пражского университета. Особое влияние на Гуса оказывали труды Джона Виклифа . Он был почти еретиком, хотел донести мысль, что церковь обманывает людей, но делал это так, чтобы не попасть на костёр. Вот, допустим, две главные идеи из трудов Виклифа :

Проповеди Яна Гуса

Особо он критиковал поклонение святым вещам: будь это скатерть из Тайны Вечеря, волос ли с бороды Христа, пелёнка ли Христа, волосы лиМарии Магдалины, рука Лазаря и т.д. Он говорил — это нелепость. Для того времени это было, как сейчас ходить по минному полю.

Если собрать все кости святой Бригитты, то получится, что она была сороконожкой. Христос вознёсся на небо весь, поэтому никакие его части на земле остаться не могут. (Ян Гус)

Самой сокрушительной критике Яна Гуса подверглись индульгенции (хотя в 1492 году он сам на последние 4 гроша покупал их себе!). Грехи могут быть лишь отмолены, грехи нельзя искупить деньгами.

Конфликт с Папой Римским

Раз за разом Яна Гуса католическая церковь просила "угомониться" в своих обличительных проповедях. Так, в 1408 году и обвинены в ереси друзья Гуса: С танислав из Знойма и Стефан Палеч , которые позже отказались от своих убеждений.

В 1410 году антипапа Александр V издал буллу против Гуса, позволившую архиепископу пражскому, противнику реформатора, предпринять против него карательные действия. Проповеди Гуса были запрещены, все подозрительные книги собраны и сожжены. После сожжения книг вышел указ об отлучении от церкви Гуса и всех, кто распространяет труды Уиклифа . Однако власти поддержали Гуса, и его влияние среди прихожан продолжало расти. Противников Уиклифа даже избивали на улицах.

Заступник

Общественное мнение также было на его стороне, жители города устраивали шествия в поддержку проповедников, ими были сожжены две буллы Иоанна . Власти города казнили троих участников шествия.

Ян Гус не был гуманистом. Он был довольно жёстким человеком. Однако, когда в ходе погромов схватили лидеров, которые как считал Гус, неверно поняли его проповеди и из-за этого творили все погромы. Ян Гус выступил с речью, в которой просил снисхождения к мятежникам. Ему ответили удовлетворительно, заявив, что никто не будет казнён. Однако не успел Гус дойти до своей Вифлеемской часовни, как мятежникам отрубили головы, но их привезли в Вифлеемскую часовню и совершили за них мессу как за мучеников.

А судьи кто?

В своём желании заработать Церковь вышла на новый уровень. Так, в 1512 году индульгенции стали отпускать не только совершённые грехи, но даже те, которые будут совершены. Можно пойти в Церковь и купить абонемент на грехи, как в спортзал сейчас.

Яна Гуса вызовет в суд неаполитанец Бальтазар Косса — бывший пират, купивший кардинальскую шляпу. А теперь он уже в качестве Папы Римского, вызывающего Яна Гуса на вселенский собор в Констанце .

Констанцский собор

Цель собора -—прекратить разложение католической Церкви, прекратить шатания в её "головах и членах". Под головой имеются ввиду Папы Римские, которых было уже трое. Они придавали друг друга анафеме, отлучали от Церкви и проклинали. Собор низложил всех троих.

Вторая цель — прекращения разброда "внизу" Церкви. Сюда и попадал Ян Гус. Его учение выбивалось из общего ряда, его идеи прямо угрожали стабильности Церкви. Он всё же прибывает на Констанцский собор . Хотя и его отговаривали и друзья, и ученики, и знакомые, он всё-таки поехал. Сигизмунд предоставляет охранную грамоту, которая даёт ему неприкосновенность. Однако, как считают ряд специалистов, это был скорее просто паспорт, дающий право на появление на соборе, пересечение границы и так далее.

Гус едет по двум причинам.

  1. "Я докажу,"считал Гус. Но. не получилось. Он был освистан. Кардиналы и архиепископы ненавидели его. Они освистали его, топали и кричали. Они не дали сказать ему ничего.
  2. "Представьте себегусь ещё не зажарен,"писал Ян Гус своим друзьям. Он надеялся, что в случае его сожжения это всколыхнёт Империю и его учение победит.

Яну Гусу предлагают отречься, тогда его возможно ещё помилуют. Ему предлагают сделать это, когда он уже на костре. Гус отказывается предать свои идеи — Гус выбирает смерть.

Как вы считаете правильно ли поступил Гус, что поехал на собор? Согласны ли вы с Гусом о необходимости реформ в Церкви? Ян Гус — безумный фанатик или тонкий стратег? Пишите своё мнение в комментарии. Если понравилась статья — ставьте лайки и подписывайтесь. Спасибо за прочтение!


6 июля 1415 года в Констанце (город в Германии на границе со Швейцарией) был сожжен на костре вместе со своими трудами Ян Гус — национальный герой чешского народа, проповедник, мыслитель, идеолог чешской Реформации. Казнь Гуса вызвала гуситские войны (1419—1434).

Ян Гус родился в городке Гусинец в Южной Чехии в 1369 г. Он поступил в Пражский университет, в 1396 г. получил степень магистра искусств и начал читать лекции. Через четыре года он принял священство и вскоре стал деканом философского факультета. Почти одновременно он начал и проповедническую деятельность.

Ещё в середине 1380-х в Чехии стали распространяться труды английского реформатора Джона Уиклифа. Под влияние идей Уиклифа попал и Гус. Во время Великого западного раскола (схизмы) в римско-католической церкви Гус был в числе тех, кто сохранял нейтралитет по отношению к противоборствующим сторонам.

Гус выступал как против индульгенций, так и против права иерархов христианской церкви поднимать меч на их врагов. В результате в 1411 году папа Иоанн XXIII отлучил Гуса от церкви (интердикт). Чтобы не подвергать интердикту всю Прагу, Гус по совету короля уехал в Южную Чехию где шляхта не подчинялась решениям папы. Там он продолжил открыто критиковать церковную и светскую власть.


Ян Гус, безусловно является самым популярным человеком в Чехии. Ему и памятников больше всех установлено и даже национальный праздник в честь него учрежден 6 июля, в день его казни.


Проповедь Яна Гуса.

В России никогда не было войн и крупномасштабных мятежей из-за теологических споров или из-за казни кого бы то ни было. Ни казнь идеолога старообрядства Аввакума в 1682 году, ни казни священнослужителей после Октябрьской революции народ на войну не поднимали, хотя Россия считалась религиозной страной, и иностранцы поражались, как в ней все истово молятся.

Тем более, вероятно, для россиян в современных реалиях непонятно, что же такого кощунственного говорил Ян Гус в своих проповедях, за что его сожгли на костре. И то, что пишут в официальных источниках, ситуацию не разъясняет, а еще более запутывает. В этой связи есть резон, рассмотреть ситуацию в Чехии XV века через призму недавних событий в Российской истории.

Итак, во времена Яна Гуса Чехия (Богемия) входила в состав Священной Римской империи. У Чехии был свой король, но над ним главенствовал император из династии Габсбургов, а местные церковнослужители подчинялись римским понтификам. В самой Чехии главные роли играли немцы – саксонцы и баварцы. Самыми богатыми представителями общества – бюргерами или крупнопоместными дворянами в основном были немцы или онемеченные чехи. А чистокровные чехи преобладали среди крестьян, ремесленников и мелких дворян.

Ян Гус был из тех чехов, которые сумели добиться высокого положения в своей стране. Он был назначен деканом философского факультета Пражского университета. Но при этом еще и занимался литературным трудом на родном языке. Причем он упростил его, что облегчило распространение грамотности в народе. Гус стал основоположником чешской латинской графики с диакритическими значками, в результате чего процесс чтения и письма стал проще и ближе к нормам устной речи. Кроме этого, Гус перевел на чешский язык Библию, что по тем временам считалось большим кощунством. Например, в Англии выкопали и сожгли останки первого переводчика Библии на английский язык Джона Уиклифа. Гус был последователем Уиклифа и активно проповедовал его идею о том, что люди должны сами читать Библию на понятном им языке. Это стало одной из причин его казни.


А самое главное, Гус покусился на церковные доходы. Он говорил, что нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. Опять же по аналогии можно представить, что кто-нибудь из советского кабинета министров вдруг заговорил о необходимости перевода плановой экономики на рыночные рельсы.


В 1414 году Гус был вызван на Констанцский собор на своего рода суд. Он понимал, что это чревато для него казнью, но поехал, тем более, что германский король Сигизмунд Люксембургский дал ему охранную грамоту. В Констанце Яна арестовали и заключили в одной из комнат дворца. Первое время условия его содержания были неплохими, но потом Констанцский архиепископ посадил его на хлеб и воду.


В конце концов, на Яна Гуса был составлен обвинительный акт из 42 пунктов. И он был приговорен к смерти. Говорят, что богослов обратился к королю Сигизмунду, присутствовавшему на соборе, и напомнил ему об охранной грамоте. На что тот якобы ответил:

— Я действительно обещал тебе, еретик, безопасный проезд. Но он касался только дороги сюда. Обратный же путь я тебе не обещал.



6 июля 1415 года Яна Гуса вывели на главную площадь Констанца. Первым делом он поблагодарил своих тюремщиков, после того как они передали его в руки палачей. А заплечных дел мастера сняли с него черный кафтан, оставив в одной рубашке. А потом привязали богослова к вертикальному столбу. Стянули веревками в шести или семи местах. Надо полагать, что до этого палачам приходилось иметь дело с обычными преступниками и опыта казнях еретиков у них не было. Поскольку епископы указали им на ошибку:



В этот момент герцог Баварский, подойдя к нему, предложил отречься от своего учения.

— Нет, я никогда не проповедовал ложных доктрин, и то, что говорил своими устами, я подпишу моей кровью, — ответил Гус.

— Я-то Гусь! Но за мной прилетит Лебедь!.

Эти слова прозвучали как угроза. Позже эту фразу стали трактовать, как пророчество о пришествии через сто лет реформатора Мартина Лютера.

Когда пламя поглотило Гуса, он запел церковный гимн. А после окончания казни палачи разворошили костер, достали его сердце, насадили на палку и поджарили словно на вертеле. Епископы же тщательно собрали весь пепел, оставшийся от тела Гуса, и выбросили в Рейн, чтобы память о нем была стерта с лица земли. Однако во многом благодаря своей мученической смерти он, напротив, остался в истории.

При жизни Ян Гус своими проповедями пробуждал у чехов национальное самосознание. А окончательно его разбудила смерть проповедника. Когда чешские крестьяне, оказавшиеся отличными воинами, во время Гуситских войн били немецких, австрийских, венгерских, польских и итальянских рыцарей, они верили, что этим мстят за Яна Гуса.


За 100 лет до Лютера, сформулировавшего 95 тезисов о злоупотреблениях в церкви, со схожими идеями выступал Ян Гус.

1.jpg

Реформация: истоки

Ян Гус родился около 1369 года (точная дата неизвестна) в селе Гусинец. Крестьянин по происхождению, Ян смог окончить монастырскую школу и поступить в Пражский университет, где он получил степень бакалавра теологии, а потом ещё и магистра свободных искусств (степень, аналогичная доктору философии). В родном университете он был деканом факультета свободных искусств, несколько раз занимал пост ректора и одновременно был настоятелем и проповедником Вифлеемской часовни в Праге. Её построили на средства рыцаря Гануша Мюльгейма и купца Кржижа Крамаржа специально для проповедей на чешском языке.

3.jpg

Считая себя верным сыном церкви, Гус в своих проповедях выступал с критикой той системы, которая сложилась в ней к 14−15 вв. В этом он был последователем другого отца Реформации — англичанина Джона Уиклифа.

2.jpg

Также он выступал с критикой продажи индульгенций, торговли церковными должностями, полагал необходимым конфисковать церковное имущество. Главным занятием священников Уиклиф считал проповедь, то есть призывал духовенство к беспрекословному исполнению своего долга. Чтобы самые простые люди могли прочитать Писание, Уиклиф перевёл Библию на английский язык, что вызвало волну возмущения, однако его перевод быстро разошёлся по стране.

Великий раскол и казнь Яна Гуса

Архиепископ включил Гуса в состав комиссии, которая должна была установить достоверность чудес, имевших место в небольшом городке, который сейчас находится на территории Германии. Во время пожара в местном храме огонь был якобы залит кровью Христовой. Однако Гус выступил с резким заявлением: вера должна приходить не через чудеса, а через слово божие. В итоге архиепископ запретил паломничество в Вилснак, а Гус стал призывать духовенство к честности, целомудрию и обличать злоупотребления, которые имели место, напоминая, что у церкви один глава — Христос.

Гус также полагал, что нельзя взимать плату за таинства, что сборы, которые делают священники с паствы, должны быть минимальными, а верующие, подчиняясь церковным догматам, должны сами размышлять над Писанием и делать выводы. А также искать правду, даже если это ставит под угрозу благополучие и саму жизнь.

5.jpg

В 1402—1403 гг. Пражский университет осудил 45 тезисов Уиклифа, последователем которого был Гус. Не только он, но и другие магистры университета выступили в поддержку учения англичанина, заявив, что тезисы, вырванные из контекста, искажены. Официальная позиция относительно учения Уиклифа в Чехии не была однозначной: его то запрещали, то разрешали вновь. Соответственно, и позиции Гуса то ослабевали, то укреплялись.

К примеру, в 1409 году Вацлав IV подписал Кутногорский декрет о реформировании Пражского университета, в котором чехи наконец получили преимущество над немцами. При решении всех вопросов, касавшихся жизни университета, чехи имели три голоса против одного немецкого. Как раз в этот период Гус получил место ректора, его позиции усилились. Но уже в 1410 году против него издали буллу, а потом и предали анафеме. Ситуация усугублялась тем, что как раз в это время произошел Великий раскол Римской церкви; одновременно на папском престоле сидели два, а потом и три папы, и они могли принимать совершенно противоположные решения.

В 1411 году пражский архиепископ напрямую обвинил Гуса в ереси. Вацлав IV, опасаясь серьёзных санкций, предложил богослову на время уехать в южную Чехию, что тот и сделал. Но в 1414 году проповедника вызвали на Констанцский собор, который должен был прекратить Великий раскол. Король Германии Сигизмунд I обещал выдать Гусу охранную грамоту, поэтому богослов отправился на собор без опасений. На деле документ, который он получил, был обычной подорожной. Гуса обвинили в ереси, а также в том, что он способствовал изгнанию немцев из Пражского университета, и потребовали отречься от своих взглядов. Гус же был готов их обсуждать, вести дискуссию, но не отказываться от убеждений: он хотел, чтобы ему доказали, что он еретик.

4.jpg

Сегодня Гус признан реформатором, Папа Римский Иоанн Павел II выражал сожаление, что богослов был сожжён. Учение Гуса названо способствующим объединению церквей, а в Чехии существует отдельная гуситская церковь. Однако реабилитация Яна Гуса, признанного еретиком, не состоялась до сих пор.

Читайте также: