Древний египет мировоззрение кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. Особенности мироошушения древних египтян: религия, магия и мифология.

2. Теократический характер власти фараона в Древнем Египте.

3. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов.

4. Научная мысль: величина, математика, астрономия и зачатки научного мировоззрения.

5. Центры духовной жизни.

6. Эстетические представления древних египтян.

7. Гуманизм древнеегипетской культуры. Наследие Древнего Египта.

Испещренные иероглифами грандиозные храмы и надгробные памятники Древнего Египта приводят в изумление современного человека, которому не так просто понять их смысл и значение. Они представляют собой свидетельство особого мироощущения древних египтян, помогавшего им решать свои социальные проблемы. Это своеобразное воплощение образа мыслей и действий, столь странного и в то же время столь близкого нам.

Для мышления древних египтян характерен дуализм в понимании мира, сводящем целое к единству и борьбе двух начал, которые отражаются и в двойственном характере царской власти, и в противопоставлении черной земли и белого песка пустыни, Верхнего и Нижнего Египта. Это мышление подчиняется двум принципам магического мироощущения, ибо исходит из того, что между предметом и его определением имеется взаимосвязь, а именно: слова воплощают предметы и явления — отсюда значение игры слов в историях о сотворении мира, — а речь упорядочивает их. Вместе с тем слова богов (иероглифическая система письма, составленная из картинок, срисованных с натуры, возникшая одновременно с графическим искусством Древнего Египта) представляли собой отражение реальности. Изображение живого существа, непременно сопровождающееся его именем, становится как бы сдвоенным. Почти маниакальная страсть заключать реальность в рамки устойчивых вербальных и графических символов, дабы закрепить ее с помощью одной из высших форм волшебства — вот основная черта древнеегипетской культуры времен фараонов, объясняющая природу ее удивительных памятников и надписей.

Именно в рамках этого мироощущения функционирует своеобразная картина мироздания: бесконечная водная пучина окружает твердь мироздания; на Земле эти воды принимают форму морей, они наполняют небесный свод, по которому прокладывают свой путь звезды, они питают русло подземной реки (по ночам солнце плавает по ней с запада на восток) и каждый год заново омывают землю, разливаясь по ней паводком Нила.

Этот океан, этот мир тьмы заполняет собой все пространство Вселенной до тех пор, пока солнце, Атум-Ра, не поднимется над ней, оттеснив назад густой мрак. С высоты своего положения бог дал форму окружающему миру, вдохнул в него воздух, свет и жизнь, вступив в бой с силами бездны. Потом он создал богов и людей, животных и растения. Но это было лишь начало. Каждый вечер бог солнца становился стариком: каждое утро, вновь помолодевший, омытый в водах вечности, он снова создавал мир и вступал в схватку, но каждый день огромный змей Апоп гнал солнце к закату. Человечество восстало, заставив Ра подняться в небо, но он продолжал охранять порядок, маат, им установленный и ставший его жизнью. И вот всем живым существам приходится стареть и вновь становиться молодыми, здесь, на земле, подобно солнцу, подчиняясь бесконечному круговращению жизни, пока их не коснется перст смерти и они не войдут, как Осирис, в застывшее царство мертвых. Когда же и Атум вернется к своему изначальному покою, время и пространство перестанут существовать.




Все эти идеи и образы служили основой обожествления власти фараона. Литература отождествляет фараона с Гором — правит он землею так, как бог правит небом, фараон является тем, который находится под .покровительством Двух богинь, охраняющих его власть, является владыкой Верхнего и Нижнего Египта, Золотым Гором, а также Гором — победителем бога Сета. Фараон, как наследник создателя и владыки мира (в конце Древнего царства), обладает властью над целым космосом. Именно этот монументальный аспект древнеегипетской власти выражается в статуях фараонов раннего периода, и, прежде всего в величайшем шедевре среди них — пирамиде Хефрена. Властный, невозмутимый, с глазами, устремленными в далекий горизонт, где царствует его отец Ра, фараон собственной особой сохраняет равновесие мира, которому каждый момент грозит возврат хаоса.

Подражай своим отцам, своим предкам:

Добились они власти (над своими подданными) благодаря обладанию знанием. Слова их остаются в их писаниях. Открой, почитай и следуй их мудрости. Прежде нужно учиться, потом приобретать опыт.

Теологическое обоснование власти фараона возникает в силу осознания правящей элитой социальных изменений во времени, что резко подчеркивается в ходе революций и социальных потрясений и желания противостоять им наиболее эффективным способом.

Возникает проблема сохранения и упрочения существующего общественного порядка, преемственности в управлении Древним Египтом. Концепция власти фараона — это не просто набор рецептов сохранения власти и реализация методов социального управления, а обоснование, хотя и теолого-политическое, власти, объяснение сложившегося порядка вещей в обществе и предсказание того, что произойдет при нарушении данного социума.

Это монолитное общество, воспевающее в своих гимнах единство творения и тайну творца, было в то же время крайне политеистическим и фантастичным в своем поклонении богам. Древние египтяне признавали всех богов, с незапамятных времен почитавшихся разными местными традициями. У каждого из них были свое имя, своя история, основные атрибуты и символика, делавшие их единственными в своем роде. Жители каждого города глубоко чтили покровительствующее им божество, от которого зависело их благоденствие. В то же время эти боги и богини считались родителями фараона и его покровителями, а он в свою очередь становился хранителем их культов.

Со временем весь этот обширный пантеон был подчинен определенной логике, в соответствии с которой появилась некая божественная иерархия. Теперь главное божество любой провинции считалось воплощением солнца, что отразилось и на их именах: Амон-Ра, Манту-Ра, Себек-Ра. Ведь, по сути, боги всегда являются воплощением или творением одного, стоящего над всеми Бога, а индивидуальность каждого из них определяется его ролью в официальных обрядах и местных религиозных церемониях; с их помощью люди надеются приблизиться к Высшему Божеству, снисходящему до них в своих созданиях. Реформа знаменитого фараона — просветителя Эхнатона, отменившего все культы, кроме поклонения солнечному диску (богу Атону), не имела успеха главным образом потому, что политеизм, по сути дела, сформировал не только религиозную терпимость древних египтян, но и был неразрывно связан с централизованным бюрократическим государством.

Правила маат предписывали имущим помогать неимущим, а книги древнеегипетских мудрецов за 3000 лет до н.э. говорили о милосердии и милостыни теми же словами, которые зазвучат позднее из уст потомков Авраама. Они приучали к культуре поведения, сдержанности и внешней скромности, к дисциплине, ярчайшим свидетельством которой служат статуи и рисунки, изображающие фараонов. Правила маат

Следует подчеркнуть, что фундаментальным принципом древнеегипетской культуры является вера в вечную жизнь, индивидуальное бессмертие. Благодаря этому принципу древнеегипетское мировоззрение, сконцентрированное на власти фараона, оставляло простым людям возможность самовыражения, и они, призвав на помощь всю магическую силу искусства, письма и обряда, старались увековечить свои мумии, имена, свою покидающую тело душу (каи) и свою жизненную силу (ка). Их ждала вечная жизнь, поистине царская (каждый превратится в Осириса) и поистине божественная (каждый станет спутником Солнца). Со времен Среднего царства считалось, что достижение этого блаженства зависит от личных качеств человека. И если в храмах только фараон мог говорить от имени всего общества, зато каждый египтянин, в зависимости от своих средств и заслуг, мог выразить себя, воздвигнув собственную гробницу. Однако положение большинства египтян отнюдь не было столь идиллическим. Привлекательная сторона жизни присуща дворцам фараонов и богатым усадьбам знати, тогда как в домах простых смертных были свои непростые повседневные проблемы, достаточно вспомнить пристрастие к палочным наказаниям в долине Нила. Изучение жалких остатков бедных поселений позволяет историкам взглянуть на повседневную жизнь древних египтян значительно объективнее, чем об этом говорят гробницы и храмы.

Весьма значительные успехи гения древних египтян в области мумификации, которые невозможны без соответствующих достижений в ряде наук, в том числе в физике, химии, медицине и хирургии. Например, они использовали знание химических характеристик натрона для мумификации человеческого тела — практического выражения представления о продолжении жизни после смерти. Современный анализ компонентов натрона показал, что в его состав входят карбонат натрия, 'бикарбонат натрия, хлористый натрий и сульфат натрия. Древний египтянин осознавал химические функции этих веществ — в процессе мумификации он помещал тело в натрон на 70 дней. Он вынимал мозг через ноздри. Такие операции требовали точного знания анатомии, о чем свидетельствуют хорошо сохранившиеся мумии.

Наиболее важным вкладом древних египтян в науку следует считать медицинские знания. Древнеегипетский врач был одновременно жрецом и магом, что характерно для Ближнего Востока, где не было резкой границы между медициной и религией. Несмотря на это именно в Древнем Египте впервые в мировой истории возникла реальная медицина в современном значении этого слова.

Древние египтяне занимались и такой важной отраслью науки, как математика, одним из крупных достижений в которой было некоторое развитие десятичной системы счисления. Любая административная и техническая деятельность (особенно строительная) требует вычислений. Древнеегипетская административная организация требовала знания арифметики и геометрии. Представляет интерес тот факт, что символические обозначения дробей 1/2, 1/3, 1/4 и т.п. происходят из мифа о Горе и Сете.

Древнеегипетская культура обусловила специфическую форму существования науки, которая является особым видом ориентировочной деятельности человека для установления места его и человечества во вселенной. Эта специфика связана с тем, что интеллектуальная элита жрецов облекала специализированное знание в одежды мистики и религии, чтобы сохранить свое господство.

Прежде всего, жрецы весьма эффективно использовали накопленные в течение весьма длительного времени систематические наблюдения небесных явлений. Так, в процессе астрономических наблюдений жрецы открыли циклически повторяющиеся затмения Солнца. Способность предвидеть затмения Солнца с весьма большой точностью использовалась ими для управления обществом. Люди верили, что жрецы в предсказанные дни и часы способны погасить и снова зажечь солнце. Аналогично, предсказанные наступления дождей, разливов Нила и других явлений природы толковались как свидетельство могущества жрецов, их власти над солнцем, луной, звездами и другими элементами природы, возникающей из контакта с соответствующими богами. Посвященные же знали, что источником власти в действительности являются систематически проводимые наблюдения и тщательно оберегаемые записи на эзотерическом языке. Помимо астрономического знания жрецы накапливали также знания в области математики, химии, фармакологии, медицины, психологии и др. Они использовали гипноз, ясновидение и др., чтобы вызвать страх, возбудить надежду и принудить общество к подчинению. Жрецы применяли специализированные знания для усиления своей власти, убеждали людей, что они являются посредниками между людьми и богами, что подношением даров богам при помощи жрецов можно получить благосклонность богов.

Вместе с тем следует отметить тот важный момент, что различные отрасли специализированного знания, те же медицинские знания, основываются на рациональных принципах и эмпирических критериях. Уже в эпоху Древнего царства можно зафиксировать значительное стремление к рациональному познанию, что привело к возникновению

Как же возможно было при таком понимании объяснить существование хищников, вредных грызунов и т.д.? Эхнатон в своем гимне (через 6 веков после Ахтоя III) решает этот вопрос очень просто. Змеи, 1дьвы боятся доброго бога, и только под покровом ночи, когда солнце удаляется, они выходят из своих нор и начинают свирепствовать. Все это происходит вопреки воле доброго бога, в его отсутствие. Вспомним, что и в зороастрийской системе вся враждебная человеку дикая фауна «оказывается под покровительством Аримана. Эти взгляды подрывали, ..конечно, веру во всемогущество бога-промыслителя и облегчали возникновение начал научного мировоззрения. : Древний Египет был классическим теократическим государством с плановым земледельческим хозяйством, с развитыми агрономией и медициной, искусством и ремеслом (вазы ремесленников и драгоценности ювелиров Древнего Египта могли получить высшие призы на

Философия Древнего Египта

Одно из древнейших государств Востока – Египет – возникло в долине нижнего течения Нила, в юго-восточном угле Африки. Географически и культурно Египет делится на две части: узкую котловину долины Нила и широкую Дельту. Верхний Египет связан с пустыней и Африкой, нижний обращен к Средиземному морю и Азии. Регионы в корне отличались друг от друга и традиционно соревновались. Но их объединяла изолированность от остального мира и зависимость от Нила. Осваивая долины Нила, египтяне потратили значительные усилия, чтоб использовать заболоченные, нездоровые места для жизни.

Древнеегипетская история имеет свою хронологию: известны имена и периоды правления всех фараонов. Историю Древнего Египта делят на Древнее, Среднее и Новое царства. В Древнем царстве правили первые восемь династий царей Египта, 2900—2200 гг. до н. э. К Среднему царству относятся IX-XVI династии, 2200—1600 гг. до н. э. Новое царство – XVII-XX династии, 1600—1100 гг. до н. э. Далее следует время Позднего Египта, когда друг за другом сменялись завоеватели. История суверенного Египта оканчивается при правлении XXVI династии (665-525 гг. до н. э.). Поскольку в те времена столицей Египта был Саис, Египет времен последней династии назывался Саисским Египтом.

Египет имел множество достижений в науке, технике, медицине, литературе, искусстве, астрономии. Около 3000 лет до н. э. завершается постепенное объединение египетских областей – номов. Объединения возглавили вожди клана Гора, который изображался в виде сокола и отождествлялся с божественным Солнцем. Все египтяне обожествляли Солнце – Сияющий Ра – живой символ Единого.

Традиционно объединение Египта связано с именем первого фараона Мина, увенчавшего себя священным талисманом, символом власти – двойной короной, которая состояла из двух корон: Дельты и Севера, белой и красной. Мин – основатель города Мампи (Мемфиса), ставшего звеном, соединявшим Дельту и Север. Начиная с V династии, фараоны выбирают своим покровителем бога Ра, который теперь отождествляется не с Гором, а с гелиопольским Атумом. Многочисленные надписи и барельефы свидетельствуют о том, что царь является сыном Солнца в прямом и буквальном понимании. Царская власть в Египте всегда считалась божественной и объединялась в едином образе Бога – царя-фараона. Фараон сосредотачивал в своих руках власть над Вселенной, стихиями и людьми. Но не только власть фараона – часть космического порядка, но и социальный строй Египта получил наивысшую божественную санкцию. Нарушить санкцию означало нарушить законы природы и обречь себя на неминуемую смерть. Таким образом иерархия стала нерушимой.

Особенности мировоззрения древних египтян

Древний Египет, как и современный, характеризуется высокой плотностью населения и его изолированностью. Природная изоляция Египта от других стран порождала эгоцентричное чувство отдаленности, что воплощалось в синкретизме. Разнообразные идеи и представления, которые часто противоречили друг другу, спокойно сосуществовали. Египтянин воспринимал новое, переделывая на свой лад, но и не отказываясь от устарелого. Таким образом, в Древнем Египте невозможно найти систему в современном понимании. Тонкость учения в Древнем Египте заключалась в упорядочивании, а не в последовательной и законченной систематизации.

Древний Египет. Философия и культура

Нил, текущий на юг и несущий необходимую для жизни воду, – главная характерная черта Египта. Река – источник жизни, имеет особенное значение в жизни египтян, но не может соперничать с Солнцем. Солнце напоминает ежедневное рождение и смерть. Нил – годовой цикл рождения и смерти. Бог Солнца – верховное божество, бог-творец. В Египте Солнце представлялось не только в виде страшного зверя, хищной птицы или злого человека, но и в виде насекомого. Ежедневное триумфальное Солнце и ежегодное возрождение реки навевало египтянам уверенность: Египет – центр Вселенной, и жизнь всегда торжествует над смертью. Идея Египта – центра Вселенной устанавливала стандарты, становилась правилом и нормой во Вселенной, нормой в Египте.

Зарождение философской мысли в Древнем Египте осуществлялось не только из-за необходимости решения проблем, возникающих в общественной жизни, но и в связи с появлением первых зачатков природоведения, накоплением научных знаний. У египтян и человек, и боги, и Вселенная, и окружающий мир имели одну и ту же суть, одну природу. Это проявлялось в принципе свободной замены и перестановке элементов мира. Бог олицетворяет нечто важное во Вселенной. Древние египтяне различали звезды и планеты, давали названия некоторым созвездиям и небесным телам. Высказывали гипотезы, что звезды и Солнце исчезают за краем Земли и ночью обходят ее снизу. Наметился разрыв с традиционным суждением о земле как плоской окружности или вытянутой полосе, возникало представление об объемности Земли.

Возникали зачатки геометрии, появлялись географические карты, формулировались знания механики, математики, распространялась медицина – лечение недугов человека. Материалистические идеи глушились доминирующими религиозно-идеалистическими взглядами. Божественное присутствовало там, куда приводило дело, а это случалось тогда, когда акт поклонения Богу взывал к храму. Храм создавался как жилище для Бога. Так, дом Бога Амуна исполнен в форме каменной статуи человека. Царь Египта – один из богов и представитель от Земли среди других богов. Наделенный божественностью, фараон владел переменным характером божества: мог слиться с другими богами, мог стать одним из них. Если фараон мог отражать бога, то человек мог отражать фараона. Люди привыкли объяснять свои действия, исходя из собственного мышления, вместо того, чтобы объяснять их своими потребностями, которые отражались в уме, осознавались. Острые социальные разногласия порождали и политические учения, отражающие основные идеи рабовладельческой знати об управлении государством.

Космология и космогония в Древнеегипетской Протофилософии

Космология. Концепция Нуна. Египтянин представлял Землю плоским блюдом. Внутреннее дно блюда – плоская аллювиальная равнина Египта. Блюдо плавало в воде. Бездонные воды, которые омывали блюдо, египтяне называли Нун – водами подземного мира. Из вод подземного мира рождалась жизнь. А Нил рождался из пещер, которые питали Нун. Из вод, которые окружали мир, рождалось все живое. Такова Вселенная, где действовали человек, боги и небесные тела.

Космогония. Среди древние египетских мифов, дошедших до наших дней, большое место занимают сказания о сотворении мира и людей. Создателями богов, людей и Вселенной в мифах и легендах выступают то животные, то птицы, то боги, то богини. Согласно одному сказанию, Солнце рождается от небесной коровы, согласно другому – оно выходит из лотоса, согласно третьему – из гусиного яйца. В разных местностях Египта почитались разные боги, в одном месте миф считался религиозным, в другом – нерелигиозным. В Мемфисе – столице Древнего царства почитался Птах, в Фивах – столице Среднего и Нового царства – Амои, в Гелиополе – бог солнца Ра.


Различны и способы создания мира. Общим для всех мифов является только представление о первичном хаосе, из которого постепенно возникли те или иные боги, которые по-разному творили мир, а также признание зарождения жизни на первичном холме. Сами пирамиды позаимствовали идею вознесенного холма как гарантию мертвому египтянину возвращение к новому существованию.

Разнообразие представлений о происхождении мира вполне естественно. Созданные в разные эпохи и периоды, разными социальными слоями мыслителей и философов, космогоничные концепции несли следы их влияния. Археолог Етьем Матье выделяет две принципиально разные группы легенд о сотворении мира. Одна из них охватывает легенды, согласно которым творцом Солнца и, следовательно, всей Вселенной, является богиня-мать, рождающая солнечного младенца без участия какого-либо мужского начала. Другая – охватывает легенды, где, наоборот, бог-отец создает божественную пару самостоятельно, без помощи женского начала, в полном противоречии с представлением о том, что мир вылеплен богом-творцом.

Официальной космогонией считается гелиопольский вариант, согласно которому первородный хаос Нун порождает бога солнца Атум-Ра, который оплодотворяет самого себя, поглощая собственное семя, а затем выплевывает первую пару – бога воздуха Шу и его женский коррелят – богиню воды Тефнут. Шу и Тефнут порождают землю, небо и еще семь богов, включая Осириса и Исиду, Сета и Нефтиду. Воздух Шу разделил Небо и Землю, подняв богиню неба Нут над богом земли Гебом.

Но существовали и другие легенды о происхождении мира. Наиболее интересна из них мемфисская концепция, дошедшая из наиболее ранних времен египетской истории, когда первые династии основали столицу в Мемфисе – месте бога Птаха. Концепция утверждает: все создано могуществом Мысли, Слова. Мысль и Слово – древние атрибуты власти в Египте, воплощенные как божества. В мемфисском тексте атрибуты власти даны в материальных терминах: Сердце – орган, где мысль зарождается, Язык – орган, который рожденную мысль превращает в чувственную реальность – Слово. Такое творение с помощью мысленного представления и словесного произношения имеет эмпирические корни: власть правителя – создавать по приказу. Акт творения приписывается деятельности Птаха, это первое сотворенное начало. Из единого творца Птаха исходит все, даже города, храмы, ремесла, искусство. Однако данная концепция не отбрасывает гелиопольскую космогоничную концепцию и пытается не заменить, а ассимилировать ее.

Миф. Исида и Осирис

Вавилонскому мифу об Иштар и Таммузе в Древнем Египте соответствовал миф об Исиде и Осирисе. Осирис олицетворял и жизнь, и смерть. Осирис – олицетворение Нила, источника всего живого в Египте. Он же судья в царстве мертвых. Нил-Осирис борется со своим братом Сетом, олицетворением пустыни. Сет обманул Осириса, заключил его в гроб и пустил вниз по течению Нила. Сестра-жена Осириса Исида (в Египте фараоны женились на своих сестрах) отправляется на поиски мужа. Она только что родила сына Гора. Сет расчленяет тело Осириса и повсюду его разбрасывает. Исида собирает части тела своего супруга. Один из богов подземного царства Анубис и сын Осириса Гор оживляют Осириса. Гор побеждает Сета. Эта вечная периодическая борьба Осириса и Сета отражала времена года в Египте; разлив Нила, время сева, время созревания и уборки урожая и период засухи (апрель – июнь); Осирис в гробнице – это спад Нила во время засухи, а разбросанные члены его – оставшиеся после разлива Нила мелкие озера, болота, лужи; возрождение Осириса и победа Гора над Сетом – новый разлив, торжество жизни.

Представления древних египтян о человеке

В древнеегипетских источниках не существовало текстов о происхождении человека. Это объясняется тем, что в представлении древних египтян не существует четкого и окончательного разделения между богами и людьми. Человек создан по образу и подобию богов и стоит в центре Вселенной, созданной богами. Согласно древнеегипетской мифологии, люди были созданы богом Солнца Ра из его слез. Каково же содержание отношений человек – боги, боги – человек? Человек определяется не только богосозданным, но также богоподобным. Такая генетическая богосозданность и богоподобность между богами и человеком дополняется и подчеркивается функциональной связью. А именно: той целью, которую ставили боги, когда создавали человека. Считалось, что человек создан, чтоб служить богам, но суть службы в том, что человек берет на себя ношу богов, включающую жизненно необходимые для самого человека действия: добывание пищи, сооружение жилья, каналов, пошив одежды и т. д. Другими словами, функциональное предназначение человека включает не только служение богам, но и удовлетворение потребностей самого человека.

Вопрос о преодолении конечности человеческого бытия, отношение к смерти как к завершению жизни на Земле и переходу в другой мир играют важную роль в формировании системы ценностей и поведения каждого человека. В Древнем Египте будущая жизнь продолжает настоящую. Душа сохраняется, тело защищено мумификацией, гробница – дом. В потустороннем мире египтянин отрицает реальность смерти.

Элементы философии

Древний Египет оказал огромное влияние на культуру Эллады. В середине первого тысячелетия до н. э. Египет и Эллада были тесно связаны. Фараоны XXVI династии, придерживаясь греческого образа жизни, вели эллинскую политику. Предпоследний фараон этой династии был женат на гречанке. Он разрешал грекам основывать в Египте колонии. Греки сохранили уважение к Египту как источнику мудрости даже тогда, когда они и в науках, и в мировоззрении оставили египтян далеко позади себя.

В 525 г. до н. э. Египет был захвачен персами. Почти на две с половиной тысячи лет Египет становится игрушкой в руках разных завоевателей: персов, греков, римлян, арабов, турок, англичан. Персидское завоевание отбросило Египет далеко назад, так же как отбросило оно назад немного ранее развитие Вавилонии. Ростки философского мировоззрения надолго завяли.

1. Історія філосоії: Підручник для вищої школи. — Х. : Прапор, 2003. — 768 с.2. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для филос. Фак. И отделений ун-тов. – М.: Высш. Школа, 1981. – 374 с

Как и у многих древних народов, мировоззрение древних Египтян было религиозно-мифологическим. Религия проникала во все сферы жизни и определяла своеобразие древнеегипетской культуры и искусства.

Египтяне верили во множество богов, то есть были политеи́стами (язычниками) . Каждый бог имел определенную функцию и отождествлялся с каким-либо природным или жизненным явлением. Боги Древнего Египта были зоомо́рфны, то есть обладали чертами животных и, чаще всего, их изображали с телом человека, а головой зверя или птицы, являющихся священным воплощением этого божества.

На изображениях боги Египта часто держат в руках особый предмет – анх крест с петлей в верхней его части. Это символ жизненной силы богов, делающей их бессмертными.

Верховным богом Древнего Египта считался бог Солнца , имевший разные имена и разные воплощения. Например, утреннее солнце звалось Хепри (его символом был жук-скарабей), в зените оно было Ра (изображался как человек с головой сокола), а на закате именовалось Атумом (иногда изображался с головой барана).

Его детьми считались почти все остальные боги Египта. Приведём таблицу с именами, функциями и священными животными наиболее популярных из них.

Для объяснения важных природных явлений и картины мира в целом, египтянами была разработана сложная мифологическая система. Особенно популярными были мифы солярного (солнечного) цикла объясняющие смену времени суток и сезонов года.

Важнейшее значение для египетской культуры имел следующий миф этого цикла: бог Солнца - Ра на своей ладье днём плывет по небесному Нилу (небосводу), а вечером, уже в виде Атума , спускается в Нил подземный – загробное царство Дуат (поэтому наступает темнота), где он пребывает 12 часов до рассвета.

В этом путешествии по загробному миру его ждут тяжелые испытания - он попадает в царство ужасного змея Апо́па , который проглатывает воду подземного Нила, чтобы помешать восхождению Ра на утренний небосвод. Великий Бог начинает битву, в которой побеждает страшного змея. В положенный срок на небе вновь виден солнечный диск бога Хепри.

Ежедневный уход солнца в загробный мир, по мнению египтян, был подобен смерти, а его восход, воспринимался как акт воскрешения. Именно это определило особенность египетской культуры – неприятие смерти, как полного исчезновения, но восприятие её, как возможности перерождения для лучшей - вечной жизни.

Особое отношение к смерти, как переходу от земной жизни к вечной, породило заупоко́йный культ и мифологию, связанную с ним.

Для того чтобы понять, зачем нужно было сохранять телесную оболочку, надо знать, о представлениях древних египтян о душе.

Согласно древнеегипетским верованиям душа человека представляла собой несколько самостоятельных субстанций (частей). Обычно исследователи этой темы выделяют главные из них:

Ба – собственно душа, изображаемая зачастую в виде птицы с головой человека; сердце (его амулетом был скарабей); тень ; воля; собственное имя - Рен; дыхание - Шу; и, наконец, Ка – жизненная сила человека, его двойник-призрак.

Ка и Ба являлись главными действующими героями заупокойного культа.

Когда человек умирал, Ка продолжала жить, но возможность её дальнейшего существования зависела от сохранности тела умершего хозяина. Если тело по каким-либо причинам не было сохранено, Ка , не найдя своего пристанища, становилась вечно скитающимся призраком, не знающим покоя. В этом случае Ба умершего - не могла достигнуть Загробного Мира и попасть в страну блаженства.

Если же тело оставалось нетленным, Ка могла (при определенных условиях) вернутся в него, а это было залогом счастливого существования души Ба в загробном мире, и возможного воскрешения усопшего для земной жизни.

Таким образом, в Древнем Египте появился обряд мумифика́ции .

Такое необычное отношение к смерти и вера в возможное воскрешение поддерживались самым, пожалуй, важным для всей египетской культуры мифом - о боге Оси́рисе .

Согласно этой легенде, Осирис (иногда произносят Озирис ), первый царь Египта, был умерщвлён своим братом Сетом , и тело его было сокрыто. Жена Осириса – Иси́́да (Изида) - после долгих поисков нашла тело умершего супруга и с помощью магии оживила его.

Сын Осириса и Исиды – Гор (Хор) , пожертвовал для обряда воскрешения своим Оком. Затем он сверг своего дядю – Сета с незаконно занятого им престола. Сам Гор после этого становится Царем Мира Живых и воплощается в бога Солнца. Осирис занимает престол в Царстве Мертвых.

Отметим, что верховные правители Египта – фараоны , при жизни считались детьми Гора и воплощением бога Солнца на земле, а после смерти они отождествлялись с Осирисом , и продолжали царствовать в вечности.

Итак, как только человек умирал, его тело мумифицировали (существовало несколько способов мумификации, соответственно социальному положению и материальному достатку умершего). Обряд мумификации проводил жрец, надевавший маску бога Ану́биса – проводника души в Загробный Мир.

Сама же душа усопшего, в сопровождении этого бога, отправлялась на Суд Осириса.

Труден был путь, везде подстерегали опасности, поэтому умерший, должен был знать большое количество молитв и заговоров, призванных помочь ему преодолеть все преграды. Эти заклинания записывались многократно на стенах гробницы и на специальных свитках, которые клались в саркофаг умершего. (Эти тексты получили название "Книги мертвых", "Тексты саркофагов", "Тексты пирамид", "Тексты гробниц")

Преодолев все препятствия, душа умершего попадала на Суд. Здесь её ждал сам Осирис и ещё 42 бога.

Каждое его слово записывалось богом знаний То́том.

Праведников ожидало блаженство на райских полях Иа́лу (Илу, Иару). Грешников же пожирало чудовище Амт – гибридное существо с мордой крокодила, передней частью туловища льва и задней частью тела бегемота. Это было страшным наказанием – грешник, таким образом, лишался вечности, к которой так стремился при жизни.

Как уже было сказано раньше, такая своеобразная религиозная традиция древних египтян повлияла на все, без исключения, стороны их жизни и культуры.

Каким образом? Я расскажу об этом в следующий раз.

Кстати, если вам интересна тема, то вы можете посмотреть этот сюжет моего канала на ютубе. И не забудьте подписаться и поставить лайк. :)))

Об особенностях древнеегипетской культуры и искусства читайте в следующих моих статьях, посвящённых этой теме:

Кстати, такие же краткие сведения о различных мировых религиях, вы можете найти в моих публикациях:

1. Особенности мироошушения древних египтян: религия, магия и мифология.

2. Теократический характер власти фараона в Древнем Египте.

3. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов.

4. Научная мысль: величина, математика, астрономия и зачатки научного мировоззрения.

5. Центры духовной жизни.

6. Эстетические представления древних египтян.

7. Гуманизм древнеегипетской культуры. Наследие Древнего Египта.

Испещренные иероглифами грандиозные храмы и надгробные памятники Древнего Египта приводят в изумление современного человека, которому не так просто понять их смысл и значение. Они представляют собой свидетельство особого мироощущения древних египтян, помогавшего им решать свои социальные проблемы. Это своеобразное воплощение образа мыслей и действий, столь странного и в то же время столь близкого нам.

Для мышления древних египтян характерен дуализм в понимании мира, сводящем целое к единству и борьбе двух начал, которые отражаются и в двойственном характере царской власти, и в противопоставлении черной земли и белого песка пустыни, Верхнего и Нижнего Египта. Это мышление подчиняется двум принципам магического мироощущения, ибо исходит из того, что между предметом и его определением имеется взаимосвязь, а именно: слова воплощают предметы и явления — отсюда значение игры слов в историях о сотворении мира, — а речь упорядочивает их. Вместе с тем слова богов (иероглифическая система письма, составленная из картинок, срисованных с натуры, возникшая одновременно с графическим искусством Древнего Египта) представляли собой отражение реальности. Изображение живого существа, непременно сопровождающееся его именем, становится как бы сдвоенным. Почти маниакальная страсть заключать реальность в рамки устойчивых вербальных и графических символов, дабы закрепить ее с помощью одной из высших форм волшебства — вот основная черта древнеегипетской культуры времен фараонов, объясняющая природу ее удивительных памятников и надписей.

Именно в рамках этого мироощущения функционирует своеобразная картина мироздания: бесконечная водная пучина окружает твердь мироздания; на Земле эти воды принимают форму морей, они наполняют небесный свод, по которому прокладывают свой путь звезды, они питают русло подземной реки (по ночам солнце плавает по ней с запада на восток) и каждый год заново омывают землю, разливаясь по ней паводком Нила.

Этот океан, этот мир тьмы заполняет собой все пространство Вселенной до тех пор, пока солнце, Атум-Ра, не поднимется над ней, оттеснив назад густой мрак. С высоты своего положения бог дал форму окружающему миру, вдохнул в него воздух, свет и жизнь, вступив в бой с силами бездны. Потом он создал богов и людей, животных и растения. Но это было лишь начало. Каждый вечер бог солнца становился стариком: каждое утро, вновь помолодевший, омытый в водах вечности, он снова создавал мир и вступал в схватку, но каждый день огромный змей Апоп гнал солнце к закату. Человечество восстало, заставив Ра подняться в небо, но он продолжал охранять порядок, маат, им установленный и ставший его жизнью. И вот всем живым существам приходится стареть и вновь становиться молодыми, здесь, на земле, подобно солнцу, подчиняясь бесконечному круговращению жизни, пока их не коснется перст смерти и они не войдут, как Осирис, в застывшее царство мертвых. Когда же и Атум вернется к своему изначальному покою, время и пространство перестанут существовать.




Все эти идеи и образы служили основой обожествления власти фараона. Литература отождествляет фараона с Гором — правит он землею так, как бог правит небом, фараон является тем, который находится под .покровительством Двух богинь, охраняющих его власть, является владыкой Верхнего и Нижнего Египта, Золотым Гором, а также Гором — победителем бога Сета. Фараон, как наследник создателя и владыки мира (в конце Древнего царства), обладает властью над целым космосом. Именно этот монументальный аспект древнеегипетской власти выражается в статуях фараонов раннего периода, и, прежде всего в величайшем шедевре среди них — пирамиде Хефрена. Властный, невозмутимый, с глазами, устремленными в далекий горизонт, где царствует его отец Ра, фараон собственной особой сохраняет равновесие мира, которому каждый момент грозит возврат хаоса.

Подражай своим отцам, своим предкам:

Добились они власти (над своими подданными) благодаря обладанию знанием. Слова их остаются в их писаниях. Открой, почитай и следуй их мудрости. Прежде нужно учиться, потом приобретать опыт.

Теологическое обоснование власти фараона возникает в силу осознания правящей элитой социальных изменений во времени, что резко подчеркивается в ходе революций и социальных потрясений и желания противостоять им наиболее эффективным способом.

Возникает проблема сохранения и упрочения существующего общественного порядка, преемственности в управлении Древним Египтом. Концепция власти фараона — это не просто набор рецептов сохранения власти и реализация методов социального управления, а обоснование, хотя и теолого-политическое, власти, объяснение сложившегося порядка вещей в обществе и предсказание того, что произойдет при нарушении данного социума.

Это монолитное общество, воспевающее в своих гимнах единство творения и тайну творца, было в то же время крайне политеистическим и фантастичным в своем поклонении богам. Древние египтяне признавали всех богов, с незапамятных времен почитавшихся разными местными традициями. У каждого из них были свое имя, своя история, основные атрибуты и символика, делавшие их единственными в своем роде. Жители каждого города глубоко чтили покровительствующее им божество, от которого зависело их благоденствие. В то же время эти боги и богини считались родителями фараона и его покровителями, а он в свою очередь становился хранителем их культов.

Со временем весь этот обширный пантеон был подчинен определенной логике, в соответствии с которой появилась некая божественная иерархия. Теперь главное божество любой провинции считалось воплощением солнца, что отразилось и на их именах: Амон-Ра, Манту-Ра, Себек-Ра. Ведь, по сути, боги всегда являются воплощением или творением одного, стоящего над всеми Бога, а индивидуальность каждого из них определяется его ролью в официальных обрядах и местных религиозных церемониях; с их помощью люди надеются приблизиться к Высшему Божеству, снисходящему до них в своих созданиях. Реформа знаменитого фараона — просветителя Эхнатона, отменившего все культы, кроме поклонения солнечному диску (богу Атону), не имела успеха главным образом потому, что политеизм, по сути дела, сформировал не только религиозную терпимость древних египтян, но и был неразрывно связан с централизованным бюрократическим государством.

Правила маат предписывали имущим помогать неимущим, а книги древнеегипетских мудрецов за 3000 лет до н.э. говорили о милосердии и милостыни теми же словами, которые зазвучат позднее из уст потомков Авраама. Они приучали к культуре поведения, сдержанности и внешней скромности, к дисциплине, ярчайшим свидетельством которой служат статуи и рисунки, изображающие фараонов. Правила маат

Следует подчеркнуть, что фундаментальным принципом древнеегипетской культуры является вера в вечную жизнь, индивидуальное бессмертие. Благодаря этому принципу древнеегипетское мировоззрение, сконцентрированное на власти фараона, оставляло простым людям возможность самовыражения, и они, призвав на помощь всю магическую силу искусства, письма и обряда, старались увековечить свои мумии, имена, свою покидающую тело душу (каи) и свою жизненную силу (ка). Их ждала вечная жизнь, поистине царская (каждый превратится в Осириса) и поистине божественная (каждый станет спутником Солнца). Со времен Среднего царства считалось, что достижение этого блаженства зависит от личных качеств человека. И если в храмах только фараон мог говорить от имени всего общества, зато каждый египтянин, в зависимости от своих средств и заслуг, мог выразить себя, воздвигнув собственную гробницу. Однако положение большинства египтян отнюдь не было столь идиллическим. Привлекательная сторона жизни присуща дворцам фараонов и богатым усадьбам знати, тогда как в домах простых смертных были свои непростые повседневные проблемы, достаточно вспомнить пристрастие к палочным наказаниям в долине Нила. Изучение жалких остатков бедных поселений позволяет историкам взглянуть на повседневную жизнь древних египтян значительно объективнее, чем об этом говорят гробницы и храмы.

Весьма значительные успехи гения древних египтян в области мумификации, которые невозможны без соответствующих достижений в ряде наук, в том числе в физике, химии, медицине и хирургии. Например, они использовали знание химических характеристик натрона для мумификации человеческого тела — практического выражения представления о продолжении жизни после смерти. Современный анализ компонентов натрона показал, что в его состав входят карбонат натрия, 'бикарбонат натрия, хлористый натрий и сульфат натрия. Древний египтянин осознавал химические функции этих веществ — в процессе мумификации он помещал тело в натрон на 70 дней. Он вынимал мозг через ноздри. Такие операции требовали точного знания анатомии, о чем свидетельствуют хорошо сохранившиеся мумии.

Наиболее важным вкладом древних египтян в науку следует считать медицинские знания. Древнеегипетский врач был одновременно жрецом и магом, что характерно для Ближнего Востока, где не было резкой границы между медициной и религией. Несмотря на это именно в Древнем Египте впервые в мировой истории возникла реальная медицина в современном значении этого слова.

Древние египтяне занимались и такой важной отраслью науки, как математика, одним из крупных достижений в которой было некоторое развитие десятичной системы счисления. Любая административная и техническая деятельность (особенно строительная) требует вычислений. Древнеегипетская административная организация требовала знания арифметики и геометрии. Представляет интерес тот факт, что символические обозначения дробей 1/2, 1/3, 1/4 и т.п. происходят из мифа о Горе и Сете.

Древнеегипетская культура обусловила специфическую форму существования науки, которая является особым видом ориентировочной деятельности человека для установления места его и человечества во вселенной. Эта специфика связана с тем, что интеллектуальная элита жрецов облекала специализированное знание в одежды мистики и религии, чтобы сохранить свое господство.

Прежде всего, жрецы весьма эффективно использовали накопленные в течение весьма длительного времени систематические наблюдения небесных явлений. Так, в процессе астрономических наблюдений жрецы открыли циклически повторяющиеся затмения Солнца. Способность предвидеть затмения Солнца с весьма большой точностью использовалась ими для управления обществом. Люди верили, что жрецы в предсказанные дни и часы способны погасить и снова зажечь солнце. Аналогично, предсказанные наступления дождей, разливов Нила и других явлений природы толковались как свидетельство могущества жрецов, их власти над солнцем, луной, звездами и другими элементами природы, возникающей из контакта с соответствующими богами. Посвященные же знали, что источником власти в действительности являются систематически проводимые наблюдения и тщательно оберегаемые записи на эзотерическом языке. Помимо астрономического знания жрецы накапливали также знания в области математики, химии, фармакологии, медицины, психологии и др. Они использовали гипноз, ясновидение и др., чтобы вызвать страх, возбудить надежду и принудить общество к подчинению. Жрецы применяли специализированные знания для усиления своей власти, убеждали людей, что они являются посредниками между людьми и богами, что подношением даров богам при помощи жрецов можно получить благосклонность богов.

Вместе с тем следует отметить тот важный момент, что различные отрасли специализированного знания, те же медицинские знания, основываются на рациональных принципах и эмпирических критериях. Уже в эпоху Древнего царства можно зафиксировать значительное стремление к рациональному познанию, что привело к возникновению

Как же возможно было при таком понимании объяснить существование хищников, вредных грызунов и т.д.? Эхнатон в своем гимне (через 6 веков после Ахтоя III) решает этот вопрос очень просто. Змеи, 1дьвы боятся доброго бога, и только под покровом ночи, когда солнце удаляется, они выходят из своих нор и начинают свирепствовать. Все это происходит вопреки воле доброго бога, в его отсутствие. Вспомним, что и в зороастрийской системе вся враждебная человеку дикая фауна «оказывается под покровительством Аримана. Эти взгляды подрывали, ..конечно, веру во всемогущество бога-промыслителя и облегчали возникновение начал научного мировоззрения. : Древний Египет был классическим теократическим государством с плановым земледельческим хозяйством, с развитыми агрономией и медициной, искусством и ремеслом (вазы ремесленников и драгоценности ювелиров Древнего Египта могли получить высшие призы на

Читайте также: