Твардовский после войны кратко

Обновлено: 25.06.2024

Война часто становилась основной темой послевоенного творчества Твардовского. В 1946 году он создал стихотворение-реквием, посвященное павшим, “Я убит подо Ржевом…”, Стихотворение написано двухстопным анапестом – популярным в классической поэзии размером, сохраняющим народно-песенные ассоциации. Но Твардовский расширяет тематику произведений, написанных этим размером, делает ее серьезнее, а также значительно обогащает форму тем, что чередует мужские и женские окончания (в классическом стихе использовались сплошные мужские):

/> …Задачи
Той не выиграл враг!
Нет же, нет! А иначе
Даже мертвому – как?
И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она – спасена.
Наши очи померкли,
Пламень сердца погас.
На земле на поверке
Выкликают не нас,

Нам свои боевых
Не носить ордена.
Вам – все это, живые.
Нам – отрада одна:

Что недаром боролись
Мы за родину-мать.
Пусть не слышен наш голос, –
Вы должны его знать.
Впоследствии поэт вспоминал, что в основе стихотворения “была уже не близкая память поездки под Ржев осенью 1942 года на участок фронта, где сражалась

дивизия полковника Кириллова. Впечатления этой поездки были за всю войну одними из самых удручающих и горьких до физической боли в сердце. Бои шли тяжелые, потери были очень большие…”.

В этом стихотворении смерть преодолевается человеческой памятью.
Поэт создавал стихотворения о дне сегодняшнем, который теперь навсегда неразрывно связан с прошлым: “Жестокая память”, “Я знаю: никакой моей вины…” и др.
Росу обивать молодую
На стежке, заметной едва.
Куда ни взгляну, ни пойду я –
Жестокая память жива.
И памятью той, вероятно,
Душа моя будет больна,
Покамест бедой невозвратной
Не станет для мира война.
Жестокая память, 1951
В 1950-е годы Твардовский создал поэму “За далью – даль” (1950-1960), удостоенную в 1961 году Ленинской премии. Однако он, по-видимому, был недоволен своим произведением. В рабочих тетрадях 5 июня 1960 года поэт сделал запись: “Впервые, может быть, тронул в упор то, что выходит за пределы только литературы. Но, может быть, все же чего-то недотянул, и дотянул бы, так и не вышел бы в свет, не тронул бы и того, что так или иначе тронул”.

В ней в форме лирического дневника повествуется о сложном историческом пути родины и народа, о внутреннем мире человека XX века.
О Твардовском говорить трудно. Это поэт, который близок не ранней юности, которая хочет “…безумно жить: / Все сущее – увековечить, / Безличное – вочеловечить, / Несбывшееся – воплотить!” (А. Блок), а юности, которая уже задумывается о том, что же она будет делать в жизни на самом деле.

Иначе – не понять, как может слава быть “тленом”, власть – “мелочной страстью”. Только тогда строки стихотворения “О сущем” (1957-1958) воспринимаются как жизненное откровение, когда человек готов это откровение выслушать:
Мне славы тлен – без интереса
И власти мелочная страсть.
Но мне от утреннего леса
Нужна моя на свете часть;
От уходящей в детство стежки
В бору пахучей конопли;
От той березовой сережки,
Что майский дождь прибьет в пыли…
Истинной ценностью для поэта является все сущее. Природа – часть мира, часть человека, в какой-то мере его участь. Природа связана со временем более непосредственно, чем оторвавшийся от нее человек (уходящая “в детство стежка”). Проникая в существо жизни, сочувствуя и соучаствуя в жизни всему, каждый становится единственным и неповторимым, и тогда он может это объяснить и передать свое понимание:
…И от беды и от победы –
Любой людской – нужна мне часть,
Чтоб видеть все и все изведать,
Всему не издали учась…
И не таю еще признанья:
Мне нужно, дорого до слез
В итоге – твердое сознанье,
Что честно я тянул мой воз.
Последние строки стихотворения, наверное, объяснить труднее всего, потому что кажется, что в таком отношении к жизни есть что-то приземленное. Но понять отношение поэта к своей судьбе, а значит, и к своему творчеству можно, если смотреть на мир с “открытым забралом”. Если понимать удачно сложившуюся судьбу, “везение” в жизни именно как “везение”, когда не кто-то “везет” за нас жизненный груз (тогда мы говорим “повезло”), а когда мы сами творим свою судьбу – т. е. важнее всего “самостояние” (самостоятельность) человека и его труд – в любом его проявлении, как в стихотворении “Вся суть в одном-единственном завете…” (1958):
Вся суть в одном-единственном завете:
То, что скажу, до времени тая,
Я это знаю лучше всех на свете –
Живых и мертвых, – знаю только я.
Сказать то слово никому другому
Я никогда бы ни за что не мог
Передоверить. Даже Льву Толстому –
Нельзя. Не скажет – пусть себе он бог.
А я лишь смертный. За свое в ответе,
Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.
Особую интонацию стихотворению придают синтаксические переносы во второй и третьей строфах, которые подчеркивают убежденность поэта в уникальности сказанного им слова (“О том, что знаю лучше всех на свете…”) и в праве самостоятельно сказать это слово (“…никогда бы ни за что не мог / Передоверить…”). Твардовскому удалось очень цельно прожить свою жизнь. Он это понимал и был благодарен судьбе:
Нет, жизнь меня не обделила,
Добром своим не обошла.
Всего с лихвой дано мне было
В дорогу – света и тепла.

Чтоб жил и был всегда с народом,
Чтоб ведал все, что станет с ним,
Не обошла тридцатым годом.

И сорок первым,
И иным…
“Нет, жизнь меня не обделила…”, 1955
В лирике Твардовского 1960-х годов со всей полнотой раскрылись особенности реалистического стиля, который сам поэт ценил за то, что он дает “во всей властной внушительности достоверные картины живой жизни”. Твардовский создал образы героев-современников, участвовавших в исторических событиях. Между тем излюбленный прием создания образности поэта – метонимия – позволял ему создавать тяготеющие к символу литературные типы и придавать лирическому высказыванию философский характер.
Многое в поэзии Твардовского напоминает о том, что всегда должно оставаться современным: память, благодарность, совесть. Он мучительно и в конце жизни переживал трагедию войны:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, –
Речь не о том, но все же, все же, все же…
“Я знаю, никакой моей вины…”, 1966
Твардовский предугадал, почувствовал приближение времени, когда историю России будут стирать из народной памяти, свысока определяя, что подлежит сохранению, а что нет. И поэт сказал об этой эйфории ниспровержения очень точно в стихотворении “Дробится рваный цоколь монумента…” (1963):
Дробится рваный цоколь монумента,
Взвывает сталь отбойных молотков.
Крутой раствор особого цемента
Рассчитан был на тысячи веков.
Пришло так быстро время пересчета,
И так нагляден нынешний урок:
Чрезмерная о вечности забота –
Она, по справедливости, не впрок.

Но как сцепились намертво каменья,
Разъять их силой – выдать семь потов.
Чрезмерная забота о забвенье
Немалых тоже требует трудов.
Все, что на свете сделано руками,
Рукам под силу обратить на слом.
Но дело в том,
Что сам собою камень, –
Он не бывает ни добром, ни злом.
Спорить с таким взглядом можно до хрипоты, но чтобы опровергнуть его, нужно сначала построить что-то равновеликое – поэзии Твардовского или этому безымянному монументу.
В эти же годы поэт пишет сатирико-публицистическую поэму-сказку “Теркин на том свете” (1954-1963), в которой с сатирическим пафосом изображает “косность, бюрократизм, формализм” административно-командной системы, сложившейся еще в годы правления И. Сталина. Первый вариант поэмы “Теркин на том свете” был завершен сразу после смерти Сталина. По словам К. Чуковского, с этим вариантом был знаком К. Федин, которому поэма – “прелестная, едкая” – понравилась. Твардовский хотел опубликовать ее в “Новом мире”, но секретарь ЦК КПСС назвал ее “пасквилем на советскую действительность”.

Твардовский подготовил новую редакцию поэмы и напрямую обратился за поддержкой к Н. С. Хрущеву. Руководителю страны поэма понравилась, ее начали публиковать в газете “Известия”. Но после отстранения Хрущева от руководства публикация поэмы была прекращена.
В эти годы Твардовский писал лирические произведения разных жанров: миниатюры, портреты, лирические поэмы, философские и публицистические стихотворения. В них выражены размышления о природе, родине, истории, жизни и смерти, поэтическом слове. Они составили книгу “Из лирики этих лет” (1967).
Все чаще поэт обращается к форме цикла. Одной из вершин его творчества стал цикл “Памяти матери”, в котором образ матери поэта превращается в символ всех матерей. В этот цикл вошли различные по жанровой природе произведения: от лирического рассказа до песни. Сын посвящает матери проникновенные эпические строки:

Прощаемся мы с матерями
Задолго до крайнего срока –
Еще в нашей юности ранней,
Еще у родного порога…
“Прощаемся мы с матерями…”, 1965
В поэзии Твардовского переживаются все события современности. Он предвидел гибель села задолго до того, как это стало общим местом в публицистике. Он слишком прямо писал в стихах о псевдонаучном подходе в сельском хозяйстве, который станет одной из причин разорения села (“А ты самих послушай хлеборобов…”, 1965).

Ну, какое, казалось бы, дело поэту! Он понимает природу, закованную в бетон гидроэлектростанций, не дающую спать людям: “…Вода бессонная, живая, / Не успокоится на том” (“Как глубоко ни вбиты сваи…”). Эти строки принадлежат человеку, который принимает все происходящее в стране как личное счастье или несчастье. Твардовский в своем неравнодушии не одинок.

Еще громче прозвучат в эти годы похожие мысли-предостережения в прозе писателей-“деревенщиков” – В. Белова, В. Распутина и многих других.
О чем бы ни писал А. Твардовский после войны: о строительстве новой жизни, об освоении Сибири, о космосе, – в его произведениях неизменно звучит мотив памяти. Такие жанровые образования, как рассказ в стихах, портрет, баллада, песня, постепенно синтезируются в жанр стихотворения-размышления, позволяющий воплотить в потоке лирического сознания поток самой жизни. Осознание жизни как процесса, в котором человек – невосполнимая клеточка человеческого сообщества, позволяет поэту постичь взаимосвязь всех жизненно важных явлений.

Память сближает героев войны и героев современности. В стихотворении 1961 года “Космонавту” Твардовский обращается к первому космонавту Земли Юрию Алексеевичу Гагарину и подчеркивает преемственность – от военных летчиков к первому космонавту, – при забвении которой подвиги мирные были бы невозможны:
Так сохранилась ясной и нетленной,
Так отразилась в доблести твоей
И доблесть тех, чей день погас бесценный
Во имя наших и грядущих дней.

Переживание времени влечет за собой раздумья о жизни и смерти. Эпическим пафосом приятия непременной цикличности жизни пронизана пейзажная лирика. Аллегорические образы природы наполняют философским смыслом темы смены поколений как непреложного закона бытия в стихотворениях “Как только снег начнут буравить…”, “Как после мартовских метелей…”, “Признание”.

Лирический герой осознает кратковременность жизни и ценность каждого поколения в вечной, непрерывно развивающейся жизни (“Посаженные дедом деревца…”). В неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего утверждается непрерывный поток жизни.
Не случайно свою последнюю поэму, задуманную поначалу как глава к поэме “За далью – даль”, А. Т. Твардовский назвал “По праву памяти” (1966-1969). Это лирико-философское размышление о драматической судьбе семьи поэта – отца, матери и братьев, – раскулаченной и высланной из родного села. Вместе с тем в ней выражена народная точка зрения на трагические события прошлого.

Поэма была запрещена цензурой, в России ее опубликовали лишь в 1987 году. В комментариях к поэме исследователь А. Турков писал: “При публикации поэмы в “Новом мире” М. И. Твардовская указывала, что “годы работы… которыми она помечена (1966-1969), не совсем точны” и что автор, по-видимому, забыл о существовании самых первых строк, в декабре 1963 года занесенных на страницу рабочей тетради и предваряемых словами: “14.ХII.1963. Сегодня… кажется, впервые за долгий срок почувствовал приближение поэтической темы, того, что не сказано и что мне, а значит и не только мне, нужно обязательно высказать.

Это живая, необходимая мысль моей жизни (и куда как не только моей!).
Сын за отца не отвечает –
Сказал он, высший судия…””.
То есть поэтический замысел возник в то время, когда последствия культа личности Сталина уже не воспринимались так остро, как в начале “оттепели”. Но для поэта-гражданина эта тема срока давности не имела.
Вот что писал филолог В. Я. Лакшин: “В… поэме “По праву памяти” он в полный голос сказал о трагедии раскулачивания, о сталинской расправе со своими же военнопленными, об изгнании из родных мест целых народов. Но он нашел в себе мужество, не бия себя в грудь и не юродствуя, искупить свою невольную вину перед близкими, расстаться с иллюзиями своего поколения.
В те дни, когда писались эти строки, проклинавшие культ личности Сталина, Твардовского уже душил другой культ – безличности, той бесформенной куклы, в какую превратился Брежнев, не тиран и не деспот, а просто исполнительный чиновник, верховное выражение аппаратного принципа власти”.
Долгие годы Твардовский занимал руководящие посты в литературных организациях страны. Он был членом правления Союза писателей (с 1950 года), а в 1950-1954 и 1959-1971 годах – секретарем Союза.

Александр Твардовский

Биография Твардовского знает взлеты — от сына простого кузнеца до главного редактора одного из старейших литературных журналов СССР. Знает и падения — от всеми любимого поэта до опального при Брежневе писателя. Но народную любовь и признание не отнимешь: произведения Твардовского воодушевляли и ободряли красноармейцев в перерывах между боями.

Александр Твардовский: биография, факты из жизни

Краткая биография Твардовского

Александр Трифонович Твардовский родился 21 июля 1910 года на хуторе Загорье (сейчас — Смоленская область) в семье кузнеца Трифона Гордеевича. Мать Александра Трифоновича — Мария Митрофановна из рода Плескачевских — военизированных землевладельцев, несших службу в пограничье.

Будущего литератора с детства приучал к чтению и литературе его отец — Трифон Твардовский. Биография Александра как поэта начинается в детском возрасте. Литературоведы утверждают, что первое стихотворение Александр не мог сам записать, так как еще не посещал школы и не владел грамотой.

С 14 лет он всерьез взялся за поэзию. Комсомолец Твардовский отправляет свои поэтические наброски в газеты и журналы. В конце концов Александр добивается того, что его публикуют.

Будущий поэт поступает в Смоленский пединститут в 1932-м, а после переезда в Москву — в Московский институт философии, литературы и истории, который оканчивает в 1939-м.

В 1939–1940 гг. работает военным корреспондентом, освещая ход событий Западного похода в Белоруссии и Зимней войны. В это время вступает в ряды ВКП (б).

Подполковник Твардовский

Твардовский: YouTube/Краткая биография

Эти испытания негативно сказались на здоровье поэта — его разбил инсульт, а позже у него выявили онкологию. Все это ускорило уход писателя.

Дата смерти автора знаменитой военной поэмы — 18 декабря 1971 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. У писателя была супруга Мария, в браке с ней рождены двое детей — Валентина и Ольга.

Марка с Твардовским

Марка, посвященная А. Т. Твардовскому: Wikipedia

Александр Твардовский: интересные факты из жизни

Дед Твардовского служил артиллеристом в царской Польше, где и получил прозвище пан Твардовский. Жизнь и творчество Александра Твардовского могли сложиться иначе, если бы он ощущал, что происходит из крестьянской семьи, а не из более знатного сословия.

В 1931 году семья Твардовских подверглась репрессиям — раскулачена и сослана за Урал. Отца, мать, сестер и братьев поэта реабилитировали только в 1996-м. Несмотря на это, сам Твардовский поддерживал идею коллективизации и даже красочно описывал ее в своих поэмах.

Александр Твардовский удостаивался Сталинской премии за поэмы:

Александр Твардовский: книги, творчество писателя

За более чем 40 лет творчества писатель создал большое количество текстов. Некоторые произведения Твардовского удостоились почетных наград:

Твардовский: поэмы и стихи

Это стихотворение вошло в учебники литературы, а первые четыре строки были увековечены на стеле Памяти в Ржеве:

Я убит подо Ржевом,

В безымянном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете.

Произведения Твардовского публиковались преимущественно в сборниках. Однако ряд поэм литератора были опубликованы отдельными книгами:

Памятник Твардовскому и Теркину

Памятник А. Твардовскому и его персонажу В. Теркину: Wikipedia

Первоначально образ Васи Теркина задумывался как сатирический, как образ советского бойца в Советско-финской войне. Однако грянула Великая Отечественная война, и образ Васи перерос в образ Василия Ивановича Теркина — рядового солдата, веселого и компанейского в моменты отдыха, но опытного и находчивого в бою.

На фронте и в тылу стихотворное произведение завоевало сердца читателей. Поэма была написана так, чтобы по звучанию и ритму быть похожей на народные частушки. Простой и яркий слог пришелся по душе солдатам, став неотъемлемой частью фронтовой культуры Красной Армии.

В поэме прямо не указываются события войны, но они вырисовываются или узнаются из общего контекста:

  1. Неудачи Красной Армии 1941 года.
  2. Сталинградская битва.
  3. Форсирование Днепра.
  4. Бои за Восточную Пруссию.

Биография Твардовского полна горечи военных годов, опалы и предательства вчерашних коллег. Однако писателю удалось сохранить твердость характера и не отступить от своих жизненных принципов и идеалов.


Александр Трифонович Твардовский. Родился 8 (21) июня 1910 года на хуторе Загорье (ныне Смоленская область) - умер 18 декабря 1971 года в посёлке Красная Пахра Московской области. Русский советский писатель, поэт, журналист.

Александр Твардовский родился 8 (21 по новому стилю) июня 1910 год на хуторе Загорье рядом с деревней Сельцо. Ныне это Смоленская область России.

Отец - Трифон Гордеевич Твардовский (1880-1957), кузнец.

Младший брат - Иван Трифонович Твардовский (1914-2003), русский писатель и литератор, краснодеревщик, резчик по дереву и кости, диссидент.

Как вспоминал Александр Трифонович, его отец любил читать, к чему приучил и его. В их крестьянском доме по вечерам читали вслух Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова, Толстого, Никитина, Ершова и других классиков русской литературы.

С ранних лет начал сочинять стихи - еще даже когда не умел читать и писать.

Александр Твардовский в молодости

Александр Твардовский в молодости

Учился в Смоленске в педагогическом институте, который бросил на 3-м курсе. Осенью 1936 года стал учиться в Московском институте истории, философии и литературы, оконичл в 1939 году.

В 1939 году Твардовский был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Белоруссии. Во время начала войны с Финляндией Твардовский получил офицерское звание, и служил в должности специального корреспондента военной газеты.

Авторство создания этого героя не принадлежало одному Твардовскому.

Александр Твардовский 2

В дни смерти и похорон Сталина Твардовский написал следующие строки:

В этот час величайшей печали
Я тех слов не найду,
Чтоб они до конца выражали
Всенародную нашу беду.

В 2015 году в Русском Туреке в честь посещения Твардовским села открыта мемориальная доска.

Александр Твардовский. Три жизни поэта

Рост Александра Твардовского: 177 сантиметров.

Личная жизнь Александра Твардовского:

В браке родились две дочери: Валентина (1931 г.р.), в 1954 году окончила МГУ, стала доктором исторических наук; Ольга (1941 г.р.), в 1963 году окончила Художественный институт имени В.И. Сурикова, стала художником театра и кино.

Также у них в 1937-м родился сын Александр, но он летоом 1938 года заболел дифтеритом и умер.

Мария Илларионовна - жена Александра Твардовского

Мария Илларионовна жена Александра Твардовского

Александр Твардовский с дочерьми

Александр Твардовский с дочерьми

Библиография Александра Твардовского:

Экранизации произведений Александра Твардовского:

1973 - Василий Теркин (художественный фильм в жанре литературно-сценической композиции)
1979 - Василий Теркин (фильм-концерт)
2003 - Василий Теркин (анимационно-документальный фильм)

"Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу", - говорил Твардовский.


Здесь
можно ознакомиться
с инструкцией о порядке пользования системой "Электронный дневник"

Ставропольского президентского кадетского училища!

В соответствии с решением оперативного штаба под руководством первого заместителя Министра обороны Российской Федерации по предупреждению завоза и распространения в Вооруженных Силах РФ новой короновирусной инфекции от 03 марта 2022 г. приняты следующие решения:

1. С 3 марта 2022 года, полагать утратившими силу указания первого заместителя Министра обороны от 27.02.2022 г., постановление Главного государственного санитарного врача Минобороны России от 11.10.2021 г.

2. Разрешить проведение массовых мероприятий со 100% заполнением залов, при условии наличия у участников одного из перечисленных документов.

3. Продолжить мониторинг эпидемиологической ситуации в регионах, соединениях, воинских частях и организациях.



Накануне празднования Международного женского дня в Ставропольском ПКУ состоялось торжественное мероприятие, на котором чествовали всех представительниц прекрасной половины человечества, работающих в училище. Весеннее настроение начиналось при входе в концертный зал, где всех встречала выставка поделок кадет младших классов: прекрасные самодельные букеты цветов и открытки. Открыл торжество начальник СПКУ Вячеслав Валерьевич Преснухин.



Читайте также: