Неофольклоризм в музыке это кратко

Обновлено: 05.07.2024

1 Давыденко А.Н., студ. гр. 406 БГУКИ Науч. рук. Шкор Л.А., кандидат искусствоведения НЕОФОЛЬКЛОРИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ 1-Й ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА Для музыкальной культуры вопрос взаимоотношения профессиональной и народной музыки всегда был и остается одним из важнейших. В самые последние годы он приобрел особую практическую и теоретическую остроту, ибо оказался в центре исканий большой группы молодых талантливых композиторов. В последние десятилетия значительно расширилось и углубилось само понимание фольклора, обогатилась сюжетно-образная сфера, очевидны колористические и формообразующие новации в авторской работе над первоисточниками. Проявляется интерес к сохранившимся региональным традициям аутентичных песенных и инструментальных стилей. Одни композиторы используют фольклор сознательно, другие стихийно; кому-то он близок, кому-то чужд; одни претворяют его прямо, непосредственно, другие ассоциативно или опосредованно; для одних фольклор основной источник творчества, для других лишь часть многих и равноправных; некоторых пленяет образность фольклора, иным импонирует лишь манера народного музицирования. О влиянии фольклора на профессиональную музыку написано значительное количество исследовательских работ разных жанров от небольших заметок до крупных монографий, где в той или иной мере проанализирован художественный результат данного процесса. В многочисленных исследованиях, затрагивающих проблему национального в музыке, отмечалось, что национальный характер искусства проявляется через обращение к сюжетам народного эпоса и историческим

5 1. Асафьеф, Б. О народной музыке / Б. Асафьеф. М. : Музыка, с. 2. Григорьева, Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века / Г. Григорьева. М. : Сов. композитор, с. 534 с. 3. История зарубежной музыки. Вып. 6. М. : Музыка, Музыкальный энциклопедический словарь / под ред. Г. Келдыш. М. : Советская энциклопедия, с. 5. Шахназарова, Н. Проблема народности в советском музыкальном искусстве на современном этапе / Н. Шахназарова. М. : Музыка, с.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 64

стилизация и реконструкция музыки прошлых эпох. Лидером неоклассицизма считается И. Стравинский. Ярко это направление представлено в творчестве П. Хиндемита, отдельные черты неоклассицизма проявились в творчестве Ф. Бузони, Б. Бартока, К. Орфа, С. Прокофьева и др.

Прошлое – это модель для музыки неоклассицизма. Одной из наиболее удачных моделей стал стиль музыки барокко с полифонией (он обеспечивал отказ от классической гармонии) и идеей концертирования, чаще всего ансамблевого.

Во многих странах неоклассицизм укрепил национальные традиции (в Италии) и вызвал обращение к литургическим жанрам. Для многих композиторов неоклассицизм приобрѐл характер духовной опоры, которую они нашли в музыке прошлого. В их числе – И. Стравинский (был связан с этим направлением более 30 лет) и П. Хиндемит.

Философия неофольклоризма проста: в ней коллективное главенствует над индивидуальным, простейшее, примитивное – над изысканным и изящным, вечно повторяющееся – над непостоянным и изменчивым. Это языческие идеи круговорота природы и круговорота родовой общинной жизни.

Музыкальные средства неофольклоризма:

1) определѐнность мелодического рисунка и диатоническая простота мотивов;

2) ударность, акцентность ритма, его формообразующая роль, что повлекло за собой возникновение форм ритмического периода, ритмических вариаций;

3) гармония с опорой на краткие диатонические попевки;

4) тематизм с яркой жанровой окраской;

5) в форме – принцип монтажного контраста (в крупных построениях), сюитоподобные формы.

Главный герой неофольклоризма – человек действия.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 65

в музыке Франции. Урбанизм – это музыка города, лязг механизмов, шум машин и грохот станков.




1) использование интонаций музыки быта, ритмов модных танцев, мелодики уличных песенок и т.п.;

2) простые и примитивные линии голосов, прочерченные ясно и жѐстко, при этом не гармонирующие друг с другом;

3) политональность – голоса и пласты фактуры написаны в разных, часто далѐких тональностях;

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 66

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 64

стилизация и реконструкция музыки прошлых эпох. Лидером неоклассицизма считается И. Стравинский. Ярко это направление представлено в творчестве П. Хиндемита, отдельные черты неоклассицизма проявились в творчестве Ф. Бузони, Б. Бартока, К. Орфа, С. Прокофьева и др.

Прошлое – это модель для музыки неоклассицизма. Одной из наиболее удачных моделей стал стиль музыки барокко с полифонией (он обеспечивал отказ от классической гармонии) и идеей концертирования, чаще всего ансамблевого.

Во многих странах неоклассицизм укрепил национальные традиции (в Италии) и вызвал обращение к литургическим жанрам. Для многих композиторов неоклассицизм приобрѐл характер духовной опоры, которую они нашли в музыке прошлого. В их числе – И. Стравинский (был связан с этим направлением более 30 лет) и П. Хиндемит.

Философия неофольклоризма проста: в ней коллективное главенствует над индивидуальным, простейшее, примитивное – над изысканным и изящным, вечно повторяющееся – над непостоянным и изменчивым. Это языческие идеи круговорота природы и круговорота родовой общинной жизни.

Музыкальные средства неофольклоризма:

1) определѐнность мелодического рисунка и диатоническая простота мотивов;

2) ударность, акцентность ритма, его формообразующая роль, что повлекло за собой возникновение форм ритмического периода, ритмических вариаций;

3) гармония с опорой на краткие диатонические попевки;

4) тематизм с яркой жанровой окраской;

5) в форме – принцип монтажного контраста (в крупных построениях), сюитоподобные формы.

Главный герой неофольклоризма – человек действия.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 65

в музыке Франции. Урбанизм – это музыка города, лязг механизмов, шум машин и грохот станков.

1) использование интонаций музыки быта, ритмов модных танцев, мелодики уличных песенок и т.п.;

2) простые и примитивные линии голосов, прочерченные ясно и жѐстко, при этом не гармонирующие друг с другом;

3) политональность – голоса и пласты фактуры написаны в разных, часто далѐких тональностях;

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 66

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Краткое изложение сюжета

Краткое изложение сюжета Один из углов дома представляет собой лабораторию, в которой доктор проводит свои опыты.Арлекин, который уже давно обратил внимание на Изабель и желает ее, проникает в дом, воспользовавшись как предлогом одним из этих опытов, т. е. предложив себя

Краткое содержание для ленивых

Краткое содержание для ленивых Ниже приведена биографическая справка на Юрия Скуратова. Автор настоящей книги долго думал, куда поместить биографические данные на главного героя книги: в начале или в конце. В конце вроде бы они становятся похожими на справочный

Земные зеркала (Краткое вступление)

Земные зеркала (Краткое вступление) Ты все снился себе, а теперь ты к нам заживо взят. Ты навеки проснулся за прочной стеною забвенья. Ты уже не снежинка, на дымные кольца разъят, Ты в земных зеркалах не найдешь своего отраженья. В. Шефнер Тонкий лирик и одаренный

1. Краткое жизнеописание и источники

Краткое жизнеописание

Краткое жизнеописание Я родился под конец Нового времени, незадолго до первых примет возвращения средневековья, под знаком Стрельца, в благотворных лучах Юпитера. Рождение мое совершилось ранним вечером в теплый июльский день, и температура этого часа есть та самая,

НЕПОДСТРОЧНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ Вопрос о технике

НЕПОДСТРОЧНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ Вопрос о технике В виду имеется, конечно, техника музыкальной композиции, хотя хайдеггеровские ассоциации уместны.Различие между законами музыки и композиторской техникой примерно такое же, как между биоценозом сада и секатором садовника.С XI

НЕПОДСТРОЧНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ. Музыкальные формы и образы движения

НЕПОДСТРОЧНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ. Четыре музыки

НЕПОДСТРОЧНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ. Четыре музыки Не было до романтизма непрерывной, сплошной, необратимо поступательной истории европейской композиторской музыки. А до авангарда не было мировой истории музыки.Было стремление историков провести линию преемственности между «в

ДОЛГОЕ И КРАТКОЕ

ДОЛГОЕ И КРАТКОЕ От высокого музыкального искусства традиционно ожидается крупный формат. Зона серьезного начинается с 20 минут (соната, симфоническая поэма) и простирается до трех часов (опера). В обратную сторону музыка веселеет и легчает (4 минуты — стандарт эстрадной

Предисловие. Краткое слово редакции

Предисловие. Краткое слово редакции В ноябре 2006 года в Лондоне был убит диссидент, журналист, автор нескольких широко известных не только в самой России, но и за ее пределами книг — Александр Литвиненко. Убит невероятно подло и жестоко. Без преувеличения можно сказать,

Краткое объяснение

Работа с фольклором определила облик Бартока-композитора и стала мощнейшей частью общемирового направления в искусстве — неофольклоризма. Обсудим подробнее.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.



🏘 Композиторы и раньше обращались к народной музыке как к источнику вдохновения — но отличие неофольклоризма кроется в сочетании двух факторов. В окружении композиторов народная музыка к 20 веку переставала звучать. Она осталась в далеких деревнях, а академическая культура концентрировалась в городах, причем все более крупных. Если в детстве Малера или Римского-Корсакова народные песни звучали прямо под окнами дома и, собственно, составляли основу их музыкального опыта, то, например, тот же Барток впервые услышал народные песни, когда ему было за 20 — и это стало для него потрясением, перевернувшим жизнь.

👹 Для музыки неофольклоризма характерно сгущенное, концентрированное использование особенностей архаичного фольклора во всех сферах музыкального языка: метр, лад, ритм, форма, мелодика. Все это хорошо слышно в ярком и варварском Allegro barbaro. Никто не выражает идеи Бартока-композитора точнее, чем Барток-пианист, поэтому предлагаем послушать авторское исполнение.

🤩 Барток был ослеплен открывшейся для него красотой традиционной музыки. В 1905 году молодой пианист и композитор встретился и объединил свои силы с Золтаном Кодаи и приступил к бесконечным экспедициям за музыкальным материалом, которые продолжались почти до его отъезда из Венгрии.

👂 Пристально вслушиваясь в записи деревенских голосов, Барток отмечал те свойства народной традиции, которые для нас теперь кажутся неотъемлемой частью его авторского стиля: прихотливая ритмика, обилие синкоп, особенно на первой доле (что связано с тем, что в венгерском языке ударение всегда на первый слог), тональность (додекафонии Барток не признавал), но выходящая за рамки привычной мажоро-минорной системы, преобладание гомофонии над полифонией.

Читайте также: