Обозначение бога в христианстве кратко
Обновлено: 05.07.2024
Бог, Иисус, Яхве, Адонай, Иегова, Теос, Элохим, Элоах, Эль?
ИМЕНА БОГА. СКОЛЬКО ИХ?
I. Довольно часто Библия говорит о Всевышнем просто как о Боге, не называя других Его имен.
Бог всевышний в Быт 14:18; Бог всемогущий в Быт 17:1.:
18 и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, —
(Быт.14:18)
1 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;
(Быт.17:1)
Значительно чаще, чем эль, в Библии встречается форма множественного числа — элохим (прим. 2500 раз), которая может иметь следующие значения:
- божество как общее понятие;
- некий бог;
- Бог (Единый Сущий);
- боги вообще;
- определенные боги.
Слово элоах (например, Втор 32:15; Пс 49:22; Авв 3:3 и примерно 40 раз в Иов) может быть древней формой обращения, употреблявшейся только в возвышенной речи.
15 И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего.
(Втор.32:15)
22 Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил, — и не будет избавляющего.
(Пс.49:22)
3 Бог от Фемана грядет и Святый — от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля.
(Авв.3:3)
3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
(Исх 20:3 и др.)
Форма множественного числа элохим, употребленная в значении единственного числа, становится способом выражения почтительности (сравните: Мы, Царь Всея Руси; Ваше величество).
В отношении Бога Израиля это слово обозначает Творца, чьи деяния сокрыты.
Греческое слово теос может обозначать единого сущего Бога, некоего бога или выражать общее понятие.
II. Во избежание путаницы, в Ветхом Завете часто прибавляется уточняющее определение к слову Бог.
Таким образом, для обозначения Бога используются выражения, не являющиеся именами в собственном смысле слова, но устанавливающие особую связь между:
III: Яхве
Наряду с этими обозначениями, а часто и благодаря им, Бог в Ветхом Завете имеет и имя собственное — Яхве, которое изображалось на письме согласными буквами Й-Х-В-Х .
- с артиклем — го кюриос:
Мк 5:19; Лк 1:6,9,28,46; 2:15,22; Деян 8:24; 2Тим 1:16,18 и др.;
- без артикля , т.е. употребляемое почти как имя собственное:
Мф 1:20,22; 21:9; Мк 13:20; Лк 1:58; 2Пет 2:9 и др.).
Иисус говорит просто об Отце [арамеское Абба; греческое патер] ;
(Бог; см. Мф 5:16,48; 6:4,9 и др.).
Ранняя христианская Церковь использует такое обращение к Богу в своих молитвах (Рим 8:15; Гал 4:6).
Основные элементы православного учения о Боге
3) Бог личностен и троичен. Действующий Бог — это не только Бог энергий, но Бог личностный. Когда человеческие существа причастны божественным энергиям, они ощущают себя не во власти какой-то смутной и безымянной силы, но стоящими лицом к лицу с личностью. И это еще не все: Бог — не просто одна личность, ограниченная собственным бытием, но Троица Лиц — Отца, Сына и Святого Духа, — каждое из которых пребывает в двух других силою вечного движения любви. Бог — не просто единство, но единение.
Божественные имена
Спасением, Искуплением, Избавлением, Воскресением называет Бога Священное Писание потому, что только в Нем (во Христе) осуществляется спасение человека от греха и вечной смерти, воскресение к новой жизни.
В Библии также встречаются имена Бога, заимствованные из природы и являющиеся не Его характеристиками, не попытками определить Его свойства, но как бы символами и аналогиями, имеющими вспомогательное значение. Бог сравнивается с солнцем, звездой, огнем, ветром, водой, росой, облаком, камнем, скалой, благоуханием. О Христе говорится как о Пастыре, Овце, Агнце, Пути, Двери, образе Божием. Все эти имена просты и конкретны, они заимствованы из повседневной реальности, из обыденной жизни. Но их значение такое же, как в притчах Христа, когда под образами жемчужины, дерева, закваски в тесте, семян на поле мы угадываем нечто бесконечно более великое и значительное.
Свойства Бога
Трудно говорить о свойствах Того, сама природа Которого находится за пределами слов. Тем не менее, исходя из действий Бога в тварном мире, человек может делать предположения и умозаключения относительно свойств Бога. Согласно преподобному Иоанну Дамаскину, Бог безначален, бесконечен, вечен, постоянен, несотворен, непреложен, неизменяем, прост, несложен, бестелесен, невидим, неосязаем, неописуем, беспределен, недоступен для ума, необъятен, непостижим, благ, праведен, Творец всех вещей, Всемогущ, Вседержитель, Всевидящий, Промыслитель обо всем, Владыка всего.
Безначальность
Безначальность Божья означает, что Он не имеет над Собой никакого высшего начала или причины Своего существования, но Сам является причиной всего. Он не нуждается ни в чем постороннем, свободен от внешнего принуждения и воздействия:
Беспредельность
Неизменяемость
Неделимость
Бог прост и несложен, то есть не делится на части и не состоит из частей. Троичность Лиц в Боге, о чем речь пойдет в следующей главе, не есть разделение единой Божественной природы на части: естество Бога остается неделимым. Понятие о совершенстве Божества исключает возможность деления Бога на части, так как всякое частичное бытие не есть совершенство. Что означает сущность простого естества? — спрашивает святитель Григорий Богослов. И, пытаясь ответить на этот вопрос, говорит о том, что разум, если хочет исследовать беспредельного Бога, не находит ни начала, ни конца, потому что беспредельное простирается дальше начала и конца и не заключено между ними; и когда разум устремляется вверх или вниз, пытаясь найти какие-то пределы или границы своим представлениям о Боге, он не находит их. Отсутствие всяких границ, делений и пределов является простотой в Боге.
Бестелесность
Непостижимость
Троица
Учение о Троице не является изобретением богословов — это богооткровенная истина. В момент Крещения Иисуса Христа Бог впервые со всей ясностью являет Себя миру как Единство в трех Лицах:
Только после пришествия Христа Бог открылся людям как Троица. Древние евреи свято хранили веру в единого Бога, и они были бы не способны понять идею троичности Божества, потому что такая идея воспринималась бы ими однозначно как троебожие. В эпоху, когда в мире безраздельно господствовал политеизм, тайна Троицы была сокрыта от человеческих взоров, она была как бы спрятана в самой глубинной сердцевине истины о единстве Божества.
Приведенные библейские тексты, однако, лишь предуказывают тайну Троицы, но не говорят о ней прямо. Эта тайна остается под покрывалом, которое, по апостолу Павлу, снимается только Христом (ср. 2 Кор. 3:15-16).
Полнота Божественной жизни в Троице
Бог Творец
Сотворение человека
Скептицизм в отношении концепции Бога
Атеизм
- Атеистом мы называем человека, совершенно отрицающего истину бытия Божия.
- Атеистами же называем очень часто и тех, у которых замечаем коренное извращение богопознания, превратное в самом существе своем воззрение на природу Бога и на Его отношения к миру и человеку. Поэтому под атеизм подводят иногда дуализм, пантеизм и даже деизм.
- Безбожниками называют язычников и людей, близких по своим воззрениям к ним.
- Очень нередко безбожниками называют даже протестантов и всех протестантствующих сектантов за непочитание ими Богоматери и святых.
- Если поклонники истинной религии и обладающие истинным богопознанием называют безбожниками врагов истинной религии, отступников от неё, а также не правомыслящих, то бывали случаи, что и, наоборот, люди с возвышенными и чистыми понятиями о Боге были обвиняемы в безбожии со стороны тех, которые сами имели иные, ложные понятия о Боге, ложную религию. Так, греки в классическую эпоху обвиняли в безбожии тех философов, которые признавали сказания о богах и народную религию вымыслом поэтов. Сократ, Платон, Анаксагор подвергались обвинению в безбожии со стороны своих современников-греков, несмотря на то что они провозглашали истину бытия единого Бога.
- Наконец, к безбожию очень нередко относится скептицизм как абсолютный, так и относительный. Первый, отрицая совершенно всякую возможность что-либо знать, конечно, тем самым отрицает и возможность религии. Второй, относительный, допуская возможность только опытного познания, отрицает возможность познания чего-либо из сверхчувственного мира (так называемый агностицизм). Обязываемый сущностью своего мировоззрения о Боге утверждать, что Он не может о чем-либо знать, он невольно как-то внутренне-побудительно, хотя и молчаливо, соглашается с теми, кто отрицает бытие Божие.
Из книги священномученика протоиерея Михаила Чельцова «Христианское миросозерцание«
Бог — Творец вселенной, Отец наш Небесный. Бог есть Чистейший Всесовершеннейший Дух, выше и совершеннее Которого никого и ничего нет и быть не может.
Видевший Меня видел Отца ( Ин.14:9 )
Божественное откровение учит понимать духовность Божию как то, что Бог:
- абсолютно бестелесен;
- безмерно обладает полнотой всех личностных совершенств (разумом, волей и др.).
Бог как Дух отличается от всех прочих существ вообще тем, что они все ограничены и по бытию и по силам и, следовательно, более или менее несовершенны, а Он есть Дух неограниченный или беспредельный во всех отношениях, иначе – всесовершенный.
… Все прочие существа:
- ограничены по началу своего бытия и продолжению: все они получили бытие свое от Бога и находятся в постоянной зависимости от Него и частью друг от друга, – а Бог ни от кого не получал бытия Своего и ни от кого ни в чем не зависит: Он самобытен и независим;
- ограничены по образу или форме своего бытия; ибо неизбежно подчинены условиям пространства и времени и, следовательно, подлежат переменам, – Бог выше всех условий пространства: неизмерим и вездесущ, выше всех условий времени: вечен и неизменен;
- наконец – ограничены по силам в их количестве и качестве, – для Бога нет никаких границ и в этом отношении: Он всесилен и всемогущ.
Таким образом главные свойства, принадлежащие Богу по существу:
Беспредельность или всесовершенство
Называя Бога беспредельным, мы разумеем, что Он не только свободен от всякого ограничения и недостатка, в каком бы то ни было отношении, но вместе обладает всеми возможными совершенствами и притом в высочайшей степени или без всякой степени и меры.
Самобытность
Самобытным Бог называется потому, что не обязан бытием Своим какому-либо другому существу, а имеет и бытие, и все, что ни имеет, от Самого Себя.
Независимость
Под именем независимости в Боге разумеется такое свойство, по которому Он и в существе, и силах, и в действиях Своих определяется только Сам Собою, а не чем-либо сторонним, и есть самодовольный, самовластный, самодержавный. Это свойство Божие вытекает уже из предыдущего. Если Бог есть Существо самобытное, и все, что ни имеет, имеет только от Себя: то, значит, Он ни от кого и не зависит, по крайней мере, по бытию Своему и силам.
Неизмеримость и вездеприсутствие
Неизмеримость приписывается Богу в том смысле, что Он как Дух чистейший и притом беспредельный во всех отношениях не подлежит, в частности, никакому ограничению и пространством или местом, но наполняет Собою все, a вездеприсутствие – в том, что, наполняя Собою все, Он естественно находится во всяком месте и присущ всякому существу.
Вечность
Когда говорится, что Бог вечен, это значит, что Он не имеет ни начала, ни конца Своего бытия и вообще свободен от всех условий времени.
Неизменяемость
Неизменяемость в Боге есть такое свойство, по которому Он всегда пребывает один и тот же и в Своем существе, и в Своих силах и совершенствах, и в Своих определениях и действиях.
Свойства ума Божия
Всеведение
Это свойство выражается в том, что Бог по естеству обладает всесовершенным знанием: знает Себя, Свою сущность, Свои свойства и действия; знает всё возможное и действительно существующее; знает причины и цели создания каждого творения; знает их сущности и особенности; знает всё прошлое, настоящее, грядущее; знает намерения каждого человека, каждого ангела; знает о всех грехах и о всех добрых делах; знает, что для какого творения полезно, а что вредно или губительно.
В отличие от человеческого ведения, представляющего собой сумму разносторонних накопленных знаний, Божественное всеведение представляет простое, вневременное созерцание всего существующего и условно возможного разом, во всей полноте.
Всеведение Божье относительно будущих событий мировой истории именуется предведением.
Высочайшая Премудрость
Под премудростью Божьей ( Рим.14:26 ) подразумевается та сторона Божественного всеведения, которая относится к Божественным действиям. Премудрость Божия проявляется в том, что Богу известны и лучшие пути к достижению Своих целей, и лучшие средства. Оптимально используя эти средства для осуществления Своего замысла, Он всегда и везде действует безупречно, наилучшим образом.
Свойства воли Божьей
Высочайшая свобода
Свобода Божественной воли усматривается в том, что Бог не зависит ни от кого и ни от чего в принятии Своих решений и определений, не нуждается в посторонних советах, действует, руководствуясь исключительно собственным разумом. Никто и ничто не может влиять на чистоту и самостоятельность Божественных решений.
Кроме того, это свойство проявляется в том, что воля Божья свободна от каких-либо внутренних колебаний и противоречий.
Всемогущество
Всемогущество приписывается Богу в том смысле, что Он обладает неограниченною силою все производить и над всем владычествовать, – от чего называется безразлично и всемогущим или всесильным, и Вседержителем.
архиепископ Макарий (Догматическое Богословие)
Бог един, но не одинокий, потому что Бог един по Cвоему существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой, – единство Трех, бесконечно любящих друг друга лиц: Бог есть любовь ( 1Ин. 4:16 ).
Святость
Святость Божья ( Ис.6:3 ) выражается в том, что Бог абсолютно чужд какого-либо зла, неизменно пребывает в нравственной чистоте, действует на основании совершенных побуждений к Добру, одобряет в разумных созданиях то, что соответствует Его заповедям и закону и осуждает то, что противоречит Добру.
Благость
Благость Божья ( Пс.144:9 ) есть такое существенное свойство, согласно которому Бог Сам в Себе — беспредельное Добро, желает и подаёт всем Своим творениям столько добра, сколько каждое может воспринять в соответствии с естественными и индивидуальными способностями.
Применительно к разным случаям и обстоятельствам благость Божия обозначается особыми наименованиями: щедрость, милость, прощение, освящение и т. д.
Праведность
Праведность Божья ( Втор.32:4 ) состоит в том, что Бог и Сам всегда действует в рамках Добра, и требует от разумных созданий исполнения нравственного закона; не лицеприятно оценивает их мысли, намерения и поступки, воздаёт каждому по делам.
Свойства чувств (ощущений) Божьих
Любовь
Божественная любовь проявляется в вечной безграничной любви Лиц Пресвятой Троицы к Себе и Друг к Другу; в любви ко всем творениям (даже ко грешникам). Кроме того Бог, как Бог Любви, Бог-Любовь ( 1Ин.4-8 ), способствует проявлению любви в тех из Своих созданий, которые обладают способностью любить.
Всеблаженство
Всеблаженство Божие состоит в том, что будучи беспредельным, всесовершенным, Бог не имеет ни в чём недостатка, никогда не испытывал и не испытывает ощущений внутренней неудовлетворенности; непрестанно пребывает в состоянии безграничной внутренней радости, счастья, довольства ( Пс.15:11 ).
Господи, Боже наш, Отче, Сыне и Дух Святой! Ты, не имеющий образа, для созерцания же прекраснейший, Своей неизъяснимой красотою помрачающий всякое видение! Ты более прекрасен, чем может воспринять зрение, ибо Ты превосходишь все, безмерный в свойствах, видимый для тех, кому Ты позволяешь видеть, Сущность предвечная, неведомая и Ангелам, ибо бытие Твое они познают от Тебя. Ведь Ты назвал Себя Самого Сущим ( Исх.3:14 ), это мы и зовем Сущностью, ипостасью, воипостасным именуя Того, Которого никто никогда не видел, Триипостасного Бога, единое безначальное Начало. Иначе как посмеем мы назвать Тебя Сущностью или прославлять в Тебе три раздельных ипостаси? И каково соединение, кто это совершенно постигнет? Ибо если Отец в Тебе и Ты во Отце Твоем, и от Него происходит Святой Дух Твой, и Сам Ты, Господи, и Дух Твой, Дух же Господом назван и Богом моим, и Отец Твой есть Дух и называется Духом, то никто ни из Ангелов, ни из людей никогда не видел, не созерцал этого и не познал. Да и как изречь это? Как выразить? Как дерзнуть назвать разделением или соединением, слиянием или смешением, или растворением? Как единое (назвать) тремя и триединым? Поэтому, Владыко, на основании того, что Ты сказал и чему научил, всякий верный верует и славословит державу Твою, так как все в Тебе совершенно, непостижимо, неведомо и невыразимо для Твоих созданий. Ибо непостижимо уже бытие Твое, так как Ты существуешь несозданным, равно как и родил Ты (несозданно). Да и как созданный уразумеет образ бытия Твоего или Рождение Сына Твоего, Бога и Слова, или исхождение Божественного Духа Твоего? Чтобы и соединение Твое он познал и разделение постиг и изучил? Никто еще не видел ничего из того, о чем я сказал…
Но Ты Сам в Себе Самом существуешь как один Бог Троица. Один, зная Себя Самого, Сына Твоего и Духа, и Ими одними познанный, как соестественными. Прочие же видят как бы лучи солнца, проникающие в дом, и то, если у них хорошее зрение, — солнца же этого совершенно не видят. Так видят очищенным умом свет Славы Твоей и озарения Твои от всей души ищущие Тебя. Каков же Ты по существу и как Ты родил однажды или вечно рождаешь и не отделяешься от Рождаемого от Тебя, но Он весь в Тебе, все наполняющий Божеством? Ты же, Отец, весь пребываешь в Самом Сыне и имеешь исходящего от Тебя Божественного Духа, всеведущего и все исполняющего, — как Бог по существу и Он не отделяется от Тебя, ибо от Тебя истекает. Ты – источник благ, всякое же благо – Сын Твой, через Духа уделяющий и Ангелам, и людям достойно, милосердно и человеколюбиво. Никто, никогда ни из Ангелов, ни из людей не увидел или не познал бытия Твоего, ибо Ты – несозданный. Ты сотворил все, и может ли сотворенное Тобою знать, как Ты рождаешь Сына Твоего и как всегда источаешь? И как происходит от Тебя Твой Божественный Дух? И Ты отнюдь не рождаешь когда-либо, родив, конечно, однажды. Но источая – Ты не потерпел оскудения или умаления, ибо Ты пребываешь преисполненным, неоскудевающим, превыше всего, наполняющим Собою мир, видимый и мыслимый, и в то же время находишься вне видения и мышления. Боже мой, совершенно не допуская ни приращения, ни убавления, всегда пребывая недвижимым, проявлениями Своими – Ты в вечном движении. Ибо и Ты, Отец, непрестанно действуешь, и Сын Твой содействует спасению всех и Промыслом Своим усовершенствует, содержит, питает, животворит и возрождает Духом Святым. Ибо как Сын видит Отца творящим, так же и Сам творит, как сказал Он ( Ин.5:19 ).
преподобный Симеон Новый Богослов
О Ты, Который превыше всего! Что иное позволено мне изречь о Тебе? ибо Ты невыразим никаким словом. Как воззрит на Тебя ум? Ибо Ты непостижим никаким умом. Ты один неизречен, потому что произвел все, выразимое словом! Ты один непознаваем, потому что произвел все, объемлемое мыслью. Тебе воздает честь все одаренное разумом! К Тебе устремлены общие желания, Тебя жаждут все сердца, к Тебе все воссылает моления, Тебе все, постигающее Твои повеления, изрекает безмолвную хвалу. Тобою единым все пребывает, к Тебе все стремится, Ты (Начало) и конец всего.
О, Всеименуемый! Как назову Тебя, единого Неименуемого? Да и какой небесный ум проникнет сквозь заоблачные покровы? Будь милосерден, о Ты, Который превыше всего! ибо что иное позволено мне изречь о Тебе?
Божество беспредельно и непознаваемо. В Нем совершенно постижимо только одно – Его беспредельность … Когда разум устремит взор свой на горнюю бездну и не находит, на чем остановиться или где положить предел своим представлениям о Боге, тогда беспредельное и неисследимое он называет безначальным. А когда, устремившись в дольнюю бездну, испытывает нечто подобное, тогда называет Его бессмертным. Когда же сводит в единство то и другое, тогда именует вечным, ибо вечность не есть ни время, ни часть времени, потому что она неизмерима (14, 155).
Един есть Бог безначальный, беспричинный, не ограниченный ничем, ни прежде бывшим, ни будущим, объемлющий вечность, беспредельный; великий Отец благого, великого Единородного Сына, Который в рождении Сына не потерпел ничего свойственного телу, потому что Он – Ум. Един есть Бог иной (по ипостаси), но не иной по Божеству-Слово Бога, живая печать Бога, живая печать Отчая, единый Сын Безначального и Единственный Единственного, во всем равный Отцу (кроме того, что Один всецело пребывает Родителем, а Другой – Сыном). Основатель и Правитель мира, Сила и Мысль Отца. Един Дух – Бог от благого Бога…
святитель Григорий Богослов
Без воздуха можно прожить максимум 5 минут, с воздухом в среднем 80 лет, без воды можно прожить максимум 5–7 дней, с водой можно прожить в среднем 80 лет, без еды можно обойтись в течение 40–50 дней, а с едой можно прожить в среднем 80 лет, без Бога можно прожить в среднем лет 70–80, а с Богом можно прожить вечность.
архимандрит Мелхиседек Артюхин
Во всех обществах присутствует видение Бога, только искаженное суевериями этого общества.
святитель Игнатий Брянчанинов
Бог приглашает Христа сесть на трон в Его правая рука (1645) автор: Питер де Греббер. Святой Дух виден как голубь вверху изображения.
В христианство, Бог это вечное существо кто создан и сохраняет все вещи. Христиане верят, что Бог является обоими превосходный (полностью независимый от материальной вселенной и удаленный от нее) и имманентный (вовлечены в мир). [1] [2] Христианские учения об имманентности и причастности Бога и его любви к человечеству исключают веру в то, что Бог из того же вещества как созданная вселенная [3] но признать, что божественная природа Бога была ипостаси единый человеческой природе в лице Иисус Христос, в событии, известном как Воплощение.
Содержание
Развитие богословия Бога
Обзор
Фолио из Папирус 46 содержащий копию 2 Коринфянам 11: 33–12: 9. Этот лист датируется 175–225 годом нашей эры.
Ранний христианин взгляды на Бога (до Евангелия были написаны) отражены в Апостол Павелзаявление в 1 Коринфянам (8:5-6), написано ок. 53-54 г. н.э., то есть примерно через двадцать лет после распятие Иисуса: [4]
для нас есть только один Бог, Отец, от Которого все произошло и для Которого мы живем; и есть только один Господь, Иисус Христос, через Которого все пришло и через Которого мы живем.
в Акты (17:24-27) в течение Проповедь ареопага данное Павлом, он далее характеризует раннехристианское понимание: [23]
Бог, сотворивший мир и все в нем, он, будучи Господином неба и земли
и размышляет об отношениях между Богом и христианами: [23]
что они должны искать Бога, если они могут почувствовать его и найти его, хотя он недалеко от каждого из нас, потому что в нем мы живем.
Период с конца II до начала IV века (примерно 180–313 гг.) Принято называть «эпохой Великая Церковь"а также Доникейский период и стал свидетелем значительного богословского развития, консолидации и формализации ряда христианских учений. [27]
Со временем теологи и философы разработали более точное понимание природы Бога и начали составлять систематические списки его атрибутов (то есть качеств или характеристик). Они различались по деталям, но традиционно атрибуты делились на две группы, основанные на отрицание (Бог бесстрастен) и положительно основанные на преосвященство (Бог бесконечно хорош). [12] Ян Рэмси предположил, что есть три группы и что некоторые атрибуты, такие как простота и совершенство имеют другую логическую динамику, которая из таких атрибутов, как бесконечное добро поскольку существуют относительные формы последнего, но не первого. [29]
В христианском богословии имя Бога всегда имело гораздо более глубокий смысл и значение, чем просто ярлык или обозначение. Это не изобретение человека, а божественное происхождение и основано на божественном откровении. [31] [32] Уважение к имени Бога - одно из Десять заповедейХристианские учения рассматривают это не просто как отказ от ненадлежащего использования имени Бога, но как указание возвысить его через благочестивые дела и хвалу. [33] Это отражено в первой петиции в Отче наш адресовано Бог Отец: "Да святится имя Твое". [34]
Библия обычно использует имя Бога в единственном числе (например, Ex. 20: 7 или Пс. 8: 1 ), как правило, используя эти термины в очень общем смысле, а не относясь к какому-либо особому обозначению Бога. [38] Однако общие ссылки на имя Бога могут переходить в другие особые формы, которые выражают его многогранные атрибуты. [38] Священное Писание содержит много ссылок на имена Бога, но ключевые имена в Ветхий Завет находятся: Бог Высокий и Возвышенный, Эль-Шаддаи и Яхве. В Новом Завете Теос, Кириос и Патер (πατήρ т.е. Отец по-гречески) - основные имена. [38]
Атрибуты и природа
В 8 веке Иоанн Дамаскин перечислил восемнадцать качеств Бога в его Точное изложение православной веры (Книга 1, Глава 8). [10] Эти восемнадцать атрибутов были разделены на четыре группы в зависимости от времени (например, вечность), пространства (например, безграничности), материи или качества, и список продолжает оказывать влияние на сегодняшний день, частично появляясь в той или иной форме в различных современных формулировках. [10] В 13 веке Фома Аквинский сосредоточился на более коротком списке всего из восьми атрибутов, а именно: простота, совершенство, доброта, непонятность, вездесущность, неизменность, вечность и единство. [10] Другие составы включают список 1251 г. Четвертый Латеранский собор который затем был принят в Ватикан I в 1870 г. и Вестминстерский краткий катехизис в 17 веке. [10]
Два атрибута Бога, которые ставят его над мир, но признать его участие в мир, являются превосходство и имманентность. [1] [2] Трансцендентность означает, что Бог вечен и бесконечен, не контролируется сотворенным миром и находится за пределами человеческих событий. Имманентность означает, что Бог вовлечен в мир, и христианские учения давно признали его внимание к человеческим делам. [1] [2] Однако в отличие от пантеистический религии, в христианстве существо Бога не является субстанцией созданной вселенной. [3]
Традиционно некоторые теологи, такие как Луи Беркхоф различать коммуникабельный атрибуты (те, которые могут быть у людей) и непередаваемый атрибуты (принадлежащие только Богу). [39] Однако другие, такие как Дональд Маклауд считают, что все предлагаемые классификации искусственны и необоснованны. [40]
Среди богословов существует общее согласие в том, что было бы ошибкой представлять себе сущность Бога, существующую сама по себе и независимо от атрибутов или атрибутов, как дополнительных характеристик Божественного Существа. Это существенные качества, которые постоянно существуют в самом его Существе и сосуществуют с ним. Любое изменение в них означало бы изменение сущности Бога. [41]
Описание
Однако позже Рука Бога символ встречается несколько раз в единственном древнем синагога с большой сохранившейся декоративной схемой, Синагога Дура Европос середины III века и, вероятно, был принят в Раннехристианское искусство от Еврейское искусство. Это было обычным явлением в Поздний античный искусство как на Востоке, так и на Западе, и оставалось основным способом символизировать действия или одобрение Бога-Отца на Западе примерно до конца Романский период.
В таких ситуациях, как Крещение Христа, где было указано конкретное изображение Бога-Отца, Рука Бога был использован, с увеличением свободы от Каролингский период до конца Романский. Этот мотив сейчас, с момента открытия 3 века Синагога Дура Европос, похоже, был заимствован из Еврейское искусство, и встречается в христианском искусстве почти с самого начала. [44]
Использование религиозных образов в целом продолжало возрастать до конца VII века, вплоть до того, что в 695 году, вступив на престол, Византийский император Юстиниан II поместил изображение Христа на лицевую сторону своих золотых монет, в результате чего возникла трещина, которая прекратила использование византийский типы монет в исламском мире. [45] Однако рост религиозных образов не включал изображения Бога-Отца. Например, в то время как восемьдесят второй канон Совет Трулло в 692 г. конкретно не осуждал изображения Отца, он предполагал, что иконы Христос предпочтительнее ветхозаветных теней и фигур. [46]
Бог Отец с поднятой правой рукой в благословении, с треугольным нимбом, представляющим Троицу, Джироламо дай Либри c. 1555
Начало VIII века засвидетельствовано подавлением и уничтожением религиозных икон, поскольку период Византийское иконоборчество (буквально разрушающий имидж) началось. Император Лев III (717–741), запретил использование иконок имперский указ из Византийская империя, предположительно из-за военной потери, которую он объяснил чрезмерным почитанием икон. [47] Указ (который был издан без консультации с Церковью) запрещал поклонение религиозным изображениям, но не распространялся на другие формы искусства, включая изображение императора или религиозные символы, такие как крест. [48] Затем начали появляться теологические аргументы против икон. иконоборцы утверждая, что иконы не могут представлять одновременно божественную и человеческую природу Иисуса. В этой атмосфере даже не предпринимались попытки публичного изображения Бога-Отца, и такие изображения начали появляться только два века спустя.
В Второй Никейский собор в 787 г. фактически закончился первый период Византийское иконоборчество восстановили почитание икон и святых изображений в целом. [49] Однако это не сразу превратилось в крупномасштабные изображения Бога-Отца. Даже сторонники использования икон в 8 веке, такие как Святой Иоанн Дамаскин, провел различие между изображениями Бога Отца и Христа.
Мы постановляем, что священный образ Господа нашего Иисуса Христа, Освободителя и Спасителя всех людей, должен почитаться с той же честью, что и книга святых Евангелий. Ибо, как с помощью языка слов, содержащихся в этой книге, все могут достичь спасения, так и благодаря действию, которое эти образы проявляют своими цветами, все мудрые и простые, могут извлечь из них пользу.
Но к изображениям Бога-Отца в Константинополе в 869 году не обращались напрямую. На этом Соборе был перечислен список разрешенных икон, но символов Бога-Отца среди них не было. [53] Однако всеобщее признание икон и святых изображений начало создавать атмосферу, в которой можно было символизировать Бога-Отца.
До X века не предпринималось попыток использовать человека для обозначения Бог Отец в Западное искусство. [43] Тем не менее, западному искусству в конечном итоге потребовался какой-то способ проиллюстрировать присутствие Отца, поэтому через последовательные представления набор художественных стилей для символизации Отца с использованием человека постепенно возник примерно в 10 веке нашей эры. Обоснованием использования человека является вера в то, что Бог создал душу человека по своему образу (таким образом, позволяя человеку превзойти других животных).
Похоже, что когда первые художники создавали образ Бога-Отца, страх и трепет удерживали их от использования всей человеческой фигуры. Обычно в качестве изображения используется только небольшая часть, обычно рука или иногда лицо, но редко - изображение целого человека. На многих изображениях фигура Сына заменяет Отца, поэтому изображена меньшая часть личности Отца. [54]
Изображение двух Руки Бога (относительно необычно) и Святой Дух как голубь в Крещение Христа, Верроккьо, 1472
К XII веку изображения Бога-Отца начали появляться на французском языке. иллюминированные рукописи, которые, как менее публичная форма, часто могли быть более авантюрными в своей иконографии, а в витраж церковные окна в Англии. Первоначально голова или бюст обычно изображались в некоторой форме обрамления облаков в верхней части изображения, где раньше появлялась Рука Бога; то Крещение Христа на знаменитых купель в Льеже из Райнер из Хай это пример из 1118 года (Рука Бога используется в другой сцене). Постепенно количество отображаемых человеческих символов может увеличиваться до половинной фигуры, а затем до полноразмерной, обычно возведенной на трон, как в Джоттос фреска г. 1305 дюйм Падуя. [55]
В ранней венецианской школе Коронация Богородицы от Джованни д'Алеманья и Антонио Виварини(ок. 1443 г.) Отец изображен с использованием символа, который впоследствии постоянно использовался другими художниками, а именно патриарха, с добрым, но сильным лицом, с длинными белыми волосами и бородой, изображение, в значительной степени полученное и оправданное им. почти физическое, но все же образное описание Древний Днями. [56]
. . Ветхий днями действительно сидел, чья одежда была белой, как снег, и волосы на его голове, как чистая шерсть: его трон был подобен огненному пламени, а его колеса - как пылающий огонь. (Даниэль 7:9)
В картинах эпохи Возрождения, изображающих поклонение Троице, Бог может быть изображен двумя способами: либо с акцентом на Отца, либо с тремя элементами Троицы. Наиболее обычное изображение Троицы в искусстве эпохи Возрождения изображает Бога-Отца в старике, обычно с длинной бородой и патриархальной внешностью, иногда с треугольной формой. гало (как ссылка на Троицу), или с папская корона, особенно в живописи Северного Возрождения. На этих изображениях Отец может держать земной шар или книгу (чтобы символизировать знание Бога и как ссылку на то, как знание считается божественным). Он позади и выше Христа на Кресте в Трон Милосердия иконография. Голубь, символ Святого Духа, может парить выше. Разные люди из разных слоев общества, например на изображении могут присутствовать короли, папы или мученики. В тринитарии ПьетаБог-Отец часто изображается с помощью человека в папском платье и папской короне, поддерживающего мертвого Христа на руках. Они изображены парящими в небе с ангелами, несущими инструменты страсти. [58]
Читайте также: