Зарождение итальянской оперы кратко

Обновлено: 05.07.2024

В течение первой половины XVII в. опера постепенно формировалась как жанр, приобретая новое направление в своем развитии: выйдя за пределы узкого круга флорентийских поэтов и музыкантов, она соприкоснулась с широкой аудиторией в Мантуе, в Риме, затем в Венеции, где в 30-х гг. XVII в. был открыт первый в мире постоянный оперный театр. Камерные спектакли флорентинцев сменились пышными театральными постановками; в то же время музыка стала брать перевес над текстом — декламационный стиль постепенно вытеснялся кантиленой.

Наивысшее достижение итальянской оперы XVII в.— творчество двух замечательных композиторов: Клаудио Монтеверди (1567—1643) и Алессандро Скарлатти (1660—1725).

Монтеверди работал в Мантуе, а затем в Венеции, где создал лучшие свои сочинения. Это был первый великий оперный композитор, воплотивший на театральной сцене сильные характеры и большие страсти. Он обогатил оперу рядом новых музыкально-выразительных средств; напевную декламацию соединил с кантиленой; мелодику, гармонию и оркестровое письмо подчинил драматическому замыслу. Опередив свою эпоху, Монтеверди шел по пути создания реалистической музыкальной драмы.

В спектаклях последующих итальянских композиторов драматическое содержание постепенно отходило на второй план; при Этом в оперной музыке все больше и больше возрастала роль виртуозного пения.

Развитие итальянской оперы во второй половине XVII и в XVIII в. связано с пышным расцветом вокального искусства. Творчество А. Скарлатти положило основание прославленной неаполитанской школе, которая на рубеже XVII и XVIII вв. заняла главенствующее место, принадлежавшее ранее венецианской школе. Переняв опыт флорентийских, римских и венецианских мастеров, неаполитанцы использовали их творческие достижения.

В Неаполе окончательно сложился жанр итальянской оперы, где музыка господствовала над текстом, где определились типы вокальных форм и достигло высокого расцвета певческое искусство. Замечательные итальянские певцы прославились по всему миру не только прекрасными голосами, но и высочайшим вокальным мастерством, получившим название bel canto. Однако на протяжении XVIII в. искусство bel canto постепенно принимало все более внешний, виртуозный характер. Лучшие итальянские певцы владели творческим даром импровизации; исполняя арии, они варьировали их и импровизировали каденции. Пытаясь подражать прославленным мастерам bel canto, менее талантливые вокалисты часто переходили в своем исполнении границы художественно оправданного.

На заре всколыхнувшего всю Италию национально-освободительного движения (первые десятилетия XIX в.) эстетическим выразителем прогрессивных идей становится литературный романтизм. Первые итальянские романтики, участники революционного движения поэты-карбонарии, считали основной задачей искусства и литературы служение народу. Они боролись за развитие национальной культуры, призывали к изучению жизни народа, его дум и чаяний, истории и искусства.

Воспитывая в итальянском народе национальное самосознание, они призывали страну к объединению и к свержению ига поработителей.

Национально-освободительное движение нашло отражение и в оперном искусстве, вдохнув в него веяние современной жизни. Новое направление в опере сформировалось под прогрессивным воздействием итальянского литературного романтизма. Отказываясь от традиционных мифологических сюжетов, итальянские композиторы обращались к человеку, к его душевному миру.

Творчество гениального Россини и его младших современников и последователей — Винченцо Беллини (1801—1835) и Гаэтано Доницетти (1797—1848) — лучшие достижения итальянского оперного искусства в первой трети XIX в. Эти композиторы обновили музыкальный язык итальянской оперы, насытив его прекрасными мелодиями, интонационно близкими к народной песне. Они умели создавать мелодии, в которых выявлялись лучшие стороны дарования певцов. С именами Россини, Беллини и Доницетти связана исполнительская деятельность таких великих певцов, как Дж. Паста, Дж. Рубини, М. Малибран, А. Тамбурини, Л. Лаблаш, Дж. Гризи, утверждавших славу итальянской оперы на всех европейских сценах.

Созданию полноценных оперных либретто мешала рутина, царившая в оперных театрах. Даже тогда, когда либретто писали лучшие поэты того времени — такие, как знаменитый Феличе Романи, — когда либреттисты обращались к произведениям классиков мировой литературы, они укладывали сюжеты в стандартную схему, что неизбежно обедняло их.

Из идейно-драматического кризиса вывел итальянскую оперу Джузеппе Верди (1813—1901), смелый новатор, горячий, убежденный и последовательный поборник реалистических принципов итальянской литературы эпохи национально-освободительного движения.

Если основоположником национальной оперной школы был Россини, то в творчестве Верди она достигла наивысшего расцвета. Композитора, равного Верди по значению и по силе дарования, Италия не имела ни при жизни Верди, ни после его смерти. Первые героические оперы композитора, появившиеся в 40-х гг., были рождены нараставшим подъемом революции, когда все культурные силы страны включились в освободительное движение. Убежденный демократ и патриот, Верди создавал искусство высоко-идейное и вместе с тем доступное широким массам. Величайшая заслуга музыканта в том, что с первых творческих шагов, опираясь на традиции национальной оперы и отстаивая национальную самобытность, он шел по пути новаторства, по пути неутомимых поисков драматической правды.

Проницательный художник и прирожденный драматург, он понял, что формальная рутина, равнодушие к драматическому содержанию завели итальянскую оперу в тупик. Осознав, что в схематизме построения коренятся основные дефекты итальянских опер, он вел неутомимую борьбу за создание драматически полноценных либретто и активно руководил работой своих либреттистов.

Верди постоянно стремился к реалистической жизненности характеров и драматических ситуаций. Он искал новые драматически-правдивые формы. Все выразительные средства в опере он старался подчинить выявлению основной идеи.

В 70—80-х гг. прошлого века в итальянской опере, переживавшей период исканий и борьбы направлений, двумя полюсами, вокруг которых группировались музыкальные силы, были имена Верди и Вагнера. Увлечение немецкими романтиками — и особенно Вагнером,— стремление подражать им захватило значительную часть итальянской молодежи. Увлечение это, сводившееся нередко к простому подражанию, имело свои положительные и отрицательные стороны.

К веризму в значительной мере примыкает и творчество наиболее выдающегося среди итальянских композиторов XX в. Джакомо Пуччини (1858—1924), не избежавшего в своих ранних операх влияния немецкого романтизма. По основным творческим устремлениям и по характерным чертам стиля Пуччини — верист, хотя многое в его творчестве выходит за пределы веризма. Пуччини — наиболее талантливый и многогранный среди композиторов этого направления.

Веризм Пуччини проявляется прежде всего в его отношении к оперному сюжету. В обыденной, неприкрашенной жизни Пуччини находит материал для глубоко волнующей драмы. Музыкальная речь его всегда эмоционально правдива. По богатству и свежести музыкального языка композитор выделяется среди своих современников — веристов. И хотя Пуччини не смог подняться в творчестве до реалистических вершин Верди, но по эмоциональной непосредственности воздействия музыки, по органической ясности мелодики, по силе и яркости драматического дарования он — прямой наследник Верди и подлинно итальянский художник.

Лучшее наследие итальянской классической оперы — творчество Россини, Беллини, Доницетти, Пуччини и, в особенности, Верди. Произведения этих композиторов входят в репертуар большинства музыкальных театров, неизменно звучат в концертах и по радио.

По масштабу творческого дарования и роли в музыкальном театре рядом с Пиццетти может быть поставлен лишь Джан Франческо Малипьеро (1882—1973). Как и многие итальянские композиторы XX в., он прошел через увлечение импрессионизмом, сказавшееся в особом внимании к оркестровой красочности. Но уже в 20-х гг. этот композитор обратился к глубокому изучению итальянских мастеров барокко и Ренессанса и стал приверженцем широко распространившегося неоклассицизма. Посвятив много времени и сил редактированию и реставрации сочинений Клаудио Монтеверди и Антонио Вивальди, Малипьеро сам подвергся сильному стилистическому воздействию этих композиторов. Большое значение в формировании его стиля имела также диатоническая мелодика старинной народной песни и григорианского хорала.

Музыка Даллапиккола глубоко выразительна, хотя сложность его музыкального языка и препятствует временами легкому восприятию его сочинений.

Актёры древнего музыкального театра были универсальны: помимо декламации они могли с лёгкостью петь, танцевать и даже играть на музыкальном инструменте. И это не удивительно. Ведь музыка влияет на подсознание человека намного сильнее чем жест или даже слово. Она может сделать неясное – понятным, заставить человека грустить или радоваться.

Эволюция сильно развернула музыкальный язык. В эпоху барокко был культ церкви, господствовало многоголосие и органная музыка. Но как правило, вектор развития любого вида искусства во многом подчиняется интересам общества. Так в XVI-XVII веке на смену средневековому засилью церкви пришла светская культура с её интересом к человеческой личности.

Под воздействием гуманистических идей эпохи Возрождения, многие Европейские культуры начали искать новый тип музыкально-театрального спектакля. Лидером в этих поисках стала Италия, именно там изначально зародился новый вид драматического искусства, в котором музыка служит основой действия – опера.

Зарождение оперы в Италии

Композиторы Якопо Пери, Джулио Каччини, теоретик и композитор Винченцо Галилей, поэт Оттавио Ринуччини, ученый филогог Джироламо Меи – прогрессивные миценаты, которые хотели возродить древнегреческую трагедию. Но тексты древних пьес, их глубина, насыщенность сложнейшей трудно сочетались с полифонической музыкой, которая главенствовала в то время.

Очень важно было чётко доносить слова, сохранять их интонацию и эмоциональную окраску. Поэтому, один из участников камератты, Винченцо Галилей, отец знаменитого физика и астронома, предлагает заменить многоголосное пение одноголосным. Так появился новый музыкальный стиль – сольное пение: передача художественного содержания с помощью голосового интонирования. У этого стиля есть несколько видов: акапелла, вокализ, речитатив.

Зарождение оперы в Италии

Алессандро Скарлатти

Сегодня опера – высокоинтеллектуальное искусство и считается самым популярным жанром в мире. Со временем она видоизменилась. Её музыкальный язык стал более сложным, а драматургия более развитой. У неё появилось много разных стилей и форм. Например, развлекательную функцию теперь несут в себе такие жанры как мюзикл и оперетта. Но, даже в наши дни, какой бы ни была постановка, если её приняла итальянская публика, то мировой успех этому шедевру гарантирован.

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Опера. История зарождения

Опера — это музыкально-драматическое произведение для театра, где речь заменяется пением. Зародился этот жанр в Италии. А именно — во Флоренции, в конце XVI века. Джованни Барди, богатый обожатель искусства, собрал в своём доме Флорентийскую камерату — содружество талантливых музыкантов и поэтов.


Итальянская опера XVII века

С тех пор, зародившись в Италии, опера начала активно завоёвывать весь мир…


Комментировать

А вы знаете, что впервые в мире опера как вид музыкального произведения появилась в Италии?

Опера – это синтез слова, действия и музыки. Развитие классической итальянской оперы началось в 16 столетии. Затем этот вид искусства завоевал популярность в Европе. Об истории итальянской оперы, расскажем в нашей статье.

Итальянская опера – история развития

Возникновение оперы в Италии

Популярным становится музыкальное исполнение, поскольку уже в 18 столетии интенсивно расцветает вокал. Сам А. Скарлатти создал неаполитанскую школу, в которой отдавалось предпочтение музыке, а не текстам. Итальянские певцы завоевывают популярность у зрителей, композиторы уходят в тень, а музыка приобретает оттенок вокала. Школа А. Скарлатти вырастила два направления итальянской оперы - опера seria (серьезная) и опера buffа (комическая). Комическая опера интенсивно развивалась и становилась популярной. Ее основу составляли комедийные сюжеты, сопровождавшиеся веселыми песнями. Эта опера служила некой пародией современной жизни, демонстрировала человеческие недостатки. Она стала альтернативой серьезной, скучной опере, заставляющей зрителей засыпать под длинные арии. Таким образом, эти жанры существовали отдельно друг от друга до XIX века.

Итальянская опера – история развития

В XIX веке оперу в Италии развивали композиторы, ставящие акцент на внутреннем мире человека. Д. Россини создал новую школу и продолжил развитие оперы buffa, которая достигла пика своего становления при его непосредственном участии. Затем его усилия продолжили В. Беллини, Г. Доницетти. Их мелодии возродили народные песни солнечной страны.

В дальнейшем развитие оперы в Италии принадлежит Д. Верди. Своим творчеством композитор старался демонстрировать характеры и ситуации, постоянно искал новые формы выражения. Для него, текст и музыка – всегда едины.

Итальянская классическая опера представлена известными композиторами - Д. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, Д. Верди. Произведения этих знаменитых теноров до сих пор входят в репертуар современных оперных и музыкальных певцов.

А вы слушаете итальянскую оперу? Расскажите в комментариях.

Читайте также: