Древнегреческая натурфилософия естествознание кратко

Обновлено: 02.07.2024

Натурфилосо́фия (от лат. — природа) — исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания.

Первым древнегреческим философом был Фалеса (ок. 625 — 547 гг. до н. э.), основателя Милетской школы. Согласно Фалесу, все многообразие природы, вещей и явлений можно свести к одной основе (первостихии или первоначалу), в качестве которой он рассматривал “влажную природу”, или воду. Фалес считал, что все возникает из воды и в нее же возвращается. Он наделяет первоначало, а в более широком понимании весь мир одушевленностью и божественностью, что находит свое подтверждение в его изречении: “мир одушевлен и полон богов”. При этом божественное Фалес, по существу, отождествляет с первоначалом — водой, т. е. материальным. Фалес, согласно утверждениям Аристотеля, устойчивость земли объяснял тем, что она находится над водой и обладает, подобно куску дерева, спокойствием и плавучестью. Этому мыслителю принадлежат многочисленные изречения, в которых были высказаны интересные мысли. Среди них и общеизвестное: “познай самого себя”.

Выдающимся представителем древнегреческой философии, внесшим заметный вклад в ее становление и развитие, был Гераклит Эфесский (ок. 54 — 540 гг. до н. э. — год смерти неизвестен). Основное, а возможно, единственное произведение Гераклита, которое дошло до нас в отрывках, согласно одним исследователям, называлось “О природе”, а другие называли его “Музы”.Анализируя философские взгляды Гераклита, нельзя не видеть, что как и его предшественники, он в целом остался на позициях натурфилософии, хотя некоторые проблемы, например диалектики, противоречия, развития им анализируются на философском уровне, т. е. уровне понятий и логических умозаключений. Понятие бесконечного, в себе и для себя сущего, как то, что оно есть, а именно как единство противоположностей — Гераклит первый высказал навсегда сохранившую ценность идею, которая вплоть до наших дней остается одной и той же во всех системах философии”. В основе всего сущего, его первоначалом, Гераклит считал первоогонь — тонкую, подвижную и легкую стихию. Мир, Вселенную не создал никто ни из богов, ни из людей, но она всегда была, есть и будет вечно живым огнем, согласно своему закону, вспыхивающим и угасающим. Диалектика, по Гераклиту, это прежде всего изменение всего сущего и единство безусловных противоположностей. Диалектичность суждений Гераклита подтверждается многочисленными высказываниями, которые навечно вошли в историю философской мысли. В диалектике Гераклита в известной степени присуща идея становления и единства противоположностей.

Демокрит

Итогом развития материалистических представлений о мире стало атомистическое учение Демокрита (ок. 460 — 370 гг. до н. э.). Он считал, что объективно существуют атомы и пустота. Бесконечное число атомов наполняет бесконечное пространство — пустоту. Атомы неизменны, постоянны, вечны. Они движутся в пустоте, соединяются между собой и образуют бесконечное число миров. Атомы отличаются друг от друга по форме, величине, порядку и положению. Развитие мира, по Демокриту, совершается закономерно и причинно обусловлено. Однако, отстаивая идею естественной причинности и необходимости, Демокрит отрицал случайность.

Демокрит заложил основы материалистической теории познания. Он считал, что познание возможно лишь благодаря органам чувств. Данные органов чувств, по Демокриту, перерабатываются разумом.

Значительную роль в развитии философии сыграли древнегреческие учителя философии — софисты, среди которых были и оригинальные мыслители: Протагор из Абдер, Горгий Леонтийский, Гиппий из Элиды. Софисты интенсивно вводили в философию новую проблематику. Особое значение они придавали осмыслению взаимосвязи человека и общества.

Также существовали:

Анаксимандр

В качестве первоначала всего сущего Анаксимандр считает апейрон (беспредельное). В его интерпретации апейрон не является ни водой, ни воздухом, ни огнем. “Апейрон есть не что иное, как материя”, которая находится в вечном движении и порождает бесконечное множество и многообразие всего существующего.

Анаксимен

Анаксимен придавал большое значение выяснению природы первоначала. Таковым, по его мнению, является воздух, из которого все возникает и в который все возвращается. Анаксимен избирает в качестве первоначала воздух в силу того, что он обладает такими свойствами, которых нет (а если есть, то недостаточно) у воды.

Установление на Земле порядка, согласно Пифагору, может быть осуществлено на трех основах морали, религии и знании.

Ксенофан

Элеаты в качестве субстанции всего сущего выдвинули бытие. Они же поставили вопрос о соотношении бытия и мышления, т. е. основной вопрос философии.

Парменид

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Парменид резко отличает постигаемую разумом подлинную истину и мнение, опирающиеся на чувственное познание.

Он прославился выяснением противоречий между разумом и чувствами. Свои взгляды он излагал в форме диалогов. Вначале он предлагает противоположное утверждение тому, что он желает доказать, а затем доказывал, что истинным является противоположное противоположному утверждение.

При этом он, во-первых, сформулировал закон сохранения бытия, согласно которому “из ничего никогда не может возникнуть нечто”. Во-вторых, он, принимая такие характеристики бытия как единство и однородность, истолковал вечность бытия как вечность во времени, а не как вневременность.

Анаксагор

В качестве основы и движущей силы всего сущего он выдвинул ум, который является у него не столько духовным, сколько материальным началом, движущей силой.

Попытки осознать единство мира, руководствуясь своим разумом — для своего времени это была смелая идея, которая стала прорывом в развитии человечества. Натурфилософия представляет закономерный этап развития философии и содержит в себе истоки всех основных философских течений современности.

Что такое натурфилософия

Во времена древних греков о природе и человеке было известно очень мало. Однако представители той эпохи прилагали огромные усилия, стараясь познать основу окружающего мира. Основным средством для этого была умозрительная деятельность. Они старались понять устройство мира при помощи рассуждений и своего воображения.

Натурфилософия

Полученные таким образом данные и сделанные предположения содержали много фантастических элементов в этот период, которые на современного человека производят сложное впечатление. Тем не менее, если бы древнегреческие учёные не прошли свой этап развития античной науки, не было бы возрождения научного и технического могущества человечества 21 века.

Умозрительный способ создания, определения и осмысления картины мира называется натурфилософией. Его основной характеристической чертой является то, что мир видится в качестве единой и целостной системы.

Натурфилософия не разбивает его на части с целью последующего изучения. В это время её не разделяли на отдельные дисциплины: математику, астрономию, физику, химию, географию и другие.

Этапы и школы развития древнегреческой натурфилософии

Наиболее древней из известных является милетская школа. Она получила своё название от города Милет. Который находился в Греческой колонии на берегу Малой Азии. Её представителями являются Фалес, Анаксимен и Анаксимандр.

Ранняя древнегреческая натурфилософия

Они считали, что мир, который окружает нас, является бесконечно многообразным. Причём каждая вещь не является похожей ни на какую другую. Однако, несмотря на разнообразие, мир имеет единую основу, которая скрепляет его в единое целое. За внешним многообразием в глубине лежит единство целого.

В своих поисках они стремились определить природу объединяющего начала. При этом различные представители философской школы имели различные мнения об этом. Фалес полагал, что такой основой является вода. У Анаксимена была другая точка зрения — он началом всего полагал воздух, думая, что любые предметы являются результатом его сгущения.

Анаксимандр считал, что единая основа имеет множественную природу. Он считал, что она не может быть сведена к чему-то одному, а основными её универсальными свойствами являются бесконечность и несводимость к чему-либо одному. Анаксимандр называл её беспредельным или Апейроном.

Пифагорейская школа представляет собой объединение философов, которые были последователями Пифагора. Он тоже искал единую сущность природы и считал, что это число. В подтверждение этого он говорил, что всё можно сосчитать и измерить.

Пифагореизм

Кратко говоря утверждалось, что единицу можно считать основным элементом, мельчайшей частью всего. Пифагорейцы отмечали диалектичность мира. Они обращали внимание на наличие противоположных категорий: мужское и женское, правое и левое, прямое и кривое, также множества других.

Мир они считали проявления совершенства и гармонии. Пифагорейцы называли его Космосом. Философия этой школы была основана на изучении четырёх направлений: мистики, геометрии, логики и математики.

Наиболее известные представители Элейской школы: Ксенофан Колофонский (основатель), Зенон Элейский, Парменид и Мелисс Самосский. Одной из заслуг этой школы является противопоставление мыслительного восприятия мира и чувственного. Они отмечали, что главная роль в процессе познания принадлежит мышлению, а чувственное восприятие является неустойчивым и изменчивым.

Элейская школа

Представители школы сформировали понятие единого бытия. Эти философы считали, что такой подход является основой философского постижения мира. Были выделены основные характеристики бытия:

одинаковое присутствие в каждом элементе, в каждой точке.

Представителями школы атомистов являются Демокрит и Левкипп. Они считали, что вся природа построена из мельчайших кирпичиков — атомов.

Демокрит родился в 460 году до нашей эры. Известно, что он много путешествовал и побывал в Вавилонии, Индии, Египте.

Учение Демокрита

Основой его учения являются следующие положения:

Весь мир состоит из атомов, которые являются мельчайшими кирпичиками сущего, его первоначалом.

Атом является неделимой сущностью. Существует большое количество его разновидностей, которые различаются по величине или форме.

Между атомами находится пустое пространство, в котором происходит их непрерывное движение.

В природе существует круговорот этих мельчайших частичек - атомы собираются в группы и разъединяются, находясь в бесконечном процессе движения.

Мельчайшие кирпичики, из которых состоит природа, являются непознаваемыми посредством человеческих чувств.

Натурфилософия относится к начальному периоду развития древнегреческой науки.


Представители натурфилософии

Школы, которые в совокупности составляли натурфилософию, существовали в VI и V веках до нашей эры. Даже во времена расцвета Древней Греции они были седой древностью. Всё, что о них известно в наше время, это рассказы о выдающихся представителях натурфилософских школ.

Фалес

Фалес

Этот философ считается первым древнегреческим философом. Он родился в 640, а умер в 548 г. до н. э. Считается родоначальником всей европейской науки.

Уже в V веке его имя употребляли как нарицательное для характеристики мудрецов. Он родился в богатой семье и много путешествовал. Известно, что он участвовал в политической деятельности, стремясь объединить ионийские города перед лицом захватчиков.

Сочинения этого философа не сохранились. Информация о нём дошла до нас благодаря трудам древних историков.

Анаксимандр

Анаксимандр

Его взгляды на астрономию предполагали, что небесные тела на самом деле являются не материальными образованиями, а окошками, через которые виден огонь.

Этот философ не только хотел понять мир, но и объяснить то, как он произошёл. Анаксимандр утверждал, что развитие вселенной происходит без какого-либо участия богов. Он полагал, что основой Вселенной является апейрон, он постоянно вихреобразно движется, разделяясь на противоположности.

Считается, что этот философ первым создал солнечные часы.

Анаксимен

Анаксимен

Этот философ полагал, что всё состоит из воздуха, а разнообразие предметов и явлений связано с тем, что он густеет различным образом. Он сравнивал свойства воздуха с водой и видел такие преимущества:

в отличие от воды, которая занимает ограниченный объём, воздух имеет неограниченное распространение;

Анаксимен уподоблял весь мир живому существу, которое живёт, нуждаясь в получении воздуха.

Философ считал, что основой души каждого человека является воздух, и верил, что количество миров является бесконечным.

Пифагор

Пифагор

Родился на острове Самос (540 - 490 г. до н. э.). Был известным философом, но прославился также тем, что основал научную школу. В Кротоне было создано научное сообщество, состоявшее из единомышленников.

Пифагор создал учение, в котором были такие направления: математическое, религиозное и философское.

Основой всего сущего он считал число, обожествляя его и наделяя возвышенными смыслами. Пифагор рассматривал душу, как сложное и многоплановое явление. До него эта сущность рассматривалась в качестве жизненной энергии, после смерти попадающей в Аид — царство мёртвых. Он считал, что составными частями души являются рассудок, ум, страсть.

Особенностью школы Пифагора было разработанное им учение об этике.

Главными человеческими недостатками он считал эгоизм и погоню за удовольствиями. Основой этики была любовь к людям, прекрасному и забота о своём теле. Важным достоинством он считал стремление к занятиям наукой.

Ксенофан

Ксенофан

Аристотель высоко оценил вклад этого учёного в философию — он посвятил ему отдельный трактат. Эта личность оставила о себе сложное впечатление. Одни считали его материалистом, другие — теологом. Были и такие, которые считали, что его достижения относятся к области культуры, а не философии.

Этот философ ставил под сомнение религию своего времени, однако атеистом он не был. Его точка зрения состояла в том, что бог пантеистичен и един.

В его взглядах присутствовали материалистические воззрения.


Гераклит

Гераклит

Его считают основателем диалектического учения. Он полагал, что всё происходит из огня и существует благодаря его изменениям. Источником изменчивости является борьба противоположностей.

Парменид

Он считал, что познание неизменного бытия — основная цель науки. Критерием истины по его мнению является разум. Он считал, что быть и мыслить — это одно и то же.


Зенон

Активно изучал понятия движения, пространства и множества. Отмечал их внутреннюю противоречивость. Известен формулировкой апорий, подтверждающих это.

Мелисс

Анаксагор

Учил о том, что мир состоит из вечных элементов, которые он называл семенами. Утверждал, что они создают всё разнообразие мира. Считал, что ими управляет космический Ум.

Демокрит

Этот философ впервые предложил учение об атомах, как об основе природы. Его считают основателем материализма. Он отрицал существование богов.

Натурфилософия выглядит сложной для понимания. Однако она была необходимым этапом развития науки.

Натурфилософией называется область философских исследований, задачей которых является стремление к рациональному постижению целостности природы и ее первоначала. Натурфилософия стремится осмыслить природу как общее понятие во всем ее многообразии форм. Натурфилософия является формой спекулятивного знания, которое построено с помощью дедукции.

Древнегреческая натурфилософия имеет несколько этапов развития.

Начальный этап развития натурфилософии получил название ионийского. В 6 веке до нашей эры древнегреческая цивилизация обрела господствующее преимущество в обширном регионе, который охватывал восточное Средиземноморье, Малую Азию и часть побережья Черного моря. Особенно выделяется сред них город Милет, главный город Ионийской колонии в Малой Азии, расположенный на побережье Эгейского моря. Именно там получила начало Милетская школа натурфилософии, оставившая глубокий след в античной культуре.

Основателем этой школы является Фалес Милесский, который предположил, что первоначалом всего существующего является вода. В своем учении землю он сравнивал с островом, который плавает в океане. Фалес является одним из числа первых ученых эпох античности, который оставил след в истории математики и астрономии. Фалес предсказал солнечные затмения, определил равноденствия и солнцестояния, а также открыл, что луна светит отраженным светом. Фалес указал Полярную звезду и ряд некоторых созвездий, что имело важное практическое значение для мореплавателей. Именно Фалес определил продолжительность года в 360 дней и ввел календарь, разделив год на 12 месяцев.

Учеником Фалеса был Анаксимандр. По мнению Анаксимандра, основой мировоззрения является апейрон – некое мифическое вещество. Кроме того, Анаксимандр предложил общекосмическую картину мира, в которой центром Вселенной является Земля, которая, пребывая в мировом пространстве, ни на что не опирается. Это было самым значительным достижением милетской школы натурфилософии.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, постепенно происходит переход от наблюдения за природой к возникновению научных знаний.

В учениях древних пифагорийцев наблюдается переход к математическим моделям космоса.

Особое место в науке Древней Греции занимал Пифагор, который внес большой вклад в развитие математики и астрономии. Пифагор считал, что Земля имеет шарообразную форму и вращается вокруг собственной оси.

На этом этапе развития натурфилософии Евклидом были заложены основы классической геометрии, а Архимед использовал математику для практической деятельности.

Затем древнегреческий философ Демокрит заложил основы атомистики. С этого момента начинается второй этап развития натурфилософии.

Афинский этап развития натурфилософии

Современная литература выделяет следующие основы атомистической теории Демокрита:

  • материя неизменна
  • случайностей не бывает, любое событие происходит по необходимости и имеет свою причину
  • мир состоит из атомов и пустоты. Атомы неделимы, неуничтожаемы, обладают формой и весом.

Предметы материального мира состоят из атомов разных форм и разной последовательности их сочетаний. Из атомов образуются не только предметы, но и миры.

Атомистическая теория Демокрита имела важную роль вплоть до конца 19 века.

Имя Аристотеля связывают с первой научной революцией. Аристотель проанализировал практически все философские и естественнонаучные концепции, предшествующие ему. Он предпринял попытку объединения различных направлений в одну натурфилософскую систему.

Аристотель выделил три основные философские науки: математику, учение о природе и учение о божественном.

Центральное место в картине мира Аристотеля занимает космологическое учение. Предметом этого учения выступает мир в целом, который ограничен сферой неподвижных звезд, и небесные тела, совершающие круговое движение относительно Земли. В отличие от всех предшествующих представлений, концепция Аристотеля отрицает идею эволюционного развития космоса и отвергает идею его возникновения во времени. Согласно концепции Аристотеля, модель Вселенной носит вечный и неизменный характер. Такая модель, созданная Аристотелем, оставалась самой авторитетной теорий на протяжении многих веков.

Третий период развития натурфилософии

Третий этап развития натурфилософии получил название элиннистского. Этот этап характеризуется развитием механики и математики. Выдающимся математиком этого периода является Евклид.

В этот период развития натурфилософии идеи атомистики были развиты в учении Эпикура. Самым главным достижением этого учения является попытка найти внутренние источники жизни атомов и источники их движения.

Еще одним выдающимся ученым этого периода является Архимед, который искал способы применения теоретических знаний в практической деятельности.

Наука в Европе в период римлян пришла в упадок. В эпоху Средневековья происходит переориентация изучения природного мира на познание мира внутреннего, выражающееся в отношении к богу. Для этого периода характерно развитие теологии и богословия. Развитее естествознания замедлилось. Начался завершающий период развития античной науки.

Завершающий этап развития натурфилософии

К достижениям римской математики можно отнести только создание системы приближенных вычислений, а также написание нескольких трактатов о геодезии. Наиболее известным математиком этого периода является Диофант, который внес существенный вклад в развитие античной науки. На основе данных математиков Египта и Вавилона, он разработал методы алгебраических исчислений. В этот период характерно усиление религиозно-мистического интереса к числам. Одновременно с этим велась разработка подлинной теории чисел, основной вклад в эту разработку внес Никомах Герасский.

На данном этапе развития античной науки наблюдался регресс не только в математике, но и в других науках.


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.1 Натурфилософия и её место в истории естествознания.

Возникновение античной науки

Натурфилософское понимание природы содержало много вымышленного, фантастического, далёкого от действительного понимания мира. Появление натурфилософии в интеллектуальной истории человечества и очень длительное ее существование объясняется рядом неизбежных обстоятельств.

Когда естественнонаучного знания (в его нынешнем понимании) ещё практически не существовало, попытки целостного охвата, объяснения окружающей действительности были единственным и оправданным способом человеческого познания мира. Вплоть до XIX столетия естествознание было слабо дифференцировано, отсутствовали многие его отрасли. Еще в XVIII веке в качестве сформировавшихся, самостоятельных наук существовали лишь механика, математика, астрономия и физика. Химия, биология, геология находились лишь в процессе становления. В такой ситуации натурфилософия, строя общую картину природы, стремилась заменить собой отсутствующие естественные науки.

Отрывочному знанию об объектах, явлениях природы, которое давало тогдашнее естествознание, натурфилософия противопоставляла свои умозрительные представления о мире. В этих представлениях не известные ещё науке причины и действительные (но пока непознанные) связи явлений заменялись вымышленными, фантастическими причинами и связями. Для истолкования непонятных явлений натурфилософы обычно придумывали какую-нибудь силу (например, жизненную силу 2 [3]) или какое-нибудь мифическое вещество (флогистон 3 , электрическая жидкость, эфир и т.п.). Разумеется, действительные пробелы в естественнонаучном знании восполнялись при этом лишь в воображении. Это было вынужденное положение, которое, однако, не могло продолжаться бесконечно.

Впервые наука в истории человечества возникает в Древней Греции в VI веке до н.э. Под наукой понимается не просто совокупность каких-то отрывочных, разрозненных сведений, а определённая система знаний, являющаяся результатом деятельности особой группы людей (научного сообщества) по получению новых знаний. В отличие от ряда древних цивилизаций (Египта, Вавилона, Ассирии) именно в культуре Древней Греции обнаруживаются указанные характеристики науки. При этом древнегреческие мыслители были, как правило, одновременно и философами, и учёными-естествоиспытателями. Господство натурфилософии обусловило такие особенности древнегреческой науки, как абстрактность и отвлечённость от конкретных фактов. Каждый учёный стремился представить всё мироздание в целом, нимало не беспокоясь об отсутствии достаточного фактического материала о явлениях природы. Вместе с тем достижения античных мыслителей в математике и механике навечно вошли в историю науки.

1.2 Миропонимание и научные достижения натурфилософии античности. Атомистика. Геоцентрическая космология. Развитие математики и механики

Но уже в этот период на смену подобным представлениям о мире приходит стройное по тому времени атомистическое учение о природе. Выдающимся представителем новой натурфилософской идеологии атомизма был Демокрит 5 . Основные принципы его атомистического учения можно свести к следующим положениям [1, с. 36–37].

1. Вся Вселенная состоит из мельчайших материальных частиц – атомов и незаполненного пространства – пустоты. Наличие последней является обязательным условием для осуществления перемещения атомов в пространстве. Атомы неуничтожимы, вечны, а потому и вся Вселенная, из них состоящая, существует вечно.

3. Атомы находятся в постоянном движении, изменяют своё положение в пространстве.

5. Все предметы материального мира образуются из атомов различных форм и различного порядка их сочетаний (подобно тому, как слова образуются из букв).

Представляет интерес учение Демокрита о строении Вселенной. Из атомов, считал он, образуются не только окружающие нас предметы, но и целые миры, которых во Вселенной бесчисленное множество. При этом одни миры ещё только формируются, другие – находятся в расцвете, а третьи уже разрушаются. Новые тела и миры возникают от сложения атомов. Уничтожаются они от разложения на атомы.

Идеи атомистики получили свое развитие в учении Эпикура 6 . Эпикур разделял точку зрения Демокрита, согласно которой мир состоит из атомов и пустоты, а всё существующее во Вселенной возникает в результате соединения атомов в различных комбинациях. Вместе с тем Эпикур внёс в описание атомов, сделанное Демокритом, некоторые поправки: атомы не могут превышать известной величины, число их форм ограничено, атомы обладают тяжестью и т.д. Но самое главное в атомистическом учении Эпикура – это попытка найти какие-то внутренние источники жизни атомов. Он высказал мысль, что изменение направления их движения может быть обусловлено причинами, содержащимися внутри самих атомов. Это был шаг вперед по сравнению с Демокритом, в учении которого атом непроницаем, не имеет внутри себя никакого движения, никакой жизни [1, с. 37].

Одним из величайших ученых и философов античности, чья деятельность совпала с афинским периодом развития древнегреческой натурфилософии, был Аристотель 8 .

В истории науки Аристотель известен также как автор космологического учения, которое оказало огромное влияние на миропонимание многих последующих столетий. Космология Аристотеля – геоцентрическое воззрение: Земля, имеющая форму шара, неподвижно пребывает в центре Вселенной. Шаровидность Земли Аристотель выводит из наблюдений, сделанных им во время лунных затмений. Эти наблюдения показали круглую форму земной тени, надвигающейся на диск Луны. Только шаровидное тело, каким является Земля, объяснял Аристотель, может отбрасывать в сторону, противоположную Солнцу, тень, которая представляется тёмным кругом на лунном диске. К этому же выводу – о шаровидности Земли – ведет, по мнению Аристотеля, и свойственное Земле тяготение к центру Вселенной. Как результат этого тяготения должна была получиться шарообразная форма.

Геоцентрическая система мира Аристотеля-Птолемея просуществовала чрезвычайно долго – вплоть до опубликования знаменитого труда Н. Коперника, заменившего эту систему на гелиоцентрическую.

Положив в основу космоса число, Пифагор придал этому старому слову обыденного языка новое значение. Это слово стало обозначать упорядоченное числом мироздание.

Широчайшую известность получил закон Архимеда, касающийся плавучести тел. Согласно этому закону, на всякое тело, погружённое в жидкость, действует поддерживающая сила, равная весу вытесненной телом жидкости, направленная вверх и приложенная к центру тяжести вытесненного объёма. Если вес тела меньше поддерживающей силы, то тело всплывает на поверхность, причём степень погружённости плавающего на поверхности тела определяется соотношением удельных весов этого тела и жидкости. Если вес тела больше поддерживающей силы, то оно тонет. В случае же, когда вес тела равен поддерживающей силе, это тело плавает внутри жидкости (как рыба или подводная лодка).

Архимед был одним из последних представителей естествознания Древней Греции. К сожалению, его научное наследие долго не получало той оценки, которой оно заслуживало. Лишь спустя более полутора тысяч лет, в эпоху Возрождения, труды Архимеда были оценены по достоинству и получили дальнейшее развитие. Первый перевод трудов Архимеда был сделан в 1543 году – в том же году, когда вышел в свет основополагающий труд Николая Коперника, совершившего переворот в миропонимании [1. с. 39].

2. Естествознание эпохи Средневековья

Средневековой арабской науке принадлежат и наибольшие успехи в химии. Опираясь на материалы александрийских алхимиков I века и некоторых персидских школ, арабские химики достигли значительного прогресса в своей области. В их работах алхимия постепенно превращалась в химию. А уже отсюда (благодаря, главным образом, испанским маврам) в позднее средневековье возникла европейская химия.

В XI веке страны Европы пришли в соприкосновение с богатствами арабской цивилизации, а переводы арабских текстов стимулировали восприятие знаний Востока европейскими народами.

Литература

1. Френкель Е.Н. Концепции современного естествознания: физические, химические и биологические концепции : учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 246 с.

2. Натурфилософия [Интернет-ресурс]:

3. Витализм [Интернет-ресурс]:

5  Демокри́т Абдерский ( 460 до н.э.– 370 до н.э.) – древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии.

7  Тит Лукре́ций Кар (99 до н.э. – 55 до н.э.) – римский поэт и философ. Считается одним из ярчайших приверженцев атомистического материализма, последователем учения Эпикура.

8  Аристо́тель – древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н.э. – воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н.э. основал Ликей. Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из философов древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и стиль научного мышления.

11  Ани́ций Ма́нлий Торква́т Севери́н Боэ́ций (лат. Anicius Manlius Torquatus Severinus Boethius, также в латинизированной форме Boetius), в исторических документах Ани́ций Ма́нлий Севери́н (ок. 480 – 524, по другим сведениям 526, Павия или Кальвенцано) – римский государственный деятель, философ-неоплатоник, теоретик музыки, христианский теолог.

13  Архиме́д (Ἀρχιμήδης; 287 до н.э. – 212 до н. э.) – древнегреческий математик, физик и инженер из Сиракуз. Сделал множество открытий в геометрии. Заложил основы механики, гидростатики, был автором ряда важных изобретений.

15  Абу́ль-Ха́сан Али́ ибн Абдуррахма́н аль-Мисри́ (950 – 31 мая 1009, Каир) – один из известнейших арабских астрономов.

16  Абу́ Али́ аль-Хаса́н ибн аль-Хаса́н ибн аль-Хайса́м аль-Басри́ (965, Басра – 1039, Каир) – арабский учёный-универсал: математик, механик, физик и астроном. В средневековой Европе упоминался под латинизированным именем Alhazen(Альхазен)

17  Абу́ль-Вали́д Муха́ммад ибн А́хмад аль-Куртуби, известен как Ибн Рушд (1126, Кордова – 10 декабря 1198, Марракеш) – западноарабский философ. В Западной Европе известен под латинизированным именем Аверро́эс. Автор трудов по логике, аристотелевской и исламской философии, богословию, религиозному праву маликитского мазхаба, географии, математике, физике, астрономии, небесной механике, медицине, психологии и политике. Перипатетик, видный представитель восточного аристотелизма, основоположник аверроизма; переводы его трудов на латынь способствовали популяризации Аристотеля в Европе.

Читайте также: