Стратегия в экономике кратко

Обновлено: 02.07.2024

(strategy) План действий в условиях неопределенности. Это набор правил, согласно которым предпринимаемые действия должны зависеть от обстоятельств, включая естественные события и действия других людей. Доминирующая стратегия (dominant strategy) имеет место, если один тип действий – А – всегда лучше типа действий В, С и т. д. Смешанная стратегия (mixed strategy) использует методы случайного выбора вроде подбрасывания монет для выбора между двумя или более наборами правил; это имеет то преимущество, что делает невозможным для других людей спрогнозировать ваши действия, так как вы и сами не знаете, как будете реагировать, до тех пор, пока не используете метод случайного выбора.Стратегия "разомкнутой петли" – это стратегия, при которой правила, установленные вначале, не меняются до конца; стратегия "замкнутой петли" включает принцип обратной связи, означающий изменение исходных правил в свете накопленного опыта.

Экономика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .

экономическая - долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения правительства, администрации регионов, руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, капиталовложений, цен, социальной защиты.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .

Смотреть что такое СТРАТЕГИЯ в других словарях:

СТРАТЕГИЯ

наука о войне, в частности наука полководца. Она изучает войну с двух главнейших точек зрения: 1) как явление в жизни человеческих обществ и 2) с точки. смотреть

СТРАТЕГИЯ

(в теории игр) возможный в соответствии с правилами стратегической игры способ действия игрока или коалиции; см. Игр теория.

СТРАТЕГИЯ

СТРАТЕГИЯ, -и, ж. 1. Наука о ведении войны, искусство ведения войны.Теория военной стратегии. 2. Общий план ведения войны, боевых операций.Победоносная с. 3. перен. Искусство руководства общественной, политическойборьбой, а также вообще искусство планирования руководства, основанного направильных и далеко идущих прогнозах. С. научного поиска. II прил.стратегический, -ая, -ое. Стратегические резервы. Стратегическиенаступательные вооружения. С. план. Стратегическое сырье (имеющее военноезначение). смотреть

СТРАТЕГИЯ

стратегия ж. 1) а) Наука и искусство ведения войны. б) Общий план ведения войны и боевых операций. 2) а) перен. Искусство руководства общественной и политической борьбой масс. б) Искусство планирования какой-л. деятельности, основанное на точных прогнозах.

СТРАТЕГИЯ

стратегия ж.(grand) strategy; (наука тж.) strategics

СТРАТЕГИЯ

стратегия политика, поведение Словарь русских синонимов. стратегия сущ., кол-во синонимов: 6 • авераж (1) • агростратегия (1) • бизнес-стратегии (1) • интернет-стратегия (1) • контрстратегия (1) • медиастратегия (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: авераж, бизнес-стратегии, интернет-стратегия, контрстратегия, медиастратегия. смотреть

СТРАТЕГИЯ

СТРАТЕГИЯ (в теории игр), возможный в соответствии с правилами стратегич. игры способ действия игрока или коалиции; см. Игр теория.

СТРАТЕГИЯ

СТРАТЕГИЯ

форма организации человеческих взаимодействий, максимально учитывающая возможности, перспективы, средства деятельности субъектов, проблемы, трудности, конфликты, которые препятствуют осуществлению взаимодействий. Первоначально это понятие развивалось в связи с трактовкой военных действий как особого рода искусства, ремесла и даже философии, предполагающих манипулирование большими массами людей в широких пространственных и временных масштабах. Поскольку С. рассматривалась так или иначе как форма поведения субъекта в условиях борьбы, войны, игры, она толковалась как достижение выигрыша, обеспечиваемое за счет минимальных затрат и потерь, т. е. как своего рода искусство экономии средств в осуществлении результативного действия. В этом плане стратегическое мышление оценивалось как способность человеческого ума к особым хитростям, уловкам, ложным маневрам (*стратагемам*), заставляющим соперников, противников, партнеров по игре *включиться* в определенную логику развертывания взаимодействий. *Стратегия есть некоторый план, настолько исчерпывающий, что он не может быть нарушен действиями противника или природы, т. к. все, что может предпринять противник или природа вместе с набором наших возможных действий, является частью описания стратегии* (Вильяме Дж. Д. Совершенный стратег. М., 1960, с. 34). Понятие С. включает в себя и понятие планирования, и понятие проектирования действий, и определенный концептуально-теоретический компонент, но программные и теоретические схемы в развертывании этого понятия оказываются подчиненными реализации С.; отдельные фигуры или схемы могут меняться местами или трансформироваться ради поддержания общей направленности действия. Поскольку в С. план реализации важнее плана обоснования (игра важнее, чем ее программирование или моделирование), главной фигурой С. является сам субъект осуществления действия. В нем, в его поведении неявным образом *синтезируются* теоретические и практические, методологические и технические аспекты С. Т. к. в истории понятия С. доминировал *военный акцент*, в качестве субъекта С. или стратега рассматривался прежде всего главнокомандующий, полководец, вождь. Поэтому идея взаимодействия, хотя она изначально присутствует в понятии С., оставалась подчиненной пониманию С. как определенной *линии* поведения, как определенного выбора программы действий. Отметим, что такое толкование С. соответствовало *линейным* схемам объяснения истории, развития общества, идеологии *выбора моделей* социальных изменений. В логике этого соответствия и С. общества виделась как программа, выбранная, предписываемая или предлагаемая обществу субъектом или субъектами, представляющими его правящую элиту. В середине XX столетия, когда обозначился кризис тоталитарных моделей общественного развития, *линейных* схем истории и соответствующих *больших* социальных теорий, проблема понимания субъекта С. *перешла* в иной регистр и оказалась тесно связанной с проблемой социальных взаимодействий. Общество предстало в качестве полисубъектного образования, в котором различные субъекты в их взаимосвязях и взаимозависимостях реализуют структуры социального бытия. Соответственно, осуществление той или иной социальной С. определяется теперь в значительной мере ее *встроенностью* в связи общества как полисубъектного образования. Возможность реализации С. общества из какой-то одной его точки, с какой-то одной социальной позиции становится все более сомнительной. Возникает задача философско-методологического обоснования С. как формы проектирования и реализации социальных взаимодействий между разными субъектами. Такое переосмысление С. соответствует общим тенденциям в философско-методологических и социально-философских описаниях схем человеческой деятельности, когда последние рассматриваются и как элементы конструирования социального бытия, и как элементы структур социального воспроизводства. В этом контексте стратегическая организация взаимодействий между различными социальными субъектами может толковаться как *искусственная* форма, перерастающая в естественное эволюционное движение общества. Акценты на *искусственности* или *естественности* С. в значительной степени определяются состоянием общества. Там, где общество находится в относительно стабильном режиме функционирования, С. общества не выступает в качестве особой идеологической, политической или практической проблемы, ибо она *ушла* в фундаментальные структуры общества, *естественно* действует в их составе. Если же общество находится в состоянии критическом или переходном (как Россия в конце XX в.), С. социальных изменений является насущным вопросом самоопределения общества и его дальнейшей интеграции. Становление новых связей в человеческом сообществе на пороге XXI в. требует соответствующей С. взаимодействия между различными социальными субъектами, в качестве которых на этом уровне выступают общества, культуры, региональные объединения. С. в этом плане осуществляется как простраивание общего социального пространства, задающего в дальнейшем порядок будущих социальных взаимодействий. В этих условиях С. как своеобразная хитрость действующего разума уступает свое место понимающей С., максимально учитывающей позиции, установки, уровни притязаний и характер интересов субъектов, участвующих во взаимодействии. И хотя каждый из субъектов, естественно, придерживается своей собственной С., осуществляется в результате не предзаданный план, а С. взаимодействия, выработанная как определенное согласование различных установок и ориентации. Только это создает надежную основу для продолжения социальной *игры*, для закрепления форм социального пространства, для дальнейшего функционирования и развития правил межсубъектных контактов. Позиция стратега в этих обстоятельствах перестает быть стационарной, *простой* и однозначной, поскольку логика взаимодействий предполагает его перемещения в социальном и теоретическом пространствах, а его т. зр. *синтезируется* как некий продукт сопоставления разных интересов и ориентиров. (См. *Методология*, *Наука*, *Онтология социальная*, *Проблема*.) В. Е. Кемеров. смотреть

СТРАТЕГИЯ


Ключевые слова: стратегия, стратегическое планирование.

В настоящее время действия управленцев не могут сводиться к реагированию на происходящие изменения, экономическую эффективность современной организации определяет умение руководства выбирать стратегию и осуществлять комплексное планирование на долгосрочный период.

Стратегия является основным инструментом долгосрочного управления развитием современной организации, на основе которого обеспечивается её стабильная конкурентоспособность в условиях турбулентной внешней среды.

По мнению зарубежных исследователей Ф. Котлера, Р. Бергера, Н. Бикхоффа, основная часть базовых военных стратегий не потеряли своей актуальности в современном менеджменте: концентрация ресурсов, внезапность, инновации, организация и коммуникация, координация задач и ресурсов, учет своих сил и возможностей — все это ключевые понятия для тех, кто ежедневно принимает управленческие решения в современных условиях [6, с. 15].

Гарвардская школа бизнеса стратегию трактовала как метод определения конкурентных целей организации.

В отличие от У. Брэддика, профессор Высшей школы менеджмента Р. Л. Дафт обозначил стратегию, не как процесс, а как итог планирования: стратегия (strategy) — план, описывающий направленное на достижение целей организации распределение ресурсов и ее порядок действий во внешней среде.

М. Портер определял стратегию как способ реакции на факторы внешней и внутренней среды, при этом основная задача стратегии — это достижение организацией долгосрочных конкурентных преимуществ [14, p. 226].

Авторы учебника по стратегическому менеджменту А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд к стратегии относили комбинацию методов конкуренции и организации бизнеса, направленную на удовлетворение клиентов и достижение целей организации [12, с. 14].

Р. А. Фатхутдинов к стратегии относил программу, план и генеральный курс субъекта управления, которые необходимы для достижения стратегических целей [13, с. 41].


СИП =

где СИП — структура интегрированного понятия;


— сумма основополагающих элементов, образующих понятие;

ИН — интегрирующее начало, объединяющее в единую систему механическую сумму элементов, а также лежащие в их основе элементы ее функционирования.

Стратегия управления в экономике, с позиции И. К. Ларионова, это систематизированная совокупность мер стратегического управления как социально-экономическими процессами и структурами всех уровней, так и социально-экономическими аспектами всех видов человеческой деятельности на всех уровня [7, с. 16].

Основные термины (генерируются автоматически): стратегия, стратегическое управление, интегрированное понятие, внешняя среда, внутренняя среда, достижение целей организации, направление развития фирмы, научная литература, поставленная цель, современная организация.


Ключевые слова: стратегия, стратегическое планирование.

В настоящее время действия управленцев не могут сводиться к реагированию на происходящие изменения, экономическую эффективность современной организации определяет умение руководства выбирать стратегию и осуществлять комплексное планирование на долгосрочный период.

Стратегия является основным инструментом долгосрочного управления развитием современной организации, на основе которого обеспечивается её стабильная конкурентоспособность в условиях турбулентной внешней среды.

По мнению зарубежных исследователей Ф. Котлера, Р. Бергера, Н. Бикхоффа, основная часть базовых военных стратегий не потеряли своей актуальности в современном менеджменте: концентрация ресурсов, внезапность, инновации, организация и коммуникация, координация задач и ресурсов, учет своих сил и возможностей — все это ключевые понятия для тех, кто ежедневно принимает управленческие решения в современных условиях [6, с. 15].

Гарвардская школа бизнеса стратегию трактовала как метод определения конкурентных целей организации.

В отличие от У. Брэддика, профессор Высшей школы менеджмента Р. Л. Дафт обозначил стратегию, не как процесс, а как итог планирования: стратегия (strategy) — план, описывающий направленное на достижение целей организации распределение ресурсов и ее порядок действий во внешней среде.

М. Портер определял стратегию как способ реакции на факторы внешней и внутренней среды, при этом основная задача стратегии — это достижение организацией долгосрочных конкурентных преимуществ [14, p. 226].

Авторы учебника по стратегическому менеджменту А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд к стратегии относили комбинацию методов конкуренции и организации бизнеса, направленную на удовлетворение клиентов и достижение целей организации [12, с. 14].

Р. А. Фатхутдинов к стратегии относил программу, план и генеральный курс субъекта управления, которые необходимы для достижения стратегических целей [13, с. 41].


СИП =

где СИП — структура интегрированного понятия;


— сумма основополагающих элементов, образующих понятие;

ИН — интегрирующее начало, объединяющее в единую систему механическую сумму элементов, а также лежащие в их основе элементы ее функционирования.

Стратегия управления в экономике, с позиции И. К. Ларионова, это систематизированная совокупность мер стратегического управления как социально-экономическими процессами и структурами всех уровней, так и социально-экономическими аспектами всех видов человеческой деятельности на всех уровня [7, с. 16].

Основные термины (генерируются автоматически): стратегия, стратегическое управление, интегрированное понятие, внешняя среда, внутренняя среда, достижение целей организации, направление развития фирмы, научная литература, поставленная цель, современная организация.

Описание основных стратегий роста, успешно применяемых разными странами.

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

Стратегии экономического роста стран мира

p, blockquote 3,0,1,0,0 -->

Менее строгим с экономической точки зрения и более публицистическим подходом к описанию механизмов экономического роста выступает идентификация национальных стратегий, основанная не только на выделении ключевого фактора роста (труда, капитала или производительности), но и на общей характеристике используемых инструментов экономической политики, представленной в форме некоторой нарративной истории о том, почему и как страна растет или планирует расти. Среди подобных наиболее популярных стратегий можно выделить следующие.

p, blockquote 4,0,0,0,0 -->

Стратегия экспортно-ориентированного роста

Стратегия экспортно-ориентированного роста (export-led growth, export-oriented industrialization, export substitution industrialization) в большей степени опирается на использование страной своих глобальных конкурентных преимуществ. Рост экспорта стимулирует технологический обмен между отраслями в экономике, что приводит к увеличению дохода (источником роста в первую очередь служит межстрановое разделение труда). В качестве примеров можно привести Индию, Китай, страны — экспортеры нефти Среднего Востока.

p, blockquote 5,0,0,0,0 -->

Стратегия импортозамещения

Стратегия импортозамещения (import-substituting industrialization) основана на формировании внутри страны производственных мощностей, продукция которых в первую очередь замещает импорт. Применяемые инструменты включают таможенно-тарифное (пошлины) и нетарифное (лицензирование) регулирование и субсидирование производства внутри страны. Примеры: страны Латинской Америки в 1950-1960-е годы.

p, blockquote 6,1,0,0,0 -->

Стратегия стимулирования внутреннего спроса

Стратегия стимулирования внутреннего спроса (consumptionled growth, domestic demand-led growth) предполагает, что рост в большей степени обусловлен расширением внутреннего спроса, что стимулирует увеличение выпуска. Государственное влияние сводится к созданию благоприятного социального климата, повышению качества жизни населения, финансированию образования, здравоохранения, а также стимулированию роста заработной платы в экономике для обеспечения устойчивого внутреннего спроса. Примерами в отдельные периоды выступают США, страны Европы, а также Азии после кризиса 1998 г.

p, blockquote 7,0,0,0,0 -->

Стратегия роста за счет инвестиций

Стратегия роста за счет инвестиций (investment-led growth) обусловлена ускоренным наращиванием капитала, который непосредственно служит фактором производства. С помощью привлечения иностранных инвестиций происходит не только физическое увеличение капитала, но и технологический обмен между странами, что способствует росту СФП. Для экономической политики в рамках данного подхода, как правило, свойственны стимулирование инвестиций (в том числе иностранных), создание благоприятного бизнес-климата (противодействие коррупции, обеспечение экономической стабильности и др.), приоритетность долгосрочных целей в экономике. Основной пример на отдельных этапах экономического развития — Китай.

p, blockquote 8,0,0,0,0 -->

Стратегия роста, основанного на инновациях

Стратегия роста, основанного на научно-технологическом и инновационном развитии (innovation-led growth, productivity-led growth), предполагает прямое влияние государства на уровень технологического развития (совокупную факторную производительность). В рамках данного подхода важно эффективное взаимодействие науки и техники как источника новых технологий, бизнеса как площадки для внедрения результатов НИОКР, а также государства как посредника, обеспечивающего эффективное взаимодействие науки и бизнеса. Примеры: США, некоторые страны ЕС, Япония.

p, blockquote 9,0,0,1,0 -->

Стратегия роста, обусловленного расширением занятости

Стратегия роста, обусловленного расширением занятости (employment-led growth, population-led growth), исходит из ключевой роли занятости, которую стимулирует государство, создавая новые рабочие места. Государственное вмешательство в экономику направлено на укрепление институтов рынка труда и увеличение переговорной силы рабочих, создание специальных условий по привлечению на рынок труда отдельных групп населения (женщин, молодежи и др.). Примерами стран с такой моделью развития можно считать Индию и Китай.

p, blockquote 10,0,0,0,0 -->

Перечисленные стратегии часто не альтернативные или взаимоисключающие. Объяснить те или иные этапы экономического развития можно в рамках нескольких интерпретаций.

p, blockquote 11,0,0,0,0 --> p, blockquote 12,0,0,0,1 -->

По материалам статьи: Г. Идрисов, В. Мау, А. Божечкова В поисках новой модели роста // Вопросы экономики, №12, Декабрь 2017, C.5-23

Читайте также: