Обозначение бога в христианстве кратко

Обновлено: 05.07.2024

Бог, Иисус, Яхве, Адонай, Иегова, Теос, Элохим, Элоах, Эль?

ИМЕНА БОГА. СКОЛЬКО ИХ?

I. Довольно часто Библия говорит о Всевышнем просто как о Боге, не называя других Его имен.

Бог всевышний в Быт 14:18; Бог всемогущий в Быт 17:1.:

18 и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, —
(Быт.14:18)
1 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;
(Быт.17:1)

Значительно чаще, чем эль, в Библии встречается форма множественного числа — элохим (прим. 2500 раз), которая может иметь следующие значения:

  • божество как общее понятие;
  • некий бог;
  • Бог (Единый Сущий);
  • боги вообще;
  • определенные боги.

Слово элоах (например, Втор 32:15; Пс 49:22; Авв 3:3 и примерно 40 раз в Иов) может быть древней формой обращения, употреблявшейся только в возвышенной речи.

15 И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего.
(Втор.32:15)
22 Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил, — и не будет избавляющего.
(Пс.49:22)
3 Бог от Фемана грядет и Святый — от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля.
(Авв.3:3)
3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
(Исх 20:3 и др.)

Форма множественного числа элохим, употребленная в значении единственного числа, становится способом выражения почтительности (сравните: Мы, Царь Всея Руси; Ваше величество).

В отношении Бога Израиля это слово обозначает Творца, чьи деяния сокрыты.

Греческое слово теос может обозначать единого сущего Бога, некоего бога или выражать общее понятие.

II. Во избежание путаницы, в Ветхом Завете часто прибавляется уточняющее определение к слову Бог.

Таким образом, для обозначения Бога используются выражения, не являющиеся именами в собственном смысле слова, но устанавливающие особую связь между:

III: Яхве

Наряду с этими обозначениями, а часто и благодаря им, Бог в Ветхом Завете имеет и имя собственное — Яхве, которое изображалось на письме согласными буквами Й-Х-В-Х .

- с артиклем — го кюриос:
Мк 5:19; Лк 1:6,9,28,46; 2:15,22; Деян 8:24; 2Тим 1:16,18 и др.;

- без артикля , т.е. употребляемое почти как имя собственное:
Мф 1:20,22; 21:9; Мк 13:20; Лк 1:58; 2Пет 2:9 и др.).

Иисус говорит просто об Отце [арамеское Абба; греческое патер] ;
(Бог; см. Мф 5:16,48; 6:4,9 и др.).

Ранняя христианская Церковь использует такое обращение к Богу в своих молитвах (Рим 8:15; Гал 4:6).


Основные элементы православного учения о Боге

3) Бог личностен и троичен. Действующий Бог — это не только Бог энергий, но Бог личностный. Когда человеческие существа причастны божественным энергиям, они ощущают себя не во власти какой-то смутной и безымянной силы, но стоящими лицом к лицу с личностью. И это еще не все: Бог — не просто одна личность, ограниченная собственным бытием, но Троица Лиц — Отца, Сына и Святого Духа, — каждое из которых пребывает в двух других силою вечного движения любви. Бог — не просто единство, но единение.

Божественные имена

Спасением, Искуплением, Избавлением, Воскресением называет Бога Священное Писание потому, что только в Нем (во Христе) осуществляется спасение человека от греха и вечной смерти, воскресение к новой жизни.

В Библии также встречаются имена Бога, заимствованные из природы и являющиеся не Его характеристиками, не попытками определить Его свойства, но как бы символами и аналогиями, имеющими вспомогательное значение. Бог сравнивается с солнцем, звездой, огнем, ветром, водой, росой, облаком, камнем, скалой, благоуханием. О Христе говорится как о Пастыре, Овце, Агнце, Пути, Двери, образе Божием. Все эти имена просты и конкретны, они заимствованы из повседневной реальности, из обыденной жизни. Но их значение такое же, как в притчах Христа, когда под образами жемчужины, дерева, закваски в тесте, семян на поле мы угадываем нечто бесконечно более великое и значительное.

Свойства Бога

Трудно говорить о свойствах Того, сама природа Которого находится за пределами слов. Тем не менее, исходя из действий Бога в тварном мире, человек может делать предположения и умозаключения относительно свойств Бога. Согласно преподобному Иоанну Дамаскину, Бог безначален, бесконечен, вечен, постоянен, несотворен, непреложен, неизменяем, прост, несложен, бестелесен, невидим, неосязаем, неописуем, беспределен, недоступен для ума, необъятен, непостижим, благ, праведен, Творец всех вещей, Всемогущ, Вседержитель, Всевидящий, Промыслитель обо всем, Владыка всего.

Безначальность

Безначальность Божья означает, что Он не имеет над Собой никакого высшего начала или причины Своего существования, но Сам является причиной всего. Он не нуждается ни в чем постороннем, свободен от внешнего принуждения и воздействия:

Беспредельность

Неизменяемость

Неделимость

Бог прост и несложен, то есть не делится на части и не состоит из частей. Троичность Лиц в Боге, о чем речь пойдет в следующей главе, не есть разделение единой Божественной природы на части: естество Бога остается неделимым. Понятие о совершенстве Божества исключает возможность деления Бога на части, так как всякое частичное бытие не есть совершенство. Что означает сущность простого естества? — спрашивает святитель Григорий Богослов. И, пытаясь ответить на этот вопрос, говорит о том, что разум, если хочет исследовать беспредельного Бога, не находит ни начала, ни конца, потому что беспредельное простирается дальше начала и конца и не заключено между ними; и когда разум устремляется вверх или вниз, пытаясь найти какие-то пределы или границы своим представлениям о Боге, он не находит их. Отсутствие всяких границ, делений и пределов является простотой в Боге.

Бестелесность

Непостижимость

Троица


Учение о Троице не является изобретением богословов — это богооткровенная истина. В момент Крещения Иисуса Христа Бог впервые со всей ясностью являет Себя миру как Единство в трех Лицах:

Только после пришествия Христа Бог открылся людям как Троица. Древние евреи свято хранили веру в единого Бога, и они были бы не способны понять идею троичности Божества, потому что такая идея воспринималась бы ими однозначно как троебожие. В эпоху, когда в мире безраздельно господствовал политеизм, тайна Троицы была сокрыта от человеческих взоров, она была как бы спрятана в самой глубинной сердцевине истины о единстве Божества.

Приведенные библейские тексты, однако, лишь предуказывают тайну Троицы, но не говорят о ней прямо. Эта тайна остается под покрывалом, которое, по апостолу Павлу, снимается только Христом (ср. 2 Кор. 3:15-16).

Полнота Божественной жизни в Троице

Бог Творец

Сотворение человека


Скептицизм в отношении концепции Бога

Атеизм

  1. Атеистом мы называем человека, совершенно отрицающего истину бытия Божия.
  2. Атеистами же называем очень часто и тех, у которых замечаем коренное извращение богопознания, превратное в самом существе своем воззрение на природу Бога и на Его отношения к миру и человеку. Поэтому под атеизм подводят иногда дуализм, пантеизм и даже деизм.
  3. Безбожниками называют язычников и людей, близких по своим воззрениям к ним.
  4. Очень нередко безбожниками называют даже протестантов и всех протестантствующих сектантов за непочитание ими Богоматери и святых.
  5. Если поклонники истинной религии и обладающие истинным богопознанием называют безбожниками врагов истинной религии, отступников от неё, а также не правомыслящих, то бывали случаи, что и, наоборот, люди с возвышенными и чистыми понятиями о Боге были обвиняемы в безбожии со стороны тех, которые сами имели иные, ложные понятия о Боге, ложную религию. Так, греки в классическую эпоху обвиняли в безбожии тех философов, которые признавали сказания о богах и народную религию вымыслом поэтов. Сократ, Платон, Анаксагор подвергались обвинению в безбожии со стороны своих современников-греков, несмотря на то что они провозглашали истину бытия единого Бога.
  6. Наконец, к безбожию очень нередко относится скептицизм как абсолютный, так и относительный. Первый, отрицая совершенно всякую возможность что-либо знать, конечно, тем самым отрицает и возможность религии. Второй, относительный, допуская возможность только опытного познания, отрицает возможность познания чего-либо из сверхчувственного мира (так называемый агностицизм). Обязываемый сущностью своего мировоззрения о Боге утверждать, что Он не может о чем-либо знать, он невольно как-то внутренне-побудительно, хотя и молчаливо, соглашается с теми, кто отрицает бытие Божие.

Из книги священномученика протоиерея Михаила Чельцова «Христианское миросозерцание«

Бог — Творец все­лен­ной, Отец наш Небес­ный. Бог есть Чистей­ший Все­со­вер­шен­ней­ший Дух, выше и совер­шен­нее Кото­рого никого и ничего нет и быть не может.

bog 1 - Бог

Видев­ший Меня видел Отца ( Ин.14:9 )

Боже­ствен­ное откро­ве­ние учит пони­мать духов­ность Божию как то, что Бог:

  • абсо­лютно бес­те­ле­сен;
  • без­мерно обла­дает пол­но­той всех лич­ност­ных совер­шенств (разу­мом, волей и др.).

Бог как Дух отли­ча­ется от всех прочих существ вообще тем, что они все огра­ни­чены и по бытию и по силам и, сле­до­ва­тельно, более или менее несо­вер­шенны, а Он есть Дух неогра­ни­чен­ный или бес­пре­дель­ный во всех отно­ше­ниях, иначе – все­со­вер­шен­ный.

… Все прочие суще­ства:

  1. огра­ни­чены по началу своего бытия и про­дол­же­нию: все они полу­чили бытие свое от Бога и нахо­дятся в посто­ян­ной зави­си­мо­сти от Него и частью друг от друга, – а Бог ни от кого не полу­чал бытия Своего и ни от кого ни в чем не зави­сит: Он само­бы­тен и неза­ви­сим;
  2. огра­ни­чены по образу или форме своего бытия; ибо неиз­бежно под­чи­нены усло­виям про­стран­ства и вре­мени и, сле­до­ва­тельно, под­ле­жат пере­ме­нам, – Бог выше всех усло­вий про­стран­ства: неиз­ме­рим и вез­де­сущ, выше всех усло­вий вре­мени: вечен и неиз­ме­нен;
  3. нако­нец – огра­ни­чены по силам в их коли­че­стве и каче­стве, – для Бога нет ника­ких границ и в этом отно­ше­нии: Он все­си­лен и все­мо­гущ.

Таким обра­зом глав­ные свой­ства, при­над­ле­жа­щие Богу по суще­ству:

Бес­пре­дель­ность или все­со­вер­шен­ство
Назы­вая Бога бес­пре­дель­ным, мы разу­меем, что Он не только сво­бо­ден от вся­кого огра­ни­че­ния и недо­статка, в каком бы то ни было отно­ше­нии, но вместе обла­дает всеми воз­мож­ными совер­шен­ствами и притом в высо­чай­шей сте­пени или без всякой сте­пени и меры.

Само­быт­ность
Само­быт­ным Бог назы­ва­ется потому, что не обязан бытием Своим какому-либо дру­гому суще­ству, а имеет и бытие, и все, что ни имеет, от Самого Себя.

Неза­ви­си­мость
Под именем неза­ви­си­мо­сти в Боге разу­ме­ется такое свой­ство, по кото­рому Он и в суще­стве, и силах, и в дей­ствиях Своих опре­де­ля­ется только Сам Собою, а не чем-либо сто­рон­ним, и есть само­до­воль­ный, само­власт­ный, само­дер­жав­ный. Это свой­ство Божие выте­кает уже из преды­ду­щего. Если Бог есть Суще­ство само­быт­ное, и все, что ни имеет, имеет только от Себя: то, значит, Он ни от кого и не зави­сит, по край­ней мере, по бытию Своему и силам.

Неиз­ме­ри­мость и вез­де­при­сут­ствие
Неиз­ме­ри­мость при­пи­сы­ва­ется Богу в том смысле, что Он как Дух чистей­ший и притом бес­пре­дель­ный во всех отно­ше­ниях не под­ле­жит, в част­но­сти, ника­кому огра­ни­че­нию и про­стран­ством или местом, но напол­няет Собою все, a вез­де­при­сут­ствие – в том, что, напол­няя Собою все, Он есте­ственно нахо­дится во всяком месте и присущ вся­кому суще­ству.

Веч­ность
Когда гово­рится, что Бог вечен, это значит, что Он не имеет ни начала, ни конца Своего бытия и вообще сво­бо­ден от всех усло­вий вре­мени.

Неиз­ме­ня­е­мость
Неиз­ме­ня­е­мость в Боге есть такое свой­ство, по кото­рому Он всегда пре­бы­вает один и тот же и в Своем суще­стве, и в Своих силах и совер­шен­ствах, и в Своих опре­де­ле­ниях и дей­ствиях.

Свой­ства ума Божия

Все­ве­де­ние
Это свой­ство выра­жа­ется в том, что Бог по есте­ству обла­дает все­со­вер­шен­ным зна­нием: знает Себя, Свою сущ­ность, Свои свой­ства и дей­ствия; знает всё воз­мож­ное и дей­стви­тельно суще­ству­ю­щее; знает при­чины и цели созда­ния каж­дого тво­ре­ния; знает их сущ­но­сти и осо­бен­но­сти; знает всё про­шлое, насто­я­щее, гря­ду­щее; знает наме­ре­ния каж­дого чело­века, каж­дого ангела; знает о всех грехах и о всех добрых делах; знает, что для какого тво­ре­ния полезно, а что вредно или губи­тельно.
В отли­чие от чело­ве­че­ского веде­ния, пред­став­ля­ю­щего собой сумму раз­но­сто­рон­них накоп­лен­ных знаний, Боже­ствен­ное все­ве­де­ние пред­став­ляет про­стое, вне­вре­мен­ное созер­ца­ние всего суще­ству­ю­щего и условно воз­мож­ного разом, во всей пол­ноте.
Все­ве­де­ние Божье отно­си­тельно буду­щих собы­тий миро­вой исто­рии име­ну­ется пред­ве­де­нием.

Высо­чай­шая Пре­муд­рость
Под пре­муд­ро­стью Божьей ( Рим.14:26 ) под­ра­зу­ме­ва­ется та сто­рона Боже­ствен­ного все­ве­де­ния, кото­рая отно­сится к Боже­ствен­ным дей­ствиям. Пре­муд­рость Божия про­яв­ля­ется в том, что Богу известны и лучшие пути к дости­же­нию Своих целей, и лучшие сред­ства. Опти­мально исполь­зуя эти сред­ства для осу­ществ­ле­ния Своего замысла, Он всегда и везде дей­ствует без­упречно, наи­луч­шим обра­зом.

Свой­ства воли Божьей

Высо­чай­шая сво­бода
Сво­бода Боже­ствен­ной воли усмат­ри­ва­ется в том, что Бог не зави­сит ни от кого и ни от чего в при­ня­тии Своих реше­ний и опре­де­ле­ний, не нуж­да­ется в посто­рон­них сове­тах, дей­ствует, руко­вод­ству­ясь исклю­чи­тельно соб­ствен­ным разу­мом. Никто и ничто не может влиять на чистоту и само­сто­я­тель­ность Боже­ствен­ных реше­ний.
Кроме того, это свой­ство про­яв­ля­ется в том, что воля Божья сво­бодна от каких-либо внут­рен­них коле­ба­ний и про­ти­во­ре­чий.

Все­мо­гу­ще­ство
Все­мо­гу­ще­ство при­пи­сы­ва­ется Богу в том смысле, что Он обла­дает неогра­ни­чен­ною силою все про­из­во­дить и над всем вла­ды­че­ство­вать, – от чего назы­ва­ется без­раз­лично и все­мо­гу­щим или все­силь­ным, и Все­дер­жи­те­лем.
архи­епи­скоп Мака­рий (Дог­ма­ти­че­ское Бого­сло­вие)

Бог един, но не оди­но­кий, потому что Бог един по Cвоему суще­ству, но тро­и­чен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой, – един­ство Трех, бес­ко­нечно любя­щих друг друга лиц: Бог есть любовь ( 1Ин. 4:16 ).

Свя­тость
Свя­тость Божья ( Ис.6:3 ) выра­жа­ется в том, что Бог абсо­лютно чужд какого-либо зла, неиз­менно пре­бы­вает в нрав­ствен­ной чистоте, дей­ствует на осно­ва­нии совер­шен­ных побуж­де­ний к Добру, одоб­ряет в разум­ных созда­ниях то, что соот­вет­ствует Его запо­ве­дям и закону и осуж­дает то, что про­ти­во­ре­чит Добру.

Бла­гость
Бла­гость Божья ( Пс.144:9 ) есть такое суще­ствен­ное свой­ство, согласно кото­рому Бог Сам в Себе — бес­пре­дель­ное Добро, желает и подаёт всем Своим тво­ре­ниям столько добра, сколько каждое может вос­при­нять в соот­вет­ствии с есте­ствен­ными и инди­ви­ду­аль­ными спо­соб­но­стями.
При­ме­ни­тельно к разным слу­чаям и обсто­я­тель­ствам бла­гость Божия обо­зна­ча­ется осо­быми наиме­но­ва­ни­ями: щед­рость, милость, про­ще­ние, освя­ще­ние и т. д.

Пра­вед­ность
Пра­вед­ность Божья ( Втор.32:4 ) состоит в том, что Бог и Сам всегда дей­ствует в рамках Добра, и тре­бует от разум­ных созда­ний испол­не­ния нрав­ствен­ного закона; не лице­при­ятно оце­ни­вает их мысли, наме­ре­ния и поступки, воз­даёт каж­дому по делам.

Свой­ства чувств (ощу­ще­ний) Божьих

Любовь
Боже­ствен­ная любовь про­яв­ля­ется в вечной без­гра­нич­ной любви Лиц Пре­свя­той Троицы к Себе и Друг к Другу; в любви ко всем тво­ре­ниям (даже ко греш­ни­кам). Кроме того Бог, как Бог Любви, Бог-Любовь ( 1Ин.4-8 ), спо­соб­ствует про­яв­ле­нию любви в тех из Своих созда­ний, кото­рые обла­дают спо­соб­но­стью любить.

Все­б­ла­жен­ство
Все­б­ла­жен­ство Божие состоит в том, что будучи бес­пре­дель­ным, все­со­вер­шен­ным, Бог не имеет ни в чём недо­статка, нико­гда не испы­ты­вал и не испы­ты­вает ощу­ще­ний внут­рен­ней неудо­вле­тво­рен­но­сти; непре­станно пре­бы­вает в состо­я­нии без­гра­нич­ной внут­рен­ней радо­сти, сча­стья, доволь­ства ( Пс.15:11 ).

Гос­поди, Боже наш, Отче, Сыне и Дух Святой! Ты, не име­ю­щий образа, для созер­ца­ния же пре­крас­ней­ший, Своей неизъ­яс­ни­мой кра­со­тою помра­ча­ю­щий всякое виде­ние! Ты более пре­кра­сен, чем может вос­при­нять зрение, ибо Ты пре­вос­хо­дишь все, без­мер­ный в свой­ствах, види­мый для тех, кому Ты поз­во­ля­ешь видеть, Сущ­ность пред­веч­ная, неве­до­мая и Анге­лам, ибо бытие Твое они познают от Тебя. Ведь Ты назвал Себя Самого Сущим ( Исх.3:14 ), это мы и зовем Сущ­но­стью, ипо­ста­сью, вои­по­стас­ным именуя Того, Кото­рого никто нико­гда не видел, Трии­по­стас­ного Бога, единое без­на­чаль­ное Начало. Иначе как посмеем мы назвать Тебя Сущ­но­стью или про­слав­лять в Тебе три раз­дель­ных ипо­стаси? И каково соеди­не­ние, кто это совер­шенно постиг­нет? Ибо если Отец в Тебе и Ты во Отце Твоем, и от Него про­ис­хо­дит Святой Дух Твой, и Сам Ты, Гос­поди, и Дух Твой, Дух же Гос­по­дом назван и Богом моим, и Отец Твой есть Дух и назы­ва­ется Духом, то никто ни из Анге­лов, ни из людей нико­гда не видел, не созер­цал этого и не познал. Да и как изречь это? Как выра­зить? Как дерз­нуть назвать раз­де­ле­нием или соеди­не­нием, сли­я­нием или сме­ше­нием, или рас­тво­ре­нием? Как единое (назвать) тремя и три­еди­ным? Поэтому, Вла­дыко, на осно­ва­нии того, что Ты сказал и чему научил, всякий верный верует и сла­во­сло­вит дер­жаву Твою, так как все в Тебе совер­шенно, непо­сти­жимо, неве­домо и невы­ра­зимо для Твоих созда­ний. Ибо непо­сти­жимо уже бытие Твое, так как Ты суще­ству­ешь несо­здан­ным, равно как и родил Ты (несо­зданно). Да и как создан­ный ура­зу­меет образ бытия Твоего или Рож­де­ние Сына Твоего, Бога и Слова, или исхож­де­ние Боже­ствен­ного Духа Твоего? Чтобы и соеди­не­ние Твое он познал и раз­де­ле­ние постиг и изучил? Никто еще не видел ничего из того, о чем я сказал…
Но Ты Сам в Себе Самом суще­ству­ешь как один Бог Троица. Один, зная Себя Самого, Сына Твоего и Духа, и Ими одними познан­ный, как соесте­ствен­ными. Прочие же видят как бы лучи солнца, про­ни­ка­ю­щие в дом, и то, если у них хоро­шее зрение, — солнца же этого совер­шенно не видят. Так видят очи­щен­ным умом свет Славы Твоей и оза­ре­ния Твои от всей души ищущие Тебя. Каков же Ты по суще­ству и как Ты родил одна­жды или вечно рож­да­ешь и не отде­ля­ешься от Рож­да­е­мого от Тебя, но Он весь в Тебе, все напол­ня­ю­щий Боже­ством? Ты же, Отец, весь пре­бы­ва­ешь в Самом Сыне и имеешь исхо­дя­щего от Тебя Боже­ствен­ного Духа, все­ве­ду­щего и все испол­ня­ю­щего, — как Бог по суще­ству и Он не отде­ля­ется от Тебя, ибо от Тебя исте­кает. Ты – источ­ник благ, всякое же благо – Сын Твой, через Духа уде­ля­ю­щий и Анге­лам, и людям достойно, мило­сердно и чело­ве­ко­лю­биво. Никто, нико­гда ни из Анге­лов, ни из людей не увидел или не познал бытия Твоего, ибо Ты – несо­здан­ный. Ты сотво­рил все, и может ли сотво­рен­ное Тобою знать, как Ты рож­да­ешь Сына Твоего и как всегда исто­ча­ешь? И как про­ис­хо­дит от Тебя Твой Боже­ствен­ный Дух? И Ты отнюдь не рож­да­ешь когда-либо, родив, конечно, одна­жды. Но исто­чая – Ты не потер­пел оску­де­ния или ума­ле­ния, ибо Ты пре­бы­ва­ешь пре­ис­пол­нен­ным, неоску­де­ва­ю­щим, пре­выше всего, напол­ня­ю­щим Собою мир, види­мый и мыс­ли­мый, и в то же время нахо­дишься вне виде­ния и мыш­ле­ния. Боже мой, совер­шенно не допус­кая ни при­ра­ще­ния, ни убав­ле­ния, всегда пре­бы­вая недви­жи­мым, про­яв­ле­ни­ями Своими – Ты в вечном дви­же­нии. Ибо и Ты, Отец, непре­станно дей­ству­ешь, и Сын Твой содей­ствует спа­се­нию всех и Про­мыс­лом Своим усо­вер­шен­ствует, содер­жит, питает, живо­тво­рит и воз­рож­дает Духом Святым. Ибо как Сын видит Отца тво­ря­щим, так же и Сам творит, как сказал Он ( Ин.5:19 ).
пре­по­доб­ный Симеон Новый Бого­слов

О Ты, Кото­рый пре­выше всего! Что иное поз­во­лено мне изречь о Тебе? ибо Ты невы­ра­зим ника­ким словом. Как воз­зрит на Тебя ум? Ибо Ты непо­сти­жим ника­ким умом. Ты один неиз­ре­чен, потому что про­из­вел все, выра­зи­мое словом! Ты один непо­зна­ваем, потому что про­из­вел все, объ­ем­ле­мое мыслью. Тебе воз­дает честь все ода­рен­ное разу­мом! К Тебе устрем­лены общие жела­ния, Тебя жаждут все сердца, к Тебе все вос­сы­лает моле­ния, Тебе все, пости­га­ю­щее Твои пове­ле­ния, изре­кает без­молв­ную хвалу. Тобою единым все пре­бы­вает, к Тебе все стре­мится, Ты (Начало) и конец всего.
О, Все­име­ну­е­мый! Как назову Тебя, еди­ного Неиме­ну­е­мого? Да и какой небес­ный ум про­ник­нет сквозь заоб­лач­ные покровы? Будь мило­сер­ден, о Ты, Кото­рый пре­выше всего! ибо что иное поз­во­лено мне изречь о Тебе?
Боже­ство бес­пре­дельно и непо­зна­ва­емо. В Нем совер­шенно пости­жимо только одно – Его бес­пре­дель­ность … Когда разум устре­мит взор свой на горнюю бездну и не нахо­дит, на чем оста­но­виться или где поло­жить предел своим пред­став­ле­ниям о Боге, тогда бес­пре­дель­ное и неис­сле­ди­мое он назы­вает без­на­чаль­ным. А когда, устре­мив­шись в доль­нюю бездну, испы­ты­вает нечто подоб­ное, тогда назы­вает Его бес­смерт­ным. Когда же сводит в един­ство то и другое, тогда име­нует вечным, ибо веч­ность не есть ни время, ни часть вре­мени, потому что она неиз­ме­рима (14, 155).
Един есть Бог без­на­чаль­ный, бес­при­чин­ный, не огра­ни­чен­ный ничем, ни прежде бывшим, ни буду­щим, объ­ем­лю­щий веч­ность, бес­пре­дель­ный; вели­кий Отец бла­гого, вели­кого Еди­но­род­ного Сына, Кото­рый в рож­де­нии Сына не потер­пел ничего свой­ствен­ного телу, потому что Он – Ум. Един есть Бог иной (по ипо­стаси), но не иной по Боже­ству-Слово Бога, живая печать Бога, живая печать Отчая, единый Сын Без­на­чаль­ного и Един­ствен­ный Един­ствен­ного, во всем равный Отцу (кроме того, что Один все­цело пре­бы­вает Роди­те­лем, а Другой – Сыном). Осно­ва­тель и Пра­ви­тель мира, Сила и Мысль Отца. Един Дух – Бог от бла­гого Бога…
свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов

Без воз­духа можно про­жить мак­си­мум 5 минут, с воз­ду­хом в сред­нем 80 лет, без воды можно про­жить мак­си­мум 5–7 дней, с водой можно про­жить в сред­нем 80 лет, без еды можно обой­тись в тече­ние 40–50 дней, а с едой можно про­жить в сред­нем 80 лет, без Бога можно про­жить в сред­нем лет 70–80, а с Богом можно про­жить веч­ность.
архи­манд­рит Мел­хи­се­дек Артю­хин

Во всех обще­ствах при­сут­ствует виде­ние Бога, только иска­жен­ное суе­ве­ри­ями этого обще­ства.
свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов


Бог приглашает Христа сесть на трон в Его правая рука (1645) автор: Питер де Греббер. Святой Дух виден как голубь вверху изображения.

В христианство, Бог это вечное существо кто создан и сохраняет все вещи. Христиане верят, что Бог является обоими превосходный (полностью независимый от материальной вселенной и удаленный от нее) и имманентный (вовлечены в мир). [1] [2] Христианские учения об имманентности и причастности Бога и его любви к человечеству исключают веру в то, что Бог из того же вещества как созданная вселенная [3] но признать, что божественная природа Бога была ипостаси единый человеческой природе в лице Иисус Христос, в событии, известном как Воплощение.

Содержание

Развитие богословия Бога

Обзор


Фолио из Папирус 46 содержащий копию 2 Коринфянам 11: 33–12: 9. Этот лист датируется 175–225 годом нашей эры.

Ранний христианин взгляды на Бога (до Евангелия были написаны) отражены в Апостол Павелзаявление в 1 Коринфянам (8:5-6), написано ок. 53-54 г. н.э., то есть примерно через двадцать лет после распятие Иисуса: [4]

для нас есть только один Бог, Отец, от Которого все произошло и для Которого мы живем; и есть только один Господь, Иисус Христос, через Которого все пришло и через Которого мы живем.

в Акты (17:24-27) в течение Проповедь ареопага данное Павлом, он далее характеризует раннехристианское понимание: [23]

Бог, сотворивший мир и все в нем, он, будучи Господином неба и земли

и размышляет об отношениях между Богом и христианами: [23]

что они должны искать Бога, если они могут почувствовать его и найти его, хотя он недалеко от каждого из нас, потому что в нем мы живем.

Период с конца II до начала IV века (примерно 180–313 гг.) Принято называть «эпохой Великая Церковь"а также Доникейский период и стал свидетелем значительного богословского развития, консолидации и формализации ряда христианских учений. [27]

Со временем теологи и философы разработали более точное понимание природы Бога и начали составлять систематические списки его атрибутов (то есть качеств или характеристик). Они различались по деталям, но традиционно атрибуты делились на две группы, основанные на отрицание (Бог бесстрастен) и положительно основанные на преосвященство (Бог бесконечно хорош). [12] Ян Рэмси предположил, что есть три группы и что некоторые атрибуты, такие как простота и совершенство имеют другую логическую динамику, которая из таких атрибутов, как бесконечное добро поскольку существуют относительные формы последнего, но не первого. [29]


В христианском богословии имя Бога всегда имело гораздо более глубокий смысл и значение, чем просто ярлык или обозначение. Это не изобретение человека, а божественное происхождение и основано на божественном откровении. [31] [32] Уважение к имени Бога - одно из Десять заповедейХристианские учения рассматривают это не просто как отказ от ненадлежащего использования имени Бога, но как указание возвысить его через благочестивые дела и хвалу. [33] Это отражено в первой петиции в Отче наш адресовано Бог Отец: "Да святится имя Твое". [34]

Библия обычно использует имя Бога в единственном числе (например, Ex. 20: 7 или Пс. 8: 1 ), как правило, используя эти термины в очень общем смысле, а не относясь к какому-либо особому обозначению Бога. [38] Однако общие ссылки на имя Бога могут переходить в другие особые формы, которые выражают его многогранные атрибуты. [38] Священное Писание содержит много ссылок на имена Бога, но ключевые имена в Ветхий Завет находятся: Бог Высокий и Возвышенный, Эль-Шаддаи и Яхве. В Новом Завете Теос, Кириос и Патер (πατήρ т.е. Отец по-гречески) - основные имена. [38]

Атрибуты и природа

В 8 веке Иоанн Дамаскин перечислил восемнадцать качеств Бога в его Точное изложение православной веры (Книга 1, Глава 8). [10] Эти восемнадцать атрибутов были разделены на четыре группы в зависимости от времени (например, вечность), пространства (например, безграничности), материи или качества, и список продолжает оказывать влияние на сегодняшний день, частично появляясь в той или иной форме в различных современных формулировках. [10] В 13 веке Фома Аквинский сосредоточился на более коротком списке всего из восьми атрибутов, а именно: простота, совершенство, доброта, непонятность, вездесущность, неизменность, вечность и единство. [10] Другие составы включают список 1251 г. Четвертый Латеранский собор который затем был принят в Ватикан I в 1870 г. и Вестминстерский краткий катехизис в 17 веке. [10]

Два атрибута Бога, которые ставят его над мир, но признать его участие в мир, являются превосходство и имманентность. [1] [2] Трансцендентность означает, что Бог вечен и бесконечен, не контролируется сотворенным миром и находится за пределами человеческих событий. Имманентность означает, что Бог вовлечен в мир, и христианские учения давно признали его внимание к человеческим делам. [1] [2] Однако в отличие от пантеистический религии, в христианстве существо Бога не является субстанцией созданной вселенной. [3]

Традиционно некоторые теологи, такие как Луи Беркхоф различать коммуникабельный атрибуты (те, которые могут быть у людей) и непередаваемый атрибуты (принадлежащие только Богу). [39] Однако другие, такие как Дональд Маклауд считают, что все предлагаемые классификации искусственны и необоснованны. [40]

Среди богословов существует общее согласие в том, что было бы ошибкой представлять себе сущность Бога, существующую сама по себе и независимо от атрибутов или атрибутов, как дополнительных характеристик Божественного Существа. Это существенные качества, которые постоянно существуют в самом его Существе и сосуществуют с ним. Любое изменение в них означало бы изменение сущности Бога. [41]

Описание


Однако позже Рука Бога символ встречается несколько раз в единственном древнем синагога с большой сохранившейся декоративной схемой, Синагога Дура Европос середины III века и, вероятно, был принят в Раннехристианское искусство от Еврейское искусство. Это было обычным явлением в Поздний античный искусство как на Востоке, так и на Западе, и оставалось основным способом символизировать действия или одобрение Бога-Отца на Западе примерно до конца Романский период.

В таких ситуациях, как Крещение Христа, где было указано конкретное изображение Бога-Отца, Рука Бога был использован, с увеличением свободы от Каролингский период до конца Романский. Этот мотив сейчас, с момента открытия 3 века Синагога Дура Европос, похоже, был заимствован из Еврейское искусство, и встречается в христианском искусстве почти с самого начала. [44]

Использование религиозных образов в целом продолжало возрастать до конца VII века, вплоть до того, что в 695 году, вступив на престол, Византийский император Юстиниан II поместил изображение Христа на лицевую сторону своих золотых монет, в результате чего возникла трещина, которая прекратила использование византийский типы монет в исламском мире. [45] Однако рост религиозных образов не включал изображения Бога-Отца. Например, в то время как восемьдесят второй канон Совет Трулло в 692 г. конкретно не осуждал изображения Отца, он предполагал, что иконы Христос предпочтительнее ветхозаветных теней и фигур. [46]


Бог Отец с поднятой правой рукой в ​​благословении, с треугольным нимбом, представляющим Троицу, Джироламо дай Либри c. 1555

Начало VIII века засвидетельствовано подавлением и уничтожением религиозных икон, поскольку период Византийское иконоборчество (буквально разрушающий имидж) началось. Император Лев III (717–741), запретил использование иконок имперский указ из Византийская империя, предположительно из-за военной потери, которую он объяснил чрезмерным почитанием икон. [47] Указ (который был издан без консультации с Церковью) запрещал поклонение религиозным изображениям, но не распространялся на другие формы искусства, включая изображение императора или религиозные символы, такие как крест. [48] Затем начали появляться теологические аргументы против икон. иконоборцы утверждая, что иконы не могут представлять одновременно божественную и человеческую природу Иисуса. В этой атмосфере даже не предпринимались попытки публичного изображения Бога-Отца, и такие изображения начали появляться только два века спустя.

В Второй Никейский собор в 787 г. фактически закончился первый период Византийское иконоборчество восстановили почитание икон и святых изображений в целом. [49] Однако это не сразу превратилось в крупномасштабные изображения Бога-Отца. Даже сторонники использования икон в 8 веке, такие как Святой Иоанн Дамаскин, провел различие между изображениями Бога Отца и Христа.

Мы постановляем, что священный образ Господа нашего Иисуса Христа, Освободителя и Спасителя всех людей, должен почитаться с той же честью, что и книга святых Евангелий. Ибо, как с помощью языка слов, содержащихся в этой книге, все могут достичь спасения, так и благодаря действию, которое эти образы проявляют своими цветами, все мудрые и простые, могут извлечь из них пользу.

Но к изображениям Бога-Отца в Константинополе в 869 году не обращались напрямую. На этом Соборе был перечислен список разрешенных икон, но символов Бога-Отца среди них не было. [53] Однако всеобщее признание икон и святых изображений начало создавать атмосферу, в которой можно было символизировать Бога-Отца.

До X века не предпринималось попыток использовать человека для обозначения Бог Отец в Западное искусство. [43] Тем не менее, западному искусству в конечном итоге потребовался какой-то способ проиллюстрировать присутствие Отца, поэтому через последовательные представления набор художественных стилей для символизации Отца с использованием человека постепенно возник примерно в 10 веке нашей эры. Обоснованием использования человека является вера в то, что Бог создал душу человека по своему образу (таким образом, позволяя человеку превзойти других животных).

Похоже, что когда первые художники создавали образ Бога-Отца, страх и трепет удерживали их от использования всей человеческой фигуры. Обычно в качестве изображения используется только небольшая часть, обычно рука или иногда лицо, но редко - изображение целого человека. На многих изображениях фигура Сына заменяет Отца, поэтому изображена меньшая часть личности Отца. [54]


Изображение двух Руки Бога (относительно необычно) и Святой Дух как голубь в Крещение Христа, Верроккьо, 1472

К XII веку изображения Бога-Отца начали появляться на французском языке. иллюминированные рукописи, которые, как менее публичная форма, часто могли быть более авантюрными в своей иконографии, а в витраж церковные окна в Англии. Первоначально голова или бюст обычно изображались в некоторой форме обрамления облаков в верхней части изображения, где раньше появлялась Рука Бога; то Крещение Христа на знаменитых купель в Льеже из Райнер из Хай это пример из 1118 года (Рука Бога используется в другой сцене). Постепенно количество отображаемых человеческих символов может увеличиваться до половинной фигуры, а затем до полноразмерной, обычно возведенной на трон, как в Джоттос фреска г. 1305 дюйм Падуя. [55]

В ранней венецианской школе Коронация Богородицы от Джованни д'Алеманья и Антонио Виварини(ок. 1443 г.) Отец изображен с использованием символа, который впоследствии постоянно использовался другими художниками, а именно патриарха, с добрым, но сильным лицом, с длинными белыми волосами и бородой, изображение, в значительной степени полученное и оправданное им. почти физическое, но все же образное описание Древний Днями. [56]

. . Ветхий днями действительно сидел, чья одежда была белой, как снег, и волосы на его голове, как чистая шерсть: его трон был подобен огненному пламени, а его колеса - как пылающий огонь. (Даниэль 7:9)

В картинах эпохи Возрождения, изображающих поклонение Троице, Бог может быть изображен двумя способами: либо с акцентом на Отца, либо с тремя элементами Троицы. Наиболее обычное изображение Троицы в искусстве эпохи Возрождения изображает Бога-Отца в старике, обычно с длинной бородой и патриархальной внешностью, иногда с треугольной формой. гало (как ссылка на Троицу), или с папская корона, особенно в живописи Северного Возрождения. На этих изображениях Отец может держать земной шар или книгу (чтобы символизировать знание Бога и как ссылку на то, как знание считается божественным). Он позади и выше Христа на Кресте в Трон Милосердия иконография. Голубь, символ Святого Духа, может парить выше. Разные люди из разных слоев общества, например на изображении могут присутствовать короли, папы или мученики. В тринитарии ПьетаБог-Отец часто изображается с помощью человека в папском платье и папской короне, поддерживающего мертвого Христа на руках. Они изображены парящими в небе с ангелами, несущими инструменты страсти. [58]

Читайте также: