Разработка в музыке кратко
Обновлено: 02.07.2024
Однако термин МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ используют для характеристики инструментально-симфонической музыки . Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения муз. образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия.
Главное в музыке, так же, как и в жизни – развитие.
Подобно тому, как год от года меняется внутренний мир человека, так же меняются внутри одного произведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мелодии. Эти изменения отражаются в форме музыкального произведения, способах развития музыкального материала.
Музыкальные образы в музыкальной драматургии воплощаются по принципу сходства и принципу различия.
Рассмотрим сначала принципы сходства.
Одним из самых распространённых способов развития музыки является ПОВТОР.
В ПОВТОРАХ ощущается развитие образного строя произведения. Так построены народные песни. Вот один из самых известных примеров.
Однако этот способ развития нередко имеет чисто внешний характер. Для создания убедительных образов в инструментально-симфоническом произведении композиторы применяют не только точное повторение, но и изменённое - ВАРЬИРОВАНИЕ.
ВАРЬИРОВАТЬ (в музыке): изменять главную музыкальную тему разными переходами, удерживая, однако, основную мелодию.
ВАРЬИРОВАНИЕ – это древнейший способ развития музыки, который встречается в народных песенно-танцевальных жанрах, основанных на импровизации. Варьирование широко применяется и симфонической, оперной, камерной инструментальной музыке.
И мы неоднократно встречались с примерами варьирования.
Более значительные изменения, при которых вместо целой мелодии (темы) излагаются отдельные её фразы, интонации называют РАЗРАБОТКОЙ.
В разработке находят применение такие способы развития, как СЕКВЕНЦИЯ (позднелат. sequentia — последовательность) в технике музыкальной композиции — приём, который сводится к последовательному повторению данной мелодической фразы или гармонического оборота на другой высоте .
ИМИТАЦИЯ (от лат. imitatio — подражание) в музыке — полифонический приём, в котором, после изложения темы в одном голосе, она повторяется в других голосах.
Музыкальные образы могут воплощаться и по принципу РАЗЛИЧИЯ.
Главной составляющей этого принципа является КОНТРАСТ.
КОНТРАСТ – это сопоставление в музыке двух разнохарактерных приемов. Контрасты встречаются всюду: в гармонии, мелодии, ритме, стиле, скорости движения, оркестровке, нюансировке.
КОНTРАСТЫ музыкальной речи могут быть такими:
МЕЛОДИЯ – подъём, спад;
РИТМ – двудольный, трёхдольный;
ЛАД – мажор, минор,
ТЕМП – быстрый, медленный;
РЕГИСТР – высокий, низкий,
ДИНАМИКА – громко, тихо;
ФАКТУРА – гармония, полифония,
ЗВУКОВЕДЕНИЕ – легато, стаккато)
Таким образом, в основе музыкальной драматургии лежит развитие музыки. Закономерности музыкальной драматургии заключаются в особенностях воплощения музыкальных образов по принципу СХОДСТВА и РАЗЛИЧИЯ.
Разработка (нем. Verarbeitung, Ausarbeitung ; англ. development ; фр. developpement ) — развитие материала, предполагающее вычленение отдельных элементов, подвергающихся преобразованиям.
- структурные (дробление темы на фразы, мотивы),
- звуковысотные (интервальное расширение, сжатие мотивов, обращение; гармоническое и тональное обновление, в том числе секвенции),
- ритмические (увеличение, уменьшение),
- фактурно-тембровые (в том числе переоркестровка),
- полифонические (имитации, канонические секвенции, фугато).
Разработка применяется в развивающих средних разделах простых форм (главным образом в середине 3-частной), в разработке (втором её значении, см. ниже), в связующей партии и иногда в коде сонатной формы, рондо-сонаты.
Формируясь в музыке XVII века и 1-й половины XVIII века (в том числе в интермедиях фуги, старинной концертной формы), разработка стала основным методом развития у композиторов венской классической школы. Разработка сохраняет важное значение в сочинениях XIX века и XX века.
Разработка (часть произведения)
Разработка (нем. Durchführung, Durchführungsteil ; англ. development section ; фр. partie du developpement ) — центральный раздел формы сонатного аллегро и рондо-сонаты, а также некоторых свободных и смешанных форм, где разрабатываются темы экспозиции. Иногда разработка сонатной формы включает в себя эпизод, излагающий новую тему, или полностью заменяется эпизодом на новом музыкальном материале.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 11 января 2012.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Разработка (музыка)" в других словарях:
Музыка Chrono Trigger — Композитор Ясунори Мицуда на концерте 2007 года Chrono Trigger (яп. クロノ・トリガー Куроно Торига … Википедия
Музыка Chrono Cross — Композитор Ясунори Мицуда Chrono Cross (яп. クロノ・クロス Куроно Куросу … Википедия
Музыка — У этого термина существуют и другие значения, см. Музыка (значения). Скрипичный ключ используется в нотной записи Музыка (греч … Википедия
МУЗЫКА РУССКАЯ — (см. также: Пение церковное), вокальная и инструментальная музыка (последняя, вероятно, чаще всего как сопровождение, а затем уже и как замена первой) были известны русским славянам уже в глубокой древности. На это указывают многочисленные… … Русская история
Музыка — В основе этого термина лежит греч. ή μουσική (подразумев. τέχνη искусство), т. е. искусство муз (первично богинь пения и пляски). Позже он получил у греков более широкое значение, в смысле гармонического развития духа вообще, а у нас опять… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
МУЗЫКА — • Musĭca (ars), μουσική (τέχνη), иногда также musica, orum; τὰ μουσικά, как искусство муз вообще, охватывает гораздо большую сферу, чем то, что ныне называется М. К ней относится всякая духовная деятельность как научная, так и… … Реальный словарь классических древностей
МУЗЫКА — • Musĭca (ars), μουσική (τέχνη), иногда также musica, orum; τὰ μουσικά, как искусство муз вообще, охватывает гораздо большую сферу, чем то, что ныне называется М. К ней относится всякая духовная деятельность как научная, так и… … Реальный словарь классических древностей
Музыка военная — как и в госуд. Др. Востока, в странах антич. культуры широко использовали муз. инструменты для подачи сигналов войскам на поле боя и исполнения боевых маршей. Однако, видимо, воен. оркестров не существовало, поскольку музыканты не только … Древний мир. Энциклопедический словарь
Музыка военная — Как и в государствах Др. Востока, в странах античной культуры широко использовали музыкальные инструменты для подачи сигналов войскам на поле боя и исполнения боевых маршей. Однако, видимо, военных оркестров не существовало, поскольку… … Словарь античности
РАЗРАБОТКА . Этим термином называется тот раздел музыкальной формы
произведения, в котором его тематический материал подвергается наиболее
сильным изменениям, то есть разрабатывается. Осуществляться это может
по-разному: или путем вариационного развития ранее звучавших тем, или при
помощи активного мотивного развития, то есть дробления темы на небольшие, а
то и мельчайшие отрезки, которые затем подвергаются различным изменениям.
Встречаются разработки, построенные на новом, ранее не звучавшем
музыкальном материале. Объем разработки бывает произвольным; она может
состоять из одного или нескольких эпизодов. Основной признак разработки --
это тональная неустойчивость. Ее функция -- возвращение в главную
тональность произведения. Часто заключительный раздел разработки построен
на так называемом органном пункте или педали -- неизменно звучащем тоне или
аккорде -- доминанте основной тональности, что еще больше нагнетает
напряжение, усиливает ожидание главной тональности, которая появится в
следующей за разработкой части -- репризе.
Собственно термин "разработка" относится к среднему разделу сонатной
формы, однако эпизоды разработочного характера могут появляться и в
произведениях свободной формы, и в рондо-сонате, и в трехчастной форме, и в
Разработка (нем. Verarbeitung, Ausarbeitung ; англ. development ; фр. développement ) — развитие материала, предполагающее вычленение отдельных элементов, подвергающихся преобразованиям.
- структурные (дробление темы на фразы, мотивы),
- звуковысотные (интервальное расширение, сжатие мотивов, обращение; гармоническое и тональное обновление, в том числе секвенции),
- ритмические (увеличение, уменьшение),
- фактурно-тембровые (в том числе переоркестровка),
- полифонические (имитации, канонические секвенции, фугато).
Разработка применяется в развивающих средних разделах простых форм (главным образом в середине 3-частной), в разработке (втором её значении, см. ниже), в связующей партии и иногда в е сонатной формы, рондо-сонаты.
Формируясь в музыке XVII века и 1-й половины XVIII века (в том числе в интермедиях фуги, старинной концертной формы), разработка стала основным методом развития у композиторов венской классической школы. Разработка сохраняет важное значение в сочинениях XIX века и XX века.
Разработка (нем. Durchführung, Durchführungsteil ; англ. development section ; фр. partie du développement ) — центральный раздел формы сонатного аллегро и рондо-сонаты, а также некоторых свободных и смешанных форм, где разрабатываются темы экспозиции. Иногда разработка сонатной формы включает в себя эпизод, излагающий новую тему, или полностью заменяется эпизодом на новом музыкальном материале.
О музыкальной драматургии, как правило, говорят применительно к музыкально-сценическому, театральному произведению: опере, балету, оратории, оперетте, мюзиклу и др.
Однако термин МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ используют и для характеристики инструментально-симфонической музыки . Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения муз. образов, их сопоставлении.
Главное в музыке, так же, как и в жизни – развитие.
Подобно тому, как год от года меняется внутренний мир человека, так же меняются внутри одного произведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мелодии. Эти изменения отражаются в форме музыкального произведения, способах развития музыкального материала.
Музыкальные образы в музыкальной драматургии воплощаются по принципу сходства и принципу различия.
Читайте также: