Доменико скарлатти биография кратко самое важное

Обновлено: 30.06.2024

Д. Скарлатти — сын знаменитого оперного композитора Алессандро Скарлатти, родился в 1685 году. По обычаю того времени его музыкальное образование включало исполнительство и сочинение. Блестяще овладев игрой на органе и клавесине, Скарлатти-младший как виртуоз вскоре приобрел широкую известность. Позднее, живя в Риме и сблизившись с Г. Ф. Генделем, он соревновался с ним в искусстве игры на клавесине.

Исключительно новаторство Скарлатти в области клавирной техники. Настоящее исполнение его сонат требует незаурядной виртуозности, владения сложными скачками, двойными нотами, разнообразными пассажными фигурациями, трелями. Скарлатти предвосхитил многие приемы не только классицистского, но и романтического пианизма. Предвосхитил он и высшую форму классико-романтической музыки, не утратившую своего значения до наших дней, — сонатную. В некоторых, наиболее разработанных пьесах Скарлатти формируются признаки будущего сонатного аллегро, порой достигая удивительной отчетливости. Но прямой исторической роли в этом смысле сонаты Скарлатти, по всей вероятности, не сыграли: как и многие современники, Скарлатти был забыт, и ни Н. Гайдн, ни В. Моцарт, ни Л. Бетховен не знали его сочинений.

Лишь в 1839 году новое издание двухсот сонат Д. Скарлатти, предпринятое К. Черни, положило начало распространению музыки великого композитора. Еще до этого творчеством Скарлатти заинтересовался Ф. Лист, изучавший его сонаты по старым итальянским рукописям. Постепенно Скарлатти становился все более известным; особенно возрос интерес к его творчеству в XX веке, после первой мировой войны.

Биография Доменико Скарлатти, итальянского композитора

Доменико Скарлатти (итал. Domenico Scarlatti; 26 октября 1685, Неаполь — 23 июля 1757, Мадрид) — итальянский композитор и клавесинист; провёл большую часть своей жизни в Испании и Португалии. Его сочинительский стиль оказал большое влияние на музыку эпохи классицизма, хотя он сам жил в эпоху барокко.

Биография

Одной из самых мощных и характерных фигур итальянского искусства XVIII столетия является Доменико Скарлатти. Его роль особенно велика в истории фортепианного творчества, в становлении жанра сонаты, в развитии и усовершенствовании сонатной формы.

Обретя славу в родном городе, а также во Флоренции и Венеции, где он побывал еще в ранней юности, Скарлатти в 1709 году отправился в Рим. Там его виртуозная игра получила широкое признание. Около десяти лет находился он на службе у разных высокопоставленных лиц, покровительствовавших искусству: при римском дворе, дворе королевы польской Марии, в капелле португальского посланника, в капелле Джулиа в Ватикане.

С 1720-х годов в жизни композитора наступил период странствований по европейским столицам: он побывал в Англии (возможно, в Ирландии), затем отправился в Лиссабон, где жил с 1721 по 1728 год, ненадолго выезжал на родину, а с 1729 обосновался в Мадриде в качестве придворного капельмейстера. В Испании слава Скарлатти достигла апогея. Там написал он большую часть тех произведений, которые навсегда обессмертили его имя, — фортепианных (клавирных) сонат. Здесь он приобрел и талантливых учеников, воспринявших его принципы, и создал свою школу, к которой принадлежали выдающиеся музыканты, в том числе высокоодаренный испанец Антонио Солер.

Но Испания, ставшая его второй родиной, не оправдала его надежд. Ни блистательное мастерство, ни придворная служба и покровительство имущих, ни громкая слава артиста не принесли Скарлатти достатка и спокойной, обеспеченной жизни. Королевский двор, так расточительно и эгоистично эксплуатировавший его гений, отвернулся от него, когда он стал старым и больным; сказались и последствия его рассеянной жизни. Скарлатти умер в Мадриде 23 июля 1757 года, оставив без средств к существованию большую семью. При жизни композитора издана была лишь очень небольшая часть его сочинений.



Ритмическая изобразительность Скарлатти была для своего времени и инструмента, кажется, беспредельной. Сохраняя опору на ритмы танцев и наигрышей, очень часто испанских, он воссоздавал их в сотнях изящнейших вариантов, никогда не сковывая ими мелодического движения и не впадая в манерность. Его ритмические фигуры энергичны, упруги, экспрессивны, естественны. Его знаменитые своевольные синкопы, так экстравагантно, на первый взгляд, перебивающие размер музыки, также народно-плясового происхождения.

Новые, свежие краски и приемы клавирного письма применил Скарлатти в области гармонии, запечатлев и обобщив здесь многое самобытное и драгоценное, подслушанное им в народной музыке.

Но всего ярче новаторство Скарлатти и его несравненный талант строителя формы проявились в создании старинной сонаты, основанной на двух различных и в особенности на двух контрастных темах. Это было большим прогрессивным завоеванием музыкального искусства на пути воплощения образов реальной жизни. То, что Вивальди смело, но лишь эпизодически осуществил в некоторых концертах, Скарлатти еще смелее перенес в нециклическую форму камерной музыки. Выразительные возможности одночастной сонаты расширились, дыхание жизни овеяло ее; в ней, как на сцене, вдруг явились различные образы, характеры, ситуации. Правда, все это лишь поверхностно мелькало в оживленном движении без широкого развития, без драматизма, тем более — без притязаний на философскую глубину в художественном постижении действительности. И все же положено было начало пути, ведущему от Скарлатти к Моцарту и Бетховену.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Доменико Скарлатти

. Шутя и играя, в своих бешеных ритмах и головоломных прыжках, он утверждает новые формы искусства.
К. Кузнецов

Из всей династии Скарлатти - одной из самых выдающихся в музыкальной истории - наибольшую славу снискал Джузеппе Доменико, сын Алессандро Скарлатти, ровесник И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. В летопись музыкальной культуры Д. Скарлатти вошел прежде всего как один из основоположников фортепианной музыки, создатель виртуозного клавесинного стиля.

Скарлатти родился в Неаполе. Он был учеником своего отца и видного музыканта Г. Герца и уже в 16 лет стал органистом и композитором Неаполитанской королевской капеллы. Но вскоре отец отправляет Доменико в Венецию. Причины своего решения А. Скарлатти объясняет в письме к герцогу Алессандро Медичи: "Я заставил его уехать из Неаполя, где вполне достаточно было места для его таланта, но талант его не для такого места. Мой сын - орел, у которого выросли крылья. " 4 года занятий у виднейшего итальянского композитора Ф. Гаспарини, знакомство и дружба с Генделем, общение с прославленным Б. Марчелло - все это не могло не сыграть существенную роль в формировании музыкального дарования Скарлатти.

Если Венеция в жизни композитора осталась порой учения и совершенствования, то в Риме, куда он переехал благодаря покровительству кардинала Оттобони, уже наступил период его творческой зрелости. В круг музыкальных связей Скарлатти входят Б. Паскуини и А. Корелли. Он пишет оперы для польской королевы-изгнанницы Марии Казимиры; с 1714 г. становится капельмейстером в Ватикане, создает много духовной музыки. К этому времени упрочивается слава Скарлатти-исполнителя. По воспоминаниям ирландского органиста Томаса Розенгрейва, способствовавшего популярности музыканта в Англии, он никогда не слышал таких пассажей и эффектов, превосходящих всякую степень совершенства, "словно за инструментом была тысяча дьяволов". Скарлатти, концертирующего виртуоза-клавесиниста, знала вся Европа. Неаполь, Флоренция, Венеция, Рим, Лондон, Лиссабон, Дублин, Мадрид - такова лишь в самых общих чертах география стремительных передвижений музыканта по столицам мира. Блистательному концертанту покровительствовали влиятельнейшие европейские дворы, высказывали расположение коронованные особы. По воспоминаниям Фаринелли, друга композитора, у Скарлатти было много клавесинов, сделанных в различных странах. Каждый инструмент композитор называл именем какого-либо знаменитого итальянского художника, соответственно той ценности, которую он имел для музыканта. Любимый клавесин Скарлатти был назван "Рафаэль из Урбино".

В 1720 г. Скарлатти навсегда покинул Италию и отправился в Лиссабон ко двору инфанты Марии-Барбары в качестве ее учителя и капельмейстера. На этой службе он провел всю вторую половину жизни: впоследствии Мария-Барбара стала испанской королевой (1729) и Скарлатти последовал за ней в Испанию. Здесь он общался с композитором А. Солером, через творчество которого влияние Скарлатти сказалось на испанском клавирном искусстве.

Из обширного наследия композитора (20 опер, ок. 20 ораторий и кантат, 12 инструментальных концертов, мессы, 2 "Miserere", "Stabat mater") живое художественное значение сохранили клавирные произведения. Именно в них с истинной полнотой проявился гений Скарлатти. Наиболее полное собрание его одночастных сонат содержит 555 сочинений. Сам композитор называл их упражнениями и писал в предисловии к прижизненному изданию: "Не жди - будь ты дилетант или профессионал - в этих произведениях глубокого плана; бери их как забаву, дабы приучить себя к технике клавесина". Эти бравурные и остроумные произведения полны задора, блеска и выдумки. Они вызывают ассоциации с образами оперы-buffa. Многое здесь и от современного им итальянского скрипичного стиля, и от народной танцевальной музыки, причем не только итальянской, но также испанской и португальской. Народное начало своеобразно сочетается в них с лоском аристократизма; импровизационность - с прообразами сонатной формы. Совершенно новой была специфически клавирная виртуозность: игра регистров, перекрещивание рук, огромные скачки, ломаные аккорды, пассажи двойными нотами. Музыку Доменико Скарлатти постигла сложная судьба. Вскоре после смерти композитора ее забыли; рукописи сочинений попали в различные библиотеки и архивы; оперные же партитуры почти все безвозвратно утрачены. В XIX в. интерес к личности и творчеству Скарлатти начал возрождаться. Многое из его наследия было обнаружено и опубликовано, стало известно широкой публике и вошло в золотой фонд мировой музыкальной культуры.

Биография Доменико Скарлатти (Domenico Scarlatti)

Доменико Скарлатти

Доменико Скарлатти (Domenico Scarlatti) (26.10.1685 - 23.7.1757) - итальянский композитор и клавесинист. Сын и ученик Алессандро Скарлатти. Уже с 16 лет состоял органистом и композитором Королевской капеллы в Неаполе. В 1703 году здесь же были поставлены первые его оперы. В 1705 году отец Скарлатти послал его в Венецию обучаться у Ф. Гаспарини. Вскоре Скарлатти стал выдающимся клавесинистом. В 1709 году был в Риме, где подружился с Генделем, который помогал ему совершенствоваться в игре на органе; в свою очередь Скарлатти давал Генделю указания по игре на клавесине. В 1709-1714 годах придворный музыкант польской королевы, жившей в те годы в Риме; для ее театра Скарлатти написал 7 опер и ораторию. С 1714 года регент капеллы святого Петра в Риме. С 1719 или 1720 года после кратковременного пребывания в Лондоне возглавлял Королевскую капеллу в Лисабоне и одновременно давал уроки музыки португальской принцессе; для нее Скарлатти написал свои известные первые сонаты, названные автором "экзерсисы для клавесина" (опубликованы в 1738 году). С 1729 года служил придворным музыкантом в Севилье и затем в Мадриде. Скарлатти сыграл значительную роль в развитии испанской инструментальной музыки; виднейшие испанские композиторы того времени были его учениками и в их числе А. Солер.

Хотя Скарлатти писал также оперы, кантаты, церковные произведения, в историю музыки он вошел как автор сонат для клавесина, до наших дней занимающих почетное место в репертуаре пианистов. Мало обращаясь к контрапунктическим формам, Скарлатти создавал мелодичные, полные блеска, темперамента виртуозные одночастные сонаты, вернее, токкаты в форме сонатного аллегро, напоминающие по жизнерадостности итальянскую буффонаду. Во многих сонатах Скарлатти проходят танцевальные темы. Скарлатти справедливо считается основоположником современной фортепьянной техники; он первым начал широко применять перемену пальцев при повторении нот, скрещивание рук, скачки более чем на октаву и другие технические приемы, явившиеся новыми для того времени. Сонаты Скарлатти оказали влияние на формирование фортепьянного стиля Ф. Э Баха и Йозефа Гайдна. Полное собрание пьес для клавесина Доменико Скарлатти издано в 11 томах под редакцией А. Лонго (Милан, 1906).

Комментарии к статье:

К биографии
2016-03-25 11:26:20

Доменико Скарлатти был шестым ребёнком из десяти, младшим братом Пьетро Филиппо Скарлатти, также музыканта.

Читайте также: