Права человека в германии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Нормы о правах, свободах и обязанностях закреплены в разделе 1 основного закона "Основные права", что говорит о значении, которое законодатель придавал этому институту. Положения, касающиеся прав, свобод и обязанностей, содержатся и в иных разделах конституции (разделе II "Федерация и земли"; разделе III "Бундестаг"; разделе VII "Законодательство федерации", разделе IX "Правосудие", разделе XI "Переходные и заключительные положения" и т.д.).

В основном законе довольно четко определено, кому предоставляются закрепленные им права и свободы, на кого возлагаются обязанности: это – человек, каждый немец (т.е. по сути гражданин ФРГ.

Особенностью конституции является распространение основных прав (свобод) и на отечественные юридические лица, если по своей сущности эти права могут быть к ним применены (абз. 3 ст. 19).

На первом плане в основном законе закреплены важнейшие принципы правого статуса личности, гражданина: достоинство человека, право каждого на свободное развитие своей личности, равенство. В нем четко установлено, что "достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его – обязанность всякой государственной власти". И далее подчеркнуто, что "немецкий народ поэтому считает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека основой всякого человеческого сообщества, мира и справедливости на земле" (абз. 1 и 2 ст. 1).

Принцип равноправия в конституции ФРГ зафиксирован следующим образом: во-первых, "все люди равны перед законом" (абз. 1 ст. 3); во-вторых, "мужчины и женщины равноправны" (абз. 2 ст. 3).

В акте четко установлено, что "никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам пола, происхождения, расы, языка, места рождения и родства, вероисповедания, религиозных или политических взглядов" (абз. 3 ст. 3).

В основном законе также специально подчеркивается, что внебрачным детям в законодательном порядке обеспечиваются такие же условия физического и умственного развития и их положение в обществе, как и детям, родившимся в браке (абз. 5 ст.6); что "каждый немец имеет в каждой земле равные гражданские права и обязанности" (абз. 1 ст. 33), а также, что "каждый немец имеет равный доступ ко всякой государственной должности" (в соответствии со своими склонностями, способностями и профессиональной квалификацией – абз. 2 ст. 33).

Первоочередное внимание в основном законе уделено личным, а также политическим правам и свободам; есть в нем и нормы, закрепляющие социально-экономические и социально-культурные права и свободы.

Среди личных прав и свобод – право каждого (т.е. не только гражданина ФРГ) на жизнь и физическую неприкосновенность;

ненарушимость свободы личности; при этом подчеркивается, что вмешательство в эти права допускается только на основании закона (абз. 2 ст. 2). Еще одно право – неприкосновенность жилища; в конституции установлено, что обыски могут быть разрешены только судьей, и что проникновение в помещение и ограничение свободы действий проживающего в нем (и т.п.) могут (по общему правилу) иметь место только в целях защиты от общей опасности или опасности для жизни для отдельных лиц, а также на основании закона для предотвращения непосредственной угрозы общественной безопасности и порядку (в т.ч. для борьбы с эпидемиями, охраны молодежи, которой угрожает опасность и т.д. – ст. 13). '

Основной закон гарантирует и неприкосновенность тайны переписки, а равно почтовой, телеграфной и иной электросвязи, ограничения которой возможны только на основании закона; при этом установлено, что если такое ограничение служит защите основ свободного демократического строя, либо существования Федерации или одной из земель, а также обеспечению их безопасности, то этот закон сможет установить, что заинтересованному лицу о таких ограничениях не сообщается, а вместо судебной защиты осуществляется контроль со стороны специальных органов, формируемых народными представительствами (ст. 10).

Основным законом гарантируется также свобода передвижения на всей федеральной территории; ограничение этой свободы возможно лишь законом или на основе закона, и только в случаях, когда у конкретного лица отсутствует материальная основа для его осуществления (в результате чего возникли бы особые тяготы для общества) или когда такие ограничения необходимы для предотвращения опасности, угрожающей основам свободного демократического строя Федерации или земли или их существованию, или для борьбы с опасностью эпидемий, для принятия мер против стихийных бедствий и последствий особо тяжких катастроф, для защиты молодежи от безнадзорности и предотвращения преступлений (ст. 11).

Конституция устанавливает, что брак и семья находятся под особой охраной государства, что забота о детях и их воспитание является естественным правом родителей и первейшей их обязанностью, что за их выполнением государство осуществляет надзор; что каждая мать имеет право на защиту и попечение общества. Вместе с этим дети могут быть отделены от семьи против воли лиц, управомоченных на их воспитание, только на основании закона, если такие лица не выполняют своих обязанностей или дети по другим причинам находятся под угрозой остаться без надзора (ст. 6).

Основной закон провозглашает также ненарушимость свободы вероисповедания, совести и свободы провозглашения религиозных и мировоззренческих взглядов; гарантирует беспрепятственное отправление религиозных обрядов и подчеркивает, что никто не может быть принуждаем против своей совести к военной службе с оружием (ст. 4). Он также специально подчеркивает, что пользование гражданскими и политическими правами, доступ к государственным должностям, а также права, приобретенные на государственной службе, независимы от исповедуемой религии, и что никому не может быть причинен ущерб по причине его приверженности или неприверженности к какому-либо вероисповеданию или мировоззрению (абз. 3 ст. 3).

Основной закон устанавливает широкий круг политических прав, провозглашается право каждого свободно выражать и распространять свое мнение устно, письменно и посредством изображения, а также беспрепятственно черпать информацию из общедоступных источников. Гарантируются также свобода печати и свобода информации посредством радио и кино. Установлено, что цензуры не существует. Вместе с тем записано, что границы этих прав определяются нормами общих законов, положениями об охране молодежи и чести личности (ст. 5).

Гарантировано право всех немцев собираться мирно и без оружия, без предварительного заявления или разрешения, при этом предусмотрено, что для собраний под открытым небом это право может быть ограничено законом или на основе закона (ст. 8),

Всем немцам предоставлено право создавать союзы и общества; при этом оговорено, что объединения, цели и деятельность которых противоречат уголовным законам или направлены против конституционного строя или против идеи взаимопонимания между народами, запрещаются (ст. 9).

Основной закон также предоставляет право каждому письменно обращаться индивидуально или совместно с другими в компетентные учреждения или народные представительства с просьбами или жалобами (ст. 17).

Конституция не содержит особой нормы в управлении государством, однако в ней подчеркивается, что вся государственная власть исходит от народа, что эта власть осуществляется путем выборов и голосований (через органы государства), что выборы в стране всеобщие, прямые, равные, тайные и свободные (ст. 20, ст.28, ст. 38).

К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в конституции, относится право всех немцев свободно избирать, профессию, место работы, а также – запрет принудительных работ, кроме случаев обычной, всеобщей и разной для всех публичной повинности; принудительный труд допускается только при лишении свободы по приговору суда (ст. 12). Сюда же относится и право создавать объединения для охраны и улучшения условий труда и экономических условий, гарантированное каждому и представителям всех профессий, причем конституция объявляет соглашения, стремящиеся ограничить это право или затруднить его осуществление, недействительными, а направленные на это меры – незаконными (абз. 3 ст. 9).

Основной закон провозглашает, что гарантируются собственность и право наследования и что их содержание и пределы устанавливаются законом. Вместе с тем, он устанавливает, что собственность обязывает, что ее использование должно одновременно служить общему благу и т.д.

Большим своеобразием отличается подход германского законодателя к вопросу о социально-культурных правах и свободах.

В конституции, в частности, записано, что искусство и наука, исследования и преподавание свободны; при этом подчеркивается, что свобода преподавания не освобождает от верности конституции (абз. 3 ст. 5). В конституции также установлено, что все немцы имеют право свободно избирать для себя место получения образования (абз. 1 ст. 12).

Подробно регулируются в ней вопросы школьного дела;

в частности, определяется, что все школьное дело находится под надзором государства, что преподавание религии в государственных школах, за исключением неконфессиональных, обязательно; однако лица, управомоченные на воспитание детей, имеют право решать о религиозном их обучении. Закрепляется право открытия частных школ (при соблюдении ряда условий), а также запрещение функционирования подготовительных школ (ст. 7). В Конституции также оговорено, что вопросы профессионального обучения могут регулироваться законом или на основании закона.

Отличительной особенностью основного закона является и регулирование в нем вопросов гражданства (что было обусловлено как рядом исторических причин – в частности, преследованием всех "инакомыслящих" в период фашизма, так и политических причин, например, существованием до октября 1990 г. двух германских государств); речь в нем идет о таком понятии, как "немец". Иными словами (по смыслу формулировок ст. 116), немцем является каждый, кто обладает немецким гражданством или нашел убежище в качестве беженца, перемещенного лица немецкой национальности и т.д. Причем в основном законе ( его разделе об основных правах) четко установлено, что никто не может быть лишен германского гражданства. Утрата гражданства возможна только на основании закона, а против воли заинтересованного лица лишь в том случае, если оно не станет лицом без гражданства. В конституции также записано, что ни один немец не может быть выдан иностранному государству (ст. 16).

В основном законе закреплено и право убежища для лиц, подвергающихся политическим преследованиям (ст. 16).

Важной особенностью правового положения личности в ФРГ стало закрепление ограничений в осуществлении прав и свобод. В конституции содержится общая концепция этого института. Каждый имеет право на свободное развитие своей личности при двух условиях: 1) поскольку он не нарушает прав других; 2) поскольку он не посягает на конституционный строй или нравственный закон (аб. 1 ст. 2). Вместе с тем оговорено, что тот, кто злоупотребляет свободой мнений, в особенности свободой печати, свободой преподавания, свободой собраний, объединений, тайной переписки и т.д., собственностью или правом убежища для борьбы против основ свободного демократического строя, лишается этих основных прав; факт лишения и объем его определяется Федеральным конституционным судом (ст. 18).

В основном законе установлено, что возможно ограничение какого-либо основного права законом или на основе закона;

такой закон должен носить общий характер, а не применяться к отдельному случаю; в законе должно быть названо это право с указанием статьи конституции. При этом подчеркивается, что существо содержания основного права ни в коем случае не должно быть затронуто (ст. 19). Ограничение ряда основных прав возможны для соответствующих лиц законами о военной и заменяющей ее службе, а также для граданского населения и иных категорий лиц, – законам, предназначенными для целей обороны.

В конституции закреплены и важнейшие гарантии основных прав и свобод; среди них – во-первых, ее норма, устанавливающая, что перечисленные в конституции права и свободы обязательны, как непосредственно действующее право, для законодательной власти, исполнительной власти и для судебной власти (абз. 3 ст. 1); во-вторых, положения о возможности лица, чьи права нарушены публичной властью, обратиться в суд* (абз. 4 ст. 19); в-третьих, об ответственности государства или ведомства, на службе которого состоит лицо, нарушившее свои служебные обязанности перед третьими лицами, за действия своего служащего (ст. 34); а также, разумеется, записанные в основном законе гарантии конкретных прав и свобод.

Всеобщая декларация прав человека

Более 70 лет назад, в 1948 году, люди со всего мира собрались в Париже, вдохновленные мечтой о более совершенном мире: мире, где будет защищено достоинство каждого человека. Они приняли Всеобщую декларацию прав человека. Декларация основана на идее "достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав" всех людей, признает за каждым человеком право на них и не допускает никаких различий по цвету кожи, полу, языку, религии или другим критериям. Права человека есть у всех людей - уже по одной лишь причине, что они люди, совершенно независимо от признаков, могущих отличать их друг от друга.

Основа каждого сообщества людей

Возложенное на себя Германией обязательство по защите прав человека - это в том числе и урок из самой мрачной главы в истории страны. Поэтому в Статье 1 Основного закона человеческое достоинство и неприкосновенные, неотъемлемые права человека закреплены в качестве основы каждого сообщества людей, мира и справедливости во всем мире. Тем самым Основной закон гарантирует права человека не только в Германии, но и обязывает нас выступать за защиту достоинства и основных свобод человека во всем мире.

Моральное обязательство и политические интересы

Защита прав человека - это не только моральное и международно-правовое обязательство, прописанное в Основном законе. Соблюдение прав человека отвечает и внешнеполитическим интересам Германии. Примеры во всем мире показывают: там, где нарушаются права человека, не может быть устойчивого мира и стабильного развития, в то время как свобода и человеческое достоинство, пользующиеся защитой, показали себя как двигатель созидательности и благосостояния.

Луизе Амтсберг, Уполномоченный Федерального правительства по вопросам прав человека и гуманитарной помощи © Марко Фишер

Кроме Уполномоченного Федерального правительства по политике в области прав человека и гуманитарной помощи Луизе Амтсберг вопросами политики в области прав человека в Министерстве иностранных дел Германии занимается специально созданный отдел: Отдел по правам человека и гендерным вопросам. Совместно они используют самые разные инструменты: программы поддержки НКО, форматы политического диалога, публичные заявления или молчаливая дипломатия уже помогли улучшить ситуацию с правами человека во многих странах.

Самая лучшая защита прав человека - это живое гражданское общество

Особенно важным для защиты прав человека является участие общественности, которая не должна отворачиваться, когда эти права нарушаются. Этому аспекту Германия уделяет особое внимание. В диалоге с неправительственными организациями, религиозными группами, представителями интеллектуальной среды и неравнодушными людьми Германия оказывает содействие живым и восприимчивым к проблемам гражданским обществам во всем мире. Потому что возможность граждан проявить активность в независимых от государства группах и общественных форумах - это самая лучшая защита от нарушений прав человека.
Дальнейшая информация на тему "Гражданское общество и права человека"

Германия как участник договоров

На основе Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека государства-члены ООН разработали всеобъемлющую систему договоров для защиты прав человека. Германия является участником всех важных соглашений ООН в области прав человека и протоколов к ним и регулярно отчитывается перед профильными комитетами экспертов о реализации соответствующих договорных обязательств.
Дальнейшая информация на тему "Права человека в ООН"

В Европе также существует разветвленная сеть институтов по защите прав человека. При этом ключевую роль наряду с Европейским Союзом играют прежде всего Совет Европы и ОБСЕ:
Защита основных прав в ЕС
Совет Европы
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ссылка)

Проекты по защите прав человек

Поэтому Министерство иностранных дел Германии ежегодно оказывает поддержу ок. 130 разным по масштабности проектам во всем мире: в первую очередь в странах с переходной экономикой и развивающихся странах Африки, Азии, Центральной и Южной Америки, а также Восточной Европы. Часто даже скромные суммы могут содействовать ощутимому и устойчивому улучшению ситуации с правами человека.

Основной закон, провозглашая принцип равноправия, дает ему расширительное толкование: невозможность привилегий или ограничений в связи с происхождением, языком, местом рождения, родством, религиозными или политическими взглядами. В Основном законе Германии содержится обычный перечень политических прав и свобод: свобода выражения и распространения мнений, свобода печати, свобода доступа к информации, свобода мирных собраний, право на объединение и др.В этом перечне особое место занимает право на петиции (жалобы) в органы государственной власти отдельных лиц и их объединений, которые рассматриваются в ФРГ не только как гарантия защиты прав человека, но и как одна из форм непосредственного влияния граждан на процессы принятия политических и правовых решений.

Защита социальных прав не получила в Основном законе значительного места. Более полно она закреплена в Конституциях отдельных земель, обогащена судебной практикой, в том числе Федерального конституционного суда, и действующими в ФРГ нормами международного права о правах человека.

Например, закрепленное в Конституции право на жизнь и личное достоинство трактуется Федеральным конституционным судом как признание того, что государство во всяком случае должно гарантировать каждому человеку минимум материального благополучия для достойной жизни.




В Конституции установлено, что каждый имеет право на всестороннее развитие личности, использование прав и свобод, при условии, что он не нарушает прав других и не посягает на свободный демократический (конституционный) строй, не создает угрозы существованию федерации и земель, не нарушает законы нравственности. В противном случае, а также при злоупотреблении свободой слова, собраний, объединения, правом собственности, другими правами лицо или объединение может быть лишено определенных прав Федеральным конституционным судом.

Основной закон, провозглашая принцип равноправия, дает ему расширительное толкование: невозможность привилегий или ограничений в связи с происхождением, языком, местом рождения, родством, религиозными или политическими взглядами.

Среди социально-экономических и социально-культурных прав Конституция называет свободу выбора профессии, места работы (ограничения возможны только по приговору суда), свободу объединения для охраны и улучшения условий труда (прежде всего это профсоюзные свободы), право собственности и ее наследования (с тем ограничением, что собственность должна служить общему благу), свободу искусства, науки, образования, свободу преподавания, но при условии соблюдения Конституции (свобода преподавания относится в основном к высшей школе).

В Основном законе Германии содержится обычный перечень политических прав и свобод: свобода выражения и распространения мнений, свобода печати, свобода доступа к информации, свобода мирных собраний. Предусматривается право индивидов или коллективов обращаться в государственные органы с жалобами и просьбами.

Среди личных прав и свобод конституция называет следующие: право на жизнь и физическую неприкосновенность, на неприкосновенность жилища (без разрешения хозяина и постановления судьи проникновение в жилище возможно лишь в случае опасности для общества и лица), на тайну переписки (для защиты свободного демократического строя может быть на основе закона установлен контроль в отношении осуществления этого права и для этой цели создан народным представительством специальный орган), на свободу передвижения (эта свобода может быть ограничена в целях сохранения общественного порядка, а также для предотвращения эпидемий, стихийных бедствий), на свободу совести, равный доступ к государственным должностям независимо от религиозных убеждений и мировоззрений.

Конституция говорит о праве граждан на убежище. Ограничен перечень государств, выходцы из которых могут воспользоваться этим правом. Граждане, которые хотят пользоваться правом убежища, должны представить доказательства, что являются преследуемыми у себя в стране лицами. В настоящее время возможно выдворение лиц, незаконно въехавших в страну. В Конституции предусмотрены не только юридические гарантии прав, но и выполнения обязанностей: государство или ведомство, на службе которого состоят лица, нарушившие свои служебные обязанности в отношении третьих лиц (физических и юридических), несут ответственность за действия своего служащего.

Регулированию основных прав человека посвящено только 19 статей Основного закона ФРГ, причем большое количество обычно закрепляемых другими Конституциями прав и свобод оказалось за пределами конституционного регулирования.

Заключение

Форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Парламентская республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Глава государства избирается парламентом и занимает в системе государственных органов скромное место, хотя формально его полномочия могут быть довольно широки. Парламент наряду с законодательной деятельностью и утверждением бюджета наделяется правом контроля за деятельностью правительства, которое практически осуществляет управление страной и выступает главным органом в структуре высших органов власти, а глава правительства (премьер-министр, канцлер) фактически является первым лицом в государстве.

Основной закон Федеральной Республики Германия стал одной из первых европейских и мировых Конституций, который отвел правам и свободам человека первое место среди вопросов конституционного регулирования. В дальнейшем этому примеру последовал ряд других государств.

Таким образом, парламентская Федеративная Республика Германия – это не просто абстрактная теоретическая категория науки, это те основы, с помощью которых возможно разобраться в системе органов государственной власти, учрежденной конституцией, гарантирующей права и обозначающей обязанности гражданина.

Список использованной литературы

1. Основной закон Федеративной Республики Германии // Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. Пер. с нем. / Под ред. Ю.П. Урьяса. — М.: Прогресс, 1991. — Приводится по: Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л.А. Окунькова. —М.: Издательская группа ИНФРА-М—НОРМА, 1997. — С. 200.

2. Давид Р. Основные правовые системы современности. М.,2007..

3. Имашева Е.Г., Кушнир И.В., Кормушкина Н.В. Учебник: Конституционное право зарубежных стран.- М., 2015;

4. Крашенинниковой Н.А., Жидкова О.А История государства и права зарубежных стран. В 2-х ч.: Часть 1 / Под ред. Крашенинниковой Н.А. и Жидкова О.А.. — 2-е изд., стер.. — М.: НОРМА, 2004. — С. 259.

5. Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств: учеб. пособие / сост. проф. В. В. Маклаков. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2003. С. 88.

8. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Юристъ, 2004. с. 64.;

9. Чиркин В.Е. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: Юристъ, 2014.

[4] Давид Р. Основные правовые системы современности. М.,2007.

[5] Основной закон Федеративной Республики Германии // Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. Пер. с нем. / Под ред. Ю.П. Урьяса. — М.: Прогресс, 1991. — Приводится по: Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л.А. Окунькова. —М.: Издательская группа ИНФРА-М—НОРМА, 1997. — С. 181—234.

[6] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Юристъ, 2004. с. 64.;

[7] История государства и права зарубежных стран. В 2-х ч.: Часть 1 / Под ред. Крашенинниковой Н.А. и Жидкова О.А.. — 2-е изд., стер.. — М.: НОРМА, 2004. — С. 259..

[8] Основной закон Федеративной Республики Германии // Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. Пер. с нем. / Под ред. Ю.П. Урьяса. — М.: Прогресс, 1991. — Приводится по: Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л.А. Окунькова. —М.: Издательская группа ИНФРА-М—НОРМА, 1997. — С. 181—234.

[9] Основной закон Федеративной Республики Германии // Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. Пер. с нем. / Под ред. Ю.П. Урьяса. — М.: Прогресс, 1991. — Приводится по: Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л.А. Окунькова. —М.: Издательская группа ИНФРА-М—НОРМА, 1997. — С. 181—234

[10] Имашева Е.Г., Кушнир И.В., Кормушкина Н.В. Учебник: Конституционное право зарубежных стран.- М., 2015;

[11] Чиркин В.Е. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: Юристъ, 2014.

[12] Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств: учеб. пособие / сост. проф. В. В. Маклаков. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2003. С. 88.

[13] Основной закон Федеративной Республики Германии // Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. Пер. с нем. / Под ред. Ю.П. Урьяса. — М.: Прогресс, 1991. — Приводится по: Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л.А. Окунькова. —М.: Издательская группа ИНФРА-М—НОРМА, 1997. — С. 200.

Основной закон, провозглашая принцип равноправия, дает ему расширительное толкование: невозможность привилегий или ограничений в связи с происхождением, языком, местом рождения, родством, религиозными или политическими взглядами. В Основном законе Германии содержится обычный перечень политических прав и свобод: свобода выражения и распространения мнений, свобода печати, свобода доступа к информации, свобода мирных собраний, право на объединение и др.В этом перечне особое место занимает право на петиции (жалобы) в органы государственной власти отдельных лиц и их объединений, которые рассматриваются в ФРГ не только как гарантия защиты прав человека, но и как одна из форм непосредственного влияния граждан на процессы принятия политических и правовых решений.

Защита социальных прав не получила в Основном законе значительного места. Более полно она закреплена в Конституциях отдельных земель, обогащена судебной практикой, в том числе Федерального конституционного суда, и действующими в ФРГ нормами международного права о правах человека.

Например, закрепленное в Конституции право на жизнь и личное достоинство трактуется Федеральным конституционным судом как признание того, что государство во всяком случае должно гарантировать каждому человеку минимум материального благополучия для достойной жизни.

В Конституции установлено, что каждый имеет право на всестороннее развитие личности, использование прав и свобод, при условии, что он не нарушает прав других и не посягает на свободный демократический (конституционный) строй, не создает угрозы существованию федерации и земель, не нарушает законы нравственности. В противном случае, а также при злоупотреблении свободой слова, собраний, объединения, правом собственности, другими правами лицо или объединение может быть лишено определенных прав Федеральным конституционным судом.

Основной закон, провозглашая принцип равноправия, дает ему расширительное толкование: невозможность привилегий или ограничений в связи с происхождением, языком, местом рождения, родством, религиозными или политическими взглядами.

Среди социально-экономических и социально-культурных прав Конституция называет свободу выбора профессии, места работы (ограничения возможны только по приговору суда), свободу объединения для охраны и улучшения условий труда (прежде всего это профсоюзные свободы), право собственности и ее наследования (с тем ограничением, что собственность должна служить общему благу), свободу искусства, науки, образования, свободу преподавания, но при условии соблюдения Конституции (свобода преподавания относится в основном к высшей школе).

В Основном законе Германии содержится обычный перечень политических прав и свобод: свобода выражения и распространения мнений, свобода печати, свобода доступа к информации, свобода мирных собраний. Предусматривается право индивидов или коллективов обращаться в государственные органы с жалобами и просьбами.

Среди личных прав и свобод конституция называет следующие: право на жизнь и физическую неприкосновенность, на неприкосновенность жилища (без разрешения хозяина и постановления судьи проникновение в жилище возможно лишь в случае опасности для общества и лица), на тайну переписки (для защиты свободного демократического строя может быть на основе закона установлен контроль в отношении осуществления этого права и для этой цели создан народным представительством специальный орган), на свободу передвижения (эта свобода может быть ограничена в целях сохранения общественного порядка, а также для предотвращения эпидемий, стихийных бедствий), на свободу совести, равный доступ к государственным должностям независимо от религиозных убеждений и мировоззрений.

Конституция говорит о праве граждан на убежище. Ограничен перечень государств, выходцы из которых могут воспользоваться этим правом. Граждане, которые хотят пользоваться правом убежища, должны представить доказательства, что являются преследуемыми у себя в стране лицами. В настоящее время возможно выдворение лиц, незаконно въехавших в страну. В Конституции предусмотрены не только юридические гарантии прав, но и выполнения обязанностей: государство или ведомство, на службе которого состоят лица, нарушившие свои служебные обязанности в отношении третьих лиц (физических и юридических), несут ответственность за действия своего служащего.

Регулированию основных прав человека посвящено только 19 статей Основного закона ФРГ, причем большое количество обычно закрепляемых другими Конституциями прав и свобод оказалось за пределами конституционного регулирования.

Заключение

Форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Парламентская республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Глава государства избирается парламентом и занимает в системе государственных органов скромное место, хотя формально его полномочия могут быть довольно широки. Парламент наряду с законодательной деятельностью и утверждением бюджета наделяется правом контроля за деятельностью правительства, которое практически осуществляет управление страной и выступает главным органом в структуре высших органов власти, а глава правительства (премьер-министр, канцлер) фактически является первым лицом в государстве.

Основной закон Федеральной Республики Германия стал одной из первых европейских и мировых Конституций, который отвел правам и свободам человека первое место среди вопросов конституционного регулирования. В дальнейшем этому примеру последовал ряд других государств.

Таким образом, парламентская Федеративная Республика Германия – это не просто абстрактная теоретическая категория науки, это те основы, с помощью которых возможно разобраться в системе органов государственной власти, учрежденной конституцией, гарантирующей права и обозначающей обязанности гражданина.

Список использованной литературы

1. Основной закон Федеративной Республики Германии // Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. Пер. с нем. / Под ред. Ю.П. Урьяса. — М.: Прогресс, 1991. — Приводится по: Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л.А. Окунькова. —М.: Издательская группа ИНФРА-М—НОРМА, 1997. — С. 200.

2. Давид Р. Основные правовые системы современности. М.,2007..

3. Имашева Е.Г., Кушнир И.В., Кормушкина Н.В. Учебник: Конституционное право зарубежных стран.- М., 2015;

4. Крашенинниковой Н.А., Жидкова О.А История государства и права зарубежных стран. В 2-х ч.: Часть 1 / Под ред. Крашенинниковой Н.А. и Жидкова О.А.. — 2-е изд., стер.. — М.: НОРМА, 2004. — С. 259.

5. Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств: учеб. пособие / сост. проф. В. В. Маклаков. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2003. С. 88.

8. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Юристъ, 2004. с. 64.;

9. Чиркин В.Е. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: Юристъ, 2014.

[4] Давид Р. Основные правовые системы современности. М.,2007.

[5] Основной закон Федеративной Республики Германии // Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. Пер. с нем. / Под ред. Ю.П. Урьяса. — М.: Прогресс, 1991. — Приводится по: Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л.А. Окунькова. —М.: Издательская группа ИНФРА-М—НОРМА, 1997. — С. 181—234.

[6] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Юристъ, 2004. с. 64.;

[7] История государства и права зарубежных стран. В 2-х ч.: Часть 1 / Под ред. Крашенинниковой Н.А. и Жидкова О.А.. — 2-е изд., стер.. — М.: НОРМА, 2004. — С. 259..

[8] Основной закон Федеративной Республики Германии // Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. Пер. с нем. / Под ред. Ю.П. Урьяса. — М.: Прогресс, 1991. — Приводится по: Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л.А. Окунькова. —М.: Издательская группа ИНФРА-М—НОРМА, 1997. — С. 181—234.

[9] Основной закон Федеративной Республики Германии // Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. Пер. с нем. / Под ред. Ю.П. Урьяса. — М.: Прогресс, 1991. — Приводится по: Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л.А. Окунькова. —М.: Издательская группа ИНФРА-М—НОРМА, 1997. — С. 181—234

[10] Имашева Е.Г., Кушнир И.В., Кормушкина Н.В. Учебник: Конституционное право зарубежных стран.- М., 2015;

[11] Чиркин В.Е. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: Юристъ, 2014.

[12] Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств: учеб. пособие / сост. проф. В. В. Маклаков. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2003. С. 88.

[13] Основной закон Федеративной Республики Германии // Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. Пер. с нем. / Под ред. Ю.П. Урьяса. — М.: Прогресс, 1991. — Приводится по: Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л.А. Окунькова. —М.: Издательская группа ИНФРА-М—НОРМА, 1997. — С. 200.

menu

Суды Германии отказались рассматривать жалобы Ульриха Коха по существу, касавшиеся отказа его покойной жене в просьбе помочь ей достойно уйти из жизни. Европейский суд постановил, что права заявителя были нарушены. Благодаря постановлению ЕСПЧ по его делу Ульриху удалось добиться возобновления судебного разбирательства в Германии.

Правосудие для бизнесмена, подвергшегося обыску со стороны полиции всего лишь из-за нарушения правил дорожного движения, совершенного третьим лицом

У Юргена Бука был небольшой бизнес в городке недалеко от Франкфурта. Однажды днем полиция неожиданно произвела обыск в его доме и офисе. Юрген заявил, что у местного населения возникли подозрения в его причастности к преступной деятельности, что в итоге привело к потере им бизнеса. Однако обыск был просто бесполезным действием в расследовании случая превышения скорости сыном Юргена. Европейский.

Медсестра получила компенсацию после увольнения за раскрытие информации

Бригитте Хайниш работала медсестрой с пожилыми людьми. Она заявила, что практика в доме престарелых, где она работала, создает риск для пациентов. После того как она заявила об этом публично, она была уволена. При этом суды Германии установили, что ее увольнение было законным – поэтому Б. Хайниш обратилась с ее делом в Страсбург. Ее дело было вновь рассмотрено и она получила компенсацию.

Реформы, направленные на устранениенеобоснованно длительных сроков рассмотрения судебных разбирательств

Десятки заявителей жаловались на чрезмерные сроки рассмотрения судебных разбирательств в Германии. Одним из них был Рудигер Румпф, который ждал более 13 лет решения по административному вопросу. Страсбургский суд выявил структурную проблему в отношении отсутствия средств правовой защиты в связи с чрезмерно длительными сроками рассмотрения судебных разбирательств в Германии. Это привело к.

Улучшение прав на опеку для отцов детей, родившихся вне брака

У Хорста Цаунеггера была дочь, он развелся с матерью ребенка. Немецкое законодательство ограничивало его возможности получить совместную опеку, поскольку он и мать ребенка не состояли в браке. После того как он выиграл свое дело в Страсбурге, закон был изменен и отцы в положении Х. Цаунеггера получили больше прав.

Читайте также: