Классический психоанализ это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

Полезное

Смотреть что такое "КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ" в других словарях:

КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ — См. классическая теория … Толковый словарь по психологии

Психоанализ — Статьи на тему Психоанализ Концепции Метапсихология Психосексуальное развитие Психосоциальное развитие Сознание • Предсознание Бессознательное Психический аппарат Оно • Я • Сверх Я Либидо • Вытеснение Анализ сновидений Защитный механизм Перенос • … Википедия

ПСИХОАНАЛИЗ — Психотерапевтический метод, разработанный Фрейдом (Freud S.). Основополагающим понятием, объединяющим учение Фрейда со взглядами Адлера (Adler А.) и Юнга (Jung C. G.), а также неопсихоаналитиков (см. НЕОПСИХОАНАЛИЗ), является… … Психотерапевтическая энциклопедия

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ — – название, предложенное немецко американским психоаналитиком Эрихом Фроммом (1900–1980) для обозначения учения, в основу которого положены идеи гуманистической этики, рассматривающей человека как деятельное и любящее существо. В работе… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ — – одно из направлений современного психоанализа, теория и практика которого основаны на использовании идей, почерпнутых из классического психоанализа З. Фрейда, структурной антропологии К. Леви Строса (1908–1997), археологии знания М. Фуко… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Комплексы (психоанализ) — Психоанализ (нем. Psychoanalyse) семейство психологических теорий и методов, направленных на систематизированное объяснение бессознательных связей через ассоциативный процесс. Один из методов психотерапии, получивший широкое распространение в… … Википедия

АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ — Классический психоанализ признавал противопоставление активности – пассивности. Первый связывается с маскулинностью, агрессией, садизмом и вуайеризмом; последний с феминин ностью, подчиненностью, мазохизмом и эксгибиционизмом. Кроме того, 3.… … Толковый словарь по психологии

Эдипов комплекс — У этого термина существуют и другие значения, см. Эдипов комплекс (значения). Эдипов комплекс (нем. Ödipuskomplex) понятие, введенное в психоанализ Зигмундом Фрейдом, обозначающее бессознательное сексуальное влечение к родителю… … Википедия

Психосоматические заболевания — (от греч. ψυχή душа и греч. σομα тело) группа болезненных состояний, появляющихся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов. Представляют собой психические расстройства, проявляющиеся на физиологическом… … Википедия

Основатель психоанализа

Кратко о теории

Ученый посвятил свою жизнь тому, чтобы понять психику человека и определить составляющие, мотивирующие его действия. Основная идея теории – убеждение, что душевная природа не имеет перерывов, и из одного события рождается следующее.

Обратите внимание! Задача аналитика – разобраться в душевных переживаниях, найти скрытые связи событий и установить истинные причины поступков.

Что такое классический психоанализ

Зигмунд Фрейд основал теорию, позволяющую интерпретировать неосознанные мотивы поведения людей. Под классическим психоанализом в современном понимании подразумевают:

  • дисциплину, основанную на научных исследованиях;
  • комплекс мер, изучающих психические процессы;
  • методику, применяемую в лечении невротических нарушений.

Терапия основывается на общении врача с пациентом, в ходе которого последний делится своими сновидениями, мыслями, ассоциациями. Специалист анализирует собранную информацию, стараясь определить бессознательные конфликты.

На приеме у психоаналитика

На приеме у психоаналитика

Затем гипотеза трансформируется и выводится на осознанный, понятный уровень. В таком виде она передается исследуемому, который должен принять ее на веру.

Что входит в основу

Кратко психоанализ можно представить, как метод исследования психологических процессов, находящихся за гранью сознания. Теория учитывает взаимосвязь всех гипотез о функциях и строении психического аппарата и рассматривает их в целом.

В основе современного психоанализа лежат такие направления:

  • Теория, дающая определения поведению и развитию индивида;
  • Исследования мотивов через свободные ассоциации, толкование сновидений. Это позволяет извлечь наружу скрытые предпосылки, приведшие к расстройству психики;
  • Методика лечения, включающая:
  1. анализ переноса и сопротивления;
  2. толкование источника конфликтов (интерпретацию);
  3. проработку, как заключительный этап, приводящую к перестройке психики.

Что скрыто за гранью сознания

Что скрыто за гранью сознания

Дополнительная информация. В ходе психодинамического подхода специалист старается добиться от пациента осознания существования бессознательных конфликтов, благодаря чему повлиять на поведение и персональные отношения.

Теоретические основы психоанализа по Фрейду

Душевная жизнь человека представлена 3-мя уровнями, расположенными вертикально относительно друг друга. Изучение этих областей составляет основу психоанализа.

Уровни человеческой психики

Если описать кратко Фрейда теорию, то личность – это айсберг, в основании которого лежат инстинкты, побуждения, психическая энергия. Верхушку венчает ясное сознание, под ней прослойкой располагается предсознательная масса.

Уровни психики человека

Уровни психики человека

Из всех 3-х областей основную роль в психике индивида играет именно бессознательная часть. Человека к достижению целей направляют инстинкты:

  • основной – жизненная энергия (или либидо), зиждется на сексуальной природе;
  • инстинкт смерти – агрессивная составляющая.

Количество живой энергии, ее появление, распределение, перемещение оказывают влияние на особенности поведения, мышления, переживания, а также приводят к психическим расстройствам. Инстинкт смерти включает механизмы защиты.

Неудовлетворенные желания и явление сублимации

Способы решения внутренних конфликтов

СоставляющаяОсобенности
СновиденияОни отражают скрытые нереализованные желания. Когда один и тот же сон повторяется многократно, это свидетельствует о конкретной потребности. Если желание не воплотить, оно становится помехой на пути самовыражения
СублимацияОсознанное перенаправление жизненной энергии с сексуальной темы на социальные, творческие, интеллектуальные цели. Это определенная форма защиты психики от внутренних конфликтов. Сублимированную энергию можно назвать двигателем цивилизации
КомпенсацияЧтобы неудовлетворенные желания не приводили к тревожному состоянию, их нейтрализуют. Если энергия не может найти выход, она перенаправляется на преодоление препятствий. Благодаря напористости и работоспособности, личность достигает успеха
ЗащитаВ психике существуют механизмы, начинающие включаться на фоне возникших напряжений. Они подавляют, искажают или отвергают ситуацию, провоцирующую конфликт

Защитные механизмы

  • проекция помогает переложить ответственность на других людей, приписывая им свои проблемы;
  • замещение использует перенаправление агрессии на иной объект, более безответный и приемлемый на текущий момент;
  • регрессия возвращает к модели поведения, свойственной раннему периоду, менее тревожному;
  • отрицание – это игнорирование угрозы жизнедеятельности;
  • подавление блокирует сознание или вытесняет из него тревожные моменты;
  • рационализация – почти творческий процесс, позволяющий создать легенду, оправдывающую настоящие мотивы собственного поведения и возникших неудач;
  • реактивная формация подменяет факторы, спровоцировавшие напряженность, на противоположные.

Защитный механизм психики

Защитный механизм психики

Не каждый индивид способен полностью противостоять конфликтам. Бывает сложно сдерживать защитные механизмы, из-за чего возникает риск развития невротической тревоги, импульсы которой способны захлестнуть сознание.

Поведение человека напрямую связано с развитием психики. На ее формирование оказывают влияние установки, мотивы, представления. Совокупность этих составляющих, сформированных в бессознательной области, в психологии интерпретируется, как комплекс.

Сочетание факторов может формироваться вокруг любого эмоционального состояния (аффекта). Чаще комплекс интерпретируют, как нечто негативное. В психоанализе рассматривается несколько групп подобных образований, определяющих сознательную жизнь индивида.

Распространенные комплексы

ВидОпределение
Эдип (Электра)Указывает на сексуальное влечение мальчика к своей матери, что провоцирует агрессию к отцу. В женской интерпретации это комплекс Электры, когда девочку влечет к папе
НеполноценностиЧувства ограниченности возможностей, собственной недостаточности присущи многим людям. Заменяются компенсацией – стремлением к всевозможным успехам, позволяющим доказать свою значимость
ИоныЗдесь на первое место выходят сомнения, что человек не в состоянии реализовать свои способности и чего-то добиться в жизни. На фоне страхов индивид сознательно занижает свои притязания

Существуют и другие комплексы специфического характера, с помощью которых можно интерпретировать поведенческие реакции человека и психические процессы.

Комплекс неполноценности

В теории психоаналитического анализа Фрейда существует такое понятие, как структура личности. Ее цель – поддерживать душевное равновесие, повышать уровень удовлетворенности и снижать степень недовольства. Модель включает в себя 3 системы, они неотделимы друг от друга.

Структура личности

ФункцияОсобенности
ИД (или ОНО)Заложена в человеке с рождения и трактуется, как инстинкты или наследственность. Данная функция неорганизованна и хаотична, не подвластна законам логики, но оказывает безграничное влияние на другие системы
ЭГО (Я)Появляется из ИД, когда ребенок начинает осознавать себя личностью. Обе структуры взаимосвязаны и дополняют друг друга – ЭГО защищает ИД, а та подпитывает Я.
Понять механизм таких взаимоотношений можно на примере сексуальных потребностей. ОНО способно в любой момент удовлетворить желание посредством близости, но ЭГО решает, как и когда это произойдет. Иными словами, Я выступает сдерживающей (перенаправляющей) функцией для ИД.
Супер-ЭГО (Сверх-Я)Наиболее развитая система, отвечающая за соблюдение законов и моральных норм, выставляющая блокировки, ограничения и запреты. Фрейд выделяет 3 функции, свойственные Супер-ЭГО:
• совесть;
• самонаблюдение;
• формирование идеалов.

Все составляющие структуры личности направляют усилия на достижение одной цели и немыслимы друг без друга. В этой тройке Я выступает той составляющей частью, что входит во взаимоотношения с окружающими людьми. Супер-ЭГО определяет границы поведения Я, на котором отражается энергия ИД.

Структура личности

Все составляющие личностной структуры должны приспосабливаться к внешней реальности. Такая притирка не всегда проходит гладко, это провоцирует конфликты внутри личности.

Видео

Психоанализ – это психологическая теория, разработанная на рубеже XIX и XX веков (первые исследования Фрейда на эту тему датированы 1880 годом). Ее до сих пор используют для лечения психических расстройств, но чаще встречаются модификации оригинальной концепции. Разберем кратко и понятно, что такое психоанализ Фрейда, каковы основы этой теории и как ее использовать. А также узнаем, как к ней относятся другие психологи. Забегая вперед, скажу, что отношение противоречивое.

Что такое психоанализ: суть теории

психоанализ в психологии

Таким образом, психоанализ простыми словами – это научная теория и метод лечения психических расстройств. В настоящее время его рассматривают в трех областях:

  • как психологическую и философскую теорию личности;
  • как совокупность принципов и методик изучения бессознательного личности;
  • как направление в психотерапии, которое помогает избавиться от внутриличностных конфликтов, неврозов, комплексов, психозов, депрессии, фобий и других проблем.

Психоанализ в психологии рассматривается как теория и как практика. Разберем, в чем суть теории психоанализа З. Фрейда.

Что изучает психоанализ? Бессознательные мотивы и желания личности. Если говорить о психоанализе как о теории, то ее суть можно отразить в нескольких тезисах (особенностях):

  • конфликт сознательного и бессознательного приводит к развитию неврозов, страхов, депрессии и других психологических проблем;
  • мысли и поведение обусловлены бессознательными желаниями;
  • осознание истинных мотивов, потребностей, желаний затруднено из-за включения защитных механизмов психики;
  • психологические проблемы можно решить, если вывести их на уровень сознания (это можно сделать при помощи методов психоанализа).

Базовая идея психоанализа Фрейда состоит в том, что в психической природе человека не может быть непоследовательности и перерывов. То есть все, что человек имеет в настоящем, – результат прошлого. Если сейчас что-то не устраивает, то причину нужно искать в прошлом. А теперь будем разбирать все подробнее и по порядку.

Кто является основоположником психоанализа

Зигмунд Фрейд

Автором теории, основоположником метода психоанализа является австрийский психолог, психоаналитик, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд. Он же был основателем школы психоанализа. Иногда теоретическую основу психоанализа (философию Фрейда) называют фрейдизмом. Теория Фрейда оказала значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века.

Интересно! Ближайшими последователями Фрейда были К. Юнг, К. Хорни, А. Адлер, Э. Фромм и др. Некоторые из современных психологов тоже опираются на учение Фрейда.

Основы психоанализа

Бессознательное, сексуальный инстинкт, сублимация, оговорка по Фрейду – возможно, вы слышали эти понятия. Все они относятся к психоанализу. А знаете ли вы их определения и суть? Сейчас во всем разберемся, рассмотрим основы психоанализа личности, разберем ключевые понятия.

Сознание и бессознательное

В теории психоанализа Фрейд выделил 2 структуры психики. Каждая из них имеет три слоя, но между собой эти структуры несколько отличаются. Сначала разберем слои первой структуры:

  1. Бессознательное. Здесь хранятся все тайные желания, вытесненные воспоминания, животные инстинкты, аморальные влечения.
  2. Предсознание, или подсознание. На этом уровне расположилось то, что человек знает и помнит в настоящее время или при желании может вспомнить.
  3. Сознание. Это мысли, чувства, эмоции, планы человека в настоящем.

Это первичная структура психики по Фрейду. Позже психоаналитик открыл метод свободных ассоциаций и разработал новую структуру (концепцию) строения психики. В ней он выделил три элемента: Оно, Я и Сверх-я.

Согласно теории психоанализа, наша психика имеет три уровня:

Часто Оно и Сверх-Я вступают в конфликт, а Я пытается примирить их. По сути, большую часть своей жизни каждый человек проводит в таком вот поиске баланса между животными инстинктами и высшими моральными ценностями, запретами, нормами. Не всем и не всегда удается выдержать баланс, иногда нас мотает то в одну сторону (поддаемся желаниям, эмоциям), то в другую (слишком рационализируем жизнь, блокируем свои чувства и подавляем желания). И то, и другое опасно. Если падение в одну из сторон происходит слишком часто, у человека развиваются комплексы, неврозы и другие психологические проблемы.

Важно! Подавленные желания приводят к развитию комплексов. Избавиться от фрустрации (переживание из-за невозможности удовлетворения потребности) помогает сублимация.

Защитные механизмы

вытеснение

Кроме сублимации, психоаналитик выделил еще 7 защитных механизмов (позже другие психологи расширили эту классификацию):

    . Если человек не понимает, как ему удовлетворить свои желания социально приемлемым путем, но и забыть об этом не может, то он вытесняет их на уровень бессознательного. И как бы забывает (действительно не помнит). Однако это не означает, что импульсы исчезли. Они продолжают влиять на мысли и поведение человека. На сдерживание желаний тратится много энергии, поэтому в скором времени человек заболевает. . Человек убеждает себя, что ему показалось, что это произошло случайно, что он ослышался и т.д. В общем, он всеми силами внушает себе, что чего-то неприятного не было или что это случилось не с ним. . Человек убеждает себя, что не мог поступить иначе. Да, он совершил постыдный поступок, но так было нужно. В большинстве случаев объяснение и правда выглядит логично, но к истинным мотивам это не имеет никакого отношения. . Человек обвиняет других в том, что не принимает в себе. Например, изменщик обвиняет в измене своего партнера, предатель подозревает своего друга и т.д. . Когда человек не может выместить свою злость на одном объекте, он вымещает агрессию на другом. Например, ребенок, которого бьют родители, избивает детей помладше и издевается над животными. Мужчина, который не может ударить начальника, срывается дома на детях и жене. К слову, замещение касается не только агрессии. Любая эмоция и чувство может принимать в этом участие. Например, молодому человеку нравится одна девушка, но он не может быть с ней, поэтому встречается с более доступной, представляя ту пассию (а иногда и пытаясь сделать из второй девушки первую).
  1. Инверсия. Это попытка вызвать у себя прямо противоположные чувства к объекту. Например, чтобы пережить болезненное расставание, девушка начинает концентрироваться на реальных и выдуманных недостатках мужчины. Цель – сделать объект противным, не таким притягательным. Тогда и желание, влечение к нему исчезнет. . Это возвращение на предыдущую ступень развития, то есть включение детских моделей поведения. Возможно, вы подумали, что речь идет об истериках, криках, плаче, обидах, демонстративном уходе и т.д. Да, но не только. Алкоголизм, игромания, наркомания, заедание проблем, курение – это тоже форма регрессии. Взрослые люди не уходят от реальности – они решают проблемы.

Защитный механизм психики – это набор бессознательных реакций, защищающих человека от негативных эмоций и переживаний. Защитные механизмы помогают поддерживать психическое равновесие. Однако нельзя все время полагаться только на эти силы. Частое обращение к защитным механизмам приводит к деформации личности, препятствует социализации. А также защитные механизмы иногда дают сбой, что тоже не идет на пользу личности.

Психосексуальное развитие

Согласно Фрейду, каждый человек проходит 5 стадий психосексуального развития, каждая из которых имеет свою ведущую потребность:

Например, застревание на анальной стадии развития приводит к формированию анального характера. Такому человеку присуща скупость, жадность, упрямство, педантичность, склонность к агрессии и саморазрушению, импульсивность, конфликтность.

Комплексы

комплекс неполноценности

Часто говорят о комплексе неполноценности – это совокупность переживаний человека из-за субъективного восприятия собственной неуспешности. Проще говоря, человек считает себя хуже других, менее достойным. Он видит счастье и успех окружающих, хочет ощутить то же, но не может и не знает, как этого добиться.

На самом деле психоанализ человека рассматривает куда больше комплексов. Вот лишь некоторые из популярных:

Методы психоанализа

Как мы уже выяснили, психоанализ – это не только теория, но еще и практика. С его помощью можно диагностировать и корректировать психическое состояние. Психоанализ включает в себя множество приемов для работы с бессознательным, но все их можно разделить на три группы.

С помощью этих методов можно заглянуть в бессознательное человека, определить подавленные желания, эмоции и воспоминания, понять мотивы поступков и скорректировать поведение.

Важно! Не путайте психоанализ с психотерапией. Психоаналитик в большей степени отвечает за то, чтобы человек свободно выговорился и сам нашел истоки проблем, а также их решение. Психоаналитик направляет, но не дает прямых указаний и советов.

Концепция

Мы уже многое сказали о теории Фрейда, но все это как-то обобщенно, вперемешку (новое и старое). В чем же состоит концепция оригинальной теории психоанализа Фрейда? Обозначим основные положения (черты) психоанализа:

В теории психоанализа предметом изучения являются бессознательные мотивы, ведущие к психическим расстройствам.

А теперь перейдем к разбору видов психоанализа.

Какие направления (виды) психоанализа существуют сегодня

В современных теориях психоанализа акцент с сексуальности смещен. Психологи рассматривают не только эту потребность, как причину всех бед, но и другие неудовлетворенные потребности.

Например, люди с обостренной и неудовлетворенной потребностью во власти зачастую становятся тиранами дома или на работе. Люди, которым не хватает теплого социального контакта, окружают себя животными. Люди, которые не могут или бояться иметь детей, но хотят этого, тоже направляют свою энергию в сторону животных, например, котов. Женщины, которые не могут состояться как профессионалы, находят себя в воспитании детей.

Лакан

Классический психоанализ Фрейда – один из известных психологии видов этого учения. Существуют и другие школы (направления) психоанализа. Кратко осветим их:

  1. Эго-психология. Если Фрейд уделял больше внимания Оно, то здесь все внимание приковано к Эго (Я), то есть сознательной части личности.
  2. Теория объектных отношений. В основе этой теории лежит положение о том, что психика – это система внутренних объектов, которые являются отражением людей и ситуаций из внешнего мира. Специфика отношений с людьми в настоящем и сценарий жизни обусловлены детским опытом субъекта. То есть во взрослой жизни человек воспроизводит то, к чему привык в детстве.
  3. Школа М. Кляйн. Психоаналитик уделяла больше внимания детскому психоанализу, в частности разбору Эдипова комплекса. В качестве основных движущих сил психики рассматривала любовь и агрессию. Первое – исцеляет, второе – расщепляет психику.
  4. Структурный психоанализ Ж. Лакана. Психоаналитик рассматривал человека строго как субъекта и предлагал решать психологические проблемы через речь. Базой личности считал тандем трех элементов: воображаемое (представление человека о себе на основе познания других людей), символическое (поиск отличий у себя и других), реальное (ситуация, место, где индивид впервые познакомился с другим). Психоаналитик изображал это символом из трех связанных колец. Если хотя бы одно кольцо разомкнуть, то психическое равновесие индивида нарушится.
  5. Интерперсональный психоанализ (Г. С. Салливан, Клара Томпсон). Внимание сконцентрировано не на анализе личности, а на анализе межличностных отношений. Именно этот элемент психоаналитики считали самым важным и значимым в психическом развитии субъекта.

Существуют и другие современные направления психоанализа, но эти пользуются наибольшим спросом.

Как психоанализ повлиял на развитие психологии

Теория психоанализа Фрейда способствовала развитию психологии. Психоанализ произвел настоящую революцию в мире психотерапии и психиатрии. Эта теория нашла свое отражение в трудах других психологов (представителей психоанализа): А. Фрейд, Д. Винникотта, Х. Гартмана, М. Малера, Э. Глоувера, Э. Эриксона, М. Кляйн и других. Прямыми последователями Фрейда являются Карл Юнг, Альфред Адлер, Отто Ранк, Х. Хартман, Э. Крис, Анна Фрейд (дочь известного психоаналитика).

Интересно! Учение Фрейда повлияло даже на кинематограф. Его трудами вдохновлялись Альфред Хичкок, Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Паоло Пазолини.

Критика

критика психоанализа

Теория Фрейда сразу же привлекла внимание общественности. Но нельзя сказать, что оно было исключительно позитивным – нашлось немало критиков. И до сих пор учение Фрейда подвергается критическому анализу. Вот, за что его критикуют:

Некоторые психологи до сих пор считают психоанализ Зигмунда Фрейда лженаукой. Они сомневаются в ее обоснованности, достоверности и эффективности.

Альтернативы

когнитивно-поведенческая психотерапия

К альтернативам психоанализа относится когнитивно-поведенческая психотерапия, арт-терапия, аналитическая психотерапия Юнга, бихевиоризм, гештальт-терапия, логотерапия, позитивная психотерапия, психодрама, телесно-ориентированная психотерапия, эриксоновский гипноз. Все это, как и психоанализ, методы психотерапии. Они не могут полноценно заменить друг друга, потому что это совершенно разные направления, но цель у них одна – помочь человеку осознать внутреннюю проблему и избавиться от нее.

Заключение

Какое бы отношение не сформировалась к психоанализу З. Фрейда, нельзя отрицать факт: это официально признанный метод психотерапии. Его не просто так включают в практику и программу обучения студентов. Большинство исследователей признает его эффективность и безопасность. Для сравнения: столь популярный в наши дни метод расстановок по Хеллингеру не признан официальным сообществом психологов, а в некоторых странах, например, Германии даже запрещен. Значит, как минимум, относительно этого метода психоанализ куда эффективнее и безопаснее.

Психоанализ - врачебный метод исследования, зародившийся в начале 90-х гг. 19 в. в Вене, Австрии, в работах Ж. Шарко и И. Бернгейма, использовавших гипноз в лечении многих нервных заболеваний, и развитый 3. Фрейдом (1856—1939). Работу 3. Фрейда ≪Толкование сновидений≫ (1900) принято считать первым психоаналитическим трудом и началом психоанализа.

Основные положения и принципы психоанализа. 1. Биологический детерминизм: тело человека (его сексуальные и физиологические составляющие) является единственным источником всей его психической энергии. 2. Психический детерминизм: всякая мысль и поведение имеют значение или повод, а всякое явление вызывается сознательными или бессознательными намерениями и определяется событиями, которые ему предшествовали.3. Выделяются три уровня психической жизни: - сознание, которое содержит в себе неблокируемые, осознаваемые и переживаемые индивидом явления, мысли, чувства и другие феномены; - предсознание - латентная (скрытая) часть психики, которая не содержит в себе четко осознаваемых представлений и мыслей, но при усилии памяти может воспроизвести необходимую информацию; - бессознательное - самая важная часть психики, оказывающая решающее значение на поведение и личность человека, содержащая в себе неосознаваемые им феномены, вытесненные цензурой из сознания: инстинкты, воспоминания, чувства, события и целые куски жизни. Содержание бессознательного оказывает воздействие на человека, проникая в сознание через сны, оговорки, забывания и т. п., а в патологических случаях и через различные невротические проявления (как на соматическом, так и на психическом уровнях). Изучение бессознательных компонентов психики и перевод их в сферу сознания составляет ядро психотерапевтического метода Фрейда и может осуществляться с помощью анализа сновидений, ошибок повседневной жизни (забывание имен, событий, дат), невротических симптомов, через метод анализа свободных ассоциаций, которые связаны у пациента с травмирующим событием или чувством.

Структура личности в психоанализе 3. Фрейда.

1. Ид (Оно) - источник энергии для всей личности, имеет биологическую природу. Содержания Ид - мысли, чувства, воспоминания, события из жизни - бессознательны, так как никогда не осознавались или были отвергнуты, будучи неприемлемыми, но воздействуют на поведение человека и без контроля сознания. Ид – хранитель всех врожденных инстинктов человека, главные из которых - инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос) -противостоят друг другу. Ид живет и управляется принципом удовольствия, стремясь к его удовлетворению, не подчиняясь принципу реальности. Ид иррационально и при этом обладает неограниченной властью, а требования Ид удовлетворяются инстанцией Эго (Я). Ид находится на бессознательном уровне психики.

2. Эго (Я) - часть личности, которая находится в контакте с реальностью, это своего рода сознание человека, локализующееся на сознательном уровне психики. Эго следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Его задача заключается в регулировании напряжения между внутренними (влечениями или инстинктами) и внешними раздражителями (идущими из окружающей среды), контроле над требованиями инстинктов, исходящих от Ид.

3. Суперэго (Сверх-Я) - источник моральных и религиозных чувств, образное существование совести, включает в себя традиционные нормы, как их понимали родители, выступает в роли цензора поступков и мыслей, использует бессознательные механизмы ограничения, осуждения и запрещения. Место локализации Суперэго может быть различным в зависимости от осознаваемое его содержаний. Все три составляющие личности находятся в противостоянии друг другу, что и обусловливает главные внутренние конфликты личности: Ид, стремящееся к удовлетворению своих желаний, игнорирующее любые правила и нормы, сталкивается с Суперэго, которое ведет борьбу со всем, что противоречит общепринятым нормам морали, а Эго является полем битвы и противостояния Ид и Суперэго.

Развитие личности в психоанализе. Фрейд выделял 4 источника развития личности: процессы физиологического роста, фрустрации, конфликты и угрозы. Из-за них возникает напряжение, что приводит к тому, что человек овладевает все новыми способами снижения этого напряжения, и это и есть процесс развития личности. Развитие личности заканчивается к 5 годам, а весь последующий рост представляет собой развитие базовой структуры. Периодизация развития личности ребенка состоит из 5 стадий, которые называются психосексуальными, так как на каждой стадии развитием управляет энергия либидо, имеющая свои особенности, и фиксация на определенной стадии ведет к формированию того или иного типа характера.




Стадии психосексуального развития. 1. Оральная стадия (0-1 год) -для удовлетворения своих сексуальных инстинктов ребенок использует мать как внешний объект, а удовлетворение влечения происходит через полость рта. В случае фиксации на данной стадии в характере человека преобладают зависимость и инфантильность.2.Анальная стадия (1 -3 года) - ребенок научается самоконтролю, и у него формируется чувство собственности.3. Фаллическая стадия (3-5 лет) - проявляется интерес к своим половым органам и осознание мальчиками и девочками своих отличий друг от друга, начинает формироваться половая идентичность, что происходит в результате удачного разрешения эдипова комплекса у мальчиков и комплекса Электры у девочек. 4. Латентная (скрытая) стадия (6 лет - до начала полового созревания) - сила сексуальных инстинктов ослабевает под действием общественно-социальных факторов - обучения, школы, активного физического и интеллектуального развития ребенка.5. Генитальная стадия (от 10-11 до 18 лет) – внешним объектом и способами удовлетворения либидо выступает лицо противоположного пола при нормальном развитии и лицо своего пола при каком-либо отклонении и проблемах, связанных с половой идентичностью.

Характеристика и историческое значение психоанализа 3. Фрейда. Историческое значение теории 3. Фрейда.

1. На основе психоанализа были созданы почти все теории бессознательного, а также был дан толчок к развитию антагонистических психоанализу теорий: гуманистической психологии, экзистенциальной психологии, гештальттерапии Ф. Перлза и многим другим. Фрейд является одним из основателей современной психологии как науки не только о человеческой психике - сознании и бессознательном психическом, но и о личности, их носителе.

2. Введение в область исследования таких феноменов человеческой психики, которые до психоанализа оставались без внимания: исследование характера и причин возникновения неврозов, внутреннего мира ≪Я≫ и тех структур, которые не вписывались в собственно ≪сознательное≫ в человеке.

3. Эмпирическая ценность психоанализа: предмет психоанализа - бессознательное - изучался не в лаборатории, а на практике, что дает психоанализу большие преимущества перед многими другими теоретически ориентированными школами.

4. Актуальность некоторых идей Фрейда: рассмотрение развития психики человека с точки зрения ее адаптации к окружающей среде и подчеркивание извечного противостояния среды и организма (хотя оба они не являются изначально и всегда конфликтными по отношению друг к другу); рассмотрение движущих сил развития психики как имеющих врожденную и бессознательную природу; мнениео том, что личность в своей основе формируется в раннем детстве и механизмы ее развития являются врожденными.

Направления критики теории 3. Фрейда:

1) мифологическое объяснение ≪сексуальных комплексов≫, антиисторический подход к анализу культурных и социальных процессов общества;

2) неправомерное перенесение выводов, сделанных на основе частного наблюдения, на более общие закономерности развития природы и общества;

3) биологизированность, отсутствие социального фактора, влияющего на развитие личности, и пансексуальность концепции Фрейда.

4) критика и реконструкция идей психоанализа со стороны его последователей, направленная на введение социальных детерминант развития.

Психоанализ - врачебный метод исследования, зародившийся в начале 90-х гг. 19 в. в Вене, Австрии, в работах Ж. Шарко и И. Бернгейма, использовавших гипноз в лечении многих нервных заболеваний, и развитый 3. Фрейдом (1856—1939). Работу 3. Фрейда ≪Толкование сновидений≫ (1900) принято считать первым психоаналитическим трудом и началом психоанализа.

Основные положения и принципы психоанализа. 1. Биологический детерминизм: тело человека (его сексуальные и физиологические составляющие) является единственным источником всей его психической энергии. 2. Психический детерминизм: всякая мысль и поведение имеют значение или повод, а всякое явление вызывается сознательными или бессознательными намерениями и определяется событиями, которые ему предшествовали.3. Выделяются три уровня психической жизни: - сознание, которое содержит в себе неблокируемые, осознаваемые и переживаемые индивидом явления, мысли, чувства и другие феномены; - предсознание - латентная (скрытая) часть психики, которая не содержит в себе четко осознаваемых представлений и мыслей, но при усилии памяти может воспроизвести необходимую информацию; - бессознательное - самая важная часть психики, оказывающая решающее значение на поведение и личность человека, содержащая в себе неосознаваемые им феномены, вытесненные цензурой из сознания: инстинкты, воспоминания, чувства, события и целые куски жизни. Содержание бессознательного оказывает воздействие на человека, проникая в сознание через сны, оговорки, забывания и т. п., а в патологических случаях и через различные невротические проявления (как на соматическом, так и на психическом уровнях). Изучение бессознательных компонентов психики и перевод их в сферу сознания составляет ядро психотерапевтического метода Фрейда и может осуществляться с помощью анализа сновидений, ошибок повседневной жизни (забывание имен, событий, дат), невротических симптомов, через метод анализа свободных ассоциаций, которые связаны у пациента с травмирующим событием или чувством.

Структура личности в психоанализе 3. Фрейда.

1. Ид (Оно) - источник энергии для всей личности, имеет биологическую природу. Содержания Ид - мысли, чувства, воспоминания, события из жизни - бессознательны, так как никогда не осознавались или были отвергнуты, будучи неприемлемыми, но воздействуют на поведение человека и без контроля сознания. Ид – хранитель всех врожденных инстинктов человека, главные из которых - инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос) -противостоят друг другу. Ид живет и управляется принципом удовольствия, стремясь к его удовлетворению, не подчиняясь принципу реальности. Ид иррационально и при этом обладает неограниченной властью, а требования Ид удовлетворяются инстанцией Эго (Я). Ид находится на бессознательном уровне психики.

2. Эго (Я) - часть личности, которая находится в контакте с реальностью, это своего рода сознание человека, локализующееся на сознательном уровне психики. Эго следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Его задача заключается в регулировании напряжения между внутренними (влечениями или инстинктами) и внешними раздражителями (идущими из окружающей среды), контроле над требованиями инстинктов, исходящих от Ид.

3. Суперэго (Сверх-Я) - источник моральных и религиозных чувств, образное существование совести, включает в себя традиционные нормы, как их понимали родители, выступает в роли цензора поступков и мыслей, использует бессознательные механизмы ограничения, осуждения и запрещения. Место локализации Суперэго может быть различным в зависимости от осознаваемое его содержаний. Все три составляющие личности находятся в противостоянии друг другу, что и обусловливает главные внутренние конфликты личности: Ид, стремящееся к удовлетворению своих желаний, игнорирующее любые правила и нормы, сталкивается с Суперэго, которое ведет борьбу со всем, что противоречит общепринятым нормам морали, а Эго является полем битвы и противостояния Ид и Суперэго.

Развитие личности в психоанализе. Фрейд выделял 4 источника развития личности: процессы физиологического роста, фрустрации, конфликты и угрозы. Из-за них возникает напряжение, что приводит к тому, что человек овладевает все новыми способами снижения этого напряжения, и это и есть процесс развития личности. Развитие личности заканчивается к 5 годам, а весь последующий рост представляет собой развитие базовой структуры. Периодизация развития личности ребенка состоит из 5 стадий, которые называются психосексуальными, так как на каждой стадии развитием управляет энергия либидо, имеющая свои особенности, и фиксация на определенной стадии ведет к формированию того или иного типа характера.

Стадии психосексуального развития. 1. Оральная стадия (0-1 год) -для удовлетворения своих сексуальных инстинктов ребенок использует мать как внешний объект, а удовлетворение влечения происходит через полость рта. В случае фиксации на данной стадии в характере человека преобладают зависимость и инфантильность.2.Анальная стадия (1 -3 года) - ребенок научается самоконтролю, и у него формируется чувство собственности.3. Фаллическая стадия (3-5 лет) - проявляется интерес к своим половым органам и осознание мальчиками и девочками своих отличий друг от друга, начинает формироваться половая идентичность, что происходит в результате удачного разрешения эдипова комплекса у мальчиков и комплекса Электры у девочек. 4. Латентная (скрытая) стадия (6 лет - до начала полового созревания) - сила сексуальных инстинктов ослабевает под действием общественно-социальных факторов - обучения, школы, активного физического и интеллектуального развития ребенка.5. Генитальная стадия (от 10-11 до 18 лет) – внешним объектом и способами удовлетворения либидо выступает лицо противоположного пола при нормальном развитии и лицо своего пола при каком-либо отклонении и проблемах, связанных с половой идентичностью.

Характеристика и историческое значение психоанализа 3. Фрейда. Историческое значение теории 3. Фрейда.

1. На основе психоанализа были созданы почти все теории бессознательного, а также был дан толчок к развитию антагонистических психоанализу теорий: гуманистической психологии, экзистенциальной психологии, гештальттерапии Ф. Перлза и многим другим. Фрейд является одним из основателей современной психологии как науки не только о человеческой психике - сознании и бессознательном психическом, но и о личности, их носителе.

2. Введение в область исследования таких феноменов человеческой психики, которые до психоанализа оставались без внимания: исследование характера и причин возникновения неврозов, внутреннего мира ≪Я≫ и тех структур, которые не вписывались в собственно ≪сознательное≫ в человеке.

3. Эмпирическая ценность психоанализа: предмет психоанализа - бессознательное - изучался не в лаборатории, а на практике, что дает психоанализу большие преимущества перед многими другими теоретически ориентированными школами.

4. Актуальность некоторых идей Фрейда: рассмотрение развития психики человека с точки зрения ее адаптации к окружающей среде и подчеркивание извечного противостояния среды и организма (хотя оба они не являются изначально и всегда конфликтными по отношению друг к другу); рассмотрение движущих сил развития психики как имеющих врожденную и бессознательную природу; мнениео том, что личность в своей основе формируется в раннем детстве и механизмы ее развития являются врожденными.

Направления критики теории 3. Фрейда:

1) мифологическое объяснение ≪сексуальных комплексов≫, антиисторический подход к анализу культурных и социальных процессов общества;

2) неправомерное перенесение выводов, сделанных на основе частного наблюдения, на более общие закономерности развития природы и общества;

3) биологизированность, отсутствие социального фактора, влияющего на развитие личности, и пансексуальность концепции Фрейда.

4) критика и реконструкция идей психоанализа со стороны его последователей, направленная на введение социальных детерминант развития.

Психоанализ: что это?

В этой статье я расскажу про психоанализ, и что это такое в психологии. Психоаналитический метод занимается исследованием роли бессознательного в жизни человека. Разберём подробно, что такое психоанализ в психологии, как метод помогает понять внутренний мир человека и разрешить его психологические конфликты. В статье расскажу, почему эта теория с момента появления подвергалась критике со стороны учёного сообщества.

Психоанализ — это метод лечения психологических отклонений и расстройств. По данным ВОЗ, психические отклонения в поведении имеет каждый четвёртый человек в мире. Психоанализ — это часть терапии расстройств психики. Точные причины многих расстройств неясны. На основе психоанализа разрабатываются методики лечения психических отклонений.

Что такое психоанализ?

Психоанализ появился как способ лечения неврозов и позже стал теорией психологии. Рассмотрим, что такое психоанализ в психологии. Человек так устроен, что не может осознать всё, что происходит в его внутреннем мире.

Психоанализ – это специальный вид терапии, при котором пациенту удаётся вспомнить пережитые события и разобрать бессознательные желания и мотивы, которые формируют его внутренние психологические конфликты, определяют поведение и образ мыслей.

  • найти причины и наладить отношения с окружающими;
  • решить проблему психологической зависимости;
  • пережить кризисы в семье и сложные ситуации на работе;
    отпустить обиды;
  • понять своё предназначение в жизни;
  • понять причины и избавиться от чувства одиночества;
  • получить удовольствие от отношений и т. д.

Кто является основателем психоанализа?

История психоанализа насчитывает уже более ста лет. Впервые психоанализ применили для лечения неврозов. Основатель классического психоанализа — австрийский невролог, психолог и психиатр Зигмунд Фрейд.

Зигмунд Фрейд

Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд имел передовые для своего времени взгляды на природу человека. Психоанализ Фрейда строился на изучении бессознательных аспектов личности и анализе раннего детства пациентов.

Психоанализ не был однозначно принят современниками учёного. Консервативное общество того времени не сразу было готово принять факт, что поведением и мыслями людей управляет не разум, а некие бессознательные психические силы. Психоаналитику Фрейда не могли спокойно принять ни философы, ни медики. Сама теория психоанализа по сути находилась где-то посередине и была пропитана философскими идеями и медицинскими концепциями.

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Первоначально Фрейд проводил психоаналитические сеансы при помощи гипноза для подавления травмирующих ассоциаций. Однако впоследствии учёный отказался от этого и применял метод лишь в бодрствующем состоянии пациента.

Действительно, человек в обычной жизни практически лишён возможности говорить всё, что хочешь, и всегда, когда хочешь. Люди неискренне ведут себя сами с собой, скрывают от себя свои желания и мысли. От этого формируется неудовлетворённость, которая приводит к неврозам и депрессии.

Но случайный попутчик в поезде — это максимум хороший слушатель. Легче станет, но проблему это не решит. Специалист-психоаналитик на основании связи осознаваемых мыслей и бессознательного содержания находит объяснительные гипотезы того, что и почему происходит в жизни человека и вместе с пациентом даёт ответ на вопрос — что делать?

Рассмотрим психоанализ Фрейда кратко и понятно.

Что такое психоанализ

Фрейд считал, что природа бессознательного зависит от пережитых событий и от того, отчего человек мучается и не может это признать — зависть, чувство неполноценности или превосходства, агрессия и тому подобное. В теории классического психоанализа Фрейда переживания первых пяти лет жизни являются решающими для человека. Бессознательное берёт начало в эмоциях детства и влияет на всю жизнь.

Фрейд говорил о том, что при психоанализе человек переживает заново много событий, в том числе — из детства. Часто отношение клиента к психоаналитику во время сеанса становятся похожими на его отношение к собственному отцу или матери со всем комплексом чувств.

Такие сеансы должны быть частыми и проходить до тех пор, пока человек полностью не избавится от невротических симптомов, комплексов и различных навязчивых мыслей. В среднем психоанализ проводят сессиями по несколько месяцев 2–4 раза в неделю.

Примечательно, что сам Зигмунд Фрейд говорил о том, что психоанализ в чистом виде вряд ли сделает человека счастливым, он лишь поможет ему чувствовать себя менее несчастным.

Методы психоанализа З.Фрейда, использованные при лечении психологических проблем, привели к более детальному пониманию влияния бессознательных желаний на психологию человека. Психоанализ позволил лучше понять природу психосоматических болезней.

Основы психоанализа

В теории психоанализа предметом изучения является влияние неосознаваемых мотивов на поведение и мысли человека. Психоаналитический подход в психологии заключается в том, чтобы помочь пациенту найти и понять те мысли, установки и фантазии, которые управляют его жизнью. Метод психоанализа даёт возможность видеть, как человек воспринимает жизнь, как работает его мышление, как соотносятся бессознательные желания с реальными возможностями.

Как пример, при психоанализе становится понятно, что сложность завязывания отношений и создания социальных контактов могут быть связаны с определённым дисбалансом. С одной стороны, человек имеет потребность в отношениях. С другой стороны, у него присутствует повышенная ранимость, страх быть отвергнутым и даже презрение к другим людям.

Психотерапевт на основании полученной информации делает заключение о природе бессознательного, о причинах конфликтов и проблем у пациента и предлагает пути разрешения.

Основы психоанализа можно выделить следующими тезисами:

  • Поведение человека в значительной степени определено иррациональными бессознательными переживаниями.
  • Поведение человека определяется сознательными и бессознательными силами. Бессознательным в психологии называют явления и процессы, которые не контролирует сознание человека. В сфере бессознательного находятся фантазии и желания, которые несопоставимы с основами нормам поведения и морали. К бессознательным относят мысли, которые тревожат нас, но которые мы не осознаём. Бессознательные переживания усложняют жизнь и приводят к психическим, нервным расстройствам, депрессиям, страхам.
  • Если человек пытается осознать бессознательные мысли и переживания, то возникает защитное сопротивление.

С профессиональной помощью, через осознание достигается освобождение от влияния бессознательного.

Основные направления психоанализа связаны с тем, чтобы не только устранить симптом, но понять природу и причины конфликта, которые приводят к психологическому дискомфорту. Результатом эффективной работы специалиста становится исчезновение беспокоящих симптомов и отсутствие рецидивов по ним.

Где применяется психоанализ?

Где применяется психоанализ?

Психоанализ и психотерапия тесно связаны. Методы психоанализа часто применяются при решении конфликтов в отношениях, при преодолении стрессов и кризисных ситуаций.

Среди тех, кто проходит психоанализ, большинство — женщины. Это можно связать с их большей инфантильностью и ранимостью женской психики.

Мужская психика устроена таким образом, что поход к психоаналитику многие мужчины считают слабостью. Мужчинам бывает сложно самостоятельно решиться записаться на приём. Статистика показывает, что большинство мужчин на приём приводят женщины. И всё же среди пациентов психоаналитиков лишь треть составляют представители сильной половины. Их возраст от 30 до 50 лет. Треть мужских проблем связаны с проблемами в семье и в отношениях. При этом среди детей на приёме преобладают мальчики, которых тоже приводят мамы.

Одновременно статистика говорит о том, что мужчины, которые не обращаются за помощью, часто становятся жертвами внутренних конфликтов, вовремя нескорректированные переживания перерастают в значительные проблемы в будущем.

В чём суть психоанализа?

Психоанализ — это процесс, похожий на психологический ритуал. Процесс психоанализа может длиться от двадцати-тридцати минут до нескольких часов. Психотерапевт и пациент редко сидят друг напротив друга. Как правило, клиента укладывают на кушетку, а специалист находится рядом, но пациент его не видит.

В чем суть психоанализа?

Никаких телесных контактов между ними нет. Запретных тем для пациента нет, он озвучивает всё, что приходит ему в голову. Пациент расслаблен. Такая атмосфера должна привести к глубокому погружению в пережитые события, которые являются основой внутреннего конфликта.

Психоанализ может стать источником самопознания для человека. Информация, которой клиент делится, интерпретируется специалистом. Это позволяет по-новому посмотреть на ситуации.

В психоанализе чрезвычайно важны не только профессиональная подготовка, но и личность самого психоаналитика. Опытный аналитик устанавливает с пациентом доверительные и ненавязчивые отношения. Иногда можно слышать, что психоаналитик — это одновременно учитель, просветитель и духовный отец.

Психоаналитик концентрирует внимание не только на озвучиваемых проблемах и помогает решить конфликт между бессознательным и сознанием. Опытный специалист старается понять личность человека в целом и помочь ему принимать и понимать себя в будущем.

Современный психоанализ — глубинное направление в психологии, который изучает изменения функционирования личности. Психические расстройства имеют не только физические причины (повреждение мозга и нервных клеток). Психоанализ позволяет выявить бессознательные силы, проанализировать содержание мыслей и ослабить их влияние на психологическое состояние человека.

В последнее время популярна так называемая психоаналитическая терапия, то есть психоанализ в лайт-версии. Его направленность — помочь человеку улучшить качество жизни и получать удовольствие от каждого дня.

Может ли психоанализ навредить?

С момента появления и до сегодняшнего дня теорию психоанализа постоянно критикуют. Несмотря на критику, психотерапевты и психологи по-прежнему практикуют психоанализ.

Лолита

Официальная статистика говорит о том, что популярность и актуальность психоанализа в наши дни падает. Однако, неофициальные источники говорят, что психоанализ всё так же оказывает влияние на психиатрию. При эффективном психоанализе человек может восстановить своё психологическое здоровье и равновесие, избавиться от тоски, депрессии, тревоги и вновь обрести смысл жизни.

Психоанализ — сложная и длительная работа. Если человек настроен на слишком быстрый результат, это может стать ограничением для эффективности процесса.

Психоанализ отличается тем, что при нём не используют медикаментозную терапию, и результат во многом зависит от усилий пациента. Психоанализ — сложная и длительная работа. Если человек настроен на слишком быстрый результат, это может стать ограничением для эффективности процесса.

Специалисты говорят, что человек готов к психоанализу, если он:

  • Имеет желание понять себя, свои мысли и поступки.
  • Хочет лучше адаптироваться в реалиях современного мира.
  • Готов меняться и корректировать свои мысли и действия.

Заключение

Отражение

Современные психоаналитики всё больше становятся полноценными участниками взаимодействия с клиентом в процессе.

Психоанализ во многом дал возможность людям говорить о том, что их волнует на самом деле — секс, ненависть, агрессия, зависть. Психоанализ позволил обсудить различные проблемы, связанные с деструктивными чувствами и детскими травмами.

По отзывам людей, которым удалось перебороть внутреннее сопротивление и начать ходить на приём к специалисту, после психоанализа они чувствуют себя намного сильнее и увереннее.

Как известно, нет жизни без проблем. И нет человека, в жизни которого не было бы проблем. На нас огромное влияние оказывает детский возраст. Иногда некоторые моменты уже взрослой жизни превращаются в мучительные воспоминания. Всё это на бессознательном уровне влияет на условия жизни.

Возможно и вы, дорогой читатель, заинтересовавшись и дочитав эту статью до конца, были движимы некоторыми бессознательными мотивами и влечениями.

Читайте также: