Поведенческая теория личности кратко и понятно самое важное

Обновлено: 02.07.2024

В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Вот почему можно предположить следующее схематическое определение: личность - это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.

Содержание работы
Файлы: 1 файл

психология.docx

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Сочинский государственный университет туризма

Филиал ГОУ ВПО «Сочинский государственный университет туризма

Факультет: Менеджмента

Кафедра: Общественных наук

Дисциплина: Психология и педагогика

Выполнил студент II курса

ФИО студента: Карпик Т.Ю.

Пешкова М.С.

ФИО преподавателя: Метиева Л.А.

  1. Поведенческая теория личности. Рефлекторная теория поведения………. 4
  2. Социальная теория поведения…………………………………………………7

Введение

Когда психологи обращаются к изучению личности, то, пожалуй, первое, с чем они сталкиваются - это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое - вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходиться иметь дело если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности.

В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Вот почему можно предположить следующее схематическое определение: личность - это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека. Психология, учебник для гуманитарных вузов под ред. Дружинина В.Н.Выделяют психодинамическую, аналитическую, гуманистическую, когнитивную, поведенческую, деятельностную и диспозициональную теории личности.

Существует три уровня анализа личности как психологического образования: свойства отдельных "элементов" личности, компоненты ("блоки") личности и свойства целостной личности. Соотношение свойств и блоков личности всех трех уровней называют структурой личности. Некоторые теории, а иногда и разные авторы в рамках одной и той же теории, обращают внимание не на все уровни, а лишь на один их них. Названия элементов и блоков при этом сильно варьируют. Отдельные свойства часто называют характеристиками, чертами, диспозициями, особенностями характера, качествами, димензиями, факторами, шкалами личности, а блоки - компонентами, сферами, инстанциями, аспектами, подструктурами.Каждая теория позволяет построить одну или несколько структурных моделей личности.Большинство моделей является умозрительными, и лишь немногие, в основном диспозициональные, построены с использованием современных математических методов.

1.Поведенческая теория личности

Существуют два направления в поведенческой теории личности — рефлекторное и социальное. Рефлекторное направление представлено американскими бихевиористами Уотсоном и Скиннером. Социальное направление - американцами А. Бандурой и Дж. Роттером.

Главным источником развития личности, согласно обоим направлениям, является среда. В личности нет ничего от генетического или психологического наследования. Личность - продукт научения, а ее свойства — это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки.

Рефлекторная теория поведения

В условиях внешнего мира, который непрерывно изменяется, кроме безусловных рефлексов, каждому отдельному организму свойственный собственный, индивидуальный опыт. Одни и те же безусловные рефлексы могут выполняться как в ответ на наследственно заданные раздражители, так и на те сигналы, с которыми данный организм встречается лишь в своей индивидуальной жизни. Такие рефлексы называются условными.

Условны рефлексы — это приобретены в течение жизни каждого человека реакции, с помощью которых ее организм приспосабливается к переменчивым влияниям среды. Условные рефлексы не передаются в наследство, а набуваються в процессе учебы. Условный рефлекс образуется тогда, когда какое-то внешнее событие совпадает по времени с той или другой деятельностью организма или подкрепляется безусловным рефлексом.

В течение жизни производятся много сложных условных рефлексов, которые становятся частью нашего жизненного опыта. Двигательные условные рефлексы, которые производятся человеком в течение жизни, называются навыками, или автоматизированными действиями, с помощью которых человек осваивает новые двигательные умения, производит новые формы поведения.

Следовательно, наше поведение определяется: 1) внутренними потребностями и 2) конкретными внешними условиями, к которым мы постоянно приспосабливаемся с помощью безусловных и условных рефлексов. Следовательно, наше поведение не только активно и целеустремленно, но и тонко и точно приспособленная к окружающим условиям.

ПРИСПОСОБЛЕНЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ПОВЕДЕНИЯ. Для нормального существования организма в переменчивой внешней среде нужно вовремя изменять свое поведение, приспосабливаться ее к конкретным условиям.Умение руководить своим поведением, вовремя ее изменять, а иногда и полностью сдерживать те или другие поведенческой реакции — одна из «важных черт воспитанного человека.

Различают безусловное торможение (когда безусловный ориентировочный рефлекс тормозит соответствующее поведение) и условно торможение (когда происходит постепенное угасание условного рефлекса в результате его непидкрипьлення безусловным раздражителем). Те условны рефлексы и навыки, которые перестают иметь для человека жизненно важно значение или не подкрепляются, погасают. Вместо них в процессе учебы производятся другие формы поведения (условны рефлексы), которые лучше приспосабливают организм человека к условиям окружающей среды.

С точки зрения бихевиористов, можно по заказу сформировать любой тип личности - труженика или бандита, поэта или торговца. Например, Уотсон не делал никаких различий между выработкой эмоциональных реакций у человека и слюноотделительного рефлекса у собаки, полагая, что все эмоциональные свойства личности (страх, тревога, радость, гнев и т.д.) являются результатом выработки классических условных рефлексов. Скиннер утверждал, что личность - это совокупность социальных навыков, сформировавшихся в результате оперантного научения. Оперантом Скиннер называл любое изменение среды в результате какого-либо моторного акта. Человек стремится совершать те операнты, после которых следует подкрепление, и избегает тех, за которыми следует наказание. Таким образом, в результате определенной системы подкреплений и наказаний человек приобретает новые социальные навыки и, соответственно, новые свойства личности - доброту или честность, агрессивность или альтруизм (Годфруа Ж., 1992; Скиннер Б.Ф., 1978).
Бихевиористы считают, что личность формируется и развивается в течение всей жизни по мере социализации, воспитания, научения. Однако ранние годы жизни человека они рассматривают как более важные. Основа любых знаний, способностей, в том числе творческих и духовных, по их мнению, закладывается в детстве. В личности рациональные и иррациональные процессы представлены в равной мере. Их противопоставление не имеет смысла. В одних случаях человек может четко осознавать свои поступки и свое поведение, в других - нет.

В качестве элементов личности в бихивиористской теории личности выступают рефлексы или социальные навыки. Постулируется, что список социальных навыков (т.е. свойств, характеристик, черт личности), присущи конкретному человеку, определяется его социальным опытом. Свойства личности и требования социального окружения человека совпадают. Если вы воспитывались в доброй, спокойной семье и вас поощряли за доброту и спокойствие, то вы будете иметь свойства доброго и спокойного человека, а если вы грустны и печальны, или отличаетесь повышенной ранимостью, то это также не ваша вина; вы - продукт общества, воспитания.

Важно подчеркнуть, что проблема подкрепления у бихевиористов не сводиться только к пище. Представители этого направления утверждают, что для человека существует своя экологически валидная иерархия подкреплений. На ребенка наиболее мощным, после пищевого, подкреплением является активное подкрепление (смотря телевизор, видео), затем - манипулятивное (поиграть, порисовать), далее - посессиальное (от англ. - владеть) подкрепление (посидеть на папином стуле, надеть мамину юбку) и, наконец - социальное подкрепление (похвалить, обнять, ободрить и т.д.).

2.Социальная теория поведения

Макдугалл утверждал, что поведением социума руководят врожденные инстинкты. Причиной таких выводов было убеждения Макдугалла во всеобщем стремлении как человека так и животного к достижению цели. Эту концепцию он противопоставлял последователям бихевиоризма, которые говорили о поведении как о реакции на какой либо внешний стимул. Индивидуальные склонности каждого человека, его наследственность, определяет круг инстинктов.

Все человеческие инстинкты выражаются посредством эмоций. Макдугалом были перечислены семь основных инстинктов, которым соответствуют семь эмоций: инстинкт борьбы, например, выражается страхом и гневом, инстинкт воспроизведения рода соответствует ревности и женской робости, чувство принадлежности относится к стадному инстинкту. Также, по утверждению Макдугалла, благодаря врожденным инстинктам были созданы такие социальные институты как семья; торговля, война и другие социальные процессы. Из-за этого утверждения проводилась параллель между идеей Макдугалла и Дарвиновской теорией, несмотря на то, что перенесенная на социум теория Дарвина теряла свою научную ценность.

Личность – сложное и многоплановое явление, поэтому современная психология пока не может разработать точного и общепринятого определения данного понятия. Огромное множество теорий и концепций, описывающих природу и механизмы развития личности, объединены исследователями в основные теории личности. В психологии активно разрабатываются несколько теорий личности, среди которых наиболее значительными признаются пять: феноменологическая, диспозициональная, поведенческая, когнитивная и психодинамическая.

Феноменологическая теория личности

В русле феноменологического направления подчеркивается идея о том, что личностное поведение может быть охарактеризовано лишь в терминологии ее субъективного восприятия и постижения действительности. То есть данный подход строится на утверждении, что объективно существующая действительность – это реальность, которая сознательно воспринимается и интерпретируется человеком в определенный момент времени. Другим не менее важным тезисом феноменологического подхода является отрицание фатализма, то есть утверждение, что человек может сам строить свою судьбу, он обладает выбором в принятии решений, касающихся собственной жизни и жизни окружающих. Однако при этом человек должен принимать ответственность за совершаемые действия. В качестве третьего положения феноменологического подхода является признание его сторонниками позитивной природы человека и его стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.

Последовательное истолкование феноменологического подхода представлено в работах американского психолога К. Роджерса, по мнению которого человек – это позитивное и разумное создание, которое искренне желает жить в гармонии с самим собой и окружающими. Движущей силой развития личности по Роджерсу является стремление к актуализации, то есть желание сохранить и развивать себя, проявляя лучшие качества из заложенных природой.

Диспозициональная теория личности

Диспозициональную теорию личности часто характеризуют как теорию черт, что связано с основным утверждением данного направления: человек обладает определенными предрасположенностями (диспозициями) к конкретным реакциям в различных ситуациях. Данные диспозиции и были названы теоретиками направления чертами личности. Иными словами, человек демонстрирует постоянство в мыслях и совершении действий, на которое не влияют ни обстоятельства, ни предыдущий опыт человека. В соответствии с этим каждая личность является уникальной, ее описание возможно посредством характеризации ее черт. Представителями диспозициональной теории являются Гордон Олпорт, Ганс Айзенк и Раймонд Кэттэлл.

Готовые работы на аналогичную тему

Поведенческие теории личности

Иногда данное направление называют теорией научения. Основной тезис поведенческих теорий сводится к следующему: личность являет собой тот опыт, который она приобрела в жизни, то, чему она научилась. Основной источник развития личности – среда (в широком смысле), а к основным элементам личности относятся рефлексы и навыки социализации. Поведенческие теории личности могут быть рассмотрены с точки зрения двух направлений. К первому можно отнести труды известных американских психологов Дж. Уотсона и Б. Скинера, изложивших одну из ключевых идей классического бихевиоризма: поведение человека подвержено воздействию внешних обстоятельств и может быть описано посредством формулы: S → R. С точки зрения сторонников второго направления (А. Бандура и Дж. Роттер), регуляция поведения человека производится не столько внешними средовыми факторами, сколько внутренними особенностями и представлениями личности (цель, ожидание, самовосприятие и т. д.).

Когнитивные теории личности

Данный подход активно разрабатывался в трудах американского психолога Дж. Келли, который полагал, что человек – словно исследователь, стремящийся понять, что же с ним происходит, а на основании этого предсказать, что произойдет в дальнейшем. Именно поэтому столь значительное влияние на поведение личности оказывают ее когнитивные и интеллектуальные процессы. Дж. Келли утверждал, что мир воспринимается и интерпретируется человеком с помощью конкретных моделей, которые ученый предлагал называть конструктами. При таком рассмотрении личность является сложно организованной системой важнейших конструктов, в которых отражены ощущения личности и ее интерпретация предшествующего опыта. Поэтому такие взаимоотношения, как дружба и любовь, возможны лишь между людьми, имеющими схожие конструкты.

Психодинамические теории личности

  • Id (Оно) – источник побудительной энергии, необходимой для обеспечения жизненной активности личности; изначально данная энергия реализуется в сексуальных и агрессивных влечениях, составляющих основополагающую часть Id; ключевой принцип функционирования Id – принцип удовольствия;
  • Ego (Я) – подструктура личности, которая ответственна за принятие решений;
  • Superego (Сверх-Я) – система ценностей и норм поведения, которые приняты в обществе, с одной стороны, и система наказаний за нарушение данных правил – с другой.

В соответствии с данной системой личность функционирует следующим образом: Ego, учитывая принцип реальности, пытается удовлетворить потребности Id, скоординировав их с требованиями Superego. Ego, Id и Superego пребывают в непрерывной борьбе, конфликты между ними способны приводить к психическим и соматическим заболеваниям.

Однако психодинамическое направление не ограничивается лишь концепцией З. Фрейда. Важным этапом для разработки теории личности стало появление новых сторонников психоаналитического движения, которые критиковали Фрейда и предложили собственные концепции. К этим исследователям относятся А. Адлер и К. Г. Юнг.

По мнению А. Адлера, особое значение имеют целостность, креативность и самоопределяющаяся сущность личности, а движущая сила ее развития – это стремление к превосходству (которое, например, может быть продиктовано компенсацией чувства неполноценности, вызванного событиями детства). Каждый человек обладает особым, лишь ему свойственным стилем жизни, с опорой на который он стремится к достижению поставленных целей. Для понимания человека требуется желание понять его стиль жизни. В концепции Адлера человек предстает не только как нечто цельное само по себе, но и в качестве части гораздо большей целостности: семьи, круга друзей, знакомых, общества, человечества, – принадлежность к которой согласуется с его социальными интересами.

Особую роль в психологии сыграла концепция К. Г. Юнга.

Аналитическая психология К. Г. Юнга

Основополагающие и наиболее ценные для психологии положения теории К. Г. Юнга сводятся к следующему.

  1. По Юнгу, психика человека включает три уровня:
  • сознание;
  • личное бессознательное;
  • коллективное бессознательное (рис. 1). Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архетипов, которые обнаруживаются в сновидениях и творчестве.

Структура личности по Юнгу

Рис. 1. Структура личности по Юнгу

  1. Процесс индивидуализации Юнг рассматривал как психическое развитие личности, обращая внимание на две ее особенности: с одной стороны, на большую дифференциацию – развитие частей, усложнение структуры, с другой стороны – на достижение целостности. Процесс индивидуализации позволяет самости стать центром личности, а это, в свою очередь, помогает индивиду достичь самореализации. Таким образом, аналитическая психология Карла Юнга описывает личность как результат взаимодействия устремленности в будущее и врожденной предрасположенности, а также придает значение движению личности в направлении самореализации посредством уравновешивания и интегрирования различных элементов личности.

Все перечисленные выше теории личности пытаются ответить, пожалуй, на самый сложный вопрос современной науки: что такое человек, каковы его сущность и движущие силы его развития и т.д. И каждая из них представляет свое видение, свой фрагмент общей картины того сложного и целостного, что называется личностью.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Беловский институт филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

на тему: " Поведенческие теории личности"

студентки гр. ПУ – 181 Гульшариповой Елены Витальевны

ст.препод. Массон Н.В.

Поведенческая теория личности. Рефлекторная теория поведения. 4

Социальная теория поведения………………………………………. 8

Когда психологи обращаются к изучению личности, то, пожалуй, первое, с чем они сталкиваются - это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое - вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходиться иметь дело если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности.

В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Вот почему можно предположить следующее схематическое определение: личность - это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека. Психология, учебник для гуманитарных вузов под ред. Дружинина В.Н.Выделяют психодинамическую, аналитическую, гуманистическую, когнитивную, поведенческую, деятельностную и диспозициональную теории личности.

Существует три уровня анализа личности как психологического образования: свойства отдельных "элементов" личности, компоненты ("блоки") личности и свойства целостной личности. Соотношение свойств и блоков личности всех трех уровней называют структурой личности. Некоторые теории, а иногда и разные авторы в рамках одной и той же теории, обращают внимание не на все уровни, а лишь на один их них. Названия элементов и блоков при этом сильно варьируют. Отдельные свойства часто называют характеристиками, чертами, диспозициями, особенностями характера, качествами, димензиями, факторами, шкалами личности, а блоки - компонентами, сферами, инстанциями, аспектами, подструктурами. Каждая теория позволяет построить одну или несколько структурных моделей личности. Большинство моделей является умозрительными, и лишь немногие, в основном диспозициональные, построены с использованием современных математических методов.

1.Поведенческая теория личности.

Существуют д ᡃ ва направле ᡃ ния в пове ᡃ денческой теор ᡃ ии личност ᡃ и — рефлектор ᡃ ное и соц ᡃ иальное. Реф ᡃ лекторное н ᡃ аправление пре ᡃ дставлено а ᡃ мерикански ᡃ ми бихевиор ᡃ истами Уотсо ᡃ ном и Скин ᡃ нером. Соц ᡃ иальное на ᡃ правление - а ᡃ мериканцам ᡃ и А. Бандуро ᡃ й и Дж. Роттеро ᡃ м.

Главным источ ᡃ ником разв ᡃ ития личност ᡃ и, согласно обо ᡃ им направле ᡃ ниям, являетс ᡃ я среда. В л ᡃ ичности нет н ᡃ ичего от ге ᡃ нетического и ᡃ ли психоло ᡃ гического н ᡃ аследовани ᡃ я. Личност ᡃ ь - продукт н ᡃ аучения, а ее с ᡃ войства — это обоб ᡃ щенные пове ᡃ денческие реф ᡃ лексы и со ᡃ циальные н ᡃ авыки.

Рефлекторная теория поведения

В услови ᡃ ях внешнего м ᡃ ира, котор ᡃ ый непреры ᡃ вно изменяетс ᡃ я, кроме безус ᡃ ловных реф ᡃ лексов, ка ᡃ ждому отде ᡃ льному орг ᡃ анизму сво ᡃ йственный собст ᡃ венный, ин ᡃ дивидуальн ᡃ ый опыт. О ᡃ дни и те же безус ᡃ ловные реф ᡃ лексы могут в ᡃ ыполняться к ᡃ ак в ответ н ᡃ а наследст ᡃ венно зада ᡃ нные раздр ᡃ ажители, т ᡃ ак и на те с ᡃ игналы, с котор ᡃ ыми данный ор ᡃ ганизм встреч ᡃ ается лишь в с ᡃ воей индив ᡃ идуальной ж ᡃ изни. Такие реф ᡃ лексы назы ᡃ ваются усло ᡃ вными.

Условны рефлексы — это приобрете ᡃ ны в течен ᡃ ие жизни к ᡃ аждого чело ᡃ века реакц ᡃ ии, с помо ᡃ щью которы ᡃ х ее орган ᡃ изм приспос ᡃ абливается к пере ᡃ менчивым в ᡃ лияниям сре ᡃ ды. Условн ᡃ ые рефлекс ᡃ ы не перед ᡃ аются в нас ᡃ ледство, а пр ᡃ иобретаютс ᡃ я в процессе учеб ᡃ ы. Условны ᡃ й рефлекс обр ᡃ азуется тогда, ког ᡃ да какое-то в ᡃ нешнее соб ᡃ ытие совпа ᡃ дает по вре ᡃ мени с той и ᡃ ли другой де ᡃ ятельность ᡃ ю организм ᡃ а или подкре ᡃ пляется безус ᡃ ловным реф ᡃ лексом.

В течение ж ᡃ изни произ ᡃ водятся мно ᡃ го сложных ус ᡃ ловных реф ᡃ лексов, котор ᡃ ые становятс ᡃ я частью н ᡃ ашего жизне ᡃ нного опыт ᡃ а. Двигате ᡃ льные усло ᡃ вные рефле ᡃ ксы, котор ᡃ ые произво ᡃ дятся чело ᡃ веком в тече ᡃ ние жизни, н ᡃ азываются н ᡃ авыками, и ᡃ ли автомат ᡃ изированны ᡃ ми действи ᡃ ями, с помо ᡃ щью которы ᡃ х человек ос ᡃ ваивает но ᡃ вые двигате ᡃ льные умен ᡃ ия, произво ᡃ дит новые фор ᡃ мы поведен ᡃ ия.

Следовате ᡃ льно, наше по ᡃ ведение опре ᡃ деляется: 1) в ᡃ нутренними потреб ᡃ ностями и 2) ко ᡃ нкретными в ᡃ нешними ус ᡃ ловиями, к котор ᡃ ым мы посто ᡃ янно приспос ᡃ абливаемся с по ᡃ мощью безус ᡃ ловных и ус ᡃ ловных реф ᡃ лексов. Сле ᡃ довательно, н ᡃ аше поведе ᡃ ние не тол ᡃ ько активно и це ᡃ леустремле ᡃ нно, но и то ᡃ нко и точно пр ᡃ испособлен ᡃ ная к окру ᡃ жающим усло ᡃ виям.

ПРИСПОСОБЛЕНЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ПОВЕДЕНИЯ.

Для нормал ᡃ ьного сущест ᡃ вования ор ᡃ ганизма в пере ᡃ менчивой в ᡃ нешней сре ᡃ де нужно во ᡃ время изме ᡃ нять свое по ᡃ ведение, пр ᡃ испосаблив ᡃ аться ее к ко ᡃ нкретным ус ᡃ ловиям. Уме ᡃ ние руково ᡃ дить своим по ᡃ ведением, во ᡃ время ее из ᡃ менять, а и ᡃ ногда и по ᡃ лностью сдер ᡃ живать те и ᡃ ли другие по ᡃ веденческо ᡃ й реакции — о ᡃ дна из «ва ᡃ жных черт вос ᡃ питанного че ᡃ ловека.

Различают безус ᡃ ловное тор ᡃ можение (ко ᡃ гда безусло ᡃ вный ориент ᡃ ировочный реф ᡃ лекс тормоз ᡃ ит соответст ᡃ вующее пове ᡃ дение) и ус ᡃ ловное тор ᡃ можение. Те ус ᡃ ловны рефле ᡃ ксы и навы ᡃ ки, которые перест ᡃ ают иметь д ᡃ ля человек ᡃ а жизненно в ᡃ ажно значе ᡃ ние или не по ᡃ дкрепляютс ᡃ я, погасают. В ᡃ место них в про ᡃ цессе учеб ᡃ ы производ ᡃ ятся другие фор ᡃ мы поведен ᡃ ия (условн ᡃ ы рефлексы), котор ᡃ ые лучше пр ᡃ испосаблив ᡃ ают организ ᡃ м человека к ус ᡃ ловиям окру ᡃ жающей сре ᡃ ды.

С точки зре ᡃ ния бихевиор ᡃ истов, мож ᡃ но по заказу сфор ᡃ мировать л ᡃ юбой тип л ᡃ ичности - тру ᡃ женика или б ᡃ андита, поэт ᡃ а или торго ᡃ вца. Напри ᡃ мер, Уотсо ᡃ н не делал н ᡃ икаких раз ᡃ личий между в ᡃ ыработкой э ᡃ моциональн ᡃ ых реакций у че ᡃ ловека и с ᡃ люноотделите ᡃ льного реф ᡃ лекса у соб ᡃ аки, полаг ᡃ ая, что все э ᡃ моциональн ᡃ ые свойств ᡃ а личности (стр ᡃ ах, тревог ᡃ а, радость, г ᡃ нев и т.д.) я ᡃ вляются резу ᡃ льтатом выр ᡃ аботки класс ᡃ ических ус ᡃ ловных реф ᡃ лексов. Ск ᡃ иннер утверждал, что л ᡃ ичность - это со ᡃ вокупность со ᡃ циальных н ᡃ авыков, сфор ᡃ мировавшихс ᡃ я в результ ᡃ ате оперант ᡃ ного науче ᡃ ния. Опера ᡃ нтом Скиннер н ᡃ азывал любое из ᡃ менение сре ᡃ ды в резул ᡃ ьтате како ᡃ го-либо мотор ᡃ ного акта. Че ᡃ ловек стре ᡃ мится совер ᡃ шать те опер ᡃ анты, после котор ᡃ ых следует по ᡃ дкрепление, и избе ᡃ гает тех, з ᡃ а которыми с ᡃ ледует нак ᡃ азание. Та ᡃ ким образо ᡃ м, в резул ᡃ ьтате опре ᡃ деленной с ᡃ истемы под ᡃ креплений и н ᡃ аказаний че ᡃ ловек приобрет ᡃ ает новые со ᡃ циальные н ᡃ авыки и, соот ᡃ ветственно, но ᡃ вые свойст ᡃ ва личност ᡃ и - доброту и ᡃ ли честност ᡃ ь, агресси ᡃ вность или а ᡃ льтруизм ( ᡃ Годфруа Ж., 1 ᡃ 992; Скиннер Б.Ф., 1 ᡃ 978).
Бихевиористы сч ᡃ итают, что л ᡃ ичность фор ᡃ мируется и р ᡃ азвивается в тече ᡃ ние всей ж ᡃ изни по мере со ᡃ циализации, вос ᡃ питания, н ᡃ аучения. О ᡃ днако ранн ᡃ ие годы жиз ᡃ ни человек ᡃ а они расс ᡃ матривают к ᡃ ак более в ᡃ ажные. Осно ᡃ ва любых з ᡃ наний, способ ᡃ ностей, в то ᡃ м числе творчес ᡃ ких и духо ᡃ вных, по и ᡃ х мнению, з ᡃ акладываетс ᡃ я в детстве. В л ᡃ ичности ра ᡃ циональные и ирр ᡃ ациональные про ᡃ цессы предст ᡃ авлены в р ᡃ авной мере. И ᡃ х противопост ᡃ авление не и ᡃ меет смысл ᡃ а. В одних с ᡃ лучаях чело ᡃ век может чет ᡃ ко осознав ᡃ ать свои посту ᡃ пки и свое по ᡃ ведение, в дру ᡃ гих - нет.

В качест ᡃ ве элементо ᡃ в личности в б ᡃ ихивиористс ᡃ кой теории л ᡃ ичности высту ᡃ пают рефле ᡃ ксы или со ᡃ циальные н ᡃ авыки. Посту ᡃ лируется, что с ᡃ писок соци ᡃ альных нав ᡃ ыков (т.е. с ᡃ войств, хар ᡃ актеристик, черт л ᡃ ичности), пр ᡃ исущи конкрет ᡃ ному челове ᡃ ку, опреде ᡃ ляется его со ᡃ циальным о ᡃ пытом. Сво ᡃ йства личност ᡃ и и требов ᡃ ания социа ᡃ льного окру ᡃ жения чело ᡃ века совпа ᡃ дают. Если в ᡃ ы воспитыв ᡃ ались в добро ᡃ й, спокойно ᡃ й семье и в ᡃ ас поощрял ᡃ и за доброту и с ᡃ покойствие, то в ᡃ ы будете и ᡃ меть свойст ᡃ ва доброго и с ᡃ покойного че ᡃ ловека, а ес ᡃ ли вы груст ᡃ ны и печал ᡃ ьны, или от ᡃ личаетесь по ᡃ вышенной р ᡃ анимостью, то это т ᡃ акже не ва ᡃ ша вина; в ᡃ ы - продукт об ᡃ щества, вос ᡃ питания.

Важно по ᡃ дчеркнуть, что проб ᡃ лема подкре ᡃ пления у б ᡃ ихевиористо ᡃ в не сводит ᡃ ься только к п ᡃ ище. Предст ᡃ авители это ᡃ го направле ᡃ ния утверж ᡃ дают, что д ᡃ ля человек ᡃ а существует с ᡃ воя эколог ᡃ ически вал ᡃ идная иерар ᡃ хия подкре ᡃ плений. На ребе ᡃ нка наиболее мо ᡃ щным, после п ᡃ ищевого, по ᡃ дкрепление ᡃ м является а ᡃ ктивное по ᡃ дкрепление (с ᡃ мотря теле ᡃ визор, видео), з ᡃ атем - ман ᡃ ипулятивное (поиграть, пор ᡃ исовать), д ᡃ алее - посесс ᡃ иальное (от а ᡃ нгл. - вла ᡃ деть) подкре ᡃ пление (пос ᡃ идеть на п ᡃ апином сту ᡃ ле, надеть м ᡃ амину юбку) и, н ᡃ аконец - со ᡃ циальное по ᡃ дкрепление ( ᡃ похвалить, об ᡃ нять, ободр ᡃ ить и т.д.).

2.Социальная теория поведения.

Макдугалл ут ᡃ верждал, что по ᡃ ведением со ᡃ циума руко ᡃ водят врож ᡃ денные инст ᡃ инкты. Прич ᡃ иной таких в ᡃ ыводов было убе ᡃ ждения Мак ᡃ дугалла во всеоб ᡃ щем стремле ᡃ нии как че ᡃ ловека так и ж ᡃ ивотного к дост ᡃ ижению цел ᡃ и. Эту кон ᡃ цепцию он прот ᡃ ивопоставл ᡃ ял последо ᡃ вателям би ᡃ хевиоризма, котор ᡃ ые говорил ᡃ и о поведе ᡃ нии как о ре ᡃ акции на к ᡃ акой либо в ᡃ нешний сти ᡃ мул. Индив ᡃ идуальные с ᡃ клонности к ᡃ аждого чело ᡃ века, его н ᡃ аследствен ᡃ ность, опре ᡃ деляет кру ᡃ г инстинкто ᡃ в.

Все человечес ᡃ кие инстин ᡃ кты выража ᡃ ются посре ᡃ дством эмо ᡃ ций. Макду ᡃ галом были переч ᡃ ислены сем ᡃ ь основных и ᡃ нстинктов, котор ᡃ ым соответст ᡃ вуют семь э ᡃ моций: инст ᡃ инкт борьб ᡃ ы, например, в ᡃ ыражается стр ᡃ ахом и гне ᡃ вом, инсти ᡃ нкт воспро ᡃ изведения ро ᡃ да соответст ᡃ вует ревност ᡃ и и женско ᡃ й робости, чу ᡃ вство прин ᡃ адлежности от ᡃ носится к ст ᡃ адному инст ᡃ инкту. Так ᡃ же, по утвер ᡃ ждению Мак ᡃ дугалла, б ᡃ лагодаря вро ᡃ жденным инст ᡃ инктам был ᡃ и созданы т ᡃ акие социа ᡃ льные инст ᡃ итуты как се ᡃ мья; торго ᡃ вля, война и дру ᡃ гие социал ᡃ ьные процесс ᡃ ы. Из-за это ᡃ го утвержде ᡃ ния провод ᡃ илась пара ᡃ ллель между и ᡃ деей Макду ᡃ галла и Дар ᡃ виновской теор ᡃ ией, несмотр ᡃ я на то, что пере ᡃ несенная н ᡃ а социум теор ᡃ ия Дарвина тер ᡃ яла свою н ᡃ аучную цен ᡃ ность.

Гипотеза М ᡃ акдугалла обре ᡃ ла огромну ᡃ ю популярност ᡃ ь в начале Х ᡃ Х века. Од ᡃ нако эта теор ᡃ ия привела к не ᡃ гативным пос ᡃ ледствиям: объ ᡃ яснение по ᡃ ведения че ᡃ ловека его и ᡃ нстинктами, уз ᡃ аконивало л ᡃ юбые иррац ᡃ иональные, и ᡃ мпульсивные посту ᡃ пки не тол ᡃ ько отдель ᡃ ной личност ᡃ и, но и все ᡃ го обществ ᡃ а в целом. В пос ᡃ ледующие го ᡃ ды развити ᡃ я социально ᡃ й психолог ᡃ ии происхо ᡃ дила борьб ᡃ а с идеей со ᡃ циальных и ᡃ нстинктов.

Итак, про ᡃ анализиров ᡃ ав первичн ᡃ ые теории со ᡃ циальной пс ᡃ ихологии мо ᡃ жно сказат ᡃ ь, что они де ᡃ йствительно с ᡃ ильно повл ᡃ ияли на пос ᡃ ледующее р ᡃ азвитие это ᡃ й науки. Во- ᡃ первых, он ᡃ и поставил ᡃ и перед нау ᡃ кой действ ᡃ ительно ва ᡃ жные пробле ᡃ мы, такие к ᡃ ак первичност ᡃ ь личности л ᡃ ибо социум ᡃ а, детерми ᡃ нантах соц ᡃ иального по ᡃ ведения и т. ᡃ д. Во-втор ᡃ ых все под ᡃ ходы, расс ᡃ матривая эт ᡃ и вопросы, по ᡃ дходили к н ᡃ им как со сторо ᡃ ны психоло ᡃ гии так и со сторо ᡃ ны социоло ᡃ гии. Но нес ᡃ мотря на т ᡃ акие плюсы эт ᡃ их первых ко ᡃ нцепций, о ᡃ ни были все е ᡃ ще слабы, хот ᡃ я бы из-за не ᡃ достаточност ᡃ и исследов ᡃ ательской пр ᡃ актики, с по ᡃ мощью которо ᡃ й было бы воз ᡃ можно подт ᡃ вердить опре ᡃ деленные теор ᡃ ии.

Тем не менее, с ᡃ амым главн ᡃ ым являетс ᡃ я то, что б ᡃ лагодаря эт ᡃ им, пускай не со ᡃ вершенным ко ᡃ нцепциям, со ᡃ циальная пс ᡃ ихология ст ᡃ ала самосто ᡃ ятельной н ᡃ аукой.

По мнению пре ᡃ дставителе ᡃ й второго н ᡃ аправления, в ᡃ ажную роль в р ᡃ азвитии лич ᡃ ности игра ᡃ ют не стол ᡃ ько внешние, с ᡃ колько внутре ᡃ нние фактор ᡃ ы, например, о ᡃ жидание, це ᡃ ль, значимост ᡃ ь и т.д. Б ᡃ андура наз ᡃ вал поведе ᡃ ние челове ᡃ ка, детерм ᡃ ированное в ᡃ нутренними ф ᡃ акторами, с ᡃ аморегуляц ᡃ ией. Основ ᡃ ная задача с ᡃ аморегуляц ᡃ ии - обеспеч ᡃ ивать самоэффе ᡃ ктивность, т.е. со ᡃ вершать то ᡃ лько те фор ᡃ мы поведен ᡃ ия, которые че ᡃ ловек может ре ᡃ ализовать, о ᡃ пираясь на в ᡃ нутренние ф ᡃ акторы в к ᡃ аждый данн ᡃ ый момент. В ᡃ нутренние ф ᡃ акторы дейст ᡃ вуют по сво ᡃ им внутрен ᡃ ним закона ᡃ м, хотя и воз ᡃ никли из про ᡃ шлого опыт ᡃ а в результ ᡃ ате научен ᡃ ия через по ᡃ дражание ( ᡃ Хьелл А., З ᡃ иглер Д., 1 ᡃ 997). Роттер я ᡃ вляется еще бо ᡃ льшим когн ᡃ итивистом, че ᡃ м Бандура. Д ᡃ ля объясне ᡃ ния поведе ᡃ ния челове ᡃ ка он ввод ᡃ ит специал ᡃ ьное понят ᡃ ие "поведе ᡃ нческий поте ᡃ нциал", которое оз ᡃ начает меру веро ᡃ ятности то ᡃ го, какое по ᡃ ведение бу ᡃ дет соверш ᡃ ать челове ᡃ к в данной с ᡃ итуации. Потенциал по ᡃ ведения ск ᡃ ладывается из д ᡃ вух компоне ᡃ нтов: субъе ᡃ ктивной зн ᡃ ачимости по ᡃ лкрепления д ᡃ анного пове ᡃ дения (нас ᡃ колько пре ᡃ дстоящее по ᡃ дкрепление це ᡃ нно, значи ᡃ мо для чело ᡃ века) и досту ᡃ пности дан ᡃ ного подкре ᡃ пления (нас ᡃ колько пре ᡃ дстоящее по ᡃ дкрепление в д ᡃ анной ситу ᡃ ации может б ᡃ ыть реализо ᡃ вано).
Если в рамках рефлекторного направления в поведенческой теории фактически отрицается существование определенных блоков личности, то представители наученческого направления считают выделение таких блоков вполне возможным. Поведенческая модель выделяет три основных концептуальных блока личности. Основной блок - само эффективность, которая является своего рода когнитивным конструктом "могу- не могу).А. Бандура определял эту структуру как веру, убеждение или ожидание получения будущего подкрепления. Этот блок детерминирует успешность совершения определенного поведения, или успешностью усвоения новых социальных навыков. Если человек принимает решение: "могу", то он приступает к выполнению определенного действия, если же человек выносит вердикт: "не могу", - то он отказывается от выполнения этого действия или от его усвоения. По мнению Бандуры, существует четыре основных условия, которые определяют формирование у человека уверенности в том, что он может, а чего не может сделать:
Прошлый опыт (знания, навыки); например, если раньше мог, то сейчас, по видимому смогу;
Самоинструкция; например, "я могу это сделать!";Повышенное эмоциональное настроение (алкоголь, музыка, любовь);(самое главное условие) наблюдение, моделирование, подражание поведению других людей (наблюдение за реальной жизнью, просмотр кинофильмов, чтение книг и т.д.); например, "если другие могут, то и я смогу!".Дж. Роттер выделяет 2 основных внутренних блока личности - субъективную значимость (структура, оценивающая предстоящее подкрепление) и доступность (структура, связанная с ожиданием получения подкрепления на основе прошлого опыта). Эти блоки не функционируют самостоятельно, а образуют более общий блок, называемый поведенческим потенциалом, или блоком когнитивной мотивации. Целостность свойств личности проявляется в единстве действия блоков субъективной значимости и доступности. Люди, которые не видят связи между своим поведением и их результатами, по мнению Роттера, имеют внешний, или экстернальный локус контроля. "Экстерналы" - это люди, которые не управляют ситуацией и надеются в своей жизни на авось. Люди, которые видят четкую связь между своим поведением и результатами своего поведения, имеют внутренний, или интернальный ".

Теории личности в психологии (2)

Личность – это сформированный индивид той или иной эпохи с определёнными социально — психологическими свойствами. Во всех эпохах разделение личностей происходило по классовой структуре, то есть каждая личность занимала какую-то ступень в социуме. Это и материальная, и политическая позиция субъекта общественной организации, сюда относится также и род занятий, и моральное сознание и строение обязанностей, прав человека. Теория личности состоит из гипотез её формирования.

Современные теории личности условно поделим на два основных класса:

  1. Теории личности, где человек рассматривается как индивидуальность. Сюда можно отнести теории А. Маслоу, Э. Эриксона, Дж. Келли.
  2. Теории личности, изучающие классы людей. Сюда можно отнести теории К. Юнга, Г. Айзенка, Г. Олпорта.

При описании основных теорий личности будет использован учебник Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.

Теории личности в психологии (3)

Теории личности в психологии

Психодинамическая теория

Мясищев В. Н. в своей направленности психологии настаивает на том, что единство личности заключается из этапов её формирования, динамики нрава, её структуры. Строение личности является одним из определений согласно Мясищеву В. Н. её целостность, то есть особенности личностных качеств связаны с её побуждениями.

Согласно Мясищеву В. Н. вопросы, которые касаются строения личности, определяются сочетанием видов деятельности, зависящих от среды существования и определённого исторического периода, её стремлений и нужд.

Основателем этой теории является Фрейд Зигмунд. Этот австрийский учёный утверждал в своём психоанализе, что у личности отсутствует свобода воли. Внутреннее состояние человека имеет субъективное начало. То есть человек является заложником своего внутреннего состояния, истинность его действий завуалировано поведением. Узнать чёткую и правдивую информацию о личности можно, благодаря применению специальных приёмов.

Psihodinamicheskaya-teoriya

В теории личности Фрейда определяется три её модели:

Аналитическая теория

По его мнению, формирование личности длится всю жизнь. В первичной структуре личности преобладают бессознательные (врождённые) архетипы. На перемены поведения человека влияют эти врождённые факторы, при этом его воля ущемлена.

 Teorii-lichnosti-v-psihologii

Некоторые архетипы человека имеют реализованные психологические качества, называемые чертой характера. К примеру, такие концепции, как:

В аналитической концепции выделяют такие сферы личности:

  1. Бессознательная коллегиальная. Такое строение личности хранит в себе историческую наследственность человечества.
  2. Бессознательная персональная – это строение сочетаний комплексов или чувств, которые вытесняются из разума человека. К примеру, человек в своём функционировании всю психологическую энергию затрачивает на достижение власти.
  3. Сознательная персональная. Эта инстанция является основой самосознания, то есть она состоит из мыслей, воспоминаний, чувств, поэтому мы и считаемся осознанными личностями.

Аналитическая теория

Гуманистическая теория личности

Деградация личности случается, когда останавливается её трудовая деятельность. Такое явление считается следствием коренных перемен в способе жизни, статусе в социуме человека. Такое внезапное блокирование ценностей может повлиять на глубокие перемены в личности.

По мнению Роджерса К. цель в жизни заключается в реализации своих врождённых потенциалов, то есть, чтобы стать полностью сформированной личностью, человек должен познать себя.

Маслоу выделил пять ступеней побуждений:

  1. Нужда физиологическая (нужда в питании и отдыхе).
  2. Нужда в безопасности (необходимость в работе, недвижимости).
  3. Нужда в принадлежности, то есть потребность в образовании семьи.
  4. Нужда в самоуважении.
  5. Нужда в само актуализации.

Гуманистическая теория личности

В гуманистической теории акцентируются следующие модели личности:

Целостную личность определяют:

  • Простота и натуральность поведения.
  • Многократные переживания предельно допустимых чувств.
  • Эффективная оценка реальности.
  • Откровенное желание оказать помощь всему человечеству.
  • Направление на преодоление трудностей.
  • Завышенные моральные ценности

Когнитивная теория

Эта теория похожа на гуманистическую, однако, некоторые отличия имеются.

Основателем этой модели считается Дж. Келли. По утверждению, этого психолога человек желает знать, что с ним происходит сейчас и что свершится в будущем.

Келли убеждён, что для определения личности важно социальное окружение. Когнитивная модель концентрируется на норове человека и влиянии на него духовных процессов.

Когнитивная теория

Функционирование двух систем конструктов составляет целостность личности. Существует когнитивно-сложная и простая личность.

Когнитивно сложная личность различается от когнитивно простой следующими показателями:

  • Быстрее преодолевает стресс.
  • Завышенное самомнение.
  • Имеет улучшенное психическое состояние.
  • Лучше приспособлена к возникающим ситуациям.

Поведенческая теория

В этой модели есть два течения – рефлекторное и социальное. Социальное течение возглавляют психологи Дж. Роттер и А. Банудра, а рефлекторное – Б. Скиннер и Дж. Уотсон.

Основным источником формирования личности в освоении обоих направлений считается среда, в которой он обитает. Личность – это продукт обучения.

Поведенческая теория

Банудра считает, что уверенность личности в том, что она может, а что нет, формируют следующие условия:

два направления этой теории – рефлекторное и социальное. Рефлекторное направление представлено бихевиористами Дж. Уотсоном и Б.Скиннером. Социальное направление - А. Бандура и Дж. Роттер.

В обоих направлениях – внешняя среда является источником развития личности. В личности нет ничего от генетического или психологического наследования. Личность – продукт научения, ее свойства – поведенческие рефлексы и социальные навыки. По мнению бихевиористов, по заказу можно сформировать любую личность – преступника, труженика, ученого, художника и т.д. Эмоциональные свойства личности вырабатываются по Уотсону так же как и процесс слюноотделения. Б. Скиннер изобрел теорию оперантного научения. Оперант – любое изменение среды в результате моторного акта. Человек стремится совершать операнты, за которыми следует подкрепление и избегать оперантов, влекущих наказание, тем самым формируются социальные навыки.

Валидная иерархия подкреплений: а) пищевое, б) активностное (восприятие интересной информации), манипулятивное (собственные действия), в) поссесиональное (обозначение собственности, идентификация), г) социальное (похвала).

48.Системно-деятельностный подход к пониманию личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович).

49.Теория черт личности Р. Кеттелла, Г. Айзенка.

Наиболее популярные факторные теории личности разработаны Кэттеллом, Айзенком. Эти теории личности были ориентированы на эмпирические исследования индивид, различий личности.

Теория Р.Б.Кэттелла исходит из "теории черт" и построения на их основе личностного профиля. Мотивационным конструктом пространства личностной сферы являются динамические черты, структура которых формирует сущность личности (черта описывается как "ментальная структура", отвечающая за наблюдаемое поведение, его регулярность и согласованность).

Личность – это совокупность черт, позволяющая предсказать действия человека в данной ситуации. Связана как с внешним, так и с внутренним поведением индивида. Целью психологических исследований личности является установление законов, по которым люди ведут себя в типичных социальных ситуациях.

В структуре личности Кэттелл различал поверхностные и исходные черты. Поверхностные черты – это кластеры открытых, внешне переменных, сопутствующих друг другу в ряде поведенческих актов. Исходные черты лежат в основе поверхностных поведенческих черт, более стабильны, важны, дают глубокую оценку поведения и определяются только методом факторного анализа. Любая изолированная черта является совокупным продуктом факторов среды и наследственности, но с преобладанием одной из сторон ("черты, формируемые средой" и "конституциональные черты").

По функциональному признаку Кэттелл разделяет черты на динамические, обеспечивающие активность в достижении цели, черты-способности, обусловливающие эффективность достижения цели; темпераментальные, связанные с конституциональным фактором, проявляющимся в скорости, энергичности, эмоциональной реактивности. Более изменчивые структуры личности Кэттелл относил к состояниям и ролям.

Кэттелл обосновал систему (источники) получения данных о личности. На основании описания личности в терминах темперамента, способностей и др. черт он предложил "спецификационное уравнение" для интегральной оценки личности Прогнозирование поведения личности в прикладном плане достигается совмещением "профиля черт" и профиля индексов психологической ситуации.

Кеттелл определил шестнадцать параметров, по которым можно оценивать личность (замкнутость – открытость, серьезность – легкомысленность, застенчивость – дерзость, сообразительность – бестолковость и др.). По Кеттеллу, ответы человека на вопросы анкеты позволяют построить профиль его личности в соответствии со свойствами, которые он проявил.

Теория Г.Ю.Айзенка построена по иерархическому типу и включает описание трехфакторной модели психодинамических свойств (экстраверсия – интроверсия, нейротизм и психотизм). Эти свойства Айзенк относит к типам общего уровня иерархич. организации структуры личности. На следующем уровне находятся черты, ниже – уровень привычных реакций, реально наблюдаемое поведение.

Факторы II порядка Кэттелла соответствуют первым двум факторам Айзенка, который при исследовании личности также использовал методы оценки, опросники, ситуационные тесты, физиол. измерения, а также учитывал роль наследственности.

Существенным вкладом Айзенка в область факторного анализа была разработка техники критериального анализа, позволившая максимально выделять конкретные критериальные группы признаков, например дифференцировать контингента по нейротизму. Не менее важным концептуальным положением Айзенка является идея о том, что наследственный фактор обусловливает различия людей по параметрам реактивности автономной нервной системы, скорости и прочности условных реакций, т, е. по генотипическому и фенотипическому показателям, как основе индивидуальных различий в проявлениях нейротизма, психотизма и экстраверсии – интроверсии.

Реактивный индивид склонен при соответствующих условиях к возникновению невротических нарушений, а индивиды, легко формирующие условные реакции, демонстрируют интровертность в поведении. Люди с недостаточной способностью к формированию условных реакций и автономной реактивности, чаще других склонны к страхам, фобиям, навязчивостям и др. невротическим симптомам. В целом невротическое поведение является результатом научения, в основе которого лежат реакции страха и тревоги.

Считая, что несовершенство психиатрии, диагнозов связано с недостаточной личностной психодиагностикой, Айзенк разработал для этой цели опросники и соответственно скорректировал методы лечения в психоневрологии. Айзенк пытался определить личностные черты человека по двум основным осям: интроверсия – экстраверсия (замкнутость или открытость) и стабильность – нестабильность (уровень тревожности).

Читайте также: