Древний рим царский рим кратко

Обновлено: 02.07.2024

Царский период в Риме, согласно неподтвержденным данным, продолжался 244 года, предположительно с 753 г. до нашей эры и до 509 г. до нашей эры.

Связан этот период с появлением нового города Рима, который в будущем станет столицей империи. Касательно возникновения города есть несколько версий, но наиболее распространенной является легенда о двух братьях Ромуле и Реме, которые в младенческом возрасте были брошены в реку Тибр. Впоследствии братья возвели город на том месте, где были брошены, но не могли решить, кто будет управлять городом, и эта вражда привела к тому, что Ромул убил своего брата, став первым царем Рима.

В период основания города у племен, обосновавшихся на берегах Тибра, шли процессы разложения первобытнообщинного строя. В результате объединения племен древних латинян, сабинян, этрусков в Риме образовалась община, экономическую основу которой составляло сельское хозяйство.

Полноправный народ Рима делился на три племени, которые в свою очередь делились на роды по 100 человек в каждом, курии и трибы.

Курии объединяли 10 родов, а трибы объединяли 10 курий. Роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на народные собрания в определенные для этого дни и рассматривали дела о спорном наследстве, судебном споре, приговоре к смертной казни и др.

Совет старейшин – сенат, состоял из 100 сенаторов и включал старейшин родов. По преданию составил его Ромул.

Сенат предварительно обсуждал все дела, прежде чем вынести их на Народное собрание, также он ведал текущими делами по управлению Римом – так постепенно он стал главной правительственной властью.

Во главе римской общины был царь (реке), гражданский её правитель и верховный военачальник. Реке избирали на комициях, в которых участие принимали только патриции, члены старейших римских родов, относившиеся к полноправному населению.

Комиции – это народные собрания, проходившие по куриям.

Патриции были наделены:

Готовые работы на аналогичную тему

  • правом на земельный надел, который закреплялся за его семьей и за ним;
  • правом наследования всего родового имущества;
  • правом на получение помощи и защиты от рода;
  • правом принимать участие в религиозных обрядах и др.

Население, находящееся вне родовой организации, называли плебеями. Это были лично свободные люди, они, как и патриции несли военную службу, но от военной добычи имели только подачки.

Имущественная дифференциация социальную структуру общины делает более сложной. В родах начинают появляться богатые аристократические семьи, из среды которых выходят городские магистраты и военачальники.

Патриции превращаются в господствующее сословие, имеющее крупные наделы земли и рабов, обзаводятся клиентами.

К клиентам относились обедневшие сородичи. Они были лично свободны, но ограничивались в правах и находились под покровительством патронов из патрициев.

Получая от них земельные наделы и родовое их имя, должны были за это нести разные повинности, например, воинскую.

Плебеев того времени можно приравнять к мелким и средним землевладельцам и ремесленникам. Когда их численность значительно увеличилась, они стали политической силой, которая противостояла патрициату.

В течение нескольких веков политическая история Рима отмечена борьбой плебеев за уравнение прав с патрициями.

Цари Рима

По преданию Римом правило 7 царей – Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Приск, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый.

Рисунок 1. Цари Рима. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Для становления Римской общины большее значение имело правление Ромула и Нума Помпилия.

Ромул создал всю социальную и военную структуру общины, разделил римлян на 30 курий, учредил 3 трибы и убежище для беглецов, создал сенат, разделил население на патрициев и плебеев, а также создал пешее и конное войско.

Второй царь Рима – Нума Помпилий родился в день основания города и воспитывался в строгости, несмотря на то, что отец его занимал высокое положение в сабинской общине и не допускал в своем доме никакой роскоши. Во время правления Помпилия были подсчитаны все принадлежавшие Риму земли, проделано межевание земли каменными столбами, учреждены ремесленные цехи. Он заложил основы религиозной и экономической жизни римской общины. Люди были разделены по роду занятий – флейтисты, золотых дел мастера, сапожники, плотники, медники и гончары, кожевенники. При Помпилии возникли жреческие коллегии, был создан календарь, построены храмы, например, храм Януса. Умер он в возрасте 80 лет и оставил после себя большое письменное наследие.

Тулл Гостилий и Анк Марций были третьим и четвертым царями.

Царь был мудр и миролюбив, покровительствовал земледелию, ремеслам, торговле. Однако соседи воспринимали это миролюбие как слабину и нападали на Рим. Царю пришлось начать войну и взять города Политорий, Теллен, Фиканы. Для ограждения Рима от нападений этрусков, Анк Марций укрепляет крепость Яникул, строит первый деревянный мост через Тибр, а в подошве Капитолия – тюрьму.

Пятый царь Рима – Луций Тарквиний был родом из этрусского города Тарквинии. Перебравшись в Рим, он был замечен Анком Марцием, который сделал его своим приближенным и опекуном над сыновьями, а также начальником конницы. После смерти Анка Марция, Луций убедил Народное собрание, что именно он должен стать царем, а не малолетние дети Марция. С приходом Тарквиния Рим на 100 лет попадает под власть этрусков. Происходит постепенное усиление царской власти и попытки сделать её наследственной.

Шестому царю Сервию Туллию приписывают проведение целого ряда важных реформ, заложивших фундамент политической системы Рима. Он ослабил патрициев и усилил права римлян из обычного народа.

Последнего царя Тарквиния Гордого предание изображает жестоким тираном, не считавшимся с волей народа и сената, и его изгоняют, а самовольный захват власти становится очень опасным. В Риме с этого момента запрещают царей и вводят вместо них 2-х консулов. Реальная власть передавалась сенату, что стало началом Римской Республики.

Ранняя Римская Республика

После изгнания из Рима последнего царя Тарквиния Гордого в 509 г. до нашей эры в Риме была провозглашена республика.

Возглавляли Республику два консула, имевшие равные права и ежегодно сменявшие друг друга.

Ранняя римская республика имела новую систему государственного управления. Оба консула при новой системе контролировались сенатом, а членство в нем являлось пожизненным.

Граждане государства делились на пять имущественных классов, кроме этого выделяли ещё патрициев и плебеев.

Плебеи в сенате не были представлены, поэтому они требовали уравнения прав с патрициями. Республика вела борьбу за свое влияние среди латинских, этрусков, италийских племен, а с присоединением новых территорий, часть населения переселялась в Рим, а римляне переселялись на новые территории.

В результате Латинской войны 340-338 гг. до нашей эры плебейская аристократия сливается с патрициями в новое сословие – нобилитет.

Рим продолжает захватывать новые земли и к 60-м годам III века до нашей эры римляне завоевывают почти всю территорию Италии.

Покорив греческие полисы Южной Италии, Рим интересуется очень богатой Сицилией – в результате начинается противостояние с Карфагеном, которое выливается в Пунические войны.

Республика в результате первой Пунической войны включила в свой состав Сицилию, Корсику, Сардинию. В ходе второй Пунической войны Риму был нанесен значительный урон – армия Карфагена во главе с Ганнибалом вторглась в пределы Италии.

Отвоевав Испанию, римские войска начинают войну в Африке, захватывают Карфаген и по решению сената разрушают его. В это же время римляне вторгаются на Балканы и в Малую Азию.

В результате захвата других территорий в Рим прибывает большое количество рабов и в римском обществе усиливается социальное расслоение, что приводит к крупным восстаниям.

Царский период прежде всего связан с возникновением нового города, в будущем столицы целой империи, Рима. Существует несколько версий его возникновения, но самая распространенная – легенда о Ромуле и Реме, двух братьях, брошенных младенцами в реку Тибр, но оставшихся в живых. Впоследствии на том месте, где они были брошены, братья создали город. Долгая вражда по поводу того, кто будет управлять этим городом, привела к тому, что Ромул убил своего брата Рема и стал первым царем Рима, названного по его имени (итал. и лат. Roma [ˈroːma]).

Считается, что Рим был основан в 753 г. до н.э. Время основания города Рима характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины. Экономической основой ранней римской общины было сельское хозяйство.

древний рим царский период

Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был реке — царь. Он избирался на комициях (народных собраниях, проходивших по куриям, — куриатных комициях), участвовать в которых могли только патриции, члены старейших римских родов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они. Каждый из патрициев обладал следующими правами:

  • правом на земельный надел, закрепленный за ним и его семьей;
  • правом на наследование этого надела и родового имущества вообще;
  • правом на получение от рода помощи и защиты;
  • правом на участие в религиозных обрядах и празднествах и т. д.

Другая часть населения, стоявшая вне родовой организации, называлась плебеями. Плебеи были лично свободными, несли военную службу наряду с патрициями, но получали не равную с ними долю военной добычи и должны были довольствоваться лишь подачками.

Предание называет 7 царей, последовательно правивших Римом в VIII-VI вв.: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Приск, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый, которые принадлежали к разным племенам — латинянам и этрускам. Шестой царь Сервий Туллий провел реформы: патрициев и плебеев поделил на разряды (по размеру имущества), так появился единый римский народ.

царский период

С имущественной дифференциацией усложняется социальная структура общины. В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи. Из их среды выходят военачальники, городские магистраты. Постепенно патриции составили господствующее сословие, владевшее крупными наделами земли и рабами, а также обзавелись клиентами. Клиенты — обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или пришлые жители, — будучи лично свободными, но ограниченными в правах, находились под покровительством патронов из патрициев, получали от них земельные наделы, а также их родовое имя, за что должны были нести в их пользу разные повинности, прежде всего воинскую. Плебеи этого времени могут быть отождествлены с мелкими и средними землевладельцами, а также ремесленниками. С течением времени численность плебса увеличилась, и он превратился в политическую и экономическую силу, противостоявшую патрициату. Политическая история Рима нескольких веков отмечена борьбой плебеев за уравнение своих прав с патрициями.


Царский период в Древнем Риме историки связывают с появлением одноименного, города, ставшего позже столицей целой империи. Одной из версий появления Царского периода, ставшей для историков основной, является легенда о Реме и Ромуле. Братья по крови, их в младенческом возрасте выбросили в реку Тибр, пытаясь умертвить таким образом. В честь своего чудесного спасения братья, после того как они выжили и выросли, в месте, где от них пытались избавиться, построили город.

Вместо того чтобы разделять и властвовать, у братьев случился раздор, ставший причиной гибели Рема. Умертвив и избавившись, от соперника, Ромул объявил себя царем и дал в честь себя имя городу.

Царский период, особенности правления

Историки начинают летоисчисление Рима, как города, построенного в самом начале образования Царского периода, с 753 г. до н.э. К этой дате также подвязывают и начало правления первого царя, сумевшего завоевать, а потом и объединить расположенные к тому моменту на берегах Тибра племена кочевников. Объединенные в общину, племена этрусков, сабинян и латинян, расположенные вдоль берегов Тибра, жили и развивались за счет ведения сельского хозяйства.

Царский Рим

Основными жителями, заселивших Рим, стали утруски, сабиняне и латиняне. Каждое племя разделялось на роды (по триста в одном), род составлялся из курией (в каждом по 10) и трибы, собранные из 10 курий. Также в столицу будущей империи потянулись изгнанники и другой люд, ушедшей с мест прежнего обитания по разным причинам. В самом начале образования общины для рассматривания спорных вопросов, при определении наказаний, включая смертные приговоры, судебных дел и других моментов, требующих общего решения, римляне использовали Народные собрания. Народными собраниями руководил сенат.

В сенат вошли представители родов, отобранные по преданию Ромулом в количестве 300 почтеннейших мужей. Компетенцией органа власти стали предварительное рассматривание различных вопросов, как государственных, так и гражданских, включая уголовные. Царь стал главой и правителем общины, решая вопросы по управлению Римом.

Общественный и государственный строй

Верховным военачальником и гражданским правителем Рима стал царь. Путем народных собраний царя можно было избирать, используя комиции (собрания курией), где правом большинства голосов назначался новый правитель. Всего историки насчитывают 7 царей, правивших Римом в период VIII-VI вв. Начиная с Ромула, на период Царского Рима, государством управляли особи, принадлежащие к различным племенам. Шестой по счету царь Сервий Туллий утвердил реформы, разделив плебеев и патрициев исходя из размеров их имущества. Плебеи находились вне родовых организаций, и они считались свободными людьми, но, как и патрициям, в их обязанность входило несение воинской службы. В отличие от патрициев плебеям, в случае победы, полагалась меньшая доля военной добычи, и собственно, им доставалось лишь жалкие подачки.

В отличие от плебеев у патрициев уже изначально были права, где все законы указывали на то, что они составляли высшее сословие.

- Любой из патрициев имел право на участок земли, принадлежавший его роду;
- патриции являлись прямыми наследниками на все имущество, принадлежащее роду;
- в случае опасности и при решении различных судебных разбирательств патрицию предоставлялась защита и помощь;
- патрициям разрешалось исключительное правило на участие в различных обрядах и торжествах.

Поэтапно развитие Царской Империи историки разделяют на следующие периоды.

Основание в 753 г. города, ставшего позже столицей Империи братьями, Ромулом и Ремом, где в силу обстоятельств, первым царем стал Ромул.

Заселение Рима изгнанниками и племенами.
Разделение населения на сословности.
Образование государственных структур (сенат и институт ликторов).
Усиление этрусского влияния (все последующие после Ромула цари являлись утрусками
).

На ранней стадии образования государства в империи основой экономики являлись сельское хозяйство, торговля и ремесленничество. Появление аристократического слоя населения привело к потребности проведения новых реформ, что и было принято на Народном собрании. Постепенно патриции стали господствующим сословием, управляющее основными ключевыми постами империи. После того как численность плебеев значительно увеличилась, они образовали экономическую и политическую силой, способной противостоять патрициям.

Самый древний и самый малоизвестный период истории Древнего Рима, который формально длился с 753 года до н.э. (основание Рима) до свержения последнего царя Тарквиния Гордого и установления Республики в 509 году до н.э. Существует множество легенд о происхождении города.

Обычно при рассмотрении Царского периода рассматривают следующие основные темы:

Начать нужно с нескольких слов об Италии и Апеннинском полуострове. Климат здесь благоприятен для жизни, к тому же раньше был мягче, а если говорить точнее, то не было столь изнурительно жарко. Италики появились на полуострове на рубеже 3-2 тыс. до н.э., они мигрировали двумя волнами с северо-востока. Под италиками мы понимаем более 20 племен населявших эту местность – это латины, этруски, самниты и т.д. Особое значение приобрели в истории латины, утвердившиеся в Лации. История Рима - это история латинов. Рим возник на реке Тибр в 25 км. от Тирренского моря. Как пишет известный антиковед Ковалев С.И.: Маленькое племя латинов занимало северную часть Лация, так называемый Древний Лаций. Он лежал между двумя богатыми областями- Этрурией и Кампанией, населенными культурными и торговыми племенами. Лаций представлял собой холмистую равнину по нижнему течению Тибра площадью около 1.5 тысячи кв. км. Границей его море, Тибр, приток Тибра (Аньене) и Сабинские горы, а далее- гористые районы эквов, герников и вольсков. Центром Лация являются Албанские холмы. Почва в Лации является богатой минералами из-за своего вулканического происхождения, а следовательно, и пригодной для земледелия.


План города - Рима

Легенда об основании Рима

После падения Трои в Лаций приплыли троянцы с Энеем. Их принял местный царь Латин. Эней женился на дочери Латина по имени Лавиния. После смерти Латина Эней стал царем над латинами и троянцами. Сын Энея Асканий-Юл построил город Алба-Лонгу после смерти отца и стал в нем царем. Позднее здесь воцарился Нумитор, но он был свергнут старшим братом Амулием, а его дочь Рея Сильвия стала весталкой. Весталки должны были давать обет безбрачия, за нарушение которого их заживо погребали. Рея Сильвия не смогла сдержать обет и вскоре у нее от бога Марса родилось два сына-близнеца: Ромул и Рем. Тогда Амулий решил избавиться от них и приказал бросить их в Тибр, но братьям удалось спастись - волна выбросила их на берег, где их подобрала и вскормила волчица. Позже детей нашел пастух, у которого близнецы жили до совершеннолетия. Когда Ромул и Рем выросли и узнали о своем происхождении, то они наказали Амулия и восстановили в правах своего деда. Вскоре они основали новый город, который в честь старшего брата назвали Римом (Roma). Но между братьями возникла ссора, во время которой Ромул убил Рема, а город назвал своим именем.

Подобную трактовку легенды мы можем видеть у Плутарха, Дионисия Галикарнасского и Тита Ливия. В легенде нет исторического зерна. Легендарные сведения дают нам очень мало для изучения истории города. По мнению Белкина М.В., данная легенда включает в себя два пласта: с одной стороны, распространенный у многих народов миф, получивший литературную обработку, о таинственном происхождении и чудесном спасении героя, вскормленного каким-либо животным, с другой - фольклорные мотивы, объясняющие происхождение названий самого города, холмов, на которых был расположен Рим, различных праздников и обрядов. И в том и в другом случае, вероятно, действовал один герой-основатель города. Удвоение героя могло произойти тогда, когда два пласта объединились в одну легенду, но полного отождествления героев не получилось. Так возникла легенда о близнецах-Ромуле и Реме. В конце легенды один из героев должен был погибнуть - эта участь выпала Рему - так как по представлению римлян, и эпонимом, т.е. тем, кто дал свое имя городу, и носителем царской власти мог быть только один человек. Это мнение можно подтвердить при помощи археологических данных: найдено этруское надгробие V в. до н.э. с изображением волчицы кормящей одного ребенка. Хотя на известной бронзовой скульптурной группе Капитолийская волчица, которая сейчас находится в Риме в Капитолийском музее, мы можем видеть двух младенцев, но статуи Ромула и Рема были отлиты в XVI веке, предположительно мастером Антонио дель Поллайоло. Из вышесказанного мы видим, что версия о двух близнецах сложилась несколько позже. Ковалев С.И. считает, что легенда получила официальное признание в I в. н.э. в связи с желанием доказать божественное происхождение рода Юлиев, из которого вышла первая династия римских императоров. Этим объясняется роль, которую играет в легенде Асканий-Юл.


Этруское надгробие 5-ый век до н.э.


Капитолийская волчица. Lupa Capitolina. XII век. Капитолийские музеи, Рим

Первые поселения в Лации

Остатки хижин VIII века до н. э. на Палатине

Цари Рима

Согласно традиции, царский период в Риме продолжался 244 года . Это означает, предположительно с 753 г. до н.э. до 509 г до н.э. За это время правило семь царей:

2) Нума Помпилий

3) Тулл Гостилий

5) Тарквиний Древний

7) Тарквиний Гордый

Наибольшее значение для становления римской общины имело правление двух первых царей. Ромулу приписывается создание всей социальной и военной структуры общины: он разделил римлян на тридцать курий, учредил 3 трибы, устроил убежище для беглецов. Создал сенат из 100 человек. При нем произошло разделение населения на патрициев и плебеев. Помимо этого Ромул сформировал пешее и конное войско.

Второй римский царь - Нума Помпилий. Он заложил основы всей религиозной и экономической жизни римской общины. В его правление возникли важнейшие жреческие коллегии, создан календарь, построено множество храмов, самым знаменитым из которых был храм Януса.

Начиная с пятого царя, Тарквиния Древнего, к власти в Риме приходят этруски, то ли вследствие военного захвата города, то ли в результате постепенного мирного проникновения в римскую общину. Бесспорным является то, что на протяжении столетия Рим находился под властью этрусков, которые оказали огромное влияние на различные стороны жизни римского общества. Согласно преданию, начиная с Тарквиния Древнего мы можем видеть постепенное усиление царской власти, попытки нарушить процедуру избрания нового царя, возможно, сделать царскую власть наследственной.

Шестым царем Рима, по преданию, был Сервий Туллий, которому приписывают ряд важнейших реформ.

Последний римский царь - Тарквиний Гордый. Предание изображает его жестоким тираном, изгоняющим из города лучших граждан, принимающим решения самовольно, не считаясь с волей народа и сената. Согласно традиции, последнего римского царя изгнали. Самовольный и единоличный захват власти теперь стал смертельно опасен. С этого момента в Риме запретили царей и вместо них ввели 2-х консулов – муж Палатин Тарквиний и Луций Юлий Брут. Консулы каждый год переизбирали 2-х консулов. Передали реальную власть сенату. Это положило начало Римской Республики.

Римская община в эпоху царей

В основу общины был положен род. Роды объединялись в курии, курии в трибы. Традиция насчитывает 3 родоплеменные трибы (Тициев, Рамнов и Луцеров), 30 курий и 300 родов (по числу сенаторов). Отношение к определенному роду было почти у всех. Все члены рода были объединены одним родовым именем (nomen) и общей коллективной собственностью на землю. Помимо этого, род имел общие религиозные празднества и захоронения. Каждый род делился на семьи, во главе семьи стоял отец семейства (pater familia). Власть отца в ту эпоху была почти безграничной. Немировский А.А. в своей работе "История древнего мира: Восток, Греция, Рим" пишет, что члены родовой (гентильной) организации составляли римский народ квиритов (populus Romanus).

Клиенты clientes (пер. с лат. послушные, зависимые) - это римские граждане, которые по тем или иным причинам искали покровительства у влиятельного и богатого человека, который становился их патроном. И патрон, и клиент имели ряд обязанностей по отношению друг к другу. Клиент должен был выполнять разные поручения патрона, например, выступать с ним в походе или одалживать деньги. Патрон же в свою очередь мог выделить клиенту землю, скот, защищать в суде, обучать праву.

Патриции и плебеи

Патриции и плебеи - это два древнейших сословия Римского государства, которые появились еще в царский период и просуществовали на протяжении многих столетий. Рассмотрим функции и права каждого из них отдельно.

Патриции – от pater (пер. с лат. отец):

-пользовались всей полнотой гражданских прав

-голосовали в куриатных комициях

-избирались в Сенат

-служили в коннице и тяжеловооруженной пехоте

-занимали основные магистратские должности (в царский период)

-могли избираться в жреческие коллегии (в царский период)

Плебеи – от pleo (пер. с лат. масса, множество):

-юридически свободны в отличие от рабов и клиентов

-лишены гражданских прав

-могли быть приняты в патрицианские роды в качестве клиентов

Проблема происхождения патрициев и плебеев является одной из самых спорных в историографии. Она включает в себя два аспекта: во-первых, не ясно, по каком принципу происходило деление на каждое из них. Во-вторых, спорным является вопрос о времени формирования этих сословий.

Версии происхождения деления патрициев и плебеев

1 теория – Б.Г. Нибура: патриции - это коренное полноправное население Рима, а плебеи - пришлое или завоеванное население. Патриции – коренные жители и у них есть родовая организация, поскольку имеют родовую организацию, следовательно, и гражданские права. Плебеи – пришлые и ни того, ни другого у них нет.

2 теория – Э. Майер (экономическая теория): патриции - богатые, а плебеи - бедные или патриции – крупные землевладельцы, а плебеи - зависимые от них крестьяне.

3 теория – Э.Целер (этническая теория): патриции - это один этнос, а плебеи другой. Была отвергнута.

4 теория – Фюстель де Куланж (этническо-религиозная теория): у патрициев и плебеев были разные культы и боги. Возможным критерием разделения являются социальные и экономические различия. В соответствии с данной теорией, патриции и плебеи являются этнически однородными и коренными гражданами Рима.

5 теория – С.И. Ковалев (комплексная теория): причина разделения в этническом, переселенческом и экономическом плане.

Важным фактором общественных отношений в римской общине была клиентела или патронат. Клиентела была известна многим народам и в Риме носила наследственный характер.

Политический строй при царях

В царском Риме существовало три ветви власти: народное собрание (куриатные комиции), совет старейшин (сенат) и должностные лица. Во главе государства стоял царь (rex). Он исполнял функции военачальника, верховного жреца и судьи общины. Его власть была ненаследственной, т.е. не передавалась от отца к сыну. В следствие этого существовала схема выбора нового царя, которая состояла из трех этапов:

1. Interregnum - это период междуцарствия, который объявлялся после смерти царя. В это время сенат (senatus) выбирал новую кандидатуру на трон.

2. Одобрение выбранной кандидатуры в народном собрании (comitia curiata).

3. Инаугурация (inauguratio) - торжественное вопрошение авгурами (жрецами) воли богов. Отсюда ведет свое начало традиция инаугурации президента.

После этого, скорее всего, выбранного царя утверждал Сенат и ему вручался империй (imperium).

Senatus (Сенат) - совещательный орган при царе. Реальную власть имел в период междуцарствия, поскольку основные государственные вопросы решались царем единолично. Первоначально сенат состоял предположительно из 100 сенаторов, создание которых по традиции приписывают Ромул. Позднее, в царскую эпоху, был расширен до 300 человек.

Сomitia curiata (Народное собрание) - собрания народа по куриям. Созывались царем для одобрения различных государственных вопросов. Реальную власть имело, как и сенат, в период междуцарствия.

Схожие темы

Литература

1. Белкин М.В., Вержбицкий К.В. История Древнего Рима. Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СПбГУ, 2007. - 197 с.

2. Дионисий Галикарнасский. Римские древности в 3-х томах. Т1, М.: Рубежи XXI, 2005.-278 с.

3. История древнего мира. Восток, Греция, Рим. учебное пособие / И. А. Ладынин [и др.]. – Москва.: Слово.Эксмо, 2004. - 575 с.

4. Ковалев С.И. История Рима. Новое издание, исправленное и дополненное/Под ред.проф. Э. Д. Фролова. СПб.: Полигон, 2002.—864 с.

5. Машкин Н.А История Древнего Рима. М.: Высшая школа, 2006. — 753 с.

6. Мейер Э. Экономическое развитие в Древнего мире/ Пер. под ред. М.О. Гершензона, 3-е изд. Москва:. Мир, 1910. - 108 с.

7. Плутарх. Сравнительные жизнеописания в 2-х томах.Т1. М.: Наука, 1961. -503 с.

9. Фюстель де Куланж Н.Д. Древняя гражданская община/ Пер. с франц. Н.Н.Спиридонова, 2-е изд.М:.1903.- 459 с.

10. Целлер М. Римские государственные и правовые древности: Компендиум для студентов и учителей гимназии. М:. 2019. - 308 с.

В истории государства Древнего Рима выделяют три периода:

царский период- 753 - 510 гг. до н. э.;

период республики - 509 - 27 гг. до н. э.;

период империи - 27 г. до н. э. - 476 г. н. э.

Во время начального, так называемого царского, периода Римом последовательно правили семь царей:

Время основания города Рима (753 г. до н. э.) характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины. Экономической основой ранней римской общины было сельское хозяйство.

Все полноправное население Рима - римский народ, populus romanus делилось на три племени, племена делились на роды (по сто в каждом племени, всего триста), курии (объединение из десяти родов, всего их было тридцать) и трибы (объединение десяти курий, всего три). Первоначально в определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел о спорных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах к смертной казни и т. д.

Старейшины родов входили в сенат - совет старейшин, составленный, по преданию, Ромулом из трехсот'сенаторов. В компетенцию сената входило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение Народного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом. Постепенно он сделался главной правительственной властью.

Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был реке - царь. Он избирался на комициях (народных собраниях, проходивших по куриям, - куриатных комициях), участвовать в которых могли только патриции, члены старейших римских родов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они. Каждый из патрициев обладал следующими правами:

правом на земельный надел, закрепленный за ним и его семьей (будучи, таким образом, -участником общей земельной собственности);

правом на наследование этого надела и родового имущества вообще;

правом на получение от рода помощи и защиты;

правом на участие в религиозных обрядах и празднествах и т. д. Другая часть населения, стоявшая вне родовой организации, называлась плебеями. Плебеи были лично свободными, несли военную службу наряду с патрициями, но получали не равную с ними долю военной добычи и должны были довольствоваться лишь подачками.

С имущественной дифференциацией усложняется социальная структура общины. В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи. Из их среды выходят военачальники, городские магистраты. Постепенно патриции составили господствующее сословие, владевшее крупными наделами земли и рабами, а также обзавелись клиентами. Клиенты - обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или пришлые жители, - будучи лично свободными, но ограниченными в правах, находились под покровительством патронов из патрициев, получали от них земельные наделы, а также их родовое имя, за что должны были нести в их пользу разные повинности, прежде всего воинскую. Плебеи этого времени могут быть отождествлены с мелкими и средними землевладельцами, а также ремесленниками.

С течением времени численность плебса увеличилась, и он превратился в политическую и экономическую силу, противостоявшую патрициату. Политическая история Рима нескольких веков отмечена борьбой плебеев за уравнение своих прав с патрициями.

Традиция приписывает царю Сервию Туллию (середина V в. до н. э.) реформу общественного устройства, в результате которой плебеи были введены в состав populus romanus (римского народа). Она основывалась на имущественном различии и территориальном делении, что усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации.

Первая часть реформы - деление всего свободного населения Рима на шесть имущественных разрядов и на сотни - центурии. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Позднее, с появлением в IV в. до н. э. денег, была введена денежная оценка имущества, на ассы. Обладавшие полным наделом входили в-первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т. д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан -всадники, а безземельные - пролетарии - объединялись в шестой разряд.




Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и самых богатых центурий составляли большинство - 98 голосов из 193. Центурии стали не только военной, но и политической силой. После реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Вторая часть реформы - деление свободного населения по территориальному принципу.

В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. Триба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Они подчинялись старосте, в обязанности которого входил также сбор налогов. Позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания, в которых каждая триба имела один голос.

Реформа Сервия Туллия завершила процесс ломки основ родового строя. Включив плебеев в состав римского народа, допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, она способствовала консолидации свободных, обеспечивала их господство над рабами.

В истории государства Древнего Рима выделяют три периода:

царский период- 753 - 510 гг. до н. э.;

период республики - 509 - 27 гг. до н. э.;

период империи - 27 г. до н. э. - 476 г. н. э.

Во время начального, так называемого царского, периода Римом последовательно правили семь царей:

Время основания города Рима (753 г. до н. э.) характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины. Экономической основой ранней римской общины было сельское хозяйство.

Все полноправное население Рима - римский народ, populus romanus делилось на три племени, племена делились на роды (по сто в каждом племени, всего триста), курии (объединение из десяти родов, всего их было тридцать) и трибы (объединение десяти курий, всего три). Первоначально в определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел о спорных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах к смертной казни и т. д.

Старейшины родов входили в сенат - совет старейшин, составленный, по преданию, Ромулом из трехсот'сенаторов. В компетенцию сената входило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение Народного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом. Постепенно он сделался главной правительственной властью.

Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был реке - царь. Он избирался на комициях (народных собраниях, проходивших по куриям, - куриатных комициях), участвовать в которых могли только патриции, члены старейших римских родов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они. Каждый из патрициев обладал следующими правами:

правом на земельный надел, закрепленный за ним и его семьей (будучи, таким образом, -участником общей земельной собственности);

правом на наследование этого надела и родового имущества вообще;

правом на получение от рода помощи и защиты;

правом на участие в религиозных обрядах и празднествах и т. д. Другая часть населения, стоявшая вне родовой организации, называлась плебеями. Плебеи были лично свободными, несли военную службу наряду с патрициями, но получали не равную с ними долю военной добычи и должны были довольствоваться лишь подачками.

С имущественной дифференциацией усложняется социальная структура общины. В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи. Из их среды выходят военачальники, городские магистраты. Постепенно патриции составили господствующее сословие, владевшее крупными наделами земли и рабами, а также обзавелись клиентами. Клиенты - обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или пришлые жители, - будучи лично свободными, но ограниченными в правах, находились под покровительством патронов из патрициев, получали от них земельные наделы, а также их родовое имя, за что должны были нести в их пользу разные повинности, прежде всего воинскую. Плебеи этого времени могут быть отождествлены с мелкими и средними землевладельцами, а также ремесленниками.

С течением времени численность плебса увеличилась, и он превратился в политическую и экономическую силу, противостоявшую патрициату. Политическая история Рима нескольких веков отмечена борьбой плебеев за уравнение своих прав с патрициями.

Традиция приписывает царю Сервию Туллию (середина V в. до н. э.) реформу общественного устройства, в результате которой плебеи были введены в состав populus romanus (римского народа). Она основывалась на имущественном различии и территориальном делении, что усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации.

Первая часть реформы - деление всего свободного населения Рима на шесть имущественных разрядов и на сотни - центурии. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Позднее, с появлением в IV в. до н. э. денег, была введена денежная оценка имущества, на ассы. Обладавшие полным наделом входили в-первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т. д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан -всадники, а безземельные - пролетарии - объединялись в шестой разряд.

Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и самых богатых центурий составляли большинство - 98 голосов из 193. Центурии стали не только военной, но и политической силой. После реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Вторая часть реформы - деление свободного населения по территориальному принципу.

В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. Триба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Они подчинялись старосте, в обязанности которого входил также сбор налогов. Позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания, в которых каждая триба имела один голос.

Реформа Сервия Туллия завершила процесс ломки основ родового строя. Включив плебеев в состав римского народа, допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, она способствовала консолидации свободных, обеспечивала их господство над рабами.

Читайте также: