Достоевский идиот история создания романа кратко

Обновлено: 04.07.2024

Задумка романа и большая его часть была исполнена в Женеве в 1867 году, завершение же это произведение получило уже два года спустя, когда писатель находился во Флоренции.

Как в дальнейшем говорила жена Достоевского, одним из сложных этапов создания стало определение плана, а уж само написание прошло легко и быстро. Планов было множество, не единицы, а целые десятки. В них уже задавалась фабула, герои, даже зачастую были представлены и отдельные сцены.

Если обратиться к черновым наброскам писателя, то можно увидеть колоссальную работу: автор менял и усложнял замысел, переосмысливал актуальные проблемы современности, свой жизненный опыт, газетную хронику того времени.

Изначально автор несколько иначе представлял себе характер главного героя. Да и сюжетная линия виделась по-другому: в основе должна была лежать история двух семей из Петербурга. Достоевский хотел показать, как рушится жизнь этих людей вместе с крахом социального строя страны. Это обрушение Федор Михайлович намеревался показать непосредственно изнутри.

Достоевский хоть и писал роман за границей, но всегда был в курсе того, что происходит на родине. Важные нюансы для своего романа он находил в российских СМИ. Конкретным фактом, в котором писатель увидел отправную точку написания, стало дело Ольги Умецкой, получившей обвинение в поджогах, и ее родителей, злоупотребляющих своими родительскими полномочиями. История подростка, который в ответ на произвол самых близких людей, пошел на преступление, настолько взволновала писателя, что его творческое воображение обрело полет. В поступке несчастной девчонки Достоевский увидел вызов всему обществу 19 века, тому семейному укладу, который царил в то время, тому хаосу и подмене ценностей.

Федор Михайлович, конечно, включил это дело в свой роман не в полном объеме, хотя одна из его героинь даже носит имя Ольги Умецкой. Пусть и сильно видоизмененные, но события тех лет и этот конкретный случай просматриваются в разных сценах семейных скандалов и конфликтов Иволгиных.

Роман "Идиот" является выдающимся произведением великого русского писателя Ф. М. Достоевского.

В этой статье представлена история создания романа "Идиот" Достоевского в цитатах из писем самого писателя.

Смотрите: Все материалы по роману "Идиот"

История создания романа "Идиот" Достоевского


Достоевский уезжает из Петербурга, чтобы спокойно работать и зарабатывать деньги вдали от кредиторов, требующих возврата долгов его покойного брата. В Петербурге все эти обстоятельства угрожают ему тюрьмой ("долговой ямой"). В такой нервной обстановке Достоевский, конечно, не может создать ничего достойного и коммерчески успешного. Именно поэтому он вынужден покинуть Россию. Вот что пишет сам Достоевский об этом решении:

По словам Достоевского, он давно хотел написать роман о "вполне прекрасном человеке", но боялся этой непростой задачи, этой "трудной мысли". В конце концов он берется за эту несозревшую, "невыношенную мысль", надеясь, что в процессе работы она разовьется и обретет нужную форму. К этому Достоевского подталкивает нехватка денег. Писатель надеется, что такой неожиданный, оригинальный сюжет сделает его роман успешным, в том числе в финансовом плане:

"Давно уже мучила меня одна мысль, но я боялся из нее сделать роман, потому что мысль слишком трудная и я к ней не приготовлен, хотя мысль вполне соблазнительная и я люблю ее.

Идея эта – изобразить вполне прекрасного человека. Труднее этого, по-моему, быть ничего не может, в наше время особенно. Вы, конечно, вполне с этим согласитесь. Идея эта и прежде мелькала в некотором художественном образе, но ведь только в некотором, а надобен полный.

Только отчаянное положение мое принудило меня взять эту невыношенную мысль. Рискнул как на рулетке: "Может быть, под пером разовьется!" Это непростительно." (Ф. М. Достоевский – А. Н. Майкову, 31 декабря 1867 г. (12 января 1868 г.) из Женевы)


История создания романа "Идиот" в цитатах Достоевского

В апреле 1867 г. Достоевский вместе с женой выезжает из России за границей. Перед отъездом из России писатель уже получил от "Русского вестника" аванс за новый роман. В течение весны и лета 1867 г. он посещает Берлин, Дрезден, Гамбург, Баден-Баден, где обдумывает новый роман.

Роман был закончен во Флоренции 29 января 1869 г. по новому стилю, то есть 17 января по старому стилю.

Рассмотрим подробнее этапы работы над романом, опираясь на цитаты Достоевского. Находясь в Швейцарии в Женеве в 1867 г., писатель оценивает первый этап работы так:

"Я, правда, рассчитывал тотчас же, выехав за границу, приняться немедленно за работу. Что ж оказалось? Ничего или почти ничего до сих пор не сделал и только теперь принимаюсь за работу серьезно и окончательно. Правда, насчет того, что ничего не сделал, я еще в сомнении: зато прочувствовалось и много кой-чего выдумалось; но написанного, но черного на белом еще немного, а ведь черное на белом и есть окончательное; за него только и платят.

Теперь я приехал в Женеву с идеями в голове. Роман есть, и, если бог поможет, выйдет вещь большая и, может быть, недурная. Люблю я ее ужасно и писать буду с наслаждением и тревогой.

. успех может быть, то ведь при каком условии: при одном только, что всякое сочинение мое непременно будет настолько удачно, чтоб возбудить довольно сильное внимание в публике; иначе – все рушилось. Да разве это возможно, разве это может войти в арифметический расчет. " (Ф. М. Достоевский – А. Н. Майкову, август 1867, г. Женева)

В сентябре 1867 г. в письме С. Д. Яновскому Достоевский выражает тревогу о своему будущем романе. Он хочет, чтобы роман не получился плохим:

"Я намерен на некоторое время еще остаться в Женеве. Я пишу роман и хотел бы если не окончить, то хотя бы довести его до определенной точки. . меня очень тревожит будущее: мне надо написать что-нибудь, что не было бы плохо. " (Ф. М. Достоевский – С. Д. Яновскому, сентябрь 1867 г., Женева)

В тот же период в письме С. А. Ивановой Достоевский признается, что больше всего боится видеть свой роман посредственным. Он предпочел бы, чтобы романе получился или очень плохим, или очень хорошим:

"Хуже всего боюсь посредственности; по-моему, пусть лучше или очень хорошо или совсем худо. Посредственность же в тридцать печатных листов вещь непростительная.

Я, впрочем, очень рад, что у меня есть теперь работа; не было бы ее, я бы умер со скуки. " (Ф. М. Достоевский – С. А. Ивановой, сентябрь (октябрь по нов. стилю) 1867 г., Женева)

В октябре 1867 г. Достоевский жалуется Майкову на то, что у него появились проблемы с памятью, которые осложняют ему работу над романом. Кроме того, он признается, что его творческие способности совершенно забиты болезнью. Тем не менее, Достоевский отмечает, что у него все еще есть неплохое воображение и нервы, чтобы работать писателем:

"Про работу мою Вам не пишу ничего, да еще и нечего. Одно: надо сильно, очень сильно работать. . Что с нами будет? – не понимаю! А меж тем роман единственное спасение. Сквернее всего, что это должен быть очень хороший роман. Не иначе; это sine qua non. А как он будет хорош при совершенно забитых болезнию способностях! Воображение-то у меня еще есть, и даже недурно: это я на днях, на романе же, испытал. Нервы тоже есть. Но памяти нет. Одним словом, бросаюсь в роман на ура! – весь с головой, всё разом на карту, что будет то будет! Ну довольно. " (А. Н. Майкову, октябрь 1867 г., Женева)

"Почему я не работал? Работа не шла. Не знаю почему, но ничего не приходило мне в голову. В настоящий момент я работаю еще над первой частью, между тем как нужно, чтобы роман непременно появился в январском номере "Русского вестника". Но он и появится. Вопрос, который я должен разрешить, для меня мучителен: если я напишу плохой роман, мое положение (финансовое) сразу же рухнет. Кто в этом случае станет давать мне деньги вперед.


Таким образом, мне надо выполнить работу, которая ни в коем случае не должна быть плохой, – и это необходимо, чтобы не погибнуть. Таков первый вопрос. Как же, скажите мне, приступать к работе при такой требовательности к себе. Рука дрожит, разум мутится. " (Ф. М. Достоевский – С. Д. Яновскому, ноябрь 1867 г., Женева)

В декабре 1867 г. Достоевский пишет А. Н. Сниткиной о том, что через две недели он должен посылать часть нового романа в "Русский вестник", но у него еще ничего не переписано начисто. Жена Достоевского, Анна Григорьевна, помогает ему переписывать материал для отправки в редакцию. Достоевский переживает о том, что с рождением ребенка жена не сможет помогать ему переписывать роман, а сам он с трудом справится:

"В последние месяцы много было работы и чем дальше, тем больше; работа же к сроку; через две недели, самое большее, надо будет посылать в "Русский вестник", а у меня еще ничего не переписано. Аня мне помогает как прежде.

Вот уже проходит и седьмой месяц беременности у Ани, время приближается, а у меня чем дальше, тем больше усиливается работа, и так будет продолжаться месяцев пять. Скоро Аня, по положению своему, не в состоянии будет мне помогать, а между тем от моей работы зависит и будущность и настоящие наши средства. один я вряд ли кончу работу, а в ней вся наша будущность. " (Ф. М. Достоевский – А. Н. Сниткиной, декабрь 1867 г., Женева)

В начале декабря 1867 г. Достоевский прекращает работу над текущей версией "Идиота", которая его не устраивает. Около двух недель он обдумывает новый сюжет и 18 декабря начинает работу с нуля. 5 января 1868 г. (по новому стилю) Достоевский наконец посылает в Россию в редакцию "Русского вестника" первую готовую партию текста – первые пять глав из первой части романа. Следущие VI и VII главы первой части он посылает пять дней спустя. Этим завершается работа над первой частью "Идиота":

"Ну-с: всё лето и всю осень я компоновал разные мысли (бывали иные презатейливые), но некоторая опытность давала мне всегда предчувствовать или фальшь, или трудность, или маловыжитость иной идеи.

Наконец я остановился на одной и начал работать, написал много, но 4-го декабря иностранного стиля бросил всё к черту. Уверяю Вас, что роман мог бы быть посредствен; но опротивел он мне до невероятности именно тем, что посредствен, а не положительно хорош. Мне этого не надо было. Ну что же мне было делать? ведь 4-ое декабря!

"Посылаю в Редакцию для напечатания в "Русском вестнике" первую часть моего романа "Идиот". Весьма сожалею (и беспокоюсь), что не мог с этою почтой выслать всю первую часть, а только пять глав, шестая и седьмая главы будут высланы на днях. Всё, что посылаю теперь, заключается в 64 полулистиках почтовой бумаги малого формата. " (Ф. М. Достоевский – журналу "Русский вестник" от 24 декабря 1867 г. (5 января 1868 г.) из Женевы)

В том же письме Майкову Достоевский признается, что его новый роман ему кажется неказистым и неэффектным, но в целом он надеется, что роман получится неплохой:

Первая часть, по-моему, слаба. Но мне кажется, еще есть одно спасение: то, что еще ничего не скомпрометировано и может быть развито в дальнейших частях удовлетворительно (о, если бы!). Первая часть есть, в сущности, одно только введение.

. кто знает, может быть, в целом-то выйдет и совсем недурной роман." (Ф. М. Достоевский – А. Н. Майкову, 31 декабря 1867 г. (12 января 1868 г) из Женевы)

Продолжая работать над романом, Достоевский жалуется В. М. Ивановой на то, что его роман, вероятно, получится неудачным, из-за чего он находится в плохом настроении:

"Этот роман мучает меня из ряду вон, как никакой прежний: на нем сосредоточено слишком много надежд моих. Если удастся – будут деньги и можно будет воротиться скорее, не удастся – полное бедствие. У меня убеждение, что не удастся, и я нахожусь в самом тяжелом расположении духа. " (Ф. М. Достоевский – В. М. Ивановой от 24 февраля (7 марта) 1868 г. из Женевы)

В апрельской номере "Русского вестника" за 1868 г. выходит начало второй части романа.

В мае 1868 г. в семье Достоевского происходит трагическое событие: новорожденная дочь Соня, его первый ребенок, умирает спустя 3 месяца после рождения. Супруги Достоевские тяжело переносят эту потерю.

Из-за смерти дочери Федор Михайлович на две недели прекращает работу над "Идиотом". Однако он не может себе позволить долго не работать из-за обязательств перед журналом "Русский вестник": писатель должен в срок отсылать материалы в редакцию. После двух недель паузы убитый горем Достоевский все-таки берется за работу и дальше уже пишет роман без остановки. Таким образом, роман "Идиот" по-своему помогает ему пережить смерть дочери и вернуться к жизни:

"Соня моя умерла, три дня тому назад похоронили. Я за два часа до смерти не знал, что она умрет. Доктор за три часа до смерти сказал, что ей лучше и что будет жить. Болела она всего неделю; умерла воспалением в легких.

Я работать последние две недели, с самого открытия болезни Сони, не мог. Опять написал извинение Каткову, и в "Русском вестнике", в майском номере, опять явится только три главы. Но я надеюсь, что теперь день и ночь буду работать, не отрываясь, и с июньского номера роман будет выходить, по крайней мере, прилично." (Ф. М. Достоевский – А. Н. Майкову, 18 (30) мая 1868, из Женевы)

В октябре 1868 г., находясь в Милане, Достоевский сообщает Майкову, что его идея "Идиота" почти лопнула и что роман произведет мало эффекта на публику:

"И вот идея "Идиота" почти лопнула. Если даже и есть или будет какое-нибудь достоинство, то эффекта мало, а эффект необходим для 2-го издания, на которое я еще несколько месяцев назад слепо рассчитывал и которое могло дать некоторые деньги. " (Ф. М. Достоевский – А. Н. Майкову, октябрь 1868 г, из Милана)

Находясь во Флоренции, Достоевский завершает работу над "Идиотом". Он сообщает Майкову, что у его романа будет неожиданная, удачная, эффектная концовка, которая должна решить успех всего произведения:

В результате работа над "Идиотом" растягивается почти на полтора года и завершается в январе 1869 г.:

"Теперь кончил мою годичную работу и поневоле должен что-нибудь предпринять новое и на что-нибудь решиться; работа же отвлекала меня всего. " (Ф. М. Достоевский – Э. Ф. Достоевской, от 23 января (4 февраля) 1869, из Флоренции)

"Теперь он кончен наконец! Последние главы я писал день и ночь, с тоской и беспокойством ужаснейшим. Последовали два припадка, и я все-таки на десять дней опоздал против назначенного последнего срока: должно быть, только сегодня, 25-го генваря, пришли в редакцию последние две главы романа." (Ф. М. Достоевский С. А. Ивановой, 25 января (6 февраля) 1869 г., из Флоренции)

В том же письме С. А. Ивановой писатель признается, что в романе "Идиот" он не выразил и десятой части того, что хотел сказать. Он считает романе не эффектным для публики, а значит, публикация романа отдельной книгой (2-ое издание) не принесет ему особых денег:

". романом я не доволен; он не выразил и 10-й доли того, что я хотел выразить, хотя все-таки я от него не отрицаюсь и люблю мою неудавшуюся мысль до сих пор. Но во всяком случае дело в том, что он для публики не эффектен, и следственно, 2-е издание если и состоится, то принесет так немного, что ничего на эту сумму не выдумаешь. Кстати, о романе я не знаю, здесь сидя, никакого мнения читающей публики в России. " (Ф. М. Достоевский – С. А. Ивановой от 25 января (6 февраля) 1869 г,. из Флоренции)

Такова история создания романа "Идиот" Достоевского в цитатах самого писателя, интересные факты о замысле и работе над произведением.

Автор:

Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881) — прозаик, критик, публицист.

О книге

Время написания: 1867–1869

Содержание

Молодой человек, князь Лев Николаевич Мышкин, возвращается в Петербург из Швейцарии, где лечился от тяжелой нервной болезни.

После нескольких лет почти затворнической жизни он попадает в эпицентр петербургского общества. Князь жалеет этих людей, видит, что они гибнут, пытается спасти, но, несмотря на все усилия, ничего не может изменить.

В конечном итоге Мышкина доводят до потери рассудка те люди, которым он более всего пытался помочь.

История создания

Работа над романом шла тяжело, здоровье не улучшалось, а в 1868 году в Женеве умерла трехмесячная дочь Достоевских.

Находясь в Германии и Швейцарии, Достоевский осмысливает нравственные и социально-политические изменения в России 60-х годов XIX века: кружки разночинцев, революционные идеи, умонастроения нигилистов. Все это найдет свое отражение на страницах романа.

Замысел произведения

Достоевский считал, что на свете существует только одно положительно прекрасное лицо — это Хрис­тос. Писатель попытался наделить главного героя романа — князя Мышкина — похожими чертами.

По мнению Достоевского, в литературе ближе всех к идеалу Христа стоит Дон Кихот. Образ князя Мышкина перекликается с героем романа Сервантеса. Как и Сервантес, Достоевс­кий ставит вопрос: что случится с человеком, наделенным качествами святого, если он окажется в современном обществе, как сложатся его отношения с окружающими и какое влияние он окажет на них, а они — на него?

Заглавие

Смысл произведения

Люди, которым пытается помочь князь, губят себя на его глазах. Отвергая его, общество отвергает возможность спастись. С сюжетной точки зрения роман предельно трагичен.

Экранизации и театральные постановки

Интересные факты о романе

Цитаты:

Нет ничего обиднее человеку нашего времени и племени, чем сказать ему, что он не оригинален, слаб характером, без особенных талантов и человек обыкновенный.

Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества.

Столько силы, столько страсти в современном поколении, и ни во что не веруют!

комментарии: Иван Чувиляев

О чём эта книга?

Из швейцарской клиники в Россию возвращается больной эпилепсией князь Мышкин — человек поразительной доброты, кротости, при этом тонкий психолог, умеющий говорить с любым собеседником и в каждом видеть больше, чем прочие. В Петербурге у князя завязываются отношения с купцом Парфёном Рогожиным, роковой красавицей Настасьей Филипповной Барашковой и прогрессивной барышней Аглаей Епанчиной. Генералы и попрошайки, купцы и нищие аристократы сталкиваются со странным князем — и каждый из них проявляет себя самым неожиданным образом, меняется, по-новому раскрывается. Жулики и вруны оказываются несчастными людьми, пьяницы и горлопаны — униженными и оскорблёнными. Но эти преображения жизни героев изменить не могут, они остаются теми же, кем были, а сам князь в финале окончательно теряет рассудок. Достоевский намеревался показать идеального человека, похожего на Христа; мир, в котором ему приходится существовать, берёт верх над добродетелью, изменить его не удаётся. Роман, плохо встреченный современниками, потомки оценили как одно из самых мощных высказываний Достоевского.

Когда она написана?

Как она написана?

Отличительная черта романа, буквально бросающаяся в глаза, — его театральность. Роман почти полностью состоит из диалогов, авторский текст представляет собой в основном очень подробные описания персонажей и мест действия. Театральна и композиция романа: он фактически разбит на сцены, места действия сменяются крайне неспешно, а все события первой части — от знакомства Мышкина с Рогожиным в поезде до бегства Настасьи Филипповны с тем же Рогожиным — происходят в течение одних суток.

Что на неё повлияло?

Как она была опубликована?

Но язвительнее всех выступил сатирик Дмитрий Минаев — он отозвался на публикацию не рецензией, а эпиграммой:

Читайте также: