Человек в исламе кратко и понятно

Обновлено: 04.07.2024

Глубокая внутренняя целостность человеколюбивой мусульманской веры во Всевышнего Аллаха постигается из строк Слова Божьего – Корана, где говорится, что предназначение мусульманина в том, чтобы каждый из нас всей душой и сердцем чтил и любил Аллаха, любил и уважал все Его творения и прежде всего человека.

Из сгустка человек был сотворён.

Аллаха он созданье и творенье.

Из поколенья в поколенье он рождён,

От матери по Божьему веленью.

Аллах нас учит управлять судьбой,

В любви к Нему пред небом признаваясь,

Мы очищаемся и телом, и душой,

В намазах ежедневно поклоняясь.

Мы в бренный мир вступаем налегке

Аллахом путь по жизни нам предписан.

Не заберём мы ничего с собой в суме,

Когда удел земной нам будет списан.

Должны мы жить, как нам велит Аллах.

Коран читать и знать о Шариате.

Пять раз молиться в день, как завещал Расулюллах.

Блюсти, вести себя, как сказано в аятах.

В Аллаха верить, знать про Судный день.

Бояться делать грех и совершать харамы.

Быть мусульманином среди других людей

И жить с ихсаном в сердце и с иманом.

Человек является самым прекрасным из всех существ, так как Всевышний Аллах наделил его многими качествами, которые позволяют человеку превосходить другие создания.

Человек, как высшее творение Всевышнего Аллаха, создан Им в самом совершенном виде и наделён самыми прекрасными качествами. Разве можно сравнить человека с кем-то или с чем-то из всего того, что создано Аллахом? Человек по своей сути уникален и бесподобен.

Человек как физически, так и духовно является совершенным созданием. Человек смертен, но в то же время он бессмертен до того мгновения, пока не наступит по воле Всевышнего конец срока его пребывания на этой земле до его воскрешения для жизни иной.

Поэтому, живя, человек должен воспринимать те понятия, которые кажутся ему истинными, остальное пусть проходит мимо него.

Человек – создание Творения Всевышнего Аллаха. В нём соединяются все силы природы. Ни один человек внешне не похож на другого человека иной расы, но ум, физиологическое строение и вера в Единого Бога объединяет людей и делает их похожими друг на друга.

Всевышний Аллах дал человеку всё для его счастливой жизни на земле. Так, в физиологическом плане человек наделён телом, в интеллектуальном плане – разумом и мышлением; в духовном – верой в Единого Бога. И нужно ли после этого человеку печалиться и подвергать себя искушениям? Ведь рядом с человеком всегда находиться Тот, Кто постоянно заботится о нас и помогает нам найти выход даже из самого трудного положения. Есть Тот, Кто обещал нам лёгкость после тягости и для Которого нет ничего невозможного.

Нам многое дано в этой жизни Создателем, и прежде всего дарована сама жизнь, дарованы знания, разум, слух, зрение, умение говорить и слышать, добывать себе пропитание, растить детей, общаться с родными и близкими и другими людьми. Все материальные блага ничего не стоят по сравнению с теми благами, которыми одаривает нас Всевышний Аллах в этой жизни, и теми, что ожидают верующих в жизни иной.

Знает ли человек, что нужно ему для жизни и для счастья? Прежде всего – покаяние и благодарение Всевышнего Аллаха, совершение своевременного намаза и благих дел. Надо жить сегодняшним днём, потому что вчера ушло в прошлое, завтра ещё не наступило и человек всегда отвечает только за дела настоящего времени, совершаемые в течение суток.

Человеку нужно жить в настоящем времени, хорошо работать, совершать добрые дела и желать обрести счастье в обоих мирах, которое приходит лишь с дозволения Всевышнего Аллаха.

Рай и Ад для каждого и в груди и под ногами. Счастье и несчастье человека от него самого и в нём самом. Но только тот по-настоящему счастлив, кто живёт руководствуясь Кораном, смотрит на жизнь позитивно, полагаясь на волю Всевышнего Создателя, Который оберегает человека, защищает его, ведёт прямым путём, прощает и помогает верующему в Него, любит и желает счастья в обоих мирах!

О Аллах, даруй нам Свою милость и счастье в обоих мирах!

Речь у нас пойдет в основ­ном о кора­ни­че­ской антро­по­ло­гии. Рас­ска­зы­вая о ней, я буду обра­щаться к ново­за­вет­ным пред­став­ле­ниям о чело­веке прежде всего для того, чтобы более точно опи­сать неко­то­рые спе­ци­фи­че­ские, совер­шенно осо­бен­ные моменты, черты в мусуль­ман­ском пони­ма­нии при­роды чело­века. Хотел бы сразу под­черк­нуть, что в своей статье я не пре­сле­дую ника­ких апо­ло­ге­ти­че­ских целей, а рас­смат­ри­ваю про­блему с пози­ций срав­ни­тель­ного рели­гио­ве­де­ния.

По своему опыту восто­ко­веда, изу­ча­ю­щего исто­рию ислама, я знаю, что боль­шин­ство из нас имеет об этой рели­гии весьма смут­ные пред­став­ле­ния. Поэтому поз­волю себе сде­лать несколько заме­ча­ний отно­си­тельно того, что же это за рели­гия – ислам и как при­вер­женцы этой рели­гии – мусуль­мане – пони­мают Коран, при­роду Корана.

Другое, менее извест­ное опре­де­ле­ние дал извест­ный фран­цуз­ский исла­мо­вед Луи Мас­си­ньон 1. На первый взгляд оно кажется пара­док­саль­ным: ислам – это эга­ли­тар­ная свет­ская тео­кра­тия. Эга­ли­тар­ная, потому что все мусуль­мане равны перед боже­ствен­ным зако­ном. Свет­ская, потому что в исламе нет церкви, нет духо­вен­ства, т.е. людей, через таин­ство наде­лен­ных осо­быми, пре­вос­хо­дя­щими чело­ве­че­ские воз­мож­но­сти пол­но­мо­чи­ями. Ислам, точнее, сун­нит­ский 2 ислам не при­знает ника­кого посред­ника между Богом и чело­ве­ком. Имам или мулла в исламе – это лишь пред­сто­я­тель на молитве, им может быть любой член мусуль­ман­ской общины, зна­ю­щий Коран. Нако­нец, тео­кра­тия в том смысле, что вер­хов­ная власть в исламе при­над­ле­жит исклю­чи­тельно Богу, Его закону.

Ислам, наряду с иуда­из­мом и хри­сти­ан­ством, рели­гия теи­сти­че­ская, т.е. исхо­дя­щая из пони­ма­ния Абсо­люта как бес­ко­неч­ного лич­ност­ного начала, транс­цен­дент­ного миру; сотво­рив­шего мир в сво­бод­ном акте воли и затем сво­бодно им рас­по­ря­жа­ю­ще­гося. Проще говоря, рели­гия, испо­ве­ду­ю­щая веру в еди­ного Бога, творца и про­мыс­ли­теля. В то же время ислам прин­ци­пи­ально рас­хо­дится с хри­сти­ан­ством в пони­ма­нии при­роды Бога. Ислам не при­ем­лет хри­сти­ан­ского пони­ма­ния Бога как три­един­ства, Троицы, считая это уступ­кой мно­го­бо­жию, и утвер­ждает веру в еди­ного и един­ствен­ного Бога, Бога моно­лита (самад). Более того, ислам утвер­ждает ради­каль­ную недо­ступ­ность Бога для чело­века, кото­рая исклю­чает как воз­мож­ность Бого­во­пло­ще­ния, так и воз­мож­ность сооб­ще­ния бла­го­дати через таин­ства. Соб­ственно, в исламе и нет поня­тия таин­ство, есть поня­тие тайна, сокры­тое. Коран пред­пи­сы­вает мусуль­ма­нам верить в тайну Бога.

Говоря о кора­ни­че­ской антро­по­ло­гии, сле­дует иметь в виду, что речь идет не о каком-то систе­ма­ти­че­ском учении о чело­веке. Такого учения в Коране нет, и это есте­ственно, поскольку мы имеем дело с книгой не фило­соф­ской или бого­слов­ской, а рели­ги­озно-зако­но­да­тель­ной. Ее цель – отве­тить не на вопрос, что есть чело­век, а на вопрос, что должен и чего не должен делать чело­век, что есть для него добро и что есть зло, какова его цель в этой жизни. Соб­ственно, как и любая другая рели­ги­озно-зако­но­да­тель­ная книга. Коран – это руко­вод­ство к дей­ствию для чело­века от его рож­де­ния до его смерти, для чело­ве­че­ства – от сотво­ре­ния до Суд­ного дня.

Кора­ни­че­ская антро­по­ло­гия раз­во­ра­чи­ва­ется в трех основ­ных планах: как должен стро­ить чело­век свои отно­ше­ния с Богом, как он должен раз­ли­чать добро и зло и, нако­нец, как он может обре­сти спа­се­ние.

Согласно Корану, чело­век – тво­ре­ние Бога, тво­ре­ние избран­ное, намест­ник (халифа) Бога на земле. Но именно как тво­ре­ние он зави­сим от Бога, зави­сим прежде всего в силу двой­ной сла­бо­сти своей при­роды: онто­ло­ги­че­ской (чело­век смер­тен) и нрав­ствен­ной (чело­век гре­хо­вен). На этом уровне опи­са­ния сход­ство трех моно­те­и­сти­че­ских рели­гий несо­мненно. Однако в акцен­ти­ров­ках ста­туса чело­века перед лицом Бога суще­ствуют зна­чи­тель­ные рас­хож­де­ния.

Итак, Бог – един­ствен­ная онто­ло­ги­че­ская реаль­ность. Этот онто­ло­ги­че­ский ниги­лизм по отно­ше­нию к твар­ному миру (я отнюдь не вкла­ды­ваю в это опре­де­ле­ние какого-либо нега­тив­ного содер­жа­ния) отчет­ливо про­сле­жи­ва­ется и в мусуль­ман­ских пред­став­ле­ниях о равен­стве, грехе и спа­се­нии.

Идея равен­ства всех людей перед Богом импли­цитно содер­жится как в ново­за­вет­ном, так и в кора­ни­че­ском веро­уче­ниях. Однако осно­ва­ния этой идеи раз­личны. В хри­сти­ан­стве эта идея имеет прежде всего онто­ло­ги­че­ское обос­но­ва­ние. Оно заклю­ча­ется в един­стве чело­ве­че­ской при­роды, создан­ной Богом по Своему образу и подо­бию, при­роды разум­ной, сво­бод­ной и пред­на­зна­чен­ной через бла­го­дать к сверх­при­род­ной цели. Чело­ве­че­ский род нерас­тор­жимо связан един­ством своей при­роды и таин­ством искуп­ле­ния, кото­рые делают людей сопри­част­ными Богу и уже в силу этого рав­но­прав­ными.

Иное дело в исламе, где идея равен­ства имеет скорее не онто­ло­ги­че­ские, а юри­ди­че­ские осно­ва­ния. Все веру­ю­щие в еди­ного Бога, будь то халиф или абис­син­ский раб, равны перед боже­ствен­ным зако­ном и через испол­не­ние этого закона пред­на­зна­чены к той же сверх­при­род­ной цели. В Новом Завете утвер­жда­ется без­услов­ный при­о­ри­тет бла­го­дати перед зако­ном. Напри­мер, в Посла­нии к Рим­ля­нам: « Ибо вы не под зако­ном, а под бла­го­да­тью « ( Рим. 6:14 ). В исламе же Коран как бого­от­кро­вен­ный закон – само­до­ста­точ­ное руко­вод­ство для веру­ю­щих.

Кора­ни­че­ская кон­цеп­ция греха также во многом отлична от ново­за­вет­ной. В Коране нет поня­тия пер­во­род­ного греха. Грех Адама, вку­сив­шего от древа веч­но­сти (не от древа позна­ния добра и зла, как в Книге Бытия; в Коране речь идет либо просто о дереве, либо о дереве веч­но­сти) есть акт его лич­ного непо­слу­ша­ния Богу. Он не имел послед­ствий для всего чело­ве­че­ства. И многие совре­мен­ные мусуль­ман­ские авторы утвер­ждают, что грех Адама не имел насле­ду­е­мого ста­туса. Этот грех не нанес чело­веку непо­пра­ви­мого ущерба. Извест­ная еван­гель­ская мак­сима гласит: « Никто не благ, как только один Бог « ( Мф. 19:17 ). Из Корана же сле­дует, что чело­век не столько гре­хо­вен, сколько слаб и нуж­да­ется не в искуп­ле­нии, а в руко­вод­стве, без кото­рого он неми­ну­емо впа­дает в заблуж­де­ние.

Кон­цеп­ция нрав­ствен­ной при­роды греха опре­де­ляет и осо­бен­но­сти кора­ни­че­ского учения о спа­се­нии, кото­рое в общих чертах выгля­дит сле­ду­ю­щим обра­зом. Чело­век по своей при­роде рож­да­ется добрым и веру­ю­щим, но нрав­ственно нестой­ким. Его соб­ствен­ных сил не хва­тает для того, чтобы быть пра­вед­ным, но недо­стает ему для этого только мораль­ных сил. Обре­сти эти силы чело­век может, при­емля боже­ствен­ное руко­вод­ство. Именно поэтому Бог по Своему мило­сер­дию пери­о­ди­че­ски посы­лал людям Своего про­рока или послан­ника 10 с тем, чтобы они напо­ми­нали людям, что они должны делать для своего спа­се­ния. Соб­ственно, каждый новый пророк, вклю­чая и послед­него – Мухам­мада – с боль­шей или мень­шей сте­пе­нью пол­ноты сооб­щал, а точнее, напо­ми­нал слабым и забыв­чи­вым людям одно и то же. Бог создал чело­века в таком виде, в каком поже­лал. Как тво­ре­ние Божие, тем более тво­ре­ние избран­ное, намест­ник Бога на земле, кото­рому даже ангелы должны были покло­ниться, чело­век изна­чально не может быть плох. Но именно как тво­ре­ние, бес­ко­нечно далеко отсто­я­щее от своего Творца и ни в коем случае с Ним не срав­ни­мое, чело­век неиз­бежно должен быть слаб и неустой­чив. Поэтому он нуж­да­ется в посто­ян­ном руко­вод­стве Бога. Первый чело­век Адам был и первым послан­ни­ком, т. е. тем, кому Бог дал свое руко­вод­ство.

Другой пример – культ святых, кото­рый посте­пенно офор­мился в суфизме. Он чужд кора­ни­че­скому учению. Святые в исламе – это близ­кие Богу люди, кото­рые в какой-то мере наде­ля­лись ста­ту­сом посред­ни­ков между Богом и людьми.

При­ме­ча­ния:


Ислам: определение

Ислам — одна из мировых религий, которые придерживаются монотеизма, то есть веры в одного Бога. Как и для христиан, ислам для его приверженцев — это гораздо больше, чем религия. Ислам это:

  • Образ жизни;
  • Основа семейных и правовых отношений;
  • Свод традиций и обычаев.

Основные принципы, суть ислама

Ислам считается самой молодой из мировых религий. Он зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII в. в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основателем Ислама стал пророк Мухаммед (570-632 гг.). Он создал общину, которая легла в основу государственного устройства – Арабского халифата.

Согласно Исламу, Аллах передал Мухаммеду через ангела Коран, который стал священным писанием для мусульман.

Священная книга мусульман — Коран состоит из 114 глав (сур). Суры называются по принципу самой яркой фразы из главы, ставшей афоризмом или главной темы суры.

Ислам

Еще один источник вероучения — Сунна – рассказы о жизни Мухаммеда и его высказывания в виде хадисов (сказаний).

Главные предметы веры в Исламе:

  • Вера во Всевышнего
  • Вера в ангелов Всевышнего
  • Вера в Писание Всевышнего
  • Вера в Пророков и Посланников Всевышнего
  • Вера в предопределение Всевышнего
  • Вера в жизнь после смерти

Мировая религия Ислам

Течения ислама

Ислам делится на два основных течения:

Подавляющее большинство мусульман — Сунниты. Сунниты придерживаются принятого ими свода хадисов, религиозной практики и правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях, называя этот свод сунной. Это не просто обычай, а жизненный принцип, на основании которого строится вся жизнь человека, который исповедует Ислам.

Шииты в свою очередь считают, что власть в общине должна принадлежать только потомкам пророка Мухаммеда (то есть детям Фатимы, его дочери, и Али, его двоюродного брата), а не тем, кого выбирают, как это происходит у Суннитов. Они не принимают сунну безоговорочно и дополняют ее наставлениями имамов, которых считают посредниками между человеком и Аллахом.

Ислам и православие

Здание для коллективных молитв мусульман называется мечетью; флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты. Согласно шариату, для мусульманской молитвы, в том числе и коллективной, может использоваться любое помещение, кроме бань и туалетов. В христианстве храм — центр богослужения, там совершаются Таинства, религиозные браки. Ритуалы бракосочетания и похорон традиционно в Исламе совершаются вне мечети.

Ислам и православие

Богословие Корана также значительно отличается от Библейского.

Согласно учению Ислама душа умершего существует в трупе, где грешников мучают ангелы, а праведники пребывают в покое.

Диалог между Исламом и православием возможен, но, миссионерствуя важно не забывать, что Господь никого не призывал принимать Свою сторону насилием или яростными спорами и, кроме дара убеждения и примера праведной достойной жизни, молитв у нас нет другого оружия.


Ислам – религия, гарантирующая права каждого. Стоит подчеркнуть, что в большинстве своем права человека в Исламе не только признаются, но и гарантируются. Жизнь и имущество граждан, в независимости от каких бы то ни было различий, неприкосновенны и запретны для посягательства с чьей-либо стороны, в том числе — и со стороны власти.

Ислам стоит на защите чести и достоинства каждого человека посредством запрета проклятий, ругательств и насмешек над другими. Также в Исламе осуждаются подозрительность, греховные мысли, клевета и шпионство — они считаются поступками, направленными на разложение нравственности всего общества.

В Исламе нет места расизму. В Священном Коране Аллах говорит о равенстве всех людей:

Сотворение человека в Исламе

Сотворение человека в Исламе, как и сотворение всего живого и неживого, это великая милость Всевышнего. Аллах создал и соразмерил мироздание, сотворил человека и наделил его разумом. Великий сотворил человека законченным и сделал его самостоятельным существом. О Своем намерении он сообщил Ангелам:

Так рух оживил все органы, а Создатель соединил вместе кости, мясо и кровеносные сосуды Адама (Мир Ему) в прекрасном человеческом облике.

Нарядив в роскошные одежды, Творец ввел Адама (Мир Ему) в Рай, сделав его первым человеком и праотцом всего человеческого рода. Из Адама была сотворена и жена его Хавва.

Согласно теории происхождения человека в Исламе, он не эволюционировал, как это утверждают сторонники Дарвина. Напротив, человек был создан совершенным, ростом в 60 локтей, а затем начал уменьшаться в размерах.

Идеал человека в Исламе

Верующий человек в Исламе должен стремиться к идеалу, постоянно очищаясь, развиваясь духовно, физически и нравственно. Истинный мусульманин должен воздерживаться от поступков, которые способны уничтожить и развратить его личность. Даже в минуты, свободные от религиозных обрядов, приверженцы Ислама должны избегать всего, что может нанести ущерб телу и душе: к примеру, дурной пищи, напитков (особенно алкоголя), табака, азартных игр и вредных привычек.

Идеальный человек в Исламе должен соблюдать правила жизни, угодные Всевышнему Создателю. Вот основные нормы нравственности, которые надлежит исполнять праведному мусульманину:

  • ас-сидк (аль-ихлас, вера);
  • аль-амана (верность);
  • адаб аль-хадис (тактичность);
  • аль-кувва (сила – как физическая, так и нравственная);
  • аль-хильм (сострадание);
  • аль-хайя (скромность);
  • аль-ильм (стремление к знаниям);
  • аль-джуд валь-карам (щедрость);
  • ас-сабр (терпение);
  • ан-назафа ваттаджммуль (чистоплотность) и т. д.

Об образе идеального человека в Исламе, а также о каждом из перечисленных достоинств говорится в Коране и Сунне – напрямую или с помощью притч и изречений пророков.

Читайте также: