Дивергентное поведение это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Наверняка вы слышали истории об успешных людях, которые плохо учились в школе, но во взрослой жизни стали самыми настоящими гениями. Происходят подобные вещи потому, что существуют два типа мышления, но школьное образование развивает только одно из них.А называются они конвергентным и дивергентным.

Итак, давайте ещё раз вкратце пройдёмся по двум типам мышления.

- использует чёткий алгоритм действий. Когда кончаются алгоритмы, начинается паника
- правильный ответ только один. И способ его найти тоже
- заточено на изучение и использование уже готового материала, а не на создание нового
- подходит для исполнителей и для работы в структурах с чётко прописанными правилами (армия, например)
- именно за него в большинстве учебных заведений ставят пятёрки (особенно в школах. Да-да, именно поэтому некоторые отличники вроде много знают, но не всегда умеют мыслить: выучить и думать — не одно и то же)

Эти два типа мышления вовсе не являются взаимоисключающими. Это не тот случай, когда или одно, или другое, а оба вместе — никак (и не тот, когда дивергентное — это хорошо, а конвергентное — плохо. Не всегда нужно изобретать велосипед и усложнять).У человека могут быть развиты оба типа мышления, и этот вариант самый оптимальный. Просто думать конвергентно нас учат больше 10 лет, а вот развитие дивергентного мышления в обязательную учебную программу не входит.

Как же можно развивать у себя дивергентное мышление?

1) Искать новые решения. В любой ситуации нужно приучать себя находить не одно решение, а несколько.
Особенно это касается всего привычного, стандартного и само собой разумеющегося. Даже в простых вещах. Например, надо вам оплатить ЖКУ — попробуйте сделать это разными способами (через кассу, переводом по реквизитам, оплатой по QR).

2) Сосредоточиться на поиске нестандартных решений. Подумайте: что сделало бы в этой ситуации большинство людей? А что бы им и в голову не пришло? Ищите неожиданные ракурсы.

3) Не прекращайте думать над проблемой даже после того, как нашли решение. А вдруг вам ещё лучшее решение в голову придёт, но попозже?

4) Задавайте вопросы. И не только Гуглу или преподавателю, но в первую очередь — себе. А вы знаете, что к любому факту можно придумать минимум 10 вопросов?) Тренируйтесь.

6) Используйте интеллект-карту (mind map). Сделайте из проблемы схему, в которой указаны все возможные решения и последствия этих решений. Инструкции по созданию таких карт широко представлены в сети.

7) Записывайте идеи, которые приходят вам в голову. Творчество имеет подлую способность включаться не по графику, да ещё и ускользать из головы, если сразу же всё это не записать. Так что ходите с блокнотиком. И вообще ведите дневник. Почему-то через письмо мышление работает куда лучше, чем когда просто в голове мысли обитают.

Мышление в психологии и нейрофизиологии рассматривается как процесс конкретного или абстрактного, отвлеченного отражения реальности в психике субъекта, через объективизацию вещей, явлений и связей между ними. Классический способ, известный как конвергентное мышление, полагается на четкие законы и рамки, которые используются, чтобы привить академический стиль умственной деятельности. Именно такой парадигме учат школьников, студентов в странах бывшего Союза. Единственный ли это способ отражать реальность и находить истину? Нет, не единственный и сравнительно неэффективный во многих случаях, что не учитывается при планировании решения определенных практических вопросов.

Дивергентное мышление — это принципиально иная парадигма умственной активности, основанная на творческом начале и способности к парадоксальному мышлению, многовариантности выводов и результатов процесса деятельности. Что это такое, если говорить простыми словами? Нужно рассматривать дивергентное мышление в связке с конвергентным.


Если конвергентное или типичное основано на способности к линейному процессу, то иное — на многовариантном подходе. Примеры просты. Есть конкретная задача. Конвергентное мышление предполагает использование уже готового алгоритма, одного из подходов, что были разработаны ранее. Потому как результат будет гарантирован и понятен. Что касается второго подхода, человек применяет принципиально новые методики, модифицирует алгоритмы или использует свои, созданные на основе опыта. При этом результаты могут быть самыми разными, но всегда достигается полезный эффект.

Современные академические методики постепенно отступают, основное место занимают синкретичные методы умственной активности, основанные на линейности и многовариантности. Научиться дивергентному мышлению можно в любом возрасте. При правильном подходе.

Структура

В основе способности нестандартно подходить к задачам и вопросам лежит группа особенностей, которые составляют структуру названного способа деятельности. Их можно определить следующим образом.

Объекты

Подходы

Собственно, методология. Перечень методов, которые используются для оперирования объектами. Их систематизации, анализа, прикладного использования. Наиболее хорошо заметна методология при оценке материальной, преобразовательной деятельности человека. Например, в работе изобретателя, инженера-механика и пр.

Если конвергентный подход предполагает некую академичность и даже шаблонность, действие по конкретному алгоритму, дивергентное мышление требует творческого переосмысления заданных стандартов. Новых принципов манипуляции объектами. Если утрировать: повар с конвергентным подходом строго следует технологической карте, рецепту и ни на йоту от них не отступает. С нелинейным — старается модифицировать рецепт, чтобы добиться большего эффекта, улучшить вкус, снизить себестоимость без ущерба качеству, ускорить процесс приготовления. Словом — оптимизировать работу и добиться лучшего результата.

Идеи

В основе идей лежит конкретная концепция, основанная на примерных способах влияния на объекты, их сочетания, отношения. Это интегральный компонент.

Если сравнивать со структурой конвергентной парадигмы, все более просто, человек использующие такой метод имеет больше свободы для самовыражения и поиска нетривиальных способов деятельности. Линейный стиль имеет более жесткую структуру, обладает рамками:

  • объекты;
  • методы;
  • идеи;
  • строго заданные алгоритмы, шаблоны (их можно сочетать, но отступать от них — нельзя);
  • признаки объектов;
  • определение их функций.

Определение дивергентного типа мышления изначально предполагает не логический и тем более не чисто механический, а творческий подход. Поскольку структура дает больше свободы, человеку куда труднее на начальных этапах воспользоваться столь широкими возможностями. Дивергентному мышлению нужно учиться. Это практическая группа навыков. Однако, как ни странно, этот метод куда более эффективный, если нужно решать задачи, не предполагающие единого подхода.

Согласно теоретическим и практическим исследованиям, наибольшая эффективность достигается при возможности переключаться между разными парадигмами или использовать их параллельно.

Основные черты дивергентного мышления


Основные свойства названной методологии основаны на качествах интеллектуальной активности, присущих творческим людям, с развитой креативностью. Среди характеристик:

  • Способность к самостоятельному развитию и обучению

Важное свойство. Каждый раз при решении задачи человеком, его мозг накапливает опыт. В дальнейшем он используется в качестве отправной точки или материала для разрешения других задач. При накоплении некоей критической массы опыта в сочетании с развитыми когнитивными способностями, формируется интуиция. Подсознательное умозрительное явление, при котором человек уже примерно представляет, куда нужно двигаться для разрешения вопроса.

Беглость процесса — необходимое свойство. Характеризуется появлением большого количества мыслей. Многие из них не имеют никакого смысла. Однако наличие обильного потока информации вовне создает условия для разрешения задачи. Поскольку появляется материал для дальнейшего использования.

  • Способность к целеполаганию, систематизации мыслей, выбору наиболее верных

Способность быстро переключаться с мысли на мысль, использовать идеи из разных областей знаний, находить неявные связи между объектами и явлениями.

Принципиальные отличия от линейного или конвергентного метода


Принципиальных отличий дивергентного мышления несколько:

При работе с группой объектов и методов, такой индивид достигает группы результатов, каждый из которых удовлетворяет поставленной цели, критериям эффективности, которые были выработаны до начала деятельности. Конвергентный подход предполагает четкий алгоритм достижения конкретной цели. И никак иначе. Особенно хорошо заметны методы такой парадигмы в технической активности с творческим компонентом, программировании и пр. Создать программу можно разными способами, однако хороший специалист стремится проработать несколько вариантов и выбрать оптимальный по расходу ресурсов машины и конечному результату.

Алгоритм может быть взят за основу, либо же человек прорабатывает свой собственный путь достижения цели. Оба варианта имеют право на существование. Все зависит от конкретных задач и необходимого результата. При этом существует опора на знания, а не голые эксперименты. Программисты используют методы математики, теории графов как фундамент, но не применяют шаблоны, разрабатывают алгоритмы самостоятельно, под конкретные технические нужды. Или же повара. Знают технологию обработки продуктов, учитывают их сочетаемость. Далее работают по собственному разумению, чтобы добиться вкусовых качеств и прочих необходимых свойств.

Напряжение сил всего мозга (работает как правое, так и левое полушарие).

Особенности парадигмы определяются большей свободой, широтой восприятия, чувствительностью субъекта. Необходимые качества придется развивать.

Можно ли развить дивергентное мышление, если да — то как это сделать

Люди изначально рождаются с дивергентным типом мышления. Воображение, оригинальность и прочие качества присущи от природы. Академические сухие подходы, штампы и шаблоны закладываются позже. Подобный метод угнетается, но у всех в разной мере. Потому и усилия, необходимые для нового подхода требуются неодинаковые. В деле развития дивергентного мышления используются различные методики. Наиболее эффективны следующие две:

  1. Поиск нестандартных связей. В качестве материала берут два объекта. Похожих или, что еще лучше, непохожих в принципе. Ботинок и корабль, человек и карандаш, прочие. В том числе самые абсурдные варианты. Далее нужно найти сходства между выбранными предметами.
  2. Разработка нестандартных методов использования привычных предметов. Нужно взять предмет. Скрепку, ложку, ручку. За минуту следует придумать как можно больше методов использования выбранного предмета. Это помогает развить творческую составляющую.

Есть и другие методики. Например, поиск ассоциаций. Алгоритм примерно тот же. Выбор конкретного предмета для размышлений. Поиск ассоциаций. С чем объект ассоциируется и почему. Чем больше связей встроено — тем лучше.

В день нужно выделять на это несложное занятие примерно 30-50 минут. Можно больше, если есть такая возможность.

В психологии предлагаются дополнительные способы быстрого развития необходимых навыков. В том числе, нужно как можно больше применять новые методики к практическим задачам. Стремиться решить их несколькими путями. На начальном этапе сделать это будет не так просто. По мере накопления опыта дивергентное мышление станет превалирующим и уже привычным.

Развитие необходимой методической базы возможно в детские годы. Но наиболее эффективно проведение занятий в ранний подростковый период. Это позволит сохранить творческое начало и не утратить оригинальности мыслительной деятельности.


По мере готовности к более длительным занятиям, можно использовать целый комплекс упражнений:

Необходимо за одну минуту составить список слов, которые заканчиваются на определенную букву. Можно чередовать, перебирая весь алфавит. Эффективен подобный анализ на иностранных языках. Это задействует дополнительные ресурсы головного мозга. По мере прогресса, можно усложнять задачу. Чтобы слова заканчивались на две определенные буквы, имели окончания и т. д.

Представляет собой семантический анализ слова. Требуется из одного составить как можно больше. Время опять же ограничено.

За основу берут уже конкретную ситуацию. Бытовую или профессиональную. По желанию. Далее нужно назвать как можно больше методов ее разрешения. В течение 1-2 минут. Временной интервал необходим для интенсификации интеллектуальной активности.

Хорошо помогают неспецифические тесты, на уровень интеллекта и прочие. Они направлены на развитие логической составляющей умственных способностей. Однако же, могут применяться и для систематического формирования дивергентного мышления. Но только в комплексе.

На вопрос как развить дивергентное мышление также можно ответить рекомендацией заниматься творчеством. Изобразительным или же прочими видами, музыкой. Важно уделять занятиям каждый день определенное количество времени, не делая длинных перерывов в несколько дней и продолжительнее.

Работать над развитием можно вместе с психологом. По желанию.

Методы проверки качества деятельности мозга, степени развитости дивергентного мышления

Проверить степень развития необходимых навыков можно теми же самыми способами. Каких-либо специализированных тестов нет. Вопрос решается специалистами по психологии. Если говорить о самопроверке, необходимо нащупать начальную точку. То есть выполнить упражнения на время. Затем спустя неделю или больше повторить исследования и сверить результаты в числовом и временном выражении с тем, что было ранее. При условии систематических даже непродолжительных занятий положительные результаты не заставят себя долго ждать.

Факторы, тормозящие скорость и эффективность развития процессов умственной деятельности нелинейного типа

На эффективность и качество развития дивергентного мышления влияет множество факторов с самых ранних лет. Некоторые поддаются сознательному контролю, но не все и не всегда.

Психотип

Некоторые индивиды более склонны к сенситивности, творческому подходу, креативности. Это меланхолики, интроверты, представители шизоидной акцентуации. Чем больше присутствует качеств, дающих преимущество, тем легче добиться конечного результата. Требуется меньше усилий.


Воспитательные методы

Подходы к обучению

Современная школа, по крайней мере, в условиях бывшего Союза, не признает индивидуального подхода. Обучение проходит по шаблону. Задача заключается в стандартизации личности, нивелировании индивидуальных неповторимых качеств. Подгонке человека под жесткие критерии. Это не способствует мышлению в принципе. Либеральный подход, напротив, дает раскрыться творческому потенциалу.

Особенности окружения

Если человек находится в интеллектуальной среде, ему куда легче в нее вписаться за счет преемственности навыков, знаний, особенностей умственной активности.

Состояние здоровья

Некоторые психические заболевания делают развитие дивергентного мышления в принципе невозможным. Будь то тяжелые формы шизофрении, олигофрении и прочие. Напротив, ряд расстройств повышает потенциал. Депрессии, БАР и прочие.

Дивергентное и конвергентное мышление — две стороны одной медали. Человек не способен мыслить только так или иначе, обычно при развитом интеллекте и тренировках начинают работать оба метода. Это дает наилучшие результаты. Развивать умственные способности лучше с ранних школьных лет. В наиболее подходящем возрасте. Такой дуализм мышления позволяет добиться наилучших результатов практически в любой деятельности.

дивергентное мышление

Для того чтобы человеку эффективно справляться с проблемами, появляющимися на жизненном пути, нужно обратить внимание на развитие некоторых важных характеристик мышления. Изучая вопросы мышления и интеллекта, американский психолог Джой Гилфорд в 60-х годах ХХ века разработал теорию креативности, согласно которой человеческое мышление может быть направленным на одновариантное решение проблемы по чёткому алгоритму (конвергентное мышление), а может предполагать обширную вариативность решения одной проблемы (дивергентное мышление). Давайте разберёмся, в чём ценность дивергентного мышления и его значение для успешного решения любых задач.

Особенности мышления

Бывает так, что человек хорошо образован, он много знает. Все ли такие люди могут с успехом решать жизненные и профессиональные проблемы? Наличие большого количества знаний у человека вовсе не гарантирует ему то, что он сумеет быстро и по делу воспользоваться этим багажом. Столкнувшись со сложной задачей, даже эрудит может потеряться и не отреагировать быстротой и качеством предлагаемого решения. В этом случае важно уметь качественно мыслить. А научиться мыслить быстро и к тому же, предлагая несколько вариантов решения проблемы, поможет развитие творческого мышления, одним из видов которого является дивергентное мышление.

Характеристики дивергентного мышления

Как развивать дивергентное мышление?

Чтобы стать человеком, способным быстро вырабатывать большое количество идей, причём оригинальных, неповторимых, хорошо проработанных, можно использовать следующие методы и упражнения для каждого навыка:

С помощью этих простых методов и упражнений вы сможете значительно улучшить продуктивность мышления и приобрести способность неординарно подходить к решению задач.

Как вы считаете, чем может помочь дивергентное мышление в вашей профессиональной деятельности?

Дивергенция

Поэтому сегодня мы поговорим, что такое дивергенция, и в каких сферах применяется этот термин.

Дивергенция (дивергент) – это …

Фильм Дивергент

Дивергенты — это бунтари, не признающие существующее положение дел. Их жизненная позиция расходится (находится в дивергенции) с общепринятой.

Агрессивный дивергент опасен для общества. Для сохранения порядка такого человека нужно устранить (изолировать, уничтожить). О перипетиях противостояния дивергента и общества и идет речь в фильме.

Так, например, в математике дивергенция – это оператор, характеризующий расхождение входящего и исходящего потока при дифференцировании векторного поля. Для тех, кто хочет детально узнать про особенности дивергенции в высшей математике, привожу ссылку для просмотра.

В этой статье мы рассмотрим более распространенное применение термина в разных сферах.

Дивергенция в биологии

Одинаковые виды флоры и фауны, находясь в различных условиях существования, приобретают новые черты, отличные от черт, приобретенные этим же видом в другой среде обитания. Этот процесс называется дивергенцией видов.

Чарльз Дарвин (английский ученый-натуралист, живший в 19 веке) обосновал теорию эволюции (это как?), согласно которой все виды биологических организмов эволюционируют посредством естественного отбора.

Дарвин сделал вывод, что дивергенция и конвергенция в биологии являются механизмами естественного отбора.

Напомню, что конвергенция в эволюционном развитии – это появление у различных видов флоры и фауны схожих черт при существовании их в одной среде обитания. Более подробно об этом – в другой статье нашего блога.

Наглядный пример дивергенции в мире животных:

Животные

Мозг

Автор статьи: Елена Копейкина

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Думаю, в каком-то смысле я дивергент 🙂 Мне, кстати. нравится героиня вышеупомянутого фильма, мы во многом похожи.

С кирпичом мне даже одно решение в голову не пришло, видимо для таких как я существует ещё какой-нибудь термин.

Читайте также: