Связь государства с профсоюзами кратко

Обновлено: 02.07.2024

Итак, в данной курсовой работе ставится цель рассмотреть государство и профсоюзы.
Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие профсоюзов;
- обозначить задачи и функции профсоюзов;
- показать нормативно-правовое регулирование деятельности профсоюзов;
- изучить правовое положение профсоюзов;
- раскрыть правовой статус профсоюзов в сфере труда;
- привести классификация прав профсоюзов.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………
3
1. Понятие профсоюзов ………………………………………………………
5
1.1 Задачи и функции профсоюзов ……………………………………….
5
1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности профсоюзов …
7
2. Правовое положение профсоюзов ………………………………………..
12
2.1 Правовой статус профсоюзов в сфере труда ……………………….
12
2.2 Классификация прав профсоюзов ……………………………………
15
Заключение ……………………………………………………………………
23
Список литературы ………………………………………………………….

Работа состоит из 1 файл

работа-государство и профсоюзы.doc

1.1 Задачи и функции профсоюзов ……………………………………….

1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности профсоюзов …

2. Правовое положение профсоюзов ………………………………………..

2.1 Правовой статус профсоюзов в сфере труда ……………………….

2.2 Классификация прав профсоюзов ……………………………………

Отношения государства и политических, национальных, культурных движений многоплановы. Не менее сложные в рамках политической системы существуют и отношения государства с профсоюзными и другими общественными организациями.

Профессиональные союзы появились на определенном этапе исторического развития как организации, выражающие и защищающие интересы определенных категорий работников. Выросшие из средневековых цеховых организаций ремесленников, в настоящее время профсоюзы представляют мощную экономическую и политическую силу. История взаимоотношений государства и профессиональных союзов также драматична и многопланова.

Политические системы некоторых обществ включали или отторгали профессиональные союзы, придавали им различное значение.

Диапазон здесь велик: на разных этапах государственности профсоюзы то вступали в отношения сотрудничества, даже партнерства с государством, то выступали по отношению к государству противоборствующим, разрушительным элементом.

Различают независимые, свободные профсоюзы и профсоюзы официальные, поддерживаемые государством, которое в некоторых политических системах даже передавало официальным профсоюзам законотворческие функции и сфере трудовых отношений (например, такими функциями обладал Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов – ВЦСПС – в бывшем Союзе ССР).

В конвергенционных политических системах, особенно характерных для перехода от распределительной к рыночной социальной среде, деятельность профсоюзов придает этим системам своеобразные анархо-синдикалистские свойства. В таких системах те или иные профсоюзные организации выступают от имени своих членов (как правило, работающих в отдельной отрасли производства: шахтеров, энергетиков, нефтяников и т.д.) и становятся мощным прессом воздействия на правительство для повышения уровня оплаты труди, условий труда и быта, получения льгот, более активного участия в политической жизни и т.п. Угрозы забастовок, экономические и политические требования сопровождают деятельность профсоюзов, заставляя государство попеременно удовлетворять требования в то одних, то других групп трудящихся, что разрушает в конечном счете единое экономическое пространство, ведет к инфляции, спаду производства и другим бедам. [1]

Сказанное обуславливает актуальность рассматриваемой проблемы в рамках исследования по теории государства и права.

Итак, в данной курсовой работе ставится цель рассмотреть государство и профсоюзы.

Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие профсоюзов;

- обозначить задачи и функции профсоюзов;

- показать нормативно-правовое регулирование деятельности профсоюзов;

- изучить правовое положение профсоюзов;

- раскрыть правовой статус профсоюзов в сфере труда;

- привести классификация прав профсоюзов.

В рамках данной темы, объектом исследования является теория государства и права, а предметом исследования – профсоюзы.

Теоретическая значимость работы заключается в углубленном и систематическом исследовании данной проблемы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты, основные выводы и обобщения способствуют более глубокому пониманию структуры, особенностей, механизма функционирования профсоюзных объединений.

1. Понятие профсоюзов

1.1 Задачи и функции профсоюзов

Профессиональные союзы – исторически сложившаяся организационная форма объединения трудящихся. Как общественное явление они представляют собой многообразную и сложную систему отношений и связей внутреннего и внешнего характера. Это - самая массовая общественная организация. [9]

Профессиональные союзы входят в политическую систему общест­ва как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами.

Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их глав­ной функции – защиты прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений. Именно с этой целью профсоюзы возникли, для этого в них объединялись и объединяются трудящиеся.

Профессиональный союз (профсоюз) – это добровольное обще­ственное объединение граждан, связанных общими производствен­ными, профессиональными интересами по роду их деятельности, соз­даваемое в целях представительства и защиты их социально-трудо­вых прав и интересов. [9]

Как общественная организация профсоюзы основаны на членстве, создаются на основе совместной деятельности для защиты общих инте­ресов и достижения уставных целей.

Право каждого на объединение в профсоюзы, их создание для защиты своих интересов прямо закреплено Конституцией РФ (см. ст. 30). Специальное упоминание профсоюзов в акте высшей юридической силы свидетельствует об особой роли и значении профсоюзов в жизни общества.

Потребность защиты прав и интересов трудящихся особенно акту­альна в современный период, обнаживший и усиливший социально-экономические противоречия.

Осуществлению защитной функции профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием проф­союзов регулируются различными видами социальных норм - морали, этики, права, традиций и др. Одни из них сложились в практике взаимо­действия профсоюзов с государственными, хозяйственными органами, работниками и формально не закреплены. Другие – предусмотрены актами профсоюзных органов. Третьи содержатся в нормативных пра­вовых актах.

Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими самими как самодеятельными общественными организациями с помощью внутрипрофсоюзных норм, принимаемых руководящими профсоюз­ными органами. Такие нормы не носят правового характера (хотя многие из них имеют правовые последствия) и содержатся в уставах профсоюзов и их объединений, других профсоюзных актах.

Из круга общественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно возможно, экономически, социально и политически необ­ходимо. Право содействует осуществлению стоящих перед профсою­зами задач, выполнению их защитной функции.

Общественные отношения с участием профсоюзов регулируются правом в той мере, в какой это необходимо для обеспечения пред­ставительства и защиты интересов трудящихся, успешного функционирования профсоюзов и дальнейшего развития общества. В конечном счете, границы правового регулирования зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, от социально-эко­номических и политических условий, в которых они развиваются.

1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности профсоюзов

Пределы правового регулирования отношений с участием профсо­юзов определяются исходя из их предназначения, необходимости с наибольшей пользой для трудящихся, всего общества представлять и защищать права и интересы работников в сфере труда и связанных с трудом отношений:

а) средствами и методами, присущими самим профсоюзам;

б) с помощью права;

в) во взаимодействии правовых и неправовых средств и методов. [15]

Объем и содержание прав профсоюзов определяются, прежде всего, целью их создания, стоящими перед ними задачами, выполняемыми функциями, положением в политической системе. Поэтому правовой статус профсоюзов в сфере труда определяется государством при участии профсоюзов. Они помогают сформировать законодательные нормы по вопросам деятельности профсоюзов. Правовой статус проф­союзов тесно связан с их уставными полномочиями, предусмотренными самими профсоюзами. При создании законодательства о профсоюзах принимаются во внимание объем и содержание их уставных (общест­венных) полномочий.

Государство может закрепить за профсоюзами права только по тем вопросам, которыми они занимаются в соот­ветствии с уставами в силу их общественного характера. После принятия законодательства о профсоюзах они должны соблюдать это законодательство.

Таким образом, соотношение общественного (внутрипрофсоюзного) и правового статуса профсоюзов строится на принципе прямой и обратной связи, взаимозависимости с приоритетом внутрипрофсоюзных норм при подготовке законодательства о профсоюзах и приоритетом законодательства над внутрипрофсоюзными нормами после принятия соответствующих законодательных актов.

Предоставленные права создают юридическую базу для выпол­нения их уставных задач и функций, укрепления правовой основы государственной и общественной жизни. При этом государство не вмешивается во внутренние дела профсоюзов. Они действуют в соот­ветствии с принимаемыми ими уставами и не подлежат регистрации в государственных органах. Если профсоюзам необходимо право юридического лица, то они, как и все иные организации, регистрируются в органах Министерства юстиции РФ, но в уве­домительном, а не в обязательном порядке и включаются в соответст­вующий реестр. Тем самым обеспечивается независимость профсоюзов от органов исполнительной власти.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работода­телей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и неподконтрольны.

Независимость профсоюзов – первый из основополагающих принципов положения и деятельности профсоюзов, обеспечивается также: прямым запретом всякого вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепят­ствовать законному осуществлению их уставной деятельности; имущественной самостоятельностью; правом самостоятельно разрабатывать и утверждать свои уставы, определять структуру, избирать руководящие органы, организовывать свою деятельность; запретом контроля за деятельностью профсоюзов со стороны орга­нов юстиции, регистрирующих профсоюзы в качестве юридического лица.

Четвертый принцип, также прямо закрепленный законом, - равноправие профсоюзов, равенство всех профсоюзов перед законом. Он означает, что все профсоюзы и их органы одного уровня имеют одинаковые права независимо от численности, каких-либо иных признаков. Тем самым в законодательстве нашел отражение и профсо­юзный плюрализм - наличие не одного, а нескольких разных профсо­юзов.

В современном мире все большую роль играют социально-экономические, социально-культурные, общественные объединения некоммерческого характера. Они чрезвычайно разнообразны как по названию, так и по степени организованности, количеству членов, влиянию на политическую жизнь.

Национальные движения - это менее формализованные чем партии, общественные образования: различные фонды, союзы, соборы, другие организации. Эти движения, как правило, не имеют членств, структура их размыта. Они могут не иметь формальных региональных отделений, от их имени выступают лишь руководящие органы (организационные комитеты, президиумы и т.п.).

Общественное объединение — это добровольное формирование граждан, возникшее в результате их свободного волеизъявления на основе общих интересов для достижения общих целей.

Эти объединения оказывают воздействие на политику государства, хотя политическая деятельность не является основной их целью, а представляет собой вспомогательное средство реализации своих интересов.

К основным формам воздействия общественных объединений на органы государства относится участие в выборах, а также представление и защита законных интересов своих членов в государственных органах. Принимая участие в выборах, общественные объединения могут иметь право выдвижения кандидатов в депутаты, м:огут участвовать в образовании избирательных комиссий, проводить предвыборную агитацию, объединять избирателей вокруг кандидатов в депутаты.

Некоторыми особенностями отличаются взаимоотношения государства с профсоюзами. Профессиональные союзы появились как организации, выражающие и защищающие интересы определенных категорий работников. Выросшие из средневековых цеховых организаций ремесленников, в настоящее время профсоюзы представляют мощную экономическую и политическую силу. История взаимоотношений государства и профсоюзов также драматична и многопланова.

Политические системы некоторых обществ включали или отторгали профессиональные союзы, придавали им различное значение.

Диапазон здесь велик: на разных этапах государственности профсоюзы то вступали в отношения сотрудничества, даже партнерства с государством, то выступали по отношению к государству противоборствующим, разрушительным элементом.

В современном мире все большую роль играют социально-экономические, социально-культурные, общественные объединения некоммерческого характера. Они чрезвычайно разнообразны как по названию, так и по степени организованности, количеству членов, влиянию на политическую жизнь.

Национальные движения - это менее формализованные чем партии, общественные образования: различные фонды, союзы, соборы, другие организации. Эти движения, как правило, не имеют членств, структура их размыта. Они могут не иметь формальных региональных отделений, от их имени выступают лишь руководящие органы (организационные комитеты, президиумы и т.п.).

Общественное объединение — это добровольное формирование граждан, возникшее в результате их свободного волеизъявления на основе общих интересов для достижения общих целей.

Эти объединения оказывают воздействие на политику государства, хотя политическая деятельность не является основной их целью, а представляет собой вспомогательное средство реализации своих интересов.

К основным формам воздействия общественных объединений на органы государства относится участие в выборах, а также представление и защита законных интересов своих членов в государственных органах. Принимая участие в выборах, общественные объединения могут иметь право выдвижения кандидатов в депутаты, м:огут участвовать в образовании избирательных комиссий, проводить предвыборную агитацию, объединять избирателей вокруг кандидатов в депутаты.

Некоторыми особенностями отличаются взаимоотношения государства с профсоюзами. Профессиональные союзы появились как организации, выражающие и защищающие интересы определенных категорий работников. Выросшие из средневековых цеховых организаций ремесленников, в настоящее время профсоюзы представляют мощную экономическую и политическую силу. История взаимоотношений государства и профсоюзов также драматична и многопланова.

Политические системы некоторых обществ включали или отторгали профессиональные союзы, придавали им различное значение.

Диапазон здесь велик: на разных этапах государственности профсоюзы то вступали в отношения сотрудничества, даже партнерства с государством, то выступали по отношению к государству противоборствующим, разрушительным элементом.

Переход от плановой и централизованной экономики к рыночной, приватизация предприятий, разгосударствление собственности, либерализация цен и другие факторы привели к ряду негативных последствий: снижению качества и уровня жизни подавляющего большинства граждан, спаду производства, безработице, к несвоевременным выплатам зарплат, обострению политических и социальных противоречий. Одним из путей выхода из сложившейся ситуации может послужить эффективное взаимодействие государства и профсоюзов, базирующееся на принципах социального партнерства.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………….3
2.Взаимодействие государства и профсоюзов (как в ХХ веке, так и на современном этапе)…………………………………………………..…….4
3.Заключение. 9
4.Список литературы……..…………………………………………. 10

Работа содержит 1 файл

СУРС по профсоюзам.docx

Учреждение Образования Федерации Профсоюзов Беларуси

“Международный институт трудовых и социальных отношений”

Кафедра профсоюзного движения и гуманитарных дисциплин

На тему: “Взаимодействие государства и профсоюзов (как в ХХ веке, так и на современном этапе)”

По дисциплине: История, теория и практика профсоюзного движения

Выполнил: Кушнер Д.И.

Студент 2-ого курса

Факультет МЭО и М

  1. Введение………………………………………………………… ………….3
  2. Взаимодействие государства и профсоюзов (как в ХХ веке, так и на современном этапе)…………………………………………………..……. 4
  3. Заключение. . . . 9
  4. Список литературы……..………………………………………… . 10

Согласно закону Республики Беларусь № 1605-XII от 22 апреля 1992 года о “Профессиональных союзах” каждый гражданин Республики Беларусь имеет право добровольно создавать по своему выбору профсоюзы, а также вступать в профсоюзы при условии соблюдения их уставов (положений).

Переход от плановой и централизованной экономики к рыночной, приватизация предприятий, разгосударствление собственности, либерализация цен и другие факторы привели к ряду негативных последствий: снижению качества и уровня жизни подавляющего большинства граждан, спаду производства, безработице, к несвоевременным выплатам зарплат, обострению политических и социальных противоречий. Одним из путей выхода из сложившейся ситуации может послужить эффективное взаимодействие государства и профсоюзов, базирующееся на принципах социального партнерства.

Взаимодействие государства и профсоюзов (как в ХХ веке, так и на современном этапе)

Предшественниками профсоюзов были организации двух типов: легальные общества взаимопомощи, или ремесленные братства, и нелегальные стачечные кассы борьбы. Первые в своем большинстве не являлись классовыми объединениями, нередко включали в себя и хозяев. В стачечную борьбу они, как правило, не включались. Стачечные кассы были шире по профессиональному составу и стояли ближе к профессиональным союзам в современном их понимании, хотя и не имели должного организационного оформления и в силу нелегального положения не могли охватить широкие слои рабочих.

Принятие царским правительством 4 марта 1906 г. закона о легализации профсоюзов под названием "Временные правила о профессиональных обществах, учреждаемых для лиц, занятых в торговых и промышленных предприятиях" активизировало профсоюзное движение в Беларуси. По данному документу разрешалось учреждать союзы наемных рабочих и служащих на промышленных и торговых предприятиях для защиты экономических интересов, улучшения условий труда и быта, повышения профессионального и культурного уровня своих членов. Однако профсоюзам запрещалось организовывать стачки, объединяться в пределах города, губернии и страны. Для контроля за их деятельностью учреждались губернские присутствия. Власти, полиция и жандармерия могли отказать в регистрации или закрыть организацию по любому поводу. Железнодорожные рабочие и служащие, работники почты и телеграфа, государственных учреждений, сельскохозяйственные рабочие вообще не имели права вступать в профсоюзы.

Профессиональные союзы - исторически сложившаяся организационная форма объединения трудящихся. Как общественное явление они представляют собой многообразную и сложную систему отношений и связей внутреннего и внешнего характера. Это - самая массовая общественная организация. Профессиональные союзы входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами. Основной функцией профсоюзов является представительство и защита трудовых и социально-экономических прав и интересов, в первую очередь, своих членов.

Для выполнения этой функции профсоюзы вступают во взаимодействие с органами власти и управления как на местном, региональном, так и на общенациональном уровне.

Проблемы, решаемые профсоюзами, в значительной степени состоят в коррекции проводимой исполнительными и представительными органами государственной власти социально-экономической политики в сторону максимальной выгоды для членов профсоюзов. Основными формами взаимодействия профсоюзов и государства являются: проведение переговоров и заключение соглашений на равноправной основе по социально-экономическим и трудовым вопросам на различных уровнях общественного управления; согласование критериев и показателей социальной справедливости; участие в разработке социальных программ; в формировании социальной политики государства.

Все эти формы взаимодействия государства и профсоюзов в значительной степени могут стать действительно эффективными, когда получат соответствующее научное обоснование. Научные рекомендации нужны для профсоюзов в их участии в реформировании государственной политики занятости, в деятельности по решению проблем заработной платы, обеспечению нормальных условий труда и его соответствующей охраны.

Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими самими как самодеятельными общественными организациями с помощью внутри профсоюзных норм, принимаемых руководящими профсоюзными органами. Такие нормы не носят правового характера (хотя многие из них имеют правовые последствия) и содержатся в уставах профсоюзов и их объединений, других профсоюзных актах. Из круга общественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно возможно, экономически, социально и политически необходимо. Право содействует осуществлению стоящих перед профсоюзами задач, выполнению их защитной функции.

Общественные отношения с участием профсоюзов регулируются правом в той мере, в какой это необходимо для обеспечения представительства и защиты интересов трудящихся, успешного функционирования профсоюзов и дальнейшего развития общества. В конечном счете границы правового регулирования зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, от социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.

Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов определяются исходя из их предназначения, необходимости с наибольшей пользой для трудящихся, всего общества представлять и защищать права и интересы работников в сфере труда и связанных с трудом отношений:

  • средствами и методами, присущими самим профсоюзам;
  • с помощью права;
  • во взаимодействии правовых и не правовых средств и методов.

Объем и содержание прав профсоюзов определяются, прежде всего, целью их создания, стоящими перед ними задачами, выполняемыми функциями, положением в политической системе. Поэтому правовой статус профсоюзов в сфере труда определяется государством при участии профсоюзов. Они помогают сформировать законодательные нормы по вопросам деятельности профсоюзов. Правовой статус профсоюзов тесно связан с их уставными полномочиями, предусмотренными самими профсоюзами. При создании законодательства о профсоюзах принимаются во внимание объем и содержание их уставных (общественных) полномочий. Государство может закрепить за профсоюзами права только по тем вопросам, которыми они занимаются в соответствии с уставами в силу их общественного характера. После принятия законодательства о профсоюзах они должны соблюдать это законодательство. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений.

Предоставленные права создают юридическую базу для выполнения их уставных задач и функций, укрепления правовой основы государственной и общественной жизни. При этом государство не вмешивается во внутренние дела профсоюзов. Они действуют в соответствии с принимаемыми ими уставами и не подлежат регистрации в государственных органах.

Таким образом, соотношение внутрипрофсоюзного и правового статуса профсоюзов строится на принципе прямой и обратной связи, взаимозависимости с приоритетом внутрипрофсоюзных норм при подготовке законодательства о профсоюзах и приоритетом законодательства над внутрипрофсоюзными нормами после принятия соответствующих законодательных актов.

Рассматривая статьи, по взаимодействию государства и профсоюзов хотелось бы выделить, на мой взгляд, наиболее значимую из них – это статья закона, разработанным Правительством Республики Беларусь, “О профессиональных союзах”, который предусматривает “существенное упрощение процесса создания и деятельности в республике одной из мощнейших опор государства — профсоюзов”.

Этот закон о профсоюзах должен “комплексно и системно урегулировать вопросы, связанные с созданием, регистрацией и деятельностью профсоюзов, их организационных структур, союзов профсоюзов”.

Также в статье говорится, что согласно новому закону вводится новый вид профсоюзов — без образования юридического лица. Для этих профсоюзов не требуется наличия юридического адреса, такие профсоюзы не подлежат государственной регистрации, но будут ставиться на учет в соответствующих местных исполнительных и распорядительных органах.

Кроме того, в документе устанавливается критерий представительства профсоюзов для взаимодействия с органами государственной власти по решению вопросов социально-экономического развития страны, а также ведения коллективных переговоров и заключения коллективных договоров.

Совершенствование и развитие системы социального партнерства, форм и методов взаимодействия профсоюзов (объединений профсоюзов) и органов государственного управления являются одной из приоритетных задач социально-экономической политики Республики Беларусь. Профсоюзы участвуют в разработке и реализации социально-экономической политики государства.

Профсоюзы вправе вносить в установленном порядке в органы государственного управления предложения о принятии, изменении или отмене актов законодательства Республики Беларусь по трудовым и социально-экономическим вопросам. Нормативные правовые акты, затрагивающие трудовые и социально-экономические права граждан (за исключением нормативных правовых актов, содержащих государственные секреты), принимаются органами государственного управления с предварительного уведомлением соответствующих профсоюзов (их объединений).

Профсоюзы через своих полномочных представителей имеют право участвовать в работе коллегиальных органов министерств и других республиканских органов государственного управления, заседаниях местных исполнительных и распорядительных органов, органов управления предприятий, учреждений и организаций в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с соответствующими профсоюзами.

Основаниями представительности республиканских профсоюзов, их объединений и организационных структур (подразделений) в органах государственного управления являются:

Взаимодействие профсоюзов с властью. Продолжение темы

В первой части публикации говорилось о том, надо ли профсоюзам заниматься политикой и как во благо трудовых интересов использовать первых должностных лиц регионов. Сегодня речь пойдет о взаимодействии с политическими партиями - с примером удачного профсоюзного лоббирования. Слово - бывшему председателю первички, затем обкома, облсовпрофа, побывавшему и в кресле депутата регионального заксобрания двух созывов.

Предыдущий материал по теме - см. "Солидарность" № 22, 2021

Один из немногих, но действенных путей продвижения профсоюзных интересов - встраивание профлидеров, желательно во главе с председателем федерации профсоюзов, в политическую систему своего региона. А также - увеличение значимости профсоюзов через личный и политический авторитет председателей федераций, обкомов, первичек. Важнейший элемент в этом - взаимодействие с политическими партиями. Я его вижу не в контактах, пусть даже частых и интенсивных, а исключительно с точки зрения вхождения профлидера в политику, с учетом того, какая политическая сила быстрее приведет к этому.

Непременный инструмент продвижения - становиться политиком и входить в элитный круг своего региона. Это не только даст дополнительные площадки: депутатская сессия, заседание фракции и т.д. - но и увеличит ваш политический вес, поставит на один уровень с директором, который нередко и сам политик.

Идеальный вариант для профлидера - депутатский мандат. Лучше - заксобрания региона. Если сил на это пока не хватает - своего города или района. И к политическим партиям советую подходить с точки зрения их возможности допуска вас к мандату и, что не менее важно, к наиболее эффективному его использованию.

ГДЕ БЫТЬ - В ОППОЗИЦИИ ИЛИ В ПАРТИИ ВЛАСТИ

Между тремя парламентскими партиями - КПРФ, “Справедливая Россия” и ЛДПР - границы все больше стираются, и становится ясно: оппозиционности там нет. Фактически поддерживая режим, они говорят о себе как об оппозиции. Несколько лет назад в “Коммерсанте” появилась карикатура: известные лидеры этих партий вместе несут флаг, держа его шестью руками. А на флаге красуется лик Верховного главнокомандующего. Встроенность этих партий в сегодняшнюю систему очевидна. Но сотрудничество с ними не принесет ощутимых плодов. К тому же на региональном уровне противоречия с правящей партией у них нередко глубоки: “Единая Россия” болезненно реагирует на успехи “системной оппозиции”. Будь то поражение в одномандатном округе или на губернаторских выборах, как в Иркутске, Хакасии или Хабаровске.

Блокируясь с КПРФ, “СР” и ЛДПР, вы будете как бы оппозицией. Сможете с трибуны критиковать региональную власть. У вас, как у депутата, будет возможность вносить любой законопроект, хоть о повышении зарплаты бюджетникам на 300%. Но без поддержки “ЕР” результата вы не добьетесь. Какие-то личные интересы продвинуть благодаря мандату сможете, но профсоюзные, трудовые - вряд ли. Вы будете независимы, то есть от вас ничего не будет зависеть. Прекрасно знаю, что многие инициативы КПРФ, “СР” или ЛДПР, даже полезные и нужные, отклоняются только потому, что внесены депутатами от этих партий. А на следующей сессии нечто подобное вносят депутаты от “ЕР” - и все проходит.

Такая, давно сложившаяся, ситуация может нравиться или нет. Я подходил к ней прагматично: изменить я ее не в силах, поэтому нужно ею воспользоваться. Я не зря упомянул о прагматизме. К лоббизму наших интересов, как и ко всей нашей работе, надо подходить с холодной и трезвой головой.

Обостренное чувство социальной справедливости, о наличии которого с гордостью говорят многие профлидеры, по моему убеждению, только мешает работе. Надо четко отличать черное от белого и уметь вовремя сделать шаг назад, чтобы появилась возможность сделать два шага вперед. В любой работе важен результат, а не слова. Лучше не любить пролетариат, как профессор Преображенский, но сделать для него что-то полезное, чем проклинать буржуйскую “ЕР”, но максимум быть способным сказать пару нелестных слов министру на встрече с профактивом.

Прагматик знает, что партия - это инструмент достижения наших целей. Который надо и выбрать, и использовать правильно. И не беда, что порою приходится наступать на горло собственной песне и идти на сделку с совестью. “Такова селяви”.

Для продвижения профсоюзных интересов самым полезным считаю альянс с “ЕР”. Причем не в виде соглашений о сотрудничестве и тому подобной чепухи, а вступление в эту партию и использование всего ее лоббистского потенциала. В разы большего, чем у всех остальных партий, вместе взятых. И пусть эта партия - без идеологии, пусть любое слово нацлидера подхватывается и облекается порою в совсем уж несуразные законопроекты, пусть большинство в ее руководящих органах - наши социальные партнеры-оппоненты. Ничего страшного.

Если смотреть на “ЕР” как на инструмент, то ясно, что это не партия в классическом ее понимании. Подобных в России сейчас и нет. Раньше была КПРФ, но и она уже не та. “ЕР” - это некий элитный клуб, и если вы займете в нем высокое и правильное положение, то и ваш лоббистский потенциал кратно вырастет.

ПРИМЕР УДАЧНОГО ЛОББИРОВАНИЯ

Приведу пример продвижения профсоюзных задач через областное заксобрание. Вот почему надо максимально влиять на бюджетные процессы? Да потому, что государство всегда было самым большим работодателем и становится еще большим, и огромные резервы повышения зарплаты - именно в бюджете.

Несколько лет назад остро стоял вопрос о повышении зарплаты бюджетникам, не попавшим в так называемые майские указы. Перечень “не попавших” длинен. Самым активным в этом вопросе оказался профсоюз работников АПК, и потому было решено лоббировать интересы подопечных ему ветеринаров. В области их немного - всего 600 человек. Зарплаты нищенские.

Для начала профсоюз провел “артподготовку”. Председателю профкома каждой ветстанции было дано задание - встать с одиночным пикетом у входа в свою организацию с плакатом в руках, требующим повышение зарплаты. И чтобы видна была табличка: “Прохоровская СББЖ” (станция по борьбе с болезнями животных), “Кукуевская СББЖ” и т.д. Главное - хорошее фото. Пресс-центр региональной федерации профсоюзов обеспечил поддержку акции в СМИ. Получилась целая кампания. Хоть она и не потребовала ни больших усилий, ни особых затрат.

Потом я пошел к губернатору. Так, мол, и так, люди бунтуют, их детям есть нечего. Давайте повысим ветеринарам зарплату хоть на 10%. Бюджет во втором чтении еще не принят, предлагаю снять деньги с освещения деятельности администрации области. А федерация профсоюзов везде будет говорить, что без поддержки “ЕР” (нашей с вами, Игорь Анатольевич, партии!) ничего бы не получилось, спасибо ей огромное.

Губернатор думал. Денег надо немного. Пиар-эффект ожидался хорошим. Взял паузу. А я встретился с руководителем фракции “ЕР” в заксобрании. Выпили кофе в его любимом кафе. Старик всегда был расположен ко мне, даже считал своим учеником, и сделал вид, что глубоко озабочен проблемами ветеринаров. Он гарантировал решение вопроса с замгубернатора по финансам и экономике, а также лояльность фракции.

Я внес поправку к областному закону о бюджете - предложил перенести 5 млн рублей на повышение зарплаты ветеринарам. Губернатор не возражал. Финансовый блок его администрации не был против. Руководитель фракции поправку поддержал. И хоть поправок в бюджет было внесено около 60, поддержаны фракцией были лишь две, в том числе моя. На сессии она была принята.

Таким образом вопрос, касающийся пусть небольшой социальной группы, был решен. Он не привел ветеринаров к богатству, но плюс, как известно, не минус. И не беда, что это - всего лишь 5 млн рублей: они пошли на наши профсоюзные интересы. Причем из нищего и дырявого областного бюджета. Успех принесли одновременные выстрелы по нескольким целям из разных орудий. И умеренный медиашум со стороны профсоюза работников АПК. И визиты к губернатору и главе фракции “ЕР” в заксе - решение вопроса с ключевыми игроками, центрами силы в регионе. И заседание фракции “ЕР” - поддержка от правящей партии.

Могу уверенно сказать: если бы я не принадлежал к “ЕР”, не имел бы прямого доступа к партийный и областным руководителям, вряд ли вопрос разрешился бы положительно.

ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЛИ ПРАВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ?

Во многих регионах профобъединения обладают правом законодательной инициативы и время от времени им пользуются. В моем регионе это право касалось только вопросов, находящихся в ведении профорганизации, то есть социально-трудовых. А те же поправки в бюджет - облсовпроф вносить не мог.

Будучи даже председателем облсовпрофа, я всегда и выходил к трибуне, и вносил законопроекты только как депутат. И вот почему. Считаю, что на законопроекты депутата другие депутаты смотрят как на инициативу своего коллеги, а не кого-нибудь извне, и реагируют куда положительней.

Вносить инициативу от лица профобъединения - процедура долгая. Надо внести вопрос в повестку дня очередной сессии, пройти профильный комитет, напроситься на заседание крупнейшей фракции, а для верности - на заседания других фракций. И везде профлидер оказался бы “в гостях”. А на проходящего ту же процедуру депутата его собратья даже из других фракций смотрят иначе. Да и правом законодательной инициативы он обладает, разумеется, по всем вопросам.

Подытоживая сказанное, повторю: не надо блюсти свою беспартийность и принципиальную независимость. От этого не выиграют ни ваша профорганизация, ни трудящиеся массы. Да, находиться в стороне, наверное, честнее. Но так же верно, что бесполезнее. Хотите остаться с чистыми помыслами и руками - не лезьте в политику, она не для слабонервных. Хотите принести реальную пользу профсоюзам и рабочему классу - окунайтесь в политику с головой, вступайте в партию власти и получайте в свое распоряжение огромный арсенал политического оружия, который и не снился профсоюзникам, не делающим подобного.

Читайте также: