Древняя русь 9 13 века кратко

Обновлено: 04.07.2024

Косяком древнерусского государства являлись восточнославянские племена. Изначально все славяне были единым народом и проживали в междуречье рек Висла – Одер – Днепр. Анты, венеды, склавины, ас-сакалиба – именно так именовали славян в древности соседние с ними народы, в частности греки, римляне и арабы. Но в V в н.э., в результате Великого переселения народов, славяне начали разделяться и в итоге образовались три их ветви:

  • Западные,
  • Южные
  • Восточные славяне.

Именно восточные славяне составили основу Древнерусского государства, возникшего в середине IX века н.э. Но восточные славяне также не были едины и подразделялись на множество племен: тиверцы, уличи, вятичи, радимичи, поляне, волыняне, древляне, дряговичи, словене ильменские, кривичи и др. Наиболее крупными и значимыми были два племени:

  • Словене ильменские с центром в Новгороде
  • Поляне с центром в Киеве.

Историю восточных славян до возникновения у них государства принято делить на два периода:

На первом этапе славяне жили в основном родовыми общинами, занимались примитивным земледелием и имели слабую социальную дифференциацию.

На втором этапе происходит переход от родовой общины к соседской, усложняется хозяйство, происходит расслоение общества на классы.

Характерной общей чертой обоих этапов является языческая религия славян. Древние славяне верили во многих духов и богов, таких как: Перун, Макошь, Мокошь, Ярило, Даждьбог, Велес, Хорос, Сварог и мн. др. Причем каждое племя почитало этих богов по-своему.

Возникновение государства у восточных славян

Рюрик правил с 862 по 879 гг. О его деятельности нам известно очень мало, ему подчинялась еще лишь небольшая часть восточнославянских племен.

Кроме того, Олег успешно воевал с Византией, и в 907 и 911 гг. заключил с ней выгодные для Руси торговые соглашения.

Следующим правителем уже именно киевской Руси стал подросший сын Рюрика Игорь (912-945). Так случилось, что все самое важное и интересное, связанное с правлением Игоря – это его смерть. Дело в том, что древнерусские князья регулярно собирали налог с покоренных племен – полюдье . В 945 г. дружинники Игоря убедили его собрать двойной налог с племени древлян, за что Игорь и был убит древлянами во главе с князем Малом в их городе Искоростень.

Первые внутриполитические реформы

После смерти Игоря на престол взошла княгиня Ольга – жена Игоря, правившая с 945 по 964 гг. Перед ней стояло несколько важнейших задач:

  • Отомстить древлянам за их дерзость, вернуть их под контроль Киева,
  • Реформировать налоговую систему Руси,
  • Повысить авторитет Руси на международной арене.

Для того, чтобы подобное больше не повторялось Ольга отменила полюдье и ввела вместо него уроки и погосты . Урок – это строго установленный размер дани. Погост – место сбора дани. Таким образом, налоговая система Руси была в значительной степени упорядочена и усовершенствована.

Для поднятия собственного авторитета и авторитета страны Ольга в 957 году приняла личное крещение и, таким образом, как бы стала равной византийским и европейским правителям, которые уже давно были христианами.

Так, время правление княгини Ольги – это время первых важнейших и ярких внутриполитических реформ. В этот период был сделан большой шаг в развитии государственности Киевской Руси.

Завершение формирования основ древнерусской государственности: крещение Руси

После смерти Святослава началась первая на Руси междоусобица, наиболее ярким и сильным князем которой был Ярополк . Междоусобица закончилась в 980 г., когда к власти пришел князь Владимир I Святославович , он же Владимир Святой, Красно Солнышко и т.п. (980 – 1015 гг.).

Свое правление Владимир начал с религиозной реформы: он попытался упорядочить языческие культы, создать единый пантеон богов во главе с Перуном. Но эта затея провалилась. Тогда, с целью укрепления единства страны, Владимир обратился к монотеистическим религиям. Считается, что принять православие по византийскому образцу Владимира вынудила необходимость креститься, чтобы жениться на византийской принцессе Анне, которая не могла выйти замуж за язычника.

Крещение Руси было, безусловно, самой важной реформой Владимира. Также, стоит отметить, что Владимир построил защитные сооружения на юге страны от новой угрозы – печенегов .

* * *

Так, к конце X века в целом сформировалось древнерусское государство с центром в Киеве. Во главе этого государства стоял князь, опиравшийся в своей власти на дружину. Княжеская дружина делилась на две большие части:

  • Старшая – они же бояре
  • Младшая – отроки.

Власть передавалась по лествичному праву – к старшему в княжеском роду. Но это правило часто не соблюдалось, из-за чего впоследствии стали обостряться междоусобицы.

В догосударственный период (VI – первая половина IX в.) восточные славяне заняли земли, на которых позднее возникло древнерусское государство. В ходе расселения у славян происходили важные социальные процессы: разложение первобытного строя, выделение военно-служилой знати (дружины) во главе с князем, появления городов. На Восточно-Европейской равнине расселились 12 племенных союзов (поляне, северяне, кривичи, ильменские словене, древляне, вятичи и др.).

Достоверные факторы и события этого периода скудны. У историков нет единого отношения к летописному сказанию о призвании ильменскими словенами и их соседями в 862 г. Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора. Общепринято, что в 882 г. Олег во главе большого отряда, в котором находился малолетний Игорь, якобы сын Рюрика, захватил Киев и сделал его центром объединенного государства.

Первый этап охватывает время от объединения Олегом Киева и Новгорода до крещения Руси в 988 г. Это дохристианское столетие русской государственности.

Второй этап охватывает время от крещения Руси до начала княжеских усобиц (70-е гг. XI в.). Это время могущества единого христианского государства. Расцвет древнерусской державы связан с правлением Владимира I и Ярослава Мудрого.

В середине XII в. на основе Киевской Руси сложилось 15 княжеств и земель, а в начале XIII в. – около 50. На смену Киеву выдвинулись три новых политических центра, к которым тяготели остальные русские земли. Это были Новгород (Новгородская республика), Суздаль (Северо-Восточная Русь), Галич (Юго-Западная Русь).

В XIII в. нашим предкам пришлось отражать натиск сильных и алчных соседей, угрожавших утрате государственности, захвату земель, потере православной веры. Порой речь шла о жизни или гибели Руси, ее народа. Самым страшным испытанием для русских земель стало монгольское нашествие.

В ту пору, когда на Русь обрушились монголы, Новгородской Руси пришлось отражать натиск европейского рыцарства и литовцев. Возглавил борьбу князь Александр Невский. В 1250-е гг. Александру Невскому пришлось налаживать непростые отношения с Ордой.

Частью истории народа является его культура. Древнерусская культура, формировавшаяся под мощным влиянием византийской культуры, за сравнительно короткий срок достигла высокого уровня, став важнейшей составной частью европейской средневековой культуры. Политическая раздробленность Руси не приостановила, а в большинстве русских земель ускорила развитие культуры. Ее расцвет был прерван монгольским нашествием.

Вопросы и задания

1. Когда и каким образом сформировалось государство Русь? Какую роль в этом процессе сыграли варяги?

2. Назовите первых Рюриковичей. Каково значение их деятельности?

3. Каковы причины и последствия принятия Русью христианства?

4. Охарактеризуйте основные государственно-политические институты и социальную структуру Киевской Руси.




5. Назовите общие и отличительные черты развития трех политических центров в XII – XIII вв.

6. Охарактеризуйте последствия монгольского нашествия на Русь.

7. В чем заключалось своеобразие древнерусской культуры? Назовите ее выдающиеся памятники.

В догосударственный период (VI – первая половина IX в.) восточные славяне заняли земли, на которых позднее возникло древнерусское государство. В ходе расселения у славян происходили важные социальные процессы: разложение первобытного строя, выделение военно-служилой знати (дружины) во главе с князем, появления городов. На Восточно-Европейской равнине расселились 12 племенных союзов (поляне, северяне, кривичи, ильменские словене, древляне, вятичи и др.).

Достоверные факторы и события этого периода скудны. У историков нет единого отношения к летописному сказанию о призвании ильменскими словенами и их соседями в 862 г. Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора. Общепринято, что в 882 г. Олег во главе большого отряда, в котором находился малолетний Игорь, якобы сын Рюрика, захватил Киев и сделал его центром объединенного государства.

Первый этап охватывает время от объединения Олегом Киева и Новгорода до крещения Руси в 988 г. Это дохристианское столетие русской государственности.

Второй этап охватывает время от крещения Руси до начала княжеских усобиц (70-е гг. XI в.). Это время могущества единого христианского государства. Расцвет древнерусской державы связан с правлением Владимира I и Ярослава Мудрого.

В середине XII в. на основе Киевской Руси сложилось 15 княжеств и земель, а в начале XIII в. – около 50. На смену Киеву выдвинулись три новых политических центра, к которым тяготели остальные русские земли. Это были Новгород (Новгородская республика), Суздаль (Северо-Восточная Русь), Галич (Юго-Западная Русь).

В XIII в. нашим предкам пришлось отражать натиск сильных и алчных соседей, угрожавших утрате государственности, захвату земель, потере православной веры. Порой речь шла о жизни или гибели Руси, ее народа. Самым страшным испытанием для русских земель стало монгольское нашествие.

В ту пору, когда на Русь обрушились монголы, Новгородской Руси пришлось отражать натиск европейского рыцарства и литовцев. Возглавил борьбу князь Александр Невский. В 1250-е гг. Александру Невскому пришлось налаживать непростые отношения с Ордой.

Частью истории народа является его культура. Древнерусская культура, формировавшаяся под мощным влиянием византийской культуры, за сравнительно короткий срок достигла высокого уровня, став важнейшей составной частью европейской средневековой культуры. Политическая раздробленность Руси не приостановила, а в большинстве русских земель ускорила развитие культуры. Ее расцвет был прерван монгольским нашествием.

Вопросы и задания

1. Когда и каким образом сформировалось государство Русь? Какую роль в этом процессе сыграли варяги?

2. Назовите первых Рюриковичей. Каково значение их деятельности?

3. Каковы причины и последствия принятия Русью христианства?

4. Охарактеризуйте основные государственно-политические институты и социальную структуру Киевской Руси.

5. Назовите общие и отличительные черты развития трех политических центров в XII – XIII вв.

6. Охарактеризуйте последствия монгольского нашествия на Русь.

7. В чем заключалось своеобразие древнерусской культуры? Назовите ее выдающиеся памятники.

Древнерусское государство в IX-начале XIII вв.

В IX в. сложилось два крупных государства восточных славян.

Преемником Рюрика был его родственник, воевода князь Олег (879–912 гг.), правивший при малолетнем сыне Рюрика — Игоре (912–945 гг.). В 882 г. Олег взял Киев и объединил восточных славян-руссов (кроме вятичей, плативших дань Хазарии) и их ближайших соседей угрофинские племена в Древнерусское государство, сделав Киев его столицей. Киев был выбран центром государства не случайно — Поднепровье в экономическом и культурном развитии опередило другие районы, государство там возникло раньше и имело более развитые международные связи. Год 882 должен считаться датой возникновения единого Русского государства .

Объединив восточнославянские земли, Олег, как наиболее сильный князь, принял титул великого князя. Он несколько раз успешно воевал с Византией и Хазарией, установил мирные отношения с варягами и с венграми.

В 945 г. при сборе дани древляне снова восстали и убили Игоря. Сын Игоря, Святослав, был ещё малолетним, и власть перешла к вдове Игоря княгине Ольге (945–978 гг.). Это была умная, энергичная, властная женщина. Она жестоко подавила мятеж древлян и восстановила единство государства. Ольга установила конкретные размеры дани и заменила полюдье получением дани особыми сборщиками в определённых пунктах (погостах). Это было началом налоговой системы, еще одним шагом вперёд в развитии государства. В 957 г. Ольга приняла крещение.

К этому времени первоначально единое христианство разделилось по характеру церковных обрядов на католичество во главе с Папой Римским с центром в Риме, и православие во главе с константинопольским Патриархом с центром в Константинополе. Христианство приняли почти все крупные государства Западной Европы и часть балканских и кавказских народов. Оно впитало в себя многое из античного культурного наследия, приобщение к нему означало повышение уровня культуры и международного престижа государства. Христианство уже постепенно проникало в Русь и раньше, и принятием православия великая княгиня показывала свое одобрение христианизации страны и подавала личный пример. Крестным отцом её был византийский Император, а крестил Патриарх, и это тоже повышало международный престиж и самой великой княгини, и Русского государства.

В 962 г. Святослав, не пожелавший принять христианство и оставшийся язычником, взял власть в свои руки. Святослав присоединил вятичей, тиверцев и уличей, завершив воссоединение восточнославянских племен. Он был первым, кто заменил местных князей важнейших княжеств (племён) своими сыновьями, усилив этим централизацию управления. Святослав уничтожил Хазарский каганат, совершил ряд успешных военных походов против волжских и дунайских болгар, но в 972 г. погиб в бою с печенегами.

При Святославе Русь впервые в своей истории попыталась решить внешнеполитические задачи, преследующие цель обеспечить её жизнеспособность; защититься от соседей и получить выход к Чёрному морю.

После гибели Святослава киевским князем в 972–980 гг. стал его старший сын Ярополк, но вскоре между ним и его братьями началась борьба за власть. Победу в ней одержал Владимир (980–1015 гг.), княживший в Новгороде. По его приказу Ярополк был убит.

Владимир был одним из великих правителей нашего Отечества: он понял значение христианства. Прежде всего, оно укрепляло власть — один всемогущий бог и один его наместник (князь) в едином государстве. Христианство примиряло людей с реальной действительностью, в частности, с углублявшимся материальным неравенством, разрывом между богатыми и бедными, объясняя это волей Бога, указывая, что главное не в богатстве, а в нравственном совершенстве: земная жизнь — только приготовление к загробной, вечной, жизни, и только праведника ждёт рай после смерти. Владимир понял, что христианство приобщало к более высокой цивилизации (к этому времени его приняла вся Западная Европа). В 989 г. Владимир принял православие, а с 990 г. начал правительственную христианизацию Руси, крестив киевлян и приказав своим наместникам крестить остальное население. Процесс христианизации, требовавший отказа от языческой веры отцов и низвержения власти жрецов (на Руси они назывались волхвами), был болезненным и вызывал сопротивление. Из-за этого многие языческие традиции и праздники сохранились и дополняют христианские (масленица и т. п.). Христианство способствовало развитию на Руси грамотности, летописания, появлению при церквях и монастырях школ и библиотек, развитию живописи (иконописания) и архитектуры. Церковь призывала людей к нравственному совершенству: человеколюбию, терпимости, уважению к личности, родителям и детям, выступала против междоусобной борьбы. Русь сама стала оказывать влияние на языческих соседей (печенегов, Волжскую Булгарию).

Владимир присоединил Червенскую Русь, воевал с печенегами и Византией. Став христианином, Владимир устраивал для народа бесплатные пиры, раздавал пищу, и приказывал своим наместникам помогать беднякам. Народ сохранил о Владимире благодарную память: о нём и его богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче слагались былины и песни, в которых он именуется Владимиром Красное Солнышко. Церковь объявила Владимира святым, но официально он был канонизирован в XIII в.

Владимир умер в 1015 г. Ко времени его смерти Русь, пережив немалые потрясения, превратилась в одну из сильнейших держав Восточной Европы. К началу XI в. в состав Руси вошли практически все крупные восточнославянские союзы племен, а также населявшие Восточно-Европейскую равнину на севере, северо-западе и северо-востоке угрофинские и балтские племена, на юге и юго-востоке — тюркские племена .

Соединённые воедино волей киевского князя, хозяйственными и торговыми интересами, необходимостью обороняться от внешних врагов, многочисленные племена существовали в составе единого государства, но единство это было ещё не прочным, как единство других европейских средневековых образований.

После смерти Владимира вспыхнула борьба между его сыновьями, окончившаяся победой Ярослава. Но ему пришлось договориться с братом Мстиславом и разделить Русь. По договору между ними Мстислав получил Левобережье Днепра с Черниговым, и только после его смерти в 1036 г. Ярослав объединил Русь.

Княжение Ярослава — эпоха высшего процветания Древнерусского государства. Ярослав основал в Киеве собор Святой Софии, украсив его фресками и мозаикой; оградил Киев новыми каменными стенами, устроив в них знаменитые Золотые ворота; велел переводить книги рукописные с греческого на славянский и много сам их покупал, а рукописи положил в библиотеку Софийского собора для общего пользования. Для распространения грамоты он велел духовенству обучать детей. При Ярославе приехали из Византии церковные певцы, научившие русских осьмогласному пению, и был переведён византийский Номоканон — церковный устав или Кормчая книга. Значительно выросло международное значение Руси: с её политикой считались Германская империя, Византия, Швеция, Польша, Норвегия, Чехия, Венгрия, другие европейские страны. На востоке вплоть до низовьев Волги у Руси теперь практически не было соперников. За свою деятельность Ярослав был прозван Мудрым.

В 1113 г. умер великий князь Святополк, и киевляне выбрали своим князем внука Ярослава Мудрого и византийского императора Константина Мономаха, прославленного полководца, переяславского князя Владимира, также прозванного Мономахом.

Владимир Мономах скончался в 1125 г. На престол взошёл его старший сын Мстислав, а после его смерти в 1132 г. снова вспыхнула междоусобица. К этому времени вследствие роста населения и развития ремёсел и торговли значительно усилилась экономическая мощь отдельных удельных княжеств и городов; в городах выросло богатое купечество; появились мелкие землевладельцы, служившие князьям и крупным землевладельцам-боярам за предоставление им земли на время службы и составлявшие сильное войско. Разница в местонахождении и природных условиях княжеств обусловливала разницу в их экономической и военной мощи и политическом значении.

К середине XII в. Древнерусское государство распалось на 15 княжеств, фактически независимых от Киева. За столетие — с середины XII в. до середины XIII в. — на великокняжеском престоле сменилось 46 князей. Распад Древнерусского государства был закономерным явлением исторического процесса, происходившего и в Западной Европе.

В конце XII – начале XIII в. в Прибалтике появились Орден меченосцев и Тевтонский Орден, вскоре объединившиеся в Немецкий (Ливонский) Орден. Немцам удалось захватить Прибалтику, установив границу по берегу Чудского озера и реке Нарове, но дальнейшее их продвижение было остановлено победой над ними Александра Невского в 1242 г. на Чудском озере. В борьбе с ними литовские племенные союзы постепенно объединились в единое государство: Великое княжество Литовское.

Так в конце IX века возникло мощное Древнерусское государство. объединившее славянские и другие племена, с центром в Киеве, во главе с династией Рюриковичей (862–1598 гг.), с одним языком, единой верой и общими законами. В XII в. оно распалось на несколько десятков княжеств, враждовавших между собой. Отдалённость от центров античной культуры, многовековое отставание принятия христианства от западноевропейских стран, его медленное распространение из-за огромных размеров территории, враждебное отношение католической церкви к православию, междоусобные войны и борьба с агрессией соседей, которые препятствовали международным культурным связям — всё это замедляло развитие культуры в Древней Руси.

Читайте также: