Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности кратко

Обновлено: 04.07.2024

Советско-американский договор 08.12.1987 г., ликвидировавший этот класс ракетно-ядерных вооружений. Договор стал наиболее весомым достижением внешней политики М. Горбачева. После дискуссий о возможности полного ракетно-ядерного разоружения на советско-американской встрече в Женеве 1985 г. и советско-американской встрече в Рейкьявике в 1986 г. стороны остановились на более скромном, но конкретном достижении, которое могло существенно снизить риск ракетно-ядерной войны.

В течение 3-х лет было уничтожено Советским Союзом – 826 и 926 и Соединенными Штатами – 689 и 170 РСД и РМД соответственно. Были также ликвидированы пусковые установки к этим ракетам, вспомогательные сооружения и оборудование.

В итоге СССР ликвидировал носителей ракет в пропорции 2:1, а ядерных боеголовок на них в пропорции 4:1 больше, чем США.

Источники:

Ахромеев С., Корниенко Г. Глазами маршала и дипломата. М., 1992; Горбачев М.С. Жизнь и реформы. М., 1996; Рейган Р. Жизнь по-американски. М., 1992

Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев и Президент США Рональд Рейган во время подписания Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, 1987 год Юрий Лизунов, Александр Чумичев/ТАСС

ТАСС-ДОСЬЕ. 2 августа 2019 года прекращает действие Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), заключенный между СССР и США 7 декабря 1987 года. О намерении выйти из этого документа США официально объявили полгода назад.

История подписания

Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) был подписан генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым и президентом США Рональдом Рейганом 8 декабря 1987 года в ходе советско-американской встречи на высшем уровне в Вашингтоне. Подписанию предшествовала серия переговоров. Камнем преткновения было советское предложение о ликвидации ракет средней дальности (РСД), развернутых США и СССР в Западной и Восточной Европе на рубеже 1970-1980-х годов, и масштабном сокращении стратегических ядерных сил в увязке с отказом США от провозглашенной в 1983 году космической противоракетной программы СОИ ("Стратегическая оборонная инициатива"). Советское руководство отказалось от обсуждения "ракетных" вопросов исключительно вместе с СОИ только после встречи Горбачева и Рейгана в октябре 1986 года в Рейкьявике (Исландия). К весне 1987 года ракеты средней дальности были выделены в отдельный переговорный блок, а к осени была достигнута договоренность о формуле "глобального нуля", согласно которой ракеты средней, а также меньшей дальности (РМД) не просто выводились за пределы Европы (применительно к СССР за пределы европейской части страны), как это обсуждалось в Рейкьявике, но подлежали полному уничтожению.

Договор вступил в силу 1 июня 1988 года после обмена ратификационными грамотами во время визита Рональда Рейгана в Москву (29 мая - 2 июня). В 1992 году в связи с распадом СССР документ приобрел многосторонний характер - его участниками, помимо США и России, стали Белоруссия, Казахстан и Украина.

Основные положения

ДРСМД стал первым в истории документом о ликвидации целого класса вооружений. Его участники обязались уничтожить все баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (от 1000 до 5500 км) и малой (от 500 до 1000 км) дальности. Срок ликвидации РМД - 1,5 года, РСД - три года.

Кроме того, стороны договорились не производить и не испытывать новые РСМД (при этом договор не запрещает проведение исследовательских работ, которые не ведут к производству и проведению летных испытаний запрещенных систем). В целях контроля за соблюдением положений договора каждой стороне было предоставлено право проведения инспекций. Крылатые ракеты морского и воздушного базирования, попадающие в диапазон дальности от 500 до 5500 км, остались за рамками этого документа.

Выполнение

СССР уничтожил баллистические ракеты комплексов "Темп- С" (на вооружении с 1975 года) и "Ока" (на вооружении с 1983 года, формально под договор не подпадал, так как его дальность составляла 400 км), а также "Пионер" (1976), устаревшие Р-12 (1958) и Р-14 (1961) и новейшие крылатые ракеты РК-55 "Рельеф" (на вооружении с 1986 года). США ликвидировали баллистические ракеты MGM-31A Pershing IA (1969), MGM-31C Pershing-2 (1983) и крылатые BGM-109G Gryphon (наземная модификация ракеты Tomahawk, 1983). Согласно договору были уничтожены также пусковые установки, стартовые сооружения, вспомогательное оборудование и другая техника на 117 советских объектах на территории СССР, ГДР и Чехословакии и на 32 американских объектах в США, Великобритании, ФРГ, Бельгии и Нидерландах. К июню 1991 года Договор был выполнен полностью. СССР вывел из эксплуатации в два раза больше ракет, чем США (1846 и 846), почти в три раза больше пусковых установок (825 и 289) и почти в семь раз больше ракетных баз (69 и 9). 31 мая 2001 года стороны закончили инспекционную деятельность.

Специальная контрольная комиссия (верификационная комиссия)

Вопросы выполнения обязательств, согласования мер повышения жизнеспособности и эффективности Договора рассматривались на заседаниях Специальной контрольной комиссии (СКК). К октябрю 2003 года в Женеве состоялось 29 заседаний. Затем, в течение 13 лет, комиссия не созывалась (лишь в сентября 2014 года в Москве проводились закрытые консультации по вопросу выполнения договора). 30-е заседание состоялось в ноябре 2016 года, 31-е - в декабре 2017 года. Участники подтвердили необходимость укрепления договора.

Обвинения в нарушении

В 2014 году США обвинили Россию в разработке ракеты, имеющей радиус действия от 500 до 5500 км. Речь идет о ракете "Новатор 9М729" (по классификации НАТО SSC-8, испытана в 2016 году) Однако, по мнению российской стороны, эта ракета полностью отвечает требованиям Договора, заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков заявил, что США ищут предлог для слома ДРСМД.

Россия выдвинула США встречные претензии, относящиеся к выполнению ДРСМД. По словам министра иностранных дел Сергея Лаврова, США сами "достаточно вольно трактуют существо договорных обязательств там, где это препятствует созданию важных для них вооружений". В частности, это касается использования при испытаниях средств ПРО ракет-мишеней (Нera, LRALT и MRT), сходных по характеристикам с ракетами средней и меньшей дальности (США квалифицируют их как разрешенные Договором ракеты касса "земля-воздух", российские специалисты считают, что под видом этих пусков проходит отработка технологий производства и применения ракет запрещенной дальности). Вызывает вопросы и размещение Соединенными Штатами в Румынии и Польше (в рамках поэтапного адаптивного подхода к развертыванию глобальной ПРО) наземных пусковых установок Мк-41, которые могут использоваться для запуска как противоракет, так и РСД. Нарушением Договора РСМД российская сторона считает и осуществляемое Соединенными Штатами на протяжении долгих лет производство и применение ударных беспилотных летательных аппаратов с радиусом действия свыше 500 км, которые по своим техническим характеристикам подпадают под содержащееся в Договоре определение крылатых ракет наземного базирования. Кроме того, по данным России, в 2012-2013 годы США провели испытания крылатой ракеты AGM-158B, дальность полета которой составляет 1 тыс. км.

В 2018 году Конгресс США согласовал выделение $58 млн на "разработку оборонных систем для противодействия ракетам наземного базирования дальностью от 500 до 5500 км". Соответствующее решение прописано в законе об оборонном бюджете. Кроме того, в этом документе указывается, что "в свете нарушения Российской Федерацией" Договора о РСМД Соединенные Штаты "имеют право" приостановить его выполнение в целом или же отказаться от применения ряда статей.

В октябре 2017 года в ходе выступления на заседании Валдайского клуба Владимир Путин заявил, что "если у американских партнеров есть желание выйти из договора, то наш ответ будет мгновенным и зеркальным".

Заявления США о выходе из договора и усилия России по его сохранению

20 октября 2018 года президент Дональд Трамп заявил, что США выйдут из ДРСМД, так как Россия, по его мнению, нарушает данное соглашение. 4 декабря 2018 года госсекретарь США Майк Помпео на встрече министров обороны НАТО, подтвердил, что США выйдут из Договора, если Россия в течение 60 дней (до 2 февраля) не вернется к его выполнению.

На следующий день президент РФ Владимир Путин, отвечая на вопросы журналистов, подчеркнул, что американская сторона не предоставила никаких доказательств приписываемого Москве нарушения ДРСМД. Россия выступает против разрушения Договора, но будет вынуждена соответствующим образом реагировать, если США из него выйдут. 21 декабря 2018 года Россия внесла в ООН подготовленный в соавторстве с десятью странами проект резолюции в поддержку сохранения Договора, однако Генассамблея не поддержала его (за проголосовали 43 страны, против 46, воздержалась 78).

15 января 2018 года Россия и США провели в Женеве межведомственные консультации о судьбе Договора. Сблизить позиции не удалось. Российская сторона подготовила предложения и предоставила американским экспертам возможность ознакомиться с конкретными параметрами ракеты 9М729. Однако, по мнению главы МИД Сергея Лаврова, американские коллеги прибыли на переговоры с заготовленной программой, дав понять, что выход из соглашения уже предрешен. Не удалось урегулировать конфликт и в ходе переговоров, состоявшихся в 31 января 2019 года в Пекине с участием замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков и заместителя госсекретаря США Андреа Томпсон.

Приостановка действия ДРСМД Россией

1 февраля 2019 года президент США Дональд Трамп и госсекретарь Майкл Помпео объявили, что Вашингтон приостанавливает выполнение своих обязательств в рамках ДРСМД 2 февраля, а через полгода (2 августа) перестанет быть его участником, если со стороны России не будут предприняты действия по возвращению к выполнению его положений (нота передана в посольство РФ 2 февраля).

2 февраля о приостановке участия в договоре объявил президент России Владимир Путин. При этом он поручил более не инициировать переговоры с Вашингтоном по этой проблематике. Нота МИД РФ была передана в посольство США 4 февраля.

4 марта 2019 года Владимир Путин подписал указ о приостановлении Россией выполнения этого документа. 7 марта МИД РФ направил участникам Договора - США, Белоруссии, Казахстану и Украине - официальное уведомление о приостановлении выполнения этого документа. 30 мая 2019 года президент России Владимир Путин внес на рассмотрение Госдумы проект закона о приостановлении действия Договора. 18 июня он был одобрен Госдумой, 26 июня - Советом Федерации.

3 июля 2019 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о приостановлении Россией действия Договора. В законе уточняется, что решение о возобновлении Россией действия Договора будет приниматься главой государства. Закон вступил в силу в тот же день.

Вопрос о целесообразности договора

В настоящее время пять стран (Китай, Индия, Пакистан, Израиль, КНДР) обладают баллистическими ракетами средней дальности наземного базирования в ядерном оснащении, еще ряд государств имеет ракеты этого класса в обычном снаряжении. На 62-й сессии ГА ООН в октябре 2007 года Россия и США выступили с инициативой придать ДРСМД глобальный характер, но она не получила поддержки. Многие российские эксперты считают, что реалии современного мира и интересы безопасности РФ могут потребовать возрождения группировки наземных ракет средней дальности. Другие называют договор соответствующим национальным интересам России, так как в случае прекращения его действия США получат возможность размещать РСД уже не в Западной Европе, как это было в 1983 году, а в восточноевропейских странах.

История, суть и важность договора — в материале “Ъ”

США вышли из договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), обвинив Россию в несоблюдении соглашения.


Как договаривались

8 декабря 1987 года генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев и президент США Рональд Рейган подписали в Вашингтоне договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Соглашение вступило в силу 1 июня 1988 года.

О чем договорились

Стороны обязались за три года уничтожить все комплексы баллистических и крылатых ракет наземного базирования средней (1–5,5 тыс. км) и меньшей (0,5–1 тыс. км) дальности, а также не иметь, не производить и не испытывать таких ракет в будущем. Для контроля стороны могли проводить инспекции в течение 13 лет после его вступления в силу.

Как исполняли

США ликвидировали баллистические ракеты Pershing-IA (дальностью 740 км), Pershing-II (1,77 тыс. км) и крылатые BGM-109G (наземная модификация ракеты Tomahawk до 2,5 тыс. км). Согласно договору были уничтожены также пусковые установки, стартовые сооружения, вспомогательное оборудование и другая техника.

СССР вывел из эксплуатации в два раза больше ракет, чем США (1836 и 859 соответственно) , почти в три раза больше пусковых установок (851 против 283), уничтоженные советские ракеты могли нести почти в четыре раза больше ядерных боевых блоков (3154 против 846).

Когда начались проблемы

В июле 2014 года Барак Обама в письме Владимиру Путину впервые на уровне глав государств обвинил Россию в испытаниях крылатых ракет средней дальности, нарушающих договор. В свою очередь, у России так же нашлись претензии к США относительно соблюдения ими некоторых пунктов договора (см. ниже). Проведенные после этого консультации в рамках Специальной контрольной комиссии по Договору и переговоры на различных дипломатических уровнях не смогли снять озабоченностей сторон.

В чем стороны обвиняют друг друга

Россия выдвигает три встречных претензии:

— использование для отработки ПРО учебных целей ракет-мишеней Нera, LRALT и MRT, которые, по мнению российской стороны, по своим характеристикам не отличаются от баллистических ракет средней дальности;

— применение ударных беспилотников Reaper и Predator с радиусом действия свыше 500 км, которые подпадают по зафиксированное в договоре определение крылатых ракет;

— размещение в Польше и Румынии пусковых установок противоракет Mk 41, которые, как считает российская сторона, могут использоваться и для запуска запрещенных договором крылатых ракет.

Кто еще обладает подобными ракетами

В настоящее время пять стран — Китай, Индия, Пакистан, Израиль, КНДР — обладают баллистическими ракетами средней дальности наземного базирования в ядерном оснащении, еще ряд государств имеет ракеты этого класса в обычном снаряжении.

Особую озабоченность США вызывает Китай. По данным ежегодного доклада Министерства обороны Конгрессу США, опубликованного в мае 2018 года, у КНР насчитывается до 330 баллистических ракет средней дальности (до 30 ракет дальностью 3–5,4 тыс. км, а также 200–300 ракет дальностью от 1,5 тыс. до 3 тыс. км) на 100–150 пусковых установках. А также 1–1,2 тыс. ракет малой дальности (от 300 до 1 тыс. км) на 250–300 пусковых установках.

Как уходит эпоха разоружения

Договор о РСДМ стал не первой жертвой ухудшающихся отношений России с Западом.

В 2002 году США в одностороннем порядке вышли из договора 1972 года об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО).

В 2007 году Россия приостановила действие договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) от 1990 года, ограничивавшего пять основных категорий вооружений и техники.

В 2016 году Россия приостановила участие в соглашении с США об утилизации оружейного плутония (СОУП) от 2002 года.

В 2018 году возникли проблемы с реализацией договора по открытому небу (ДОН) 1992 года, повышающего меры доверия путем взаимных разведывательных полетов.

Под вопросом продление договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), заключенного в 2010 году.

Мнения экспертов


Договор о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД) переживает тяжелейший кризис в связи с анонсированным США политическим решением о выходе из договора и соответствующими действиями в технической области. Вместе с тем в случае появления желания и доброй воли у лиц, принимающих решения, спасение, переформатирование или замена Договора, а также иных соглашений в области контроля над вооружениями, все еще возможны с минимальными потерями и угрозами.

Полезным шагом в деле разрешения кризиса могла бы быть формулировка конкретных условий, при которых Россия вернется к разработке и развертыванию ракет средней и меньшей дальности. Наиболее очевидным представляется увязать это решение с появлением наступательных систем средней и меньшей дальности под флагами США или НАТО в Европе. Очевидно, возможны и иные действия, радикально меняющие баланс сил не в нашу пользу. При этом попытки увязать конкретную проблему с широким кругом условий не выглядят как перспективное направление.

ДРСМД трещит по швам, создавая угрозы для всех режимов контроля над вооружениями в нынешнем виде. Вместе с тем этот кризис может как похоронить сам принцип контроля над вооружениями, так и создать условия для новой архитектуры стратегической стабильности.

Договор о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД) [1] переживает тяжелейший кризис в связи с анонсированным США политическим решением о выходе из договора и соответствующими действиями в технической области. Вместе с тем в случае появления желания и доброй воли у лиц, принимающих решения, спасение, переформатирование или замена Договора, а также иных соглашений в области контроля над вооружениями, все еще возможны с минимальными потерями и угрозами. Осталось понять, кому и для чего они нужны?

Полезен ли контроль над вооружениями?


В целом контроль над вооружениями несколько повышает предсказуемость действий вероятного противника и тем самым позволяет сдерживать необоснованную эскалацию и излишнюю милитаризацию внешней и внутренней политики. Более того, меры доверия и прозрачности в конечном счете являются одной (но не единственной, о чем мы выскажемся позднее) из важнейших предпосылок для сокращения вооружений, да и соответствующих расходов тоже.

Крылатые ракеты, мобильные и стационарные


Прочие ядерные державы и судьба ДРСМД

Наименьшее, что могла бы сделать китайская сторона — выразить поддержку Договору и обеспечить некоторую прозрачность в отношении собственного арсенала. В настоящее время МИД КНР призывает к сохранению Договора, однако этого уже явно становится недостаточно.

ДРСМД трещит по швам, создавая угрозы для всех режимов контроля над вооружениями в нынешнем виде. Вместе с тем этот кризис может как похоронить сам принцип контроля над вооружениями, так и создать условия для новой архитектуры стратегической стабильности.

Европейские страны и Китай — наиболее заинтересованные стороны в управляемом процессе адаптации ДРСМД к существующим реалиям либо битвы за его наследство, ведь географию не изменить. В настоящее время Москве важно не оттолкнуть ключевые столицы в условиях того, что Вашингтон уже принял первый удар на себя, объявив о намерении выйти из Договора.

Причина или следствие?

На фоне дискуссий вокруг ДРСМД возникла достаточно провокационная мысль.

Заключение Договора, как и иных соглашения в области ограничения ядерных вооружений, привело к началу сокращения общего числа ядерных боезарядов в глобальном масштабе.

Существуют опасения, что с развалом Договора тренд может развернуться в противоположном направлении.

tanaptap1.jpg

Вместе с тем представляется интересным следующий вопрос: а что, если сокращение общего числа ядерных боезарядов вызвано не только контролем над вооружениями, завершением Холодной войны и прочими обстоятельствами, но и развитием неядерного высокоточного оружия большой дальности [5], причем и в глобальном, и в региональном измерении, стремительно начавшемся как раз в 80-х годах прошлого века, в первую очередь в США?

Напомним, ДРСМД не делит ракеты на ядерные и неядерные. На момент его подготовки и подписания ракеты средней и меньшей дальности представляли угрозу в первую очередь как носители ядерного оружия. На дальностях даже в первые тысячи километров цели гарантированно поражались исключительно боезарядами в сотни килотонн. Теперь же соответствующие изделия интересны действующим и потенциальным пользователям в том числе (если не в первую очередь) и в неядерном оснащении в рамках концепций быстрого глобального удара, неядерного сдерживания и иных вариантов применения высокоточного оружия большой дальности.

Двигаемся дальше?


Проблемы ДРСМД могут быть решены, но исключительно в случае политической воли России и США, готовых не только демонстрировать и разъяснять особенности собственных систем вооружений, но и принимать объяснения другой стороны.

В свою очередь перспективы продления договора СНВ-III неоднозначны, качели могут двинуться в любую сторону. Вообще говоря, в условиях отсутствия ДРСМД препятствий может быть меньше, чем в условиях его якобы нарушения Россией и США. Однако, с другой стороны, очередной уничтоженный Договор, очевидно, ведет к снижению взаимного интереса и доверия к контролю над вооружениями.

В идеале, конечно, было бы полезно создать некую новую архитектуру (в том числе и многостороннюю) контроля над вооружениями или что-то подобное. При этом звучат комментарии о возможной готовности США к аналогу Договора о стратегических наступательных потенциалах 2003 г. (без каких-либо взаимных проверок и с рядом иных недостатков), что выглядит не самым оптимальным вариантом.

Полезным шагом могла бы быть формулировка конкретных условий, при которых Россия вернется к разработке и развертыванию ракет средней и меньшей дальности. Наиболее очевидным представляется увязать это решение с появлением наступательных систем средней и меньшей дальности под флагами США или НАТО в Европе. Очевидно, возможны и иные действия, радикально меняющие баланс сил не в нашу пользу. При этом попытки увязать конкретную проблему с широким кругом условий не выглядят перспективным направлением.

Более того, представляется, что сейчас самое время провести публичное мероприятие с привлечением экспертов и средств массовой информации с демонстрацией крылатой ракеты наземного базирования 9М729, уточнением информации о ее конструкции и возможностях [7], естественно, в пределах, не ведущих к снижению сдерживающего и ударного потенциала. Тем самым Россия могла бы усилить нарратив об отсутствии нарушения и занять активную позицию в деле сохранения достижений ДРСМД.

ДРСМД трещит по швам, создавая угрозы для всех режимов контроля над вооружениями в нынешнем виде. Вместе с тем этот кризис может как похоронить сам принцип контроля над вооружениями, так и создать условия для новой архитектуры стратегической стабильности.

Читайте также: