Указ о военном положении 1941 кратко

Обновлено: 02.07.2024

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Начиная с декабря прошлого года, Всесоюзное объединение народов России и СССР (ВОИНР СССР, ВОИНР) проведено масштабное исследование по всем региональным прокуратурам РФ (областные, краевые, республиканские). Всего более 80 прокуратур РФ, включая федеральных округов и Генеральную - для примера прилагаются письма в Хакасскую и Нижегородскую прокуратуру и ответы Генеральной и Брянской прокуратур. Заданы были вопросы относительно законности действующих региональных органов власти и судов в связи с применением пункта 4 статьи 15 Конституции РФ (о приоритете международного договора над законами РФ), а так же о сохранении статуса граждан СССР после сложения полномочий Президентом СССР и Верховным Советом, а так же Правительством. Переписка велась интенсивная, были получены ответы, начиная от помощников по работе с письмами, заместителей прокуроров и самих региональных прокуроров. То есть, мнение основной массы прокурорских работников регионального уровня мы выяснили, знакомим кратко с выводами, поскольку они имеют принципиальное значение для того, чем пытается вслепую заниматься ПДС НПСР: "чинить" систему идеями в области управления, самоорганизации и приватизации без даже приблизительного и смутного понимания того, что она из себя представляет в действительности.

1. Союзный договор в настоящее время в силе, он не расторгался и не прекращался. Недействительность предпринятой попытки его расторжения в Беловежье подтверждена легальным толкованием Госдумы впостановлении от 15 марта 1996 г. № 157-II ГД О юридической силе для Российской Федерации - России результатов референдума СССР 17 марта 1991 г. по вопросу о сохранении Союза ССР.

2. Участниками этого договора выступают не президенты и не верховные советы республик или их правительства, а именно сами граждане СССР (народы союзных республик) непосредственно, поскольку договор заключался от их имени их представителями. Действующая редакция союзного договора изложена в Конституции 1977 года с изменениями по состоянию на 1991 год.

3. Способов изменить или отменить действие советских законов или Конституции без высших органов власти СССР нет. Эти законы выше по юридической силе, чем законы РФ или иной союзной республики(статья 74 Конституции 1977 года, Декларация Съезда народных депутатов РСФСР О госсуверенитете РСФСР).
О приоритете законов СССР над законами РФ говорит также пункт 4 статьи 15 Конституции РФ, поскольку в нем речь идет о международных договорах, а Союзный договор по отношению к РФ именно международный. И хотя сама эта Конституция РФ не была принята при голосовании в 1993 году, но проблема снимается при верном толковании значения пункта 4 статьи 15. То есть, сама эта не принятая Конституция (31% "За" от списочного состава при требуемых 50%+ 1 голос) в связи с установленным в ней приоритетом законов СССР над законами РФ не создает никакого нарушения прав граждан и по сути тождественна прежней конституции РСФСР.

4. Установлено, что в РФ в настоящее время нет судов, так как согласно Конституции СССР (как международному договору) все суды кроме трибуналов выборные, а в РФ они назначаемые. Региональные органы власти также образуются с нарушением принципов формирования представительных органов - по партспискам, что недопустимо, и без императивного наказа избирателей, что так же недопустимо.

5. По сути, из законных органов госуправления в регионах - только сами прокуратуры, так как они образованы на основании закона принятого в 1992 году до известных событий с госпереворотом в РСФСР (РФ). Присяга работников прокуратуры по смыслу этого закона приносится именно в обязательстве соблюдения Конституции РСФСР, действовавшей в момент принятия этого закона, а не какой-то иной или любой Конституции, тем более, не принятой в установленном порядке.

6. Поскольку РФ и разъяснениями Минюста РФ и толкованиями МИДа РФ признается продолжателем СССР, и сам Союз признается не упраздненным как субъект международного права, у прокуратуры РФ возникают чрезвычайные и уникальные полномочия: право применения советских законов, включая закон 1958 года о госпреступлениях (Закон СССР от 25.12.1958 г. Об уголовной ответственности за государственные преступления) по отношению к любому гражданину СССР на территории СССР, включая и судейских и прокурорских работников, и даже депутатов и президентов союзных республик. Никакого иммунитета от уголовной репрессии прокуратуры РФ по отношению к ним нет, так как все меры иммунитета в республиканском законодательстве ниже по юридической силе, чем сила законов СССР. А право применения этих законов СССР по привлечению к уголовной ответственности - только у прокуратуры РФ (и у самих граждан СССР как участников договора).
Право вынесения приговоров суда по таким преступлениям, хотя многих это удивит, у граждан СССР.Граждане могут образовать суды СССР, а могут выносить приговоры и без образования судов путем голосования за текст приговоров. Разумеется, не всех, а только тех приговоров, что постановлены на основе общеизвестных доказательств, не требующих судебного исследования, и подготовлены специалистами с достаточной квалификацией (по законам СССР это высшее юридическое образование и специализация - судебно-следственно-прокурорская для уголовных дел).

7. ВОИНР предлагало в самом начале "майданных" событий и беспорядков в Киеве прокуратуре РФ применить именно советские законы (упомянутый выше закон), и это бы, по нашему мнению, сразу пресекло второй уже в Украине государственный переворот. Однако прокуратура уклонилась и ограничилась полумерами: возбуждением бесполезных дел в отношении некоторых активистов Майдана по мало впечатлившим их составам об экстремизме и т.п. В результате этого бесхребетного поведения прокуратуры мы подошли сейчас к ситуации угрозы крупномасштабной войны внутри СССР и интервенции Запада.

Граждане СССР сейчас дезорганизованы, правосознание разрушено, невежество торжествует, и хаос нарастает.

Ярким примером беспомощности метаний выступает ПДС НПСР, устроившее мастерскую по изобретению "велосипедов". Уже имеющуюся и действующую одну из самых сложных и самых эффективных в мире моделей управления забросили, а принялись из досужих вымыслов фантазировать нелепое: согласовывать новый общественный договор. А старый куда делся? Что можно согласовывать представителям разных клубов по интересам меж собой, если никто из них не знает и не учитывает действующие правила и действующий договор?!

Действующий договор об СССР предоставляет два варианта действий для подобной ситуации нападения извне и нападения изнутри. Это самозащита:

а) военное положение - регламентируется действующим Указом ПВС СССР от 22 июня 1941 года. Согласно правил пункта 10 этого Указа в тех местностях на территории СССР, где отсутствуют законные органы власти СССР, действует военное положение. И вся полнота власти принадлежит командованию воинских соединений СОВЕТСКОЙ АРМИИ (это от командования дивизии и выше). Подчеркну: не любой армии или группе клоунов, ряженных в деникинских поручиков, казаков с нагайками, попов с хоругвиями, а именно Советской Армии и никакой иначе. Судебную юрисдикцию при командовании этих соединений осуществляют по всем категориям дел военные трибуналы.
Поскольку законных органов власти СССР сейчас нет повсеместно на территории РФ и других республик, то именно режим военного положения и действует согласно Указу. Как образовать эти самые воинские подразделения законным образом и создать трибуналы при них, ВОИНР знает.

б) реализация непосредственной власти народа - это меры судебной юрисдикции, организуемые гражданами СССР по законам СССР. В рамках этих мер возникает возможность не только вынесения законных приговоров по уголовным делам категории особо опасных преступлений, но и исполнения приговоров в части смертной казни и конфискации имущества осужденных.

Подчеркну для тех, кто не понял субъекта действия описанных полномочий: это только гражданин СССР, а не подданный Российской империи или мнимый гражданин как бы суверенной Новороссии. Относительно прав граждан РФ - у них двойное гражданство. Как граждане РФ они являются одновременно и гражданами СССР (статья 1 закона о гражданстве в СССР), что определяет их статус несопоставимо широким по сравнению с любым иным статусом гражданина другой страны. Как вся власть, так и вся собственность в СССР принадлежит этому субъекту права - гражданину СССР. Большая часть из граждан СССР находится в РФ. Поэтому и ядром СССР выступает РФ. Вся система управления СССР и должна восстанавливаться (с учетом делегитимации КПСС и с учетом многоукладности экономики - по действующей редакции Конституции СССР) именно в Российской Федерации.

Никаких революций и контрибуций, баррикад и беспорядков при этом не требуется, равно как захвата зданий администрации или поджогов шин и тому подобных глупостей. Восстановление конституционного порядка пройдет бескровно и мирно. Вся правоохранительная и силовая часть системы воспримет её, как ясно из изучения мнений прокуратуры, как благо. Потерпевшим окажется только верхний слой олигархата. А приобретателями доли имущества гражданина СССР - все остальные.

Но и эта, хотя и громадная, по оценке в несколько десятков млн. долларов США, доля - не полная часть персонального имущества гражданина СССР. Реальное долговое обязательство Запада перед коллективным совладельцем общенародной собственности в СССР громадно и даже приблизительно не поддается экспертной оценке, так как в силу осторожной и дальновидной политики в сфере международных расчетов по внешнеэкономическим сделкам, СССР уклонился как от заключения Бренттон-Вудского, так и Ямайского (подписано, но не ратифицировано) соглашений о расчетах. В силу чего все долговые обязательства Запада перед СССР номинированы в золоте, как это и было до Бренттон-Вудского соглашения.

Подобного количества золота в мире нет, поэтому в возмещение платежа может передаваться имущество должника. Других вариантов тут не просматривается. Но для реализации, как минимум, требуется полное восстановление субъектности СССР и наращивание его военного потенциала до размера адекватности постановки подобного справедливого требования. В нынешнем колониально-подавленном состоянии этого сделать и даже фантазировать нельзя. Россия будет раздавлена раньше, чем закончит формулировать такое справедливое и законное требование Западу.

Откуда берется и как обосновывается требование о новых расчетах за поставки углеводородов по внешнеэкономическим сделкам с имуществом граждан СССР - общенародной собственностью?

Во-первых, оттуда, что в 91-93 годах в результате госпереворотов власть от народа перешла к ОПГ. Никакой легитимации и легализации действующие сегодня органы представительной и исполнительной власти не имеют по отношению к собственнику - сумме граждан СССР. Действия этих органов по отчуждению чужого имущества квалифицируются по закону как действия без полномочий. Они могут быть одобрены впоследствии собственником и станут для него обязательны - или не одобрены, как сегодня, и тогда он имеет право требования к приобретателю имущества по возврату или оплате этого имущества.

Во-вторых, ВОИНР поставил вопрос перед Президентом и Правительством РФ о судьбе имущества граждан СССР и потребовал отчет об использовании и состоянии этого имущества. Ответ дан настолько нелепый и в такой безумной форме, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать - прилагается ответ минэкономразвития.

Из этого ответа о том, что имущество граждан СССР отчуждил/отчудил президент РСФСР на приватизацию, следует, что никаких полномочий от собственника у отчуждателя/отчудителя не имелось, так как это имущество граждане СССР ему (президенту РСФСР) не подарили, не завещали и в карты или шашки не проиграли, и даже управление им не поручали. Сам ответ пришел никем не подписанным и без окончания мысли, коею силился его завершить клерк Минэкономразвития.

От президента ответа на предложение оформить отношения с совладельцами собственности (для него был приложен договор услуг управления), не последовало, хотя все сроки истекли многократно. Письма переадресованы МИДу и Минюсту. Учитывая что эти ведомства уже признали ранее правосубъектность и существование СССР в настоящее время, отрицать им существование граждан СССР теперь никак невозможно. Потому решили отмалчиваться.

Зато полагаем, ПДС НПСР не станет отмалчиваться на данное пояснение ВОИНР. И примет к сведению все вышеизложенное для придания осмысленности своей деятельности с учетом того, что они также граждане СССР и совладельцы общей собственности.

Дополнительно к пп. 4-6: в соответствии с Конституцией СССР 1977 г. в правовой статус, а это значит в сумму всех прав и обязанностей, гражданина СССР входит право на участие в правосудии и образовании судов. Далее выдержки из Конституции, и обращаем внимание, что открытое голосование означает голосование явное, то есть, не тайное.

Статья 151. Правосудие в СССР осуществляется только судом.

Статья 152. Все суды в СССР образуются на началах выборности судей и народных заседателей, за исключением судей военных трибуналов. . Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на собраниях граждан по месту их жительства или работы открытым голосованием, а народные заседатели вышестоящих судов - соответствующими Советами народных депутатов. . Народные заседатели всех судов избираются сроком на пять лет. Судьи и народные заседатели могут быть отозваны в установленном законом порядке.

Статья 154. Рассмотрение гражданских и уголовных дел во всех судах осуществляется коллегиально; в суде первой инстанции - с участием народных заседателей. Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи.

А в соответствии с законом СССР от 04.08.89 г. "О статусе судей в СССР" народный заседатель, имеющий высшее юридическое образование, может замещать народного судью районного (городского) народного суда в случаях его длительного отсутствия (см. п.5 ст.12 раздела IV "Права и обязанности судей и народных заседателей").

И что вам еще нужно для образования законного суда по советским законам? Листа А4 для печати протокола собрания трудового коллектива или собрания по месту жительства об избрании народного заседателя? Или мозгов, чтобы выяснить, что законы СССР в силе и не отменены?

Что такое военное положение, и зачем его обычно вводят?

Управление на местах было передано военному руководству. Все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и безопасности – переходили к военным советам фронтов, армий, военных округов либо, а где не было военных советов – к высшему командованию воинских соединений.

Впрочем, военное положение было суровым не только в СССР, но и во всем мире. Столь неблагоприятная ситуация проистекает всегда из угроз, критически опасных для того или иного государства, а то и вовсе ставящих под вопрос его дальнейшее существование. Казалось бы, Великая Отечественная война и была той самой угрозой, о которой прямо упомянули на нормативном уровне. Но есть один важный нюанс.

В правительственном указе периода начала войны черным по белому прописано, что военное положение касается именно местностей, испытавших на себе вражеское вторжение. Между тем, фрицы так и не сумели развернуться на всем советском пространстве. Из этого следует, что вводить особый и чрезвычайный режим сплошняком по всей стране было бы юридически некорректно.

Более того, военное положение вводилось на меньшинстве советских территорий, а именно в 26 образованиях из 138 возможных. Тем самым руководство мотивировало себя и народ решить проблему во что бы то ни стало на дальних подступах.

Чрезвычайный правовой режим был утвержден в Архангельской области, Белорусской ССР, Вологодской области, Воронежской области, Ивановской области, Карело-Финской ССР, Калининской области, Краснодарском крае, Крымской АССР, Курской области, Литовской ССР, Латвийской ССР, Ленинграде и Ленинградской области, Молдавской ССР, Мурманской области, Москве и Московской области, Орловской области, Ростовской области, Рязанской области, Смоленской области, Тульской области, Украинской ССР, Эстонской ССР и Ярославской области.

Сталинское руководство проявило дальновидность, тогда как гитлеровское – ошиблось практически во всем. Не получилось захватить Москву за 20 дней, как планировалось первоначально, зато прочерченную по карте до Уральского хребта линию не удалось переломить. Она встала за добрые 2000 километров до рубежа территорий, запланированных к захвату по плану Третьего Рейха.

Мобилизации на этих территориях подлежали военнообязанные, родившиеся в период с 1905 по 1918 годы включительно. Первым днем мобилизации стало 23 июня 1941 года.

Документ, с учетом даты, должны были принять в суматохе и неразберихе. Однако великолепная организация и властная вертикаль тех лет спасли ситуацию. Сохранились точные сведения о том, что Сталин перед принятием нормативного акта посовещался с лучшими военными экспертами, со специалистами из Генштаба. К сожалению, поименно всех мыслителей, разработавших данное судьбоносное для нашей страны решение, мы до сих пор не знаем. Хотя попытки прояснить данный вопрос предпринимаются до сих пор.

Авторы указов 1941 года с математической точностью выверили дальнейшее развитие событий. А главное – предусмотрели необходимые меры, приведшие впоследствии к советскому триумфу в самом масштабном вооруженном противостоянии, которое когда-либо знало человечество.


Во время Великой Отечественной войны в Советском Союзе сложилась чрезвычайная обстановка, когда встал вопрос о самом существовании страны.
Создавалось чрезвычайное законодательство военного времени.
Однако, по общей тенденции развития советского права,сокращалось количество нормативно-правовых актов, публикуемых в источниках официального опубликования.
Поэтому задачей этого проекта был сбор и систематизация основных нормативно-правовых документов (полных текстов) времен Великой Отечественной войны.

Вероломным нападением фашистской Германии на СССР 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.
На Советский Союз напали 190 дивизий, линия фронта протянулась от Балтики до Карпат. На стороне Германии выступили Италия, Румыния, а позднее – Венгрия, Финляндия, Словакия.

Советское государство оказалось в трудной ситуации. Необходимо было одновременно решать пять сложнейших задач:
1. Приостановить стремительное наступление немецких войск.
2. Эвакуировать на восток страны промышленные предприятия, население и имущество из районов, которым угрожала немецкая оккупация.
3. Провести всеобщую мобилизацию военнообязанных и компенсировать потери в живой силе, понесенные в первые дни войны.
4. Организовать производство вооружения и боеприпасов в необходимом количестве.
5. Обеспечить армию и страну продовольствием.

В стране сложилась чрезвычайная обстановка, когда встал вопрос о самом существовании советского государства.

Поэтому создавались чрезвычайные органы или обычным органам придавались чрезвычайные полномочия.

Сталин И. В. устанавливает режим личной власти.

Уже 23 июня 1941 г. по решению ЦК ВКП(б) и СНК СССР была создана Ставка Верховного Главнокомандования. Она должна была осуществлять стратегическое руководство вооруженными силами страны. Возглавил этот орган С. М. Тимошенко, а затем с 10 июля 1941 г. – И.В. Сталин.
31 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР, ЦК ВКП (б) и СНК СССР приняли совместное постановление, которым признавалась необходимость создания Государственного Комитета Обороны, сосредоточение всей полноты власти в руках ГКО. Все граждане, партийные, советские, комсомольские и военные органы были обязаны беспрекословно выполнять решения и распоряжения ГКО. Возглавил его И. В. Сталин.
19 июля 1941 г. И.В. Сталин был назначен Народным комиссаром обороны, а 8 августа 1941 г. – Главнокомандующим Вооруженными Силами.

Главным организующим принципом всей системы исполнительной власти становится принцип бюрократического централизма: приказ,изданный вышестоящим органом, подлежал незамедлительному и беспрекословному выполнению.

• драться до последней капли крови за наши города и села;
• обеспечить организованное проведение мобилизации;
• обеспечить снабжение армии всем необходимым;
• уничтожать шпионов, диверсантов, вражеских парашютистов;
• имущество, которое не может быть вывезено, должно безуспешно уничтожаться;
• создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии.

Превращение страны в единый боевой лагерь.

Судебные органы

Для ускорения судопроизводства и расследования преступлений в годывойны использовался институт военной юстиции.

• дела о государственных преступлениях
• об охране общественной (социалистической) собственности
• уголовные дела
• о преступлениях, совершенных военнослужащими
• об уклонении от исполнения всеобщей воинской обязанности

Сроки рассмотрения дел были предельно короткими, приговоры обжалованию не подлежали, приводились в исполнение немедленно. Только смертные приговоры могли приостановить командующие и военные советы армий.

До 1943 года военные трибуналы работали в составе трех человек, затем включили заседателей.

Изменения в праве в условиях войны

…В советском праве во время войны преобладали негативные тенденции, сложившиеся уже в конце 30-х годов:

(Сырых В. М. История государства и права России: советский и современный период. Москва: Юрист, 2000. – С. 314).

Гражданское право

Гражданское право признавало приоритетную защиту имущественных интересов государства. В условиях войны сказалась эффективность принципа единства государственной собственности.

Советские законы считались действовавшими и на территории, временно оккупированной врагом. Поэтому всякого рода гражданско-правовые сделки, совершенные на какой-либо территории за время ее оккупации, если они не соответствовали советским законам или нарушали интересы советского государства, признавались недействительными.

Расширялись права государства в отношении некоторых объектов нрава личной собственности. Так, граждане были обязаны временно сдать радиоприемники, применялись реквизиции некоторого имущества, например, лодок в местах переправ и т.д.

Граждане освобожденных территорий обязаны были сдавать органам государства трофейное имущество, а также брошенное имущество, собственники которого не известны, все присвоенное во время оккупации имущество как государства, так и граждан.

Постановление СНК и ЦК ВКП б) от 21 августа 1943 г. обязало совнаркомы, облисполкомы и обкомы восточных областей и республик возвратить колхозам освобожденных районов скот, который в свое время был эвакуирован на восток.

В обязательственном праве четко прослеживалась тенденция на сужение применения гражданско-правовых договоров и расширение применения административно-правовых, плановых заданий. Это касалось, прежде всего, военной продукции, а также поставок нефти, угля, металла и т.д.

Налоговое право

Необходимость мобилизации дополнительных средств для финансирования военных расходов вынудила правительство повысить долю налогов в доходах Госбюджета СССР. В годы войны государство увеличило размеры налоговых платежей населения, значительно повысив долю этого источника бюджетных ресурсов.

В начале войны были предприняты меры, обеспечивающие повышение эффективности налогов и сборов.

В годы войны широко были распространены взносы населения в Фонд обороны и Фонд Красной Армии. За период 1941 – 1945 гг. в бюджет было мобилизовано 111,7 млрд. руб. Кроме того, государство активно привлекало средства населения с помощью государственных займов. За годы войны с помощью займов было привлечено 113,9 млрд. руб., что составило 10,2% от всех бюджетных доходов военного времени.

За годы войны налоги с населения увеличились в 4,2 раза, тогда как налоги с государственных организаций возросли только на 21,4%.

Всего за годы войны население выплатило налогов и сборов на сумму 133 млрд. руб., что составило 11,9% всех доходов бюджета.

Таким образом, советская система финансов и налоговая система СССР периода Великой Отечественной войны показали свою эффективность и жизнеспособность, позволив государству мобилизовать все ресурсы на защиту страны и обеспечить победу в тяжелейшей войне.

Наследственное право

Введены были изменения и в порядок наследования. Отметим, что связаны эти нормы были с массовой гибелью людей, что требовало законодательного расширение списка их наследников. Гражданам разрешалось по завещанию оставлять свое имущество одному или нескольким наследникам, но запрещалось лишать несовершеннолетних наследников доли, которая причиталась бы им при наследовании по закону.

• Появляются новые категории наследников, расширяется их круг: нетрудоспособные родители, братья и сёстры наследодателя.
• Каждый гражданин мог завещать своё имущество государственным и общественным органам, одному или нескольким лицам.
• При отсутствии наследников по закону имущество могло быть завещано другому лицу.

Трудовое право

Мобилизация мужского населения страны, оккупация немецкими войсками части территории СССР привели к резкому дефициту рабочей силы.
Советское государство принимает чрезвычайные меры в сфере организации труда, реанимирует опыт политики военного коммунизма и вводит разного рода трудовые повинности.

• фактически рабочий день в годы войны составлял не менее 11 часов в день
• отмена предоставление очередных и дополнительных отпусков с заменой их денежной компенсацией. С апреля 1942 г. компенсации за отпуск были отменены до окончания войны.

Отменялось и право всех работников на увольнение по собственному желанию.

• считать на период войны мобилизованными и закрепить для постоянной работы за теми предприятиями, на которых они работают.
• Самовольный уход рабочих и служащих с предприятий указанных отраслей промышленности, в том числе эвакуированных, рассматривать как дезертирство и лиц, виновных в самовольном уходе (дезертирстве), карать тюремным заключением на срок от 5 до 8 лет.

• мобилизацию трудоспособного городского населения для работы по месту жительства на производстве и строительстве
• подлежит трудоспособное городское население в возрасте: мужчины от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет из числа не работающих в государственных учреждениях и предприятиях.

С 1942г. по июнь 1945 г. было привлечено к работе более 3 млн. человек.

Трудовые отношения регулировались на основе чрезвычайного законодательства. Его характеризовал особый режим на производстве, система мобилизаций и повинностей, повышенная мера ответственности за нарушение трудовой дисциплины. Это соответствовало условиям военного времени, способствовало созданию в стране экономики военного времени и концентрации всех сил для отпора врагу.

Трудовые отношения регулировались и высокой патриотической моралью советских граждан. Трудовой энтузиазм определял выполнение и перевыполнение добровольно взятых на себя обязательств.

Для Королевства так же, как и для СССР военного времени, была характерна централизация управления: контроль за людскими ресурсами не только на государственных, но и на частных предприятиях был поручен Министерству труда и национальной повинности.

• запрещал самовольный уход с работы, исключал увольнение рабочих собственниками предприятий без разрешения Министерства труда и национальной повинности.
• Продолжительность рабочего времени была увеличена на 6 часов в неделю.
• Специальным циркуляром Министра труда и национальной повинности № 1305 от 18 июля 1940 года были фактически запрещены стачки.

Семейное право

Семейное право претерпело весьма серьезные изменения, направленные на укрепление института брака, поощрение многодетных семей, повышение рождаемости, что в условиях воины имело первостепенное значение.

Нужно было в условиях войны также позаботиться о детях-сиротах.

С 1 октября 1941 г. вводился налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан.

Для беременных женщин выдавались дополнительные пайки.

В 1943 г. были приняты нормативные акты о патронировании, опеке и усыновлении. Причем усыновляемых разрешалось записывать как собственных детей с присвоением им фамилии и отчества усыновителей.

Колхозное право

В целях обеспечения страны и Красной Армии достаточным количеством продовольствия в обстановке войны с немецкими захватчиками

• на время войны для каждого трудоспособного работника колхозов был повышен обязательный минимум трудодней в году до 150 трудодней в хлопковых районах, до 100 – в Московской, Ивановской областях и других специально указанных в постановлении областях, краях, республиках по списку Наркомзема СССР, до 120 –для всех остальных районов СССР;
• подростки – члены семей колхозников в возрасте от 12 до 16 лет обязаны были выработать не менее 50 трудодней в году;
• трудоспособные колхозники, не выработавшие без уважительных причин обязательного минимума трудодней по периодам сельскохозяйственных работ, предавались суду и карались исправительно-трудовыми работами в колхозах на срок до 6 месяцев с удержанием из оплаты трудодней до 25% в пользу колхоза;
• не выработавшие в течение года минимума трудодней, должны были считаться выбывшими из колхоза, потерявшими права колхозника и лишаться приусадебного участка.

К с/х работам привлекается:

• население городов и сельских местностей, не работающее на предприятиях промышленности и транспорта .
• служащие
• учащиеся 6-10 классов, студенты техникумов и вузов
• уклоняющиеся от мобилизации на сельскохозяйственные работы или самовольно ушедшие с работы, привлекаются к уголовной ответственности

Всего в 1942-1944 годах на работу в колхозы было мобилизовано более 10 млн. человек, которыми было выработано более 1 млрд. трудодней.

Уголовное право

Изменения в уголовном праве в 1941-1945 гг. проводилось по четырем направлениям:

1. Уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины
2. Уголовно-правовые санкции, чтобы заставить жителей села работать в колхозах, обеспечивать страну сельскохозяйственной продукцией;
3. Усиливаются санкции за посягательство на государственную и общественную собственность, на трофейное и бесхозное имущество;
4. Предусматриваются новые составы преступления, предусмотренные особыми условиями военного времени.

Введена и ужесточена уголовная ответственность:

• за распространение ложных слухов в военное время.
• нарушение трудовой дисциплины
• за несдачу трофейного имущества
• за уклонение от воинского учета
• за уклонение от мобилизации для работы на промышленных предприятиях
• кражу личного и государственного имущества, за хищение горючего
• за разглашение государственной тайны
• введена смертная казнь для фашистских преступников и их пособников

В годы войны уголовное право явилось одним из важнейших средств принуждения населения к выполнению возложенных на него обязанностей в сфере трудовых отношений, обеспечения фронта необходимым оружием и боеприпасами, соблюдения общественного порядка, выполнения воинского долга.

Не умоляя и не подвергая сомнению героизм и самоотверженность советского народа, проявленные в ходе Великой Отечественной войны, необходимо отметить, что подобные действия осуществлялись не только по моральным принципам, вследствие ненависти к врагу. Важную роль здесь играли и суровые меры уголовного принуждения, которые установило государство для своего народа.

Депортация народов

Страдали уже целые народы.

Первыми пострадали немцы, жившие на территории нашей страны многие десятилетия и даже века. Была ликвидирована автономная республика Немцев Поволжья, а сами они были выселены в восточные регионы страны.

Следующей жертвой произвола стали калмыки. В 1943 г. НКВД в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР и постановлением СНК СССР от 28 октября 1943 г. провел переселение их в восточные районы страны. Была ликвидирована их государственность.

Такая же участь постигла в начале ноября 1943 г. карачаевцев, в феврале 1944 г. чеченцев и ингушей, в марте 1944 г. – балкарцев, в мае 1944 г. – крымских татар, а также представителей других национальностей.

Репрессии коснулись миллионов безвинных людей.

Некоторые авторы называют цифру интернированных японцев до 300 тысяч, и даже до полумиллиона.

Таким образом, мобилизация всех ресурсов, масштабные мероприятия по превращению страны в единый лагерь было основным содержанием организаторской и правовой политики Советского государства в военное время.

Благодаря своевременным государственно-правовым реформам, отвечающим требованиям военного времени, героическим усилиям советского народа на фронте и в тылу были созданы условия для коренного перелома и победы в войне с фашистской Германией.


Список литературы:

1. Бурмистров Д. В. Военный налог и налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР : учеб.пособие для курсов и техникумов системы Наркомфина СССР / Нар. ком. финансов ССССР ; под ред. Г. Л. Марьяхина. – Москва :Госфиниздат, 1945. – 39, [2] с.

3. Иванов Ю. А. История государства и права России : учеб.-метод. пособие / Иванов Ю. А., Чернышев В. Н. – Воронеж : Изд-во Воронеж.ун-та, 1998. – 222 с.

6. Кириллов В. В. История России : учеб.пособие / В. В. Кириллов. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2012. – 661 с. – (Бакалавр) (Министерство образования и науки РФ рекомендует).

10. Орловский П. Е. Практика Верховного суда по гражданским делам в условиях Отечественной войны / Орловский П. Е.; под ред. И. Т. Голякова ; Всесоюз. ин-т юрид. наук НКЮ СССР. – Москва :Юриздат, 1944. – 81 с– (Библиотека народного судьи и народного заседателя).

11. Полянский Н. Н. Международное правосудие и преступники войны / АН СССР, Ин-т права ; отв. ред. М. С. Строгович. – Москва ; Ленинград : Академия наук СССР, 1945. – 119 с.

12. Пономарев М. В. Развитие институтов гражданского права в период Великой Отечественной войны / М. В. Пономарев // Журнал российского права. – 2010. – № 3. – С. 164–170.

13. Рассолов М. М. История отечественного государства и права : учебник для бакалавров / Рассолов М. М., Никитин П. В. ; Рос. прав. акад. М-ва юстиции Рос. Федерации. – Москва :Юрайт, 2012. – 750 с. – (Министерство образования и науки РФ рекомендует) (Бакалавр).

14. Сборник действующих постановлений Пленума Верховного Суда СССР: 1924-1957 гг. / под ред. Н. К. Морозова . – Москва : Госюриздат, 1958. – 279 с.

15. Сборник документов по земельному законодательству СССР и РСФСР. 1917-1954/ [сост. Н. Д. Казанцев, О. И. Туманова]. – Москва :Госюриздат, 1954. – 720 с.

17. Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР: 1938 г. – ноябрь 1958 г. / [сост.: М. И. Юмашев, Б. А. Жалейко; ред. Л. И. Мандельштам]. – Москва :Госюриздат, 1959. – 709, [1] с.

19. Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР: 1938 г. -1961г. / Юрид. отд. Президиума Верховного Совета СССР. – Москва : Известия, 1961. – 976 с.

20. Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР: 1945-1946 г. г. / [сост. Юрид отд. при Секретариате Президиума Верховного Совета СССР]. – Москва : Ведомости Верховного Совета СССР, 1947. – 187 с.

21. Сборник законов, указов, постановлений, решений и распоряжений: 1946 / [сост. С. Виленский, Ю. Гоголь, С. Пешекеров ; под ред. А. А. Бубнова]. – Ленинград :Лениздат, 1947. – 582 с.

23. Советское трудовое право: учебник для юридических институтов и юридических факультетов университетов / Александров Н. Г. [и др.]; под ред. Н. Г. Александрова. – Москва :Госюриздат, 1949. –430, [2] с.

24. Судебная практика Верховного суда СССР 1943 г. Вып. 5 / под ред. И. Т. Голякова. – Москва :Юриздат, 1944. – 32 с.

25. Сырых В. М. История государства и права России. Советский и современный периоды : учеб.пособие / Сырых В. М. – Москва : Юристъ, 2000. – 488 с. – (Institutiones).

27. Уголовное право: учебник для юридических школ / [сост.: Л. А. Герцензон и др.] ; под общ.ред. И. Т. Голякова ; Всесоюз. ин-тюрид. наук М-ва юстиции СССР. – Изд. 2-е, доп. – Москва :Юриздат, 1947. –357, [1] с.

28. Уголовный кодекс: официальный текст с изменениями на 1 ноября 1946 г. и с приложением постатейно-систематизированных материалов / М-во юстиции РСФСР. – Москва :Юриздат, 1947. – 223, [1] с.

И есть в современной России такой закон и как он действительно работает? Ну-с, обо всём по порядку.

Что означало "По законам о военном времени" в СССР?

Пожалуй, самым разумным моментом будет начать данную тему с нашего недалёкого Советского прошлого.

Само по себе, " военное положение " как термин было введено Указом Президиума ВС СССР от 22.06.1941 о военном положении от 22 июня 1941 года.

Основная суть этого документа сводилась к нескольким тезисам:

  1. Вся власть в регионах, где введено военное положение, переходит в руки военным советам фронтов, армий, военных округов, а там, где нет военных сове­тов - высшему командованию войсковых соединений;
  2. Расширение полномочий на таковых территориях для военных относительно местного населения, а так же возможность выполнять судебную и исполнительную функцию по приговорам и наказаниям.

В случае нарушения законов или неисполнения приказов - виновные подлежат уголовной ответственности по законам военного времени.

Если тезисно подытожить это положение, то там написано:

  1. В состав военных трибуналов входит 3 постоянных члена (коллегия);
  2. Такие приговоры обжалованию не подлежат;
  3. От вынесения приговора до его исполнения отводилось 24 часа.

С учётом того, что в законодательстве СССР присутствовали статьи, за которые была предусмотрена смертная казнь, и по данным статьям могла работать военная коллегия - не редко, выносились и смертные приговоры.

Одна только 58 статья в редакции от 1926 года - подразумевала наказание вплоть до смертной казни. А еще были 168 и 138 статьи УК РСФСР, по которым также можно было быть расстрелянным.

Проще говоря : Закон о военном времени подразумевает упрощенную систему судопроизводства под надзором военной коллегии в укороченные сроки с соблюдением действующих законов РСФСР.

С учётом того, в Советском Союзе были статьи со смертной казнью, и такие приговоры могла приводить в исполнение военная коллегия всего в течении 24 часов - такие случаи были нередки.

Увы, но отчасти, расстрельные приговоры имели под собой не редко сугубо прагматичную подоплеку.

Проще расстрелять здесь и сейчас, чем морочится с этапированием и содержанием заключенного (осужденного). В военное время никто ни с кем особо не церемонился.

Читайте также: