Разработка в музыке кратко

Обновлено: 02.07.2024

Однако термин МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ используют для характеристики инструментально-симфонической музыки . Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения муз. образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия.

Главное в музыке, так же, как и в жизни – развитие.
Подобно тому, как год от года меняется внутренний мир человека, так же меняются внутри одного произведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мелодии. Эти изменения отражаются в форме музыкального произведения, способах развития музыкального материала.
Музыкальные образы в музыкальной драматургии воплощаются по принципу сходства и принципу различия.

Рассмотрим сначала принципы сходства.

Одним из самых распространённых способов развития музыки является ПОВТОР.
В ПОВТОРАХ ощущается развитие образного строя произведения. Так построены народные песни. Вот один из самых известных примеров.

Однако этот способ развития нередко имеет чисто внешний характер. Для создания убедительных образов в инструментально-симфоническом произведении композиторы применяют не только точное повторение, но и изменённое - ВАРЬИРОВАНИЕ.


ВАРЬИРОВАТЬ (в музыке): изменять главную музыкальную тему разными переходами, удерживая, однако, основную мелодию.

ВАРЬИРОВАНИЕ – это древнейший способ развития музыки, который встречается в народных песенно-танцевальных жанрах, основанных на импровизации. Варьирование широко применяется и симфонической, оперной, камерной инструментальной музыке.
И мы неоднократно встречались с примерами варьирования.

Более значительные изменения, при которых вместо целой мелодии (темы) излагаются отдельные её фразы, интонации называют РАЗРАБОТКОЙ.

В разработке находят применение такие способы развития, как СЕКВЕНЦИЯ (позднелат. sequentia — последовательность) в технике музыкальной композиции — приём, который сводится к последовательному повторению данной мелодической фразы или гармонического оборота на другой высоте .
ИМИТАЦИЯ (от лат. imitatio — подражание) в музыке — полифонический приём, в котором, после изложения темы в одном голосе, она повторяется в других голосах.

Музыкальные образы могут воплощаться и по принципу РАЗЛИЧИЯ.

Главной составляющей этого принципа является КОНТРАСТ.


КОНТРАСТ – это сопоставление в музыке двух разнохарактерных приемов. Контрасты встречаются всюду: в гармонии, мелодии, ритме, стиле, скорости движения, оркестровке, нюансировке.

КОНTРАСТЫ музыкальной речи могут быть такими:

МЕЛОДИЯ – подъём, спад;

РИТМ – двудольный, трёхдольный;

ЛАД – мажор, минор,

ТЕМП – быстрый, медленный;

РЕГИСТР – высокий, низкий,

ДИНАМИКА – громко, тихо;

ФАКТУРА – гармония, полифония,

ЗВУКОВЕДЕНИЕ – легато, стаккато)

Таким образом, в основе музыкальной драматургии лежит развитие музыки. Закономерности музыкальной драматургии заключаются в особенностях воплощения музыкальных образов по принципу СХОДСТВА и РАЗЛИЧИЯ.

Разработка (нем. Verarbeitung, Ausarbeitung ; англ. development ; фр. developpement ) — развитие материала, предполагающее вычленение отдельных элементов, подвергающихся преобразованиям.

  • структурные (дробление темы на фразы, мотивы),
  • звуковысотные (интервальное расширение, сжатие мотивов, обращение; гармоническое и тональное обновление, в том числе секвенции),
  • ритмические (увеличение, уменьшение),
  • фактурно-тембровые (в том числе переоркестровка),
  • полифонические (имитации, канонические секвенции, фугато).

Разработка применяется в развивающих средних разделах простых форм (главным образом в середине 3-частной), в разработке (втором её значении, см. ниже), в связующей партии и иногда в коде сонатной формы, рондо-сонаты.

Формируясь в музыке XVII века и 1-й половины XVIII века (в том числе в интермедиях фуги, старинной концертной формы), разработка стала основным методом развития у композиторов венской классической школы. Разработка сохраняет важное значение в сочинениях XIX века и XX века.

Разработка (часть произведения)

Разработка (нем. Durchführung, Durchführungsteil ; англ. development section ; фр. partie du developpement ) — центральный раздел формы сонатного аллегро и рондо-сонаты, а также некоторых свободных и смешанных форм, где разрабатываются темы экспозиции. Иногда разработка сонатной формы включает в себя эпизод, излагающий новую тему, или полностью заменяется эпизодом на новом музыкальном материале.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 11 января 2012.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Разработка (музыка)" в других словарях:

Музыка Chrono Trigger — Композитор Ясунори Мицуда на концерте 2007 года Chrono Trigger (яп. クロノ・トリガー Куроно Торига … Википедия

Музыка Chrono Cross — Композитор Ясунори Мицуда Chrono Cross (яп. クロノ・クロス Куроно Куросу … Википедия

Музыка — У этого термина существуют и другие значения, см. Музыка (значения). Скрипичный ключ используется в нотной записи Музыка (греч … Википедия

МУЗЫКА РУССКАЯ — (см. также: Пение церковное), вокальная и инструментальная музыка (последняя, вероятно, чаще всего как сопровождение, а затем уже и как замена первой) были известны русским славянам уже в глубокой древности. На это указывают многочисленные… … Русская история

Музыка — В основе этого термина лежит греч. ή μουσική (подразумев. τέχνη искусство), т. е. искусство муз (первично богинь пения и пляски). Позже он получил у греков более широкое значение, в смысле гармонического развития духа вообще, а у нас опять… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

МУЗЫКА — • Musĭca (ars), μουσική (τέχνη), иногда также musica, orum; τὰ μουσικά, как искусство муз вообще, охватывает гораздо большую сферу, чем то, что ныне называется М. К ней относится всякая духовная деятельность как научная, так и… … Реальный словарь классических древностей

МУЗЫКА — • Musĭca (ars), μουσική (τέχνη), иногда также musica, orum; τὰ μουσικά, как искусство муз вообще, охватывает гораздо большую сферу, чем то, что ныне называется М. К ней относится всякая духовная деятельность как научная, так и… … Реальный словарь классических древностей

Музыка военная — как и в госуд. Др. Востока, в странах антич. культуры широко использовали муз. инструменты для подачи сигналов войскам на поле боя и исполнения боевых маршей. Однако, видимо, воен. оркестров не существовало, поскольку музыканты не только … Древний мир. Энциклопедический словарь

Музыка военная — Как и в государствах Др. Востока, в странах античной культуры широко использовали музыкальные инструменты для подачи сигналов войскам на поле боя и исполнения боевых маршей. Однако, видимо, военных оркестров не существовало, поскольку… … Словарь античности

РАЗРАБОТКА . Этим термином называется тот раздел музыкальной формы

произведения, в котором его тематический материал подвергается наиболее

сильным изменениям, то есть разрабатывается. Осуществляться это может

по-разному: или путем вариационного развития ранее звучавших тем, или при

помощи активного мотивного развития, то есть дробления темы на небольшие, а

то и мельчайшие отрезки, которые затем подвергаются различным изменениям.

Встречаются разработки, построенные на новом, ранее не звучавшем

музыкальном материале. Объем разработки бывает произвольным; она может

состоять из одного или нескольких эпизодов. Основной признак разработки --

это тональная неустойчивость. Ее функция -- возвращение в главную

тональность произведения. Часто заключительный раздел разработки построен

на так называемом органном пункте или педали -- неизменно звучащем тоне или

аккорде -- доминанте основной тональности, что еще больше нагнетает

напряжение, усиливает ожидание главной тональности, которая появится в

следующей за разработкой части -- репризе.

Собственно термин "разработка" относится к среднему разделу сонатной

формы, однако эпизоды разработочного характера могут появляться и в

произведениях свободной формы, и в рондо-сонате, и в трехчастной форме, и в

Разработка (нем. Verarbeitung, Ausarbeitung ; англ. development ; фр. développement ) — развитие материала, предполагающее вычленение отдельных элементов, подвергающихся преобразованиям.

  • структурные (дробление темы на фразы, мотивы),
  • звуковысотные (интервальное расширение, сжатие мотивов, обращение; гармоническое и тональное обновление, в том числе секвенции),
  • ритмические (увеличение, уменьшение),
  • фактурно-тембровые (в том числе переоркестровка),
  • полифонические (имитации, канонические секвенции, фугато).

Разработка применяется в развивающих средних разделах простых форм (главным образом в середине 3-частной), в разработке (втором её значении, см. ниже), в связующей партии и иногда в е сонатной формы, рондо-сонаты.

Формируясь в музыке XVII века и 1-й половины XVIII века (в том числе в интермедиях фуги, старинной концертной формы), разработка стала основным методом развития у композиторов венской классической школы. Разработка сохраняет важное значение в сочинениях XIX века и XX века.

Разработка (нем. Durchführung, Durchführungsteil ; англ. development section ; фр. partie du développement ) — центральный раздел формы сонатного аллегро и рондо-сонаты, а также некоторых свободных и смешанных форм, где разрабатываются темы экспозиции. Иногда разработка сонатной формы включает в себя эпизод, излагающий новую тему, или полностью заменяется эпизодом на новом музыкальном материале.

О музыкальной драматургии, как правило, говорят применительно к музыкально-сценическому, театральному произведению: опере, балету, оратории, оперетте, мюзиклу и др.

Однако термин МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ используют и для характеристики инструментально-симфонической музыки . Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения муз. образов, их сопоставлении.

Главное в музыке, так же, как и в жизни – развитие.

Подобно тому, как год от года меняется внутренний мир человека, так же меняются внутри одного произведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мелодии. Эти изменения отражаются в форме музыкального произведения, способах развития музыкального материала.

Музыкальные образы в музыкальной драматургии воплощаются по принципу сходства и принципу различия.

Читайте также: