Достоевский и живопись кратко

Обновлено: 07.07.2024

Мировая общественность в 2021 году отмечает 200-летие со дня рождения Федора Михайловича Достоевского. Спустя столетия не утихают споры о личности писателя и его литературном наследии. Произведения Достоевского созвучны современности и продолжают приобретать поклонников и почитателей во всем мире: по романам, рассказам, повестям и очеркам мыслителя снимают кино, ставят спектакли, организуют как отдельные выставки в музеях и библиотеках, так и целые литературные и мемориальные музеи. Творчество Федора Михайловича не первый год обсуждают на конференциях и вопросы, волнующие интеллигенцию настолько объемны и обширны, что появилось несколько научных журналов и информационных порталов, посвященных Достоевскому.

Интерес к образу и творчеству писателя не миновал и художников, которые в личности автора находят единомышленника: создают портреты Достоевского, и, конечно, же, иллюстрируют его произведения.

Следует отметить, что Илья Сергеевич – один из немногих художников, который проиллюстрировал полное собрание сочинений Ф.М. Достоевского.

В собрании Белгородского государственного художественного музея находятся портреты Федора Михайловича, а также графические серии к произведениям писателя. Среди авторов, обращавшихся к творчеству Достоевского, графики В.А. Фаворский, С.С. Косенков, А.Д. Гончаров, И.Т. Богдеско и скульпторы М.В. Переяславец и Ю.П. Хмелевской. Интересно то, что произведения трех мастеров печатной графики (Косенкова, Гончарова, Богдеско) объединяет участие с иллюстрациями литературного наследия Достоевского в Международной выставке искусства книги в 1971 году. Это старейшая (появилась в XVII веке) выставка-ярмарка проходит в Лейпциге – центре книжной торговли Германии. Работы всех трех художников были отмечены золотыми медалями.

Шедевры русской и мировой живописи в творчестве писателя.

Картина, убивающая веру

Фото 1.jpg

С историей создания этой картины связано много загадок. До сих пор точно неизвестны ни дата написания — 1521 или 1522 год, — ни назначение картины; являлась ли она составной частью церковного алтаря или самостоятельным произведением, и почему она выполнена в таком необычном формате.

Какую же мысль несёт в себе картина? Провозглашает ли она торжество смерти, которую невозможно преодолеть усилием веры? Или же предвещает скорое воскресение, подчёркивая величину искупительной жертвы Христа? Так или иначе, картина отразила в себе религиозные противоречия времён Реформации, а сам Гольбейн намеренно отошёл от живописной традиции Возрождения с её акцентом на телесной и духовной красоте в изображении Христа.

Потерянный рай

Фото 2.jpg

Увидеть Иерусалим и спалить хату

Фото 3.jpg

По легенде, название картине дал Павел Третьяков, который был заказчиком многих работ Крамского. Меценат поначалу хотел приобрести работу для своей коллекции, но быстро потерял к ней интерес. Ему казалось, что наметившееся движение в облике крестьянина нарушает целостность художественного образа. Художник сам был недоволен картиной, и она долго пролежала в его мастерской, прежде чем была представлена на шестой выставке передвижников в 1878 году.

Владимир Семенов. Ф.М.Достоевский - портрет на фоне города, 1971

Всегда чувствуешь себя несколько неловко, когда вторгаешься с веригами своей профессии в среду людей профессии не только иной, но, в силу объективных причин, более известной, значимой в системе отечественной культуры, поскольку ее литературоцентризм слишком хорошо известен. Извинением служит лишь то, что люди, занимающиеся историей искусства, все-таки читают больше книг, чем литературоведы смотрят картин. Это не хорошо и не плохо, такова природа событий. И самые блестящие умы в области отечественной культурологии и филологии в общем не приходят в тесное соприкосновение с этой областью (история искусства) для подтверждения своих познаний и, более того, концепций. Если мы перелистаем работы великого Лотмана, мы и там не найдем связей с пластическими искусствами.

Да, наш литературоцентризм известен, это общее место. Но не напомнить об этом я не могу. Отсутствие демократических институтов в России возложило ответственность за состояние всей культуры, общественного сознания на писателей. Слово играло в России необычайно важную, самодовлеющую роль. Все остальные искусства по отношению к Слову были (да и остались) второстепенными.

Когда речь идет о такой фигуре, как Достоевский, исследованной глубоко и всесторонне, то можно заметить, что процесс восприятия произведений писателя куда меньше изучен, выявлен, нежели само его творчество.

К счастью, какое-то движение в области культурологии, которое сейчас у нас имеет место, внушает известные надежды. Если, разумеется, понимать культурологию не как параллельное рассмотрение разных видов искусства, а как некое поле напряжения между разными видами художественной деятельности. С таких позиций мне кажутся достаточно плодотворными любые попытки в этой области, которые пока еще очень робки в силу отсутствия традиций.

Как говорил один из величайших — отнюдь не вежливая метафора, так оно и есть — историков искусства нашего времени Лионелло Вентури: история искусства (читайте: и всех видов искусства) есть история общественного вкуса. Общественному вкусу подвержены не только реципиенты, но и сами создатели новых художественных ценностей. С этой точки зрения и творчество Достоевского может быть рассмотрено пока еще в первом приближении.

Вкусы же самого Достоевского известны. Он относился к изобразительному искусству исключительно как к сконцентрированной жизненной реальности, и его немногочисленные отзывы об искусстве говорят о том, что живопись, смею утверждать, он не понимал, (как и большинство русских литераторов второй половины XIX века). Ему было совершенно достаточно того, что он видел в других областях жизни, в самих ее реалиях и, естественно, в той философии, которая его чрезвычайно увлекала.

В этом отношении представляет интерес один эпизод, который достаточно убедительно свидетельствует о вкусах Достоевского того времени.

Опять-таки здесь менее всего я хотел бы сказать, что это как-то снижает вкусовые планки Достоевского. Отнюдь нет! В этом есть некая надменность литератора, свойственная от века нашей изящной словесности.

И вот эта словно одним мазком написанная фигура в красном халате. Я отнюдь не страстный семиотик, не стремлюсь все вводить в систему знаковых обозначений, но в данном случае я обратился не к тексту, в котором искал подтверждение этих своих мыслей, а просто к своей читательской памяти и отчетливо вспомнил этот красный халат, словно врезавшийся в память героя, который в общем-то остается и в памяти читателя именно как назойливый, болезненный знак.

Порою эти зрительные образы достигаются не непосредственным изображением, а сопоставлением.

И свидетельством тому, как мне представляется, может послужить имеющая определенное место изобразительная мифология, связанная с иллюстрированием произведений Достоевского.

Иллюстрация — это очень сомнительный, с моей точки зрения, вид художественного творчества, где никто и никогда не достигал подлинных вершин. Если эти вершины и достигались, то вне прямой зависимости от литературных источников.

Я нередко задавал своим студентам или даже аспирантам вопрос о том (естественно тем, кто по каким-то причинам не помнил дат), кто позже умер — Достоевский или Толстой? Как правило, все они считали, что Достоевский умер позже. Откровенно говоря, я и сам думаю почти так же. Потому что осознание Достоевского в мировом контексте — это уже удел XX века. Это требует дальнейшего серьезного исследования и на многое может открыть глаза.

Разумеется, речь идет не о Ван Гоге, но очень может быть, что Достоевский не то что повлиял на таких художников, как Кокошка или Хольдер, мастеров немецкого экспрессионизма, но что он гораздо раньше, чем они, угадал эту силу иероглифа, которая говорит человеку гораздо больше, чем прямое описание. Уйдя от изобразительной прозы Толстого, он создал систему гениальных провокаций для художников, которые, может быть, вовсе и не читали Достоевского. Но, войдя в мир читающей публики конца XIX — начала XX в., эти художники, это искусство уже не могли мыслить иначе, как сопоставляя отдельный редкий блистательный иероглиф с системой проникновения в сознание и подсознание человека.

И здесь, очевидно, нельзя не вспомнить блестящую фразу Честертона, который говорил, что гений отличается от таланта тем, что талант попадает в цель, в которую никто не может попасть, а гений — в цель, которую никто не видит. Вот именно представление об этой способности попасть в цель изобразительной системы, которую еще никто не видел, а увидели лишь потом, не зная, что создал ее Достоевский,— это, мне кажется, тот первый шаг на пути изучения если не влияния, то, скажем, участия Достоевского в создании современного художественного видения, о котором еще стоит подумать.

Достоевского , созданный Василием Перовым по заказу Павла Третьякова. Также на выставке показывают шесть полотен , о которых Достоевский высказался в своих публицистических сочинениях. Артхив собрал цитаты писателя об этих картинах.

Шесть русских картин, которые хвалил и ругал Достоевский

Архип Куинджи. На острове Валааме

Архип Иванович Куинджи. На острове Валааме

— Я заходил на выставку. На венскую всемирную выставку отправляется довольно много картин наших русских художников. Это уже не в первый раз , и русских современных художников начинают знать в Европе. Но все-таки приходит на мысль: возможно ли там понять наших художников и с какой точки зрения их там будут ценить.

Я , конечно , не говорю , что в Европе не поймут наших , например , пейзажистов: виды Крыма , Кавказа , даже наших степей будут , конечно , и там любопытны. Но зато наш русский , по преимуществу национальный , пейзаж

Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше

Василий Перов. Охотники на привале

Василий Григорьевич Перов. Охотники на привале

Фёдор Бронников. Гимн пифагорейцев восходящему солнцу

Федор Андреевич Бронников. Гимн пифагорейцев восходящему солнцу

Валерий Якоби. Привал арестантов

Валерий Иванович Якоби. Привал арестантов

На выставке есть одна картина , перед которой с утра до вечера стоит толпа зрителей. Один уходит , другой подходит; теснятся , пробираются , чтобы как-нибудь посмотреть поближе , пролезают между толпою зрителей и картиной…

Картина поражает удивительною верностью. Всё точно так бывает и в природе , как представлено художником на картине , если смотреть на природу , так сказать , только снаружи. Зритель действительно видит на картине г. Якоби настоящих арестантов , так как видел бы их , например , в зеркале , или в фотографии , раскрашенной потом с большим знанием дела. Но это-то и есть отсутствие художества. Фотографический снимок и отражение в зеркале — далеко еще не художественные произведения. Если бы и то и другое было художественным произведением, — мы могли бы довольствоваться только фотографиями и хорошими зеркалами , и самая Академия Художеств была бы одною огромною бесполезностью… В зеркальном отражении не видно , как зеркало смотрит на предмет , или , лучше сказать , видно , что оно никак не смотрит , а отражает пассивно , механически. Истинный художник этого не может: в картине ли , в рассказе ли , в музыкальном ли произведении непременно виден будет он сам; он отразится невольно , даже против своей воли , выскажется со всеми своими взглядами , с своим характером , с степенью своего развития. Это не требует и доказательства. Пусть два человека рассказывают о каком-нибудь одном , хоть , например , обыкновенном уличном событии. Очень часто из другой комнаты , даже вовсе не видя самих рассказчиков , можно угадать и сколько которому лет , и в какой службе который из них служит , в гражданской или в военной , и который из двух более развит , и даже как велик чин каждого из них…

Художественности в этом смысле в картине г. Якоби нет ни на волос; он фотографировал каждого из своих субъектов и не картину написал , а совершил следственную ошибку. Все у него равно негодяи , и все одинакие , как будто потому , что в его мнении сравняла их этапная цепь. Все у него равно безобразны , начиная с кривого этапного офицера до клячи , которую отпрягает мужик. Есть одно только исключение: это исключение — герой картины , покойник , накрытый изорванной рогожей. Этот , вероятно , был красавец , судя по остаткам его , но так и следовало по академическим требованиям; ему невозможно было придать черт более обыкновенных или менее классических: так и виден человек родовитый среди подлого народа , подлого в том смысле , как он разумел это весь свой век.

Из этой картины очевидно , что г. Якоби , ученик академии , употребил все свои силы , всё старание , чтобы правильно , верно , точно передать действительность. Это весьма полезное , необходимое старание и весьма похвальное для ученика академии. Но это покамест еще только механическая сторона искусства , его азбука и орфография. Конечно , и тем , и другим надо овладеть совершенно , прежде нежели приступить к художественному творчеству. Прежде надо одолеть трудности передачи правды действительной , чтобы потом подняться на высоту правды художественной.

Есть еще одна очень забавная фотографическая неверность; об ней , конечно , говорить бы не стоило. Арестанты в кандалах , один даже натер себе рану от них , а все без подкандальников. Будьте уверены , что не только нескольких тысяч , но даже одной версты нельзя пройти без кожаных подкандальников , чтобы не стереть себе ногу. А на расстоянии одного этапа без них можно протереть тело до костей. Между тем их нет. Вы , конечно , их забыли , а может быть и не справились совершенно с действительностью. Разумеется , нельзя ставить этого в значительный недостаток , хотя это почти точно то же , как если б кто рисовал лошадей без хвостов. Вы сами же гнались за фотографическою верностью; оттого мы это и замечаем. (Цитата приведена с большими сокращениями)

Читайте также: