Доктор живаго отзыв кратко

Обновлено: 05.07.2024

Дорогой читатель, вы прекрасны. Вы, скорее всего, превосходны. Ваши руки ювелирны, ваш разум роскошно непредсказуем, и великие намерения борются друг с другом за ваше время. Вы сильны и неповторимы. Потому что вы человек. Вы хотите изменить этот мир. Может быть, вы даже молоды. Но у вас ни черта не получится. Потому что вы человек.

Десятилетия истратил гениальный Пастернак на попытки убедить современников в бессмысленности насилия. И ничего у него не вышло. Он создал доктора, чтобы блестящий Живаго продолжил эти усилия. Юрий Андреевич не хотел революций, а хотел любви и чтобы другие хотели того же. Он был бессилен и почти одинок в этом желании. Он не мог.

Доктор Живаго изо всех сил хотел любить свою жену, пусть даже уважая ее меньше, но не мог. А Тоня сейчас же заставила бы мужа забыться и любить ее. Если бы только могла.

Живаго избегал Лару и сопротивлялся ей, хотел не любить ее и не мог. А она сопротивлялась и тщетно избегала позора, прогнавшего ее далеко из Москвы.

Доктор хотел сделать жизнь лучше, и оказался бессилен. Он старался защитить своих женщин и потерял обеих. Он мечтал об их счастье без него, но счастья не было. Он и всё вокруг него мельчало, опускалось и катилось в бездну. Он все еще был превосходен. Его большие ожидания стали мелкими, как будто от этого они исполнились бы. Он оставался прекрасен, они все оставались, но были мелки и немощны.

Я читал это и понимал, что должен закрыть эту книгу и больше никогда ее не открывать. Я должен молчать о ней и не разрешать ни одному человеку листать ее. Я должен возненавидеть, растоптать и уничтожить этот манифест человеческого бессилия. И я никогда не смогу.

Россия начала двадцатого столетия была похожа на израненное в схватках и больное животное, охваченное лихорадкой пожарищ, не в силах зализать свои раны. Терзаемая врагами, неоправившаяся после "маленькой победоносной войны", непришедшая в себя после первой революционной простуды, страна втянулась в никому ненужную мировую войну, так и не ставшую второй отечественной. Пылая в жару, вышла на морозный воздух и леденящий ветер - такое не выдержит и самый крепкий организм.

В такой-то нерадостной обстановке оказались люди, простые люди, со своими взглядами, принципами, интересами. Искренне радуясь очистительной речной волне, омывшей гранитные набережные, они не заметили, что вместе с водой пришла грязь и мусор, что волна и не думает отступать, затопляя и захватывая улицы.

Удивительное произведение. Откровенное и искреннее. Трагичное и обидное. Обидно за человека, не увидевшего, не разглядевшего бурного всепоглощающего водоворота. Не сумевшего приспособиться к изменяющейся обстановке, зацепившись за несущееся мимо бревнышко. Человека, эгоистичного и губительного для окружающих своей слепотой, так и не нашедшего своего места, в конечном счете потерявшего и себя, и любимых. Человека симпатичного, которому хочется подсказать, помочь, увести, спрятать, спасти, вытащить из такой ненадежной бумажной раковины. Человека, своим существованием выразившего горечь и боль многих, не сумевших решиться и решить. Многих, ставших инородными телами в организме своей родины и болезненным гноем изгоняемых из него.

История, мясорубкой перемоловшая весь народ, никого не пощадила, никого не пропустила: кого-то красным фаршем, а кого-то жилами на ножах. И тех, кто боролся, и тех, кто защищался, и тех, кто убегал, и тех, кто не принял. Оставаясь в отстранении, не принимая потока за силу, способную захлестнуть, нельзя ручаться за милосердие стихии.

Волнующее и будоражащее произведение, гремящее своей глубиной и оглушающее своей искренностью.

— Жалко. Своим рассказом вы пробудили во мне сочувствие к нему. А вы изменились. Раньше вы судили о революции не так резко, без раздражения.
— В том-то и дело, Лариса Федоровна, что всему есть мера.
За это время пора было прийти к чему-нибудь. А выяснилось, что для вдохновителей революции суматоха перемен и перестановок единственная родная стихия, что их хлебом не корми, а подай им что-нибудь в масштабе земного шара. Построения миров, переходные периоды это их самоцель. Ничему другому они не учились, ничего не умеют. А вы знаете, откуда суета этих вечных приготовлений? От отсутствия определенных готовых способностей, от неодаренности. Человек рождается жить, а не готовиться к жизни. И сама жизнь, явление жизни, дар жизни так захватывающе нешуточны! Так зачем подменять её ребяческой арлекинадой незрелых выдумок, этими побегами чеховских школьников в Америку?

Почему-то очень долго боялась браться именно за эту книгу, откуда-то была странная уверенность, что она очень сложная для чтения и восприятия. Зря боялась, как оказалось. Ничуть не сложнее другой русской классики, а по сравнению с некоторыми конкретными авторами так и легче. Те же многостраничные излияния Толстого порой вгоняют меня в сон, от Пастернака же, куда бы его мысль его ни заносила, спать не хотелось однозначно. А очень приятный слог помогал воспринимать живее и острее поднятые им непростые темы.

Юрию Живаго, как и многим другим, не повезло родиться в конце 19 века в России, на годы его жизни пришлась череда страшных событий: войны, революции, гражданская война, становление новой власти, которое просто не могло не быть жестоким и кровопролитным. Даже выжить было непросто, что уж говорить о том, чтобы жить, а не выживать. И тут человек либо приспосабливается к новым обстоятельствам, либо они его ломают рано или поздно.

Картины рисуемые автором поражают, хоть тема для меня и не новая, нет чего-то, что бы я не знала прежде, но от этого не менее горько и страшно. Очень ярко автор показал восприятие происходящего не теми людьми, которые безоговорочно относили себе к одной из воюющих сторон, к красным или белым, а теми, что являясь по сути своей господствующим классом, сочувствовали революции, хотели изменить мир к лучшему, хотели счастья даром для всех итд То, как постепенно приходит осознание происходящего, и нет уже правых и виноватых, все превратились в каких-то монстров, жаждущих крови, прикрывающихся красивыми и громкими, но уже такими бессмысленными и неживыми лозунгами. Кругом голод, запустение, заброшенные поля, сожженные деревни, брошенные под снегом поезда, трупы, казни, пытки, смерть. Эти картины, когда я их пытаюсь описать, напоминают мне современную фантастику об апокалипсисе. И тем страшнее, что это наша не такая уж и давняя история.

И на фоне всего этого люди. Большие и маленькие. Герои и негодяи, а скорее герои-негодяи, смотря под каким углом взглянуть. Поломанные, искореженные временем и обстоятельствами судьбы. Страшна история красного партизана, так любившего свою семью, что убил он ее собственными руками в страхе что их схватят белые и замучают. А ведь сколько там таких историй. Жуть..

Меня почему-то еще сильно зацепила судьба Антипова-Стрельникова. Как он превратился из влюбленного смешливого мальчика, чьи мечты о взаимности сбываются, в человека, на чьей совести массовые убийства по законам военного времени, который сам себя и приговорил по итогу? Как может человек так измениться? Но при этом нет ощущения притянутости, надуманности, автору веришь, объяснение таким переменам можно найти в самой книге :

На третий год войны в народе сложилось убеждение, что рано или поздно граница между фронтом и тылом сотрется, море крови подступит к каждому и зальет отсиживающихся и окопавшихся.
Революция и есть это наводнение.
В течение её вам будет казаться, как нам на войне, что жизнь прекратилась, всё личное кончилось, что ничего на свете больше не происходит, а только убивают и умирают, а если мы доживем до записок и мемуаров об этом времени, и прочтем эти воспоминания, мы убедимся, что за эти пять или десять лет пережили больше, чем иные за целое столетие.

Но даже в такие исторические моменты, даже в дни таких потрясений человек не перестает любить. Трагическая, какая-то по-достоевски надрывная любовь чужого мужа и чужой жены, Юрия и Ларисы, причем нет какой-то пошлости в происходящем, и даже встречи их с законными супругами не отдают чем-то нелицеприятным, тут драма, а не мелодрама, тут любовь, а не страсть, какое-то высшее стремление друг к другу, желание в первую очередь понять и поддержать. Очень понравилась мне характеристика, которой награждает Ларису жена Юрия Тоня:

Должна искренне признать, она хороший человек, но не хочу кривить душой, — полная мне противоположность. Я родилась на свет, чтобы упрощать жизнь и искать правильного выхода, а она, чтобы осложнять её и сбивать с дороги.

Но при всех своих восторгах не могу не сказать о нескольких минусах этого романа. Самый большой, пожалуй, это то, что из-за определенной своеобразной манеры повествования я где-то треть истории оставалась несколько в отдалении от героев. Не могла их прочувствовать, потому что частенько автор не описывает события ни их глазами, ни от третьего лица, а упоминает их уже пост фактум мимоходом, а ведь события эти порой очень важны для происходящего. Но потом я, видимо, привыкла и уже прониклась не только самой историей, но и людьми ее населяющими. Еще как-то уж много случайных встреч, понятное дело, что люди тогда перемешались и перемещались по стране из конца в конец в силу обстоятельств, но все равно чутка неправдоподобно, не могу сказать, что мне это прям сильно мешало, но в глаза бросилось. А еще, смешно сказать, но мне не хватило объема, в кои-то веки я была бы не против, если бы автор сильнее растекся мыслею по древу и остановился на каких-то происходящих в книге событиях более подробно, благо объем охваченных им лет позволял добавить страничек.

Но все эти придирки все равно не смогли заставить меня снизить хоть на полбала оценку этому роману. И не потому что это признанный шедевр, классика и бла-бла-бла. Просто он смог меня задеть, смог заставить сопереживать героям, смог заставить о многом задуматься и, конечно же, какие там прекрасные стихи! Так что чего уж тут придираться)

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Перейти к аудиокниге

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

  • Объем: 650 стр.
  • Жанр:л итература 20 века, р усская классика, с оветская литература
  • Теги:1 1 класс, г ражданская война, ж изненные трудности, и нтеллигенция, р еволюция, с оветская эпоха, с удьба человека, э кранизацииРедактировать

Теперь вы можете с легкостью переключиться с электронной на аудиоверсию (или наоборот) и продолжить читать или слушать произведение с того места, на котором остановились ранее.

Теперь вы можете с легкостью переключиться с электронной на аудиоверсию (или наоборот) и продолжить читать или слушать произведение с того места, на котором остановились ранее.

Эта и ещё 2 книги за 299 ₽

По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 600 ₽ и две книги из персональной подборки.Узнать больше

Отзывы 83

Классика, в лучшем смысле этого слова.

Совершенно потрясающая книга. Недаром за это произведение Пастернаку присудили Нобелевскую премию. И за это же произведение затравили писателя усилиями писательского союза в советское время.

В этом романе писатель показывает Россию в огромный временной период: от 1903 года до 1953г. Столько событий вместилось в это время, и обо всех пишет автор.

Меня в этой книге кроме общепринятых мест поразили рассуждения писателя о причинах разрухи в стране в гражданскую войну, после революции. О том, что когда нет хозяина у производства, у земли, а становится все вокруг – общее, вот тут-то и начинается развал и разруха.

Книга читаема и любима всеми моими знакомыми. И советую всем читать ее.

Совершенно потрясающая книга. Недаром за это произведение Пастернаку присудили Нобелевскую премию. И за это же произведение затравили писателя усилиями писательского союза в советское время.

В этом романе писатель показывает Россию в огромный временной период: от 1903 года до 1953г. Столько событий вместилось в это время, и обо всех пишет автор.

Меня в этой книге кроме общепринятых мест поразили рассуждения писателя о причинах разрухи в стране в гражданскую войну, после революции. О том, что когда нет хозяина у производства, у земли, а становится все вокруг – общее, вот тут-то и начинается развал и разруха.

Книга читаема и любима всеми моими знакомыми. И советую всем читать ее.


Этот роман надо читать и перечитывать. Он о жизни. Здесь жизнь – главный герой.


Этот роман надо читать и перечитывать. Он о жизни. Здесь жизнь – главный герой.


Моя самая любимая книга

Прочитайте этот роман, чтобы понять, что наши сегодняшние проблемы, которые мы порой себе придумываем – это ничто по сравнению с тем, что довелось пережить России сто лет назад.


Моя самая любимая книга

Прочитайте этот роман, чтобы понять, что наши сегодняшние проблемы, которые мы порой себе придумываем – это ничто по сравнению с тем, что довелось пережить России сто лет назад.

Мне кажется, это лучшее произведение, написанное на русском языке. Каждая страница, каждый абзац, каждое предложение, каждое слово. Это просто поэма. Пастернак – поистине гений. Я даже не касаюсь сейчас сюжета. Просто Слово, которым написана книга. Шедевр. Вряд ли кто-нибудь напишет что-то лучше.

Мне кажется, это лучшее произведение, написанное на русском языке. Каждая страница, каждый абзац, каждое предложение, каждое слово. Это просто поэма. Пастернак – поистине гений. Я даже не касаюсь сейчас сюжета. Просто Слово, которым написана книга. Шедевр. Вряд ли кто-нибудь напишет что-то лучше.

Не книга, а пытка. Осталось ещё 20% и я простоте могу вынести это наказание… Очень горькое, серое произведение, много отступов и скучных деталей. Не вижу ни одного достойного героя, считая Живаго. Я не понимаю за что дали Нобелевскую и как люди смогли получить удовольствие от этой мрачной книги. Читая книгу хочется пристрелиться, но я ее все же добью. Возможно, я вернусь через много лет посмотреть, не изменилось ли мое сознание и восприятие книги. Но пока кроме негатива и полного разочарования в перемешку с негодованием я более не ощущаю. А жаль.

Не книга, а пытка. Осталось ещё 20% и я простоте могу вынести это наказание… Очень горькое, серое произведение, много отступов и скучных деталей. Не вижу ни одного достойного героя, считая Живаго. Я не понимаю за что дали Нобелевскую и как люди смогли получить удовольствие от этой мрачной книги. Читая книгу хочется пристрелиться, но я ее все же добью. Возможно, я вернусь через много лет посмотреть, не изменилось ли мое сознание и восприятие книги. Но пока кроме негатива и полного разочарования в перемешку с негодованием я более не ощущаю. А жаль.


Реквием по интеллигенции в России, после прочтения становится яснее крах прослойки общества, связанной с интеллектуальным трудом.


Реквием по интеллигенции в России, после прочтения становится яснее крах прослойки общества, связанной с интеллектуальным трудом.


Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Одно из лучших произведений когда-либо прочитанных мною!

Книга, за которую действительно стоило бы дать Нобелевскую премию. На историческом фоне революции разворачиваются непростые истории любви, которым сопутствуют размышления об историческом процессе, философии, религии.
Роман не обладает четкой конструкцией сюжета, судьбы персонажей сливаются в единый поток, основным течением в котором является жизнь Юрия Живаго. Благодаря этому возникает очень реалистичная панорама: "Сюжет — по большому счету вранье: в жизни не бывает завязки и развязки, она непрерывна, и конца ей покуда никто не назначал. Так что Пастернак поступил вполне разумно, попытавшись связать судьбы людей не сюжетными приемами, а некой общей идеей" (К. Букша "Борис Пастернак: девять жизней и одна смерть")
Водную стихию напоминает и структура повествования. То и дело в книге возникают "круги на воде": из одной точки сюжета растекаются судьбы различных персонажей. Следить за тем, как одна судьба перетекают в другую очень увлекательно, книга читается легко, даже несмотря на непростой язык.

О самом издании: не сказала бы, что оно "эконом-класса", твердый переплет, красивое оформление.Бумага не высшего качества, но вполне подходит для чтения.
В книге использованы иллюстрации Л. О. Пастернака - отца писателя, которые тонко передают атмосферу произведения.
Также в книге присутствует статья "И дышат почва и судьба" литературоведа Е. Б. Пастернака, старшего сына писателя, которую стоит прочесть, чтобы глубже проникнуть в идейный мир "Доктора Живаго".

Сначала книга смущала меня своим сумбуром. Героев много, сложно понять их взаимосвязь между собой, но потом с этим удалось свыкнуться. Да и все герои оказались связаны друг с другом. Они встречались, они жили где-то за пределами основной истории, чтобы потом вернуться в неё, рассказать нам о себе, получить удивительную связь с героями книги. Можно было понять, как тесен мир, смотря на страницы этой книги. И были моменты, когда ты понимаешь, что видел эту фамилию в тексте книги, но вспомнить, о чём и ком идёт речь, не можешь. И хорошо, если ты вместе с доктором это вспоминаешь, там тебе подскажут, а если без него, то мне, с моей плохой памятью на фамилии и имена, было сложно понять к чему вообще всё происходящее.

До встречи доктора Живаго с Ларисой уже в Сибири книга мне казалась удивительно интересной. Не смотря на то, что в ней мало активных действий. Всё же она больше наблюдения и философствования, чем резкие сюжетные повороты и экшен. Но в ней было много чего-то такого, что заставляло задуматься, потому что в этом виделась некая связь с современностью. Мысли, озвученные Живаго и другими героями не потеряли своей актуальности. Мне казалось, что было бы неплохо додумать и обдумать мысли доктора в реалиях современности. И пусть такие моменты были не так часты и казались всполохами в общей массе, но это было интересно и увлекательно. И были моменты, когда ты на самом деле переживал за героев, за их жизни в то непростое время.

А потом с книгой что-то стало не так. Возможно, я как-то иначе отношусь к институту брака, нежели Юрий. А может быть дело в том, что я резко перестала понимать героев.
Юрий: Я люблю жену, я никогда с ней не расстаюсь и не отдаляюсь. И тут же: Я люблю Ларису. И я вру жене, не готов расстаться с новой любовью. И я вернусь к Ларисе.
Лариса: Я люблю мужа, если бы всё могло бы вернуться как было, поползла бы даже на коленях. И ты, Юра, должен ехать к своим, но давай вместе поедем в Варыкин жить.

Ну как так-то?! Это мне понять было крайне сложно. И именно эти взаимоотношения Живаго и Ларисы казались неправдоподобными. Хотя, может, наоборот. Возможно, они слишком правдоподобны. Ведь они нашли своего единомышленника, с которым было интересно, которого они понимали. И в этом разрушающемся мире он оказался самым близким. Да и если всё кругом рушится, почему не должны рушиться семьи.

Нет, стоит признаться, что я самого начала книги понимала, что Юрий должен был встретиться с Ларисой. И не просто встретиться, а заиметь чувства к друг другу, но то, что они оба повисли между прошлым и настоящим, не желая или порвать уже с прошлым и жить новой жизнью, или разорвать свои отношения и вернуться к тому, что было меня раздражало. (Наконец, смогла сформулировать)

Читайте также: