Драматургия а к толстого кратко

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МОДНИКОВА Елена Олеговна

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

драматическОЙ трилогиИ А. К. Толстого

Считая основным жанровым признаком трагедии наличие трагического героя, критик называет пьесу исторической хроникой, так как герой ее пассивен и не совершает значительных поступков.

Таким образом, различные мнения пересекаются в вопросах специфики жанра исторических пьес вообще, форм психологического анализа, способов воплощения характеров. Решение этих вопросов невозможно без обращения к драматургическому наследию А. К. Толстого, что свидетельствует о важности его роли в развитии русской драмы второй половины XIX века.

К концу 60-х годов был составлен библиографический указатель работ о творчестве А.К. Толстого 8 .

Такие исследователи, как Д. А. Жуков, Н. П. Колосова, посвящают писателю ряд работ различного исследовательского жанра – статьи, комментарии, монографии.

На основании сказанного можно прийти к заключению, что многие аспекты изучения толстовского наследия оказались достаточно изучены уже к 70-80-м годам ХХ столетия. Однако творчество А.К. Толстого еще не обнаружило всей своей глубины и своего новаторства. По-прежнему актуальными остаются вопросы мировоззрения и художественных принципов писателя.

Литературоведение конца ХХ – начала ХХI вв. расширяет горизонты исследовательского поиска, усложняется инструментарий филологического анализа. Значительно меняются подходы и к рассмотрению таких вопросов, как жанровая природа творчества, характер историзма в произведениях исторического жанра, различные формы и приемы психологического анализа. Очерченный круг теоретических проблем позволяет подойти к анализу классических произведений с качественно новых позиций. Остаются недостаточно исследованными вопросы жанрового своеобразия драматической трилогии А. К. Толстого, направления его творческой эволюции в целом. И это представляется тем более актуальным в связи с тем, что великие произведения обладают своеобразной магией: они дают возможность многократного прочтения, многогранного толкования и новых открытий как в понимании содержания, так и в осмыслении художественных особенностей.

Анализ сегодняшнего состояния научной мысли в этой области позволяет заключить, что недостаточно изученной и спорной продолжает оставаться проблема эволюции и становления жанровых форм. Идейно-художественная значимость драматической трилогии А. К. Толстого определяет, наряду с историческими хрониками А. Н. Островского, ее центральное положение в литературном процессе второй половины Х I Х века, что дает возможность на основе изучения ее художественной природы судить о его общих закономерностях.

Новые аспекты в изучении классической литературы, важной частью которой стало драматургическое наследие А. К. Толстого, открываются в настоящее время, когда филологический анализ сопровождается более усовершенствованным инструментарием. В результате этого появляются иные подходы к решению таких вопросов, как жанровая природа произведений исторической тематики, своеобразие приемов психологического анализа и др. Именно поэтому, на наш взгляд, исследование драматической трилогии –– вершинного произведения драматургии А. К. Толстого –– актуальная тема современной науки.

1.1. Историософские взгляды А. К. Толстого

Влияние славянофильства тем не менее в той или иной мере ощущается в исторических произведениях А. К. Толстого на древнерусские сюжеты.

Времена Новгородской и Киевской Руси вызывали в нем тот же восторг, но являлись не столько реальными, сколько идеальными образами, которых он не находил в своей исторической эпохе.

Меня, во мраке и в пыли

Досель влачившего оковы,

Любови крылья вознесли

В отчизну пламени и слова (курсив наш. – Е. М.).

…И вещим сердцем понял я,

Что все, рожденное от Слова,

Лучи любви кругом лия,

К нему вернуться жаждет снова…[1, с. 67]

Сделав искусство главной целью своей жизни, А. К. Толстой видел свое призвание и назначение в слиянии с вечным идеальным началом посредством поэтического Слова.

Особое место в его концепции русской истории принадлежит двум периодам – Новгородской и Киевской Руси и эпохе правления Ивана Грозного. В истории он пытается найти не только политический идеал, но и точку нравственного абсолюта нации. А. К. Толстой не признавал исторического значения объединения русских земель в единое Московское государство, считая это началом деспотизма, бюрократии, падения престижа родовой аристократии. Считая свободу и законность необходимыми условиями государственного устройства, писатель не обнаруживает этого в современности.

Историософские взгляды Толстого предопределили его интерес к исторической теме в творчестве, которая раскрывается писателем преимущественно в два периода творчества: в 40-е и в 60-е годы. Единая концепция истории выражена во всех родах творчества А. К. Толстого, определяя образный мир и идейное звучание отдельных произведений.

Этот намеченный ракурс писатель переносит и в историческую трилогию. Таким образом, исторические факты и сам процесс исторического развития А. К. Толстой рассматривает с позиций нравственно-философских. В борьбу вступают не столько социально-исторические силы, сколько личности – и моральные, и нравственно растленные. В свете этого проблема тирании тоже переводится преимущественно в область категорий этических. Идея чести и совести определяет ценность человеческой личности даже в страшную эпоху тирании Ивана Грозного. Вот почему особый отпечаток в романе А. К. Толстого лежит на фигуре Бориса Годунова, представленного в качестве ловкий лицемера и интригана. Отношение к нему изменится у автора позже, ко времени написания драматической трилогии.

Таким образом, в развитии исторического жанра А. К. Толстой проходит три этапа художественной эволюции, что отражено в различных жанровых формах: от лирики к романной форме, затем – к драматургическому циклу.

1.2. История создания драматической трилогии А. К. Толстого

Народ почтительно выслушивает решение боярской Думы, оглашенное верховным дьяком, и послушно расходится. Иное впечатление создает о народе уже вторая массовая сцена – на Девичьем поле перед Новодевичьим монастырем. На первом плане – опять-таки выражение верноподданнических чувств. Народ умоляет Бориса принять венец.

Народ (на коленях. Вой и плач)

Ах, смилуйся, отец наш! Властвуй нами! Будь наш отец, наш царь!

Все плачут, заплачем, брат, и мы.

Я силюсь, брат, да не могу.

Я также. Нет ли луку? Потрем глаза.

Нет, я слюнёй помажу. Что там еще?

Да кто их разберет?

Венец за им! Он царь! Он согласился! Борис наш царь! Да здравствует Борис! 33

«Весть важная! И если до народа

На что отвечает Пушкин:

«Такой грозе, что вряд царю Борису

Народ (несется толпою)

Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий!

Да гибнет род Бориса Годунова! 35

Мосальский (появляется на крыльце)

Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. Народв ужасе молчит.

Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!

Оба драматурга стремятся к психологической разработке характеров героев, но А. К. Толстой идет в этом отношении значительно дальше.

Все это требует дальнейших размышлений о художественном своеобразии трилогии.

1.3. Трилогия А. К. Толстого в контексте русской драматургии

второй половины XIX века

2.1. Трилогия как жанровое циклическое образование

Эпизодный тип композиции, характерный для жанра исторической хроники, является одним из типологических признаков этого драматургического жанра. В историческом плане этот жанр формируется в эпоху Возрождения, у его истоков находятся хроники Шекспира, в то время как корни европейской трагедии уходят еще во времена античности.

– отказ от хронологического принципа изложения событий;

– изменение мотивировки событий и причинно-следственных связей между ними с целью раскрытия психологии действующих лиц, прежде всего, психологии властителя;

– относительность принципа исторической достоверности персонажей трагедии;

– эпиграф как циклообразующий фактор.

Ведущими признаками критического реализма XIX века является новаторский характер историзма и психологическая разработка характеров героев. В русле реалистического историзма в драматургии находится трилогия А. К. Толстого. Здесь наблюдается отход от предшествующей художественной традиции – романтической, согласно которой не история как таковая, а история героев, заключенная в условные рамки исторического сюжета, является центром повествования. А. К. Толстой показывает сложную диалектическую зависимость личной судьбы и истории. Личность исторического деятеля занимает центр каждой из частей трилогии А. К. Толстого. Но присутствуют и исторические обстоятельства, которые детерминируют поведение персонажей и их судьбу в очень значительной степени. В свою очередь, значимая личность оказывает воздействие на ход исторических событий. Главное отличие от романтической традиции – изменение принципов создания художественного образа. Определяющим признаком этого становится психологическая разработанность характеров персонажей трилогии и психологическая детерминированность поведения персонажей.

Говоря о художественном своеобразии трилогии, следует осмыслить роль эпиграфа.

Иван Грозный был первым законным царем, помазанником Божьим на Руси, с этим связана его уверенность в своих неограниченных правах. Для концепции А. К. Толстого важно подчеркнуть идею возмездия за самовозвеличение царя, отождествление себя и государства, в результате чего он наказан Богом и отторгнут от человечества. На повторение архетипической ситуации Библия накладывает запрет 70 , но в истории человечества роковую ошибку в веках повторят многие цари-тираны: Людовик XIV, Иван Грозный, Николай I. Первое повторение показано уже в Библии, так как речь здесь идет о наказании за гордыню и отца и сына , – Навуходоносора и Валтасара. В библейской притче отец – Навуходоносор превращен в зверя – дикого быка, отринут от себе подобных: абсолютная власть приводит к зверству. Осознав это, царь вернул свой человеческий облик, было ему возвращено и царство. Но его сын Валтасар повторяет эту же ошибку. Библейский пророк Даниил дает истолкование таинственной надписи на стене как приговора сыну царя Навуходоносора за то, что он повторяет грехи отца в своей гордыне.

Имя Навуходоносора стало нарицательным, выражая идею абсолютной власти. В свете этой архетипической ситуации становится понятна нечеловеческая жестокость тирании Ивана Грозного, ибо он – воплощение абсолютной власти, как и библейский царь, а значит, зверь во плоти.

Концепция истории А. К. Толстого основана на нормах общечеловеческой этики. Исторические закономерности неизменны, что приводит к повторению архетипической ситуации возмездия – отлучения тирана от Бога и человечества.

В синодике, читаемом по приказу Ивана Грозного, который цензура потребовала исключить, – перечислены многочисленные жертвы его тирании. В изображении зверств Ивана Грозного А. К. Толстой следует традиции Н. М. Карамзина. Во время беседы со схимником вновь названы самые сильные и преданные из приближенных, которые могли бы в тяжелый для России момент спасти ее, но все они уже казнены тираном. Тиран отлучил себя от человечества и вызвал Божий гнев. Как и в Библии, в пьесу вводится мотив Божьего гнева, вызвавшего знамение смерти Ивана Грозного. Святой схимник вспоминает и о знамении при его рождении:

В первой пьесе главный герой Иван Грозный, но более зрелого возраста, черты его становятся более глубокими, резкими. Актерство, лицедейство и перед Богом. Царь показан в тот драматический момент, когда сам себя оставил без наследника. Еще и сложная ситуация с Польшей. Иван решает уйти в монастырь. Внешнее: забота о государстве, требует избрать нового царя. Есть какие то детали, которые показывают, что это не совсем искренне. Ему хочется знать имя преемника. Надо уйти с политической сцены достойно. Но гонец сказал, что все идет в пользу русских, царь передумал уйти в монастырь.

Барская дума. Личные корыстные мотивы, местничество, кто кого знатнее родом; выяснение отношений. В итоге решение думы направил Б.Год., но он уже опытный политик. Он научился актерствовать, лицемерить. Он скромно затерялся в толпе и скрыто манипулирует. Но он хочет служить Росси, его субъективные интересы благородны. Возникает конфликт между сердцем, совестью и разумом.

Иван собрался жениться на племяннице английской королевы, дабы завладеть престолом, а потом и Европой. Когда Год. защищал интересы последней жены Ивана, выяснилось, что он чуть не навлек царскую опалу. При дворе нельзя идти прямым путем.

В первой пьесе конфликт между Шуйским и партией Годунова.

Лейтмотив – тема народа. Словно богатырь Митька, но сила стихийная, лишенная разумности. Народ не ориентируется в политике, живет политическими мифами. А придворные этим только и пользуются.

Сцены либо на площади, либо на окраине города. Шуйский не знает реальных народных интересов, его образ идеализирован. Он пытается поднять народ, посылая своего человека, который под видом странника говорит о злодеяниях Годунова. Годунов прекрасно знает тайный механизм этих интриг, он знает, что народ можно купить.

Финал пьесы вытекает не просто из логики сюжета, а из психологизма. Появляется звезда, Иван думает, что его кончина. Перед Богом разыгрывается спектакль духовного очищения, покаяния.

Предсказание смерти тяготит царя. Любая гневная вспышка может его погубить. Годунов решает после молчания сказать правду о предсказании волхвов, его тонкий расчет сработал:царь в гневе умер.

Финал первой пьесы – пролог второй.

Федора назначают царем.

Особенность композиции: 1 действие – массовая сцена, где заявлена проблема. Власть и народ в этой пьесе, который будет на протяжении всей пьесы. Конфликт возникает между главным героем и тем, кто составил ему оппозицию. Главный герой формально (царь) должен был вести действия, на деле не имел никакого значения. Человек добрый, простодушный, доверчивый. Но он с самого начала не властитель.. поэтому возникает конфликт между двумя партиями, которые хотят склонить его на свою сторону. Это партия Годунова, который понимал, что нужны преобразования, Россия слаба при ограниченной численности армии. И Шуйские, которые увидели воцарение Федора удобным, чтобы сделать аристократию ведущей в стране, царь должен был их слушать. Конфликт этот начинается еще в первой пьесе, но здесь достигает своей кульминации.

Царь Федор глуп, ведет себя как ребенок. Он настолько прост, что народ его не уважает. Его знакомый дед болтал без умолку, и царь не мог его остановить. Приближенные царя внушили ему, что главное – клятва верности его враждующих сторон. Народ чувствует скорую беду, просит помощи у царя, но это волевой акт, и царь убегает от народа. Начались репрессии на народных вожаков. Втор развенчивает вековую иллюзию народа, который мечтал о царе добром, что тогда государство будет жить счастливо, и народ будет в достатке. Но при добром царе человек оказался совсем беззащитным.

Развенчался еще один политический миф, что лидер политической партии отвечает за действие окружающих.




Взаимоотношения лидерств и их окружения очень сложны.

Возникает идея не только отстранить от власти Годунова, но и сделать так, чтобы он и царь не были связаны родственными узами. Этой связью была сестра Годунова. Шуйский говорит, Федору, что его жена

(сестра Годунова) не может иметь детей, но Федору важнее личные чувства. Тогда решают, что надо его сместить, привезя царевича Дмитрия (который жил с матерью в Угличе), но он является незаконнорожденным. Федор же любит брата, посылает ему подарки, но вернуть ко дворцу не может, это надо приказать. Годунов решает убрать Дмитрия. Сменили няньку под предлогом, что он растет. Нашли женщину боевую и беспринципную, она понимает, что от нее требуют и готова на все.

Годунов вспоминает предсказание волхвов, но он не может отдать приказ об убийстве ребенка, как ни давило на него окружение. Здесь борьба между политиком и человеком, человек берет вверх. Кляшнин берется сам передать няне приказ, он называет Годунова белоручкой, слабаком и думает, что пока мальчик жив, их партия не выиграет. Годунов не останавливает их, хотя догадывается, он боялся остаться один.

Царь получает известие, будто Шуйский в тюрьме покончил с собой, но дело здесь темное…

Характерен финал, царь оказался в полной растерянности:Шуйский мертв, царевича убили. Годунов говорит, что заранее не знал об этом. В нем постепенно возникают черты Ивана Грозного. Он не задумывается, насколько губителен для души поиск компромисса с совестью.

При нем возникает царедворец., который знал придворные нравы, умеет из любой ситуации выйти, это племянник Шуйского – Василий. У него нет колебаний между голосом сердца и разума, он беспринципен. Василий готов предать даже своих родных ради собственного возвышения.

Начинается с массовой сцены венчания на царство Бориса Годунова. Композиционно близка к пушкинской пьесе. Хотя есть глубокие различия. А пушкинской пьесе Годунов виновен, его мучают угрызения совести, у А. Толстого все сложнее. Вначале это борьба со стихийными силами истории, когда он впервые понимает, что не все во власти чиновника. В неурожайные года денег нет, здесь народное недовольство. Возникает слух, что Годунов причастен к гибели царевича. Для него страшно, что этот слух проникнет в его семью. Он выдает дочь замуж, дети привыкли видеть в нем человека честного и порядочного. Он понимает, что виновен в том, что остался в стороне, его сломила внутренняя борьба. Его жена – дочь Малюты, затворница, она против того, чтобы выдать дочь за иноземного принца. Не было раньше таких браков, считалось, что для русских царевичей и царевен нет равных, , поэтому дочери были при дворе, а потом - в монастырь. Отец не хочет дочери такой участи. Но жених, датский королевич, внезапно погибает, вроде бы от холеры. Толстой говорит о том, что его уничтожили. Годунов чувствует бессилие, его дочь так и окончит жизнь в монастыре.

Появление Лжедмитрия обставлено не так, как у Пушкина. Здесь Лжедмитрия как такового нет. Необычный человек разносит слух о возвращении царевича. Но в итоге мы так и не знаем, монах – это и есть Лжедмитрий, а не тот, кто только распространяет легенду. Сначала в народе родилась легенда, а потом кто - то ей воспользовался. А. Толстой считает, что Лжедмитрий II – официальная пропаганда. Кто это? Можно ли ему верить?

Эти пьесы были запрещены, цензоры поняли, что здесь не только умаление царской власти, самодержавие всегда плохо.

Эту трилогию высоко ценили русские писатели. Литературное общество в качестве спектакля решили поставить 2 пьесу своими силами:Достоевский, Тургенев и др. , конец восьмидесятых годов помешал, распадается их кружок.

(дальше идет большой пропуск, видимо, лекция не дописана)

В первой пьесе главный герой Иван Грозный, но более зрелого возраста, черты его становятся более глубокими, резкими. Актерство, лицедейство и перед Богом. Царь показан в тот драматический момент, когда сам себя оставил без наследника. Еще и сложная ситуация с Польшей. Иван решает уйти в монастырь. Внешнее: забота о государстве, требует избрать нового царя. Есть какие то детали, которые показывают, что это не совсем искренне. Ему хочется знать имя преемника. Надо уйти с политической сцены достойно. Но гонец сказал, что все идет в пользу русских, царь передумал уйти в монастырь.

Барская дума. Личные корыстные мотивы, местничество, кто кого знатнее родом; выяснение отношений. В итоге решение думы направил Б.Год., но он уже опытный политик. Он научился актерствовать, лицемерить. Он скромно затерялся в толпе и скрыто манипулирует. Но он хочет служить Росси, его субъективные интересы благородны. Возникает конфликт между сердцем, совестью и разумом.

Иван собрался жениться на племяннице английской королевы, дабы завладеть престолом, а потом и Европой. Когда Год. защищал интересы последней жены Ивана, выяснилось, что он чуть не навлек царскую опалу. При дворе нельзя идти прямым путем.

В первой пьесе конфликт между Шуйским и партией Годунова.

Лейтмотив – тема народа. Словно богатырь Митька, но сила стихийная, лишенная разумности. Народ не ориентируется в политике, живет политическими мифами. А придворные этим только и пользуются.

Сцены либо на площади, либо на окраине города. Шуйский не знает реальных народных интересов, его образ идеализирован. Он пытается поднять народ, посылая своего человека, который под видом странника говорит о злодеяниях Годунова. Годунов прекрасно знает тайный механизм этих интриг, он знает, что народ можно купить.

Финал пьесы вытекает не просто из логики сюжета, а из психологизма. Появляется звезда, Иван думает, что его кончина. Перед Богом разыгрывается спектакль духовного очищения, покаяния.

Предсказание смерти тяготит царя. Любая гневная вспышка может его погубить. Годунов решает после молчания сказать правду о предсказании волхвов, его тонкий расчет сработал:царь в гневе умер.

Финал первой пьесы – пролог второй.

Федора назначают царем.

Особенность композиции: 1 действие – массовая сцена, где заявлена проблема. Власть и народ в этой пьесе, который будет на протяжении всей пьесы. Конфликт возникает между главным героем и тем, кто составил ему оппозицию. Главный герой формально (царь) должен был вести действия, на деле не имел никакого значения. Человек добрый, простодушный, доверчивый. Но он с самого начала не властитель.. поэтому возникает конфликт между двумя партиями, которые хотят склонить его на свою сторону. Это партия Годунова, который понимал, что нужны преобразования, Россия слаба при ограниченной численности армии. И Шуйские, которые увидели воцарение Федора удобным, чтобы сделать аристократию ведущей в стране, царь должен был их слушать. Конфликт этот начинается еще в первой пьесе, но здесь достигает своей кульминации.

Царь Федор глуп, ведет себя как ребенок. Он настолько прост, что народ его не уважает. Его знакомый дед болтал без умолку, и царь не мог его остановить. Приближенные царя внушили ему, что главное – клятва верности его враждующих сторон. Народ чувствует скорую беду, просит помощи у царя, но это волевой акт, и царь убегает от народа. Начались репрессии на народных вожаков. Втор развенчивает вековую иллюзию народа, который мечтал о царе добром, что тогда государство будет жить счастливо, и народ будет в достатке. Но при добром царе человек оказался совсем беззащитным.

Развенчался еще один политический миф, что лидер политической партии отвечает за действие окружающих.

Взаимоотношения лидерств и их окружения очень сложны.

Возникает идея не только отстранить от власти Годунова, но и сделать так, чтобы он и царь не были связаны родственными узами. Этой связью была сестра Годунова. Шуйский говорит, Федору, что его жена

(сестра Годунова) не может иметь детей, но Федору важнее личные чувства. Тогда решают, что надо его сместить, привезя царевича Дмитрия (который жил с матерью в Угличе), но он является незаконнорожденным. Федор же любит брата, посылает ему подарки, но вернуть ко дворцу не может, это надо приказать. Годунов решает убрать Дмитрия. Сменили няньку под предлогом, что он растет. Нашли женщину боевую и беспринципную, она понимает, что от нее требуют и готова на все.

Годунов вспоминает предсказание волхвов, но он не может отдать приказ об убийстве ребенка, как ни давило на него окружение. Здесь борьба между политиком и человеком, человек берет вверх. Кляшнин берется сам передать няне приказ, он называет Годунова белоручкой, слабаком и думает, что пока мальчик жив, их партия не выиграет. Годунов не останавливает их, хотя догадывается, он боялся остаться один.

Царь получает известие, будто Шуйский в тюрьме покончил с собой, но дело здесь темное…

Характерен финал, царь оказался в полной растерянности:Шуйский мертв, царевича убили. Годунов говорит, что заранее не знал об этом. В нем постепенно возникают черты Ивана Грозного. Он не задумывается, насколько губителен для души поиск компромисса с совестью.

При нем возникает царедворец., который знал придворные нравы, умеет из любой ситуации выйти, это племянник Шуйского – Василий. У него нет колебаний между голосом сердца и разума, он беспринципен. Василий готов предать даже своих родных ради собственного возвышения.

Начинается с массовой сцены венчания на царство Бориса Годунова. Композиционно близка к пушкинской пьесе. Хотя есть глубокие различия. А пушкинской пьесе Годунов виновен, его мучают угрызения совести, у А. Толстого все сложнее. Вначале это борьба со стихийными силами истории, когда он впервые понимает, что не все во власти чиновника. В неурожайные года денег нет, здесь народное недовольство. Возникает слух, что Годунов причастен к гибели царевича. Для него страшно, что этот слух проникнет в его семью. Он выдает дочь замуж, дети привыкли видеть в нем человека честного и порядочного. Он понимает, что виновен в том, что остался в стороне, его сломила внутренняя борьба. Его жена – дочь Малюты, затворница, она против того, чтобы выдать дочь за иноземного принца. Не было раньше таких браков, считалось, что для русских царевичей и царевен нет равных, , поэтому дочери были при дворе, а потом - в монастырь. Отец не хочет дочери такой участи. Но жених, датский королевич, внезапно погибает, вроде бы от холеры. Толстой говорит о том, что его уничтожили. Годунов чувствует бессилие, его дочь так и окончит жизнь в монастыре.

Появление Лжедмитрия обставлено не так, как у Пушкина. Здесь Лжедмитрия как такового нет. Необычный человек разносит слух о возвращении царевича. Но в итоге мы так и не знаем, монах – это и есть Лжедмитрий, а не тот, кто только распространяет легенду. Сначала в народе родилась легенда, а потом кто - то ей воспользовался. А. Толстой считает, что Лжедмитрий II – официальная пропаганда. Кто это? Можно ли ему верить?

Эти пьесы были запрещены, цензоры поняли, что здесь не только умаление царской власти, самодержавие всегда плохо.

Эту трилогию высоко ценили русские писатели. Литературное общество в качестве спектакля решили поставить 2 пьесу своими силами:Достоевский, Тургенев и др. , конец восьмидесятых годов помешал, распадается их кружок.

(дальше идет большой пропуск, видимо, лекция не дописана)

Следующее десятилетие стало для Алексея Константиновича Толстого лучшими годами жизни, когда он всецело мог погрузиться в творчество. На-конец-то завершился длительный бракоразводный процесс Софьи Андреевны Миллер. Конечно, благодаря близости к императору, Алексей Толстой мог бы ускорить ход дела. Однако кристально честный человек, он не захотел прибегать к высокому покровительству. Поэт и его избранница смогли церковно и юридически оформить свои взаимоотношения. Это произошло 3 апреля 1863 года. Они венчались в Дрездене в православной церкви. Отныне их жизнь протекала поочерёдно в Пустыньке, Погорельцах и Красном Роге.

Далеко не всем нравились и привычки Софьи Андреевны. Так, в Пустыньке у неё жил ручной медведь; она имела обыкновение читать далеко за полночь, и в это время медведь приходил в её комнату, ложился на ковёр у кровати и требовал сластей, которые получал с избытком. Но с гостями медведь не был столь уж безобиден. По этой причине его пришлось, заманив в лес, застрелить. От Софьи Андреевны его убийство скрыли.

Софья Петровна Хитрово стала живым примером того, какие замечательные плоды способна принести подобная педагогическая методика (при внешнем отсутствии её). Она была широко образованной женщиной, с твёрдым характером, но одновременно мягкой и отзывчивой.

В Пустыньку к Алексею Толстому съезжался весь литературный мир Северной Пальмиры. Одним из самых желанных гостей был Афанасий Афанасьевич Фет, впервые приехавший в Пустыньку вместе с Василием Петровичем Боткиным. Фету принадлежит яркое описание жизни усадьбы:

Фет писал своему собрату по поэзии:

В твоей Пустыньке подгородной,

У хлебосольства за столом,

Поклонник музы благородный,

Камен мы русских помянём.

Почтим святое их наследство

И не забудем до конца,

Как на призыв их с малолетства

Дрожали счастьем в нас сердца.

Пускай пришла пора иная,

Пора печальная, когда

Гетера гонит площадная

Царицу мысли и труда;

Да не смутит души поэта

Гоненье на стыдливых муз,

И пусть в тени, вдали от света,

Свободой зреет их союз!

Вам ведомо, великие бояре,

Какие на Руси теперь настали

Крутые времена: король Батур

За городом у нас воюет город;

В его руках Усвят, Велиж и Полоцк;

Великих Лук уж взорваны им стены,

И древний Псков, наш кровный русский город,

Бесчисленным он войском обложил.

Меж тем в Ливонию ворвался швед,

Завоевал Иван-город, Копорье;

А там с востока и с полудня хан

Опять орду вздымает; сотни тысяч

Уже идут на Тулу и Рязань;

Болезни, голод, мор — а в довершенье

Нам черемисы мятежом грозят!

Бояре, можно ль при такой невзгоде,

При горестном шатанье всей Руси,

О перемене думать государя?

Положим, вы такого б и нашли.

Который был бы по сердцу всей Думе —

Уверены ли вы, что и народ

Его захочет? что угоден будет

Он всей земле? А если невзначай

Начнутся смуты? Что тогда, бояре?

Довольно ли строенья между нас,

Чтобы врагам и внутренним и внешним

Противостать и дружный дать отпор?

В это время приходят вести из-под Пскова, что штурм города войсками Стефана Батория отбит и поляки сняли осаду. Иван IV сразу же меняет своё решение и якобы смиренно покоряется просьбе бояр нести и далее тяготы правления:

Свидетельствую Богом — я не мнил,

Я не хотел опять надеть постылый

Венец мой на усталую главу!

Меня влекли другие помышленья,

Моя душа иных искала благ!

Но вы не так решили. Кораблю,

Житейскими разбитому волнами,

Вы заградили пристань. Пусть же будет

По-вашему! Я покоряюсь Думе.

В неволе крайней, сей златой венец

Беру опять и учиняюсь паки

Царём Руси и вашим господином!

Не по сердцу боярину Борису,

Чтоб царь Иван с великой королевой

Вступил в родство? Так? Что ли? Говори!

Тебя насквозь я вижу!

Напрасно я с тобой хотел лукавить;

Но от тебя сумеет кто сокрыть,

Что мыслит он. Так, государь! Виновен

Я пред тобой. Вели меня казнить —

Но выслушай: не мне, великий царь,

А всей Руси не по сердцу придётся

Твой новый брак. Вся Русь царицу любит

За благочестие её, а паче

За то, что мать Димитрия она,

Наследника второго твоего,

Который быть царём однажды должен.

Как за тебя, так за твою царицу

Народ вседневно молится в церквах.

Что скажет он? Что скажет духовенство.

Когда ты мать Димитрия отринешь

И новый брак приимешь с иноверкой —

Осьмой твой брак, великий государь!

Не скажут ли, что все невзгоды наши

(И, может быть, их много впереди)

Накликал ты на землю? Государь,

Казни меня — но я у ног твоих.

Волхвы, предсказавшие Ивану IV смерть в Кириллов день, тогда же предсказывают Борису Годунову трон; но Борис Годунов в то время не мог мечтать о столь стремительном возвышении; его честолюбивые амбиции вряд ли шли далее первого боярина Думы. Это и психологически неоправданно, поскольку для карьеры Бориса Годунова более характерно медленное поступательное продвижение к ближайшей цели, которая казалась ему вполне реальной и достижимой. На верховную власть он тогда претендовать просто не мог. Кстати, И. А. Гончарову весь эпизод с волхвами представлялся лишним и не вписывающимся в чёткую структуру пьесы.

О царь Иван! Прости тебя Господь!

Прости нас всех! вот самовластья кара!

Вот распаденья нашего исход!

(Следует заметить, что после скоропостижной смерти Александра Серова Толстой и Тургенев добились от дирекции императорских театров, чтобы его семье сохранили разовые поспектакльные выплаты за идущие на сценах петербургского Мариинского и московского Большого театров оперы композитора.)

Через месяц, 20 марта 1867 года, Алексей Толстой подводит итог своим впечатлениям в письме Каролине Павловой:

«На днях воспользовался поездкой графини Толстой, жены министра просвещения, чтобы переслать Вам портфель с 31 превосходными рисунками костюмов, представляющими копии с оригиналов, выполненных академиком Шварцем, большим знатоком русской археологии, который занимался подготовкой спектакля con amore[62] совершенно безвозмездно, из одного только интереса к самой трагедии, и по каждому поводу обращался ко всем трудам, заслуживающим обращения к ним, и ко всем профессорам, способным что-нибудь добавить к его собственным познаниям. Именно благодаря Шварцу, Костомарову и Гагарину (вице-президенту Академии художеств), сделавшему эскизы нескольких декораций и наблюдавшему за выполнением тех, которые рисовал не он, постановка „Ивана“ приобрела серьёзное археологическое значение, чего раньше никогда не бывало, и она, как справедливо считают, составила эпоху в анналах нашего театра…

Содержание этой драмы вкратце таково. Ивану Грозному наследовал слабовольный и мягкосердечный сын Фёдор. Фактически правил страной шурин царя Борис Годунов, твёрдой рукой продолжавший политику создания сильного централизованного государства. Но боярский сепаратизм всё ещё давал себя знать. Недовольные бояре считали, что Борис Годунов обязан своим положением исключительно тому, что его сестра Ирина является царицей. Пользуясь тем, что царский брак бездетен, они делают попытку развести царя Фёдора с царицей Ириной, а в жёны предложить ему племянницу боярина Ивана Петровича Шуйского княжну Мстиславскую. Клан Шуйских становится во главе заговора. Царь Фёдор безуспешно пытается помирить обе стороны. В конце концов Борису Годунову удаётся переиграть своих противников. В разгар его борьбы с заговорщиками приходит трагическая весть из Углича. Малолетний сын Ивана Грозного от брака с Марией Нагой царевич Дмитрий погибает при невыясненных обстоятельствах. По официальной версии, он болел эпилепсией и во время припадка упал на нож. Вопреки этому молва приписывает Борису Годунову организацию убийства царевича, поскольку он становится единственным претендентом на престол.

Исходя из некоторых неясных намёков в переписке Толстого с писателем Владимиром Сологубом, можно предположить, что первоначально события в Угличе играли значительную роль в действии и только впоследствии они были как бы отодвинуты на задний план. Активным действующим лицом драмы должна была стать мать царевича Дмитрия Мария Нагая. Следовательно, завязка пьесы не сводилась к противостоянию Шуйских и Бориса Годунова. Известно также, что была написана сцена гибели царевича Дмитрия, но А. К. Толстой, в конце концов, исключил её, отказавшись от несомненного театрального эффекта в случае постановки пьесы.

Вот как Борис Годунов обрисовывает трагическую двойственность царского характера:

Начало царствования Годунова отмечено миром и благоденствием Руси. Боярин Салтыков говорит:

Жажда власти — причина прошлого и будущих преступлений Годунова — превращает прямого, честного от природы человека в жестокого, коварного властолюбца. Сцена с Ириной заканчивается открытым финалом, Годунов уходит от нее так и не решив для себя главный нравственный вопрос:

В конце пьесы Борис Годунов предстает как честолюбец, пытающийся удержать ускользающую власть, потерявший способность мыслить как государственный муж. Его личная судьба и судьба его как государственного деятеля заходит в тупик:

В трилогии А.К. Толстого представлены трагические события русской истории рубежа XVI—XVII веков — трех эпох царствования трех русских монархов, столь различных по своим убеждениям, личным характерам. Эти эпохи были ступенями, приведшими Россию к страшной духовной, политической катастрофе, к эпохе Смутного времени. Причины, породившие трагические события, характеры участников данных событий, соотношение политической деятельности и нравственности, психология самовластья становятся объектом изображения А.К. Толстого.

Какая ночь! Все; звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песней соловьиной
Разносятся тревога и любовь.

Фет передает тончайшие оттенки настроения. У него — собственный взгляд на назначение поэта и поэзии. С точки зрения Фета, поэт должен отрешиться от земных проблем, полностью отдаться полету фантазии:

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
Хватает на лету и закрепляет вдруг
И темный бред души, и трав неясный запах;
Так, для безбрежного покинув скудный дол,
Летит за облака Юпитера орел,
Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.

Каждое мгновение жизни в стихах Фета приобретает особе значение. В его поэзии нет и намека на что-то будничное, унылое. Оказывается, каждый день может быть прекрасен и гармоничен. Нужно только заметить и наслаждаться этим великолепием.

Какое счастие: и ночь, и мы одни!
Река - как зеркало и вся блестит звездами;
А там-то. голову закинь-ка да взгляни:
Какая глубина и чистота над нами!

Чтение стихов Фета позволяет на время отвлечься от проблем и погрузиться в удивительно прекрасный мир. Здесь все похоже на сказку. Да, можно признать, что поэт идеализирует мир реальный, наделяет его особыми чертами. Но разве не прекрасно, что талант Фета, певца красоты, способен на это. Реальный мир предстает совершенно иным, наделяется особыми свойствами.

Ночь. Не слышно городского шума.
В небесах звезда — и от нее,
Будто искра, заронилась дума
Тайно в сердце грустное мое.
И светла, прозрачна дума эта,
Будто милых взоров меткий взгляд;
Глубь души полна родного света,
И давнишней гостье опыт рад.

Только в мире и есть, что душистый
Милой головки убор.
Только в мире и есть этот чистый
Влево бегущий пробор.

Поэт в своих стихах воспевает и любовь. Жизнь самого Афанасия Афанасьевича была трагичной. Он был влюблен в дочь бедного помещика Марию, но отсутствие денег не дало влюбленным сочетаться браком. Девушка вскоре погибла во время пожара. И всю свою жизнь Фет помнил о ней. По его стихам было ясно, что он не страшится смерти, ведь только небытие может принести успокоение.

26. Творчество А.Ф. Писемского. На примере 2-3-х произведений.

Прежде всего был необычным сам предмет изображения во многих некрасовских стихотворениях. Жизнь мелкого чиновника, несчастной проститутки, ограбленного

крестьянина – всё стало темой лирического стихотворения, самая структура которого становилась иной. Стихотворения Некрасова становились стихотворением-рассказом, стихотворением-новеллой. В его лирике явно ощущается своеобразие его собственного голоса, сливающегося с голосами других, но умеющего оставаться самим собой.


Отец — граф Константин Петрович Толстой. Мать — Анна Алексеевна Перовская, воспитанница (внебрачная дочь) графа А. К. Разумовского. Она разошлась с мужем сразу после рождения ребёнка по неизвестным причинам. Вместо отца, Алексея воспитывал дядя по матери А. А. Перовский, известный писатель, печатавшийся под псевдонимом Антоний Погорельский.

Раннее детство Алексей провёл на Украине, в имении дяди. С 10-летнего возраста мальчика возили за границу, путешествие по Италии 1831 года он описал в дневнике. Толстой принадлежал к детскому окружению наследника престола, будущего Александра II [1] .

Зимой 1850—1851 года Толстой влюбился в жену конногвардейского полковника Софью Андреевну Миллер (урождённая Бахметева, 1827—1892). Брак их был официально оформлен только в 1863 году, так как ему препятствовали, с одной стороны, муж Софьи Андреевны, не дававший ей развода, а с другой — мать Толстого, недоброжелательно относившаяся к ней.

28 сентября 1875 года, во время очередного сильнейшего приступа головной боли, Алексей Константинович Толстой ошибся и ввёл себе слишком большую дозу морфия (которым лечился по предписанию врача), что привело к смерти писателя.

Музей-усадьба Алексея Толстого расположена в Красном Роге (ныне Почепский район Брянской области). Здесь граф провёл детские годы, неоднократно возвращался в эти места в зрелом возрасте, здесь же и был похоронен.

Творчество

Совместно с братьями Жемчужниковыми создал пародийный образ Козьмы Пруткова (более половины произведений Козьмы Пруткова, особенно в поздний период, авторства А. К. Толстого). Большая часть политических сатир опубликована посмертно.

Поэмы

  • Грешница (1858)
  • Иоанн Дамаскин (1859)
  • Алхимик (1867)
  • Портрет (1874)
  • Дракон (1875)



Драматургия

  • Фантазия (1850; первая постановка в Александринском театре в 1851 году)
  • Дон Жуан (1862) (1866; первая постановка в Александринском театре в 1867 году). Трагедия экранизирована в 1991 году. (1868; первая постановка в 1898 году в театре Литературно-художественного общества)
  • Царь Борис (1870; первая постановка в 1881 году в Московском театре Бренко)
  • Посадник (1871; первая постановка в 1877 году в Александринском театре)

Проза

    (1862)
  • Упырь (1841)
  • Семья вурдалака (La famille du vourdalak) (1839)
  • Встреча через триста лет (Le rendez-vous dans trois cent ans) (1839)
  • Волчий приёмыш (1843)
  • Амена (1846)

Публицистика

Примечания



Литература

Ссылки

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 5 сентября
  • Родившиеся в 1817 году
  • Родившиеся в Санкт-Петербурге
  • Умершие 10 октября
  • Умершие в 1875 году
  • Умершие в Черниговской губернии
  • Кавалеры ордена Святого Станислава
  • Авторы исторических романов
  • Брянские писатели
  • Драматурги России
  • Переводчики поэзии на русский язык
  • Писатели XIX века
  • Писатели России XIX века
  • Поэты России
  • Род Толстых
  • Русские писатели XIX века
  • Русские поэты
  • Сатирики России
  • Члены-корреспонденты Санкт-Петербургской академии наук
  • Умершие в Брянской области
  • Умершие от передозировки лекарств
  • Похороненные в Брянской области
  • Сатирики Российской империи

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Толстой, Алексей Константинович" в других словарях:

Толстой, Алексей Константинович — Алексей Константинович Толстой. ТОЛСТОЙ Алексей Константинович (1817 75), граф, русский писатель. Фантастические повести в стиле готического романа (“Упырь”, 1841). Баллады, исторический роман “Князь Серебряный” (опубликован в 1863); в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Толстой Алексей Константинович — (1817 75), рус. поэт. Гневные, протестующие интонации лирики Л. не свойственны Т., но ему близки стихи Л. романсового типа, проникнутые элегич. грустью; по своим осн. мотивам и стилистике они в какой то мере предвосхищают лирику А. Толстого (у Л … Лермонтовская энциклопедия

ТОЛСТОЙ Алексей Константинович — (1817 75) граф, русский писатель, член корреспондент Петербургской АН (1873). Баллады, сатирические стихи, исторический роман Князь Серебряный (опубликован в 1863), драматическая трилогия Смерть Иоанна Грозного (1866), Царь Федор Иоаннович (1868) … Большой Энциклопедический словарь

Толстой Алексей Константинович — (1817 1875), граф, писатель, член корреспондент Петербургской АН (1873). Родился в Петербурге. Жил в Петербурге с зимы 1825 26, в 1829 30 у В. А. и А. А. Перовских (братьев матери). Со второй половины 30 х гг. состоял на дипломатической и… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Толстой Алексей Константинович — Толстой (граф Алексей Константинович) известный поэт и драматург. Родился 24 августа 1817 г. в Петербурге. Мать его, красавица Анна Алексеевна Перовская , воспитанница графа А.К. Разумовского , вышла в 1816 г. замуж за пожилого вдовца графа… … Биографический словарь

ТОЛСТОЙ Алексей Константинович — (1817 1875), русский поэт и писатель. Родился 24 августа 1817 в Санкт Петербурге. Личный друг Александра II, он отказался от предложения стать адъютантом царя и довольствовался почетной должностью распорядителя придворной охоты. Более всего… … Энциклопедия Кольера

Читайте также: