Духовная жизнь в советском и российском обществах кратко

Обновлено: 04.07.2024

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

1. Духовные искания и культурное строительство в 20-30-ее гг………..

2. Культура в годы Великой Отечественной войны и первое послевоенное десятилетие……………… ………………………………………………………..

Список используемой литературы ……………………………………….

В эти годы все более отчётливее стали обозначаться глобальные процессы, надолго определившие развитие мира, такие как: научно-техническая революция, крушение старого колониализма, ядерное противостояние двух самых крупных держав - СССР и США. Для советского общества это время величайшего напряжения духовных и физических сил народа, время героическое и трагическое, время надежд и разочарований.

В первые послевоенные годы основными направлениями внутренней политики были следующие: перестройка форм и методов государственно-партийного руководства; демобилизация Вооруженных Сил и репатриация советских граждан, угнанных в Германию; конверсия оборонной промышленности; проведение денежной реформы; принятие мер по улучшению жизни и быта советских граждан; осуществление 4 пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства.

Советское правительство развернуло активную деятельность по переходу СССР от войны к миру. Одним из главных направлений была перестройка форм и методов государственно-партийного руководства страной. Введенное в начале войны чрезвычайное положение было отменено. Был упразднен Государственный Комитет Обороны и все функции управления перешли к Совнаркому СССР. Также были упразднены другие чрезвычайные органы, действовавшие в военные годы. Перестаивалась работа Советов всех уровней. В 1946 году были проведены выборы в местные Советы, которые укрепили Советскую власть на местах и способствовали эффективному осуществлению мероприятий центральной власти. Правящая Коммунистическая партия также меняла формы своей работы, осуществив перераспределение коммунистов из военных организаций в производственные.

Произошли перемены в руководстве страны. После смерти М. И. Калинина в 1946 году Председателем Президиума Верховного Совета СССР был избран Н. М. Шверник. Совет Народных Комиссаров - правительство СССР был преобразован в Совет Министров СССР. Его Председателем был оставлен секретарь ЦК ВКП(б) И.В.Сталин, занявший этот пост в мае 1941 года. В состав Совета Министров входило 48 союзных министров.

В результате Великой Отечественной войны советское общество трансформировалось по многим характеристикам: демографическим, социальным, психологическим, ментальным. Оно представляло собой сложный социальный феномен. Война изменила не только состав и демографический баланс общества, но и внесла коррективы в систему ценностей и жизненные стратегии людей.

В послевоенные годы появились немногочисленные работы, рассматривавшие мирный труд в четвертой пятилетке. Однако они не затрагивали тему взаимоотношений общества и власти, не раскрывали сути социально-экономических процессов и политической жизни. После смерти Сталина и последовавшей волны "культа личности" этот сюжет не подвергся.

1. Духовные искания и культурное строительство в 20-30-е гг.

Итак, в России совершается социалистическая революция. И после нескольких лет гражданской войны на территории бывшей Российской империи устанавливается Советская власть во главе с партией большевиков. Цена этой революции для русской культуры была весьма высока. Если говорить в целом о концепции культурной политики большевистской партии, то в качестве долговременной перспективы выдвигались задачи создания нового типа культуры – культуры социалистической. Поэтому главной социокультурной составляющей послеоктябрьской эпохи стала культурная революция. Суть ее состояла в том, что она рассматривалась как процесс коренной ломки сложившихся стереотипов общественного сознания и духовно-нравственных ориентиров в поведении людей.

Практическая линия партии большевиков в области культуры, отраженная в многочисленных декретах первых лет советской власти, была направлена на решение двух задач. Во-первых, установление партийного контроля над всеми институтами, формирующими образ мыслей и настроения в обществе /издательства, киностудии, театры, библиотеки, музеи и т.д./; и, во-вторых, подъем общего культурного уровня народа, главным образом рабочих и крестьян.

Создаются издательства, печатающие книги на русском языке, выходят многочисленные газеты и журналы. Большую просветительскую работу вела русская православная церковь за рубежом, а также Православный богословский институту в Париже, профессорами которого были русские философы – С. Булгаков, В. Зеньковский, В. Ильин, Г. Федотов, С. Франк.

Наибольший отряд русской культуры в эмиграции представляли деятели художественной культуры. Это были почти все известные писатели и поэты того времени: А. Аверченко, М. Алданов, Л. Андреев, М. Арцыбашев, К. Бальмонт, Н. Берберова, И. Бунин, З. Гиппиус, М. Горький, Б. Зайцев, А. Куприн, И. Одоевцева, М. Осоргин, И. Северянин, А. Толстой, В. Ходасевич, М. Цветаева, И. Шмелев и многие другие. Впоследствии из них возвратились на родину А. Толстой, М. Горький, А. Куприн, М. Цветаева. Испытывая глубокую ностальгию по России, подавляющее большинство русских писателей активно продолжили свою деятельность, внося свой вклад в развитие русской литературы. А.А. Бунин в 1933 г. за свое литературное творчество первый из русских писателей получил Нобелевскую премию по литературе.

Массовой формой подготовки рабочих кадров становятся школы фабрично-заводского обучения /ФЗУ/. Кадры среднего технического и административного персонала готовились в техникумах и специальных профессиональных школах. При институтах и университетах были созданы рабочие факультеты /РАБФАК/, на которых малообразованные рабочие и крестьяне подготавливались к поступлению в вузы.. Что касается высшего образования, то оно стало бесплатным. При этом советское правительство проводило классовую политику, создавая наиболее благоприятные условия для поступления в вузы рабочих и крестьян. Также принимались меры по коренному изменению программ обучения и удалению из вузов нелояльных к власти преподавателей. Так начинает формироваться первое поколение советской интеллигенции, политически и идеологически лояльной к советской власти.

Особое же внимание стало уделяться оборонному потенциалу, который основан на высоких технологиях. Это было толчком к развитию научного знания – математики, физики, химии, технических наук, которые ближе всего связаны с самолето и ракетостроением, танкостроением, строением кораблей, созданием высокоточного и эффективного стрелкового оружия и артиллерии.

Центром научной мысли стала Академия наук СССР, а по всей стране были созданы ее филиалы и научно-исследовательские институты. С другой стороны, развитие образования и науки в советские годы определялось и тем, что не были до конца утрачены сформировавшиеся еще в дореволюционной России традиции научных школ. К тому же большинство ученых-естествоиспытателей, математиков, технологов – не эмигрировали, а остались на родине. Да и таланты, в том числе и в научной сфере, на нашей земле никогда не переводились.

В эти же годы достигает своего апогея режим личной власти И. Сталина, вылившийся в подлинный культ его личности. Это, в свою очередь, способствует усилению системы административно-командного руководства обществом, в том числе и культурной сферой. С относительным плюрализмом предыдущих времен было покончено. В частности, все деятели литературы и искусства были объединены в единые унифицированные Союзы: писателей, архитекторов, художников /живописцев, графиков, скульпторов/, композиторов, театральных деятелей, кинематографистов. Через эти объединения партийные органы имели возможность руководить, регламентировать и отслеживать творческий процесс, направлять его в нужное идеологическое русло. Любая попытка художника обосновать самостоятельное мнение, выйти за пределы партийно-политического канона, в лучшем случае не поощрялось, творчество таких художников замалчивалось. Такова была судьба выдающихся русских литераторов – Б. Пастернака, М. Булгакова, А. Ахматовой, А. Платонова. В худшем случае многие деятели художественной культуры были репрессированы. Достаточно хотя бы назвать такие имена как И. Бабель, О. Мандельштам, Б. Пильняк, Б. Корнилов, П. Васильев, В. Киршон, В. Мейерхольд…

Со второй половины 1980-х гг. коммунистическая идеология, составлявшая прежде основу мировоззрения большинства членов советского общества, вступила в полосу серьезного кризиса. Официальные идеологи не могли объяснить процессы и явления, происходившие в мире.

Одной из главных черт духовной жизни общества в 90-е гг. стал идейный плюрализм. Были сняты запреты и ограничения на все идейные учения (кроме тех, что призывали к насилию и национальной вражде).

Однако перемены, происшедшие в духовной жизни общества, носят крайне противоречивый характер. Далеко не каждый человек сумел найти свой нравственный идеал. Не всем доступны достижения культуры (за исключением, пожалуй, телепрограмм). Отсутствие нравственных основ, неблагополучное материальное положение людей становятся почвой для духовного растления и роста преступности.

Влияние религии и церкви на общественное сознание. Кризис коммунистической идеологии вызвал бурный всплеск религиозных настроений в обществе. По данным социологических исследований, к середине 90-х гг. до 34% взрослого населения страны считали себя верующими, а еще 35% колебались между верой и неверием.

Заметно вырос международный авторитет Русской Православной Церкви. Он особенно проявился в попытках мирного урегулирования внутриполитических и международных конфликтов. В дни октябрьских событий 1993 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II прервал поездку по Северной Америке и вернулся в Москву, где попытался примирить враждующие стороны. Церковь выступала участником всех крупнейших событий в России, способствуя своим авторитетом объединению общества.

По всей стране развернулось восстановление и строительство храмов, мечетей, синагог. Вновь спросом стала пользоваться церковная литература, которая теперь издается свободно и большими тиражами. Возродились массовые паломничества православных христиан в Иерусалим, мусульман — в Мекку.

Вместе с тем распад СССР повлек за собой тяжелые последствия и для церкви. На Украине митрополит Русской Православной Церкви Филарет объявил о создании Украинской православной церкви и провозгласил себя ее патриархом; произошел церковный раскол среди верующих. Приходы Русской Православной Церкви были лишены принадлежавшей ей собственности не только на Украине, но и в республиках Прибалтики.

Демократизация политической и духовной жизни Россию привела к экспансии самых разных религиозных сект и течений, в том числе и радикальных. В этих условиях традиционным религиозным конфессиям впервые пришлось заботиться о сохранении своих позиций в борьбе за умы верующих.

Новыми театральными постановками порадовали зрителей режиссеры Г. Б. Волчек, О. Н. Ефремов, М. А. Захаров, О. П. Табаков, Р. Г. Виктюк.

Завершилась реставрация Третьяковской галереи, реконструкция цирка на Цветном бульваре. Была возрождена историческая центральная часть крупных городов России. На родину вернулись предметы культуры, документы, письма русских эмигрантов, покинувших страну после революции 1917 года.

Но процессы в сфере культуры имели и другую сторону. Переход к рыночным отношениям поставил в тяжелые условия тех, кто в прежние годы был наиболее горячим сторонником перемен, — интеллигенцию, деятелей науки, культуры, образования. Многие из них оказались на грани выживания, другие были вынуждены эмигрировать, стремясь найти применение своему таланту за границей.

Система образования. В сложном положении оказалась система образования, которая, начиная с 1984 г. находится в состоянии непрерывного реформирования. Закон об образовании ликвидировал одно из завоеваний прежней системы — бесплатное всеобщее среднее образование. Для большинства учащихся обучение заканчивалось девятым классом, после чего выпускники должны были идти на производство. Но поскольку оно из года в год свертывалось, их никто не ждал и там. Одним из немногих положительных результатов реформы образования стал отход учителей и учеников от единообразия и идеологизации учебного процесса. Появилось множество новых учебников и учебных пособий.

Были открыты новые типы учебных заведений — гимназии, лицеи, колледжи, частные университеты, многим из которых удалось обеспечить индивидуальный подход к учащимся, улучшить качество обучения. Но в большинстве случаев, к сожалению, этого не произошло.

В вузах начали вводить многоуровневую подготовку по западному образцу. Но качество образования при этом лучше не становилось. А там, где новая система вводилась без предварительной подготовки, наблюдалось снижение уровня подготовки студентов.

Самой большой проблемой в развитии образовательной системы стало финансирование. Из года в год его объемы сокращались, что вело к разрушению материальной базы, уходу квалифицированных кадров в другие сферы деятельности. Страна быстро утрачивала те позиции в сфере образования, которых она добивалась десятки лет.

Тема 2.2. Духовная жизнь в советском и российском обществах

Духовная жизнь страны. Тенденции духовного возрождения. "Оттепель" особенно заметна в литературе и искусстве. Первая критика и первый анализ того "социального человека", которого сформировала командно-административная система. Рост затрат на науку, открытие многих научно-исследовательских учреждений. Развитие общественной мысли, науки и техники - М.В.Келдыш, С.П.Королев, А.Д.Сахаров, Н.Н.Семенов и др. Начало освоения космоса.

Оживление культурной жизни. Появление большого количества новых журналов, как специальных, научных, так и литературно-художественных. Расширение международных культурных связей (возобновление кинофестивалей, концертов исполнителей).

Реформа высшей и средней школы. Приоритет вечернего и заочного получения образования. Новые правила приема в ВУЗЫ. Введение обязательного восьмилетнего обучения на "политехнической основе". Увеличение срока обучения до 11 лет.

Судьбы творческой интеллигенции, ее конфликт с властью. Критика властных структур "упаднических тенденций, недооценки роли партии" и т.д.

Зарождение на рубеже 50-бО-х гг., невзирая на ожесточенные преследования, движения диссидентов (инакомыслящих). Появление "Самиздата". Начало борьбы за права человека в СССР (в рамках диссидентского движения).

Духовная жизнь в период застоя: влияние догм и сопротивление догмам. Застойные явления в экономике сопровождались устойчивой тенденцией к застою в политической жизни, культуре, социальном развитии СССР. Неосталинизм. Дальнейшая идеологизация общественной жизни, обоснование консервативного внутриполитического курса. Идеология застоя - концепция "развитого социализма", в основе которой лежала идея полной, хотя и относительной однородности советского общества; отсутствие внутри него каких-либо реальных противоречий, а, соответственно, предполагалось и бесконфликтное ее развитие. Идейный догматизм. Недоверие к интеллигенции. Усиление идеологического контроля за средствами массовой информации, учреждениями культуры, наукой. Политика "запретительства". Значительное усиление цензурного гнета. Гонения ученых-экономистов, удар по всем концепциям поворота к рыночной экономике. Обструкция со стороны властей представителей "нового" направления в исторической науке, по-своему видевших исторический путь России и мира, прекращение реабилитации жертв сталинских репрессий.

Читать еще: Дин рид - биография, информация, личная жизнь. DEAN - Азияпоиск - Дорамы, фильмы и музыка Азии

Расхождение между провозглашенными общественно-политическими принципами и реальной жизнью. Нарастание социальной апатии. Реальное противостояние двух культур в обществе: с одной стороны - культуры официально-догматической, с другой стороны - культуры гуманистической, которая принимала участие в формировании сознания многих людей.

Противостояние застою. Зарождение пассивной, а затем и активной оппозиции власти. Общественный протест в среде интеллигенции. Противостояние официальной идеологии. Представители "деревенской прозы". "Магнитофонная революция". Судьбы научной и творческой интеллигенции. Вынужденный отъезд и насильственное выдворение из СССР деятелей литературы и искусства. Возникновение и развитие наиболее радикальных форм массового общественного протеста - диссидентского (от лат. dissidentis- несогласный) и правозащитного движения. Арест группы писателей и суд над ними. Создание первой в СССР открытой общественной ассоциации - Комитета прав человека в СССР. Признанный духовный лидер правозащитного движения - А.Д.Сахаров. Создание группы содействия выполнению Хельсинских соглашений в СССР. Арест и ссылка почти всех лидеров и активных участников правозащитного движения, национальных и религиозных организаций. Инакомыслие в армии. Раскрытие и разгром созданного офицерами Балтийского флота подпольного "Союза борьбы за демократические права". Расстрел В.Саблина - капитана З-го ранга, замполита большого противолодочного корабля "Сторожевой" (также с Балтийского флота), выступившего против режима.

Роль политической оппозиции, ростков "антисистемы" в размораживании сознания многих людей. Развитие тоталитарной системы вело к углублению противоречий между властью и обществом.

Читать еще: Разочарование в светской жизни болконского. « Духовные искания Андрея Болконского: поиски смысла жизни

Духовная жизнь советского общества

в середине 1960-х – начале 80-х годов

приходом к власти Л.И. Брежнева началась реанимация сталинизма. Однако возникло сопротивление этим тенденциям. Молодые ученые, журналисты, партийные работники – такие, как А.Е. Бовин, Г.Х. Шахназаров, Г.А. Арбатов, Ф.М. Бурлацкий, Е.А. Амбарцумов, И.В. Бестужев-Лада, О.Р. Лацис и др. – в печати развернули антисталинские выступления. Еще в начале 1966 года в адрес Брежнева поступило множество писем спротестами против реабилитации Сталина. Особое впечатление произвело письмо 25 виднейших деятелей науки и культуры. Под этим письмом поставили подписи такие крупнейшие ученые, как академики П.Л. Капица, М.А. Леонтович, И.Е. Тамм, А.Д. Сахаров, писатели К.И. Чуковский, К.Г. Паустовский и др., такие видные деятели искусств, как М.М. Плисецкая, И.М. Смоктуновский и другие.

Однако в дальнейшем затихла критика культа личности Сталина, стало возвеличиваться его имя. Сталин стал появляться в книгах и фильмах о войне в образе мудрого полководца. Тема преступлений сталинизма считалась исчерпанной. Началась эпоха неосталинизма.

Духовная жизнь в 1970-е годы была сложной и противоречивой. Со стороны КПСС был идеологический диктат. Ужесточился контроль за всеми областями культуры и общественными науками и особенно за исторической наукой. Специальные комиссии давали разрешение на выпуск театральных спектаклей, введена система государственных заказов в кинематографе. Литература, кинематограф, театр, как бы стремясь уйти от казенно-догматической проблематики, в 70-е годы стали все больше обращаться к вопросам личной жизни людей, их быта, повседневности. Для выражения актуальных проблем использовалась классические произведения. В конце 60–первой половине 70-х гг. безусловным лидером на экране и сцене стал А.П. Чехов, пьесы и новеллы которого наиболее соответствовали поискам духовной опоры в период духовного безвременья. Во второй половине 70–начале 80-х гг. все чаще ставились и экранизировались пьесы А.Н. Островского. Его персонажи – карьеристы, хапуги, взяточники, бюрократы прошлого века – получали второе рождение, ибо слишком многое, описанное драматургом более ста лет назад, не исчезло, а, наоборот, приобрело новые формы.

В 70–начале 80-х годов в обществе нарастала коррупция, воровство, бесхозяйственность и организованная преступность. Наблюдался разрыв между политическими решениями и реальным состоянием дел. Все это негативно влияло на духовную атмосферу в обществе. Официально провозглашаемые идеалы и цели не могли вдохновлять. Люди нуждались в истинных ценностях, в идейных и нравственных ориентирах.

Радикальным выражением несогласия с существующей обстановкой в стране было диссидентское движение, которое затронуло главным образом представителей творческой интеллигенции. Деятели культуры, пытавшиеся открыто выражать свои сомнения, протесты, становились опасными для административно-бюрократического руководства культурной жизнью и вынуждены были оказаться или в заключении, или за пределами СССР. Так, на протяжении 60-70-х гг. покинули страну добровольно, а также в принудительном порядке многие деятели искусства и культуры: режиссер театра на Таганке Ю.П. Любимов; кинорежиссер А.А. Тарковский; художники – М.М. Шемякин, Э.И. Неизвестный; поэты И.А. Бродский, А.А. Галич и др.; писатели А.И. Солженицын, В.Н. Войнович, В.П. Аксенов и др.; музыканты В.Н. Ростропович, Г.П. Вишневская; артисты балета – Р.Х. Нуриев, М.В. Барышников и др.

Бюрократия в художественном творчестве подталкивала некоторых авторов к приспособлению. Годы застоя калечили людей нравственно. Терялась вера в свои силы, вырабатывалась готовность к компромиссам.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Духовная жизнь в советском и российском обществах

Описание презентации по отдельным слайдам:

Духовная жизнь в советском и российском обществах

Духовная жизнь в советском и российском обществах

А. И. Солженицыну удалось опубликовать СССР такие произведения, как «Один ден.

В период. когда власти были заинтересованы в продолжении борьбы с политически.

В период. когда власти были заинтересованы в продолжении борьбы с политическим наследием сталинизма, многие ранее принятые решения о запретах на издание ряда художественных произведений, в том числе и зарубежных авторов, были отменены. Начали публиковаться стихи A. Ахматовой, С. А. Есенина, М.И. Цветаевой. Отечественные фильмы, в частности таких режиссеров, как С.Ф. Бондарчук, стали представляться на международных кинофестивалях. Звания народных артистов СССР были удостоены музыканты С.Т. Рихтер, Г.В. Свиридов, Г.Н. Рождественский и других, творчество которых завоевало всемирную известность. А. Ахматова С.А. Есенин С.Ф. Бондарчук

Несмотря на попытки творческих союзов, контролировавшийся КПСС, отстаивать «ч.

Наиболее значительным явлением этого периода стал московский концептуализм, п.

Наиболее значительным явлением этого периода стал московский концептуализм, представители которого пытались обращаться к людям с помощью необычных художественных средств. Проводились так называемые художественные акции, цель которых состояла в том, чтобы заострить внимание на волновавших общество проблемах. Течение в неформальном искусстве, получившее название соц-арт, в иронической и гротескной форме передавало традиционные для социалистического реализма сюжеты советского образа жизни, высмеивая официальную пропаганду.

Партийное руководство стремилось сохранить контроль над развитием духовной жи.

Партийное руководство стремилось сохранить контроль над развитием духовной жизни. В практику вошли регулярные встречи H. C. Хрущёва с представителями интеллигенции, на которых им указывалось, как и что можно и нужно представлять обществу. Те, кто не укладывались в установленные рамки свободы творчества, подвергались осуждению. Многие писатели и поэты - А. А. Вознесенский, Д.А. Гранин, В.Д. Дудинцев, Е.А. Евтушенко, К.Г. Паустовский и др. постоянно подвергались критике за идеологическую невыдержанность их творчества. А. А. Вознесенский Д.А. Гранин В.Д. Дудинцев

Неоднократно подвергалась критике в партийной печати и возникшая в 1960 - 197.

Неоднократно подвергалась критике в партийной печати и возникшая в 1960 - 1970-е г, деревенская проза. Она открывала читателям особенности жизни русской деревни, ее истории, традиций. В этих произведениях затрагивались острые социальные проблемы, побуждая читателя задуматься, отвечает ли проводимая правящей партией политика в отношении крестьянства его интересам.

Политика репрессий и "осуждений" в отношении свободомыслящей интеллигенции ус.

Постепенно менялся духовный климат в обществе. В 1980-е среди значительной ча.

Постепенно менялся духовный климат в обществе. В 1980-е среди значительной части творческой интеллигенции как в СССР, так и в странах Восточной Европы возникла даже своего рода мода на проявление диссидентских настроений. Песни таких постов и исполнителей, как В. С. Высоцкий, Б.Ш. Окуджава, хотя они и не одобрялись властями, тиражировались на аудиокассетах и исполнились многочисленными поклонниками. Юлия Вишневская, Людмила Алексеева, Дина Каминская и Кронид Любарский

С началом процессов перестройки и предоставления большей свободы творчества д.

С началом процессов перестройки и предоставления большей свободы творчества духовная жизнь СССР вступила в полосу расцвета. Без ограничений стали издаваться труды зарубежных отечественных авторов 1920 -1970-х в том числе и эмигрировавших за границу. Были изданы романы Д.А. Гранина, B.Д. Дудинцева, А.Н. Рыбакова, произведения А.И. Солженицына и другие работы, содержащие беспощадную критику сталинизма и советского режима. Началось издание прозы и поэзии эмигрантов 1970-х г. Впоследствии многие из них вернулись в Россию. Изданные романы

После нескольких десятилетий духовного голода, когда любая свежая мысль вызыв.

В сложной экономической ситуации начала 1990-х гг. возможности государственно.

В сложной экономической ситуации начала 1990-х гг. возможности государственной поддержки творческих союзов, театров, киностудий, многих направлений науки, спорта сократились. Это вызвало недовольство представителей творческой интеллигенции. В то же время в условиях открытости общества многие деятели российской театральной, художественной, музыкальной, спортивной элиты заключали контракты на работу за рубежом. Положение начало меняться в конце 1990-х гг. Благодаря усилиям общественности, реорганизации творческих союзов в стране появились сотни художественных галерей, музеи открыли свои залы для новых выставочных экспозиций. Сложились оригинальные творческие театральные и музыкальные коллективы. Предпринимались попытки синтеза достижений постмодернизма традициями отечественного искусства.

В живописи и скульптуре большую известность завоевал З.К. Церетели, автор мно.

В живописи и скульптуре большую известность завоевал З.К. Церетели, автор многих композиций в Москве и за рубежом. Традиции самобытности в русском изобразительном искусстве отстаивает И. С. Глазунов, основатель Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Широкого признания добились скульптор и художник М.М. Шемякин, портретист А.М. Шилов и др. З.К. Церетели И. С. Глазунов М.М. Шемякин А.М. Шилов

Российское киноискусство достигло немалых успехов. Фильмы Н.С. Михалкова «Уто.

Широкое распространение получил жанр детектива, приобретший своих почитателей.

Широкое распространение получил жанр детектива, приобретший своих почитателей. Некоторые произведения, созданные в жанре детектива, легли в основу многочисленных телевизионных сериалов, которые завоевали миллионную аудиторию. Компьютерная графика, телевизионная реклама. музыкальные видеоклипы стали неотъемлемой частью современной отечественной массовой культуры.

Краткое описание документа:

Эта презентация на тему "Духовная жизнь в советском и российском обществах".Прекрасно подойдёт для проведения урока или показа как Д/З. Собраны все самые основные и интересные аспекты темы.За эту презентацию вы с лёгкостью получите пятёрку или заинтересованность учеников в теме урока!
Заранее благодарю за скачивание и использования материала!

С Распадом СССР в отечественной культуре (как и в науке) также наступили новые времена. Основными особенностями ее развития в 1990-х гг. стали резкое сокращение государственных ассигнований на нужды учреждений культуры; практически полная свобода творчества; падение общекультурного уровня населения. "Закон маятника" привел к тому, что метод социалистического реализма оказался забыт. Многие деятели культуры устремились к утверждению непривычного и казавшегося им заманчивым постмодернизма и концептуализма. Однако эти изыски оказались интересны лишь узкому кругу специалистов. Те произведения культуры, которые в эти годы получили международное признание, были созданы именно в традиционном реалистическом ключе.

Устойчивое развитие получила кино документалистика ("Россия, которую мы потеряли" С. С. Говорухина и др.). Возродилась традиция проведения Московских международных кинофестивалей.

Всероссийский кинофестиваль "Кинотавр" стал ежегодно проводиться в Сочи.
Российская литература обогатилась в 90-х гг. новыми и литературными произведениями В. П. Аксенова ("Желток яйца"), В. П. Астафьева ("Прокляты и убиты"), Г. Я. Бакланова ("Свой человек"), Б. Л. Васильева ("Аксиома самоиска", "Россия воскресе"), Е. А. Евтушенко ("Не умирай после смерти"), Ю. М. Нагибина ("Бунташный остров"), А. И. Солженицына (завершившего в эти годы крупное историко-документальное исследование "Красное колесо").
Новыми театральными постановками порадовали зрителей режиссеры Г. Б. Волчек, О. Н. Ефремов, М. А. Захаров, О. П. Табаков, Р. Г. Виктюк.
В Москве была открыта постоянно действующая картинная галерея работ А. М. Шилова. С успехом проходили персональные выставки И. С. Глазунова. Большим успехом у зрителей Москвы и Санкт-Петербурга пользовались художественные выставки, проводившиеся в Эрмитаже, Русском музее, Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина ("Берлин-Москва", "Золото Шлимана", "Фаберже" и др.).

Завершилась реставрация Третьяковской галереи, реконструкция цирка на Цветном бульваре. Была возрождена историческая центральная часть крупных городов России. На родину вернулись предметы культуры, документы, письма русских эмигрантов, покинувших страну после революции 1917 года.

Но процессы в сфере культуры имели и другую сторону. Переход к рыночным отношениям поставил в тяжелые условия тех, кто в прежние годы был наиболее горячим сторонником перемен, - интеллигенцию, деятелей науки, культуры, образования. Многие из них оказались на грани выживания, другие были вынуждены эмигрировать, стремясь найти применение своему таланту за границей.

"Открытие Запада" обернулось не только знакомством с лучшими сторонами его культуры, но и хлынувшим в страну потоком низкопробных поделок. Это не могло не привести к размыванию многих черт традиционной для россиян морали.
Говоря о культуре, мы не можем не сказать о развитии образования.

Самой большой проблемой в развитии образовательной системы после распада стало финансирование. Из года в год его объемы сокращались, что вело к разрушению материальной базы, уходу квалифицированных кадров в другие сферы деятельности. Страна быстро утрачивала те позиции в сфере образования, которых она добивалась десятки лет.

Сегодня у образования, будь то среднее, высшее или дополнительное своя задача и цель, но в то же время, они все преследуют главную задачу – успешную социализацию человека в первую очередь через его профессиональную деятельность. В XXI веке концепция непрерывного образования, подразумевающая процесс роста образовательного потенциала личности в течение всей жизни, приобретает ключевое знание.

Непрерывное пополнение, уточнение знаний, приобретение и осмысление новой информации, выработка новых умений и навыков становятся важнейшими предпосылками повышение интеллектуального уровня человека, уровня его жизни, насущной потребностью для любого специалиста. Идея непрерывного образования трансформировалась от потребности образования на всю жизнь в тезис – образование через всю жизнь. Система образования включает ряд ступеней, которые по своей природе дискретны, но благодаря преемственности обеспечивается ее непрерывность. Диалектическая взаимосвязь, единство непрерывности и дискретности как важные характеристики системы непрерывного образования обеспечиваются оптимальной организацией преемственности всех ее ступеней.




Преемственность позволяет плавно переходить человеку от одного этапа развития к последующему, от одной к следующей, более высокой ступени образования. Проблема преемственности между различными ступенями системы непрерывного образования приобретает особое значение. Ее содержание, значение и роль существенно обогащаются, поскольку в данном случае, речь идет о взаимосвязи и взаимодополняемости последовательных подсистем непрерывного образования.

Характер перемен в духовной жизни. Со второй половины 1980-х гг. коммунистическая идеология, составлявшая прежде основу мировоззрения большинства членов советского общества, вступила в полосу серьезного кризиса. Официальные идеологи не могли объяснить процессы и явления, происходившие в мире. Вспомним к примеру нашу таблицу Структурный кризис развития советской модели (раздел идеологический и моральный)

"Революция сверху", начавшаяся в России с 1991 г., сопровождалась отказом от многих традиционных и заимствованием западных духовных ценностей. Изменились общественные ожидания. Если до "перестройки" большинство населения все же верило официальной пропаганде и идее построения коммунизма, то потом эта вера сменилась ожиданием построения, обещанного новыми властями "народного капитализма".

По мере неудач в экономической политике и нарастания проблем в межнациональных отношениях настроения стали вновь меняться: постепенно возвращался интерес к отечественной культуре, традиционным духовным ценностям, старым фильмам, песням, народным традициям.

Одной из главных черт духовной жизни общества в 90-е гг. стал идейный плюрализм. Были сняты запреты и ограничения на все идейные учения (кроме тех, что призывали к насилию и национальной вражде).

Однако перемены, происшедшие в духовной жизни общества, носят крайне противоречивый характер. Далеко не каждый человек сумел найти свой нравственный идеал.

Не всем доступны достижения культуры (за исключением, пожалуй, телепрограмм).

Отсутствие нравственных основ, неблагополучное материальное положение людей становятся почвой для духовного растления и роста преступности.

Влияние религии и церкви на общественное сознание.

Кризис коммунистической идеологии вызвал бурный всплеск религиозных настроений в обществе. По данным социологических исследований, к середине 90-х гг. до 34% взрослого населения страны считали себя верующими, а еще 35% колебались между верой и неверием.

Заметно вырос международный авторитет Русской Православной Церкви. Он особенно проявился в попытках мирного урегулирования внутриполитических и международных конфликтов.

В дни октябрьских событий 1993 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II прервал поездку по Северной Америке и вернулся в Москву, где попытался примирить враждующие стороны.

Церковь выступала участником всех крупнейших событий в России, способствуя своим авторитетом объединению общества.

По всей стране развернулось восстановление и строительство храмов, мечетей, синагог. Вновь спросом стала пользоваться церковная литература, которая теперь издается свободно и большими тиражами. Возродились массовые паломничества. Демократизация политической и духовной жизни Россию привела к экспансии самых разных религиозных сект и течений, в том числе и радикальных. О которых мы поговорим на следующих занятиях.

Говоря о развитии культуры мне хотелось бы отметить, что Россия славится, как многонациональное государство, на территории страны проживает более 190 народов. Большинство из них оказалось в РФ мирным путем, благодаря присоединению новых территорий.

С Распадом СССР в отечественной культуре (как и в науке) также наступили новые времена. Основными особенностями ее развития в 1990-х гг. стали резкое сокращение государственных ассигнований на нужды учреждений культуры; практически полная свобода творчества; падение общекультурного уровня населения. "Закон маятника" привел к тому, что метод социалистического реализма оказался забыт. Многие деятели культуры устремились к утверждению непривычного и казавшегося им заманчивым постмодернизма и концептуализма. Однако эти изыски оказались интересны лишь узкому кругу специалистов. Те произведения культуры, которые в эти годы получили международное признание, были созданы именно в традиционном реалистическом ключе.

Устойчивое развитие получила кино документалистика ("Россия, которую мы потеряли" С. С. Говорухина и др.). Возродилась традиция проведения Московских международных кинофестивалей.

Всероссийский кинофестиваль "Кинотавр" стал ежегодно проводиться в Сочи.
Российская литература обогатилась в 90-х гг. новыми и литературными произведениями В. П. Аксенова ("Желток яйца"), В. П. Астафьева ("Прокляты и убиты"), Г. Я. Бакланова ("Свой человек"), Б. Л. Васильева ("Аксиома самоиска", "Россия воскресе"), Е. А. Евтушенко ("Не умирай после смерти"), Ю. М. Нагибина ("Бунташный остров"), А. И. Солженицына (завершившего в эти годы крупное историко-документальное исследование "Красное колесо").
Новыми театральными постановками порадовали зрителей режиссеры Г. Б. Волчек, О. Н. Ефремов, М. А. Захаров, О. П. Табаков, Р. Г. Виктюк.
В Москве была открыта постоянно действующая картинная галерея работ А. М. Шилова. С успехом проходили персональные выставки И. С. Глазунова. Большим успехом у зрителей Москвы и Санкт-Петербурга пользовались художественные выставки, проводившиеся в Эрмитаже, Русском музее, Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина ("Берлин-Москва", "Золото Шлимана", "Фаберже" и др.).

Завершилась реставрация Третьяковской галереи, реконструкция цирка на Цветном бульваре. Была возрождена историческая центральная часть крупных городов России. На родину вернулись предметы культуры, документы, письма русских эмигрантов, покинувших страну после революции 1917 года.

Но процессы в сфере культуры имели и другую сторону. Переход к рыночным отношениям поставил в тяжелые условия тех, кто в прежние годы был наиболее горячим сторонником перемен, - интеллигенцию, деятелей науки, культуры, образования. Многие из них оказались на грани выживания, другие были вынуждены эмигрировать, стремясь найти применение своему таланту за границей.

"Открытие Запада" обернулось не только знакомством с лучшими сторонами его культуры, но и хлынувшим в страну потоком низкопробных поделок. Это не могло не привести к размыванию многих черт традиционной для россиян морали.
Говоря о культуре, мы не можем не сказать о развитии образования.

Самой большой проблемой в развитии образовательной системы после распада стало финансирование. Из года в год его объемы сокращались, что вело к разрушению материальной базы, уходу квалифицированных кадров в другие сферы деятельности. Страна быстро утрачивала те позиции в сфере образования, которых она добивалась десятки лет.

Сегодня у образования, будь то среднее, высшее или дополнительное своя задача и цель, но в то же время, они все преследуют главную задачу – успешную социализацию человека в первую очередь через его профессиональную деятельность. В XXI веке концепция непрерывного образования, подразумевающая процесс роста образовательного потенциала личности в течение всей жизни, приобретает ключевое знание.

Непрерывное пополнение, уточнение знаний, приобретение и осмысление новой информации, выработка новых умений и навыков становятся важнейшими предпосылками повышение интеллектуального уровня человека, уровня его жизни, насущной потребностью для любого специалиста. Идея непрерывного образования трансформировалась от потребности образования на всю жизнь в тезис – образование через всю жизнь. Система образования включает ряд ступеней, которые по своей природе дискретны, но благодаря преемственности обеспечивается ее непрерывность. Диалектическая взаимосвязь, единство непрерывности и дискретности как важные характеристики системы непрерывного образования обеспечиваются оптимальной организацией преемственности всех ее ступеней.

Преемственность позволяет плавно переходить человеку от одного этапа развития к последующему, от одной к следующей, более высокой ступени образования. Проблема преемственности между различными ступенями системы непрерывного образования приобретает особое значение. Ее содержание, значение и роль существенно обогащаются, поскольку в данном случае, речь идет о взаимосвязи и взаимодополняемости последовательных подсистем непрерывного образования.

Характер перемен в духовной жизни. Со второй половины 1980-х гг. коммунистическая идеология, составлявшая прежде основу мировоззрения большинства членов советского общества, вступила в полосу серьезного кризиса. Официальные идеологи не могли объяснить процессы и явления, происходившие в мире. Вспомним к примеру нашу таблицу Структурный кризис развития советской модели (раздел идеологический и моральный)

"Революция сверху", начавшаяся в России с 1991 г., сопровождалась отказом от многих традиционных и заимствованием западных духовных ценностей. Изменились общественные ожидания. Если до "перестройки" большинство населения все же верило официальной пропаганде и идее построения коммунизма, то потом эта вера сменилась ожиданием построения, обещанного новыми властями "народного капитализма".

По мере неудач в экономической политике и нарастания проблем в межнациональных отношениях настроения стали вновь меняться: постепенно возвращался интерес к отечественной культуре, традиционным духовным ценностям, старым фильмам, песням, народным традициям.

Одной из главных черт духовной жизни общества в 90-е гг. стал идейный плюрализм. Были сняты запреты и ограничения на все идейные учения (кроме тех, что призывали к насилию и национальной вражде).

Однако перемены, происшедшие в духовной жизни общества, носят крайне противоречивый характер. Далеко не каждый человек сумел найти свой нравственный идеал.

Не всем доступны достижения культуры (за исключением, пожалуй, телепрограмм).

Отсутствие нравственных основ, неблагополучное материальное положение людей становятся почвой для духовного растления и роста преступности.

Влияние религии и церкви на общественное сознание.

Кризис коммунистической идеологии вызвал бурный всплеск религиозных настроений в обществе. По данным социологических исследований, к середине 90-х гг. до 34% взрослого населения страны считали себя верующими, а еще 35% колебались между верой и неверием.

Заметно вырос международный авторитет Русской Православной Церкви. Он особенно проявился в попытках мирного урегулирования внутриполитических и международных конфликтов.

В дни октябрьских событий 1993 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II прервал поездку по Северной Америке и вернулся в Москву, где попытался примирить враждующие стороны.

Церковь выступала участником всех крупнейших событий в России, способствуя своим авторитетом объединению общества.

По всей стране развернулось восстановление и строительство храмов, мечетей, синагог. Вновь спросом стала пользоваться церковная литература, которая теперь издается свободно и большими тиражами. Возродились массовые паломничества. Демократизация политической и духовной жизни Россию привела к экспансии самых разных религиозных сект и течений, в том числе и радикальных. О которых мы поговорим на следующих занятиях.

Говоря о развитии культуры мне хотелось бы отметить, что Россия славится, как многонациональное государство, на территории страны проживает более 190 народов. Большинство из них оказалось в РФ мирным путем, благодаря присоединению новых территорий.

Духовная жизнь страны. Тенденции духовного возрождения. "Оттепель" особенно заметна в литературе и искусстве. Первая критика и первый анализ того "социального человека", которого сформировала командно-административная система. Рост затрат на науку, открытие многих научно-исследовательских учреждений. Развитие общественной мысли, науки и техники - М.В.Келдыш, С.П.Королев, А.Д.Сахаров, Н.Н.Семенов и др. Начало освоения космоса.

Оживление культурной жизни. Появление большого количества новых журналов, как специальных, научных, так и литературно-художественных. Расширение международных культурных связей (возобновление кинофестивалей, концертов исполнителей).

Реформа высшей и средней школы. Приоритет вечернего и заочного получения образования. Новые правила приема в ВУЗЫ. Введение обязательного восьмилетнего обучения на "политехнической основе". Увеличение срока обучения до 11 лет.

Судьбы творческой интеллигенции, ее конфликт с властью. Критика властных структур "упаднических тенденций, недооценки роли партии" и т.д.

Зарождение на рубеже 50-бО-х гг., невзирая на ожесточенные преследования, движения диссидентов (инакомыслящих). Появление "Самиздата". Начало борьбы за права человека в СССР (в рамках диссидентского движения).

Духовная жизнь в период застоя: влияние догм и сопротивление догмам. Застойные явления в экономике сопровождались устойчивой тенденцией к застою в политической жизни, культуре, социальном развитии СССР. Неосталинизм. Дальнейшая идеологизация общественной жизни, обоснование консервативного внутриполитического курса. Идеология застоя - концепция "развитого социализма", в основе которой лежала идея полной, хотя и относительной однородности советского общества; отсутствие внутри него каких-либо реальных противоречий, а, соответственно, предполагалось и бесконфликтное ее развитие. Идейный догматизм. Недоверие к интеллигенции. Усиление идеологического контроля за средствами массовой информации, учреждениями культуры, наукой. Политика "запретительства". Значительное усиление цензурного гнета. Гонения ученых-экономистов, удар по всем концепциям поворота к рыночной экономике. Обструкция со стороны властей представителей "нового" направления в исторической науке, по-своему видевших исторический путь России и мира, прекращение реабилитации жертв сталинских репрессий.

Расхождение между провозглашенными общественно-политическими принципами и реальной жизнью. Нарастание социальной апатии. Реальное противостояние двух культур в обществе: с одной стороны - культуры официально-догматической, с другой стороны - культуры гуманистической, которая принимала участие в формировании сознания многих людей.

Противостояние застою. Зарождение пассивной, а затем и активной оппозиции власти. Общественный протест в среде интеллигенции. Противостояние официальной идеологии. Представители "деревенской прозы". "Магнитофонная революция". Судьбы научной и творческой интеллигенции. Вынужденный отъезд и насильственное выдворение из СССР деятелей литературы и искусства. Возникновение и развитие наиболее радикальных форм массового общественного протеста - диссидентского (от лат. dissidentis- несогласный) и правозащитного движения. Арест группы писателей и суд над ними. Создание первой в СССР открытой общественной ассоциации - Комитета прав человека в СССР. Признанный духовный лидер правозащитного движения - А.Д.Сахаров. Создание группы содействия выполнению Хельсинских соглашений в СССР. Арест и ссылка почти всех лидеров и активных участников правозащитного движения, национальных и религиозных организаций. Инакомыслие в армии. Раскрытие и разгром созданного офицерами Балтийского флота подпольного "Союза борьбы за демократические права". Расстрел В.Саблина - капитана З-го ранга, замполита большого противолодочного корабля "Сторожевой" (также с Балтийского флота), выступившего против режима.

Роль политической оппозиции, ростков "антисистемы" в размораживании сознания многих людей. Развитие тоталитарной системы вело к углублению противоречий между властью и обществом.

Характер перемен в духовной жизни. Со второй половины 1980-х гг. коммунистическая идеология, составлявшая прежде основу мировоззрения большинства членов советского общества, вступила в полосу серьезного кризиса. Официальные идеологи не могли объяснить процессы и явления, происходившие в мире.
"Революция сверху", начавшаяся в России с 1991 г., сопровождалась отказом от многих традиционных и заимствованием западных духовных ценностей. Изменились общественные ожидания. Если до "перестройки" большинство населения все же верило официальной пропаганде и идее построения коммунизма, то потом эта вера сменилась ожиданием построения обещанного новыми властями "народного капитализма". По мере неудач в экономической политике и нарастания проблем в межнациональных отношениях настроения стали вновь меняться: постепенно возвращался интерес к отечественной культуре, традиционным духовным ценностям, старым фильмам, песням, народным традициям.
Одной из главных черт духовной жизни общества в 90-е гг. стал идейный плюрализм. Были сняты запреты и ограничения на все идейные учения (кроме тех, что призывали к насилию и национальной вражде).
Однако перемены, происшедшие в духовной жизни общества, носят крайне противоречивый характер. Далеко не каждый человек сумел найти свой нравственный идеал. Не всем доступны достижения культуры (за исключением, пожалуй, телепрограмм). Отсутствие нравственных основ, неблагополучное материальное положение людей становятся почвой для духовного растления и роста преступности.
Влияние религии и церкви на общественное сознание. Кризис коммунистической идеологии вызвал бурный всплеск религиозных настроений в обществе. По данным социологических исследований, к середине 90-х гг. до 34% взрослого населения страны считали себя верующими, а еще 35% колебались между верой и неверием.
Заметно вырос международный авторитет Русской Православной Церкви. Он особенно проявился в попытках мирного урегулирования внутриполитических и международных конфликтов. В дни октябрьских событий 1993 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II прервал поездку по Северной Америке и вернулся в Москву, где попытался примирить враждующие стороны. Церковь выступала участником всех крупнейших событий в России, способствуя своим авторитетом объединению общества.
По всей стране развернулось восстановление и строительство храмов, мечетей, синагог. Вновь спросом стала пользоваться церковная литература, которая теперь издается свободно и большими тиражами. Возродились массовые паломничества православных христиан в Иерусалим, мусульман - в Мекку.
Вместе с тем распад СССР повлек за собой тяжелые последствия и для церкви. На Украине митрополит Русской Православной Церкви Филарет объявил о создании Украинской православной церкви и провозгласил себя ее патриархом; произошел церковный раскол среди верующих. Приходы Русской Православной Церкви были лишены принадлежавшей ей собственности не только на Украине, но и в республиках Прибалтики.
Демократизация политической и духовной жизни Россию привела к экспансии самых разных религиозных сект и течений, в том числе и радикальных. В этих условиях традиционным религиозным конфессиям впервые пришлось заботиться о сохранении своих позиций в борьбе за умы верующих.

Читайте также: