Человек в исламе кратко и понятно
Обновлено: 04.07.2024
Глубокая внутренняя целостность человеколюбивой мусульманской веры во Всевышнего Аллаха постигается из строк Слова Божьего – Корана, где говорится, что предназначение мусульманина в том, чтобы каждый из нас всей душой и сердцем чтил и любил Аллаха, любил и уважал все Его творения и прежде всего человека.
Из сгустка человек был сотворён.
Аллаха он созданье и творенье.
Из поколенья в поколенье он рождён,
От матери по Божьему веленью.
Аллах нас учит управлять судьбой,
В любви к Нему пред небом признаваясь,
Мы очищаемся и телом, и душой,
В намазах ежедневно поклоняясь.
Мы в бренный мир вступаем налегке
Аллахом путь по жизни нам предписан.
Не заберём мы ничего с собой в суме,
Когда удел земной нам будет списан.
Должны мы жить, как нам велит Аллах.
Коран читать и знать о Шариате.
Пять раз молиться в день, как завещал Расулюллах.
Блюсти, вести себя, как сказано в аятах.
В Аллаха верить, знать про Судный день.
Бояться делать грех и совершать харамы.
Быть мусульманином среди других людей
И жить с ихсаном в сердце и с иманом.
Человек является самым прекрасным из всех существ, так как Всевышний Аллах наделил его многими качествами, которые позволяют человеку превосходить другие создания.
Человек, как высшее творение Всевышнего Аллаха, создан Им в самом совершенном виде и наделён самыми прекрасными качествами. Разве можно сравнить человека с кем-то или с чем-то из всего того, что создано Аллахом? Человек по своей сути уникален и бесподобен.
Человек как физически, так и духовно является совершенным созданием. Человек смертен, но в то же время он бессмертен до того мгновения, пока не наступит по воле Всевышнего конец срока его пребывания на этой земле до его воскрешения для жизни иной.
Поэтому, живя, человек должен воспринимать те понятия, которые кажутся ему истинными, остальное пусть проходит мимо него.
Человек – создание Творения Всевышнего Аллаха. В нём соединяются все силы природы. Ни один человек внешне не похож на другого человека иной расы, но ум, физиологическое строение и вера в Единого Бога объединяет людей и делает их похожими друг на друга.
Всевышний Аллах дал человеку всё для его счастливой жизни на земле. Так, в физиологическом плане человек наделён телом, в интеллектуальном плане – разумом и мышлением; в духовном – верой в Единого Бога. И нужно ли после этого человеку печалиться и подвергать себя искушениям? Ведь рядом с человеком всегда находиться Тот, Кто постоянно заботится о нас и помогает нам найти выход даже из самого трудного положения. Есть Тот, Кто обещал нам лёгкость после тягости и для Которого нет ничего невозможного.
Нам многое дано в этой жизни Создателем, и прежде всего дарована сама жизнь, дарованы знания, разум, слух, зрение, умение говорить и слышать, добывать себе пропитание, растить детей, общаться с родными и близкими и другими людьми. Все материальные блага ничего не стоят по сравнению с теми благами, которыми одаривает нас Всевышний Аллах в этой жизни, и теми, что ожидают верующих в жизни иной.
Знает ли человек, что нужно ему для жизни и для счастья? Прежде всего – покаяние и благодарение Всевышнего Аллаха, совершение своевременного намаза и благих дел. Надо жить сегодняшним днём, потому что вчера ушло в прошлое, завтра ещё не наступило и человек всегда отвечает только за дела настоящего времени, совершаемые в течение суток.
Человеку нужно жить в настоящем времени, хорошо работать, совершать добрые дела и желать обрести счастье в обоих мирах, которое приходит лишь с дозволения Всевышнего Аллаха.
Рай и Ад для каждого и в груди и под ногами. Счастье и несчастье человека от него самого и в нём самом. Но только тот по-настоящему счастлив, кто живёт руководствуясь Кораном, смотрит на жизнь позитивно, полагаясь на волю Всевышнего Создателя, Который оберегает человека, защищает его, ведёт прямым путём, прощает и помогает верующему в Него, любит и желает счастья в обоих мирах!
О Аллах, даруй нам Свою милость и счастье в обоих мирах!
Речь у нас пойдет в основном о коранической антропологии. Рассказывая о ней, я буду обращаться к новозаветным представлениям о человеке прежде всего для того, чтобы более точно описать некоторые специфические, совершенно особенные моменты, черты в мусульманском понимании природы человека. Хотел бы сразу подчеркнуть, что в своей статье я не преследую никаких апологетических целей, а рассматриваю проблему с позиций сравнительного религиоведения.
По своему опыту востоковеда, изучающего историю ислама, я знаю, что большинство из нас имеет об этой религии весьма смутные представления. Поэтому позволю себе сделать несколько замечаний относительно того, что же это за религия – ислам и как приверженцы этой религии – мусульмане – понимают Коран, природу Корана.
Другое, менее известное определение дал известный французский исламовед Луи Массиньон 1. На первый взгляд оно кажется парадоксальным: ислам – это эгалитарная светская теократия. Эгалитарная, потому что все мусульмане равны перед божественным законом. Светская, потому что в исламе нет церкви, нет духовенства, т.е. людей, через таинство наделенных особыми, превосходящими человеческие возможности полномочиями. Ислам, точнее, суннитский 2 ислам не признает никакого посредника между Богом и человеком. Имам или мулла в исламе – это лишь предстоятель на молитве, им может быть любой член мусульманской общины, знающий Коран. Наконец, теократия в том смысле, что верховная власть в исламе принадлежит исключительно Богу, Его закону.
Ислам, наряду с иудаизмом и христианством, религия теистическая, т.е. исходящая из понимания Абсолюта как бесконечного личностного начала, трансцендентного миру; сотворившего мир в свободном акте воли и затем свободно им распоряжающегося. Проще говоря, религия, исповедующая веру в единого Бога, творца и промыслителя. В то же время ислам принципиально расходится с христианством в понимании природы Бога. Ислам не приемлет христианского понимания Бога как триединства, Троицы, считая это уступкой многобожию, и утверждает веру в единого и единственного Бога, Бога монолита (самад). Более того, ислам утверждает радикальную недоступность Бога для человека, которая исключает как возможность Боговоплощения, так и возможность сообщения благодати через таинства. Собственно, в исламе и нет понятия таинство, есть понятие тайна, сокрытое. Коран предписывает мусульманам верить в тайну Бога.
Говоря о коранической антропологии, следует иметь в виду, что речь идет не о каком-то систематическом учении о человеке. Такого учения в Коране нет, и это естественно, поскольку мы имеем дело с книгой не философской или богословской, а религиозно-законодательной. Ее цель – ответить не на вопрос, что есть человек, а на вопрос, что должен и чего не должен делать человек, что есть для него добро и что есть зло, какова его цель в этой жизни. Собственно, как и любая другая религиозно-законодательная книга. Коран – это руководство к действию для человека от его рождения до его смерти, для человечества – от сотворения до Судного дня.
Кораническая антропология разворачивается в трех основных планах: как должен строить человек свои отношения с Богом, как он должен различать добро и зло и, наконец, как он может обрести спасение.
Согласно Корану, человек – творение Бога, творение избранное, наместник (халифа) Бога на земле. Но именно как творение он зависим от Бога, зависим прежде всего в силу двойной слабости своей природы: онтологической (человек смертен) и нравственной (человек греховен). На этом уровне описания сходство трех монотеистических религий несомненно. Однако в акцентировках статуса человека перед лицом Бога существуют значительные расхождения.
Итак, Бог – единственная онтологическая реальность. Этот онтологический нигилизм по отношению к тварному миру (я отнюдь не вкладываю в это определение какого-либо негативного содержания) отчетливо прослеживается и в мусульманских представлениях о равенстве, грехе и спасении.
Идея равенства всех людей перед Богом имплицитно содержится как в новозаветном, так и в кораническом вероучениях. Однако основания этой идеи различны. В христианстве эта идея имеет прежде всего онтологическое обоснование. Оно заключается в единстве человеческой природы, созданной Богом по Своему образу и подобию, природы разумной, свободной и предназначенной через благодать к сверхприродной цели. Человеческий род нерасторжимо связан единством своей природы и таинством искупления, которые делают людей сопричастными Богу и уже в силу этого равноправными.
Иное дело в исламе, где идея равенства имеет скорее не онтологические, а юридические основания. Все верующие в единого Бога, будь то халиф или абиссинский раб, равны перед божественным законом и через исполнение этого закона предназначены к той же сверхприродной цели. В Новом Завете утверждается безусловный приоритет благодати перед законом. Например, в Послании к Римлянам: « Ибо вы не под законом, а под благодатью « ( Рим. 6:14 ). В исламе же Коран как богооткровенный закон – самодостаточное руководство для верующих.
Кораническая концепция греха также во многом отлична от новозаветной. В Коране нет понятия первородного греха. Грех Адама, вкусившего от древа вечности (не от древа познания добра и зла, как в Книге Бытия; в Коране речь идет либо просто о дереве, либо о дереве вечности) есть акт его личного непослушания Богу. Он не имел последствий для всего человечества. И многие современные мусульманские авторы утверждают, что грех Адама не имел наследуемого статуса. Этот грех не нанес человеку непоправимого ущерба. Известная евангельская максима гласит: « Никто не благ, как только один Бог « ( Мф. 19:17 ). Из Корана же следует, что человек не столько греховен, сколько слаб и нуждается не в искуплении, а в руководстве, без которого он неминуемо впадает в заблуждение.
Концепция нравственной природы греха определяет и особенности коранического учения о спасении, которое в общих чертах выглядит следующим образом. Человек по своей природе рождается добрым и верующим, но нравственно нестойким. Его собственных сил не хватает для того, чтобы быть праведным, но недостает ему для этого только моральных сил. Обрести эти силы человек может, приемля божественное руководство. Именно поэтому Бог по Своему милосердию периодически посылал людям Своего пророка или посланника 10 с тем, чтобы они напоминали людям, что они должны делать для своего спасения. Собственно, каждый новый пророк, включая и последнего – Мухаммада – с большей или меньшей степенью полноты сообщал, а точнее, напоминал слабым и забывчивым людям одно и то же. Бог создал человека в таком виде, в каком пожелал. Как творение Божие, тем более творение избранное, наместник Бога на земле, которому даже ангелы должны были поклониться, человек изначально не может быть плох. Но именно как творение, бесконечно далеко отстоящее от своего Творца и ни в коем случае с Ним не сравнимое, человек неизбежно должен быть слаб и неустойчив. Поэтому он нуждается в постоянном руководстве Бога. Первый человек Адам был и первым посланником, т. е. тем, кому Бог дал свое руководство.
Другой пример – культ святых, который постепенно оформился в суфизме. Он чужд кораническому учению. Святые в исламе – это близкие Богу люди, которые в какой-то мере наделялись статусом посредников между Богом и людьми.
Примечания:
Ислам: определение
Ислам — одна из мировых религий, которые придерживаются монотеизма, то есть веры в одного Бога. Как и для христиан, ислам для его приверженцев — это гораздо больше, чем религия. Ислам это:
- Образ жизни;
- Основа семейных и правовых отношений;
- Свод традиций и обычаев.
Основные принципы, суть ислама
Ислам считается самой молодой из мировых религий. Он зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII в. в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основателем Ислама стал пророк Мухаммед (570-632 гг.). Он создал общину, которая легла в основу государственного устройства – Арабского халифата.
Согласно Исламу, Аллах передал Мухаммеду через ангела Коран, который стал священным писанием для мусульман.
Священная книга мусульман — Коран состоит из 114 глав (сур). Суры называются по принципу самой яркой фразы из главы, ставшей афоризмом или главной темы суры.
Еще один источник вероучения — Сунна – рассказы о жизни Мухаммеда и его высказывания в виде хадисов (сказаний).
Главные предметы веры в Исламе:
- Вера во Всевышнего
- Вера в ангелов Всевышнего
- Вера в Писание Всевышнего
- Вера в Пророков и Посланников Всевышнего
- Вера в предопределение Всевышнего
- Вера в жизнь после смерти
Течения ислама
Ислам делится на два основных течения:
Подавляющее большинство мусульман — Сунниты. Сунниты придерживаются принятого ими свода хадисов, религиозной практики и правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях, называя этот свод сунной. Это не просто обычай, а жизненный принцип, на основании которого строится вся жизнь человека, который исповедует Ислам.
Шииты в свою очередь считают, что власть в общине должна принадлежать только потомкам пророка Мухаммеда (то есть детям Фатимы, его дочери, и Али, его двоюродного брата), а не тем, кого выбирают, как это происходит у Суннитов. Они не принимают сунну безоговорочно и дополняют ее наставлениями имамов, которых считают посредниками между человеком и Аллахом.
Ислам и православие
Здание для коллективных молитв мусульман называется мечетью; флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты. Согласно шариату, для мусульманской молитвы, в том числе и коллективной, может использоваться любое помещение, кроме бань и туалетов. В христианстве храм — центр богослужения, там совершаются Таинства, религиозные браки. Ритуалы бракосочетания и похорон традиционно в Исламе совершаются вне мечети.
Богословие Корана также значительно отличается от Библейского.
Согласно учению Ислама душа умершего существует в трупе, где грешников мучают ангелы, а праведники пребывают в покое.
Диалог между Исламом и православием возможен, но, миссионерствуя важно не забывать, что Господь никого не призывал принимать Свою сторону насилием или яростными спорами и, кроме дара убеждения и примера праведной достойной жизни, молитв у нас нет другого оружия.
Ислам – религия, гарантирующая права каждого. Стоит подчеркнуть, что в большинстве своем права человека в Исламе не только признаются, но и гарантируются. Жизнь и имущество граждан, в независимости от каких бы то ни было различий, неприкосновенны и запретны для посягательства с чьей-либо стороны, в том числе — и со стороны власти.
Ислам стоит на защите чести и достоинства каждого человека посредством запрета проклятий, ругательств и насмешек над другими. Также в Исламе осуждаются подозрительность, греховные мысли, клевета и шпионство — они считаются поступками, направленными на разложение нравственности всего общества.
В Исламе нет места расизму. В Священном Коране Аллах говорит о равенстве всех людей:
Сотворение человека в Исламе
Сотворение человека в Исламе, как и сотворение всего живого и неживого, это великая милость Всевышнего. Аллах создал и соразмерил мироздание, сотворил человека и наделил его разумом. Великий сотворил человека законченным и сделал его самостоятельным существом. О Своем намерении он сообщил Ангелам:
Так рух оживил все органы, а Создатель соединил вместе кости, мясо и кровеносные сосуды Адама (Мир Ему) в прекрасном человеческом облике.
Нарядив в роскошные одежды, Творец ввел Адама (Мир Ему) в Рай, сделав его первым человеком и праотцом всего человеческого рода. Из Адама была сотворена и жена его Хавва.
Согласно теории происхождения человека в Исламе, он не эволюционировал, как это утверждают сторонники Дарвина. Напротив, человек был создан совершенным, ростом в 60 локтей, а затем начал уменьшаться в размерах.
Идеал человека в Исламе
Верующий человек в Исламе должен стремиться к идеалу, постоянно очищаясь, развиваясь духовно, физически и нравственно. Истинный мусульманин должен воздерживаться от поступков, которые способны уничтожить и развратить его личность. Даже в минуты, свободные от религиозных обрядов, приверженцы Ислама должны избегать всего, что может нанести ущерб телу и душе: к примеру, дурной пищи, напитков (особенно алкоголя), табака, азартных игр и вредных привычек.
Идеальный человек в Исламе должен соблюдать правила жизни, угодные Всевышнему Создателю. Вот основные нормы нравственности, которые надлежит исполнять праведному мусульманину:
- ас-сидк (аль-ихлас, вера);
- аль-амана (верность);
- адаб аль-хадис (тактичность);
- аль-кувва (сила – как физическая, так и нравственная);
- аль-хильм (сострадание);
- аль-хайя (скромность);
- аль-ильм (стремление к знаниям);
- аль-джуд валь-карам (щедрость);
- ас-сабр (терпение);
- ан-назафа ваттаджммуль (чистоплотность) и т. д.
Об образе идеального человека в Исламе, а также о каждом из перечисленных достоинств говорится в Коране и Сунне – напрямую или с помощью притч и изречений пророков.
Читайте также: