Феодализм в египте кратко

Обновлено: 06.07.2024

И. А. ЛАДЫНИН ( IVAN LADYNIN )

Рубрика: Интеллектуальная история сегодня

Ладынин И. А. Концепция феодализма на древнем Востоке и работы В.В Струве 1910-х – начала 1930-х гг. // Диалог со временем. 2019. Вып. 69. С. 251-267.

Ключевые слова: древний Восток, общество, государство, экономика, феодализм, Г. Масперо, Э. Мейер, В.В. Струве

В статье рассмотрены истоки концепции феодализма на древнем Востоке в трудах Г. Масперо и Э. Мейера, а также проведен анализ работ В.В. Струве – одного из приверженцев этой концепции в 1920-е – начале 1930-х гг. В них ученый не стремился ее обосновать, считая бесспорной, а скорее пользовался ее готовыми понятиями в своих построениях, актуальных в идеологической ситуации того времени.

Keywords: Ancient Orient, society, feudalism, G. Maspero, Ed. Meyer, V.V. Struve

The article discusses the bases for the concept of feudalism at Ancient Orient in the works by G. Maspero and Ed. Meyer. The analysis of works by V.V. Struve, a devotee of this concept till the early 1930s, shows that he did not try to substantiate it in any way as he considered it doubtless. He rather used its notions in his own schemes, which were topical in the ideological situation of the period.

БИБЛИОГРАФИЯ / REFERENCES

Алмазова Н.С. На рубеже эпох: лекционные курсы М.М.Хвостова по древней истории в преподавании 1900–1920-х гг. // SA. 2017. Т. VI. С. 313-326 [Almazova N.S. Na rubezhe epokh: lektsionnye kursy M.M.Khvostova po drevney istorii v prepodavanii 1900–1920-kh gg. // SA. 2017. T. VI. S. 313-326].

Алпатов В.М. История одного мифа: Марр и марризм. Изд. 3-е. М.: УРСС, 2011. 284 с. [Alpatov V.M. Istoriya odnogo mifa: Marr i marrizm. Izd. 3-e. M.: URSS, 2011. 284 s.].

Берлев О.Д., Дандамаев М.А., Фихман И.Ф. К 100-летию со дня рождения академика Василия Васильевича Струве // ВДИ. 1989. № 1. С. 244-250 [Berlev O.D., Dandamaev M.A., Fikhman I.F. K 100-letiyu so dnya rozhdeniya akademika Vasiliya Vasil'evicha Struve // VDI. 1989. № 1. S. 244-250].

Большаков А.О. В.В. Струве // Портреты историков: Время и судьбы. Т. 2: Всеобщая история / Отв. ред. Г.Н. Севостьянов и др. М.; Иерусалим, 2000. С. 41-52 [Bol'shakov A.O. V.V. Struve // Portrety istorikov: Vremya i sud'by. T. 2: Vseobshchaya istoriya / Otv. red. G.N. Sevost'yanov i dr. M.; Ierusalim: Universitetskaya kniga; Gesharim, 2000. S. 41-52].

Володьков О.П. Концепция торгового капитализма М.Н. Покровского в советской исторической науке (1918–1932 гг.). Омск: Изд-во ОмГУ, 2011. 567 с [Volod'kov O.P. Kontseptsiya torgovogo kapitalizma M.N. Pokrovskogo v sovetskoy istoricheskoy nauke (1918–1932 gg.). Omsk: Izd-vo OmGU, 2011. 567 s.].

Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. М.: Советская Россия; Октябрь, 1991. 624 с [Voslenskiy M.S. Nomenklatura. Gospodstvuyushchiy klass Sovetskogo Soyuza. M.: Sovetskaya Rossiya; Oktyabr', 1991. 624 s.].

Выдающийся русский востоковед В.С. Голенищев и история приобретения его коллекции в Музей изящных искусств (1909–1912). М.: Советский художник, 1987. 344 с. [Vyda-yushchiysya russkiy vostokoved V.S. Golenishchev i istoriya priobreteniya ego kollektsii v Muzey izyashchnykh iskusstv (1909–1912). M.: Sovetskiy khudozhnik, 1987 344 s.]

Горфункель А.Х. Моя школа, мои университеты… СПб.: Санкт-Петербург, 2017. 410 с. [Gorfunkel' A.Kh. Moya shkola, moi universitety… SPb.: Sankt-Peterburg, 2017. 410 s.].

Гуревич А.Я. История – нескончаемый спор. М.: РГГУ, 2005. 889 с. [Gurevich A.Ya. Istoriya – neskonchaemyy spor. M.: RGGU, 2005. 889 s.].

Гутнова Е.В. Историография истории средних веков. М.: Высшая школа, 1985. 479 с. [Gutnova E.V. Istoriografiya istorii srednikh vekov. M.: Vysshaya shkola, 1985. 479 s.].

Демидчик А.Е. Доменные владения древнеегипетской гераклеопольской монархии // ВДИ. 2007. № 2. С. 3-18 [Demidchik A.E. Domennye vladeniya drevneegipetskoy gerakleopol'skoy monarkhii // VDI. 2007. № 2. S. 3-18].

Дискуссия об азиатском способе производства. По докладу М.С. Годеса. Изд. 2-е. М.: УРСС, 2009. 184 с. [Diskussiya ob aziatskom sposobe proizvodstva. Po dokladu M.S. Godesa. Izd. 2-e. M.: URSS, 2009. 184 s.].

Дьяконов И.М. Книга воспоминаний. СПб.: Европейский дом, 1995. 766 с. [D'yakonov I.M. Kniga vospominaniy. SPb.: Evropeyskiy dom, 1995. 766 s.].

Емельянов В.В. Ритуал в древней Месопотамии. СПб.: Азбука-классика; Петербургское востоковедение, 2003. 320 с. [Emel'yanov V.V. Ritual v drevney Mesopotamii. SPb.: Azbuka-klassika; Peterburgskoe vostokovedenie, 2003. 320 s.].

Емельянов В.В. В.В. Струве как историк месопотамской религии. Часть 1 // Религиоведение. 2016. № 3. С. 136-151 [Emel'yanov V.V. V.V. Struve kak istorik mesopotamskoy religii. Chast' 1 // Religiovedenie. 2016. № 3. S. 136-151.].

Ильин-Томич А.А. Социальный переворот в Египте в трудах В.В. Струве // ВУДП. 2016. № 2(4). С. 35-46 [Il'in-Tomich A.A. Sotsial'nyy perevorot v Egipte v trudakh V.V. Struve // VUDP. 2016. № 2(4). S. 35-46.].

Качановский Ю.В. Рабовладение, феодализм или азиатский способ производства? М.: Наука, 1971. 288 с. [Kachanovskiy Yu.V. Rabovladenie, feodalizm ili aziatskiy sposob proizvodstva? M.: Nauka, 1971. 288 s.].

Ким О.В. Проблема азиатского способа производства в советской историографии (20-е гг. – начало 90-х гг.). Дисс. к.и.н. Кемерово, 2001. 234 с. [Kim O.V. Problema aziatskogo sposoba proizvodstva v sovetskoy istoriografii (20-e gg. – nachalo 90-kh gg.). Diss. k.i.n. Kemerovo, 2001. 234 s.].

Крих С.Б. Образ древности в советской историографии. М.: КРАСАНД, 2013 (Размышляя о марксизме). 320 с. [Krikh S.B. Obraz drevnosti v sovetskoy istoriografii. M.: KRASAND, 2013 (Razmyshlyaya o marksizme). 320 s.].

Крих С.Б. В.В. Струве и марризм // ВУДП. 2016. № 2(4). С. 47—72 [Krikh S.B. V.V. Struve i marrizm // VUDP. 2016. № 2(4). S. 47—72].

Крих С.Б. История поражения: Н.М. Никольский в борьбе за понимание общественного строя древневосточных обществ // Восток (Oriens). 2018. № 1. С. 13-22 [Krikh S.B. Istoriya porazheniya: N.M. Nikol'skiy v bor'be za ponimanie obshchestvennogo stroya drevnevostochnykh obshchestv // Vostok (Oriens). 2018. № 1. S. 13-22].

Ладынин И.А. Замечания к интерпретации архаических социальных терминов древнего Египта // Lanterna nostra. К юбилею профессора И.Л. Маяк. СПб.: Алетейя, 2014. С. 3-49 [Ladynin I.A. Zamechaniya k interpretatsii arkhaicheskikh sotsial'nykh terminov drevnego Egipta // Lanterna nostra. K yubileyu prof. I.L. Mayak. SPb.: Aleteyya, 2014. S. 34-49].

Ладынин И.А. Труд Манефона Севеннитского и история Египта I тыс. до н.э. в исследованиях В.В. Струве // ВУДП. 2016. № 2(4). С. 73-104 [Ladynin I.A. Trud Manefona Sevennitskogo i istoriya Egipta I tys. do n.e. v issledovaniyakh V.V. Struve // VUDP. 2016. № 2(4). S. 73-104].

Льготная Дашурская грамота царя Пиопи I-го VI династии. Перевод // Древний мир в памятниках его письменности. Ч. 1: Восток / Под ред. Б.А. Тураева и И.Н. Бороздина. М.: б. и., 1915. С. 15-16 [L'gotnaya Dashurskaya gramota tsarya Piopi I-go VI dinastii. Perevod // Drevniy mir v pamyatnikakh ego pis'mennosti. CH. 1: Vostok / Pod red. B.A. Turaeva i I.N. Borozdina. M.: b. i., 1915. S. 15-16].

Неронова В.Д. Формы эксплуатации в древнем мире в зеркале отечественной историографии. М.: Изд-во Перм. ун-та, 1992. 312 с. [Neronova V.D. Formy ekspluatatsii v drevnem mire v zerkale otechestvennoy istoriografii. M.: Izd-vo Perm. un-ta, 1992. 312 s.].

Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. Изд. 2-е. М.: Наука, 1977. 360 с [Nikiforov V.N. Vostok i vsemirnaya istoriya. Izd. 2-e. M.: Nauka, 1977. 360 s.].

Постовская Н.М. Изучение древней истории Ближнего Востока в Советском Союзе (1917–1959 гг.). М.: Изд. АН СССР, 1961. 438 с. [Postovskaya N.M. Izuchenie drevney istorii Blizhnego Vostoka v Sovetskom Soyuze (1917–1959 gg.). M., 1961. 438 s.].

Речение Ипувера. Лейденский папирус № 344: социальный переворот в Египте в конце Среднего царства (около 1750 г. до н. э.) / Ввод. статья и пер. В.В. Струве. М.; Л.: Соцэкгиз, 1935. 56 с. [Rechenie Ipuvera. Leydenskiy papirus № 344: sotsial'nyy perevorot v Egipte v kontse Srednego tsarstva (okolo 1750 g. do n. e.) / Vvod. stat'ya i per. V.V. Struve. Moskva, Leningrad: Sotsekgiz, 1935. 56 s.].

Струве В.В. К истории ἀπόμοιρα // ЖМНП. 1913. Нов. сер. Ч. 48. С. 499-511 [Struve V.V. K istorii ἀπόμοιρα // ZhMNP. 1913. Nov. ser. Ch. 48. S. 499-511].

Струве В.В. Право владения землями пахотной и виноградной в птолемеевском Египте // ЖМНП. 1915. Нов. сер. Ч. 55. С. 1-64 [Struve V.V. Pravo vladeniya zemlyami pakhotnoy i vinogradnoy v ptolemeevskom Egipte // ZhMNP. 1915. Nov. ser. Ch. 55. S. 1-64].

Струве В.В. Развитие храмового иммунитета в птолемеевском Египте // ЖМНП. 1917. Нов. сер. Ч. 70. С. 223-255 [Struve V.V. Razvitie khramovogo immuniteta v ptolemeevskom Egipte // ZhMNP. 1917. Nov. ser. Ch. 70. S. 223-255].

Струве В.В. Папирус 1116B recto и пророческая литература древнего Египта // ЗКВ. 1925. Т. I. С. 209-227 [Struve V.V. Papirus 1116B recto i prorocheskaya literatura drevnego Egipta // ZKV. 1925. T. I. S. 209-227].

Струве В.В. Социальная проблема в заупокойном культе древнего Египта // Религия и общество. Сб. статей по изучению социальных основ религиозных явлений древнего мира. Л.: Сеятель, 1926. С. 5-28 (2) [Struve V.V. Sotsial'naya problema v zaupokoynom kul'te drevnego Egipta // Religiya i obshchestvo. Sb. statey po izucheniyu sotsial'nykh osnov religioznykh yavleniy drevnego mira. L.: Seyatel', 1926. S. 5-28 (2)].

Струве В.В. Эпос Гомера и круг сказаний о царе Петубастисе // Язык и литература. Вып. 4. М., 1929. С. 111-122 [Struve V.V. Epos Gomera i krug skazaniy o tsare Petubastise // Yazyk i literatura. Vyp. 4. M., 1929. S. 111-122].

Струве В.В. Египет. Древняя история (до арабского завоевания) // БСЭ. Изд. 1-е. Т. 24. М., 1932. С. 356-371 [Struve V.V. Egipet. Drevnyaya istoriya (do arabskogo zavoevaniya) // Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya. Izd. 1-e. T. 24. M., 1932. S. 356-371].

Струве В.В. Плебеи и илоты // Из истории докапиталистических формаций. Сборник статей к 45-летию научной деятельности Н. Я. Марра. М.; Л.: Соцэкгиз, 1933. С. 363-373 [Struve V.V. Plebei i iloty // Iz istorii dokapitalisticheskikh formatsiy. Sbornik statey k 45-letiyu nauchnoy deyatel'nosti N. Ya. Marra. M.; L.: Sotsekgiz, 1933. S. 363-373].

Струве В.В. Проблема зарождения, развития и упадка рабовладельческих обществ Древнего Востока. М.: Соцэкгиз, 1934. 181 с. (Известия Государственной академии истории материальной культуры; 77) [Struve V.V. Problema zarozhdeniya, razvitiya i upadka rabovladel'cheskikh obshchestv Drevnego Vostoka. M.: Sotsekgiz, 1934. 181 s. (Izvestiya Gosudarstvennoy akademii istorii material'noy kul'tury; 77)].

Тураев Б.А. Классический Восток. Ч. I. Введение. Вавилон / Посмертный труд под ред., с предисл. и прим. В.В. Струве и Н.Д. Флиттнер. Л.: Брокгауз и Ефрон, 1924. 292, [1] с. [Turaev B.A. Klassicheskiy Vostok. Ch. I. Vvedenie. Vavilon / Posmertnyy trud pod red., s predisl. i prim. V.V. Struve i N.D. Flittner. L.: Brokgauz i Efron, 1924. 292, [1] s.].

Тураев Б.А. История древнего Востока. Л.: ОГИЗ; Соцэкгиз, 1935. Т. 1-2 [Turaev B.A. Istoriya drevnego Vostoka. L.: OGIZ; Sotsekgiz, 1935. T. 1-2].

Фролов Э.Д. Русская наука об античности. Историографические очерки. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. 544 с. [Frolov E.D. Russkaya nauka ob antichnosti. Istoriograficheskie ocherki. SPb.: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 1999. 544 s.].

Breasted J.H. A History of Egypt, From the Earliest Times to the Persian Conquest, New York: Scribner, 1905. XV, 634 p., ill., map.

Maspero G. La grande inscription de Béni-Hassan // Recueil de travaux relatifs à la philologie et à l’archéologie égyptiennes et assiriennes. 1870. T. 1. P. 160–181.

Maspero G. Histoire ancienne des peoples de l’Orient. P.: Hachette, 1875. VII, 608 S.

Maspero G. Un manuel de hiérarchie égyptienne // Journal asiatique. 1888. T. 11. P. 250-280, 309-343.

Maspero G. La carrière administrative de deux hauts fonctionnaires égyptiens vers la fin de la IIIe dynastie, environ 4500 ans avant Jésus-Christ // Journal asiatique. 1890. T. 15. P. 269-428.

Maspero G. Histoire ancienne des peuples de l’Orient classique. P.: Hachette, 1895–1899. T. 1-3.

Meyer Ed. Geschichte des Altertums. Bd. 1: Geschichte des Orients bis zur Begründung des Perserreichs. Stuttgart: J.G. Cotta, 1884. XX, 647 S.

Meyer Ed. Geschichte des Altertums. 2. Aufl. Bd. 1. 2. H.: Die ältesten geschichtlichen Völker und Kulturen bis zum sechzehnten Jahrhundert. Stuttgart; B.: J.G. Cotta, 1909. XXVIII, 894 S.

Meyer Ed. Geschichte des Altertums. 3. Aufl. Bd. 1. 2. H.: Die ältesten geschichtlichen Völker und Kulturen bis zum sechzehnten Jahrhundert. Stuttgart; B.: J.G. Cotta, 1913. XXVI, 990 S.

Meyer Ed. Kleine Schriften zur Geschichtstheorie und politischen Geschichte des Altertums. Halle: Niemeyer, 1910. VI, 556 S.

ВДИ ‑ Вестник древней истории. М.

ВУДП ‑ Вестник Университета Дмитрия Пожарского. М.

ЗКВ ‑ Записки коллегии востоковедов при Азиатском музее АН СССР. Л.

МЭ ‑ Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1955–1980. Т. 1–50.

ЖМНП ‑ Журнал Министерства народного просвещения. СПб.

SA ‑ Scripta antiqua. Вопросы древней истории, филологии, искусства и материальной культуры. М.: Собрание.

Urk. I. ‑ Sethe K. Urkunden des Alten Reichs. Leipzig : Hinrichs, 1903. 152 S. (Urkunden des ägyptischen Altertums; 1).

См. об этой слабости советской историографии: Гуревич 2005. С. 10-26 (особ. 10, 13), 366-387, 431-432; ср., кстати: Никифоров 1977. С. 14-15. ↩

Качановский 1971. С. 207-210; Никифоров 1977. С. 182; ср. далее прим. 65. ↩

Восленский 1991. С. 573-580. ↩

Ким 2001; Крих 2013. С. 83-116. ↩

Крих 2013. С. 74-83. ↩

Большаков 2000; Ким 2001. С. 106-107; Крих 2013. С. 89-116. ↩

Meyer 1910. S. 79-168. ↩

См. о термине pᶜt, с отсылками к литературе: Ладынин 2014. С. 40, прим. 2. ↩

Maspero 1895-1899. T. 1. P. 70-71. ↩

См., напр., автобиографию Мечена конца III династии ‑ XXVII в. до н.э.; Urk. I. 1–7). Op. cit. P. 290-296; см. анализ этого источника в: Maspero 1890. P. 270-401. Датировки здесь и далее приведены согласно современным научным данным. ↩

Op. cit. T. 1. P. 283-305. ↩

Op. cit. T. 1. P. 443, 447-462, 521-534. ↩

Op. cit. T. 1. P. 618. ↩

Op. cit. T. 2. P. 356. ↩

Op. cit.T. 3. P. 208, 617, 711. ↩

Op. cit. T. 1. P. 98 ff., 648 ff. ↩

Meyer 1910, S. 92-98. ↩

Meyer 1909. S. 174-184 (§§ 241-245). ↩

Op. cit. S. 206-212 (§§ 261-264). ↩

Maspero 1870. P. 181. ↩

См.: Гутнова 1985. С. 20, 132-142, 183-186. ↩

См.: Фролов 1999. С. 347, 349-379. ↩

Берлев, Дандамаев, Фихман 1989. С. 245, 248. ↩

Выдающийся русский востоковед… 1987. С. 244 (письмо В.В. Струве В.С. Голе-нищеву от 16 июля 1914 г.); Пиотровский 1995. С. 43 (слова Струве о Мейере в связи с приездом последнего в 1925 г. в Ленинград на 200-летие АН СССР). ↩

Выдающийся русский востоковед… 1987. С. 247-248, 251 (письмо В.С. Голени-щева А. Гардинеру б.д.). ↩

Струве 1913; 1915; 1917. ↩

Струве 1917. С. 254-255. ↩

Тураев 1935. Т. 2. С. 211-240. ↩

Струве 1917. С. 229. ↩

Струве 1925. С. 222; 1926 (2). С. 17. ↩

Струве 1929. С. 113, 122. ↩

Тураев 1924. С. 7-11. ↩

Ср. с трактовкой этого текста как внутреннего диалога: Емельянов 2003. С. 179-194, 301-308 (перевод текста). ↩

Струве 1926 (1). С. 46-47, 49. ↩

Струве 1926 (1). С. 51 ↩

Никифоров 1977. С. 176-182; Ким 2001. С. 71-90; Крих 2013. С. 83-89. ↩

Дискуссия… 2009. С. 97-98. ↩

Очевидно, имеется в виду письмо Ф. Энгельсу от 14 июня 1853 г.: МЭ. Т. 28. С. 228; см. Ким 2001. С. 32, прим. 77. ↩

Дискуссия… 2009. С. 95-96. ↩

Струве 1934. С. 173. ↩

Струве 1932. С. 358. ↩

Там же. С. 359-360. ↩

Там же. С. 361, 364. ↩

Там же. С. 362-363. ↩

Там же. С. 359-361, 363. ↩

Там же. С. 361-362. ↩

Там же. С. 366-367. ↩

Там же. С. 366, 373. ↩

Там же. С. 364-365, со ссылкой на письмо Энгельса Марксу от 22 декабря 1882 г.: МЭ. Т. 35. С. 112. ↩

Струве 1934. С. 36-37; Крих 2013. С. 95. ↩

Струве 1934. С. 173. Струве и в рамках теории рабовладения признавал значимость иммунитетных грамот в децентрализации Египта конца III тыс. до н.э.: Там же. С. 65. ↩

И. А. ЛАДЫНИН ( IVAN LADYNIN )

Рубрика: Интеллектуальная история сегодня

Ладынин И. А. Концепция феодализма на древнем Востоке и работы В.В Струве 1910-х – начала 1930-х гг. // Диалог со временем. 2019. Вып. 69. С. 251-267.

Ключевые слова: древний Восток, общество, государство, экономика, феодализм, Г. Масперо, Э. Мейер, В.В. Струве

В статье рассмотрены истоки концепции феодализма на древнем Востоке в трудах Г. Масперо и Э. Мейера, а также проведен анализ работ В.В. Струве – одного из приверженцев этой концепции в 1920-е – начале 1930-х гг. В них ученый не стремился ее обосновать, считая бесспорной, а скорее пользовался ее готовыми понятиями в своих построениях, актуальных в идеологической ситуации того времени.

Keywords: Ancient Orient, society, feudalism, G. Maspero, Ed. Meyer, V.V. Struve

The article discusses the bases for the concept of feudalism at Ancient Orient in the works by G. Maspero and Ed. Meyer. The analysis of works by V.V. Struve, a devotee of this concept till the early 1930s, shows that he did not try to substantiate it in any way as he considered it doubtless. He rather used its notions in his own schemes, which were topical in the ideological situation of the period.

БИБЛИОГРАФИЯ / REFERENCES

Алмазова Н.С. На рубеже эпох: лекционные курсы М.М.Хвостова по древней истории в преподавании 1900–1920-х гг. // SA. 2017. Т. VI. С. 313-326 [Almazova N.S. Na rubezhe epokh: lektsionnye kursy M.M.Khvostova po drevney istorii v prepodavanii 1900–1920-kh gg. // SA. 2017. T. VI. S. 313-326].

Алпатов В.М. История одного мифа: Марр и марризм. Изд. 3-е. М.: УРСС, 2011. 284 с. [Alpatov V.M. Istoriya odnogo mifa: Marr i marrizm. Izd. 3-e. M.: URSS, 2011. 284 s.].

Берлев О.Д., Дандамаев М.А., Фихман И.Ф. К 100-летию со дня рождения академика Василия Васильевича Струве // ВДИ. 1989. № 1. С. 244-250 [Berlev O.D., Dandamaev M.A., Fikhman I.F. K 100-letiyu so dnya rozhdeniya akademika Vasiliya Vasil'evicha Struve // VDI. 1989. № 1. S. 244-250].

Большаков А.О. В.В. Струве // Портреты историков: Время и судьбы. Т. 2: Всеобщая история / Отв. ред. Г.Н. Севостьянов и др. М.; Иерусалим, 2000. С. 41-52 [Bol'shakov A.O. V.V. Struve // Portrety istorikov: Vremya i sud'by. T. 2: Vseobshchaya istoriya / Otv. red. G.N. Sevost'yanov i dr. M.; Ierusalim: Universitetskaya kniga; Gesharim, 2000. S. 41-52].

Володьков О.П. Концепция торгового капитализма М.Н. Покровского в советской исторической науке (1918–1932 гг.). Омск: Изд-во ОмГУ, 2011. 567 с [Volod'kov O.P. Kontseptsiya torgovogo kapitalizma M.N. Pokrovskogo v sovetskoy istoricheskoy nauke (1918–1932 gg.). Omsk: Izd-vo OmGU, 2011. 567 s.].

Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. М.: Советская Россия; Октябрь, 1991. 624 с [Voslenskiy M.S. Nomenklatura. Gospodstvuyushchiy klass Sovetskogo Soyuza. M.: Sovetskaya Rossiya; Oktyabr', 1991. 624 s.].

Выдающийся русский востоковед В.С. Голенищев и история приобретения его коллекции в Музей изящных искусств (1909–1912). М.: Советский художник, 1987. 344 с. [Vyda-yushchiysya russkiy vostokoved V.S. Golenishchev i istoriya priobreteniya ego kollektsii v Muzey izyashchnykh iskusstv (1909–1912). M.: Sovetskiy khudozhnik, 1987 344 s.]

Горфункель А.Х. Моя школа, мои университеты… СПб.: Санкт-Петербург, 2017. 410 с. [Gorfunkel' A.Kh. Moya shkola, moi universitety… SPb.: Sankt-Peterburg, 2017. 410 s.].

Гуревич А.Я. История – нескончаемый спор. М.: РГГУ, 2005. 889 с. [Gurevich A.Ya. Istoriya – neskonchaemyy spor. M.: RGGU, 2005. 889 s.].

Гутнова Е.В. Историография истории средних веков. М.: Высшая школа, 1985. 479 с. [Gutnova E.V. Istoriografiya istorii srednikh vekov. M.: Vysshaya shkola, 1985. 479 s.].

Демидчик А.Е. Доменные владения древнеегипетской гераклеопольской монархии // ВДИ. 2007. № 2. С. 3-18 [Demidchik A.E. Domennye vladeniya drevneegipetskoy gerakleopol'skoy monarkhii // VDI. 2007. № 2. S. 3-18].

Дискуссия об азиатском способе производства. По докладу М.С. Годеса. Изд. 2-е. М.: УРСС, 2009. 184 с. [Diskussiya ob aziatskom sposobe proizvodstva. Po dokladu M.S. Godesa. Izd. 2-e. M.: URSS, 2009. 184 s.].

Дьяконов И.М. Книга воспоминаний. СПб.: Европейский дом, 1995. 766 с. [D'yakonov I.M. Kniga vospominaniy. SPb.: Evropeyskiy dom, 1995. 766 s.].

Емельянов В.В. Ритуал в древней Месопотамии. СПб.: Азбука-классика; Петербургское востоковедение, 2003. 320 с. [Emel'yanov V.V. Ritual v drevney Mesopotamii. SPb.: Azbuka-klassika; Peterburgskoe vostokovedenie, 2003. 320 s.].

Емельянов В.В. В.В. Струве как историк месопотамской религии. Часть 1 // Религиоведение. 2016. № 3. С. 136-151 [Emel'yanov V.V. V.V. Struve kak istorik mesopotamskoy religii. Chast' 1 // Religiovedenie. 2016. № 3. S. 136-151.].

Ильин-Томич А.А. Социальный переворот в Египте в трудах В.В. Струве // ВУДП. 2016. № 2(4). С. 35-46 [Il'in-Tomich A.A. Sotsial'nyy perevorot v Egipte v trudakh V.V. Struve // VUDP. 2016. № 2(4). S. 35-46.].

Качановский Ю.В. Рабовладение, феодализм или азиатский способ производства? М.: Наука, 1971. 288 с. [Kachanovskiy Yu.V. Rabovladenie, feodalizm ili aziatskiy sposob proizvodstva? M.: Nauka, 1971. 288 s.].

Ким О.В. Проблема азиатского способа производства в советской историографии (20-е гг. – начало 90-х гг.). Дисс. к.и.н. Кемерово, 2001. 234 с. [Kim O.V. Problema aziatskogo sposoba proizvodstva v sovetskoy istoriografii (20-e gg. – nachalo 90-kh gg.). Diss. k.i.n. Kemerovo, 2001. 234 s.].

Крих С.Б. Образ древности в советской историографии. М.: КРАСАНД, 2013 (Размышляя о марксизме). 320 с. [Krikh S.B. Obraz drevnosti v sovetskoy istoriografii. M.: KRASAND, 2013 (Razmyshlyaya o marksizme). 320 s.].

Крих С.Б. В.В. Струве и марризм // ВУДП. 2016. № 2(4). С. 47—72 [Krikh S.B. V.V. Struve i marrizm // VUDP. 2016. № 2(4). S. 47—72].

Крих С.Б. История поражения: Н.М. Никольский в борьбе за понимание общественного строя древневосточных обществ // Восток (Oriens). 2018. № 1. С. 13-22 [Krikh S.B. Istoriya porazheniya: N.M. Nikol'skiy v bor'be za ponimanie obshchestvennogo stroya drevnevostochnykh obshchestv // Vostok (Oriens). 2018. № 1. S. 13-22].

Ладынин И.А. Замечания к интерпретации архаических социальных терминов древнего Египта // Lanterna nostra. К юбилею профессора И.Л. Маяк. СПб.: Алетейя, 2014. С. 3-49 [Ladynin I.A. Zamechaniya k interpretatsii arkhaicheskikh sotsial'nykh terminov drevnego Egipta // Lanterna nostra. K yubileyu prof. I.L. Mayak. SPb.: Aleteyya, 2014. S. 34-49].

Ладынин И.А. Труд Манефона Севеннитского и история Египта I тыс. до н.э. в исследованиях В.В. Струве // ВУДП. 2016. № 2(4). С. 73-104 [Ladynin I.A. Trud Manefona Sevennitskogo i istoriya Egipta I tys. do n.e. v issledovaniyakh V.V. Struve // VUDP. 2016. № 2(4). S. 73-104].

Льготная Дашурская грамота царя Пиопи I-го VI династии. Перевод // Древний мир в памятниках его письменности. Ч. 1: Восток / Под ред. Б.А. Тураева и И.Н. Бороздина. М.: б. и., 1915. С. 15-16 [L'gotnaya Dashurskaya gramota tsarya Piopi I-go VI dinastii. Perevod // Drevniy mir v pamyatnikakh ego pis'mennosti. CH. 1: Vostok / Pod red. B.A. Turaeva i I.N. Borozdina. M.: b. i., 1915. S. 15-16].

Неронова В.Д. Формы эксплуатации в древнем мире в зеркале отечественной историографии. М.: Изд-во Перм. ун-та, 1992. 312 с. [Neronova V.D. Formy ekspluatatsii v drevnem mire v zerkale otechestvennoy istoriografii. M.: Izd-vo Perm. un-ta, 1992. 312 s.].

Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. Изд. 2-е. М.: Наука, 1977. 360 с [Nikiforov V.N. Vostok i vsemirnaya istoriya. Izd. 2-e. M.: Nauka, 1977. 360 s.].

Постовская Н.М. Изучение древней истории Ближнего Востока в Советском Союзе (1917–1959 гг.). М.: Изд. АН СССР, 1961. 438 с. [Postovskaya N.M. Izuchenie drevney istorii Blizhnego Vostoka v Sovetskom Soyuze (1917–1959 gg.). M., 1961. 438 s.].

Речение Ипувера. Лейденский папирус № 344: социальный переворот в Египте в конце Среднего царства (около 1750 г. до н. э.) / Ввод. статья и пер. В.В. Струве. М.; Л.: Соцэкгиз, 1935. 56 с. [Rechenie Ipuvera. Leydenskiy papirus № 344: sotsial'nyy perevorot v Egipte v kontse Srednego tsarstva (okolo 1750 g. do n. e.) / Vvod. stat'ya i per. V.V. Struve. Moskva, Leningrad: Sotsekgiz, 1935. 56 s.].

Струве В.В. К истории ἀπόμοιρα // ЖМНП. 1913. Нов. сер. Ч. 48. С. 499-511 [Struve V.V. K istorii ἀπόμοιρα // ZhMNP. 1913. Nov. ser. Ch. 48. S. 499-511].

Струве В.В. Право владения землями пахотной и виноградной в птолемеевском Египте // ЖМНП. 1915. Нов. сер. Ч. 55. С. 1-64 [Struve V.V. Pravo vladeniya zemlyami pakhotnoy i vinogradnoy v ptolemeevskom Egipte // ZhMNP. 1915. Nov. ser. Ch. 55. S. 1-64].

Струве В.В. Развитие храмового иммунитета в птолемеевском Египте // ЖМНП. 1917. Нов. сер. Ч. 70. С. 223-255 [Struve V.V. Razvitie khramovogo immuniteta v ptolemeevskom Egipte // ZhMNP. 1917. Nov. ser. Ch. 70. S. 223-255].

Струве В.В. Папирус 1116B recto и пророческая литература древнего Египта // ЗКВ. 1925. Т. I. С. 209-227 [Struve V.V. Papirus 1116B recto i prorocheskaya literatura drevnego Egipta // ZKV. 1925. T. I. S. 209-227].

Струве В.В. Социальная проблема в заупокойном культе древнего Египта // Религия и общество. Сб. статей по изучению социальных основ религиозных явлений древнего мира. Л.: Сеятель, 1926. С. 5-28 (2) [Struve V.V. Sotsial'naya problema v zaupokoynom kul'te drevnego Egipta // Religiya i obshchestvo. Sb. statey po izucheniyu sotsial'nykh osnov religioznykh yavleniy drevnego mira. L.: Seyatel', 1926. S. 5-28 (2)].

Струве В.В. Эпос Гомера и круг сказаний о царе Петубастисе // Язык и литература. Вып. 4. М., 1929. С. 111-122 [Struve V.V. Epos Gomera i krug skazaniy o tsare Petubastise // Yazyk i literatura. Vyp. 4. M., 1929. S. 111-122].

Струве В.В. Египет. Древняя история (до арабского завоевания) // БСЭ. Изд. 1-е. Т. 24. М., 1932. С. 356-371 [Struve V.V. Egipet. Drevnyaya istoriya (do arabskogo zavoevaniya) // Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya. Izd. 1-e. T. 24. M., 1932. S. 356-371].

Струве В.В. Плебеи и илоты // Из истории докапиталистических формаций. Сборник статей к 45-летию научной деятельности Н. Я. Марра. М.; Л.: Соцэкгиз, 1933. С. 363-373 [Struve V.V. Plebei i iloty // Iz istorii dokapitalisticheskikh formatsiy. Sbornik statey k 45-letiyu nauchnoy deyatel'nosti N. Ya. Marra. M.; L.: Sotsekgiz, 1933. S. 363-373].

Струве В.В. Проблема зарождения, развития и упадка рабовладельческих обществ Древнего Востока. М.: Соцэкгиз, 1934. 181 с. (Известия Государственной академии истории материальной культуры; 77) [Struve V.V. Problema zarozhdeniya, razvitiya i upadka rabovladel'cheskikh obshchestv Drevnego Vostoka. M.: Sotsekgiz, 1934. 181 s. (Izvestiya Gosudarstvennoy akademii istorii material'noy kul'tury; 77)].

Тураев Б.А. Классический Восток. Ч. I. Введение. Вавилон / Посмертный труд под ред., с предисл. и прим. В.В. Струве и Н.Д. Флиттнер. Л.: Брокгауз и Ефрон, 1924. 292, [1] с. [Turaev B.A. Klassicheskiy Vostok. Ch. I. Vvedenie. Vavilon / Posmertnyy trud pod red., s predisl. i prim. V.V. Struve i N.D. Flittner. L.: Brokgauz i Efron, 1924. 292, [1] s.].

Тураев Б.А. История древнего Востока. Л.: ОГИЗ; Соцэкгиз, 1935. Т. 1-2 [Turaev B.A. Istoriya drevnego Vostoka. L.: OGIZ; Sotsekgiz, 1935. T. 1-2].

Фролов Э.Д. Русская наука об античности. Историографические очерки. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. 544 с. [Frolov E.D. Russkaya nauka ob antichnosti. Istoriograficheskie ocherki. SPb.: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 1999. 544 s.].

Breasted J.H. A History of Egypt, From the Earliest Times to the Persian Conquest, New York: Scribner, 1905. XV, 634 p., ill., map.

Maspero G. La grande inscription de Béni-Hassan // Recueil de travaux relatifs à la philologie et à l’archéologie égyptiennes et assiriennes. 1870. T. 1. P. 160–181.

Maspero G. Histoire ancienne des peoples de l’Orient. P.: Hachette, 1875. VII, 608 S.

Maspero G. Un manuel de hiérarchie égyptienne // Journal asiatique. 1888. T. 11. P. 250-280, 309-343.

Maspero G. La carrière administrative de deux hauts fonctionnaires égyptiens vers la fin de la IIIe dynastie, environ 4500 ans avant Jésus-Christ // Journal asiatique. 1890. T. 15. P. 269-428.

Maspero G. Histoire ancienne des peuples de l’Orient classique. P.: Hachette, 1895–1899. T. 1-3.

Meyer Ed. Geschichte des Altertums. Bd. 1: Geschichte des Orients bis zur Begründung des Perserreichs. Stuttgart: J.G. Cotta, 1884. XX, 647 S.

Meyer Ed. Geschichte des Altertums. 2. Aufl. Bd. 1. 2. H.: Die ältesten geschichtlichen Völker und Kulturen bis zum sechzehnten Jahrhundert. Stuttgart; B.: J.G. Cotta, 1909. XXVIII, 894 S.

Meyer Ed. Geschichte des Altertums. 3. Aufl. Bd. 1. 2. H.: Die ältesten geschichtlichen Völker und Kulturen bis zum sechzehnten Jahrhundert. Stuttgart; B.: J.G. Cotta, 1913. XXVI, 990 S.

Meyer Ed. Kleine Schriften zur Geschichtstheorie und politischen Geschichte des Altertums. Halle: Niemeyer, 1910. VI, 556 S.

ВДИ ‑ Вестник древней истории. М.

ВУДП ‑ Вестник Университета Дмитрия Пожарского. М.

ЗКВ ‑ Записки коллегии востоковедов при Азиатском музее АН СССР. Л.

МЭ ‑ Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1955–1980. Т. 1–50.

ЖМНП ‑ Журнал Министерства народного просвещения. СПб.

SA ‑ Scripta antiqua. Вопросы древней истории, филологии, искусства и материальной культуры. М.: Собрание.

Urk. I. ‑ Sethe K. Urkunden des Alten Reichs. Leipzig : Hinrichs, 1903. 152 S. (Urkunden des ägyptischen Altertums; 1).

См. об этой слабости советской историографии: Гуревич 2005. С. 10-26 (особ. 10, 13), 366-387, 431-432; ср., кстати: Никифоров 1977. С. 14-15. ↩

Качановский 1971. С. 207-210; Никифоров 1977. С. 182; ср. далее прим. 65. ↩

Восленский 1991. С. 573-580. ↩

Ким 2001; Крих 2013. С. 83-116. ↩

Крих 2013. С. 74-83. ↩

Большаков 2000; Ким 2001. С. 106-107; Крих 2013. С. 89-116. ↩

Meyer 1910. S. 79-168. ↩

См. о термине pᶜt, с отсылками к литературе: Ладынин 2014. С. 40, прим. 2. ↩

Maspero 1895-1899. T. 1. P. 70-71. ↩

См., напр., автобиографию Мечена конца III династии ‑ XXVII в. до н.э.; Urk. I. 1–7). Op. cit. P. 290-296; см. анализ этого источника в: Maspero 1890. P. 270-401. Датировки здесь и далее приведены согласно современным научным данным. ↩

Op. cit. T. 1. P. 283-305. ↩

Op. cit. T. 1. P. 443, 447-462, 521-534. ↩

Op. cit. T. 1. P. 618. ↩

Op. cit. T. 2. P. 356. ↩

Op. cit.T. 3. P. 208, 617, 711. ↩

Op. cit. T. 1. P. 98 ff., 648 ff. ↩

Meyer 1910, S. 92-98. ↩

Meyer 1909. S. 174-184 (§§ 241-245). ↩

Op. cit. S. 206-212 (§§ 261-264). ↩

Maspero 1870. P. 181. ↩

См.: Гутнова 1985. С. 20, 132-142, 183-186. ↩

См.: Фролов 1999. С. 347, 349-379. ↩

Берлев, Дандамаев, Фихман 1989. С. 245, 248. ↩

Выдающийся русский востоковед… 1987. С. 244 (письмо В.В. Струве В.С. Голе-нищеву от 16 июля 1914 г.); Пиотровский 1995. С. 43 (слова Струве о Мейере в связи с приездом последнего в 1925 г. в Ленинград на 200-летие АН СССР). ↩

Выдающийся русский востоковед… 1987. С. 247-248, 251 (письмо В.С. Голени-щева А. Гардинеру б.д.). ↩

Струве 1913; 1915; 1917. ↩

Струве 1917. С. 254-255. ↩

Тураев 1935. Т. 2. С. 211-240. ↩

Струве 1917. С. 229. ↩

Струве 1925. С. 222; 1926 (2). С. 17. ↩

Струве 1929. С. 113, 122. ↩

Тураев 1924. С. 7-11. ↩

Ср. с трактовкой этого текста как внутреннего диалога: Емельянов 2003. С. 179-194, 301-308 (перевод текста). ↩

Струве 1926 (1). С. 46-47, 49. ↩

Струве 1926 (1). С. 51 ↩

Никифоров 1977. С. 176-182; Ким 2001. С. 71-90; Крих 2013. С. 83-89. ↩

Дискуссия… 2009. С. 97-98. ↩

Очевидно, имеется в виду письмо Ф. Энгельсу от 14 июня 1853 г.: МЭ. Т. 28. С. 228; см. Ким 2001. С. 32, прим. 77. ↩

Дискуссия… 2009. С. 95-96. ↩

Струве 1934. С. 173. ↩

Струве 1932. С. 358. ↩

Там же. С. 359-360. ↩

Там же. С. 361, 364. ↩

Там же. С. 362-363. ↩

Там же. С. 359-361, 363. ↩

Там же. С. 361-362. ↩

Там же. С. 366-367. ↩

Там же. С. 366, 373. ↩

Там же. С. 364-365, со ссылкой на письмо Энгельса Марксу от 22 декабря 1882 г.: МЭ. Т. 35. С. 112. ↩

Струве 1934. С. 36-37; Крих 2013. С. 95. ↩

Струве 1934. С. 173. Струве и в рамках теории рабовладения признавал значимость иммунитетных грамот в децентрализации Египта конца III тыс. до н.э.: Там же. С. 65. ↩

Рассмотрим ли мы историю Древнего Китая или Индии, Древнеперсидской державы или Арабского халифата, татаро-монгольского владычества или Османской Турции, — всюду мы обнаруживаем различные формы условного землевладения при гипертрофии государственной собственности, государственного регулирования распределительных и перераспределительных процессов в обществе и, наконец, превалирование государственных интересов над интересами отдельных общественных слоев, сословий и страт.

Рассмотрим (достаточно произвольно) некоторые отношения, связанные с землей, в эпоху, которую для Европы мы характеризовали как Средневековье, т.е. с V по XVI в.

• В Сасанидском Иране при Хосрове I (531—579) большая часть плодородных земель была включена в государственный фонд. Земли разбиты на разряды и категории и отданы во владение крестьянам, обязанным платить казне налог — хараг.

• В Арабском государстве при халифе Османе (644—656), задолго до европейского бенефиция, государь начал раздавать земли в икта — условное владение за службу. Земли, на которых трудились крестьяне-общинники, тоже считались государственными, и за пользование землей общины платили ренту- налог харадж, или ушр. Ушр выплачивали и владельцы частных отчуждаемых земель (мульк) — разница была в праве отчуждать эти земли, причем мульки, как правило, были небольшими владениями.

• В 646 г. в Японии введена система государственного надельного землепользования. Подушные наделы получало все трудовое население с шестилетнего возраста, включая государственных, сословных и частных рабов. Знать и чиновники получали землю по рангам. Лишь поднятые пустоши и целина закреплялись за заимщиками на правах частной собственности.

• В 686 г. в Корее введена система условного пожалования земель военным и гражданским чиновникам.

• В XI в. во Вьетнаме была запрещена купля и продажа земли, поскольку земля не могла находиться в частной собственности.

• В XIII—XIV вв. в мамлюкском Египте условными владениями типа икта пользовались все воины, включая рядовых.

Мамлюки не вели своего хозяйства, даже налоги собирали вместо них откупщики-мультазимы.

• В XIII—XIV вв. в мусульманской части Индии возникает особая форма условного пожалования. Хотя она по традиции называлась иктой, это не было собственно владение землей. Иктадар (владелец икты) получал лишь право сбора и присвоения налогов с определенной местности. Такая система сохранилась здесь до XVI столетия.

• В XIV—XV вв. в Османской империи военные, несущие регулярную службу, получали тимар — право условного взимания с земледельческого населения строго определенной суммы, являвшейся частью выплачиваемой в казну ренты-налога. Тимар не был ни поместьем, ни фактическим землевладением, но только правом на определенную сумму налога. Высшие гражданские чиновники наделялись крупными владениями — хассами и арпалыками. Но это именно земельные условные владения. Здесь существовал налоговый иммунитет в отличие от тимаров со строгой фиксацией доходов.

• В Иране при Сефевидах (1502—1736) главной формой земельного служебного держания был союргал, наследственное и освобожденное от государственных налогов владение, владелец которого обладал иммунитетными правами. Но Сефевиды все же предпочитали жаловать земли на правах тиуля, которые предполагали лишь условное ненаследственное владение с обязательствами военной службы и уплаты определенных налогов.

Феодальная зависимость Феодальная иерархия Феодальный иммунитет Крепостное право

1. Почему феодализм был чисто европейским феноменом, если производственные отношения, присущие феодализму, обнаруживаются и на Востоке?

2. Происходил ли в период Средневековья технический и технологический прогресс в сельском хозяйстве?

3. Может ли быть экономически эффективным хозяйство, основанное на условном землевладении?

4. Превращение условного землевладения в безусловную частную собственность на землю является признаком расцвета феодализма или его кризиса?

Рассмотрим ли мы историю Древнего Китая или Индии, Древнеперсидской державы или Арабского халифата, татаро-монгольского владычества или Османской Турции, — всюду мы обнаруживаем различные формы условного землевладения при гипертрофии государственной собственности, государственного регулирования распределительных и перераспределительных процессов в обществе и, наконец, превалирование государственных интересов над интересами отдельных общественных слоев, сословий и страт.

Рассмотрим (достаточно произвольно) некоторые отношения, связанные с землей, в эпоху, которую для Европы мы характеризовали как Средневековье, т.е. с V по XVI в.

• В Сасанидском Иране при Хосрове I (531—579) большая часть плодородных земель была включена в государственный фонд. Земли разбиты на разряды и категории и отданы во владение крестьянам, обязанным платить казне налог — хараг.

• В Арабском государстве при халифе Османе (644—656), задолго до европейского бенефиция, государь начал раздавать земли в икта — условное владение за службу. Земли, на которых трудились крестьяне-общинники, тоже считались государственными, и за пользование землей общины платили ренту- налог харадж, или ушр. Ушр выплачивали и владельцы частных отчуждаемых земель (мульк) — разница была в праве отчуждать эти земли, причем мульки, как правило, были небольшими владениями.

• В 646 г. в Японии введена система государственного надельного землепользования. Подушные наделы получало все трудовое население с шестилетнего возраста, включая государственных, сословных и частных рабов. Знать и чиновники получали землю по рангам. Лишь поднятые пустоши и целина закреплялись за заимщиками на правах частной собственности.

• В 686 г. в Корее введена система условного пожалования земель военным и гражданским чиновникам.

• В XI в. во Вьетнаме была запрещена купля и продажа земли, поскольку земля не могла находиться в частной собственности.

• В XIII—XIV вв. в мамлюкском Египте условными владениями типа икта пользовались все воины, включая рядовых.

Мамлюки не вели своего хозяйства, даже налоги собирали вместо них откупщики-мультазимы.

• В XIII—XIV вв. в мусульманской части Индии возникает особая форма условного пожалования. Хотя она по традиции называлась иктой, это не было собственно владение землей. Иктадар (владелец икты) получал лишь право сбора и присвоения налогов с определенной местности. Такая система сохранилась здесь до XVI столетия.

• В XIV—XV вв. в Османской империи военные, несущие регулярную службу, получали тимар — право условного взимания с земледельческого населения строго определенной суммы, являвшейся частью выплачиваемой в казну ренты-налога. Тимар не был ни поместьем, ни фактическим землевладением, но только правом на определенную сумму налога. Высшие гражданские чиновники наделялись крупными владениями — хассами и арпалыками. Но это именно земельные условные владения. Здесь существовал налоговый иммунитет в отличие от тимаров со строгой фиксацией доходов.

• В Иране при Сефевидах (1502—1736) главной формой земельного служебного держания был союргал, наследственное и освобожденное от государственных налогов владение, владелец которого обладал иммунитетными правами. Но Сефевиды все же предпочитали жаловать земли на правах тиуля, которые предполагали лишь условное ненаследственное владение с обязательствами военной службы и уплаты определенных налогов.

Феодальная зависимость Феодальная иерархия Феодальный иммунитет Крепостное право

1. Почему феодализм был чисто европейским феноменом, если производственные отношения, присущие феодализму, обнаруживаются и на Востоке?

2. Происходил ли в период Средневековья технический и технологический прогресс в сельском хозяйстве?

3. Может ли быть экономически эффективным хозяйство, основанное на условном землевладении?

4. Превращение условного землевладения в безусловную частную собственность на землю является признаком расцвета феодализма или его кризиса?

Читайте также: