Дивное узорочье в архитектуре кратко

Обновлено: 03.07.2024

" Дивное узорочье" - так называют одну из красивейших страниц московской архитектуры XVII века.Типичными примерами применения узорочья в архитектуре могут считаться Теремной дворец московского Кремля, церковь Николы в Хамовниках и Троицы в Никитниках.

ЦЕРКОВЬ ТРОИЦЫ "в НИКИТНИКАХ \"

Об иконе Грузинской Богородицы стоит сказать особо. Её выменял у персов в Грузии брат строителя церкви Степан и отдал поначалу в дальний Красногорский монастырь. Когда в Москве свирепствовала моровая язва, икону привезли в город и она прославилась чудотворениями. В 1934 году церковь сделали музеем, но в данное время она снова действует.

В 1652 г. приступили к росписи стен (кроме того, в духовной грамоте Г. Никитникова, датированной 23 сентября 1651 г., дается наказ внукам расписать церковь и написать иконы для иконостаса).Хорошо сохранившаяся роспись церкви была выполнена в 1652-1653 гг. Как предполагают, ее авторами были те же мастера Я. Казанец, И. Владимиров, Г. Кондратьев и С. Ушаков, которые в дальнейшем писали иконы для иконостаса (с 1657 по 1668 гг.). Они принадлежали к числу лучших царских изографов XVII в., были связаны с Оружейной палатой и участвовали в росписи кремлевских соборов (И. Владимиров в росписи Успенского собора, Я. Казанец и С. Резанец были привлечены в 1652 г. к работам по росписи Архангельского собора).

История русской архитектуры многогранна и очень интересна: она берёт начало от самобытного и уникального деревянного зодчества, но в какой-то момент сворачивает в сторону византии. Так в нашей стране появляются первые белокаменные храмы: казалось бы, в этом стиле мы очень многое взяли от Константинопольской архитектуры, но при этом она всё равно остаётся неповторимой! И эту индивидуальность и самобытность русские архитекторы смогли пронести сквозь года - на русскую архитектуру огромное влияние оказывали труды их европейских коллег, но они всё равно не забывали о своих истоках, тем самым создавая удачные симбиозы русского и европейского!

И одним из стилей, ярко демонстрирующих нам вот это самое - исконно русское, является русское узорочье, послужившее некой предтечей стиля барокко в нашей стране: с одной стороны, в нём уже было что-то от европейского зодчества, но с другой - это архитектура, обладающая чисто русскими чертами, делающими её неповторимой и запоминающейся. Вот об этом стиле мы с вами сегодня и поговорим.

Хочу заметить, что этой статьей я запускаю целую серию публикаций, которую я планирую посвятить русскому барокко, а также тем стилям, которые вдохновили или были вдохновлены барокко. Я очень долго копил материал для этих статей и эта работа важна для меня - надеюсь, что она получилась интересной и что вы оцените её по достоинству!

Пару слов об отличительных чертах русского узорочья

Конечно, любой стиль имеет смысл изучать лишь на живых примерах, однако немного теории, как мне кажется, здесь тоже не помешает!

Русское узорочье принято рассматривать как переходный стиль: от исконно русской древней архитектуры к европейским течениям русского зодчества, царившего в нашей стране с 18 века и, пожалуй что, по наши дни. Узорочье стало тем самым звеном, связавшим старые традиции русской архитектуры с новыми ренессансными веяниями Европы.

До узорочья в русской архитектуре царил стиль шатровых храмов. Самый известный храм такого типа - собор Василия Блаженного, расположенный на Красной площади в Москве

До узорочья в русской архитектуре царил стиль шатровых храмов. Самый известный храм такого типа - собор Василия Блаженного, расположенный на Красной площади в Москве

Данному явлению, как это всегда и бывает в архитектуре, послужило внешнее влияние политики: укрепление Москвы как полноценной столицы Руси - сильного, могучего, а главное влиятельного города, способствовало тому, что в Москву стали стекаться специалисты со всех уголков страны, и даже из соседних славянских государств. Это явление неминуемо принесло в новую столицу и тот самый европейский опыт: мастера, трудившиеся на совершенно разных стройках, и видавшие многие памятники архитектуры (в том числе и европейских зодчих), перенесли свой опыт на новые постройки Москвы, но сделали это плавно, без излишнего усердства - так и появился стиль узорочья, обогащённый кокошниками, пряслами и гирьками с одной стороны, и пилястрами, . с другой стороны.

Думаю, что внешние особенности русского узорочья мы разберём на отдельных примерах, но одну вещь всё же стоит выделить: сам термин "узорочье" появился не просто так - он прекрасно описывает все основные особенности данного стиля, заключающиеся в наличии резного декора, узоров, приправленных рядами кокошников, дополняющими и без того роскошную картину внешнего вида храмов 16 века! Но а обо всём остальном поговорим дальше - лучше один раз увидеть на примере, чем сто раз прочитать не до конца понятные текстовые описания!

Церковь Рождества Богородицы в Путинках

Дата постройки: 1649-1652 годы
Адрес: улица Малая Дмитровка, 2с2

В качестве первого примера русского узорочья я решил взять не первый по хронологии храм этого стиля (собственно, это и не особо то имеет смысл - русское узорочье просуществовало весь 17 век, и при этом оно не сильно эволюционировало со временем), а именно такой храм, который наглядно демонстрирует переход русской архитектуры от шатровых церквей к чему-то более развитому, более европеизированному, но при этом не потерявшему своего уникального, русского духа. И таким храмом является церковь Рождества Богородицы в Путинках!

По своей сути, храм в Путинках всё ещё остаётся шатровым, причём на эту деталь сделан особый смысловой акцент (всё-таки церковь Рождества Богородицы ориентирована по вертикали - её купола стремятся к небу, а их ярко-голубая окраска делает эти милые глазу луковичные главки буквально одним целым с голубыми небесами).

Однако, в этом храме вы можете видеть и атрибуты узорочья: многослойные ряды кокошников, яркие и бросающиеся в глаза купола, резной и очень богатый декор фасада, выполненный исключительно в русском стиле.

Отдельно стоит выделить портал входной группы, украшенный по канонам русского стиля (всё те же кокошники, а также гирьки, нависающие над входами в церковь). Эта неотъемлемая для русского узорочья деталь особенно сильно выделяется у храма Рождества в Путинках: дело в том, что внешние опоры портала храма "съели" небольшой кусок тротуара - тем самым церковь в Путинках как бы приглашает идущего мимо путника зайти в этот прекрасный храм и насладиться его внутренним убранством (а, быть может, и помолиться - тут уж каждому своё).

Ну а лично мне в церкви в Путинках особенно нравится контраст цветов: да, белокаменные храмы совершенно нехарактерны для архитектуры русского узорочья, однако насколько же красив контраст белых стен церкви, её голубых куполов и венчающих их золотых крестов - смотрится это просто волшебно, особенно в купе с такой погодой, которую я застал (тот случай, когда пасмурная погода открывает новый вид на уже хорошо известный памятник архитектуры)!

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах

Дата постройки: 1654 год
Адрес: Гончарная улица, 29

Следующим в моём списке будет храм куда более скромный, да ещё и далеко не самый известный, однако один из самых образцовых - раз уж мы решили изучать архитектуру русского узорочья, то давайте попробуем сделать это на примере церкви Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах!

Своё название храм получил из-за того, что он строился в районе Гончарной слободы и предназначался для нужд московских ремесленников. Любопытно, что изначально храм задумывался маленьким и соразмерным соседним деревянным постройкам.

Однако в конце 17 - начале 18 века к церкви была пристроена массивная колокольня, выполненная в более позднем стиле барокко (хотя её масштабы вообще выглядят довольно необычно - не особо высокая, но очень широкая башня, при этом скромно декорированная в петровской стилистике).

В храме Успения в Гончарах выражены все основные черты русского узорочья: от устройства церкви в целом - пятикупольный храм (пять куполов символизируют Христа и четырёх евангелистов) на "четверике" - квадратном основании, до её узоров - кокошников, ширинок, бегунков. Однако сделано это крайне скромно: сами объёмы церкви небольшие, она не выделяется на фоне окружения и привлекает прохожих своей аккуратностью.

Подобные ходы характерны для архитектуры узорочья - архитектура должна быть прекрасна не своими размерами, а своей идеей. И обратите внимание на то, как сильно контрастирует основное здание храма и пристроенная к нему позднее колокольня - вот вам и различие между узорочьем и барокко!

К сожалению, фамилии архитекторов, построивших храм Успения Пресвятой Богородицы не сохранились, однако до наших дней дошла фамилия знаменитого изразцовых дел мастера Степана Полубеса, который, собственно, и трудился над узорами этого, без сомнения, выдающегося образца архитектуры русского узорочья!

Кстати, Степан Полубес потрудился над строительством ещё одной прекрасной церкви в этом стиле - над храмом Григория Неокесарийского на Полянке!

Храм Григория Неокесарийского

Ну а теперь мы рассмотрим один из самых роскошных и завораживающих своим великолепием храмов Москвы, встреча с которым и вдохновила меня на написание всей этой статьи (а, быть может, и на создание всего цикла статей о русском барокко). Речь идёт, конечно же, о храме Григория Неокесарийского, что находится в Замоскворечье, на Большой Полянке.

Если мы характеризуем стиль русское узорочье как яркий и пёстрый, то храм Григория Неокесарийского - наилучший образец этого стиля! Вы не найдёте в Москве (а, скорее всего, и во всей России) церкви более яркой и красочной - чего только стоит оранжевый цвет её фасада!

Ну а "вишенкой на торте" служит ряд изразцов, опоясывающий колокольню и основой объём храма - да, это та самая работа ведущего мастера русского узорочья Степана Полубеса, выполненная из 9 000 изразцовых камней! Сложно представить, сколько стоил столь богатый и роскошный декор!

Впрочем, учитывая, что храм строился под непосредственным руководством патриарха Никона, можно догадаться, что денег на него не жалели. Да что уж там говорить - сам царь Алексей Михайлович посещал стройку дабы проследить за процессом возведения самой роскошной православной церкви своего времени!

Дивное узорочье-Архитектура XVII века-иллюстрация-заставка к записи

Дивное узорочье-Архитектура XVII века - презентация по мхк

Дивное узорочье-Архитектура 17 века

Дивное узорочье-Архитектура 17 века-коллаж-иллюстрация

С 16 века в европейских странах утвердилась архитектура пышных форм. Всевозможные украшения в виде обильной лепнины, раковин и завитушек, покрытых позолотой, и прочие ухищрения, призванные произвести впечатление богатства и роскоши, – всё это черты стиля барокко (от итальянского – вычурный, замысловатый). В России этот стиль назвали дивным узорочьем, он прижился не сразу, но в 17 столетии утвердилось московское барокко, которое называют нарышкинским по имени бояр Нарышкиных, оставивших потомкам в своих имениях живописные церкви, украшенные белокаменным кружевом.

Дивное узорочье-Архитектура XVII века-Нарышкинское барокко - иллюстрация-коллаж

Семнадцатый век стал переломным в истории России и в её культуре. Новшества в художественной культуре проявили себя, прежде всего, в архитектуре. Нарушались средневековые принципы искусства, что в сочетании с влиянием народного творчества, привносило светскую праздничность. Этим объясняется уникальность искусства России 17 столетия, её жизнеутверждающий характер, её декоративное великолепие.

Шедевры дивного узорочья

Подлинным шедевром декоративной архитектуры 17 века можно назвать чудесный Крутицкий теремок в Москве. Он восхищает красочным, живописным цветным изразцовым убранством. Нужно отметить большое разнообразие гражданских сооружений 17 века. Палаты дьяка Аверкия Кириллова, трапезная Новодевичьего монастыря, палаты боярина Волкова, Теремной дворец в Московском Кремле различаются не столько конфигурацией объёмов, сколько фантазией зодчих в их декоративном убранстве, оправдывая название «дивное узорочье«, которое получила архитектура 17 века в истории искусства Древней Руси.

Дивное узорочье-Архитектура XVII века-Палаты 17 века - иллюстрация-коллаж

Церковное зодчество 17 столетия восприняло многие черты гражданского строительства. И небольшие храмы, и монументальные соборы выглядят жизнерадостными. Их отличает богатый яркий декор.

Дивное узорочье-Архитектура XVII века-Шедевры храмовой архитектуры 17 века. Коллаж-иллюстрация

Шедевры храмовой архитектуры 17 века

Большое значение в 17 веке уделяется строительству высоких колоколен, придающих выразительность отдельным архитектурным ансамблям. Они становятся выразительным акцентом в архитектурной композиции, придавая ей динамику.

Дивное узорочье-Архитектура XVII века-Ансамбли с колокольней. Ансамбль в Коровниках в Ярославле и Новодевичий монастырь в Москве-иллюстрация

Ансамбли с колокольней

Среди построек 17 века выделяются монастыри, сооружённые патриархом Никоном. Самый знаменитый из них Ново-Иерусалимский, в котором особенно ярко проявился светский характер культового зодчества того времени.

Исконно народное чувство декоративности и монументальности, воплотилось в одном из выдающихся художественных ансамблей 17 века, созданном по инициативе ростовского митрополита Ионы Сысоевича, ансамбле Ростова Великого, осуществив в нём синтез искусств.

Дивное узорочье-Архитектура XVII века-Ново-Иерусалимский монастырь и Ростовский Кремль-иллюстрация

Ново-Иерусалимский монастырь и Ростовский Кремль

Искусством 17 века завершается тот период художественного развития русского народа, который входит в историю под названием древнерусского искусства.

Рекомендую ещё несколько презентаций, посвящённых древнерусскому искусству:

АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛИКБЕЗ

ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ

Одним из последних храмов, построенных в шатровом стиле, стал построенный в 1649 - 1652 годах храм Рождества Богородицы в Путинках (на Малой Дмитровке в Москве):


И он же является великолепным образцом стиля, характерного для русской (прежде всего, московской) архитектуры XVII века, получившим название "русское узорочье" .
Этот стиль примечателен своими затейливыми формами, обилием декора и общей живописностью силуэтов сооружений. Особенно интересны в русском узорочье резные наличники окон, многоярусные кокошники по сводам, витые столбики и полуколонны, а также всегда обращающее на себя внимание совершенно роскошное крыльцо.


Несколько наиболее интересных, с моей точки зрения, образцов храмов, построенных в стиле русского узорочья:

Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках (1631 - 1651 гг.):


Храм Николая Чудотворца в Хамовниках (1679 - 1682 гг.):


Церковь Троицы Живоначальной в Останкине (1677 - 1692 гг.):


Не могу не упомянуть и прекрасный храм Благовещения Пресвятой Богородицы , расположенный в подмосковном селе Тайнинском (ныне в черте города Мытищи), построенный в 1675 - 1677 годах как часть путевого дворца царя Алексея Михайловича, к сожалению, не сохранившегося.
Особенно интересно крыльцо храма, не имеющее аналогов в каменном зодчестве средневековой России.


Если проводить параллели с западноевропейской архитектурой, то напрашиваются связи русского узорочья с поздним Ренессансом.

Во второй половине XVII века русское узорочье эволюционирует в русское барокко, хотя долгое время продолжает сосуществовать вместе с ним.

Такой архитектурный стиль как барокко в России имеет столько разновидностей, что его справедливо подразделяют на несколько стилей: московское, петровское, елизаветинское барокко и т. д.
Рассмотрим их по отдельности и в хронологической последовательности.

Русское барокко конца XVII - начала XVIII века (1680 - 1700-е гг.), называемое также "московским барокко", поскольку большинство сооружений этого стиля находится именно в Москве, часто называют "нарышкинским". Однако это не вполне верно, так как руку к созданию великолепных сооружений в этом стиле приложили не только бояре Нарышкины, но и другие знатные фамилии - Строгановы, Голицыны и Прозоровские. Среди искусствоведов есть мнение, что следует отдельно говорить от "нарышкинском барокко", "голицынском барокко" и т. д. В этом, на мой взгляд, есть определенный здравый смысл, хотя если следовать этому принципу, архитектурные стили можно дробить до бесконечности, внося еще большую путанницу в их классификацию. Лучше все-таки искать общие черты, нежели различия, конечно же не обходя вниманием особенности каждого конкретного памятника архитектуры.

Предлагаю вам полюбоваться наиболее совершенными шедервами архитектуры московского барокко.

В первую очередь, конечно же, нужно упомянуть церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях (1690 - 1694 гг.), являющуюся образцом "нарышкинского" стиля:


А лучшим, опять таки, на мой взгляд, образцом "голицынского барокко", является Храм Знамения Пресвятой Богородицы в подмосковном селе Дубровицы неподалеку от Подольска, построенный в 1690 - 1703 годах:



Ну и конечно же, отдельных слов заслуживает признанный во всем мире архитектурным заповедником Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, являющийся настоящим музеем "нарышкинского барокко".


Храм Успения Пресвятой Богородицы (1685 - 1687 гг.):


Надвратная церковь Спаса Преображения (1687т - 1689 гг.):


Надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1683 - 1688 гг.):


Лопухинские палаты (1687 - 1688 гг.):


Петр I, решительно порвавший с нелюбимой им Москвой, стремился построить свою новую столицу Санкт-Петербург в европейском стиле. Но этим стилем, опять-таки, было барокко. Вот только "революционер на троне" ориентировался не на богатое наследие московского барокко, а на любимую им шведскую, немецкую и голландскую архитектуру.

Результатом этого стало так называемое "петровское барокко", по моему мнению, скучное и подражательное, даже в лучших своих образцах, по сравнению с московским и елизаветинским барокко.

Кикины палаты (1714 - 1720 гг.), построенные неизвестным архитектором
(предположительно немцем Андреасом Шлютером):


Кунсткамера, сооруженная по проекту немецкого архитектора
Георга Иоганна Маттарнови в 1718 - 1734 годах:



А вот следующий этап русского барокко, названный по имени императрицы "елизаветинским", ничего кроме восхищения вызвать не может.
На мой взгляд, его совершенно справедливо называют ещё и "растреллиевским барокко", по имени итальянского архитектора Бартоломео Франческо Растрелли (1770 -1771), роль которого в развитии русской архитектуры трудно переоценить.



Прекрасно понимаю, что творчество Б. Ф. Растрелли всем хорошо известно. Но все-таки привожу несколько самых главных образов (ликбез, так уж ликбез!). Они интересны еще и потому, что в отличие от петровского барокко, отказавшегося от традиций барокко московского, в елизаветинском барокко чувствуется творчески переработанное наследие русской архитектуры предшествующего периода (особенно это очевидно в облике Смольного собора).

Большой Петергофский дворец, построенный Растрелли в 1747 - 1752 годах:


Екатерининский дворец в Царском Селе (1752 - 1756 гг.):


Зимний дворец (1757 - 1762 гг.):


Смольный Воскресенский собор (1748 - 1764):


Традиции Б. Ф. Растрелли поддержали как другие итальянские архитекторы на русской службе, так и русские архитекторы. Так русским архитектором С. И. Чевакинским в 1753 - 1762 годах в стиле "растреллиевского барокко" был построен Никольский морской собор в Санкт-Петербурге:



А итальянский архитектор Пьетро Антонио Трезини в 1769 году построил великолепную церковь Климента папы Римского в Москве:


На смену барокко в русской архитектуре, как и в европейской, пришел классицизм.

Тому, как в России развивался этот архитектурный стиль, будет посвящена следуюшая, восьмая часть нашего архитектурного ликбеза.



У исследователей нет единого мнения о том, как именно возникло русское узорочье. По одной из версий, оно появилось в результате развития храмового зодчества, согласно другой — пришло из гражданской архитектуры. Часть специалистов предполагает, что на русское узорочье оказали влияние искусство Позднего Возрождения и маньеризм.

Чаще всего в этом архитектурном стиле возводили церкви и соборы. Ярким примером узорочья считается церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках в Москве, которую построили в середине XVII века по заказу ярославского купца Григория Никитникова.

В этом стиле также построены Теремной дворец в Московском Кремле, храм Николая Чудотворца в Хамовниках, Одигитриевская церковь Ивановского монастыря в Вязьме.

Узорочье развивалось в два этапа. Для раннего, или стиля Алексея Михайловича, были характерны сложные композиции, многогранные пирамиды над крыльцами — шатры, ярусы полукруглых или заостренных кверху декоративных элементов — кокошников. Поздний стиль, или стиль Федора Алексеевича, отличался более сбалансированной и симметричной композицией сооружений, упорядоченным декором.

К концу XVII века узорочье утратило свою популярность, ему на смену пришло московское барокко. Однако отдельные элементы этого стиля архитекторы использовали и в последующих столетиях.

Читайте также: