Кратко охарактеризуйте наиболее употребительные гносеологические категории

Обновлено: 05.07.2024

Познание – это процесс получения, хранения, переработки и передачи знаний об окружающем мире.

Процесс познания включает в себя 3 структурных элемента: субъект, объект, знание.

Субъект - это тот кто познает. Познавать может отдельный человек, группа людей и даже общество в целом.

Объект – это то, что познается. Познаваться может отдельное явление, сферы реальности и даже мир в целом. Объектом познания могут быть и материальные и духовные виды явления, а так же сам человек

Знания – это идеальный образ объекта познания, возникающий в нашем познании в ходе познавательной деятельности.

Знания – это отражение реальности, которое может быть верным или не верным.

Истина – это знания, которое верно, правильно отображает объект познания.

Заблуждение – это не верно, не правильно отображает объект познания.

Принято разграничивать заблуждения и ложь.

Заблуждение – это непреднамеренная передача неверной информации.

Ложь – это сознательная преднамеренная передача неверной информации.

Основной вопрос философии (овф)

Среди множества вопросов которыми занимается философия выделяют один считающийся самым главным. Его и назвают ОВФ.

ОВФ имеют 2 стороны онтологическую, и гносеологическую

Онтологическая сторона ОВФ формулируется так, что первично материя или дух? В зависимости от ответа на этот вопрос выделяют нескольно направлений:

Материализм – это учение, согласно которому материя первична, а дух вторичен. Это означает, что материя может существовать без духа, а дух без материи не может, даже человеческое сознание нуждается в материальном носителе: головном мозге человека. Кроме того, материя вечна, а сознание возникает лишь на определенном этапе его эволюции, как одно из свойств материи.

Идеализм – это учение, согласно которому дух (идея) первичен, а материя вторична. Сторонники объективного идеализма признают абсолютное духовное начало, которое определяет свойства материального мира, а в некоторых концепциях даже создает этот мир. Субъективные идеалисты считают первичным человеческое сознание которое, по их мнению, конструирует окружающий мир.

Дуализм – это учение, согласно которому материя и дух равноправны и не зависимы друг от друга. В чистом виде дуализм встречается редко и как правило тяготеет либо к материализму или идеализму.

Синкретизм – это учение об изначальном и неразрывном единстве материи и духа, любое явление это соединение материального и духовного и поэтому вопрос о первичности лишен смысла. Современным развитие синкретизма является тинитаризм, согласно которому любое явление характеризуется 3 параметрами: материя, информация, мера. Мера – это способ соединения материи и информации в данном объекте. Мера выступает границей, качественной определенности данного объекта, и следовательно является матрицей возможный состояний данного объекта.

Гносеологическая сторона ОВФ формулируется следующим образом: познаваем ли мир и если да то в какой степени. В зависимости от ответа на этот вопрос выделяют 3 направления:

Гносеологический оптимизм – это учение, согласно которому мир полностью познаваем. Познание это бесконечный процесс, но на каждом последующем этапе наши знания полнее и глубже, чем на предыдущем и следовательно нет явлений, которые были бы в принципи не познаваетмымы

Скептицизм – это учение, согласно которому мир познаваем, но лишь в определенных пределах при этом пределы познания совпадают с границами человеческого опыта. То что выходит за пределы опыта (существование Бога, бессмертие истории) впринципи не познанваемо.

Агностицизм – это учение, согласно которому мир вообще не познаваем, а наши так называемые знания иллюзорны и не в какой степени не отражают объективную реальность.

Гносеология — раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, истины и заблуждения, условия достоверности знания, формы и уровни познания, его социо­культурные факторы и др.

Хотя все частные науки осуществляют процесс познания мира, ни одна из них не имеет своим непосредственным предметом изучение закономерностей, форм и принципов позна­ния в целом. Этим специально занимается философия (точ­нее, гносеология как один из основных ее разделов), опираясь на данные других наук, анализирующих отдельные стороны познавательного процесса.

Категории представляют и выражают устойчивые различия сущего, отношения между вещами. Понятияже – это языковая форма отражения сущности предмета. Категории и понятия – важные инструменты познания вообще, философского анализа также.

От метода отличают приемы, иногда способы или процедуры познания. , К ним, относят измерение, сравнение, идеализацию и т.п. Граница между методом и процедурой познания подвижна, и, кроме того, зависит от мироззр. позиции ученого. С др. стороны, в познании есть такие ориентиры, которые не имеют отношения к самому предмету- это принципы познания: требования строгости, доказательности, объективности, верифицируемости и пр. С методами неразрывно связаны средства научного познания (инструменты): язык науки (язык описания), приборы, экспериментальные установки и пр.

Знание становится научным только, если указан метод его получения. Именно наличие метода отличает научное познание от обыденного.

Субъект и объект – парные категории, Субъект всегда предполагает объект, а объект всегда предполагает субъекта. Под объектом в гносеологии следует понимать не просто любой фрагмент объективной (или субъективной) реальности, а только такой, на который направляется внимание субъекта, который вовлекается в деятельность субъекта и становится предметом его теоретической или практической деятельности. Как парные категории, субъект и объект выражают единство противоположностей.

Платон и Аристотель

Одним из важнейших приоритетов для человечества всегда было познание окружающего мира, объяснение происходящих явлений, обнаружение законов природы и поиск способов использовать их себе во благо. С античных времён философы и мыслители хотели понять, как работает познание, как человек отличает истину от заблуждения и как можно отделить одно от другого. Так возникла гносеология – наука, изучающая познание. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, что изучает, какова её структура и какие принципы она использует.

Что такое гносеология?

Данный термин имеет греческое происхождение. Он образован от слов γνω̃σις (гносис – знание) и λόγος (логос – учение). Таким образом, гносеология – это учение о знании. Если быть более точным, это раздел философии, в рамках которого изучается познавательная деятельность человека, характерные для неё процессы и определяющие её механизмы.

Ключевая задача гносеологии заключается в изучении того, как устроена и как работает познавательная деятельность, какими возможностями она обладает и какими пределами ограничена, какие критерии истинности и достоверности использует. Основным предметом её изучения является научное знание. Гносеология изучает специфику научного знания, его отличия от обыденного знания, многообразие его видов и взаимосвязь между ними.

Существует смежное понятие – эпистемология. Иногда её отождествляют с гносеологией, но это не совсем правильно. Основное различие между ними состоит в том, что гносеология изучает познание, а эпистемология – знание.

Гносеология изучает и сравнивает различные способы познания, стараясь найти оптимальные варианты, обеспечивающие высокий уровень точности и достоверности. Познание в рамках гносеологии рассматривается не как цель, а как инструмент, направленный на получение знания. Поэтому возможности и средства познания для данного учения более важны, чем его виды.

Что изучает гносеология?

Гносеология – это философская дисциплина, изучающая сущность познания человеком окружающего мира. Эта функция обеспечила ей одну из главных ролей в развитии философии. Именно она занималась оценкой и обоснованием различных критериев познания. А поскольку познание на всех этапах развития человеческой цивилизации было важнейшим компонентом человеческой деятельности, именно гносеология определяла направление развития философии и других наук, постепенно обретавших самостоятельность.

Интересно, что до недавнего времени гносеология была преимущественно теоретической наукой, поскольку люди мало что знали о том, как устроен и как работает наш мозг. Но в 20 веке понимание того, что такое гносеология поменялось, поскольку она получила мощный фундамент, обеспеченный новыми знаниями о когнитивной деятельности. Кроме того, она активно пользуется знаниями из психологии, позволяющими лучше понять, как и почему возникают заблуждения. Сегодня гносеология активно взаимодействует с современными науками, но несмотря на это, сохраняет свою специфику философской дисциплины.

История зарождения и развития гносеологии

Сократ (469-399 до н. э.) считается создателем майевтики – одного из первых методов познания, заключающегося в раскрытии заведомо существующей истины через последовательные вопросы и испытания. Аристотель (384-322 до н. э.) считается создателем аналитики – метода познания, основанного на последовательном рассуждении с использованием законов логики.

В средневековой философии знание рассматривалось как благодать, исходящая от Бога. Поскольку основное внимание гносеологии того времени было направлено на поиск истины в религиозных писаниях, на её основе возникла герменевтика – учение о толковании текстов (в современной философии герменевтика рассматривается как инструмент интерпретации не только текстов, но и других произведений и символов).

Очередной виток развития гносеологии пришелся на 17-18 века – период философии Нового времени. Существенный вклад внесли такие ученые как Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Рене Декарт (1596-1650), Готфрид Лейбниц (1646-1716) и Дэвид Юнг (1711-1776). По мнению Рене Декарта, человеческий разум ничем не ограничен на пути достижения полной достоверности в любой области знаний.

Разделы гносеологии

В рамках данного учения существует 2 раздела с противоположными подходами: гносеологический оптимизм и гносеологический пессимизм. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Гносеологический оптимизм

Сторонники данного подхода считают, что все процессы окружающего мира можно изучить и познать. Даже если какие-то явления недоступны для полного понимания на сегодняшнем уровне развития наук, они обязательно станут доступными в будущем. Материалисты являются принципиальными сторонниками данного подхода. Идеалисты придерживаются его лишь частично, полагая, что возможности нашего сознания по познанию мира имеют определенные ограничения.

Идея данного подхода основывается на принципе непрерывности, гласящем, что с ростом количества знаний возможности нашего сознания тоже растут, а значит, открываются возможности для понимания более сложных процессов. В рамках гносеологического оптимизма границы между предметами и явлениями считаются несущественными, в то же время изученные и неизученные сущности считаются разными. Главная задача оптимистического подхода состоит в том, чтобы создавать новые инструменты познания, позволяющие выходить за существующие границы познаваемого.

Гносеологический пессимизм

Ключевое отличие пессимистического подхода состоит в том, что возможность познания считается ограниченной. Пессимисты исходят из того, что всегда будут существовать вопросы, ответы на которые получить невозможно. В рамках пессимистического подхода действует два философских направления:

  1. Скептицизм. В рамках данного направления подвергается сомнению возможность надежно отличать истину от вымысла. Сомнение считается принципом мышления, необходимым для получения информации.
  2. Агностицизм. Эта философская концепция строится на утверждении, что познать мир невозможно, и люди не могут получить достоверных знаний о его устройстве, поскольку его природа выше нашего понимания.

Направления гносеологии

Чтобы лучше понять, что такое гносеология, необходимо разобраться с основными её направлениями. Эти направления определяются механизмами познавательной деятельности, которые изначально заложены в нашем сознании:

  • интуиция (иррациональный механизм);
  • рассудок (рациональный);
  • инстинкт (эмпирический);
  • сенсуальное познание (чувственный опыт, основанный на субъективных ощущениях).

На основе этих механизмов были выделены соответствующие направления гносеологии. Рассмотрим подробно каждое из них.

Иррационализм

Данное направление стремится объединить разные философские системы, используя в процессе познания интуицию. Это приводит к формированию мистической картины мира. Данная форма познания обычно используется в различных религиозных течениях. Также её могут использовать творческие люди, исследователи и ученые, ищущие озарения. В качестве способа поиска истины используется только один метод – созерцание.

Рационализм

В рамках данного направления источником истины считается разум, способный строить точные и однозначные умозаключения, отличая истину от заблуждения с помощью законов логики. Любые умозаключения должны быть логичными и определенными.

Эмпиризм

Данное направление возникло и развилось в 17-18 веках. В качестве источника знания в нём принимаются чувственное познание и опыт. Предполагается, что все знания являются либо следствием каких-либо ощущений, либо могут быть описаны через ощущения. В рамках эмпиризма выделяют два подхода:

  • идеалистический – опирающийся на инстинкты и чувства;
  • материалистический – основанный на теориях материалистов 18 века.

Сенсуализм

В рамках данного направления основным источником знаний считаются телесные ощущения и прочие чувства. Получение информации об окружающем мире происходит через наблюдение посредством органов чувств. При этом выделяется три основных формы познания:

  • ощущение – проекция структуры, формы и характеристик предмета в человеческое сознание через органы чувств;
  • восприятие – образ предмета, формирующийся в сознании во время наблюдения;
  • представление – образ предмета, который формируется в памяти с помощью двух предыдущих форм, сохраняется там и может быть вызван в любое другое время.

Среди наиболее известных представителей данного направления можно отметить Аристотеля и Эпикура, а также Дидро и Ламетри.

Принципы познания в гносеологии

В современной гносеологии основополагающими являются следующие принципы:

  • принцип диалектики (поиск истины основывается на анализе противоречий, возникающих в процессе познания);
  • принцип историзма (предметы и явления рассматриваются с точки зрения истории их возникновения и становления);
  • принцип практики (практическое взаимодействие человека с окружающим миром является главным способом познания);
  • принцип познаваемости (уверенность в том, что познание возможно);
  • принцип объективности (признание того, что предметы существуют в материальном мире, независимо от воли и сознания);
  • принцип конкретности истины (достоверная истина всего одна, не может существовать двух истин, противоречащих друг другу).

Заключение

Гносеология – это философская дисциплина, изучающая познание, его структуру и особенности его функционирования. Когда-то она была лишь разделом философии, но сегодня является самостоятельным учением, тесно связанным с многими другими научными дисциплинами, такими как методология, психология, логика и другие. Задача гносеологии в современном научном мире состоит в том, чтобы контролировать целостность и объективность всех наук.

В современных источниках термин употребляется в двух значениях.

Гносеология — раздел философии. Главная задача дисциплины — изучение возможностей познания мира человеком, структуры познавательной деятельности, критериев истинности и достоверности знания, его природу и границы.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

История учения

Происхождение учения идет с античности. Греческие философы первыми начали развивать теории о конкретности истины и заблуждении, диалектике процесса познания и структуре человеческого мышления.

Классики немецкой философии также внесли свой вклад в теорию познания.

Автор термина Иммануил Кант связал вопросы теории познания (объект и субъект) с исследованием исторических форм деятельности людей: объект существует в формах деятельности субъекта. Основной вопрос гносеологии об источниках и границах познания Кант решает исследованием трех его основных способностей: разума, рассудка, чувственности.

Гегель в рассмотрение гносеологических вопросов включил практику, как ключевую категорию диалектической логики.

Людвиг Фейербах в качестве первоисточника знания считал опыт.

Задачи гносеологии в философии

Феномен сознания и вопрос о познаваемости мира — вот что всегда интересовало ученых данного направления.

Ученые сошлись во мнении: органы чувств и сознание отражают существующую независимо от нас реальность. Именно опираясь на собственный разум и убеждения, что его знания верны, человек живет в этой действительности. Таким образом, исследуя мозг человека, можно продвинуться и в исследовании процесса познания.

Типы гносеологии

Исторически в дисциплине сложилось множество направлений.

Содержание учения о познании

Центральные позиции в гносеологии отданы субъекту и объекту изучения окружающего мира, чувственному и рациональному познанию.

  • Субъект познания — наделенный сознанием человек или общество.
  • Объект познания — та часть внешнего мира, на которую направлена познавательная активность субъекта. Обычно противостоит сознанию и внутреннему миру субъекта.

Теоретики различают два главных способа исследования мира.

  • При чувственном варианте знания получают посредством зрения, слуха, осязания, обоняния. Ощущения, восприятия, представления — все это моменты чувственно-практической деятельности.
  • В рациональном познании работают другие приемы и инструменты — умозаключения, понятия, суждения, теории, гипотезы, методы.

Основные категории учения

Познание

Познание — процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, в результате чего появляется новое знание о мире.

Философия обобщает и изучает способы и методы познания, используемые различными науками. Анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотеза и теория, наблюдение и эксперимент, аналогия и моделирование, историческое и логическое, верификация и парадигма.

Есть несколько подходов к проблеме познаваемости окружающего мира:

  • Скептицизм отражает сомнение в существовании надежного критерия истины.
  • Агностицизм отрицает возможность познания объективного мира и достижимость истины, ограничивает роль науки познанием явлений.
  • Конвенционализм утверждает, что научные теории и понятия — продукт соглашения между учеными, а научные законы — условности.
  • Гносеологический оптимизм предполагает, что мир материальных систем познаваем и не ограничивается познанием чувственно воспринимаемыми свойствами и отношениями.

Действительность

Действительность — это окружающий человека мир: социальный мир и общество, как часть действительности, духовный мир человека с его мыслями и чувствами.

В отличие от реальности, действительность включает в себе также всё идеальное, которое приняло вещественный, материальный характер в виде различных продуктов человеческой деятельности — мира техники, общепринятого знания, морали, государства, права.

Мышление

Мышление — это целенаправленное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей.

Процесс мышления развивается и происходит в таких формах, как:

  • Понятия. Отражение свойств, связи и отношений явлений. Выделение общего у предметов одного класса.
  • Суждения. Формулирование мысли в виде повествовательного утвердительного или отрицательного предложения. Могут служить либо истиной, либо ложью.
  • Умозаключения. Познание внешнего мира в позиции абстрактного мышления. Некое умственное действие на основе присущих индивидуальному сознанию норм, которые совпадают с законами логики.

Сознание

Сознание — состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и тела организма, а также в отчёте об этих событиях и ответной реакции на эти события.

Споры о сущности сознания и возможности его познания философы ведут с древности.

Идеализм считает первичным сознание. Материализм утверждает, что и исторически, и гносеологически первична материя, а сознание лишь производное от материи.

Дуализм однозначно за то, что сознание и материя независимы друг от друга.

Резюмируя, сознание — это высшая, связанная с речью функция мозга, которая свойственна лишь человеку. Оно заключается в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.

Сознание дает человеку способность конструировать теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира, разрабатывать прогнозы развития природных и социальных процессов, вести преобразовательную целеполагающую деятельность.

Истина

Цель любого познания — найти истину о предмете, явлении или процессе.

Истина — гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной, если она соответствует предмету.

Соответствие знаний действительности и есть истина, заблуждение, соответственно, знание, которое не соответствует действительному объекту. Принято рассматривать несколько разновидностей истины.

Каждая часть практикума заполняется только после изучения и повторения соответствующей темы и обязательного ознакомления с приведенными текстами (отдельно на диске), специальной литературой и электронными ресурсами (см. списки в конце практикума).

ЦЕЛЬЮ практикума является практическое закрепление общекультурных и профессиональных компетенций, приобретенных в результате изучения философии в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины и федеральным государственным образовательным стандартом.

ЗАДАЧАМИпрактикума являются:

· закрепление базовых знаний по предметной области философии (ее системе, содержании и взаимосвязи основных принципов, законов, понятий и категорий) на примере конкретных материалов по истории философии и ее основным разделам;

· наработка умений применять философские категории и понятия с четко определенным содержанием; устанавливать философский и логический смысл суждений; оценивать факты и явления с философской точки зрения и использовать принципы, законы и методы философии для решения конкретных задач;

· выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами и использования общефилософских, общенаучных и философско-прикладных методов;

· проверкавладений основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием философских знаний, способности и готовностикучастию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера на основе правильного и философски развитого мышления;

ЗАДАНИЯ

ЧАСТЬ 1

ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ И ПОЗНАНИЯ

1.1. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 1.1. и, самостоятельно размышляя, дайте развернутый аргументированный ответ на следующие вопросы (по каждому вопросу кратко обобщите варианты решения проблемы – и сформулируйте (обоснуйте) собственную позицию):

1.1.1.Каково место проблемы бытия в философии?

Одним из проблемных вопросов философии является, по мнению Л. Фейербаха, проблема отношения мыщления к бытию, отношения души к внешнему миру. Главным является вопрос о том, что первично — дух или природа, и создан ли мир Богом или существует от века. Так появилось два направления. Сторонники одного считали, что дух существовал прежде природы, они признавали сотворение мира. Они занимали идеалистическую позицию. Сторонники второго направления считали, что первична природа и потому они примыкали к материализму.

Не менее важным также был вопрос о тождестве мышления и бытия. По мнению Гегеля в действительном мире мы познаём именно его мыслительное содержание, именно то, благодаря чему мир оказывается постепенным осуществлением абсолютной идеи, которая от века существовала где-то независимо от мира и прежде него.

Таким образом, проблема бытия в философии заключается в соотношении духа и материи, зависимости между ними. Их первичности. На мой взгляд, решение проблемы невозможно, поскольку идея порождает материю, но и сам дух зависит от природы .

что есть бытие, реальность. Проблема заключается в том, что объективную реальность, которая действует во всех существующих вещах и явлениях, нельзя охватить своим мышлением ни во всем ее объеме, ни во всех способах ее проявления. Критерий реальности несводим к критерию чувственной достоверности.

Таким образом, нельзя полностью познать объективную реальность, поскольку сознание человека субъективно.

1.1.3.В чем суть противостояния материализма и идеализма? (Дайте краткие определения их основным разновидностям)

Сущность противостояния материализма и идеализма состоит в проблеме

противоположности духа и материи. По мнению материалистов, бытие есть материя. По мнению вторых, бытие зависит от сознания, которое способно влиять на бытие.

На мой взгляд, нужно учитывать взаимозависимость внутренних процессов, происходящих в сознании человека, с внешними обстоятельствами.

1.1.4.В чем заключается смысл идеалистического и материалистического понимания единства мира?

Идеалистическое понимание единства мира заключается в понимании реальности как

материи, находящейся в непрерывном историческом развитии. Говорится о зависимости человеческих стремлений и побуждений от воздействия внешнего мира, которое запечатлевается в голове человека и отражается в виде чувств, мыслей, побуждений.

Материалистическое понимание единства мира заключается в представлении о тождественности реальности, равенства единства и множества, их целостности, которая неможет быть разделима, связи между конечным и бесконечным, внутренним и внешним. Например, Шеллинг также говорит о единстве пространства и времени, о порождении всего физическими явлениями, элементы которых находятся во взаимосвязи друг с другом и составляют единое целое, порождающее все сущее.

Таким образом, нельзя быть полностью уверенным в истинности идеалистических или материалистических представлений, поскольку каждая из них имеет свою научную основу, которая позволяет принять то или иное положение относительно определения сущности бытия.

1.1.5.Какова связь материализма и идеализма с развитием естествознания?

С развитием естествознания и ростом промышленности сторонники идеализма стали склоняться к позициям материализма и отрицать противоположность духа и материи. Например, философия Гегеля стала иметь материалистичную основу понимания бытия. Соглашаясь с Гегелем, Фейербах заметил, что вещественный, чувственно воспринимаемый нами мир, к которому принадлежим мы сами, есть единственный действительный мир и что наше сознание и мышление, как бы ни казались они сверхчувственными, являются продуктом вещественного, телесного органа – мозга. По его мнению, материя не есть продукт духа, а дух есть лишь высший продукт материи.

По мнению Фейербаха материализм является основой здания человеческой сущности и человеческого знания. Материализм он определяет как общее мировоззрение, основанное на определённом понимании отношения материи и духа.

С развитием механики со стороны материализма человек стал восприниматься как машина. Философское мышление было антидиалектическим, поэтому мир не воспринимался как процесс, находящийся в непрерывном историческом развитии.

Таким образом, с развитием естествознания начались стираться границы между материализмом и идеализмом, притом, последний стал приобретать черты материализма, в соответствии с которым материя является основанием для всего сущего и способна определять сознание.

1.2. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 1.2. и, самостоятельно размышляя, дайте развернутый аргументированный ответ на следующие вопросы:

1.2.1.Какие гносеологические проблемы можно отнести к разряду всеобщих, вечных и фундаментальных?

По мнению Декарта, основные гносеологические проблемы состоят в определении истинного познания. В соответствии с этим, он выработал принципы познания. Первый принцип состоит в том, чтобы никогда не принимать за истинное ничего, что нельзя признать таковым с очевидностью, а именно, необходимо избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется ясным и отчетливым, что не подвергается сомнению.

Второй принцип заключается в разделении каждой рассматриваемой проблемы на несколько частей, требуемых для их разрешения.

Также необходимо упорядочивать собственные мысли, начиная с познания простых предметов и заканчивая более сложными.

Наконец, необходимо совершать обзоры с целью достижения уверенности в том, что ничего не потеряно.

Таким образом, гносеологические проблемы охватывают область познания и заключаются в том, чтобы отделить истинное от ложного, найти наиболее простой и правильный путь к познанию самой истины.

1.2.2.Кратко охарактеризуйте наиболее употребительные гносеологические категории:

Главными гносеологическими категориями можно назвать субъект — тот, кто познает; объект — это то, что лежит в области познания, сам предмет познания. Познание составляет взаимодействие субъекта и объекта.

Само познание бывает чувственным и рациональным. Первое делится на ощущение, восприятие и представление. Особенностью чувственного познания является отражение мира в наглядной форме, существование непосредственной связи субъекта и объекта, отражение в основном внешних сторон и связей, постижение внутренних зависимостей с помощью первоначального обобщения чувственных данных.

Рациональное познание основано на понятиях, суждениях и умозаключениях, поэтому оно имеет чисто научный характер и на его основе возможно построение научных теорий.

Такая категория как мышление представляет собой процесс оперирования наглядно-чувственными и понятийными образами.

В свою очередь, язык является знаковой системой, выполняющей функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности, а также служит средством коммуникации между людьми.

Также к категориям гносеологии можно отнести истинность, ложь, дезинформацию. Истина адекватна действительности, а ложь и дезинформация — это искаженные знания, не соответствующие действительности и вводящие в заблуждение.

Таким образом, гносеология основана на категориях, связанным с познанием, и включает в себя познающий субъект и объект. Средствами познания служат мышление и язык, а само знание может быть истинным или ложным.

1.2.3.В чем суть философской оппозиции рационализма и эмпиризма?

Эмпиризмом называют теоретико-познавательную позицию, в соответствии с которой в основе всех знаний лежит чувственный опыт. Первой формой эмпиризма выступает сенсуализм, включающий в себя чувственные данные, основанный на восприятий.

Целью эмпиризма является стремление доказать, что знание, которое кажется внеопытным, выступает на самом деле или сложным продуктом опыта, или представляет собой совокупность аналитических утверждений, которые эксплицируют какие-либо особенности языка, или же является бессмыслицей.

Сущность рационализма состоит в понимании его как мировоззренческой установки, в соответствии с которой истинной основой бытия, познания и поведения людей являются принципы разума. В античной философии основополагающей была идея божественного разума как смысла и первопричины мирового бытия, говорилось о сверхразумности божественной воли, ее непостижимости и неохватности человеческим разумом. Начиная с эпохи Возрождения допускалось участие эмпирической науки в богопознании, так как предметом естествознания являлось понимание мира как божественного творения, управляемого богом. Например, протестантизм отстаивал рационалистические поведенческие установки в качестве моральной санкции предпринимательства и производительного труда, правовых институтов, которые способны привести к развитию демократии.

В классической философии в основу рационализма лег научный метод. Главной проблемой стала проблема научного знания. В качестве его источника выдвигался либо опыт, либо математика как общий метод познания.

Основным требованием классического рационализма являлось достижение абсолютной и неизменной истины, которая обладает универсальной общезначимостью для человеческого ума.

Целью современного неорационализма является разделение рационального мышления и культуротворческой активности человека.

Таким образом, эмпиризм основан на познании путем опыта, а опорой рационализма являются точные науки. Тем не менее и рационализм и эмпиризм при познании должны дополнять друг друга, поэтому нельзя выделить преимущество одного только рационализма или эмпиризма.

1.2.4.Выделите главное в рационалистическом методе познания (на примере Р. Декарта):

Главным в рационалистическом методе познания, по мнению Декарта, выступает заимствование из геометрического анализа и алгебры метода, основанного на движении познания от простейшего к сложному, на расчленении и выделении пропорции в познаваемых предметах, нахождении между ними последовательности, выражении чисел.

Таким образом, Декарт основным рационалистическим методом познания считал математический или арифметический метод, основу которого составляют числа.

1.2.5.Выделите главное в теории познания эмпириков (на примере Дж. Локка):

По мнению Локка, все устроенное в природе способно воздействать на человеческие чувства и породить в душе некоторое восприятие, вызывающее в разуме идею.

Также необходимо, считает Локк, различать идеи, существующие в разуме и то, что лежит в природе. По его мнению, множество существующих в уме идей ощущения мало похожи на то, что находится вне нас.

Качеством предмета Локк называет то, в основе чего лежит способность вызывать идеи. Он делит их на первичные, которые неотделимы от материи, и вторичные, вызывающие ощущения и порождаемые первичными.

По мнению Локка, материя способна влиять на мозг, вызывая идеи, вторичные качества возникают посредством действия незаметных частиц на чувства человека. Поэтому, объем, форма, сцепление и движения частиц вызывают в человеке вкус, звук и т. д.

Вторичные качества способны изменяться под воздействием представления, а первичные нет.

Таким образом, в основе эмпиризма, по мнению Локка, лежат первичные (материальные) и вторичные (чувственные) качества. Первые порождают вторые, а поэтому познание возможно только опытным путем.

1.3.1.Нужна ли современной науке дуалистическая концепция сознания?

Современная наука должна обращаться к дуалистической концепции познания, поскольку

постулаты дуализма направлены на преодоление проблемы, которая возникает при объяснении связи сознания с организмом, мозгом, деятельностью человека и с материальными процессами.

В современной науке дуализм делят на субстанциональный дуализм, опирающийся на понятия интенциональности, смысла, ценности, цели, и на концептуальный дуализм, в основе которого лежат понятия массы, энергии и пространственных отношений. Тем не менее, научные задачи требуют применения двух типов дуализма в рамках единой концептуальной структуры, но при этом возникает эпистемологическая проблема объяснения связи ментального и телесного, сознания и мозга. Поэтому, это в современной аналитической философии является одним из главных предметов обсуждения. Теоретические вопросы, затрагивающие преодоление дуализма и редукционизма, актуальны при разработках проблемы сознания.

1.3.2.Можно ли утверждать, что в современной философии победила материалистическая или идеалистическая концепция сознания?

На мой взгляд, на каждом этапе развития философии преобладало или материалистическое, или идеалистическое направление. В современной науке эти два направления являются взаимодополняющими. При познании используют как методы материализма, так и идеализма. Поэтому, нельзя быть полностью уверенным, что победила какая-то одна из концепции, поскольку в зависимости от проблемы, одна из концепции может являться основополагающей или они в равной степени могут быть применены.

1.4. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 1.4. и дайте развернутый аргументированный ответ на следующие вопросы:

1.4.1.Являются ли понятия застывшими мыслительными конструкциями или они меняются вместе с развитием общества, познания и общественной практики?

Сами понятия представляют собой отображение сущности предмета в человеческом мышлении, при которых предмет трактоваться или как объект, или как группа объектов, отношения между ними, или как связи свойств, которые абстрагированны от объектов.

Понятие возникает, функционирует и развивается в деятельности человеческого субъекта, следовательно оно основано на предметных, коммуникативных и рефлексивных аспектах деятельности. Поэтому понятие выступает не только как способ бытия предмета, но в качестве выражение в языке, в формах взаимодействия и самоотчета человеческих индивидов. Развитие понятий связано не только с изменением предметов в мышлении, но и с изменением социальных форм, позиций и установок поведения людей.

Таким образом, понятие как развивающийся в деятельности человека предмет способно изменяться с развитием общества, познания и общественной практики.

1.4.2.Является ли позиция агностицизма только ошибочной или она все же способствовала развитию теории познания?

В соответствии с агностицизмом познание мира невозможно. Тем не менее, агностицизм в немалой степени повлиял на развитие теории познания, поскольку это способствовало разоблачению и отбрасыванию иллюзий и заблуждений, что привело к прогрессу познания. Также агностицизм повлиял на разрушение идеи о том, что мир такой, каким мы его представляем. Ведь на самом деле мир объективен, а сознание человека субъективно, поэтому абсолютное познание бытия представляется сложным.

Читайте также: